Недвунадесятые праздники что это такое кратко

Обновлено: 02.07.2024

Что такое двунадесятый праздник?

Существуют такие даты, касающиеся двунадесятых праздников, как предпразднества, попразднества и отдания. В первом случае верующие люди готовятся к великому событию, начинают праздновать заранее. В светской традиции, кстати, сложилась негласная примета о том, что отмечать заранее праздник нельзя, также как и поздравлять с ним. В Православии предпразднество готовит человека к торжеству, напоминает о событиях, помогает настроить себя на духовную волну, с которой он, может быть, слетел в силу занятости повседневными делами.

Какие православные праздники относятся к двунадесятым?

Вот они, многие из них вам, наверняка, знакомы:

Почему Пасха не входит в число двунадесятых праздников?

Но вас наверняка гложет вопрос: почему среди этих праздником нет всеми любимой Пасхи, дня Светлого Воскресения Христова? Величие и значимость событий Пасхи для православных христиан настолько велико, что эту дату, день, в который Распятый Иисус Христос воскрес из мертвых, встал из гроба после мучительной смерти, принято ставить выше двунадесятых праздников. Воскресение Христово как бы венчает эти важные памятные даты. Кстати, на иконе двенадцать праздников фрагмент, посвященный Пасхе, традиционно изображается в середине, тогда как события двунадесятых праздников помещены по периметру иконы.

двунадесятые праздники икона

Икона с изображением двунадесятых праздников

Переходящие и непереходящие праздники

В основу богослужения Православной Церкви положен годовой календарь. Именно он определяет даты торжеств и порядок службы. Двунадесятые праздники бывают переходящими (то есть дата их всегда меняется в зависимости от указаний календаря) и непереходящими (то есть они имеют строго фиксированную дату).

К переходящим праздникам относятся:

Непереходящие праздники составляют большинство среди двунадесятх (в скобках – даты по новому, современному стилю):

  1. Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября;
  2. Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
  4. Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
  5. Крещение Господне — 6 (19) января
  6. Сретение Господне — 2 (15) февраля;
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
  8. Преображение Господне — 6 (19) августа;
  9. Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.

Господские и Богородичные праздники

Еще одна классификация двунадесятых праздников касается их содержания. Выше уже было сказано, что праздники посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Поэтому еще одно их деление получило название Господских и Богородичных.

Господские праздники:

Богородичные праздники:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы;
  2. Введение во храм Пресвятой Богородицы;
  3. Благовещение Пресвятой Богородицы;
  4. Успение Пресвятой богородицы;
  5. Сретение Господне.

Чем двунадесятые праздники отличаются, кроме того кому они посвящены? Особенностями богослужения при выпадении на ту или иную дату, день недели или же совпадение по дате друг с другом. Господские праздники, а также воскресный день – малая Пасха – всегда будут пользоваться приоритетом по сравнению с Богородичным праздником в чине богослужения.

Смысл и значение двунадесятых праздников

Говоря о двунадесятых праздниках, их названии, посвященности и классификации, не нужно забывать и о их смысле. Именно так станет понятно, почему именно эти 12 событий имеют особое почитание среди православных христиан.

1. Рождество Пресвятой Богородицы

Пресвятой Богородице была отведена важная миссия по спасению от рабства греха падшего человечества. Именно через непорочную Деву, рожденную от праведных родителей, Иоакима и Анны, в мир должен был прийти Иисус Христос. Так и случилось. О рождении Богородицы предупреждали ветхозаветные пророчества и Ее появление было заранее предопределено. Она стала Вратами, через Которые Бог пришел к людям, став внешне подобным им.

2. Воздвижение Креста Господня

Икона Воздвижения Креста Господня

Икона Воздвижения Креста Господня

3. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Когда Святой Марии исполнилось 3 года, ее родители исполнили данный при рождении обет: посвятить ребенка Богу. Когда Девочку привели в храм и поставили на первую ступень, Она внезапно самостоятельно их преодолела, чем вызвала немалое удивление. А первосвященник Захария это удивление усилил: ввел маленькую Богородицу в самое святое место Иерусалимского храма, Святая святых, куда мог заходить только он и всего лишь раз в году. С тех пор Святая Мария до 12 лет, когда ее выдали замуж, жила в сокровенном храмовом помещении. Это событие также показывает роль Матери Христа в судьбе всего человечества.

4. Рождество Христово

Праздник Рождества знаком многим, и все прекрасно понимают, что 7 января считается датой рождения две тысячи лет назад Иисуса Христа. Именно так, в этот день вспоминается уже приход в человеческую цивилизацию Спасителя, который должен был Своей жизнью показать, как погрязший в грехе человек, зараженный ужасной болезнью смерти, может исцелиться и стать подобным Богу. Праведный Иосиф, муж Богородицы, должен был прийти в город Вифлеем для объявленной римским императором переписи населения. Возможности остановиться в гостинице у семьи не оказалось, поэтому заночевали они в пещере. Там и родился у Марии Младенец Иисус. Поклониться Господу пришли сначала местные пастухи, а затем с подарками волхвы. О рождении Христа узнал иудейский царь Ирод. Боясь, что событие стало самым настоящим посягательством на его власть, он послал воинов перебить всех младенцев в Вифлееме. Чудесным образом праведный Иосиф с Марией и Иисусом были предупреждены и сбежали в Египет.

5. Крещение Господне

6. Сретение Господне

7. Благовещение Пресвятой Богородицы

Этот день в народе принято называть Вербным Воскресением, а ветви дерева нести в храм, освящать и потом целый день держать где-то в доме… В Израиле вербы не была, зато была пальма, и именно ветви этого дерева изначально были символами праздника. За неделю до Своей крестной смерти Иисус Христос, уже прославившийся Своей проповедью, чудесами и добрыми делами, направлялся в Иерусалим. В город Он въезжал на осленке (хотя мог сделать это верхом на красивом коне и в составе целой колонны), чем подал людям пример скромности. Жители города встречали Иисуса как царя: дорогу на пути его следования усыпали как раз-таки пальмовыми ветвями и прославляли самыми восторженными словами. В Иерусалимском храме Христос разогнал торговцев, которые превратили Дом Бога в настоящий базар, совершил исцеления больных людей и удалился в город Вифанию. Можно сказать, что события Вербного Воскресения стали своего рода предпразднеством Пасхи.

9. Вознесение Господне

10. День Святой Троицы

Днем рождения Православной Церкви можно считать этот праздник. Уже на 50-й день после пасхи на апостолов, учеников Христа, сошел с небес Святой Дух, сверхъестественным образом сделав их способными проповедовать веру, разговаривать на других языках, учить людей.

11. Преображение Господне

12. Успение Пресвятой Богородицы

Наступил день и Святая Мария умерла. Жила Она у апостола Иоанна, которого усыновила по указанию Христа. Ученики Иисуса собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Матерью Спасителя. Согласно преданию, Тело Пресвятой Богородицы было погребено в одной гробнице с родителями и супругом. А позже – Она воскресла, явилась в тот же день за ужином апостолам и подобно Своему Сыну, вознеслась на небо.

Как провести день, на который выпал двунадесятый праздник?

Конечно, приложить все усилия, чтобы попасть на праздничное богослужение. Надо помнить, что служба каждого праздника в Православной Церкви начинается накануне вечером, а после перерыва продолжается утром.

Если есть возможность и желание, необходимо исповедоваться и причаститься, таким образом происходит невидимое соединение с Богом и событиями праздника, лучше понимается их смысл, появляется возможность как бы их пережить.

Конечно же, каждый праздник требует понимания, поэтому заранее и после богослужения стоит посвятить время, лучше в кругу семьи, близких или друзей, чтению описания и истории праздника. Неплохо, особенно если попасть на богослужение не получается, подать записку с именами родственников и знакомых, дорогих вам людей, для поминовения их на литургии или молебне.

От светских развлечений лучше воздержаться, посвятить время семье, размышлениям, доброму общению. Если вдруг посетить богослужение не получается из-за работы или по другим причинам, неплохо бы все же сходить на службы, посвященные предпразднеству, попразднеству или отданию праздника.

Двунадесятые праздники имеют огромное значение в жизни православного христианина. В эти дни небеса становятся ближе, а мы получаем еще один шанс для духовного совершенствования и получения просимой у Бога помощи.

Двунадесятые праздники имеют дни предпразднства, попразднства и отдания праздника.

Днями предпразднства Св. Церковь приготовляет верующих к встрече дня праздника посредством особых молитв в честь наступающего праздника.

Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни наряду с песнопениями дневному святому Св. Церковь продолжает вспоминать и прославлять события бывшего праздник Число дней попразднства неодинаково.

1. Рождество Пресвятой Богородицы 4 дня
2. Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 дня
3. Рождество Христово 6 дней
4. день Пятидесятницы, или Троицы 6 дней
5. Преображение Господне 7 дней
6. Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня 7 дней
7. Крещение Господне (Богоявление) 8 дней
8. Вознесение Господне 8 дней
9. Успение Божией Матери 9 дней
10. Сретение Господне (от 7 до 0 дней) - зависит от той или иной близости праздника к Великому посту.

Последний день праздника называется днем отдания празд­ника. В этот день святая Церковь вновь сосредотачивает все наше внимание на содержании праздника.

СРЕДНИЕ ПРАЗДНИКИ различаются по двум видам. Одни из них обозначаются в Церковном Уставе красным крестом в красном полукруге и имеют, как и великие праздники, всенощное бде­ние (дни памяти св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова - 8 мая и 26 сентября, св. Иоанна Златоуста - 13 ноября, св. Николая Мирликийского - 6 декабря и 9 мая, свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста - 30 янва­ря, св. Георгия Победоносца - 23 апреля и др.). К разряду средних праздников относятся и праздники храмовые, т.е. праздники в честь святых, во имя которых освящен данный храм, а также в честь тех святых, мощи которых в нем поко­ятся. Последование этих праздников отличается от великих тем, что в эти праздники совершается служба не только празд­нуемым святым, но в нее включаются и некоторые другие пес­нопения. Например, на утрени праздничный канон предваряется каноном Богородице.

Другие средние праздники обозначаются знаком красного креста без полукруга +. В эти праздники совершается служба полиелейная. Может быть совершено и бдение, "аще восхощет настоятель совершити" (Типикон). Служба святым, имеющим означенный знак + , называется "службой святым с полиеле­ем".

МАЛЫЕ ПРАЗДНИКИ бывают также двух видов: одни из них обозначаются знаком - три красных точки в красный скобке, что означает службу со славословием (на утрени поется великое славословие, и вся утреня получает праздничное окон­чание).

Второго вида малые праздники обозначаются знаком чер­ной скобки с тремя черными точками в середине, что означает "шестиричную службу", т.е. также в этот день нужно петь на вечерне 6 стихир святым на "Господи воззвах" из Минеи.

Дни, не отмеченные в богослужебных книгах никаких зна­ком, к праздникам не причисляются и имеют буднюю (вседнев­ную) службу.

По месту празднования праздники разделяются на общие, отправляемые всею Православной Церковью, каковы праздники великие, средние и малые и местные, т.е. праздники, которые отправляются в какой-либо одной местности, например, в честь той или ином иконы Божией Матери, или в честь какого-либо святого, которые особенно почитаемы именно в данной местнос­ти, и храмовые.




Так как все вообще праздники совершаются Церковью во славу Божию, или в честь Божией Матери, или в честь святых, то по этому признаку праздники разделяются еще на три раз­ряда: праздники Господни (Рождество Христово, Преображение, и др.), праздники Богородичные (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм и др.) и в честь святых (апп. Петра и Павла, пророка Илии, святителя Николая и др.).

Посты

С древнейших времен Святая Церковь учредила посты. Пост освящен Самим Господом Иисусом Христом, Который перед началом Своего общественного служения провел в посте 40 дней. О великом значении поста говорят многие Отцы и Учители Церкви, и соблюдение постов вменяется в строгую обязанность всем членам Церкви.

Следующим постом является Петров пост - в честь и па­мять святых Апостолов. Он начинается с понедельника после Недели Всех святых и оканчивается в день памяти свв. апп. Петра и Павла. Продолжительность его в разные годы неоди­накова (от шести, недель до одной недели и одного дня) и зависит от дня празднования Пасхи в данном году. В этот пост разрешается вкушение рыбы, кроме среды и пятницы.

Третьим годовым постом является Успенской пост. Уста­новлен он в честь Божией Матери, в память Ея Успения. Пост начинается с 1 августа и оканчивается в праздник Успения. В этот пост, как и в Великий, запрещается вкушать рыбу, кро­ме праздника Преображения.

Последним годовым постом является Рождественский пост, установленный в честь Рождества Христова, цель его - приго­товить христиан к встрече этого светлого и радостного празд­ника. Начинается пост на следующий день после памяти св.ап. Филиппа (отсюда и иногда называется в народе Филиппов пост ("Филипповка") и продолжается до праздника Рождества Хрис­това. В этот пост разрешается рыба, как и в Петров пост.

Кроме этих многодневных постов есть посты однодневные. К ним относятся еженедельные посты в среду и пятницу каждой недели. Пост в среду установлен в воспоминание предания Ии­суса Христа Иудой, а пост в пятницу - в память крестных страданий и смерти Спасителя.

В году есть несколько недель, в которые пост в среду и пятницу отменяется (сплошные недели-седмицы): это

1) святки, т.е. время от празднования Рождества Христова до кануна праздника Крещения Господня,

2) Неделя о мытаре и фарисее,

3) сырная неделя (пли масленица, - на этой неделе запреща­ется вкушать мясо),

5) Троицкая недели.

К однодневным постам относятся посты в день праздника Воздвижения, в день памяти Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а также в канун праздников Рождества Христова (день особо строгого поста, которым завершается Рождест­венский пост), и Богоявления, последние два дня называются сочельниками.

1. Обрезание Господне и память св. Василия Великого 1 января
2. Покров Пресвятой Богородицы 1 октября
3. Рождество св. Иоанна Предтечи 24 июня
4. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи 29 августа
5. Память свв. апостолов Петра и Павла 29 июня

Двунадесятые праздники имеют дни предпразднства, попразднства и отдания праздника.

Днями предпразднства Св. Церковь приготовляет верующих к встрече дня праздника посредством особых молитв в честь наступающего праздника.

Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни наряду с песнопениями дневному святому Св. Церковь продолжает вспоминать и прославлять события бывшего праздник Число дней попразднства неодинаково.

1. Рождество Пресвятой Богородицы 4 дня
2. Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 дня
3. Рождество Христово 6 дней
4. день Пятидесятницы, или Троицы 6 дней
5. Преображение Господне 7 дней
6. Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня 7 дней
7. Крещение Господне (Богоявление) 8 дней
8. Вознесение Господне 8 дней
9. Успение Божией Матери 9 дней
10. Сретение Господне (от 7 до 0 дней) - зависит от той или иной близости праздника к Великому посту.

Последний день праздника называется днем отдания празд­ника. В этот день святая Церковь вновь сосредотачивает все наше внимание на содержании праздника.

СРЕДНИЕ ПРАЗДНИКИ различаются по двум видам. Одни из них обозначаются в Церковном Уставе красным крестом в красном полукруге и имеют, как и великие праздники, всенощное бде­ние (дни памяти св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова - 8 мая и 26 сентября, св. Иоанна Златоуста - 13 ноября, св. Николая Мирликийского - 6 декабря и 9 мая, свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста - 30 янва­ря, св. Георгия Победоносца - 23 апреля и др.). К разряду средних праздников относятся и праздники храмовые, т.е. праздники в честь святых, во имя которых освящен данный храм, а также в честь тех святых, мощи которых в нем поко­ятся. Последование этих праздников отличается от великих тем, что в эти праздники совершается служба не только празд­нуемым святым, но в нее включаются и некоторые другие пес­нопения. Например, на утрени праздничный канон предваряется каноном Богородице.

Другие средние праздники обозначаются знаком красного креста без полукруга +. В эти праздники совершается служба полиелейная. Может быть совершено и бдение, "аще восхощет настоятель совершити" (Типикон). Служба святым, имеющим означенный знак + , называется "службой святым с полиеле­ем".

МАЛЫЕ ПРАЗДНИКИ бывают также двух видов: одни из них обозначаются знаком - три красных точки в красный скобке, что означает службу со славословием (на утрени поется великое славословие, и вся утреня получает праздничное окон­чание).

Второго вида малые праздники обозначаются знаком чер­ной скобки с тремя черными точками в середине, что означает "шестиричную службу", т.е. также в этот день нужно петь на вечерне 6 стихир святым на "Господи воззвах" из Минеи.

Дни, не отмеченные в богослужебных книгах никаких зна­ком, к праздникам не причисляются и имеют буднюю (вседнев­ную) службу.

По месту празднования праздники разделяются на общие, отправляемые всею Православной Церковью, каковы праздники великие, средние и малые и местные, т.е. праздники, которые отправляются в какой-либо одной местности, например, в честь той или ином иконы Божией Матери, или в честь какого-либо святого, которые особенно почитаемы именно в данной местнос­ти, и храмовые.

Так как все вообще праздники совершаются Церковью во славу Божию, или в честь Божией Матери, или в честь святых, то по этому признаку праздники разделяются еще на три раз­ряда: праздники Господни (Рождество Христово, Преображение, и др.), праздники Богородичные (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм и др.) и в честь святых (апп. Петра и Павла, пророка Илии, святителя Николая и др.).

Посты

С древнейших времен Святая Церковь учредила посты. Пост освящен Самим Господом Иисусом Христом, Который перед началом Своего общественного служения провел в посте 40 дней. О великом значении поста говорят многие Отцы и Учители Церкви, и соблюдение постов вменяется в строгую обязанность всем членам Церкви.

Следующим постом является Петров пост - в честь и па­мять святых Апостолов. Он начинается с понедельника после Недели Всех святых и оканчивается в день памяти свв. апп. Петра и Павла. Продолжительность его в разные годы неоди­накова (от шести, недель до одной недели и одного дня) и зависит от дня празднования Пасхи в данном году. В этот пост разрешается вкушение рыбы, кроме среды и пятницы.

Третьим годовым постом является Успенской пост. Уста­новлен он в честь Божией Матери, в память Ея Успения. Пост начинается с 1 августа и оканчивается в праздник Успения. В этот пост, как и в Великий, запрещается вкушать рыбу, кро­ме праздника Преображения.

Последним годовым постом является Рождественский пост, установленный в честь Рождества Христова, цель его - приго­товить христиан к встрече этого светлого и радостного празд­ника. Начинается пост на следующий день после памяти св.ап. Филиппа (отсюда и иногда называется в народе Филиппов пост ("Филипповка") и продолжается до праздника Рождества Хрис­това. В этот пост разрешается рыба, как и в Петров пост.

Кроме этих многодневных постов есть посты однодневные. К ним относятся еженедельные посты в среду и пятницу каждой недели. Пост в среду установлен в воспоминание предания Ии­суса Христа Иудой, а пост в пятницу - в память крестных страданий и смерти Спасителя.

В году есть несколько недель, в которые пост в среду и пятницу отменяется (сплошные недели-седмицы): это

1) святки, т.е. время от празднования Рождества Христова до кануна праздника Крещения Господня,

2) Неделя о мытаре и фарисее,

3) сырная неделя (пли масленица, - на этой неделе запреща­ется вкушать мясо),

5) Троицкая недели.

К однодневным постам относятся посты в день праздника Воздвижения, в день памяти Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а также в канун праздников Рождества Христова (день особо строгого поста, которым завершается Рождест­венский пост), и Богоявления, последние два дня называются сочельниками.


Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы. Все даты указаны по новому стилю (по хронологии церковного года, который начинается 14 сентября)

Вознесение Господне — 40-ой день после Пасхи, всегда в четверг – переходящий праздник
День Святой Троицы. Пятидесятница — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье – переходящий праздник
Преображение Господне – 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа

Великие (недвунадесятые) праздники Православной Церкви

Кроме двунадесятых праздников Православной Церкви есть еще и Великие (недвунадесятые) праздники. Они также любимы православными христианами (все даты указаны по новому стилю).

Основные православные праздники


25 декабря/7 января


1/14 января

6/19 января


2/15 февраля


ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Но Пасха — это не просто праздник. Воскресение Христово — это суть христианства, это основа и венец христианской веры. Что же мы празднуем в Пасху?


СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА Русский народ по-прежнему празднует Пасху. Не смотря на многолетнюю проповедь безверия, тысячи людей собираются в ночь Воскресения Христова в православные храмы, десятки тысяч освящают пасхальную снедь. Откликаются русские сердца на колоссальный заряд радости, обновления, просвещения, который несет в себе величайший из православных праздников. Но для большинства сразу после первого дня Пасхи наступают будни, и торжество прекращается. На самом же деле Праздник длится гораздо дольше, ведь пасхальная радость настолько велика, что ее невозможно ограничить одним днем!


3-е воскресенье после Пасхи


25марта/7апреля


26 марта/8 апреля




18/31 мая


1-е воскресенье после дня Пятидесятницы


2-е воскресенье после дня Пятидесятницы


24 июня/7 июля


29 июня/12 июля


2/15 июля


10/23 июля


13/26 июля


1/14 августа


6/19 августа


15/28 августа


16/29 августа


29 августа/11 сентября


1 сентября /14 сентября


8/21 сентября


14/27 сентября


23 сентября/6 октября


1 октября/14 октября


22 октября/4 ноября


8/21 ноября


21 ноября/4 декабря

Ежегодно время христианских праздников меняется, как и постов. Отсчёт времени ведется с помощью церковного или православного календаря. Чтобы подготовиться к торжественному событию, желательно уточнить его дату. Всего в календаре религиозных граждан 12 основных праздников, помимо Пасхи. В эти дни люди почитают Иисуса Христа, Богородицу и других святых.

Особенности православного календаря

Православие имеет свою культуру и историю. Верующие люди чтут традиции и, согласно культуре, отмечают определенные дни, проводят их по-особенному.

В праздники разрешается:

  1. Не ограничивать себя в еде.
  2. Меньше работать или вовсе отказаться от трудовой деятельности.
  3. Проводить праздничные богослужения в церкви.


Основной особенностью календаря православных праздников считается наличие в нем торжественных событий, которые не меняют даты проведения. А также тех, что каждый год проводятся в новый день. То есть дата их проведения меняется.

Условно праздники можно классифицировать следующим образом:

В мировой культуре православия принято по-разному отмечать церковные праздники, близкие к религии люди посещают храмы, нередко устраивают застолья, приглашая родных и близких. А чтобы не забыть дату торжества – вешают на стену церковный календарь.

Разновидности религиозных православных празднеств

Как уже говорилось ранее, дни торжеств могут менять дату проведения, а могут оставаться неизменными. Основным праздником для верующих считается Пасха.

святой храм

Пасха

Этот великий праздник считается подвижным, его отмечают в первый воскресный день после полнолуния, наступившего не ранее условного дня равноденствия, который приходится на 21 марта.

Внимание! Праздник отмечают в честь воскресения Сына Божьего. Но католики и православные празднуют ее в различные дни, но нередко даты совпадают.

Двунадесятые праздники

Как раз они делятся на подвижные и не подвижные, это дни, которые считаются особыми. Всего 12 праздников, помимо Пасхи, в которые верующие чтят события, произошедшие с Иисусом Христом во время земной жизни.

Пять великих недвунадесятых праздников

Это те, дата проведения которых, не изменяется.

  • Покров;
  • Обрезание – отмечается в православии и католицизме;
  • Рождение Иоанна Крестителя;
  • День святых Петра и Павла;
  • Усекновение.

купола церкви

В России отмечают и день преподобного Сергея Радонежского.

Любой воскресный день в году

Также считается праздничным, поскольку в это время запрещается:

  1. Заниматься тяжелым трудом.
  2. Придаваться отчаянью.

Испокон веков воскресный день – выходной. Верующие люди собирались на утреннее богослужение в церкви. Как написано в Библии, Господь трудился 6 дней, а 7-ой сделал выходным.

По этой причине воскресенье считается особенным, а богослужение – праздничным.

Средние праздники

Не столь важные, но все же почитаемые верующими дни, в которые вспоминают об основных святых. В средние праздники принято почитать события, имевшие значение для церковной жизни, иконы и мощи, которые находятся в храме. Точное количество таких знаменательных дат не установлено, некоторые из них отмечают по желанию настоятеля.

огни и крест

Малые праздники

Речь идет о датах, в которые почитают святых. Практически каждый день календаря можно назвать праздничным. Но эти праздники считают мелкими и отмечают лишь богослужением. Зачастую на один день приходится 2-3 таких торжества.

Переходящие

То есть подвижные, ежегодно день торжественного события изменяется, сдвигается.

Непереходящие

Дата не меняется, остается прежней из года в год.

Главные празднования христианства с датами

дети и голуби

Пасха

В христианстве и католицизме есть большие праздники, Пасха считается одним из них. Дата ее проведения смещается ежегодно и рассчитывается заранее, с учетом особенностей календаря.

Пасхе предшествует пост, его именуют Великим, в силу продолжительности и строгости. Пост, который подразумевает отказ от определенных продуктов, длится 48 дней. Верующие сильно ограничивают себя, много трудятся и читают молитвы о спасении души. Торжество приходится на 7 день, в который религиозные люди отмечают воскресение Сына Божьего.

Рождество Пресвятой Богородицы

Отмечается осенью, 21 сентября, и считается одним из главных в культуре христианства. Верующие празднуют появление на свет Божий Девы Марии. Если верить приданию, то Рождество случилось в Иерусалиме. Но русские люди, знакомые с версией святителя Дмитрия Ростовского, верят в то, что родители Марии были в Назарете, где она впоследствии и родилась.

Воздвижение Креста Господня

Отмечается в честь императора Константина, который первым прекратил гонение христиан. Считается, что отмечать торжество стоит в воскресный день, дата – 27 сентября, она не меняется. Верующие празднуют вплоть до 4 октября.

Воздвижение Креста Господня

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Важные события, религиозные люди в церкви отмечают особым образом: проводят торжественные богослужения. 21 ноября отмечают вхождение Девы Марии в храм, случилось это, когда ей было всего 3 года. Родители привели в часовню девочку, она вошла в церковь под пение священных песен.

Рождество Христово

Важные божественные праздники, к которым и относят Рождество, не меняют даты. Католики отмечают его в ночь с 24 на 25 декабря. В нашей стране Рождество отмечают в ночь на 7 января.

Перед праздником запрещается принимать пищу до того, как на небе появится первая звезда.

Крещение Господне

Зимние праздники особенные, поскольку снежные сугробы чисты и символизируют доброту и непорочность души. Крещение относят к таковым, верующие, в старину говорили о том, что на час вода во всех водоемах приобретает целебные свойства.

Справка: этот праздник приходится на 19 января. Отмечать его начинают ночью, принято освящать купель и окунаться в холодную воду, что помогает смыть с себя грехи, избавиться от болезней и преодолеть искушения.

Крещение Господне

Сретение Господне

Отмечается в конце зимы – 15 февраля. Когда-то родители впервые принесли в храм Спасителя, он был младенцем, это произошло на 40 день с момента его рождения.

Благовещение

Празднуется 25 марта. В тот самый день, когда архангел возвести Марию о том, что скоро у нее будет младенец – Иисус, который примет страдания за род человеческий.

Воскресный день, который верующие именуют Вербным, он предшествует Пасхе и, по календарным нормам, приходится на время поста. Дата торжества ежегодно меняется, не считается постоянной.

Вознесение Господне

Просто Вознесение, которое празднуется на 40 сутки после святой Пасхи и возвещает о том, что Иисус – спаситель рода человеческого и сын Божий – оказался на небесах, предстал перед отцом.

Вознесение Господне

День Святой Троицы

Отмечают непременно в воскресенье, на 57-ые сутки после пасхального торжества. По преданию, в этот день на апостолов взошел Святой Дух. Как правило, верующие посещают кладбище в день торжества, чтят память мертвых.

Дата Троицы меняется ежегодно и рассчитывается от даты, в которую состоялось пасхальное торжество.

Преображение Господне

Летний праздник, который считается переходящим, с 28 июня до 1 августа.

Успение Богородицы

В этом году отмечается 15 августа и относится к летним церковным праздникам. В дату торжества верящие чтут память Богородицы и отмечают ее мирную кончину.

Усекновение главы Иона Предтечи

Библейские сюжеты помогут понять и раскрыть суть торжества. 29 августа отмечают день трагической гибели Иоанна Крестителя, которому Ирод приказал отрубить голову.

Усекновение главы Иона Предтечи

Воздвижение Креста Господня

Праздник не меняет даты и считается у верующих великим, его празднество приходится на субботний день, 14 сентября.

Покров

Торжество посвящено явлению Богородицы Андрею и приходится на осенний месяц октябрь, но четкой даты не имеет. В 2022 году близкие к религии люди будут отмечать его 14 октября.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

В церкви верующие этот день отмечают богослужением, службой, которую проводят 21 ноября.

Таблица праздников по месяцам

На 19 год стоит составить таблицу церковных торжеств, которая поможет запомнить даты, имеющие особое значение для верующих.

крести и книги


Запомнить все события не так уж и просто, особенно тем, кто не отличается религиозностью. Помочь в этом сможет календарь, в который церковнослужители вносят изменения ежегодно.

Читайте также: