Образование как ценность процесс и результат кратко

Обновлено: 04.07.2024

Образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Оно становится важным фактором развития не только отдельных сфер, но и всего общества. В процессе образования человек осваивает культурные ценности, социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей, механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового и духовного производства. Данная категория педагогики представляет собой социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества. Именно образование является активным ускорителем культурных перемен и преобразований как в общественной жизни, так и в отдельном человеке.

Образование как ценность. Рассмотрение образования с данной точки зрения предполагает учет следующих взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная; образование как ценность общественная; образование как ценность личностная.

Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого государства зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития. Государство должно быть заинтересовано в развитии образования, придании ему приоритетной государственной значимости. Это должно проявляться в обосновании эффективных технологий, направленных на обеспечение престижа образования в обществе, осознании его государственной значимости, подкрепленной соответствующими материальными инвестициями и моральными обязательствами со стороны государства.

Устремления государства и общества в развитии образования далеко не всегда совпадают. Часто государство провозглашает образовательные приоритеты, а общество подталкивает его к выполнению собственных обещаний. Общество лоббирует образовательные приоритеты не только через создание представительных общественных организаций, ориентированных на решение определенных для общества образовательных проблем, но и через прямое вхождение во власть наиболее компетентных представителей сферы образования.

Личностная ценность образования заключается в индивидуальном мотивированном отношении человека к собственному образованию, его уровню и качеству.

Образование тесно связано с понятием культуры. Культура – это воспроизводимая при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества. По мнению С.И. Гессена, культуру можно представить в виде следующих слоев.

1) наука (мировоззрение – система взглядов человека на природу, общество, труд, познание);

2) искусство (овладение культурным наследием человечества: картины, памятники, театр, музыка, природа, понятия красоты, гармонии);

3) нравственность (нормы морали – правила поведения, общечеловеческие ценности и нравственные качества: совесть, честность и т. д.);

4) религия (нормы религии: возлюби ближнего своего, не желай зла, делай добро и т. д.).

1) право (правовая грамотность, законопослушность);

2) государственность (гражданское сознание, Отечество, правительство, строй и т. д.).

1) хозяйство (представление о производственных процессах – шитье, строительстве, обучении и т. д.);

2) техника (знания и умения по использованию орудий труда – молотка и т. д.).

Образование как результат. Образование – это целенаправленный результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

В конечном счете образование обеспечивает определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений, навыков, подготовки к тому или иному уровню практической деятельности.

Результаты образования можно группировать следующим образом: 1) знания, умения, навыки; 2) показатели личностного развития; 3) отрицательные эффекты (последствия) образования; 4) изменение профессиональной компетентности учителя и его отношения к работе; 5) рост (или падение) престижа школы в социуме.

Образование как система. Образование – специально организованная система внешних условий (образовательная система), создаваемых в обществе для развития человека. В нее входят образовательные учреждения разного типа и уровня, удовлетворяющие различные образовательные потребности человека. Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, – это система дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования. В ней осуществляются передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов.

Образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

В связи с тем, что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов. К образовательным относятся учреждения следующих типов:

• общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования);

• профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования);

• дополнительного образования (детей, взрослых);

• специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии;

• учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательные учреждения каждого типа могут подразделяться на виды (внутри своего типа). Сегодня, выбирая для своего ребенка школу, родители часто сталкиваются с проблемой, куда отдать его учиться: в гимназию, лицей, а может, в колледж? Все эти названия обозначают виды общеобразовательных учреждений. Поступая в учебное заведение среднего профессионального образования, ребенок может оказаться перед аналогичным выбором.

В нашей стране, кроме обычного общеобразовательного учреждения (школы), официально утверждены еще три вида общеобразовательных учреждений. К ним относятся гимназия, лицей и школа с углубленным изучением отдельных предметов.

Гимназия – это вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в составе пятого – одиннадцатого классов. Образование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких (не менее двух) иностранных языков.

Лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших (начиная с восьмого) классов. Лицей предназначен для проведения повышенной подготовки по отдельным предметам, осуществления ранней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдельному или нескольким предметам одной, выбранной, области знаний и осуществляет раннюю профилизацию в соответствующей области знаний. Для реализации разработанной образовательной программы школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени, с первого по одиннадцатый класс.

Классификация видов образовательной практики осуществляется:

• по критериям формируемых и развиваемых в системе образования способностей (общее, специальное образование);

• по характеру (гуманитарное, естественно-научное и техническое);

• по уровням и сложности программ (дошкольное, начальное, основное школьное, среднее, высшее).

Общее образование обеспечивает человеку такие знания, умения и навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем профессионального образования.

Профессиональное образование – это подготовка в учебных заведениях специалистов высшей, средней и низшей квалификации для определенных отраслей науки, техники и культуры.

Специальное образование дает знания, умения и навыки, необходимые работнику определенной профессии и определенного уровня классификации.

В неразрывной связи с общим образованием находится политехническое образование, в ходе которого учащиеся знакомятся с основными принципами современного производства, вырабатывают навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

В зависимости от уровня и объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления как общее, так и специальное образование может быть начальным, средним и высшим.

Гуманитарное образование (философское, психологическое, педагогическое, юридическое, филологическое, искусствоведческое, музыкальное и т. п.) направлено на подготовку специалистов в области общественных наук. В настоящее время под гуманитарным образованием понимается важный механизм трансляции и воспроизводства культурных ценностей, идеалов и смысла жизни, форма и содержание которого детерминированы спецификой национально-культурного мира, образуемого историей, языком, философией, литературой, традициями, психологией.

Естественно-научное образование (физическое, эколого-биологическое, геологическое, медицинское и т. п.) ориентировано на подготовку специалистов в области естественных наук.

Современное образование развивается в различных направлениях и характеризуется различными свойствами: гуманизацией, гуманитаризацией, дифференциацией, диверсификацией, стандартизацией, многовариативностью, многоуровневостью, фундаментализацией, компьютеризацией, информатизацией, индивидуализацией, непрерывностью.

По своей природе образование имеет диалектический характер. Основаниями для развития образования являются нормативные правовые акты, новые государственные образовательные стандарты, новые концепции и модели образования на уровне государства или конкретного региона и отдельных образовательных учреждений, новые источники, механизмы и формы финансирования, новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы.

• образование личности начинается до школы, протекает в школе и вне школы;

• школьное образование не может считаться успешным, если не созданы условия, при которых реально происходят и дают результаты внутренние процессы индивидуального самообразования школьников;

• главная миссия школы – создание благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности;

• школа воспринимается как очень важный, но не единственный вкладчик в результаты образования личности;

• различаются результаты собственно школьного образования и результаты образования самой личности;

• реальные результаты образования рассматриваются как самооценка и как внешняя оценка результатов образования.

Инновационное образование. Общим для всех стран является все более выраженная роль человеческого фактора, в связи с чем образование начинает рассматриваться в качестве национальной задачи. Даже в странах с самыми децентрализованными системами образования и воспитания заботу о развитии образования, его финансировании, вводимых в него новшествах берет на себя государство. Образование все больше рассматривается как один из существенных факторов эффективного общественного развития. Уровень развития производства, безусловно, влияет на продуктивность и создает предварительные конкретные материальные условия, однако то, какой будет реальная производительность, в большой степени зависит от работника, так как именно он имеет дело со средствами и предметами труда в процессе производства.

Очевидно, что развитие науки и образования обеспечивает быстрый технический прогресс страны. Технический прогресс, в свою очередь, ведет к повышению производительности труда, которая обеспечивает более высокий общественный и индивидуальный уровень жизни. Поэтому изменения в других сферах общественного труда ставят требование совершенствования и перед деятельностью в сфере образования. Таким образом, уровень образования является косвенным показателем уровня развития общества, а совершенствование системы образования косвенным путем способствует повышению общего уровня жизни.

Степень и качество образования непосредственно влияют не только на совокупные производственные результаты, но и на возможность реализации внутреннего потенциала отдельного человека, на его доход, использование культурных ценностей и т. д.

Сегодня в сфере образования внедряется громадное количество инноваций различного характера, направленности и значимости. Проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику и технологию преподавания. К нововведениям в сфере образования относят следующие изменения:

• в общественном положении образования и уровне финансирования образовательной системы;

• в структуре системы образования;

• в содержании образования, т. е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам;

• во внутренней организации деятельности школы;

• в методах обучения;

• в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании;

• в строительстве зданий и помещений для учебных заведений.

Структура системы образования – весьма подвижный ее элемент (структуры министерства, управлений образования регионального и районного уровней). Изменения структуры происходят очень часто и не всегда носят позитивный характер. Дело в том, что, хотя структура системы образования и является государственным элементом, на него очень сильное влияние оказывает субъективный фактор – желания, стремления, убеждения и вместе с этим просчеты отдельных лиц.

Содержание образования – более стабильный фактор, однако он тоже претерпевает изменения в результате открытий в различных областях науки и изменений в технологиях производства.

К нововведениям в методах обучения следует отнести групповое обучение, различные формы индивидуальной работы, бригадного обучения, введение систем развивающего обучения и др.

Изменения в оборудовании учебных заведений и использование информационных технологий в образовании включают в себя применение аудиовизуальных и других средств дидактической техники, программируемое обучение, зачастую с помощью компьютеров. Использование на уроках аудиовизуальной и компьютерной техники требует введения новой методики организации обучения.

Здания и оборудование помещений для учебных заведений являются необходимым элементом образовательного процесса, однако они не выступают в качестве определяющего фактора образования.

Следует различать реформы и педагогические инновации. Реформой называют нововведения, которые организуются и проводятся государственной властью. Результатами реформы могут быть изменения в общественном положении образования, структуре системы образования, содержании образования, во внутренней организации деятельности школы.

Можно различать реформы общегосударственного и внутриведомственного (т. е. проводимого только в рамках системы образования) масштаба, однако при этом всегда следует помнить, что любая достаточно значимая внутриведомственная реформа всегда согласуется с высшим руководством государства и проходит во взаимосвязи с реформированием в других областях. И в этом смысле разделять реформы на внутрипедагоги-ческие и внепедагогические (общегосударственные) нецелесообразно.

В отличие от реформ педагогические инновации являются результатом деятельности людей внутри системы образования. Педагогическими инновациями называются нововведения, которые разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

Не все изменения, происходящие в сфере образования, можно назвать педагогическими инновациями. Например, нельзя назвать так изменение общественного положения образования, повышение его статуса и увеличение финансирования – это скорее результат каких-то социальных процессов, реформ или изменения политических ориентаций общества, т. е. результат проведения политических реформ.

Изменения в оборудовании учебных заведений и строительстве зданий также нельзя назвать чисто педагогическими инновациями – это скорее результат введения инноваций в сфере компьютерной техники, производства учебных пособий, архитектуры, строительства и др.

Нельзя назвать педагогическими инновациями и изменения в структуре системы образования – это скорее инновации в сфере управления образованием. Отчасти к управленческим инновациям относятся и нововведения во внутренней организации деятельности школ (если эти нововведения не являются вынужденными в результате введения педагогических инноваций).

Таким образом, к чисто педагогическим инновациям можно отнести лишь изменения:

1) в содержании образования, т. е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам;

2) во внутренней организации деятельности школы;

4) в методах обучения.

Инновационное движение представляет собой общественно-педагогическое движение, перерастающее рамки образовательной сферы. Оно становится важнейшим фактором самоорганизации и саморазвития общества, энергией которого обеспечивается проведение в жизнь программ демократических реформ.


Согласно Федеральному Закону "Об образовании в Российской Федерации" (2012), "образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов".

Выделим основные аспекты приведенной трактовки образования. Для этого структурируем определение, как это показано на следующем рисунке.


1) образование как ценность и общественное благо;
2) образование как процесс, объединяющий воспитание и обучение человека;
3) образование как результат воспитания, обучения, развития человека, реализации его интересов и потребностей.

Реализация ценностного, процессуального и результативного аспектов образования осуществляется в их единстве.

Образование как социальное явление существует с древнейших времён, оно обусловлено социальной потребностью передавать новым поколениям опыт, накопленный предыдущими поколениями, создавать предпосылки для совершенствования и развития этого опыта, для стабильности общества. Образование воспроизводится и развивается в течение многих веков, современный уровень образования - лишь очередная ступень его развития. Воспроизводство и развитие образования требует больших ресурсов, оно осуществляется в деятельности многих людей, учреждений, организаций, при использовании разнообразных средств.

Поэтому среди значений термина образование существует ещё одно: образование как сложная система взаимодействий субъектов и материальных средств, обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности. Этот аспект образования отражает понятие система образования.

Итак, образование – это целенаправленный общественно-исторический процесс передачи старшими поколениями и освоения подрастающими поколениями культурного опыта; процесс приобщения, включения детей в жизнь общества. В этом смысле понятие образования сближается с понятием социализации. Но если социализация предполагает становление личности под влиянием всего спектра воздействий (факторы социализации могут быть управляемыми и неуправляемыми), то образование – процесс целенаправленный. И с этой точки зрения образование можно рассматривать как механизм управления социализацией (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов), функциями которого являются, во-первых, упорядочивание всего спектра влияний на личность и, во-вторых, создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.

Образование как результат традиционно означает достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. Вероятно, здесь правильнее было бы говорить об образованности человека как совокупности не только его знаний и умений, но и личностных качеств. Образованный – это человек с высоким уровнем развитых способностей, человек, у которого сформированы мировоззрение, определенные нравственные принципы, ценностные ориентации и личностные качества. Областью существования этого образования является внутренний субъективный мир человека.

Образование как система есть совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, а также сеть реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием. В каждой стране под влиянием исторических, культурных, социальных особенностей, в результате деятельности научных и политических структур сложилась своя, отличная от других, система образования.

Человеческое общество не может развиваться без передачи культурно-исторического (производственного, научного и т.п.) опыта от старшего поколения к младшему. Образование как социальное и педагогическое явление является таким же древним, как само человечество. Многие века этот процесс протекал как естественный. Накопление социального опыта на определенном этапе развития человечества (в поздний период рабовладельческого строя) привело к возникновению потребности в людях, специально занимающихся воспитанием и обучением детей. Появились учебные заведения, в которых осуществлялось образование подрастающего поколения. С возникновением государства появляются органы, определяющие цели и характер образовательной политики, пути ее осуществления. Процесс передачи культурно-исторического опыта становится необходимым и целенаправленным.

Образование приобретает общественную функцию и становится особой сферой социальной жизни. Под воздействием социальной среды происходит социализация личности. Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека окружающей среды, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых обществом условий, то есть образования.

1. Образование – способ вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества. Это процесс трансляции культурно-оформленных образцов деятельности и поведения, устоявшихся форм (норм морали и поведения, правил общения и т.п.) общественной жизни.

2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества.

3. Тенденции развития образования в мире.

4. Непрерывное образование как требование времени.

Литература:

1. Бордовская, Н. В. Педагогика : учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб.: Питер, 2006. — С. 29—31; 62—78.

3. Латыш, Н. И. Образование на рубеже веков / Н. И. Латыш. — Минск : НИО, 2000. — Гл. I, II, III.

4. Общие основы педагогической профессии : учеб. пособие / авт.- сост. : И. И. Цыркун [и др.]. — Минск: Изд-воБГПУ, 2005.—195 с.

5. Основы педагогики : учеб. пособие /А. И. Жук, И. И. Казимирская [и др.]. — Минск: Аверсэв, 2003. —I С. 47—50; 63—88; 99—120; 226—237.

6. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск: Унив'ерситетское, 2000. — С.505-516.

Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат

Человеческое общество не может развиваться без передачи культурно-исторического (производственного, науч­ного и т. п.) опыта от старшего поколения к младшему. Образование как социальное и педагогическое явление такое же древнее, как само человечество. Многие века этот процесс протекал как естественный. Накопление социального опыта на определенном этапе развития человечества (в поздний период рабовладельческого строя) привело к воз­никновению потребности в людях, специально занимающихся воспитанием и обучением детей. Появились учеб­ные заведения, в которых осуществлялось образование подрастающего поколения. С возникновением государства появляются органы, определяющие цели и характер образовательной политики, пути ее осуществления. Процесс передачи культурно-исторического опыта становится необходимым и целенаправленным. Образование приобретает общественную функцию и становится особой сферой социальной жизни. Под воздействием социальной среды про­исходит социализация личности. Социализацияэто процесс и результат усвоения и последующего воспроизвод­ства индивидом социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия окружаю­щей среды на развивающегося человека, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых обществом условий, то есть образования.

1. Образование — способ вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества. Это про­цесс трансляции культурно оформленных образцов деятельности и поведения, устоявшихся форм (норм морали и поведения, правил общения и т. п.) общественной жизни.

2. Образование — это способ социализации личности и преемственности поколений. Одна из главных задач образования состоит в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека.

3. Образование есть механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования состоит в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В то же время в рамках системы образования происходит накопление и развитие интеллек­туального и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование является ускорителем процесса развития как отдельной личности,
так и общества в целом.

Все вышеназванные функции можно свести к двум основным:

1) воспроизводство культурно-исторического опыта человечества;

2) развитие личности и общества.

Образование - социокультурный феномен, выступающий оптимальным механизмом и интенсивным способом передачи подрастающим поколениям социального опыта: знаний о мире и способах деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, другим людям и себе.

Одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование у него образа будущего.

Образование — сложнейший социально-исторический феномен с множеством сто­рон и аспектов. В настоящее время рассматривают: как ценность, система, процесс и результат.

Образование как ценность может быть рассмотрено как ценность личности, как ценность общества, как ценность государства, то есть как личный, общественный и государственный капитал.

Образование как систему — совокупность учебно-воспитательных заведений, учреж­дений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органов управления об­разованием, государственных образовательных стандартов и образовательных программ.

Образование как результат обучения и воспитания — достигнутый уровень в усвоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений (фиксирующий факт присвоения личностью совокупности знаний, умений и навыков, способов творческой деятельности, развитие способностей и дарований, формирование научного мировоззрения и нравственной культуры).

В последние годы наряду с понятием образование ученые и педагоги применяют также понятие — метаобразование. Это понятие отражает аспект приобретения образования (в том числе самостоятельного), самообразование.

Метаобразование акцентирует внимание на строении научных и учебных знаний, способах познания, преобразования, управления, стратегиях учебной, учебно-исследовательской, научно-исследовательской и творческой деятельности, личностных особенностях учащихся и педагогов.

2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества Образование является важнейшим фактором развития общества, определяющим пер­спективы его развития. Свои функции образование выполняет в соответствии с теми или иными образовательными парадигмами (греч. paradeigma — пример, образец). Образова­тельная парадигма — концептуальная модель решения задач (проблем) образования. Парадигмы образования на теоретическом уровне обосновывают и определяют направ­ления развития образовательной практики, проектирования конкретных моделей органи­зации образования. Элементы, от содержания и доминирования которых зависит формирова­ние той или иной парадигмы, представлены в схеме 1.


В мировой и отечественной педагогике на протяжении веков формировались следующие парадигмы образования.

2. Технократическая и гуманистическая парадигма. Сущность технократической парадигмы образования заключается в организации образования на основе репродуктивной деятельности учащихся, направленной на эффективное достижение ими четко фиксированных эталонов знаний и опыта. Процесс обучения строится как технологический процесс (реализуется посредством обучающих, корректирующих, контролирующих и оценивающих процедур) с четко определенными критериями обучения. В мировоззрении учащихся преобладают средства над целью, технологии и техники над общечеловеческими ценностями. Для гуманистической парадигмы человек не является объектом манипуляций, а представляет собой высшую ценность. Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие, сотрудничество, оказание поддержки личности.

3. Педоцентристская и детоцентристская. Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение в качестве главных факторов развития ребенка, при этом основная роль отводится педагогу. При анализе процесса образования определяющими являются методика, новаторство, творчество педагога в то время, как личностные качества, интересы и способности учащихся учитываются недостаточно. Детоцентристская парадигма ориентиру­ет на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особен­ностей, способностей и интересов.

4. Социетарная и человекоориентированная. В основе социетарной парадигмы лежат принципы государствен­ного управления образованием. Государство определяет характер и цели образования, а управление образованием носит только государственный характер. В рамках человекоориентированной (антропологической) парадигмы в про­цессе обучения и воспитания учитываются в первую очередь индивидуальные особенности и интересы всех участ­ников образовательного процесса (ребенка, родителей, педагогов и др.). В современной образовательной практике сочетаются элементы всех этих парадигм или преобладает одна из них в рамках отдельной педагогической системы (например, авторской школы). В соответствии с образователь­ными парадигмами в обществе организуются те или иные модели образования. Взаимосвязь основных функций образования и моделей образования отражена в схеме


Современное образование имеет тенденцию приобретать личностно ориентированную направленность, ста­новится гибким и динамичным. Образование как социальная система превращается в дифференцированную

и открытую для изменений сферу образовательных услуг, которая позволяет личности сознательно выбирать индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями, способностями, тендерными особенностями.

3. Тенденции развития образования в мире

Альтернативой традиционному образованию и одним из векторов его развития является переход от традиционного к инновационному образованию, когда изучается не только то, что открыто и изобретено в соответствующих областях знаний, но и как происходят открытия и изобретения, как рождается новое.

Современное образование характеризуется следующими тенденциям: Гуманизация образования - предполагает ориентацию образовательной системы и всего образовательного процесса на личность учащегося, переход субъект-объектных отношений педагога с учащимися к субъект-субъектным, характеризующимся взаимным уважением учащихся и педагогов, уважением прав каждого человека, сохранением и укреплением здоровья людей, правом выбора воспитанником индивидуального пути развития, направленностью на развитие чувства собственного достоинства и самореализацию.

Гуманитаризация - предполагает освоение всей полноты содержания образования, независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать социальные проблемы не благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.

Дифференциация - это ориентация образовательных учреждений на достижение учащихся при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами. Например, разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; составление индивидуальных планов и образовательных программ для отдельных учащихся или студентов в соответствии с их интересами и профессиональной ориентацией и т.д.

Диверсификация - широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степи упорядочения в системе образования посредством установления комплекса нормативных документов.

Многовариантность - это организация многоэтапного образовательного процесса, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью соответствующего уровня образования.

Информатизация образования - широкое массовое использование вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие в связи с доступностью системы образования и относительной простотой в использовании разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.

Информатизированное образование называют электронным. Именно этот вид образования, относят к одной из критических технологий современного мира. Компьютерная грамотность подрастающего поколения приравнивается к знанию родного языка.

Индивидуализация - это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Непрерывность - процесс постоянного образования и самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе. Существует тенденции объединения различных этапов системы образования в целостный образовательный процесс.

Образовательный процесс имеет диалектический характер. Поэтому развитие образовательного процесса возможно как через разрешение противоречий, так и эволюционным путем - через совершенствование сложившейся образовательной системы.

Читайте также: