Нужно ли учить ребенка читать до школы в домашних условиях

Обновлено: 28.06.2024

Но нельзя начинать обучение чтению без желания ребёнка!

Занятия через силу или под угрозой приводят к тому, что потом ребенок вообще не захочет учиться. А как пробудить это желание? Для этого требуется читающая среда, книжное окружение. Эта среда должна быть создана прежде всего в семье ребёнка, чтобы с первых детских лет чтение воспринималось детьми, как необходимый элемент содержания их жизни. Книга должна быть востребована родителями. Если вы постоянно читаете ребёнку книги, обсуждаете прочитанное, то у него обязательно возникнет желание научиться читать, начнёт развиваться мотивация чтения, рост положительного отношения к чтению книг, перерастающее в потребность. Но бывает, что родители часто учат читать своего ребёнка неправильно! Ребёнок читает по-буквенно, смешивает звуки и буквы. Учителю приходится переучивать, а это намного сложнее, чем просто учить читать. Поэтому, если вы чувствуете, что не сможете правильно научить читать- не настаивайте, учитель сам научит вашего ребенка читать.

Из всего сказанного можно сделать вывод:

1. Ребенка можно научить читать до школы, если вы владеете методикой обучения чтению.

2. Если его обучает специалист, при этом учитывается желание ребёнка, а не метод принуждения.

3. Школа не требует умения читать, так как главное, чтобы ребёнок был психологически готов к школе, т. е. были развиты внимание, мышление, память, речь и все те умения и навыки, о которых говорила психолог детского сада, а что вы будете использовать- чтение либо развивающие упражнения это зависит от вас и ребёнка.

Будьте терпеливее к своему ча ду!

Раньше при советском дошкольном образовании программа детского сада предусматривала поэтапное обучение детей грамоте, начиная с ясельного возраста 1,5 года.


* Ясельная группа – произношение звуков, название предметов, объединение в группы (посуда, игрушки, мебель и т.д.)

* Средняя группа - учат различать мягкие и твёрдые согласные (бы-би, ма–мя)

* Старшая и подготовительная группа – звуко-буквенный анализ, изучение букв, слоговое чтение.


С чего начать?

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

5. Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил. Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.



Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

Начинаем обучение:


Теперь можно приступать к изучению гласных звуков: а, и, о, у, ы, э.

А – первая буква в вашей азбуке. Называем картинку словом (арбуз) и протяжно тянем первый звук.

Надеюсь, вы вспомнили эти стихи из вашего детства?

Азбука в стихах "Веселый зоопарк"

Учим алфавит в игровой форме - с помощью животных и веселых стихотворений про них!

Дидактические игры:

После изучения этих букв начинаем ежедневно петь песенку гласных, именно петь, а не читать: А А А А А, У У У У У, О О О О О, И И И И И , Ы Ы Ы Ы Ы , Э Э Э Э Э.

Затем составляем первые слоги из гласных (печатаем на листе, шрифт 72) и протяжно произносим, тянем первый звук до тех пор пока ребёнок сообразит, какой второй (Занятие ведём не более 5 минут).

АУ АИ АО АЫ АЭ УА ИА ОА ЫА ЭА УИ ОИ ОЫ УЫ до полного усвоения, это на первых порах займёт 2-3 дня.

Теперь начинаем изучать согласные

Таблица 1.

ма ша да па ба га жа ра са ла ка ва мама Маша Мара жара сажа каша Кама сама Сара дама лама Лара наша ваша Даша рама рада папа Паша пара палата баба тара Наташа панама гагара (это же разрезать на отдельных карточках для игры в прятки).

Таблица 2.

мо ро бо до по ло но со то мода вода сода роса коса лото болото долото борона борода порода погода колода сорока ворона ворота корова солома нога гора дорога лопата

Таблица 3. (перед зеркалом покажите постановку губ при произношении И, Ы)

ми мы би бы ви вы ги ди ды ки ли лы ни ны пи пы ри ры си сы ти ты жи ши мыло мило мышка мишка были били выли вилы гири ноги воды диво кино лиса липа лыко кони они слоны пили пыль рыба рыси норы сила сыны сыры тина паутина малина калина Полина помыли выбили гитара диваны бараны жили шили шина шило шалаши машина малыши шипы животы ножи хороши лыжи кожи дороги пироги

Таблицы ежедневно надо повторять для беглого усвоения. Взрослый может читать иногда слово неправильно. Пусть ребёнок вас поправит. Это развивает внимание к слову и поддерживает читательский интерес. Теперь изучите гласные Е, Ё, Ю, Я ( произносятся ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА)

Таблица 4. (У, Ю) (Э, Е) (Ё ,О) (А, Я)

му мю бу бю гу гю ду дю пу ту тю ру рю су сю ну ню мука рука бусы гуси дуда душа дума пума дюна тура тюря рука порю сума сумма сюда нуга нюня бумага рукава супы меню дарю пою играю солю это ели эти енот мэр мел мёл мол вол вёл вели пол пел тётя дядя мал мял ёж ерш Тома Тёма Таня Маня

Таблица 5. (Изучаем буквы: З, Ф, Х, Ц, Ч, Щ, Й)

за фа ха ца ча ща заря заряд фара фаза фазан хата хала халат цаца цып чаща роща дача удача задача чай чайка чудо хочу лечу учу май мой пой пей лей сей жалей налей рой майка сойка дойка мойка лейка

Таблица 6. (Учимся читать слова с закрытым слогом)

он сон сок сорт там тот ток тут тир бок бук бак кол ком кот крот дом сом лом рот сел мел вол зол мыл мил

боч-ка кош-ка мыш-ка миш-ка шиш-ка лож-ка печ-ка рыб-ка дыр-ка кор-ка лод-ка бул-ка гор-ка пуш-ка

Таблица 7. (Отрабатываем произношение твёрдых и мягких согласных)

Мал-мол-мыл-мул-мил-мел вал-вол-вёл-вил бак–бок–бык–бук был–бил-бел кот-кит лак–лик-лом–лес–лис нос–нёс сук–сок-сыр–сер– сел рыл–рёв-рот-рис–рад ток-тик–тук


Дидактические игры со словами

«Если взять большое слово,

Вынуть буквы раз и два.

А потом сложить их снова,

Игра "Авария" (напечатать слоги, вразброс по листу: зеб – ра, бе – ге - мот, жи - раф, кро - ко - дил, шим - пан - зе, ге - пард, пан - те - ра, дико - браз, ли - си -ца, ма - ка - ка)

«Дело было в воскресенье

У слона на день рожденья.

Гости пели, веселились

И на части развалились.

Игра "Слово в слове". (Отыщите другие слова в большом слове)

Удочки (дочки, очки), марка (арка), дорога (рога), машина (шина), собаки (баки).

Игра "Перевёртыши". (анаграммы), (составьте слово наоборот).

Нос – сон, кот – ток, кит – тик, насос – сосна, мала – лама, лом – мол, налим – лиман, вол-лов, лес – сел.

Цепочки. (Меняем только одну букву и получаем новые слова).

Коса- коза, роза, поза, лоза, Лиза, луза, лупа, липа, лира, лиса, Лида, Люда, люди, люки, луки, луни.

Буква заблудилась. (Отыскать слово с ошибкой)

«Неизвестно что случилось.

Только буква заблудилась.

Забежала в чей-то дом

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме.

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Забодал меня котёл

На него я очень зол.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

Бежит волна за кораблями.

Летают майки над волнами.

На верхушке каланчи

День и ночь кричат врачи.

А о чём они кричат?

Вы спросите у врачат.

Врач напомнил дяде Мите:

"Не забудьте об одном -

Десять цапель перед сном".

Наращивание слов. (Добавьте новый слог)

Рог – пирог, бок – грибок, бор – забор, ход- поход, сук- барсук, нос – поднос, пар- парта, жар- жарко, пожар; лик- суслик, ролик, столик; стол- столбик, низ – карниз, лук- каблук, розы- морозы, лиса- кулиса.

Собери слова в корзинку.

Мы отправились в лесок.

Соберём слова на –ОК

И положим в кузовок.

Грибок, лесок, голосок, колобок, песок, носок, чулок, колосок, волосок, замок, мысок, сучок, щенок.

Колодец (нарисуйте колодец, на ведёрках А О У Е Ё И Ы) (на месте тире прорези)
Б ___К Л_____К М____Л С ____К В______Л Н____С
Б ___К Л_____К М____Л С ____К В______Л Н____С
Б ___К Л_____К М____Л В______Л
Б ___К Л_____К М____Л
бак лак мал сок вал нос
бок лук мол сук вол нёс
бук лес мул выл
бык лис мыл

Лишнее слово (Прочитать, назвать лишнее слово, объяснить, почему)

Чашка ложка кошка тарелка. Лиса рыба волк рысь. Шкаф кровать диван слон. Дождь лето осень зима весна. Лыжи санки коньки велосипед. Зебра крокодил тигр медведь.


Дидактические игры помогают не только научить ребёнка читать, но и постоянно поддерживают интерес к чтению. После того, как появятся первоначальные навыки чтения, начинаем читать книжки, в которых слова разделены на слоги. Если ребёнок боится начинать читать сам, то прочитывайте сами предложение, а ему оставляйте одно знакомое слово. И лишь после нескольких таких совместных прочтений ребёнок начнёт читать сам.

Первичное чтение отводится взрослому, при чтении следите пальцем по словам, затем научите этому ученика. Современные дети, которые много сидят у телевизора или компьютера приобретают синдром скачущего зрения, поэтому при чтении часто теряют строку. Когда ребёнок будет читать бегло, можно применять закладку или короткую линейку, сдвигая её вниз по строке.

Не отчаивайтесь, если вам кажется, что никогда не научите читать своего ученика, знания должны перейти в умения. У разных детей процесс протекает по-разному. Кто-то за месяц усвоит технику чтения, кому-то надо полгода, а некоторым и года не хватает. Но любого ребёнка можно и нужно научить читать, тем более, что лучшая память у детей от 3 до 9 лет.

Читайте ежедневно своему ученику стихи, сказки, учите его пересказывать, отвечать на вопросы, интересуйтесь ежедневно, чему новому он научился в школе. Только тогда ребёнок поймёт, что он в первом классе занят важным и нужным делом.

Подбадривайте, хвалите почаще, даже если вам кажется, что он не так уж много усвоил на домашнем уроке. Спрашивайте, а где ему было трудно. Почаще повторяйте трудный материал.

Почему важно готовить ребенка к школе и как правильно это делать, рассказывает нейропсихолог, образовательный коуч и многодетная мама Анна Высоцкая.

61ac09b0-5ac6-42b5-abab-50292b60f66d

Сегодня до школы дети проходят разные пути развития

Не все родители с энтузиазмом воспринимают идею о том, что современному ребенку желательно еще до школы научиться читать, считать и, возможно, даже писать, ведь раньше ничего такого не требовалось. Официально иметь эти навыки к первому классу не требуется и сейчас, но практика показывает, что без них ребенку в школе будет довольно трудно.

Раньше все дошкольники находились примерно в равных условиях: большинство посещало детские сады, где дети играли и занимались ручным творчеством, а непосредственно перед школой их немного готовили к школьной жизни, в первую очередь, психологически. В итоге в школу дети шли почти с одинаковым уровнем знаний. Всегда находились ученики, опережающие сверстников по навыкам чтения, например, но это были скорее единичные случаи.

Сейчас в дошкольном периоде дети проходят совершенно разные пути развития. Кто-то путешествует по миру и говорит на трех языках. Кто-то воспитывается в семье и не посещает никаких учреждений до школы. Кого-то, напротив, водят по бесконечным занятиям. А кто-то ходит в детский сад.

Детские сады также отличаются друг от друга по программам развития. Во многих частных садах, например, не уделяется должного внимания сюжетно-ролевой игре, зато дети крайне нагружены интеллектуально. Где-то ситуация прямо противоположная.

Первая проблема, которую я вижу сегодня, — огромное количество моторных трудностей (простым языком, дети не только не готовы осваивать навык письма, но и просто удерживать статичную позу за столом). Второй блок проблем: речевые трудности, а третий — незрелость социальных навыков и произвольной регуляции своей деятельности.

В силу дисгармоний в развитии современных детей так велик сейчас спрос родителей на школы с индивидуальным подходом, фактически — на разнообразные коррекционные маршруты.

Одни первоклассники не знают букв, а другие — читают тексты

Итак, на входе в школу мы имеем разных по уровню развития семилеток: одни, условно, не знают даже букв, а другие уже бегло читают художественные тексты. Такой класс сложно обучать в едином темпе, и страдают, как правило, дети, которые знают меньше — им приходится быстро догонять. Плюс программа первого класса довольно насыщенная и сжатая, у детей много самостоятельной работы и почти нет времени на закрепление базовых навыков.

Вместо прописей — карандаши и пластилин

В первую очередь, важно подготовить руку ребенка к письму. Для этого нужно регулярно развивать мышцы кисти, давать им нагрузку. Дошкольник должен уметь работать руками — мастерить, лепить, рисовать, вырезать.

6cac9a36-d9b7-42e9-9f1a-0e1596fda169

Задача — заложить фундамент, который потом поможет ребенку в школе, когда он сядет за прописи. Его рука и мозг будут готовы к этим занятиям, они не вызовут у него ужаса и отторжения.

Если же не заниматься развитием руки и графомоторики, то с началом обучения у ребенка, скорее всего, будет падать мотивация, он будет чувствовать напряжение и отказываться выполнять задания. Он будет сравнивать себя с одноклассниками, получать негативное подкрепление от учителя и расстраиваться.

О наличии проблем станет понятно только в ходе обучения

Мы, конечно, можем рассчитывать на то, что нечитающий семилетний ребенок пойдет в школу, откроет азбуку и легко научится читать. Так вполне может быть, если он полностью здоров и развит, но его по какой-то причине просто не учили читать.

К сожалению, практика показывает, что все не так просто: есть много детей со специфическими трудностями чтения, которые не видны до начала обучения. Причины их различны: от дефицита развития тех или иных высших психических функций до незрелой саморегуляции, когда ребенку элементарно не под силу удерживать внимание на строке.

Опять же, если ребенок до 7 лет не проявлял интереса к чтению, а при попытках что-то ему показать или рассказать — сопротивлялся, то это тоже звоночек для родителей.

Мы живем в насыщенном информационном поле: буквы, слова и тексты у нас повсюду и пройти мимо них у ребенка никак не получится. Но если в 6-7 лет интереса к этой теме нет, то, скорее всего, мозг ребенка подобную информацию не умеет должным образом обрабатывать. И тут надо разбираться в причинах.

Самое главное — вы не узнаете об этих проблемах, пока не начнете учить ребенка читать. Именно поэтому важно играть с буквами и словами за некоторое время до школы: чтобы понять, насколько ребенок в принципе берет этот материал. Тогда при возникновении сложностей у вас будет в запасе время на их решение. В первом классе ресурсы ребенка будут брошены на адаптацию к школе, и решать коррекционные задачи станет сложнее.

Чем лучше ребенок читает, тем проще ему учиться

Но даже если у вас совершенно обычный, хорошо обучаемый ребенок, то все равно я рекомендую идти в школу, уже умея читать. Потому что практически весь материал сейчас дается в текстовом виде. Ребенок должен уметь прочитать задание, понять его и выполнить. Уже в конце первого класса дети пишут итоговые работы, где проверяется уровень смыслового чтения.

Многие будущие школьники не владеют базовыми математическими представлениями

Мне не нравится, когда пятилетку сажают за парту, выдают ему лист с примерами и заставляют их решать. Такое обучение ни к чему хорошему не приведет, особенно если сам ребенок от него не в восторге. Но важно дать дошкольнику базовые математические понятия, некий фундамент, на котором базируется математика. Раньше в садах давали этот минимум. Сейчас я вижу, что у многих детей эти элементарные математические представления не отработаны.

Давайте для начала опишу, что я сама как нейропсихолог смотрю у детей и о каких таких математических представлениях нужно говорить до школы. И если не решать примеры в пособиях, то — чем заниматься?

Ориентация в пространстве. Почему это важно? Математика есть оперирование идеальными объектами в мысленном поле. Операции с числами — это перемещение чисел во внутреннем пространстве или путешествие по числовой оси, причем передвигаться мы можем по ней как вперед, так и назад. Или влево, или вправо. Ребята, которые плохо ориентируются в направлениях, как правило, и в вычислениях постоянно путают сложение и вычитание, разряды чисел.

Умение представлять, визуализировать сюжет в виде схематичного взаимодействия объектов, освобождая его от деталей и красок, — основа работы с алгоритмами решения задач.

Исследование наших коллег по Лаборатории показало: образовательное неравенство проявляется еще до школы. Это обусловлено тем, насколько по-разному занимаются с детьми в семьях с разным уровнем культурного капитала.

Нужно ли учить ребенка читать до школы и как это связано с дальнейшей читательской грамотностью детей?

Во многих школах сейчас установлено неписаное правило: к первому классу ребенок должен уметь читать. Но посещение детских садов в нашей стране не обязательно. К тому же, проблема их доступности тоже далеко не везде решена. Поэтому эта непростая задача — формирование ранней читательской грамотности — ложится на плечи родителей.

Сотрудники Международной лаборатории анализа образовательной политики Андрей Захаров и Анастасия Капуза решили более детально разобраться в этом вопросе и выяснить, как именно в разных семьях родители учат детей читать, и какой результат приносят эти усилия.

Международная лаборатория анализа образовательной политики: Стажер-исследователь

Мы провели исследование на основе данных международного мониторинга PIRLS, который проходил в 2011 году. В нем участвовал 4461 четвероклассник из 202 российских школ. Нас интересовало, как уровень грамотности детей при поступлении в школу и в 4-ом классе связан с культурным капиталом семьи, посещением детского сада и различными практиками обучения чтению, которыми пользуются родители с разным уровнем образования.

Практики обучения чтению до школы

Как родители учат детей читать до школы

Способы обучения чтению можно разделить на формальные и неформальные. Формальные больше сконцентрированы на механике процесса чтения. То есть, на восприятии и проговаривании букв, слогов и слов. Например, это изучение алфавита или игры со словами. В неформальных практиках больше внимания уделяется осмыслению текстов - это совместное чтение и обсуждение книг.

Заместитель заведующего Международной лабораторией анализа образовательной политики

В целом, родители с высшим образованием чаще начинают учить детей читать до школы. Причем, стратегии занятий с детьми тоже связаны с уровнем образования родителей. Чем дольше ребенок ходит в детский сад, тем чаще родители без высшего образования с ним занимаются. То есть, таких детей учат читать и в саду, и дома. При этом родители чаще используют весь разнообразный набор практик: и формальных, и неформальных. Мы назвали такой подход “стратегией подкрепления”. Мы предполагаем, что эта стратегия - реакция на обращения воспитателей детских садов, которые побуждают родителей заниматься с детьми.

А вот родители с высшим образованием используют “стратегию компенсации” . В таких семьях больше занимаются с детьми, если они не ходят в детский сад. Причем, такие родители используют преимущественно неформальные практики - стараются привить ребенку интерес к чтению, занимаются языковым развитием и общим воспитанием.

Чем чаще родители занимаются с детьми до школы, тем выше уровень читательской грамотности ребят - как при поступлении в первый класс, так и позже, в 4 классе. Для детей из семей с большим объемом культурного капитала повышение уровня читательской грамотности связано с использованием родителями неформальных практик. А вот родители без высшего образования могут применять любые практики - результаты детей будут только лучше.

Детский сад и ранняя грамотность

Читательская грамотность и детский сад

Успехи ребенка в чтении зависят и от того, посещал ли он детский сад. Это очень важно для семей с небольшим объемом культурного капитала. Чем дольше ребенок ходит в детсад, тем лучше он читает при поступлении в школу. Это происходит благодаря суммарному эффекту от совместных усилий педагогов и родителей.

А вот для детей из семей с большим объемом культурного капитала длительность посещения детсада не критична для их уровня читательской грамотности.

- Вероятно, дает результат стратегия компенсации, - делают вывод исследователи. - Родители с высшим образованием компенсировали отсутствие детского сада занятиями дома.

В итоге, в самой сложной ситуации оказываются дети из семей с низким культурным капиталом, которые не ходили в детский сад. У них меньше шансов научиться читать к 1 классу, поскольку с ними не занимаются ни педагоги, ни родители. Такие ребята с большей вероятностью будут отставать от сверстников на уроках в школе.

Поддержка чтения в школе

Поддержка родителями детского чтения в 4 классе

Конечно, школы не оставляют плохо читающих детей без внимания. Они пытаются как-то повлиять на семьи. Родители без высшего образования чаще вынуждены подключаться к занятиям с детьми в 4 классе. Видимо, под давлением школы (в среднем учащиеся из таких семей читают хуже) такие родители начинают уделять больше внимания чтению детей и обсуждению с ними прочитанного. Но в 4-ом классе для этого может быть уже поздно.

- Мы удивились, когда увидели, что частые занятия с детьми в 4-ом классе отрицательно связаны с их читательской грамотностью, - рассказывают исследователи. - Сначала даже не поверили, поэтому сделали такой же анализ для других стран-участниц PIRLS. Во многих странах тенденция повторилась. Это объясняется тем, что к четвертому классу дети уже должны уметь читать, и если с ними в этом возрасте приходится постоянно дополнительно заниматься, значит, у них проблемы с чтением.

Уходящий поезд

На примере чтения мы видим, что стратегии обучения детей, которые выбирают родители с разным объемом культурного капитала, дают разные результаты:

Родители с высшим образованием подключаются к образованию детей до школы. Они как пассажиры, которые заранее приходят к поезду и занимают хорошие места. В итоге их дети показывают более высокий уровень читательской грамотности и при поступлении в 1 класс, и в 4 классе. Родители без высшего образования предпочитают делегировать функцию обучения школе. Они подключаются, только когда педагоги начинают обращать их внимание на необходимость заниматься с детьми. Например, когда в начальной школе становится очевидно, что ребенок отстает в чтении. Тогда родители несколько запоздало подключаются к обучению детей - как бы пытаясь запрыгнуть в вагон уходящего поезда, но время уже ушло.

Захаров Андрей Борисович
Заместитель заведующего Международной лабораторией анализа образовательной политики

Понятно, что заставить родителей заниматься с детьми невозможно. Но такое положение дел снижает шансы на успешную учебу для определенной части ребят. Если в начальных классах они плохо читают, то им будет сложнее усваивать материал на уроках и делать домашние задания. Все это приводит к тому, что разрыв в учебных достижениях между учениками из разных семей будет расти.

Многие взрослые хотят подготовить своих малышей к поступлению в первый класс, чтобы им было проще осваивать школьную программу. Но не всегда удается определиться с тем, на какие навыки нужно делать упор на подготовительных занятиях. Так какие знания помогут первокласснику легче адаптироваться к учебному процессу? Ответим в данной статье.

как готовить ребенка к школе

На что обратить внимание при подготовке к школе

Поступление в первый класс – важный и такой волнительный этап в жизни малышей. Но еще сильнее, чем дошкольники, переживают сами родители. Они понимают, что ученики уже с первых дней посещения уроков столкнутся с высокой учебной нагрузкой, а также с необходимостью адаптироваться к коллективу и к новому распорядку дня. Именно поэтому взрослые задумываются о подготовке к обучению в школе.

Но далеко не всегда удается сразу понять, какие знания точно пригодятся первокласснику, а какие можно получить уже на школьных уроках. Из-за этого бывает сложно выбрать собственный план развивающих занятий для подготовки к поступлению в первый класс. Поговорим подробнее о том, что должны знать ребята, и об основных рекомендациях от педагогов и психологов.

обучение чтению для подготовки к школе

Стоит ли обучать чтению до школы

Мнение родителей о том, стоит ли уделять время подготовке детей к школе, различается. Сомнений добавляет тот факт, что для зачисления в первый класс не выдвигается четких требований к наличию у дошкольника каких-либо навыков. Так даже те ребята, которые еще не умеют читать, считать и писать, смогут приступить к занятиям. Именно поэтому некоторые родители считают, что в подготовке к школе нет никакой необходимости. Но почему тогда большинство педагогов настоятельно рекомендует заранее готовиться к первому учебному году?

Дело в том, что поступление в первый класс само по себе является огромным стрессом для малыша. Он попадает в новый коллектив, с которым ему только предстоит подружиться, привыкает к учебной нагрузке, учится быть более внимательным на уроках. В круговороте этих событий очень непросто сосредоточиться на изучении основ грамоты, счета и письма. В результате даже самые способные ученики могут показывать плохую успеваемость в период адаптации к школе.

Учитывая то, что большую часть учебного материала дети воспринимают в формате текста, именно знание ими основ грамоты является залогом эффективного образовательного процесса. Когда первоклассник сам может прочитать задание в учебнике или ознакомиться с каким-либо методическим пособием, он быстрее усваивает знания, чем не умеющие читать сверстники. Из-за этого учителя и рекомендуют готовиться к поступлению в первый класс заранее, и особенно важной частью подготовки детей к школе они считают обучение чтению.

методика обучения чтению

С чего начинать занятия

Обучение чтению – сложный процесс, состоящий из нескольких важных этапов, и первым из них является звуковой. Он дает малышам возможность понять, что каждое слово состоит из нескольких звуков, и учит различать их. По завершении этого этапа дошкольник должен уверенно делить предложенные родителями слова на звуки: д-о-м, к-н-и-г-а, и-г-р-а. В дальнейшем это очень поможет на уроках в школе, когда ученики будут проходить фонетический разбор слов.

Звуковой этап можно назвать подготовкой для следующего периода освоения чтения – буквенного. Теперь малышам нужно постепенно выучить алфавит и научиться сопоставлять звуки с соответствующими им буквами. В качестве методических материалов можно использовать букварь, специальные кубики и карточки. В результате занятий дошкольники должны научиться читать слова по буквам. Только после этого можно плавно переходить к слоговому чтению.

Теперь малышам нужно привыкнуть читать слоги слитно, не разделяя их на буквы: ко-шка, ло-шад-ка, ма-ши-на. Этот этап по праву считается самым сложным, но именно от него будет зависеть то, насколько быстро дошкольник сможет научиться читать текст бегло и воспроизводить слова целиком. Если малыш научится бегло знакомиться с текстом, то это заметно снизит нагрузку, с которой он столкнется уже в первом классе.

Именно поэтому педагоги рекомендуют посещать предшкольные занятия для подготовки детей к обучению в школе. Но где лучше учить ребенка читать – дома или на специальных курсах?

зачем нужна подготовка к школе

Методика обучения чтению для дошкольников

Занятия для подготовки к школе должны быть регулярными, ведь только так они могут принести видимый результат. Кроме того, они должны быть подчинены определенному учебному плану, который позволит дошкольнику эффективно получать новые знания и закреплять их на практике. Несмотря на то, что в открытом доступе в интернете имеется множество различных заданий и рекомендаций для изучения основ чтения, составить собственную программу тренировок не всегда удается. Поэтому многие родители отдают дошкольников на курсы подготовки к школе, где обучение ведется по методикам, проверенным временем.

Читайте также: