О чем хранит память смольный институт кратко

Обновлено: 02.07.2024

Смольный институт благородных девиц, или по первому названию, Императорское воспитательное общество благородных девиц, появилось весной 1764 году по указу государыни Екатерины II. Главным инициатором организации подобного заведения стал известный общественный деятель Иван Иванович Бецкой.

Смольный институт представлял собой закрытое привилегированное учебное заведение для дворянок, в 1765 году появилось отделение для девиц недворянских сословий (за исключением крепостных). В институт брали девочек шести лет. Обучение длилось до того, как воспитанницам исполнялось 18 лет. Впоследствии его срок уменьшился с 12 до 9 лет (девочек стали принимать в 9-летнем возрасте). Телесные наказания в институте не применялись. Помимо содержания за государственный счет, многие девочки содержались за счет различных стипендий – царской семьи и различных аристократов. Были и те ученицы, за которых платили их семьи.

В учебную программу входили арифметика, русская словесность, история и география, иностранные языки, музыка и танцы, рисование и домоводство. Таким образом, девушки получали прекрасную подготовку к жизни в свете. У разных классов была своя форма: от коричневого у младших до белого у старших, что символизировано восхождение девочек от низшего уровня к высшему. Выпуск смолянок всегда посещал государь с семьей. Шесть лучших учениц курса получали золотой шифр с инициалами Екатерины II на бело-золотом банте, часто выпускницы становились фрейлинами при дворе.

В 1796 году Смольный стал частью Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны, а в 1806 году получил свое собственное здание (архитектор Джакомо Кваренги). До этого институт располагался при Воскресенском Смольном новодевичьем монастыре, построенном при Елизавете Петровне зодчим Б.Ф. Растрелли.

С 1848 года институт стал готовить и учительниц – появился педагогический класс, обучение в котором длилось два года. Тогда же отделение для мещанок превратилось в Александровское училище (с 1891 – институт).

В конце 1850-начале 1860-х годов Смольный институт затронули некоторые реформы. В это время инспектором классов здесь был выдающийся педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Он ввел новый семилетний план обучения, в котором были увеличены часы преподавания истории и географии, естествознания, русского языка. Также при Ушинском воспитанницам позволялось уезжать на каникулы и праздники домой, до этого момента они были невыездными (родственники могли посещать их по приемным дням). Кроме того, он ввел практику педагогических совещаний. Однако не все нововведения прижились. Из-за конфликта с институтской начальницей М.П. Леонтьевой, обвинившей Константина Дмитриевича в вольнодумстве, тот вынужден был уйти.

Стоит отметить, что Смольный институт на протяжении всей своей истории отличался сильной строгостью нравов, что проявлялось в отборе учителей и классных дам, должных отвечать определенным качествам, в жесткости самого распорядка жизни смолянок, практически изолированных от внешней жизни.

Во время революционных событий 1917 года Смольный возглавляла княгиня В.В. Голицына. В октябре она перевезла институт в Новочеркасск. Именно здесь в начале 1919 года и прошел последний выпуск смолянок.

Здание Смольного было построено в Санкт-Петербурге в начале 1806 году по проекту Джакомо Кваренги.
До 1917 года там располагался Смольный институт благородных девиц — первое в России женское учебное заведение.

В августе 1917 сюда из Таврического дворца переехали ВЦИК Советов и Петроградский Совет.
В Смольном располагался штаб по подготовке к восстанию большевиков, которым руководил Петроградский военно-революционный комитет. Вот потому-то Смольный в советские времена называли "колыбелью революции".
А ещё потому, что после Октябрьской революции в Смольном разместилось первое советское правительство — Совет Народных Комиссаров, который возглавлял В. И. Ленин.
В ноябре 1917 года в Смольном проходил Всероссийский съезд советов, принявший декреты о мире и о земле.

Сейчас Смольный служит официальной резиденцией губернатора Петербурга.

Смольному как символу революции посвящено немало произведений искусства. Например, я уже писала о поэте Р.Ивлеве и его стихотворении "Смольный".

А вот Смольный у моего обожаемого Маяковского:

В.В. Маяковский "Потрясающие факты"

На площадь выводит подвалы Лондона.
А после
пароходы
низко-низко
над океаном Атлантическим видели —
пронесся.
К шахтерам калифорнийским.
Говорят —
огонь из зева выделил.
Сих фактов оценки различна мерка.
Не верили многие.
Ловчились в спорах.
А в пятницу
утром
вспыхнула Америка,
землей казавшаяся, оказалась порох.

И если
скулит
обывательская моль нам:
— не увлекайтесь Россией, восторженные дети, —
я
указываю
на эту историю со Смольным.
А этому
я,
Маяковский,
свидетель.

А вот картины советских художников:


В. Серов "Как пройти в Смольный"


С. Гуецкий «Смольный. 1917 год"

ивнев.jpg

Б. Кустодиев «Смольный в дни Октябрьской революции"

Смольный (2007 г)


Смольный институт — здание в Петербурге, памятник истории и архитектуры, резиденция губернатора Петербурга и музей. Здание возведено в 1806 году по проекту архитектора Джакомо Кваренги.

В XIX — начале XX века в здании размещался Смольный институт благородных девиц (1764 -1917). Известен своей ролью в событиях Октябрьской революции 1917 года, после которой в здании размещался Ленинградский городской Совет депутатов трудящихся и городской комитет ВКП(б)/КПСС (вплоть до 1991). Затем резиденция мэра и, с 1996, губернатора города. Имеется ряд музейных экспозиций, отражающих всю историю здания.



Содержание

Институт благородных девиц

В институт принимали дочерей дворян и готовили их для придворной и светской жизни. В программу входило обучение словесности, истории, географии, иностранным языкам, музыке, танцам, рисованию, светским манерам и др. Обучение продолжалось 12 лет и делилось на четыре возраста по 3 года каждый.

Некоторые воспитанницы становились фрейлинами двора.

Воспитанницы Института благородных девиц

    (1776 г. выпуска — 1-й выпуск) (1776 г. выпуска)
  • Вяземская, Евдокия Григорьевна (1776 г. выпуска)
  • Борщова, Наталья Семёновна (1776 г. выпуска)
  • Левшина, Александра Петровна (1776 г. выпуска)
  • Молчанова, Екатерина Ивановна (1776 г. выпуска)
  • Ржевская, Феодосия Степановна (1779 г. выпуска)
  • Нарышкина, Мария Алексеевна (1779 г. выпуска)
  • Хованская, Екатерина Николаевна (1779 г. выпуска)
  • Хрущова, Екатерина Николаевна (1779 г. выпуска)
  • Графиня Ефимовская
  • Баронесса Черкассова (в замужестве фон Пальменбах), Елизавета Александровна (1779 г. выпуска)
  • Давыдова, Настасья Михайловна (1782 г. выпуска)
  • Полтавцева (в замужестве Скоблева), О. Н. (180- г. 23-го выпуска) (в замужестве Молоховец) (180- г. 25-го выпуска)
  • Шипова (в замужестве Леонтьева), Мария Павловна (1809 г. выпуска)
  • Энгельгардт (в замужестве Томилова), Ольга Александровра (18—г. выпуска)
  • Бельгард, В. В. (181- г. 37-го выпуска)
  • Квашнина (в замужестве Родзиянко), Екатерина Владимировна (1812 г. выпуска)
  • Белгард, М. В. (43-го выпуска)
  • Любица-Зорка, (182- г. 49-го выпуска)
  • Великая Княгиня Милица Николаевна (182- г. 50-го выпуска)
  • Великая Княгиня Анастасия Николаевна (182- г. 52-го выпуска)
  • Королева Италии Елена (183- г. 59-го выпуска)
  • Ельчанинова (в замужестве Невельская), Е. И. (1848 г. выпуска)
  • Языкова (в замужестве Дюррафур), Г. Ал. (185- г. 75-го выпуска) (1844—1923)
  • Филиппова, М. (1866 г. выпуска)
  • Мертваго, София Петровна (1868 г. выпуска)
  • Кононова, В. В. (186- г. 85-го выпуска)
  • Шустова (в замужестве Гриипенберг), Александра Николаевна
  • Новикова (в замужестве Котельникова), Екатерина Ал. (1891 г. выпуска) (в замужестве Розе), Мария Григорьевна (1872—1942, обучалась в 1889 г.)
  • Де Опик, Л. В. (1892 г. выпуска)
  • аф Энегельм, Екатерина Фёдоровна (в замужестве кн.Багратион-Мухранская) (1893 г.выпуска)
  • Грессер (в замужестве Баратова), В. Н. (1893 г. выпуска)
  • Петрова (в замужестве Адамова), Клавдия Андреевна (1894 г. выпуска)
  • Игельстром (в замужестве Постовская), С. Г.
  • Бибикова (в замужестве Татищева), В. М. (1895 г. выпуска)
  • Кременецкая, Е. (1898 г. выпуска)
  • Новаковская, Н. А. (1901 г. выпуска)
  • Тхоржевская (в замужестве Эрдели), Наталия Корнельевна (1905 г. выпуска)
  • Хитрово (в замужестве Эрдели), Маргарита С. (1910 г. выпуска)
  • Младенцова (в замужестве Грудзинская), Анна Дмитриевна
  • Петровская (в замужестве Мещанинова), Ал. Ал. (1905 г. выпуска)
  • Рогович, Мария Михайловна (1909 г. выпуска)
  • Перекрестова (в замужестве фон Гессе), О. С. (1911 г. выпуска)
  • Лысова (зам. Захаренко-Шульц), Мария Владимировна (1911 г. выпуска)
  • Хроновская (в замужестве Устругова), Мария Ивановна (1895—198х, 1913 г. выпуска)
  • Бао (в замужестве Лавровская), Н. К. (1914 г. выпуска)
  • Чекмарёва (в замужестве Гансон), Анна Викторовна (1914 г. выпуска)
  • Розе, Зинаида Константиновна
  • Баронесса фон Боде, София (1914 г. выпуска)
  • Кулакова (в замужестве Дормуа), Е. Д. (1915 г. выпуска)
  • Кологивова (в замужестве Брак), Н. А. (1917 г. выпуска)
  • Ухтомская, Алла Фёдоровна (1904—1976)
  • Ухтомская, Кира Фёдоровна (1906—1971)

1917 год

В 1917 году в Смольном институте находился штаб по подготовке к восстанию большевиков под руководством Троцкого

Резиденция партийного руководства

В 1925 году архитекторами В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейхом были проведены работы по благоустройству (построены пропилеи перед входом в Смольный) с целью подчеркнуть роль Смольного как колыбели революции.


4. Восточный (Настоятельский) корпус




6. Угловые церкви


Иконостас церкви Святой Екатерины. 1928 год

8. Большой зал

Это первый большой зал эпохи классицизма в России, сопоставимый с творениями барокко. Чуть позже архитектор Доменико Квадри дополнит таким же залом Екатерининский институт на Фонтанке, позже появятся зал Дворянского собрания Поля Жако (Большой зал Филармонии) и зал университета Аполлона Щедрина, и только после этого — парадные залы Зимнего дворца. Да дворцы и не нуждались в подобных масштабных помещениях, там важнее присутствие грандиозной лестницы или анфилады, а вот такие отдельные залы уместнее в каких-нибудь общественных сооружениях. Во всем Смольном это единственный полноценный интерьер, остро контрастирующий с темными коридорами, скромными лестницами и убогими классами.

1. Ограда

2. Непостроенная колокольня

Так как проблем со скученностью населения в России не было, ставить высотные рекорды в архитектуре здесь никто не стремился. Но с приездом зодчих из тесной Европы все изменилось: уже в царствование Ивана III в Московском Кремле появилась высокая итальянская кампанила. Итальянец петровского времени Доменико Трезини построил в цитадели новой столицы башню со шпилем, превышающую колокольню в Москве. И Растрелли решил не отставать от соотечественников, предложив Елизавете побить и этот рекорд, — колокольня Смольного должна была иметь высоту 166 метров. Но в итоге от нее отказались, а когда в советское время перед собором расчистили перспективу по Шпалерной, получилось нечто вроде гигантской тени от несуществующего небоскреба XVIII века.

3. Коридор-галерея

В монастырских корпусах Растрелли многое напоминает дворцовые залы, не случайно похожие галереи вокруг парадного двора зодчий устроил и в Зимнем дворце. Огромные окна делают их чуть ли не самой светлой частью постройки. Кваренги, напротив, спрятал коридоры в недрах своего здания, оставив только два окна по концам, — получилось очень мрачно, особенно если представить их себе в петербургские сумерки, без электричества и при строжайшей экономии свечей. Вот оно, настоящее лицо казенного дома, неважно, приюта или тюрьмы: бесконечные унылые, никуда не ведущие проходы… Зато классы и жилые комнаты располагались по обе стороны от коридора, тем самым кубометры пространства использовались эффективнее.


Галерея Восточного корпуса. 1900-е годы

5. Решетка


7. Вдовий дом

Хотя Джакомо Кваренги и считал себя последователем Андреа Палладио, итальянского зодчего XVI века, строгая манера которого стала необычайно актуальной в век Просвещения, ни в Италии, ни где-либо еще в Европе зданий такого масштаба и с настолько суровыми фасадами не найти. Зодчие в ту пору охотно проектировали грандиозные форумы и дворцы, а то и целые города. Но другое дело — идея придать чему-то столь утилитарному и обыденному, как приют или богадельня, расположенная на городских задворках, черты исключительной монументальности и величия. Такое мало кому могло прийти в голову даже в эпоху классицизма. Причины появления этого здания-гиганта следует видеть, наверное, в амбициях не зодчего, но его заказчиков: царя Александра и его матери, вдовствующей императрицы, проявившей столь щедрую заботу о других вдовах, для которых и строился будущий Смольный институт. Как в случае с иными памятниками имперского строительства, здесь главная составляющая — эффектный фасад, а что творится за его прекрасными стенами, уже никого не интересовало.



Карл Беггров. Визит императрицы в Смольный институт. 1860-е годы



Встреча воспитанниц с родственниками. Фото Карла Буллы

Личный опыт

Сергей Полотовский



Длинные сводчатые коридоры опоясывают все монастырское каре

Личный опыт

Александра Соколова

Но в день выпуска экипажи у подъезда разнились как наша, увы, уже не форменная, из скромного камлота, одежда. Одних из нас ливрейные лакеи облачали в соболя, другим подавались меха по-дешевле — рыжие лисьи, сурковые и даже заячьи. Катеньке Н. помогли надеть простенькое, на вате, пальто, купленное на выходное пособие, и подали платок… Ее отец, дворянин-однодворец, по одежде и внешности уже совсем обычный крестьянин, пришел к выпуску дочери пешком из Черниговской губернии. Почти слепой, он дрожащими от волнения руками обнял ее и в растерянности все целовал ее, плачущую от жалости и к нему, и… к самой себе.

9. Квартира Ленина

история Смольного института, фото № 1

Это архиважное для государства дело было поручено Ивану Бецкому. Иван Иванович был незаконным сыном князя И.Д. Трубецкого и получил от отца только вторую половину фамилии. Воспитывался он за границей, много путешествовал по Европе. 15 лет провел в Париже на дипломатической службе. Там он основательно проштудировал всех энциклопедистов, просветительскую философскую литературу и новые педагогические теории. Петр III вызвал его в Петербург и назначил начальником Канцелярии строения домов и садов Его Величества. Но Бецкий сблизился не с императором, а с его умной и развитой женой Екатериной, у которой стал часто бывать как приятный собеседник. Тридцать лет возглавлял он Канцелярию строений. При нем оделись в гранит берега Невы, с его именем связано строительство Эрмитажа и здания Академии художеств, создание Медного всадника и решетки Летнего сада. Он стал основателем и попечителем воспитательных домов и училищ, больниц для бедных, Смольного института, был президентом Академии художеств и шефом Шляхетского сухопутного корпуса.

история Смольного института, фото № 2

история Смольного института, фото № 3

М.Леонтьева - первая начальница Смольного института

история Смольного института, фото № 4

история Смольного института, фото № 5

история Смольного института, фото № 6

история Смольного института, фото № 7

история Смольного института, фото № 8

Комната для умывания

Распорядок дня в институте был строгий: подъем в 6 часов утра, потом — 6 или 8 уроков. Время для игр очень ограничивалось. Жили девочки в дортуарах по 9 человек с приставленной к ним дамой. Кроме того, была еще и классная дама, которая следила за поведением девочек на уроках.

Самые маленькие девочки учились в первом возрасте. Они носили платья коричневого или вишневого цвета и белые передники. Позднее цвет их платьев изменился на кофейный, за что девочек стали называть "кофейницами". Девочек "среднего возраста" называли по цвету их форменного платья "голубыми", а девочек "старшего возраста" — "белыми", хотя на уроки они приходили в зеленых платьях, а белыми были их бальные платья.

Кроме бальных танцев в программе обучения смолянок значились такие дисциплины, как чтение, правописание, французский и немецкий языки (потом был добавлен еще итальянский), физика, химия, география, математика, история, этикет, рукоделие, домоводство, закон Божий, риторика.

Условия в институте были спартанские, поскольку И. Бецкой был уверен, что только в здоровом теле обитает здоровый дух. Он считал, что детей нужно приучать к холоду, поэтому в спальнях Смольного температуры была не более 16 градусов. Спали девушки на жестких кроватях, утром обязательно выходили на зарядку и умывались холодной водой из Невы.

Рацион питания в Смольном был по сегодняшним временам более, чем скромным. Дневное меню выглядело так:

- Утренний чай с булкой.
- Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон.
- Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок.
- Вечерний чай с булкой.

В посты рацион становился еще менее питательным: на завтрак давали шесть маленьких картофелин (или три средних) с постным маслом и кашу-размазню, в обед был суп с крупой, небольшой кусок отварной рыбы, метко прозванной голодными институтками "мертвечиной", и миниатюрный постный пирожок.
Таким образом кормили не только в продолжительные посты, но и каждую среду и пятницу. В один прекрасный момент более половины девочек оказались в лазарете с диагнозом "истощение" - посты сократили. до полутора месяцев в год. Среды и пятницы никто не отменил.

Если девушка имела карманные деньги, то можно было, внеся специальную плату, пить утром чай с более питательной пищей в комнате воспитательниц, отдельно от других институток, или договориться с прислугой и втридорога купить чего-либо из еды. Впрочем, последнее сурово карались классными дамами.
В лазарете было теплее, нежели в огромных дортуарах, выдавалось усиленное питание и многие девицы устраивали себе "каникулы", симулируя соответствующие болезни. Впрочем, многим и притворяться не приходилось.
Обычно существовало два помещения: запасной лазарет, который использовали во время эпидемий или для тяжелобольных, и обычный, куда помещались все остальные пациентки.

Бывали дни, когда в институте говорили только на французском или на немецком, а за пророненное русское слово невнимательной девочке надевали на шею картонный язык. Она должна была блуждать по галереям института и не могла даже сесть. Это длилось до того времени, пока она не услышит русскую речь от кого-то другого, и тогда язык переходил к другой жертве.

На втором этапе обучения добавляли географию и историю, а на третьем – чтение нравоучительных и исторических книг, геральдику, архитектуру и физику. На последнем этапе обучения повторяли всё ранее изученное, уделяя особое внимание Закону Божьему и домоводству, что должно было подготовить девушку к будущей семейной жизни. Кроме этого, в последний год обучения девушки проводили уроки в младших классах, чтобы получить опыт в воспитании детей. Вручали выпускницам и золотые и серебряные медали. После окончания Института смолянок или устраивали при дворе фрейлиной, или выдавали замуж, или оставляли в родном институте в качестве преподаватели или классной дамы

история Смольного института, фото № 9

история Смольного института, фото № 10

история Смольного института, фото № 11

холл жилого корпуса

урок игры на арфе

история Смольного института, фото № 12

история Смольного института, фото № 13

Самые первые институтки были отгорожены от влияния семьи, но не от мира вообще. Их частно вывозили на прогулки и придворные мероприятия, в стенах Смольного устраивались торжественные обеды и спектакли. В XIX же веке концепция поменялась и в иную, не казарменную, жизнь воспитанниц старались не выпускать. Если раз в год выводили в Таврический сад, то под строгим контролем, делая все, чтобы не допустить контакт институток с другими гуляющими. Несколько раз в год (в день именин императора и императрицы, на Новый год) устраивались балы, на которых присутствовали все воспитанницы и начальство.

А с началом Первой мировой войны прекратились и эти малочисленные праздники: считалось предосудительным веселиться, когда идут бои.
Учителей набирали преимущественно из женатых, если же попадался холостяк, то или в возрасте, или весьма невзрачной внешности, зачастую с физическими недостатками, дабы не вводил непорочных девиц во искушение.

За 153 года существования Смольного института через него прошли 85 выпусков. Разумеется, среди сотен благородных выпускниц были и те, чьи имена остались в истории. О них и о нравах, царивших в Смольном я расскажу в следующей публикации.

Читайте также: