О чем может рассказать декор крестьянской избы 5 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

-научиться понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

-патриотическое воспитание, развитие интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.

-познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища;

-научиться раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов применяемых в декоративном убранстве избы;

- развитие творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное;

- способствование эстетическому восприятию действительности через познавательную и практическую деятельность;

- воспитание уважительного отношения к культуре и обычаям своего народа, желания развивать духовно-нравственные традиции.

2.Введение в тему урока. Актуализация имеющихся знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Постановка творческой задачи.

6. Подведение итогов.

- Презентация, компьютер, мультимедийный проектор

- Слайды с элементами русской избы

- Краски, палитры, кисточки

Материалы к уроку:

Музыкальный ряд: русская народная музыка. План урока.

1. Организация урока. (3 мин)

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Введение в тему. (6 мин.)

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Народ-пахарь ,народ-творец строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать его род, его большую семью.

В давние времена на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. В выборе материала для строительства вопросов не возникало. Дерева было много, оно легко поддавалось обработке, строить из него было быстро, и главное строение получалось теплым. В тепле русского дерева хранится память народная.

- Что такое дом, изба для человека в этом мире?

Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII-XVIII вв. и городской).

Откуда произошло слово?

Какие же виды домов существовали?

А почему, и как в народных представлениях делился дом? (возникла трехчастная структура избы, состоящая из фронтона, клети и подклети)

Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывался фронтон дома? (с небом, миром богов, именно поэтому он самый нарядный и украшенный .)

А клеть? (с землей, миром людей, нарядные глаза-окна для обмена с внешним миром).

Подклет (подполье)? (с подземным миром, миром наших предков, без окон , иногда в северных районах хранились запасы на зиму.).

Таким образом мы видим что крестьянский дом это образ маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с природой и космосом.

3. Изучение нового материала. ( 10 мин.)

- Почему вдруг человек стал его украшать (дом)?

- Случайны ли узоры на фасаде избы?

Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних сил, стремился создать свой мир, свой дом - добрый и уютный. И поэтому неслучайно, мы не когда не найдем два одинаковых по внешнему убранству дома.

Все орнаменты и узоры несли знаковый и обереговый смысл. Наиболее древними обережными символами были узоры, связанные с тремя стихиями, которым поклонялись славяне: символы земли, воды, огня. Их призывали славяне к себе в охранители. Символы земли – засеянное поле (ромб, разделенный на четыре части с точками внутри каждой), знак плодородия (свастика). Символ воды – хляби небесные (волнистые линии). Символ огня - косой крест (огонь земной), громовный знак (шести- или восьмилучевая звезда). Кроме этих, основных знаков, языческая символика включает изображение солнца, радуги, фигур богини на вершине строения, подковы и многие другие.

Интересны и загадочны сами названия конструкций, декоративных элементов народной избы. Начнем с крыши.

- Ребята, скажите, как называется элемент украшения, находящейся на самой крыше? (конь, конек).

- Для чего сажал русский человек конька на крышу дома?

- Только ли ради украшения или в этом есть более глубокий смысл?

Крышу венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу. Тем самым дом уподоблялся солнечной колеснице.(согласно славянской мифологии именно конь выводит солнце на небосвод) Для крестьянина образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья.

Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Именно поэтому на фронтоне дома славяне изображают небо и ход солнца – утром, в полдень и вечером. При этом на центральном полотенце обычно размещают громовой знак (круг, разделенный на шесть секторов), оберегавшим дом от попадания в него молнии.

Доска-полотенце – украшает спереди верхнюю часть избы. На них мы видим символы солнца и земли. Солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце, на конце причелины с левой стороны – утреннее восходящее, а с правой вечернее заходящее солнце.

Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее.

-Почему в орнаментах (резных и расписных) крестьяне чаще всего изображали солнце?

Потому что от солнца зависело благополучие в семье крестьянина-пахаря. Урожай и достаток в семье.

Наличники - Украшение глаз дома. Через передние окна в избу входили свет солнца, происходило общение с окружающим миром. На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами можно было увидеть фигурки птиц или изображениями различных животных. (в том числе и фантастических). Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини, призванной охранять окна от проникновения нечистыех сил.

Солнца лучик бегает по окнам,
И блестит наличников резьба,
Заиграли в ярком свете стёкла -
Оживает старая изба.

4. Постановка творческой задачи.(1 мин)

- выполнить эскиз украшения фронтона дома-1 вариант

-выполнить эскиз оформления окна (наличники)-2 вариант

5. Творчество учащихся. (20 мин.)

6.Подведение итогов урока. (4 мин.)

- Чему мы научились на уроке?

- Что нам удалось сегодня на уроке?

- Что не удалось и почему?

Народ пахарь жил в тесном взаимодействии с природой, солнцем и всеми окружающими его стихиями. Именно поэтому он построил свою избу по образу окружающего мира, и с этим было связанно его желание задобрить силы природы, уберечь тем самым себя и свой род. И именно поэтому он использовал обережные знаки для украшения своей избы.

Вопросы для рефлексии:

- Зачем люди украшают свои жилища?

- О чем может рассказать декор крестьянской избы?

- Назовите элементы избы.

Источники для подготовки к уроку:

1.Н. А. Горяева О. В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2007 г.

2.М. А. Некрасова. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983

3.Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995. (переиздание 1901 года)

4.Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Ред. В.Я. Петрухин, Т.А. Агапкина, Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая. М., 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Понятие интерьера. Знакомство с русским искусством. Убранство русской избы

Конспект урока ОО "Технология" для учащихся 5 класса раздел "Русский быт" (на данном занятии учащиеся знакомятся с историей русской избы, ее убранством; понятиями - интерьер, д.


Музейный урок "Убранство русской избы"


Презентация к уроку ИЗО, 5 класс Убранство русской избы

Презентация содержит краткие теоретические понятия, красочные иллюстрации декора русской избы, схематическое изображение древнерусских символов.

5 класс 6-7 урок "Убранство русской избы"

Методическая разработка для урока изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского "Убранство русской избы" 6-7 урок.


"Убранство русской избы"

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 5 классе по программе под редакцией Б.М. Неменского.

Убранство русской избы

Конспект урока 5 класс по программе Б.М. Неменского.


5 класс. Убранство русской избы (презентация PowerPoint)

Материал содержит информацию и иллюстративный материал о строительстве, особенностях, украшении традиционного русского деревянного дома.

Урок посвящён знакомству с избой —крестьянским домом, его убранство, внутренним миром и предметами народного быта.

Глоссарий: изба, сруб, фасад, сени, клеть, подклеть, конёк, полотенце, причелина, наличник, охлупень, фронтон

Цель: знакомство с убранством русской избы, ее внутренним миром, развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.

изучить конструктивные декоративные элементы крестьянского дома, его в трёхчастную структуру и символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб;

сформировать образные представления об организации внутреннего пространства избы и декоре крестьянского дома;

раскрыть единство пользы и красоты предметов народного быта, символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи.

Узнаем о крестьянском доме как художественном образе, отражающем взаимосвязь космоса и мира человека.

Научимся различать конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома, понимать его в трёхчастную структуру.

Сможем понимать символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб, их внутреннего мира и предметов народного быта

Обязательная литература:

Дополнительная литература:

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал

Основной частью жилого дома была изба — отапливаемое жилое помещение прямоугольной или квадратной формы.

Клеть представляла собой небольшое холодное помещение, использовавшееся в основном для хозяйственных целей.

Сени – это по сути неотапливаемая прихожая, отделяющая жилое помещение от улицы.

Люди издавна вкладывали глубочайший смысл в постройку дома. Тщательно и со смыслом выбиралось место под постройку избы, Столь же тщательно выбиралось и время постройки дома.

Дома строили разнообразные.

Русская изба имеет трёхчастную структуру, в которой отражена вся Вселенная, весь мир:

  1. крыша, фронтон символизирует небо;
  2. часть сруба ниже фронтона, часть дома, где живут люди символизирует мир людей - землю;
  3. подклет, или подклеть (подпол) — подземный мир.

Каждый ярус избы украшался по определённым правилам.

Крышу, как небесный свод, венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу. Доски, закрывающие торцы бревен, удерживающих кровлю, расходящиеся от конька, называютя причелины. Кисть – нижняя свешивающаяся часть причелины. Резная доска, свисающая со стыка причелин – полотенце.

Фасад – лицевая сторона дома, выходящая на улицу. Фасад – лицо избы:

Окна – это глаза русской избы. Окна украшали наличниками и ставнями.

фасад - лицо избы,

фронтон избы - чело, лобовая доска,

окна – око, глаза.

Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Внутренний мир русской избы - это тоже свой образный мир, здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе: потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Пол – землю устилали разноцветные домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Дом смотрел на мир окнами –глазами, а оконные рамы изготавливались в виде креста, что являлось защитой и символизировало четыре стороны света и солнце.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Материальный центр - это мир предметов, предназначенных для тела, здоровья, благосостояния.

В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.

В свободном углу избы у окна устанавливали ткацкий станок и прялку.

В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный - от слова “душа”. Красный угол передний, большой, святой – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ. Предметы народного быта: русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Причудливой формы, ярко расписанные, украшенные красивой резьбой, эти предметы радовали глаз и окружали всю семью теплом и радостью. Форма сосуда и нарядная роспись создавали единое образное звучание. Ковши имели образы ладьи, коней, птицы, солнца.

Мы рассмотрели убранство русской избы и увидели, что в образном строе крестьянского дома представлена картина мира. Внутреннее жилое пространство русской избы, это мудро организованный быт, воспроизводящий в образной форме гармонию Великого космоса. А нарядный декор в бытовых рабочих вещах не только выполняет роль украшения, но и становится источником размышления о неизменности круговорота природных сил, о смене дня и ночи, упорядоченности мироздания и месте человека в нём.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Материал данного урока направлен на развитие интереса к народной культуре.

Конспект урока по изобразительному искусству

Цель урока - изучение декоративного искусства и его места в жизни общества; знакомство обучающихся с традиционным жилищем северных народов, основными фрагментами украшения русской избы.

Задачи: создать условия для:

получения учащимися знаний о древних корнях народного искусства, ознакомления с традиционным жилищем северных народов; Развития творческой и познавательной активности.

формирования практических умений работать в малом коллективе (группе): развития мыслительных навыков учащихся (формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи), познавательного интереса, умения находить нужную информацию, умения выполнять графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома.

воспитания культуры умственного труда, вырабатывания коммуникативных качеств, формированию умения эмоционально воспринимать, умения объяснять, выражать своё отношение и эстетически оценивать украшения традиционного жилища.

Воспитания любви к Родине и народной культуре.

Планируемые результаты:

Предметные: понимать специфику образного языка ДПИ; использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции; выполнять эскизы деталей экстерьера русской избы; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные: смыслообразование, ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

Метапредметные:

Познавательные УУД: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Тип урока: изучение нового материала с элементами исследования и использования

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок творчества

Оборудование и материалы:

Для учителя

Схемы – таблицы с изображением элементов русской избы.

Иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, загадкам.

Примеры экстерьеров крестьянского жилища

Схемы-карточки для рефлексии

Зрительный ряд: примеры древних образов в русской избе. Элементы декоративного убранства русской избы.

Литературный ряд: стихи, сказки.

I. Организация урока.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Введение в тему.

Ребята! Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.

Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII-XVIII вв. и городской).

Какие же виды домов существовали?

А теперь давайте подумаем, как в народных представлениях делился дом?

Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывалась крыша? (с небом)

А клеть? (с землей).

Подклет (подполье)? (с подземным миром).

Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с космосом.

А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы.

III. Изучение нового материала.

Что такое дом, изба для человека в этом беспредельном мире?

Чем является для русского человека дом (жилище)? ( небесной колесницей)

Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних сил, стремился создать свой мир, свой дом - добрый и уютный. И поэтому неслучайно, если вы обратите внимание на крестьянские дома в деревнях и селах вы не сможете найти два одинаковых по внешнему убранству дома.

Интересны и загадочны сами названия конструкций, декоративных элементов.

Фронтон избы - чело, передняя часть - лицо, окна - глаза. Удивительно, что так очеловечен облик избы. (показ слайдов).

Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу. Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.

Русская изба состояла из трех частей:

верхняя часть – жизнь души, поэтому самая яркая, красивая, нарядная;

конек – небесная колесница;

сруб – с него начинали строить, это жизнь человека;

клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем (в северных районах нашей страны).

Ребята, скажите, как называется элемент украшения, находящейся на самой крыше? (конь, конек). (Беседа сопровождается демонстрацией слайдов).

Для чего сажал русский человек конька на крышу дома?

Только ли ради украшения или в этом есть более глубокий смысл?

Оказывается, для русского человека образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья.

Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать человека.

Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини (показ слайда).

Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома.

Доски - полотенца украшают спереди фронтон избы (демонстрация слайда).
Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб.

Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее.

Почему в орнаментах (резных и расписных) крестьяне чаще всего изображали солнце?

Потому что от солнца зависело благополучие в семье крестьянина-землепашца. Мечта о солнце объяснялось еще и тем, что оно было зачастую редким и оттого таким желанным в суровых северных краях.

На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных.

На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных.

«Ты лучами к полям прикасалось,

Улыбалось веселым огнем,

Ты и кругом и ромбом казалось,

- писал поэт Б. Дубровин.

IV. Постановка творческой задачи.
- выполнить эскиз украшения фронтона дома-1 вариант
- выполнить эскиз декоративного оформления окна (с резными наличниками-2 вариант)
- выполнить декоративного оформления окна с отавнями-3 вариант
- выполнить эскиз декоративного убранства переднего фасада дома (фронтона, красного окна, окон с резными элементами на переднем фасаде дома) -4 вариант.
- презентовать свой рисунок одноклассникам.

V. Педагогическое руководство творчеством учащихся.

VI. Подведение итогов.

Сегодня мы познакомились с вами с русским народным деревянным зодчеством на примере крестьянской избы.

И давайте повторим, какие символические образы можно увидеть в узорном убранстве изб? (символические образы солнца, земли, птиц, растений, животных, фантастических существ).

Что нам удалось сегодня на уроке?

Что не удалось и почему?

Чему научился на уроке?

VIII. Анализ работ учащихся, выставление оценок.

Русский человек жил в тесном содружестве с природой, окружающим миром, выражал свои представления о нем в символических образах, как бы призывая в союзники, могущественные силы природы.

русская изба

Русская изба всегда была ладной, добротной и самобытной. Архитектура её свидетельствует о верности многовековым традициям, их стойкости и уникальности. Её планировка, конструкция и внутреннее убранство создавались на протяжении многих лет. Не так много традиционных русских домов сохранилось по сей день, но всё же в некоторых регионах их можно встретить.

Изначально избы в России строили из дерева, частично заглубляя их фундамент под землю. Это обеспечивало большую надёжность и долговечность сооружения. Чаще всего в ней была всего одна комната, которую владельцы делили на несколько отдельных частей. Обязательной частью русской избы был печной угол, для отделения которого использовали занавеску. Кроме этого выделялись отдельные зоны для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.

Крыльцо русской избы

крыльцо

Архитектура крыльца всегда была тщательно продумана, ей владельцы дома уделяли достаточно много времени. В ней сочетался отличный художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность зодчих. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям или прохожим. Интересно, что на крыльце вечерами после тяжёлой работы часто собиралась вся семья, а также соседи. Здесь гости и владельцы дома танцевали, пели песни, а дети бегали и резвились.

В разных областях России форма и размеры крыльца кардинально отличались. Так, на севере страны оно было достаточно высоким и большим, а для установки выбирался южный фасад дома. Благодаря такому ассиметричному размещению и уникальной архитектуре фасада весь дом смотрелся очень своеобразно и красиво. Также достаточно часто можно было встретить крыльца, поставленные на столбы и украшенные ажурными деревянными столбиками. Они были настоящим украшением дома, делая его фасад ещё более серьёзным и добротным.

На юге России крыльца устанавливали со стороны передней части дома, привлекая внимание прохожих и соседей ажурной резьбой. Они могли быть как на две ступеньки, так и с целой лестницей. Некоторые владельцы дома украшали своё крыльцо навесом, а другие оставляли открытым.

сени

Для того, чтобы сохранить в доме максимальное количество тепла от печи владельцы отделяли жилую зону от улицы. Сени - это именно то пространство, которое сразу же видели гости при входе в избу. Кроме сохранения тепла сени также использовались для хранения коромысла и других нужных вещей, именно здесь многие делали чуланы для продуктов.

Для разделения сеней и отапливаемой жилой зоны также делали высокий порог. Он делался для предотвращения проникновения холода в дом. Кроме этого по многовековым традициям каждый гость должен был поклониться при входе в избу, а зайти внутрь не приклонившись перед высоким порогом было невозможно. В противном случае гость просто ударялся голой об косяк.

Русская печь

русская печь

Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур. Наверх вели ступени, в стенах имелись ниши для разной утвари. Топка всегда была с железными заслонами. Устройство русской печи – сердца любой избы – удивительно функциональное.

Печь в традиционных русских избах всегда размещалась в основной зоне, справа или слева от входа. Именно её считали главным элементом дома, поскольку на печи готовили еду, спали, она обогревала весь дом. Доказано, что приготовленная в печи еда самая полезная, поскольку в ней сохраняются все полезные витамины.

С древних времён с печкой связывали множество поверий. Наши предки верили, что именно на печи обитает домовой. Мусор никогда не выносили из избы, а сжигали в печи. Люди верили, что так вся энергия остаётся в доме, что способствует увеличению достатка семьи. Интересно, что в некоторых областях России в печи парились и мылись, а также использовали для лечения серьёзных заболеваний. Лекари того времени утверждали, что вылечить болезнь можно просто полежав на печи несколько часов.

Печной угол

печной угол

Его также называли "бабий угол", поскольку именно сделать находилась вся кухонная утварь. Его отделяла занавеска или даже деревянная перегородка. Сюда практически никогда не заходили мужчины из своей семьи. Огромным оскорблением владельцев дома был приход чужого мужчины за занавеску в печной угол.

Здесь женщины стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Практически каждая женщина занималась рукоделием, а самым спокойным и удобным местом для этого был именно печной угол. Вышивка, шитьё, роспись - это самые популярные виды рукоделия девушек и женщин того времени.

Лавки в избе

Лавки

В русской избе стояли подвижные и неподвижные лавки, а уже с 19 века начали появляться стулья. Вдоль стен дома владельцы устанавливали неподвижные лавки, которые крепились с помощью поставок или ножек с резными элементами. Подстава могла быть плоской или сужаться к середине, в её декоре часто присутствовали резные узоры и традиционные орнаменты.

Также в каждом доме были передвижные лавки. Такие скамьи имели по четыре ножки или устанавливались на глухие доски. Спинки часто делали так, чтобы их можно было перекинуть на противоположный край лавки, а для украшения использовали резной декор. Скамью всегда делали более длинной чем стол, а также часто покрывали плотной тканью.

Мужской угол (Коник)

коник

Он находился справа от входа. Здесь обязательно стояла широкая лавка, которую с обеих сторон ограждали деревянными досками. Их вырезали в форме конской головы, поэтому мужской угол часто называют "коник". Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты, предназначенные для ремонта и других мужских работ. В этом углу мужчины ремонтировали обувь и утварь, а также плели корзины и другие изделия из лозы.

На скамью в мужском углу присаживались все гости, пришедшие к владельцам дома на короткое время. Именно здесь мужчина спал и отдыхал.

Женский угол (Середа)

середа

Это было важное в женской судьбе пространство, поскольку именно из-за печной занавески девушка выходила во время смотрин в нарядном одеянии, а также ждала жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их подальше от посторонних глаз, скрываясь за занавеской.

Также именно в женском углу дома понравившегося парня девушка должна была спрятать обметалочку, чтобы в скором времени выйти замуж. Верили, что такая обметалочка поможет невестке скорее подружиться со свекровью и стать хорошей хозяйкой в новом доме.

Красный угол

красный угол

Это самый светлый и важный угол, поскольку именно его считали священным местом в доме. По традиции при строительстве ему выделяли место на восточной стороне, где два смежных окна образуют угол, таким образом свет падает, делая угол самым светлым местом в избе. Здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники, а также в некоторых избах - лики предков. Обязательно в красном углу ставили большой стол и принимали пищу. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб.

И по сей день известны некоторые традиции связанные со столом. Так, молодым людям не желательно сидеть на углу, чтобы в будущем создать семью. Дурная примета оставлять грязную посуду на столе или сидеть на нём.

Крупы, муку и другие продукты народ хранил в сенниках. Благодаря этому хозяйка всегда могла быстро приготовить еду из свежих продуктов. Кроме этого были предусмотрены дополнительные постройки: погреб для хранения овощей и фруктов зимой, хлев для скота и отдельные сооружения для сена.

Читайте также: