О чем повествует шестоднев кратко

Обновлено: 04.07.2024

Василий Великий начинает свое объяснение Моисеева Шестоднева с утверждения истины о сотворении мира.

В своих беседах святитель Василий Великий ставит своей задачей изобразить творческую Божественную силу, гармонию и красоту в мире и показать, что учение философов гностиков о миротворении – неразумные измышления и что, напротив, Моисеево повествование одно содержит божественную истину, согласную с разумом и научными данными. Выясняя прямой буквальный смысл текста и избегая аллегоризма, он, на основе данных современного ему естествознания, исследует свойства и законы природы и художественно описывает их. Преследуя цели назидания, св. Василий поучает из природы познавать Творца, Его благость и премудрость, и постоянно предлагает нравственные наставления.

Структура мира у Василия Великого приобрела все основные черты, которые были характерны для нее в средневековье вплоть до конца XIV столетия. Вначале четыре элемента были смешаны, но затем каждый занял свое естественное место: наверху – огонь, затем – воздух, вода и земля. Огонь образует субстанцию небес и простирается до вод по одну сторону тверди (Быт. 1:6); по другую сторону ее находятся воздух и более тяжелые воды, которые образуют облака. Свет был сотворен тотчас после выше названных элементов и, следовательно, прежде самого Солнца, которое было сотворено позже, чтобы нести свет и передавать его. Сразу же после сотворения Солнца воздух получил свет, который распространился мгновенно. Каждый элемент обладает характерным свойством: огонь – горяч, вода – холодна, воздух – влажен, земля – суха; но они никогда не предстают перед нами в своей первозданной чистоте, и каждый элемент может смешиваться с другими, передавая им некоторые собственные свойства: холодная и сухая земля может соединяться с водою, которая холодна и влажна, а вода, в свою очередь, может соединяться с воздухом, влажным и горячим; воздух соединяется с огнем, который горяч и сух, что возвращает нас к земле – холодной, но сухой. Это согласие, или гармония, элементов делает возможными их комбинации, которые представляют собой самое ткань миропорядка.

Многих ученых неоднократно соблазняло стремление согласования библейского рассказа о творении с данными науки и с доводами разума. Это почти всегда рискованно и бесплодно. Не потому, что современные достижения науки знают больше, чем Моисей, или что доводы ученых колеблют достоверность библейского повествования, а потому что Шестоднев Моисея есть религиозное сказание, а не научное исследование о происхождении мира. Посему, всякая попытка такого согласования обречена на неудачу; точно так же неверно пользоваться текстом книги Бытия для целей апологетических. На этом основании, св. Василий и не имел в виду писать апологетический трактат. Он обращается не к философам языческим, а к верующему народу. Языческих философов он кое-где упоминает, но не считает нужным вступать с ними в пререкания, так как ни одно из их утверждений не оставалось долго бесспорным, а объявленное несостоятельным вынуждено было уступить место следующему. Такой взгляд на философию не помешал, как сказано выше, св. Василию быть самому под очевидным влиянием и Платона, и Посидония, и Аристотеля.


Книга Бытия начинается с описания величественных дел Божьих — создания мира в течение шести дней. Господь сотворил Вселенную с неисчислимыми светилами, землю с ее морями и горами, человека и весь животный и растительный мир. Библейское откровение о сотворении мира возвышается над всеми существующими космогониями других религий, как истина возвышается над любым мифом. Ни одна религия, ни одно философское учение не могли подняться до превосходящей разум идеи о творении из ничего: В начале сотворил Бог небо и землю.

Первыми были созданы бесплотные духи — Ангелы. Хотя Священное Писание не содержит повествования о сотворении ангельского мира, нет никаких сомнений, что Ангелы по своей природе принадлежат к тварному миру. Это воззрение основано прежде всего на ясном библейском понимании Бога как всемогущего Творца, положившего начало всему существующему. Все имеет начало, только Бог безначален. Некоторые святые отцы видят указание на создание невидимого мира Ангелов в словах сотворил Бог небо (Быт 1, 1). В подтверждение этой мысли святитель Филарет (Дроздов) замечает, что, согласно библейскому повествованию, физическое небо было создано во второй и четвертый день.

Первозданная земля была неустроенна и пуста. Созданная из ничего материя сначала явилась неупорядоченной и покрытой тьмой. Тьма была неизбежным следствием отсутствия света, который не был сотворен как самостоятельная стихия. Далее бытописатель Моисей пишет, что Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Здесь видится указание на творческое и оживотворяющее участие в творении третьего Лица Святой Троицы — Святого Духа. Предельно краткое и точное определение — всё от Отца через Сына в Духе Святом. Упомянутая в вышеприведенном стихе вода является важнейшей стихией, без которой невозможна жизнь. В святом Евангелии вода является символом животворящего и спасительного учения Иисуса Христа. В жизни Церкви вода имеет особое значение, будучи веществом Таинства крещения.

Первый день творения

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт 1, 3–5).

По Божественному повелению возник свет. Из дальнейших слов: и отделил Бог свет от тьмы мы видим, что Господь не уничтожил тьму, а лишь установил периодическую смену ее со светом для восстановления и сохранения сил человека и всякой твари. Эту премудрость Божию воспевает Псалмопевец: Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! (Пс 103, 20–24). Поэтическим выражением и был вечер, и было утро заканчивается описание творческих дел каждого из шести дней. Само слово день святые понимали буквально.

Сотворение мира. День 1,2,3. Христорождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева

Сотворение мира. День 1,2,3. Христорождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева

Свет был создан Божественным словом, обладающим всемогущей творческой силой: ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 9). Святые отцы видят здесь таинственное указание на второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия Иисуса Христа, Которого апостол называет Словом и при этом говорит: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1, 3).

При описании первого дня первым поставлен вечер, а потом утро. По этой причине у евреев в библейские времена день начинался с вечера. Этот порядок сохранился в богослужении новозаветной Церкви.

Второй день творения

И создал Бог твердь. и назвал. твердь небом (Быт 1, 7, 8) и поместил небо между водой, которая находилась на земле, и водой над землей.

Во второй день Бог создал физическое небо. Словом твердь передается слово еврейского подлинника, означающее распростертие, ибо древние евреи метафорически сравнивали небосвод с шатром: простираешь небеса, как шатер (Пс 103, 2).

При описании второго дня говорится и о воде, которая находится не только на земле, но и в атмосфере.

Третий день творения

И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9–13).

В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки, а также материки и острова. Позже это вызвало восторг у Псалмопевца: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 7–9).

В этот же день Бог сотворил весь растительный мир. Это было принципиально новым: Бог положил начало органической жизни на земле.

И увидел Бог, что это хорошо (Быт 1, 12). Бытописатель поэтическим языком выражает мысль, что Бог творит премудро и совершенно.

Четвертый день творения

И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14–18).

В описании четвертого дня мы видим сотворение светил, их назначение и их отличия. Из текста Библии мы узнаём, что свет был сотворен во второй день до светил, чтобы, по объяснению святителя Василия Великого, неверующие не почитали солнце единственным источником света. Один Бог является Отцом светов (см.: Иак 1, 17).

Сотворение мира. День 4,5,6. Христорождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева

Сотворение мира. День 4,5,6. Христорождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева

Создание светил имело три цели: во-первых, освещать землю и все, что на ней; устанавливается различие между светилами дневными (солнце) и ночными (луна и звезды). Во-вторых, отделять день от ночи; различать четыре времени года, упорядочить время с помощью календаря и вести летоисчисление. В-третьих, служить для знамений последних времен; об этом говорится в Новом Завете: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29–30).

Пятый день творения

В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею. Так появились обитатели вод, появились водяные животные, насекомые, рептилии и рыбы, а по воздушному пространству полетели птицы (см.: Быт 1, 20–21).

В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде (да произведет вода), тогда как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой.

В пятый день Бог создает более высокую по сравнению с растениями форму жизни. По Божьему повелению появились представители водной стихии (рыбы, киты, пресмыкающиеся, амфибии и другие обитатели вод), а также птицы, насекомые и все живущие в воздушном пространстве.

Шестой день творения

В шестой день творения Бог создал животных, живущих на земле, и человека, по образу и подобию Своему (см.: Быт 1, 24–31).

Описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет. Бог повелевает земле создать всех животных земли (душу живую по роду ее). Бог творил все в определенной последовательности возрастающего совершенства.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (см.: Быт 1, 26-28).

Последним, как венец творения, был создан человек. Он сотворен особым способом. Святые отцы прежде всего отмечают, что творению его предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы: сотворим человека. Человек выделен из всего тварного мира и тем, как его творит Господь. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73).

Бог сказал, что не хорошо человеку быть одному.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2, 21–22).

Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева была взята от своего мужа. Апостол Павел говорит: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян 17, 26). И поэтому мы все являемся родственниками.

На заре человеческой истории Бог установил брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. Он благословил его и скрепил самыми тесными узами: будут одна плоть (Быт 2, 24).

Создав человеческое тело, Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Самая главная отличительная особенность человека состоит в том, что его душа богоподобна. Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26). О том, что такое образ Божий в человеке, мы говорили ранее. Когда Бог сотворил человека, Он привел к нему всех животных и птиц, человек дал им всем имена. Наречение имен было знаком господства человека над всей тварью.

Сотворение мира. Сотворение человека. Храм Рождества Богородицы в Костино

Сотворение мира. Сотворение человека. Храм Рождества Богородицы в Костино

С сотворением человека заканчивается шестидневное творение мира. Бог сотворил мир совершенным. Рука Творца не внесла в него никакого зла. Это учение о первоначальной благости всего творения представляет собой возвышенную богословскую истину.

В конце времен будет восстановлено совершенство мира. По свидетельству тайнозрителя, святого апостола Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля (см.: Откр 21, 1).

Седьмой день

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт 2, 2).

Закончив творение мира, Бог почил от дел Своих. Бытописатель здесь употребляет метафору, ибо Бог не нуждается в отдыхе. Этим указывается тайна истинного покоя, который ожидает людей в вечной жизни. До наступления этого блаженного времени уже в земной жизни мы видим прообраз этого состояния — покой благословенного седьмого дня, который в Ветхом Завете был субботой, а для христиан является днем воскресным.

1. Состав и содер­жа­ние Книги Бытия. Первая книга Библии рас­па­да­ется на два нерав­ных по объему раз­дела: мень­ший — Пролог (1,1–11,26) и боль­ший — Исто­рию пат­ри­ар­хов (11,27–50,26). Пролог был необ­хо­дим бого­вдох­но­вен­ному писа­телю, чтобы ука­зать на связь исто­ков Завета со все­лен­скими замыс­лами Творца о мире и чело­веке. Первая часть Бытия, в свою оче­редь, посвя­щена двум глав­ным темам: учению о миро­тво­ре­нии (1–2) и чело­ве­че­ском грехе (3–11).

В исто­рии пат­ри­ар­хов в главах 12–25 гово­рится в основ­ном об Авра­аме, в главах 25–36 — об Исааке и Иакове, а в главах 37–50 — об Иосифе.

В целом же книга учит:

— бла­го­сти и все­мо­гу­ще­стве Бога, Творца Все­лен­ной и чело­века,
— про­тив­ле­нии людей воле Божией и послед­ствиях греха,
— созда­нии народа Божия, очага гря­ду­щего спа­се­ния мира, про­мыс­ли­тель­ном сохра­не­нии пред­ков этого народа среди испы­та­ний.

Изучая ткань повест­во­ва­ния Про­лога, нужно сна­чала уяс­нить: какую мысль, какое учение пре­по­дает нам свя­щен­ный автор под покро­вом обра­зов и сим­во­лов. Библия не каса­ется науч­ного, раци­о­нально-пости­жи­мого аспекта миро­тво­ре­ния. Она не руко­вод­ство по аст­ро­но­мии или био­ло­гии. Цель ее: воз­ве­стить людям — любой циви­ли­за­ции и любой эпохи — Откро­ве­ние о Боге. Первую главу Бытия сле­дует рас­смат­ри­вать не в связи с науч­ными дости­же­ни­ями нашего вре­мени, а в связи с рели­ги­озно-фило­соф­скими взгля­дами язы­че­ства, против кото­рого она направ­лена (начало такому под­ходу поло­жил еще Евсе­вий Кеса­рий­ский).

3. Язы­че­ские кос­мо­го­нии. Пред­став­ле­ния языч­ни­ков о миро­тво­ре­нии при всем их мно­го­бра­зии можно свести к несколь­ким основ­ным типам:

  • У мира не было начала. Искон­ная необъ­ят­ная бездна Океана, будучи боже­ствен­ной по при­роде, родила из себя всех богов и все, что напол­няет небо и землю.
  • Хао­ти­че­ская Бездна бога-Океана (или богини) была побеж­дена моло­дыми богами, ею же порож­ден­ными. Именно они внесли поря­док в Хаос, обра­зо­вали и насе­лили землю, создали людей как своих слуг, обре­чен­ных рабо­тать на них.
  • Изна­чала было два боже­ства — Света и Тьмы. Воюя между собой, они создают тот облик мира, какой он имеет сейчас.

В этих веро­ва­ниях, кото­рые испо­ве­до­вали люди повсюду от Индии до Греции, про­смат­ри­ва­ются основ­ные рели­ги­озно-фило­соф­ские воз­зре­ния:

  • учение о нераз­дель­но­сти Бога и при­роды (пан­те­изм);
  • взгляд на при­род­ные явле­ния как на форму дея­тель­но­сти мно­же­ства богов (поли­те­изм);
  • поня­тие о двух искон­ных боже­ствен­ных нача­лах (дуа­лизм);
  • взгляд на бес­ко­неч­ность мира, обра­зу­ю­ще­гося из стихий;
  • пред­став­ле­ние о кос­мо­ге­незе как резуль­тате битвы богов;
  • вера во все­об­щую богиню-Мать (позд­нее образ ее слился с поня­тием о слепой Судьбе и Необ­хо­ди­мо­сти);
  • взгляд на Все­лен­ную как обре­чен­ную оста­ваться неиз­ме­ня­е­мой или дви­гаться по кругу веч­ного воз­вра­ще­ния;
  • убеж­де­ние в воз­мож­но­сти чело­века маги­че­ски (закли­на­ни­ями, риту­а­лами и пр.) воз­дей­ство­вать на боже­ствен­ные силы, чтобы обес­пе­чить себе бла­го­ден­ствие.

Учение Шестод­нева можно сум­ми­ро­вать в семи поло­же­ниях:

  1. силы при­роды — не боги; Бог один есть Пер­во­при­чина мира (ср. Рим 1 );
  2. Он откры­вает Себя как личное Сверх­бы­тие;
  3. Он откры­вает Себя в Своих дея­ниях (ср. Рим.1:20 );
  4. Он творит мир Своим Словом (ср. Евр.11:3 ) и дей­ствует в нем;
  5. Он может дей­ство­вать опо­сре­до­ванно, через стихии (вто­ро­при­чины);
  6. созда­ние мира про­ис­хо­дит не в один миг, а поэтапно: от про­стого к слож­ному, от нежи­вого к живому, от живот­ного — к чело­веку;
  7. Бог сотво­рил чело­века по Своему образу и подо­бию, бла­го­даря чему чело­век ста­но­вится вла­ды­кой над тва­рями.

5. Пояс­не­ния к тексту Шестод­нева:

Ком­по­зи­ция ска­за­ния о днях тво­ре­ния. Шестод­нев не пред­ла­гает какой-либо науч­ной теории кос­мо­ге­неза, что под­твер­жда­ется его лите­ра­тур­ным харак­те­ром. По жанру это образ­чик свя­щен­ной поэзии, напо­ми­на­ю­щий литур­ги­че­ский гимн. Быто­пи­са­тель исполь­зует семь рефре­нов (повто­ря­ю­щихся фраз):

Шесть твор­че­ских дней рас­па­да­ются на две триады, в соот­вет­ствии с прин­ци­пом поэ­ти­че­ского парал­ле­лизма Библии (см. § 8, § 4):

1 свет 4 све­тила
2 воды 5 жизнь в водах
3 суша 6 живые суще­ства на суше

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Полезное

ШЕСТОДНЕВ — ШЕСТОДНЕВ, Беседы на Шестоднев, Гексамерон (от греч. έξάμερον шесть дней) жанр средневековой экзегетической литературы, представляющий подробное богословское и натурфилософское толкование библейской истории сотворения мира в шесть дней. Цель… … Философская энциклопедия

“ШЕСТОДНЕВ” — “ШЕСТОДНЕВ” Иоанна экзарха Болгарского памятник славянской литературы религиозно философского содержания. Создан в кон. 9 нач. 10 в. в Болгарии, откуда не позднее 11 в. попал на Русь и оказал заметное влияние на духовную жизнь страны.… … Философская энциклопедия

шестоднев — сущ., кол во синонимов: 1 • гексамерон (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Шестоднев — произв. Иоанна экзарха Болгарского, общеславянский религиозно философский энциклопедический трактат. Он представляет собой обогащенный авторскими вставками компилятивный труд, в к ром излагаются принципы теолого рационалистического… … Русская Философия. Энциклопедия

ШЕСТОДНЕВ — (греч. ExЈmeron), традиц. обозначение библ. сказания о днях творения (Быт 1:1–2,4a). По лит. *жанру Ш. приближается к генеалогиям, к–рые составляют основу *Священнической традиции Пятикнижия. По мнению большинства толкователей, Ш. завершается… … Библиологический словарь

Шестоднев — 1) библейское сказание о шести днях творения; 2) общее название для всех литературных памятников древности, в которых содержатся подробные богословско философские комментарии к ветхозаветной Книге Бытия с целым рядом попутно освещаемых… … Эстетика. Энциклопедический словарь

ШЕСТОДНЕВ — произв. Иоанна экзарха Болгарского, общеславянский религиозно философский энциклопедический трактат. Он представляет собой обогащенный авторскими вставками компилятивный труд, в к ром излагаются принципы теолого рационалистического христианского… … Русская философия: словарь

шестоднев — богословско философское толкование истории о сотворении мира . Из цслав. шестодьневъ ἑξαήμερον (впервые у Иоанна Экзарха Болгарского; см. Мурко, Gesch. d. ält. südslav. Liter. 64), калька греч. ἑξαήμερον (Мi. LР 1132) … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Читайте также: