Нужно ли специальное подтверждение от департамента образования на проведение в школе съемок

Обновлено: 05.07.2024

Изменились требования к проверкам в сфере образования. Теперь три вида контроля объединили в один, а значит, инспекторы запросят больше документов. Перечень документов для школы и детского сада возьмите в рекомендации. Там же – памятка с опорными точками проверки и два приказа: как подготовиться к контролю и устранить нарушения.

Что изменилось в проверке в сфере образования

Правительство установило новые правила надзора в сфере образования. Три вида контроля объединили в один. Изменили требования к периодичности проверок. Расширили перечень профилактических мероприятий. Разрешили вести фото-, видео- и аудио- фиксацию нарушений.

Объединили три вида контроля в один

С июля 2021 года запланированные проверки по надзору в сфере образования, контролю качества образования и лицензионному контролю проводят в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования. Больше не надо следить за тремя планами проверок и отвечать проверяющим на сходные вопросы. Достаточно найти в реестре проверок контрольное мероприятие по надзору в сфере образования и подготовиться. Инспекторы проверят, как вы соблюдаете общее законодательство в сфере образования, ФГОС общего образования и лицензионные требования. Таким образом, контрольное мероприятие охватит сразу три направления.

Установили периоды проверки в зависимости от оценки рисков

Теперь периодичность проверок зависит от категории риска, к которой отнесли школу или детский сад. Она указывает вероятность, с которой объект контроля может причинить ущерб во время своей деятельности. Выделяют три категории: высокого, среднего и низкого риска.

Контрольный орган присваивает их по критериям, установленным в приложении 1 к постановлению Правительства от 25.06.2021 № 997.

Если считаете, что присвоенная категория ошибочна, направьте сведения об этом в контрольный орган. В случае подтверждения сведений, проверяющие изменят категорию в течение пяти рабочих дней (п. 7 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Чем категория риска выше, тем чаще будут плановые проверки.

Периодичность плановых проверок в зависимости от категории риска

Категория риска

Периодичность проверки

Вид проверки

Один раз в три года

Документарная или выездная проверка

Один раз в четыре года

Проверять не будут

Расширили профилактические мероприятия

Чтобы минимизировать нарушения, ввели пять видов профилактических мероприятий. Контрольный орган обязан проводить их регулярно (п. 13 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Подробнее смотрите в таблице.

Профилактические мероприятия в сфере образования

Вид мероприятия

Как проводят

Когда проводят

Размещают и актуализируют на официальном сайте и в личных кабинетах образовательных организаций в государственных информационных системах сведения по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в сфере образования и ФГОС общего образования, а также лицензионных требований

Обобщение правоприменительной практики

Обобщают правоприменительную практику на основе результатов проверок и готовят доклад. Размещают его на сайте после публичного обсуждения и утверждения руководителем

Ежегодно до 1 июня

Объявляют школе или детскому саду предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают принять меры.

Предостережение можно обжаловать в течение 10 рабочих дней – подать возражение. Если выяснится, что основания для предостережения не подтвердились, его отменят. Решение сообщат по почте, в том числе электронной

Когда получат сведения о готовящихся нарушениях требований в сфере образования или о том, что нарушения произошли, но нет подтверждения об ущербе

Консультируют на личном приеме или в ходе профилактического визита по вопросам, связанным с организацией и проведением госнадзора:

— периодичности и порядка проведения контроля;
— порядка принятия решений по итогам контрольных мероприятий;
— порядка обжалования решений контрольного органа в сфере образования.

Если поступит 10 и более однотипных обращений, проверяющие опубликуют ответ на сайте контрольного органа

Когда школа или детский сад обратится за консультацией

Проводят в форме профилактической беседы в образовательной организации или с помощью видео-конференц-связи.

В ходе визита инспектор информирует школу и детский сад об обязательных требованиях в сфере образования, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, видах и сути контрольных мероприятий.

О визите уведомят за пять рабочих дней – по почте, в том числе электронной.

Образовательная организация вправе отказаться от обязательного профилактического визита. Для этого надо уведомить контрольный орган за три рабочих дня до назначенной даты

Для организаций, которые:

— получили лицензию на образовательную деятельность - в течение одного года со дня начала деятельности;
— имеют категорию высокого риска - в течение одного года со дня принятия такого решения

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

Практико-ориентированные программы:

Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь

Ввели фото-, видео- и аудиофиксацию

Во время опроса и осмотра инспекторы могут проводить фотосъемку, аудио- и видеозапись, чтобы зафиксировать доказательства нарушения обязательных требований.

При фотосъемке делают минимум два снимка каждого из выявленных нарушений. Аудио- и видеозапись проводят при необходимости. Правительство не установило, в каком порядке их проводить. Лишь закрепило, что использовать аудио- и видеозапись, так же как и фото, нужно с учетом требований законодательства о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны (п. 46 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Информацию о фотосъемке, аудио- и видеозаписи вносят в акт проверки.

Как подготовиться к проверке в сфере образования

Заранее подготовьте коллектив к надзору в сфере образования. Для этого разъясните работникам новые правила. Например, организуйте профильное собрание. Пригласите тех, кто обычно участвует в проверках контрольного органа. Например, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, руководителей методических объединений, ответственного за сайт – в школе, заместителя заведующего и старших воспитателей – в детском саду. Кратко расскажите об изменениях.

Раздайте работникам памятки с правилами проверок. Так им будет легче участвовать в контрольных мероприятиях.

Памятка. Опорные точки проверки в сфере образования

памятка

Издайте приказ, чтобы подготовить образовательную организацию к проверке. Определите ответственных. Поручите проконтролировать актуальность информации на сайте школы и детского сада, наличие локальных актов, выполнение требований Закона об образовании. Воспользуйтесь готовым образцом.

Кто проводит надзор в сфере образования

Школу и детский сад проверит региональный контрольный орган в сфере образования. По сути, это орган исполнительной власти субъекта России, осуществляющий переданные полномочия по государственному контролю и надзору в сфере образования. Проверку проведут его должностные лица. Они должны соответствовать двум критериям: 1) обладать полномочиями по государственному контролю, в том числе проводить профилактические и контрольные мероприятия; 2) быть назначенными контрольным органом, что подтверждается решением о проведении контрольного или профилактического мероприятия (п. 8, 9 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Инспектор не вправе проверять образовательную организацию, если проводил в ней профилактическое мероприятие, со дня окончания которого не истек год (п. 11 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Когда проверят по плану

Школу и детский сад проверят в срок, который указан в плане проверок. Ознакомьтесь с ним на сайте контрольного органа или в едином реестре проверок. В декабре обычно доступен план на следующий год. Образовательную организацию включают в него в зависимости от присвоенной категории риска.

Документарную проверку проведут без уведомления. Его роль может выполнить запрос контрольного органа прислать документы, которых нет в общем доступе и информационных системах. Если у проверяющих будет достаточно документов, то о контроле вы узнаете только из плана проверок.

Когда проверят вне плана

Внеплановую документарную и выездную проверку проведут, если есть одно из четырех условий:

1) контрольный орган получил сведения о причинении вреда или об угрозе его причинения охраняемым законом ценностям либо выявил в деятельности школы или детского сада индикаторы риска нарушения обязательных требований в сфере образования;

2) Президент или Правительство издали поручение о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

3) прокурор издал требование о проведении контрольного мероприятия по поступившим материалам и обращениям;

4) истек срок исполнения решения контрольного органа об устранении нарушения, выявленного во время предыдущей проверки.

Когда проведут наблюдение за соблюдением обязательных требований

Помимо плановых и внеплановых проверок, контрольный орган наблюдает за соблюдением обязательных требований. Для этого руководитель контрольного органа создает задание, на основе которого инспекторы мониторят все доступные источники с информацией о деятельности школы или детского сада (п. 61 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Для этого могут использовать сведения, полученные:

  • в рамках межведомственного взаимодействия;
  • по итогам мониторинга системы образования;
  • из ЕГРН, ЕГРЮЛ, ФИС ФРДО, ФИС ГИА и Приема, РИС ГИА;
  • из государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования (ФГИС КИ);
  • с сайтов образовательных организаций.

Как долго будут проверять

Обычную выездную проверку проведут в течение пяти рабочих дней. Филиал на территории другого субъекта РФ проверят дополнительно – еще пять рабочих дней (п. 37 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Если выездную проверку проводят дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, она будет длиться 10 рабочих дней. Еще столько же добавят на филиал в другом субъекте России.

Какие документы запросят

ВНИМАНИЕ

Запрещено требовать документы, которые не относятся к предмету контроля или могут быть получены от других органов

Федеральное законодательство не содержит единого перечня документов, которые может запросить контрольный орган. Могут потребовать документы, о которых говорится в Законе об образовании и подзаконных актах, например которые:

  • содержат сведения о разработке и реализации образовательных программ;
  • подтверждают наличие в штате или привлечение на ином законном основании педагогов с профессиональным образованием, квалификацией, со стажем работы;
  • требуются для реализации образовательных программ с использованием сетевой формы;
  • подтверждают соблюдение прав обучающихся, установленных законодательством;
  • необходимы для организации и проведения приема на обучение, практической подготовки обучающихся, итоговой аттестации, государственной итоговой аттестации;
  • требуются для оформления и выдачи документов об обучении и образовании;
  • подтверждают, что исполнен каждый пункт ранее выданного предписания.

Чтобы проверить документы, которые могут запросить контролеры, воспользуйтесь готовыми справочниками. Они составлены с учетом законодательства об образовании, специфики детского сада и школы.

В бумажном виде направьте подлинники или заверенные копии документов – поставьте подпись и печать образовательной организации. Инспекторы не вправе требовать нотариального удостоверения копий. После проверки подлинники вернут.

ВНИМАНИЕ

Не предоставляйте повторно документы, которые ранее направляли в региональный обрнадзор

Какие действия проведут

Новые правила детально регламентируют действия проверяющих. Полномочия зависят от вида контрольного мероприятия. В сфере образования проводят три вида контроля: документарную, выездную проверки и наблюдение за соблюдением обязательных требований (п. 26 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Наблюдение – контроль без взаимодействия, который проводят по заданию контрольного органа и регулируют отдельно. А для документарной и выездной проверки установили исчерпывающий набор действий. Так, при документарной проверке инспекторы вправе истребовать документы, получать письменные объяснения и проводить экспертизу. При выездной – дополнительно могут провести опрос и осмотр (п. 30, 39 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Подробнее смотрите в таблице.

Действия инспекторов при контрольных мероприятиях в сфере образования

Действие

Особенности

Обоснование

Инспектор осматривает помещения школы и детского сада в присутствии руководителя или уполномоченного работника либо с применением видеозаписи.

По итогам составляет протокол осмотра. Указывает перечень осмотренных территорий и помещений, вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов

П. 40 Положения о контроле

Инспектор опрашивает руководителя и других работников, обучающихся по вопросам, имеющим значение для оценки соблюдения обязательных требований.

Результаты фиксирует в протоколе опроса. Просит подписать опрошенных лиц.

Дополнительно вносит результаты в акт контрольного мероприятия, если сведения имеют значение для проверки. Протокол опроса прикладывает к акту

П. 41 Положения о контроле

Получение письменных объяснений

Инспектор запрашивает объяснения от руководителя или иных представителей образовательной организации.

Оформите объяснения в свободной форме и направьте инспектору в указанный в запросе срок

П. 43 Положения о контроле

Инспектор выдает требование представить документы, которые имеют значение для оценки соблюдения обязательных требований.

Могут потребовать также материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, носителей информации.

Главное, чтобы эти сведения нельзя было получить от других органов или из открытых источников. Иначе, запрашиваемые документы можно не предоставлять

П. 42 Положения о контроле

Контрольный орган приглашает эксперта или экспертную организацию, чтобы провести исследования, которые требуют специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла.

Время экспертизы зависит от ее вида и устанавливается индивидуально.

Результаты оформляют экспертным заключением

П. 44 Положения о контроле

Как оформят результаты

По итогам надзора инспектор составит акт – в последний день проверки. (п. 47, 48 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Если выявит нарушения, то в акте укажет, какое обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом оно установлено.

Проверьте, чтобы к акту приложили:

  • протоколы контрольных действий;
  • документы, иные материалы, которые доказывают нарушения обязательных требований;
  • заполненные проверочные листы – если орган контроля их использует;
  • предписание об устранении нарушений – если они есть.

Если не отправите документы об устранении нарушения, или из них невозможно будет сделать вывод об исполнении решения, инспекторы проведут повторную проверку – документарную или выездную.

При наличии правонарушения образовательную организацию и должностных лиц привлекут к административной ответственности. Виды и размеры санкций смотрите в справочнике.

За неисправленные или повторные нарушения контрольный орган вправе ужесточать наказание вплоть до лишения лицензии и аккредитации. Подробнее смотрите в таблице.

Ответственность за нарушения в сфере образования

Нарушение

Действия контрольного органа

Основание

Нарушили требования законодательства об образовании, в том числе в части лицензионных требований и ФГОС

Выдает предписание со сроком устранения нарушений до шести месяцев

Ч. 1 ст. 93.1 Закона об образовании

Не исполнили предписание

Возбуждает дело об административном правонарушении.

Запрещает прием в организацию полностью или частично сроком на один год.

Прием разрешат досрочно, если установят исправление нарушения, или вступит в силу решение суда о прекращении производства по административному делу

Ч. 2 ст. 93.1 Закона об образовании

Не исполнили предписание об устранении нарушения требований ФГОС или аккредитационных показателей

Лишает государственной аккредитации в отношении соответствующих уровней образования – после того, как вступит в силу постановление о назначении административного наказания

Ч. 4 ст. 93.1 Закона об образовании

Не исполнили предписание, которое выдали в рамках административного дела

Приостанавливает действие лицензии полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии

Какие изменения в лицензировании образовательной деятельности вступают в силу в 2021 года?

А теперь давайте рассмотрим, какие основные изменения в лицензировании образовательной деятельности нас ожидают с 2021 года.

1. Осуществление лицензирования по реестровой модели (п. 2 ст. 3 Закона о лицензировании)

С этой даты происходит отменена выдачи лицензий на специальных бланках строгой отчетности, так называемых бумажных лицензий, а также лицензий, предоставляемых ранее в электронной форме.

2. Расширение списка информации в реестре лицензий (ч. 4 ст. 91 Закона об образовании)

В связи с введением реестровой модели предоставления лицензий объем информации, включаемой в соответствующую запись об организации в реестре лицензий, будет расширен. Такая запись, в частности, будет содержать сведения (ч.4 ст.91 Закона об образовании):

о видах образования;

об уровнях образования (в отношении профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации);

о каждом филиале, осуществляемом образовательную деятельность, с указанием на его наименование и место нахождения.

3. Получение выписки из реестра лицензий

Если вам по какой-либо причине потребуется подтверждение факта наличия у вашей компании лицензии, то законодатель предусмотрел возможность получения выписки из реестра лицензий. Такая выписка будет выдаваться лицензирующим органом и может быть предоставлена как на бумажном носителе, так и в электронном формате с подписанием усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Причем выписку в электронном варианте можно будет получить бесплатно, а вот за бумажный вариант необходимо будет уплатить госпошлину. Размер такой пошлины будет установлен дополнительно.

Между тем, сейчас на рассмотрении находится законопроект, который предусматривает отмену предоставления выписок в бумажном варианте и оставление только их электронного формата.

4. Заявление о предоставлении/переоформлении лицензии возможно будет подать посредством МФЦ

Начиная с 2021 года заявление, а также иные необходимые документы можно будет подать не только в лицензирующий орган, но и через МФЦ.

Но и здесь есть свои тонкости, которые, в данном случае, заключаются в формате предоставления документов:

- подача посредством МФЦ станет возможна одним из следующих способов (ч.5 ст. 13, ч. 4 ст. 18 Закона о лицензировании):

личное присутствие и подача заявления на бумажном носителе,

направление пакета документов почтой с уведомлением о вручении (если МФЦ вашего субъекта будет предоставлять такую услугу).

5. Уточняются лицензионные требования к соискателю лицензии на образовательную деятельность

    Требование о наличии зданий, строений, сооружений, помещений (далее — недвижимое имущество) (пп. а п. 5 Постановление правительства № 1490) не применяется:

- при использовании сетевой формы в отношении части образовательной программы (далее — ОП), не предусмотренной для реализации соискателем;

- к дипломатическим представительствам и консульским учреждениям РФ, представительствам РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее — загранучреждения МИД РФ);

- при организации образовательной деятельности в форме практической подготовки;

    Требование о наличии материально-технического обеспечения, оборудования помещения (пп. б п. 5 Постановление правительства № 1490) не применяется:

- при организации образовательной деятельности в форме практической подготовки в организациях, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей ОП на основании договора;

- при намерении реализовывать ОП с использованием сетевой формы в отношении части ОП, не предусмотренной для реализации соискателем;

    Требование о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам недвижимого имущества (пп. г п. 5 Постановление правительства № 1490) не применяется:

- при намерении реализовывать ОП с использованием сетевой формы в отношении части ОП, не предусмотренной для реализации лицензиатом;

- при организации образовательной деятельности в форме практической подготовки;

- к загранучреждениям МИД РФ;

- к российским образовательным организациям, расположенным за пределами РФ, и образовательным организациям, созданным в соответствии с международными договорами РФ и расположенными за пределами РФ;

6. Уточняются лицензионные требования к лицензиату

    Требование о наличии зданий, строений, сооружений, помещений (далее — недвижимое имущество) (пп. а п. 7 Постановление правительства № 1490) не применяется:

- при использовании сетевой формы в отношении части образовательной программы (далее — ОП), не предусмотренной для реализации соискателем;

- при организации образовательной деятельности в форме практической подготовки в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей ОП на основании договора;

    Требование о наличии материально-технического обеспечения, оборудования помещения (пп. б п. 7 Постановление правительства № 1490) не применяется:

- при организации образовательной деятельности в форме практической подготовки в организациях, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей ОП на основании договора;

    Требование о наличии в штате лицензиата или привлечение на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы (пп. г п. 7 Постановление правительства № 1490) не применяется:

- при реализации ОП с использованием сетевой формы в отношении части ОП, не предусмотренной для реализации лицензиатом;

    Требование о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам недвижимого имущества (пп. г п. 5 Постановление правительства № 1490) не применяется:

- при реализации ОП с использованием сетевой формы в отношении части ОП, не предусмотренной для реализации лицензиатом;

- при организации образовательной деятельности в форме практической подготовки;

- к загранучреждениям МИД РФ;

- к российским образовательным организациям, расположенным за пределами РФ, и образовательным организациям, созданным в соответствии с международными договорами РФ и расположенными за пределами РФ;

7. Установлены лицензионные требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением и маневровой работой (пп. е п. 8 Постановления Правительства № 1490)

Такие организации должны соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 85 Закона об образовании, а именно:

  • иметь учебно-тренажерную базу, в том числе транспортные средства и тренажеры, соответствующие предусмотренным требованиям.

Такие требования содержатся в:

соответствующих федеральных государственных образовательных стандартах;

типовых основных программах профессионального обучения;

типовых дополнительных профессиональных программах.

8. Изменение перечня необходимых документов, представляемых соискателем лицензии

Появились такие документы, как:

копия договора об использовании сетевой формы реализации ОП (при наличии ОП, планируемых к реализации с использованием сетевой формы);

гарантийное письмо руководителя с обязательством о привлечении педагогических и/или научных работников, соответствующих лицензионным требованиям, до начала реализации ОП;

сведения, подтверждающие соответствие требованиям ч. 6 ст. 85 Закона об образовании (для ОП в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением и маневровой работой).

9. При получении лицензии не будет требоваться наличие заключения ГПН

В настоящее время, в случае если соискателем лицензии является образовательная организация, обязательным является получение заключения ГПН (государственного пожарного надзора) о соответствии недвижимого имущества обязательным требованиям пожарной безопасности. С начала 2021 года такое требование уходит в прошлое.

Также заключение ГПН более не будет требоваться, если лицензиат подает документы в целях переоформления лицензии при намерении осуществлять деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии (за исключением филиала).

Итак, мы рассмотрели основные изменения, которые коснутся как самого процесса лицензирования, так и осуществления деятельности в области оказания образовательных услуг с 2021 года.


Разберем подробно, какие изменения в законе об образовании вступили в силу с 1 января 2022 года после принятия ФЗ-85 о просветительской деятельности и почему был отменен Проект Положения об осуществлении просветительской деятельности.


Узнайте, какие предъявляются требования к содержанию и форме договора на оказание платных образовательных услуг, какие существенные условия должны быть учтены и как выглядит примерный образец типового договора на обучение при освоении дополнительных общеобразовательных и профессиональных программ.


Работники образовательных организаций в обязательном порядке проходят медицинские осмотры. Узнайте, какая периодичность установлена для обязательных медосмотров, а также о том, какие виды медицинских осмотров должны проходить определенные категории работников образовательных учреждений.

На образовательную деятельность нужно получать лицензию. Обычные школы и вузы не сомневаются в её необходимости. Для частных компаний, например, языковых школ и детских секций, ситуация не так очевидна. Считаются ли тренировки и нешкольные занятия образованием? Если да, какие есть исключения?

Что такое образовательная деятельность

Обучение ведётся по программе, где обозначены:

  • предмет, объем и режим обучения;
  • результаты обучения;
  • преподаватели и условия обучения;
  • способы и формы оценки результатов.

Образовательная программа:

  • представлена в виде рабочей программы, графика, учебного плана или расписания занятий;
  • содержит методические и оценочные материалы.

Обучение ведут преподаватели (штатные или по договорам ГПХ).

Уровень полученных знаний и навыков проверяется, оценивается и, в итоге, подтверждается.

На самом деле учебные центры, языковые курсы, онлайн-школы — занимаются образованием. Просто не общим, а дополнительным.

  1. Является ли деятельность фактически образовательной.
  2. Попадает ли предприниматель или организация в список исключений, которые освобождают от получения лицензии.

Когда лицензия точно не нужна: исключения

Освобождены от получения лицензии:

  1. Физические лица. Они не могут заниматься образовательной деятельностью по ст. 21 Закона об образовании. Для этого нужен статус ИП или юридического лица. Им можно только заниматься репетиторством, давать частные уроки (например, музыки, рисования), вести тренинги.
  2. Индивидуальные предприниматели, которые лично ведут обучение и не привлекают других педагогов. Например, если вы лично ведёте онлайн-курс по фотографии, лицензия не нужна в любом случае. Даже если это годовая программа обучения с выдачей сертификата в конце.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Спорные ситуации из судебной практики

Когда Рособрнадзор находит нарушение, компанию наказывают по 14.1 КоАП. ИП штрафуют на 4-5 тыс. ₽, ООО — на 40-50 тыс. ₽. Затем инспекторы приходят второй раз, чтобы проверить исправления. Значит, компании заодно придётся обязательно получить лицензию и соответствовать лицензионным требованиям. А это довольно сложно и дорого, а некоторые помещения вообще нельзя адаптировать под требования санпинов.

Поэтому предприниматели обращаются в суд и пытаются доказать, что они не занимаются образовательной деятельностью. Судебная практика очень неоднозначна, особенно на уровне районных судов.

Покажем на двух примерах:

    . Учебный центр по инициативе прокуратуры привлекался к административной ответственности за образовательную деятельность без лицензии. Центр обучал иностранным языкам, компьютерной грамотности и другим предметам. Курсы носили платный характер. Знания учеников не проверялись, документ об образовании не выдавался. Суд пришёл к выводу, что всех признаков образовательной деятельности нет, а есть только её отдельные характеристики. Ответственности центр избежал. . Дошло до Верховного суда, более свежее и показательное. Ответчик — учебный центр, который занимался подготовкой судоводителей маломерных судов. Ситуация схожая: платные курсы без итоговой аттестации и выдачи свидетельства. Но в данном случае Верховный суд сделал вывод о том, что невыдача свидетельств об окончании программы не мешает считать деятельность образовательной.

Напомним, что суды ориентируются на Верховный суд, но не всегда принимают аналогичные решения. Есть шанс, что языковая школа или детский центр получат решение, как в первом случае, — и им не придётся платить штраф и возиться с лицензией.

Как подстраховаться от претензий

Чем меньше реальная деятельность похожа на образовательную, тем меньше риск штрафа за отсутствие лицензии.

Статья актуальна на 06.02.2022


Вопросы по поводу организации фотосъёмки в школе.

Зачем нужно согласие родителей (или официальных опекунов) школьников на проведение фотосъёмки детей?

Фотосъёмка несовершеннолетних, в непубличных местах (местах с ограниченным доступом), одним из которых является школа, возможна только с разрешения родителей или официальных опекунов.

Такое же разрешение может потребовать и администрация школы. Вам, возможно, потребуется написать его в двух экземплярах.

Если несколько родителей в классе против фотосъёмки их детей, то я фотографирую только тех, кого фотографировать разрешили родители.

Для фотосъёмки открытых (публичных) школьных мероприятий со свободным входом (линейки на 1 сентября, концерты и т.п.) согласие родителей на фотосъёмку не нужно.

Зачем нужно разрешение на публикацию фотографий и что/где я собираюсь публиковать?

Мне нужно рекламировать и продвигать свои услуги по фотосъёмке в школах посредством размещения сделанных мной фотографий на моих сайтах и в социальных сетях (вконтакте, фэйсбук, инстаграм и т.п.). Я не публикую неудачные фотографии – мне не нужна анти-реклама. Я не публикую абсолютно все фотографии – мне это не нужно, но у меня должна быть возможность публикации.

Я не продаю фотографии, снятые в школах, посторонним лицам, для использования в рекламе, на фотостоках и т.п.

Без модельного релиза, подписанного родителями, я (даже при всём желании) не смогу продать фотографии школьников легально – у меня их никто не купит.

Является ли разрешение на публикацию фотографий обязательным?

Согласие на публикацию не является обязательным. Случаи несогласия с публикацией оговариваются в индивидуальном порядке.

Почти в каждом классе есть родители, которые принципиально против публикации фотографий их детей. Именно из-за этого я редко публикую групповые фотографии.

Возможные проблемы при организации фотосъёмки в школе.

Что делать, если администрация школы не пускает “чужого” фотографа в школу?

Сразу скажу, что, к сожалению, в настоящее время с этим поделать почти ничего нельзя. Если администрация школы не хочет допускать “чужого” фотографа до съёмки в школе, то она в 90% случаев запретит фотосъёмку школьников “пришлым” фотографом.

Очень часто, особенно в бюджетных школах, администрация имеет свой “интерес” в работе школьного фотографа или “фирмы”, осуществляющей фотосъёмку в школах. Этот “интерес” может быть финансовым или нефинансовым.

С финансовым “интересом” всё понятно – фотограф отдаёт определённый % выручки от фотосъёмки школьников за реально оказанные администрацией школы услуги (что неплохо) или как “откат” (что очень плохо).

Нефинансовый интерес, как правило, выражается в дополнительных услугах со стороны фотографа. Например, фотограф за свой счёт оформляет воздушными шарами вход в школу, изготавливает пресс-волы и баннеры, оформляет актовый зал и т.п.

Чтобы администрация школы, не желающая пускать в школу “чужого” фотографа, дала разрешение на съёмку “чужим” фотографом, её нужно (можно попробовать) заинтересовать финансово или нефинансово. Или “напугать”, если есть такая возможность и желание это делать.

Я никого никогда не запугиваю. Моя ценовая политика (чаще всего) не позволяет мне перебить условия “штатных” фотографов. Я не назначаю “космическую цену за дешёвую поделку” и не “накидываю сверху” проценты для школы.

То, что я могу предложить администрации школ, как правило, в несколько раз меньше, чем у “штатных” фотографов.

Ещё, дело в том, что у “штатного” фотографа больше оборот – он фотографирует все классы в школе. “Штатный” школьный фотограф имеет больше возможностей финансово или нефинансово заинтересовать администрацию школы.

Если не удаётся заинтересовать администрацию школы и “протащить чужого фотографа” для съёмки класса, а цена и качество продукции “местного” фотографа вас категорически не устраивает, то нужно думать о том, как организовать съёмку за пределами школы.

Что делать, если администрация школы спрашивает (или требует) наличие у “чужого” фотографа лицензии, патента, ООО, ИП и т.д?

Сразу скажу, что это – продолжение предыдущего пункта. Проявление нежелания администрации школы допускать до фотосъёмки в школе “пришлого” фотографа.

Ha каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 данного Федерального закона, предоставляется лицензия.

Услуг по фотосъёмке в данном перечне нет. Соответственно, услуги по фотосъёмке (в том числе и в школах) не подлежат лицензированию.

Если администрация школы спрашивает про наличие лицензии у “стороннего фотографа”, которого вы хотите привести в школу, то попросите показать вам лицензию “местного фотографа”, которого навязывает вам администрация школы. Вы сильно удивитесь – вам не смогут её показать. Такой лицензии (услуги по фотосъёмке) не существует, и спрашивать её – полный бред.

Максимум, что вам смогут показать – это копию свидетельства о регистрации ИП или ООО и какую-нибудь выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП с указанием ОКВЭД.

Ничего не понятно?

ИП – индивидуальный предприниматель.

ООО – общество с ограниченной ответственностью.

ЕГРЮЛ – единый государственный реестр юридических лиц.

ЕГРИП – единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

ОКВЭД – общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

То, что вам может показать администрация школы на “штатного” фотографа или “фирму” – копию свидетельства о регистрации ИП или ООО и копию выписки из реестра с указанием перечня видов деятельности данного ИП или ООО.

Причём, ИП или ООО может указывать любые виды деятельности, менять их состав, не заниматься указанными видами деятельности. Эта информация больше относится к налогообложению и возможному лицензированию, но никак не относится к услугам по фотосъёмке в школе.

И тут мы подошли к ещё одному бредовому требованию администрации школы к “чужому” школьному фотографу – наличие ИП, ООО, патента.

Сразу скажу, что патент не является разрешением или лицензией на определённый вид деятельности. Патент – это упрощённая форма налогообложения.

Свидетельство о регистрации ИП и ООО или патент являются лишь подтверждением о постановке на налоговый учёт.

Школы (в том числе администрация школ) не являются подразделениями государственных налоговых органов.

Если договор о фотосъёмке (устный или письменный) заключается между фотографом и родителями учеников (чаще всего, представителем родительского комитета), то администрацию школы ни коим образом не может заботить постановка фотографа на налоговый учёт (наличие ИП, ООО или патента).

Если договор заключается между фотографом и школой (как юридическим лицом), то тогда администрация школы вправе требовать подтверждения благонадёжности фотографа в виде копий любых документов.

В заключение данного пункта скажу, что на данный момент я не оформлен как ИП или ООО, у меня нет патента. Я действую исключительно как частное лицо.

Что делать, если администрация школы не даёт согласие на проведение фотосъёмки в учебное время?

Без разрешения администрации школы проводить фотосъёмку в школе в учебное время невозможно, даже при согласии преподавателей и родителей.

Бывают случаи, когда администрация школы против фотосъёмки на уроках.

Нужно попытаться выяснить причину. Самыми распространёнными причинами являются:

  • Администрация имеет “свой интерес” и работает только с “проверенными фотографами”.
  • Администрация боится, что будет сорван учебный процесс.
  • Администрация не понимает, зачем родителям нужны репортажные фотографии с уроков и перемен.
  • Администрация не хочет, чтобы на фотографиях было видно плохое состояние классных комнат.

С первой причиной сделать почти ничего нельзя. Я написал об этом подробнее чуть выше.

Со второй причиной можно пытаться бороться, объяснив администрации, что фотосъёмка на уроках будет проходить без использования вспышки и максимальным старанием фотографа не нарушить процесс учёбы. Если администрация всё равно против, то можно попытаться получить разрешение на имитацию урока (дополнительного урока после уроков), договорившись с классным руководителем на проведение такого урока.

С третьей причиной можно пытаться бороться путём показа моих фотографий и объяснения того, что Вам нужны фотографии истории школьной жизни Ваших детей, а не просто “портреты на фоне”.

На четвёртую причину можно попробовать привести в качестве аргумента то, что задача фотографа – сделать фотографии детей, а не интерьера.

Если Вам так и не удастся получить разрешение на фотосъёмку детей на уроках, то остаётся только сожалеть об этом и ограничиться портретной фотосъёмкой после уроков и фотосъёмкой с друзьями на фоне школы 🙁

Что делать, если несколько родителей в классе принципиально против фотосъёмки их детей?

Иногда бывают случаи, когда родители школьников принципиально против фотосъёмки их детей, даже, если остальные родители готовы оплатить съёмку за них.

Если кто-то из родителей в классе против фотосъёмки их детей, то я фотографирую только тех, кого фотографировать разрешили родители. Перед началом съёмки мне указывают тех учеников, которых нельзя фотографировать, и я их не фотографирую.

Что делать, если родители не могут договориться по поводу даты проведения фотосъёмки?

Это одна из самых распространённых проблем. Почти всегда есть несколько родителей, которых может не устраивать дата (или время) съёмки из-за отсутствия их ребёнка в школе. Я могу дать 2 совета:

  • Лучше всего – начинать думать о школьной фотосъёмке и обсуждать её как можно раньше, а не за неделю до каникул. Договариваться можно очень долго.
  • В крайнем случае – воспользоваться “правом большинства”, чтобы не остаться вообще без фотографий. Если подавляющее большинство родителей учеников “ЗА” и только несколько “ПРОТИВ”, то мнение меньшинства можно не учитывать и распределить оплату съёмки между всеми согласными. Например, в классе из 25 человек 5 родителей против. Допустим,стоимость съёмки “на всех” – 15000 рублей. Стоимость съёмки на каждого из 25 – 600 рублей. Если за съёмку платят только 20 родителей, то стоимость для каждого составит 750 рублей. Это всего на 150 рублей больше на каждого. Подумайте, стоит ли экономия 150 рублей упущенной возможности получить школьные фотографии Вашего ребёнка? Стоит ли отсутствие фотографий у 5 человек отсутствия фотографий у всего класса?

Что делать, если родители не могут договориться по поводу выбора фотографа для проведения школьной фотосъёмки?

Это ещё одна из самых распространённых проблем. Почти всегда есть несколько родителей, которых может не устраивать фотограф по разным причинам. Советы почти такие же, как и в предыдущем случае:

  • Лучше всего – начинать думать о школьной фотосъёмке и обсуждать её как можно раньше, а не за неделю до каникул. Договариваться можно очень долго.
  • В крайнем случае – воспользоваться “правом большинства” при выборе фотографа или воспользоваться услугами 2 фотографов и устроить 2 съёмки.

Что делать, если родители не могут договориться по поводу выпускного школьного альбома?

Такая ситуация случается очень и очень часто. Одни родители не видят разницы в фотографиях и альбомах, и им всё равно, главное – не дороже какой-то суммы. Другим родителям важно сэкономить по максимуму, и они готовы “удавиться” за 50 рублей. Третьи хотят получить персональный альбом в несколько разворотов. Четвертым достаточно папки-планшета. Пятым, вообще достаточно электронных версий фотографий. Одним нравится квадратный формат альбома, другим – прямоугольный вертикальный, третьим – прямоугольный горизонтальный… Разногласий может быть много.

Я очень гибок в этом вопросе.

Даже внутри одного класса, родители могут выбрать РАЗНЫЕ варианты печатной продукции ИНДИВИДУАЛЬНО. То есть, один может ничего не заказывать и ограничиться только электронными версиями фотографий. Другой – выбрать папку планшет. Третий – альбом в несколько разворотов. Но нужно понимать, что любое отступление от единообразия печатной продукции – это увеличение уровня персонализации, которое неизбежно увеличивает трудозатраты и стоимость альбомов.

Если речь идёт о ВЫПУСКНЫХ ШКОЛЬНЫХ АЛЬБОМАХ, то я очень рекомендую сохранять единый формат (размер) и стиль оформления обложки альбомов. Например, если самое простое (дешёвое) оформление – папка планшет (вертикальный А4), то остальные альбомы лучше делать тоже вертикальными, но добавлять необходимое количество разворотов. Это лишь рекомендация – так у детей будет меньше причин для расстройства, обид, зависти, хвастовства и т.п.

Читайте также: