Назовите характерные отличия деятельности социального педагога от деятельности учителя кратко

Обновлено: 01.06.2024

Социальный работник – это специалист, который оказывает помощь незащищенным слоям населения.

Социальный педагог – это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в социальном пространстве и организует фундамент для его развития, установления прочных взаимосвязей и партнерских отношений между различными социальными институтами.

Общие сведения

Появление этих специальностей во многом обуславливается изменениями, которые произошли в жизнедеятельности россиян за последнее время. Реальность потребовала наличия специалистов, которые могли бы профессионально работать с незащищенными слоями населения. Но распад государственной идеологии в 90-ые годы повлек за собой появление колоссального количества детей, которые остались вне пределов социального воздействия.

Социальная работа, как наука активно взаимодействует с социальной педагогикой, что позволяет сделать определенные выводы относительно сходства и различия деятельности социального педагога и социального работника.

На протяжении существования обеих специальностей ведутся споры о том, нужно ли выделять социальную педагогику в отдельный вид деятельности и отделять ее от социальной работы. На сегодняшний день существует общепринятое мнение о том, что социальная педагогика есть самостоятельная методологически обоснованная наука.

Взаимосвязь социальной работы и социальной педагогики оправдывается тем, что оба вида деятельности связаны между собой культурно и исторически.

Отличия деятельности социального работника от деятельности социального педагога

Деятельность социального работника и социального педагога отличается следующими критериями:

  • цель. Социальный работник обеспечивает социальную помощь, социальную защиту, социальное обслуживание населения, в то время как социальный педагог проводит социально – педагогическую оценку условий жизни и ребенка, организует его социальное воспитание и реабилитацию в случае необходимости;
  • объект. Объектом деятельности социальной работы является человек, который имеет социальную проблему, которую нельзя решить самостоятельно. В случае деятельности социального педагога объектом может быть человек, который нуждается в социально – педагогической помощи и прогнозировании, а также экспертизе.

Готовые работы на аналогичную тему

В целом, деятельность социального работника направлена на поддержание и развитие, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, в то время как социальный педагог осуществляет воспитание человека внутри социума. Социально – педагогические методы часто включаются в систему социальной работы с населением, но это не является критерием для отождествления профессии социального работника и деятельности социального педагога.

Очевидным является тот факт, что социальная работа является многопрофильной деятельностью и не исчерпывается социально – педагогической деятельностью и методологическим обеспечением со стороны педагогики.

Социальный работник концентрируется на решении тех или иных проблем клиента, а социальный педагог развивает личностный потенциал человека.

Социальный работник обращает внимание на социальные процессы и закономерности и их становление под влиянием различных факторов: экологических, экономических, педагогических. Социальный педагог концентрируется на процессах социального образования и воспитания, социального развития личности.

Несмотря на большое количество различий между деятельностью социального педагога и социального работника существует много сходств. Они оказывают поддержку людям, которые в ней нуждаются, выявляют, используют и развивают собственные ресурсы личности при увеличении степени их самоответственности и саморегулирования.

Сходства деятельности социального работника и деятельности социального педагога

Социальная педагогика в области социальной работы выступает как стержень ее деятельностного компонента. В связи с этим можно сказать, что некоторые задачи и методы деятельности социального педагога и социального работника достаточно сходны:

  • выполняются объяснительные функции, поскольку решение социальных задач во многом решается уровнем воспитанности людей и их готовности к самопомощи;
  • способствуют развитию личности через наполнение содержанием учебно-трудовой деятельности и свободного время препровождения;
  • способствуют формированию социальных действий, умений, а также навыков при овладении приемами самопомощи.

Социальный работник является посредником, связующим звеном между взрослыми и детьми, а также государственным службами и учреждениями, которые заботятся о духовном, психическом, физическом здоровье. Он оказывает содействие организациям и институтам в данном процессе.

Социальная реабилитация – это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан.

Социальная адаптация – это система, которая обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счёт умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать своё поведение в соответствии с главными целями деятельности.

Социальный работник активно участвует в совместной деятельности взрослых и детей и является ее организатором, он побуждает к действию и стимулирует инициативу. Социальный педагог в большей степени занимается воспитанием человека внутри социума. Ему приходится работать непосредственно с семьей или отдельной личностью. Он осуществляет деятельность в области защиты ребенка, подростка и оказывает ему социальную, при необходимости медицинскую помощь, содействует в обучении и социальной реабилитации.

Таким образом деятельность социального работника и социального педагога представляют собой отдельные области деятельности, которые находятся на стадии позитивного развития. Профессиональные действия социального работника и социального педагога отличаются друг от друга функционалом и содержанием, но при этом они действуют в одной и той же плоскости.

Социальный педагог ассоциируется в первую очередь с учителем.

Действительно, в профессиональной деятельности учителя и соц. педагога есть много общего. Прежде всего то, что объектом их деятельности является ребенок. Но естественно, есть и различи. Учитель выполняет главным образом образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом. В центре же внимания соц. педагога находится социализация ребенка. Его объектом деятельности является подрастающее поколение, нуждающееся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, а также дети, имеющие физические, психические, интеллектуальные нарушения развития. Еще одно отличие состоит в том, что учитель ориентирован на работу в образовательном учреждении, а соц. пед. может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях.

Главная цель деятельности учителя — передать ребенку определенные знания, умения и навыки. Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Необходимо решить вопрос о назначении соц. педагога и соц. работника. Этот вопрос до конца еще не решен.

Социальная деятельность

Различия проявляются в разграничении компетенции соц. работника и соц. педагога:

Функциональное различие: основная функция соц. педагога — контроль и корректировка нормы социализации; главная функция соц. работника — компенсация нежелательных последствий социальных явлений и процессов.

Объектное различие: социальная педагогика нацелена на все слои населения, соц. работа — на маргинальные и уязвимые соц. группы.

Технологическое различие: соц. педагог стремится своевременно определить проблему, выявить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику и т.о. оздоровить окружающую микросреду. Соц. работник, в отличие от соц. педагога. имеет дело с состоявшейся проблемой, связанной с отклонением от соц. нормы, что требует специальных видов соц. помощи и более узкой специализации.

Превентивно-профилактическая деятельность является общей для соц. педагога и соц. работника, но если она доминирует в деятельности соц. работника — это свидетельство высокого качества его работы, если же к ней сводится деятельность соц. педагога — эффективность его труда невысока.

Теперь рассмотрим взаимодействие школьного психолога и соц. педагога. Главная функция школьного психолога — изучение и диагностика различных школьных проблем. Соц. педагог, с учетом психологической диагностики должен определить возможности использования или коррекции выявленных особенностей объекта (ребенка, класса, учителя), выявленных психологом, разработать методические рекомендации для реализации полученных знаний в пед. деятельности. Таким образом, соц. педагог — это специалист, который на основе полученной диагностики пед. грамотно строит соц. — пед работу с отдельными учениками, их родителями, различными группами школьников, учителями, семьями и т.д. Например, все три работника имеют дело с семьей. Но соц. работник имеет дело с семьей школьника, нуждающегося в соц. защите, а психолог и соц. педагог работают с родителями, имеющими проблемы во взаимоотношениях со своим ребенком. Только психолог диагностирует отклонения в отношениях, а соц. педагог разрабатывает конкретную программу действий по преодолению данного недостатка. Еще один пример. Объект работы — классный коллектив. У психолога направление работы будет — выявление психических отклонений личности школьника, а соц. педагога — организация досуговой деятельности и другие формы работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Название специалиста “социальный педагог” является производным от слова “педагог”, которое ассоциируется прежде всего с учителем. Поэтому не удивительно, что после введения такой деятельности первыми социальными педагогами стали учителя, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по этой специальности. Неудивительно и то, что профессиональная подготовка социальных педагогов ведется в основном в педагогических учебных заведениях.

Действительно, в профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть много общего. Прежде всего эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок, его развитие и социальное становление.

Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд существенных отличий, позволяющих выявить специфику двух родственных профессий. Учитель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, “выпадению” из нормальных социальных отношений.

Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован уже в процессе профессиональной подготовки на работу в учреждении определенного типа, а именно в общеобразовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях.

С этой точки зрения, деятельность социального педагога гораздо ближе к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе (как уже было сказано в одной из предыдущих глав). Разграничить социально-педагогическую сферу и сферу социальной работы чрезвычайно трудно еще и потому, что обе они только формируются.

Вместе с тем, по крайней мере одно существенное отличие, определяющее специфику этих двух сфер профессиональной деятельности, может быть отмечено. Оно заключается в том, что в отличие от социального педагога, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут оказаться люди, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения, независимо от возраста.

Социально-педагогическая деятельность по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, из которой она выделилась, однако имеет и свою специфику.

Педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых. Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется педагогами - работниками дошкольных учреждений, учителями, преподавателями профессиональных учебных заведений и др. - в образовательных учреждениях различных типов и видов: дошкольных, общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального и дополнительного образования и др.

Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.

Основными направлениями социально-педагогической деятельности, являются:

- деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;

- деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, как правило, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие:

1.непосредственную работу с ребенком;

2.посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.

Виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику:

-социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях;

- социально-педагогическая деятельность в детских общественных объединениях и организациях;

- социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей;

- социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха детей;

-социально-педагогическая деятельность в конфессиях.

В посреднической работе социального педагога особое значение имеет социально-педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. Поэтому работа социального педагога с семьей является обязательным компонентом его социально-педагогической деятельности со всеми категориями детей с проблемами, а иногда - и в профилактической работе.

Каждый социальный педагог должен иметь представление обо всех видах социально-педагогической деятельности, хотя в своей практической работе он скорее всего будет осуществлять лишь несколько из них, может быть даже какой-то один, что зависит от специфики того учреждения, где он будет работать.

Читайте также: