Нравственные уроки древнерусской литературы план

Обновлено: 07.07.2024

Произведения древнерусских авторов представляют собой определенную литературную ценность. В первую очередь это, конечно же, наше национальное достояние и источники сведений о культуре и быте того далекого времени. Дают они нам представления и о нравственных идеалах древней Руси. А они, в свою очередь, являются поучительными и по сей день.

Причем, отнести к поучительным произведениям, воспитывающим нравственность, можно и народное творчество, и произведения, принадлежащие перу известных личностей.

Если говорить о народном творчестве, то достаточно ознакомиться даже с теми простыми произведениями, которые знаем мы с детства, чтобы понять, как воспитывали своих чад. Да, они и в наши дни звучат из уст многих родителей, бабушек и дедушек. К ним можно отнести и развлекательные прибаутки и потешки. Они, между прочим, обращают внимание ребенка на жизненные мелочи, которые так важны и необходимы на протяжении всей дальнейшей жизни.

Поучительны и сказки, песни, сложенные народом. Они воспитывают в нас с ранних пор стремление к доброте, трудолюбию и терпению. А каким примером служат былинные богатыри, смелость, силу и сообразительность которых воспевал народ!

Ну, а если говорить о произведениях, авторы которых известны, то нельзя не упомянуть о поучении Мономаха. В нем обращается он ко всему подрастающему поколению, призывая его к добродетели, трудолюбию и терпению. Так же, поучает он уважать своих родителей, быть милосердными. Владимир ставит в пример свою жизнь. Он не говорит, что он идеален, но многому можно поучиться у него. Призывает он и жить в мире с ближними своими и стараться не творить зла. А натолкнула его на мысль написать это послание встреча со своими братьями.

И многие другие произведения, как народные, так и имеющие авторов, оглашают основные нравственные критерии, от которых зависит полноценное существование человека.

Древнерусская литература – это кладезь мудрости наших предков. А нравственные уроки из нее можно извлечь очень огромные и полезные. Ведь для того и пришла когда-то человеку в голову мысль записывать свои думы, поучения и наблюдения, чтобы донести их до потомства.

Вариант №2

Уроки древнерусской литературы сочинение

В глубокой основе нашей сегодняшней культуры лежит культура древнерусская. Эта культура особенная и сильно отличается от нашей, хотя и является её предком. У всей древнерусской литературы сейчас мы можем найти одну тему, это – человек, и одну идею, это – определения смысла человеческой жизни. Но древнерусская литература рассматривала человека, не как личность ли отдельного героя, а как часть одного большого механизма. Это, пожалуй, важнейшая особенность древнерусской литературы. Люди в древней Руси находились очень близко к вере, вся их жизнь была ей пропитана. Благодаря этому, человек просто не представлялся один, без семьи, друзей, соседей, тех людей, которым он мог быть полезен, он не мог быть обособлен.

Древнерусская литература, как и всякая литература, учит видеть мир. Особенность её в том, что она показывает не только добро и зло, но и чем они отличаются, как можно делать добро и как сделать мир лучше.

Нравственные уроки древнерусской литературы

Нравственные уроки древнерусской литературы

У меня есть старый мишка, мягкий медвежонок. Очень старый. У него один ненастоящий глаз и солдатской блестящей пуговицы, и нижние лапы пришиты не на свои места. Раньше им играла моя сестра, а до нее мишкой играла мама. Когда я был маленьким,

Для раскрытия авторского замысла Л.Н. Толстой задействовал в своем романе-эпопеи "Война и мир" более 200 героев. Главными являются Андрей Болконский, Наташа Ростова и Пьер Безухов. Часто их также называют "любимыми"

Спорт помогает человеку быть здоровым, крепким и выносливым. Спортивные занятия не только укрепляют здоровье человека, но и поддерживают его тело в постоянном тонусе, приносят мышцам питательные вещества.

Долгие годы, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в русском народе сказки и былины, песни и потешки, загадки и частушки, пословицы и поговорки.

- А какие пословицы вы знаете?

Чтение обучающимися пословиц о книгах, знании, мудрости

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Уверена, вы заметили, что на Руси всегда почитали людей, стремящихся к знаниям, понимали важность и необходимость чтения, уважительного отношения к книгам. Но ведь было время, когда люди не знали письменности, а книг просто не было.

- Как вы думаете, можно ли назвать появление книг и письменности великим достижением человечества?

- Могли бы вы в нашем современном мире обойтись без книг?

- Многое ли вы знаете о самых древних русских книгах?

- Тогда попробуйте поставить основные задачи на сегодняшний урок.

Формулировка обучающимися задач урока

4. Усвоение новых знаний

А) Беседа о возникновении письменности на Руси

Письменная русская литература возникла давно. Она древнее французской, английской, немецкой литературы.

- Кто подскажет, с какими событиями и именами связано появление древнерусской литературы? (988 год – крещение Руси князем Владимиром, братья Кирилл и Мефодий создают азбуку)

- Как выглядели первые книги? (написаны на пергаменте черной краской, начало строки помечали красной краской, помещали иконные миниатюры, украшали драгоценными камнями и золотом, писали на древнерусском или церковно-славянском языке)

Демонстрация страниц древних книг

- О чем рассказывали первые книги? (переводы для богослужения, летописи)

Чтение учителем отрывка на древнерусском языке

- Почему трудно ответить на вопрос? (не все понятно)

- А теперь послушайте еще раз этот же отрывок, только теперь он прозвучит на современном русском языке.

Чтение заранее подготовленным учеником отрывка на русском языке

- Определите основную мысль текста (велика польза от учения книжного, так как книги поучают, наставляют на верный путь в жизни)

- Любите ли вы, когда вас поучают?

- А если это будет человек, к мнению которого вы прислушиваетесь?

- Что такое, по вашему мнению, поучение? (Поучение – жанр древнерусской литературы, для которого характерны назидательные советы, указания, как поступить, как вести себя в определенных случаях)

- Что вы узнали о жизни русских людей той эпохи – эпохи 11-12 веков?

Чтение отрывка заранее подготовленным обучающимся

5. Закрепление изученного

- Каким человеком предстал перед вами великий князь?

- Какие нравственные качества Мономах ценит превыше всего?

- О чем вы задумались, что еще хотели бы обсудить?

7. Домашнее задание

Автор: Афанасьева Татьяна Васильевна

Населенный пункт: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ

  • информационные технологии, ИКТ;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология воспитания духовной культуры;
  • технология педагогического сотрудничества;
  • технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Методы обучения:

  • метод творческого чтения;
  • иллюстративный метод;
  • эвристический метод;
  • поисковый метод;
  • метод анализа и синтеза.

Цели:

  • формировать навык вчитывания в подтекст произведения, умение цитировать;
  • развивать аналитические способности уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь;
  • совершенствовать навыки характеристики героев.
  • воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать;
  • воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;
  • посредством музыки воспитывать эстетический вкус уч-ся.

Оборудование урока:

  • Литература. 7 класс.Часть 1. Автор-составитель В.Я. Коровина. – М., Просвещение, 2009.
  • Рабочие листы;
  • Компьютерная презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас гости. Давайте поздороваемся с ними! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий!

- В истории России остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.

Сегодня на уроке мы прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются святые – супруги Петр и Феврония. Слайд 1

С этим произведением мы с вами уже познакомились.

3. Работа с эпиграфом. Слайд 2

Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил :

Нравственность едина во все века и для всех людей.

Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

- Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность?

(Нравственность - это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п. Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Подробно читая древние книги мы можем многое найти для себя)

ХVI век… - время образования единого Русского государства. Слайд 3

За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария (Слайд 4)по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался "Великие Четьи-Минеи" (Слайд 5) (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЧТЕНИЯ). И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.

Старый г. Муром славился легендами. (Слайд 6)Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире.) Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Слайд7Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.

4. Словарная работа

Давайте прочитаем, что они означают?( в рабочих листах определения)

Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

Канонизация – причисление к лику святых.

- Ответьте на вопросы ( в рабочих листах) и проверьте , насколько внимательно вы слушали

5. Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в пр-и

- Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития). Проверим, как вы справились с домашним заданием. 1 ряд – черты жанра сказки называет, опираясь на текст произведения, 2 ряд – черты жития, 3 ряд – черты повести

- Какую структуру имели жития?

- Жития имели определенную структуру:

  • Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.
  • Основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.
  • Завершалось житие похвалой святому.

- Перечислите сказочные элементы этой повести.

- Какие черты повести присутствуют в произведении?

  • исторически точны названия мест;
  • рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;
  • детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья,боярских пиров/.Слайд 14-3

- Назовите черты жития в этом произведении.

  • Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.

Блаженный – благой, добрый.

Преподобный - святой из монашествующих.

Смиренный тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек.

  • Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.
  • Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями). -Слайд 14-4

- В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Элементы каких жанров использует автор? (Автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития.)

- Зачем это нужно автору? (Чтобы наиболее полно, красочно, ярко раскрыть образы героев)

- Назовите основной жанр этого произведения. Докажите. А может кто-то думает иначе. (Основной жанр – житие, т.к. рассказывается о жизни святых.)

- Вы правы, ребята. Произведение не представляет собой каноническое житие.Испытание героев утверждает земную любовь, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя бога. Литературоведы так определяют жанр произведения: это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.Слайд 14-5

6. Характеристика образов главных героев.

В рабочих листах – таблица. В левой колонке вы должны будете записать все положительные черты Петра, в правой - все положительные черты Февронии.

Характеристика Петра

- Обратимся к образу Петра.

- Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода либо положительный образ, либо отрицательный. Подходит ли под это утверждениеобраз Петра? Докажите.

(Нет. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, , ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово.)

- Что мешает ему поступить иначе?

(Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе.Он считает себя выше простой крестьянской девушки.)

- Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? (Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии. )

- Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте.(Добросердечие и невысокомерие)

- Быть невысокомерным, значит быть каким? (Кротким, смиренным)

- Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? (Мужеством)

- Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера).

- Обладает ли ими Петр?Запишем их.

- Какие еще черты раскрываются в характере Петра? ( Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость)

- Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества . Докажите текстом.

Верность заповедям Божьим ,

Любовь и верность близким

Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром.

Характеристика Февронии

- Т. О., мы проследили развитие образа Петра.

В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония? (Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково.)

- Когда мы впервые знакомимся с Февронией? (Когда гонец ищет лекаря для князя Петра)

- Заглянем в дом к Февронии.

1. Анализ эпизода

- Найдите и прочитайте в повести загадки Февронии. Первая загадка, вторая, третья.

- Назовите ответ на первую загадку, на вторую, на третью.

- Что еще доказывает мудрость героини? (Она отводит неисполнимые требования Петра (сделать из пучка льна сорочку, порты и полотенце) такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны (сделать из чурочки станок).Не помазала ему один струп.

- Значит какой чертой обладает Феврония?(мудростью). Запишем.

- На что, вернее, на кого, вы обратили внимание в этом эпизоде?

(В этом же эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей.)

- О чем это говорит? (О какой черте х-ра это говорит? ) доросердечии (о ее добром сердце, ее доброте)

- Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии. Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком? (Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Это говорит о трудолюбии, о том, что она хорошая хозяйка)

- За что же полюбил Пётр Февронию?(Он убедился в уме, душевной красоте девушки.

- Правильно, ребята. А что означает слово милосердие?

(Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое, умение прощать.)Запишем.

- Почему Феврония полюбила Петра, не видев его, т.к. они общались
через слуг?(Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Он обладает качествами настоящего мужского х-ра- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением)

- Значит каким качеством обладают и Петр, и Феврония? (способностью любить) Запишите.

- Какими еще качествами обладает Феврония? (Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением)

- В каких ситуациях они проявляются? Подтвердите цитатами из текста.

Характеристика Февронии

Подтверждение из текста

Благочестивость (верность заповедям божьим, религиозность, вера в Бога)

Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями

Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.

- Ребята, как завершается жизненный путь Петра и Февронии?
* Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти

7. Духовный портрет Петра и Февронии. Выводы.

- Ребята, вот мы с вами и составили духовный портрет Петра и Февронии. Слайд 16

Прочитайте, какими положительными прекрасными качествами обладает Петр.

Верность заповедям Божьим (благочестие, религиозность)

Любовь и верность близким

- А какими нравственными качествами обладает Феврония?

Способность самоотверженно любить

Благочестивость (верность заповедям божьим, религиозность)

- Можно ли на основании житийного портрета отнести Петра и Февронию к святым? Докажите.(Петр и Феврония – образец нравственных и духовных ценностей.) Слайд 17

- Чем Петр и Феврония заслужили звание святых?(Своей любовью и верностью . Они так любили друг друга, что просили Бога, чтобы умереть в один день. И даже после смерти оказались вместе в одном гробу.)

- Петр и Феврония были образцом семейной жизни, любви и верности. Даже смерть их не разлучила. Поэтому они стали святыми – покровителями брака. Слайд 18

8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию и именно этот день считают днем влюбленных в православии. Слайд 19 В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. Слайд 20 ( Медаль и памятники) Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

VIII. Итог урока.

- Вернемся к нашему эпиграфу. Слайд21

Нравственность едина во все века и для всех людей.

Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

- В чем основная ценность книги?

(Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности. )

- Какие жизненные ценности утверждаются в ней? (Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность, мудрость, добросердечие, милосердие).

- А в современное время эти качества ценятся?

- Соответствует ли эпиграф идее нашего урока?

- Какова же основная идея повести?

- Ответьте на этот вопрос, составив синквейн. ( зачитываются синквейны как итог урока)

- Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести. Своей жизнью Петр и Феврония показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь. Посмотрите еще раз, сколько прекрасных нравственных качеств, которые передаются из века в век, из поколения в поколение, должно быть в человеке. Давайте и мы будем стараться жить так, чтобы хоть немножечко стать похожими на этих святых людей.

Выставление оценок.

- Ребята, вот и закончился наш урок. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали… Поставьте оценку нашему уроку и сдайте рабочие листы. Спасибо за урок! Слайд 23

Проблема, которая прослеживается во всех временах и эпохах- взаимоотношение народом и родных между собой. Поэтому эту повесть можно смело называть бессмертной.

Страх, удивление, чувство вины

Чудеса со шляпой происходят в ДОМЕ, где Муми-папа, сидя на веранде, читает ГАЗЕТУ. Когда Муми-дом превращается в ДЖУНГЛИ, его обитатели играют в ТАРЗАНА.
. отправляются на МОРСКУЮ прогулку

Помогите. написать сочинение на тему:Чем похожи мальчишки-герои книг Марка Твена и Валентина Катаева?

Читайте также: