Научные труды республиканского института высшей школы исторические и психолого педагогические науки

Обновлено: 06.07.2024

Научные и научно-педагогические школы

Научная тематика преподавателей кафедры

1. Психологическое здоровье в контексте развития личности (Малейчук Г.И.)

2. Имплицитные теории личности (ИТЛ) одаренного ученика (Былинская Н.В.)

3. Перцептивные действия подростков при восприятии ими предметов вариативной формы (Северин А.В.)

4. Научно-методическое обеспечение психологической безопасности личности на разных возрастных этапах (Москалюк В.Ю.)

Конференции

Электронная библиотека кафедры

Список наиболее значимых публикаций кафедры

Психологічна безпека особистості: міжнародна колективна монографія / за заг. ред. І.В. Волженцевої. – Переяслав (Київ. обл.), 2020. – 550 с.

Социализация ребенка по Л.С. Выготскому: новый взгляд. Монография / Г. В. Лосик, А. А. Дерюгин, А. В. Северин, С. В. Петров. – Düsseldorf : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH Co. KG., 2020. – 88 с.

Социальная психология здоровья и современные информационные технологии : сб. науч. ст. по материалам IV Междунар. науч.-практ. семинара, Брест, 11 апр. 2019 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; редкол.: А. В. Северин, С. Л. Ящук. – Брест : БрГУ, 2019. – 170 с.

Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., Брест, 17 мая 2019 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; редкол.: В. Ю. Москалюк, Д. Э. Синюк, И. В. Павлов. – Брест : БрГУ, 2019. – 148 с.

Актуальные вопросы помощи личности в кризисных состояниях : материалы Респ. науч.-метод. семинара с междунар. участием, Брест, 20–21 марта 2019 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; редкол.: А. В. Северин, И. В. Лыбко. – Брест : БрГУ, 2019. – 132 с.

Психологическое здоровье в контексте развития личности : материалы Респ. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Брест, 14 февр. 2019 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2019. – 147 с.

Пожилой человек в изменяющемся мире : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., Брест, 16 окт. 2019 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; редкол. А. В. Северин, С. Л. Ящук. – Брест : БрГУ, 2020. – 63 с.

Психология: шаг в науку: сб. материалов VI Респ. науч.-практ. конф. студентов и магистрантов, Брест, 15 октября 2019 г. / Брест. гос. ун.-т им. А.С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2020. – 130 с.

Новый взгляд на психологию : сб. материалов IV регион. науч.-практ. конф. Студентов и лицеистов, Брест, 9 апр. 2019 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; редколл.: Е. И. Медведская, А. В. Северин. – Брест : БрГУ, 2020. – 77 с.

Психология сегодня: взгляд современного студента: сб. материалов ХVI Междунар. науч.-практ. конф. студентов и магистрантов, Брест, 26 апр. 2019 г. / Брест. гос. ун.-т им. А.С. Пушкина ; под общ. ред. Е. Е. Марченко, И. В. Шматковой. – Брест : БрГУ, 2019. – 163 с.

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

для опубликования результатов диссертационных исследований, вошли статьи по историческим и психолого-педагогическим наукам .

Адресован аспирантам, научным работникам, преподавателям высшей школы .

(протокол № 6 от 30 декабря 2015 г.)

Редакционная коллегия:

пред. редкол., д-р физ.-мат. наук, проф. В. А. Гайсёнок;

чл.-кор. НАН Беларуси, д-р физ.-мат. наук, проф. М. И. Демчук;

д-р филос. наук, проф. В. Ф. Берков; д-р ист. наук, доц. Г. Я. Голенченко;

д-р ист. наук, проф. В. С. Кошелев; д-р филос. наук, проф. В. В. Позняков;

д-р филос. наук, проф., чл.-кор. НАН Беларуси П. А. Водопьянов;

д-р пед. наук, проф. В. Ф. Володько; д-р пед. наук, проф. Н. И. Мицкевич;

д-р психол. наук, проф. И. А. Фурманов; д-р психол. наук, проф. В. А. Янчук;

д-р экон. наук, проф. А. В. Данильченко; д-р экон. наук, проф. А. Н. Тур;

д-р полит. наук, проф. В. А. Мельник; д-р ист. наук, проф. О. Г. Слука;

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СКРЫТНОСТИ

ЗАВИСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF A LATENT ENVY

IN INTERPERSONAL RELATIONSHIP

В статье рассматривается феномен зависти в межличностных отношениях с учетом его скрытного характера и социально-психологической природы. Автором проводится теоретический анализ причин скрытности и маскировки феномена в социальном поведении и сознании личности. В качестве основных детерминант скрытности зависти отмечены социальное осуждение, а также связь с неполноценностью и агрессивностью личности. Проводится обзор теоретических представлений о многоликости форм проявления зависти на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях .

Ключевые слова: зависть; скрытность зависти; причины скрытности зависти; формы проявления зависти .

The article deals with the phenomenon of envy in interpersonal relationships because of it latent nature and socio-psychological nature. The author made a theoretical analysis of the causes of the phenomenon of concealment and disguise in social behavior and consciousness of the person. The main determinants of latent envy marked social disapproval, and the relationship with disability and aggressive personality. A review of theoretical ideas about the multiple forms of manifestation of envy on the emotional, cognitive and behavioral level .

Key words: envy; latent envy; base of latent envy; manifestations of envy .

Стремительно меняющиеся социальные условия предопределяют внимание психологов к вопросам, касающимся социального поведения личности, первостепенное значение приобретают вопросы, связанные с отношениями личности. Одним из малоизученных феноменов межличностного взаимодействия является зависть, выступающая важным регулятором отношений. Она присуща почти каждому человеку независимо от пола, характера, темперамента. Зависти подвержены люди любого сословия, статуса, привилегий и возраста. Феноменологическая универсальность зависти обусловлена стремлением к социальному сравнению, превосходству, амбициями (страсть к победе, к власти) .

Определяясь с трактовкой понятия зависти, отметим, что, несмотря на множество подходов к определению феномена зависти, мнения исследователей сходятся при выделении его параметров и характеристик. Ядро зависти образуют досада, недоброжелательность, раздражение на чью-либо удачу, успех, благополучие, злоба, вызванная превосходством или желанием обладать тем, что есть у другого, жадность. С нашей точки зрения, наиболее применимой для научного осмысления феномена зависти является дефиниция, представленная Т. В. Бесковой, которая определяет зависть как отношение к достижениям (успеху) Другого, включающее в себя отношения к объекту, предмету превосходства и самому себе и сопровождающееся комплексом преимущественно негативных эмоций, осознанием своего более низкого положения и желанием прямо или косвенно нивелировать превосходство и восстановить субъективное равенство [1] .

Причиной того, что зависть редко выражается открыто (в отличие от ненависти или сострадания), В. А. Гусова считает зависимость зависти и переживания собственной неполноценности, ущербности, неадекватной оценки своего потенциала [7]. Связь зависти и неполноценности отмечали А. Адлер, Э. Фромм, Г. Шек, П. Куттер, Т. В. Бескова, Е. В. Золотухина-Аболина, К. Муздыбаев, К. Л. Ерофеева, В. А. Лабунская, Л. С. Архангельская, О. Р. Бондаренко, Н. В. Горшенина, Н. В. Дмитриева, В. А. Гусова, И. Б. Котова, Р. М. Шамионов .

Человек устроен так, что о собственной неполноценности ему проще промолчать, а признать свою зависть, это значит согласиться с превосходством другого человека в значимой сфере .

П. Куттер считает зависть следствием собственной неполноценности. Он относит зависть к страстям, поскольку она обусловливает ревностное отношение к тому, что причиняет страдания, и тем самым приводит к несчастью [8] .

Формы проявления зависти многообразны. В разговорном языке отчетливо зафиксированы нюансы проявления этого чувства в субъективном мире человека:

Необходимо говорить об особенностях проявления зависти на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях. Эмоциональные проявления базируются на том, что в большинстве случаев зависть определяется как злонамеренная, эгоистичная фундаментальная эмоция, сложная по своей структуре, включающая обиду, злобу, недоброжелательство, неприязнь. Иногда зависть подменяется восхищением, или же восхищение предшествует зависти .

Когнитивные проявления основаны на стратегии преодоления дискомфорта, вызванного завистью, чаще всего в направлении обесценивания предмета зависти, девальвации его значимости .

Бесковой, дальнейшие сценарии его поведения могут быть следующими:

2) «стремление к обладанию вожделенным, но недосягаемым превосходством сменяется желанием лишить соперника объекта зависти [1]. Поэтому желание обладать трансформируется в еще более сильное стремление отобрать, лишить, нивелировать удачу и превосходство конкурента .

Зависть может принимать формы самобичевания (причинения себе нравственных страданий) и причинения вреда окружающим (клевета и сплетни, беспочвенная критика и агрессия) [1] .

Таким образом, скрытность и многоликость форм проявлений зависти является одной из ее сущностных феноменологических характеристик. Основными причинами скрытности зависти, ее латентного характера является социальное осуждение, связь зависти с агрессией и неполноценностью личности. Тенденция скрытности и подавления зависти обуславливает ее трансформацию в разнообразные формы с целью избегания социального неодобрения и личного дискомфорта. Особые трудности вызывает дифференциация неосознанной или мало осознанной зависти от тщательно скрываемой. Это усложняет распознание зависти в обычной жизни и затрудняет ее научное осмысление в качестве важного регулятора социальных отношений и фундаментальной психологической категории .

Философские, теологические, культурологические, социологические и психологические исследования зависти носят преимущественно характер теоретического анализа, явно уступая степени эмпирической изученности феномена. В рамках научной рефлексии это чрезвычайно перспективное направление исследования .

Список использованных источников

1. Бескова, Т. В. Особенности проявления зависти в межличностном взаимодействии субъектов / Т. В. Бескова // Известия Самар. научн. центра Рос. акад. наук. – 2010. – Т. 12, № 5(37). – С. 103–109 .

2. Муздыбаев, К. Психология зависти / К. Муздыбаев // Психол. журн. – 1997. – Т. 18, № 6. – С. 3–12 .

3. Шёк, Г. Зависть: теория социального поведения / Г. Шёк; пер. с англ. В. Кошкина; под ред .

Ю. Кузнецова. – М.: ИРИСЭН, 2008. – 544 с .

4. Исаченко, Н. Н. Проблема зависти в философском дискурсе / Н. Н. Исаченко // Вестн .

Челябин. гос. ун-та. – 2014. – № 25(354). – С. 78–80 .

5. Орлов, Ю. М. Стыд. Зависть / Ю. М. Орлов; сост. А. В. Ребенок. – М.: Слайдинг. – 2005. – 96 с. – (Исцеление размышлением, кн. 2) .

6. Касумов, Т. К. Зависть на пути к агрессии / Т. К. Касумов // Вестн. Моск. гос. открыт. унта. Сер. Общественно-политических и гуманитарных наук. – 2012. – № 3. – С. 5–22 .

7. Гусова, В. А. Зависть как социальный феномен: автореф. …дис. канд. философ. наук:

09.00.11 [Электронный ресурс] / В. А. Гусова; Моск. гос. технолог. ун-т. – М., 2006. – 26 с. –

8. Куттер, П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей / П. Куттер. – CПб.: Б.С.К., 1998. – 115 с .

9. Ерофеева, К. Л. Зависть: философский аспект проблемы / К. Л. Ерофеева // Личность .

Культура. Общество. – 2008. – Т. X, № 1. – С. 328–335 .

10. Пилишина, А. В. Зависть в контексте межличностных отношений: автореф. … дис. канд .

11. Золотухина-Аболина, Е. В. Зависть / Е. В. Золотухина-Аболина // Молодой коммунист. – 1989. – № 7. – С. 48–56 .

12. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 343 с .

13. Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер; пер. с нем. Е. А. Цыпина. – СПб.: Академ.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Введение. В модернизации современного образования преобладающей тенденцией становится более глубокий (по сравнению с междисциплинарным) трансдисциплинарный уровень познания, порождающий универсальную методологию, способную решать сложные многофакторные междисциплинарные проблемы природы и общества. Появляются трансдисциплинарные научные области, такие как кибернетика, теория катастроф, синергетика, искусственный интеллект, большие данные и др. Все эти концепции были разработаны на основе достижений математики за последние 70-80 лет, эпоху математизации наук. В результате эта наука стала основой языка информационных технологий и процессов и тем самым породила глобальную цифровую трансформацию общества на основе использования уникальных возможностей компьютера.
Цель статьи - исследовать роль математики в трансдисциплинарной тенденции в обновлении содержания образования с целью вывода образования на более высокий (по сравнению с междисциплинарностью) уровень на основе включения в содержание обучения современных математических теорий и методов и их применений в зависимости от направления и профиля подготовки студентов в вузах.
Методология и методики. В исследовании использовались системный, культурологический и метапредметный подходы в ходе анализа роли математики в образовании при решении междисциплинарных проблем модернизации содержания образования (на основе наиболее ярких проявлений современной математической культуры). В результате синтеза этих подходов возникает целостное научное мировоззрение, не только выходящее за рамки традиционных дисциплин и методов, но и находящееся над ними.
Результаты и научная новизна. Проведен анализ трансдисциплинарной тенденции в постиндустриальном образовании. Исследованы математико-педагогические аспекты реализации системного, культурологического и метапредметного подходов в выводе образования на более высокий уровень. При этом обосновано использование в обучении математического моделирования, дискретной математики, вычислительных процессов и искусственного интеллекта для формирования у студентов нового, наддисциплинарного способа мышления, овладения общекультурной когнитивной стратегией в решении профессиональных и транспрофессиональных задач.
Практическая значимость. Материалы статьи вносят вклад в реализацию трансдисциплинарной тенденции в содержании подготовки студентов и будут интересны как теоретикам образования, так и преподавателям, ведущим профессиональную подготовку студентов многих направлений, и всем, кто заинтересован в благополучном будущем системы образования.

Ключевые слова

Об авторах

Тестов Владимир Афанасьевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры математики.
Вологда.
Researcher ID A-5900-2016
Scopus ID 57203921177

Перминов Евгений Александрович - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры математических и естественно-научных дисциплин.
Екатеринбург.

Список литературы

1. Floridi L. The Fourth Revolution. How the Infosphere is Reshaping Human Reality. Oxford: Oxford University Press. 2014. 272 p.

2. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития современного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4 (93). C. 3-15.

3. Сенашенко В. С. Междисциплинарность образования как отражение междисциплинарности окружающего мира на любых уровнях его организации // Управление устойчивым развитием. 2016. № 3 (04). С. 79-85.

5. Tejedor G., Segalas J., Rosas-Casals M. Transdisciplinarity in higher education for sustainability: How discourses are approached in engineering education. // Journal of Cleaner Production. 2018. Vol. 175. P. 29-37. DOI: 10.1016/j.jclepro.2017.11.085

6. Golubev O. B., Testov V. A., Ganicheva E. M. On the Continuity of Engineering Training in the “School-University” System Based on the Creation of a Center of Modern Competencies // Proceedings of the International Scientific Conference “Far East Con” (ISCFEC 2020). Series: Advances in Economics, Business and Management Research. Vol. 128. DOI: 10.2991/aeb-mr.k.200312.335

7. Scholz R. W., Steiner G., Transdisciplinarity at the crossroads // Sustainability Science. 2015. Vol. 10, No. 4. P. 521-526.

8. Колесников А. В., Сиренко С. Н. Междисциплинарность, синергетика и грядущий новый этап научно-технической революции как предпосылки обновления содержания высшего образования // Научные труды Республиканского института высшей школы. Минск. 2016. № 16-2. С. 344-351.

10. Перминов Е. А., Тестов В. А. Методология моделирования как основа реализации междисциплинарного подхода в подготовке студентов педагогических направлений // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 6. С. 9-30. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-6-9-30

11. Klein J. T., Haberli R., Scholz R. W., Grossenbacher-Mansuy W., Bill A., Welti M. The Discourse of Transdisciplinarity: An Expanding Global Field // Transdisciplinarity: Joint Problem Solving among Science, Technology, and Society. Birkhauser, Basel, 2001. P. 35-44.

13. Piaget J. L'epistemologie des relations interdisciplinaires // In: L. Apostel, G. Berger, A. Briggs, G. Michaud (Eds.). L'interdisciplinarite - Problemes d'enseignement et de recherche. Centre pour la Recherche et l'Innovation dans l'Enseignement. Paris: Organisation de Cooperation et de developpement economique, 1972. P. 131-144.

16. Alvargonzales D. Multidisciplinarity, Interdisciplinarity, Transdisciplinarity and Sciences // International Studies in the Philosophy of Science. Vol. 25, № 4. P. 387-403.

17. Девисилов В. А. Синергизм и трансдисциплинарность в образовании // Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. № 2. С. 95-101.

19. Frodeman R., Klein J. T., Mitcham C. The Oxford handbook of interdisciplinarity. New York: Oxford, 2010. 580 p.

21. Kizito M. Transdisciplinarity and Information Systems: IT Governance in the Digitalisation of Healthcare // Proceedings of the IS4SI 2017 Summit Digitalisation for a Sustainable Society. Gothenburg, Sweden, 2017. Vol. 1, № 3. P. 175. DOI: 10.3390/IS4SI-2017-04015

22. Князева Е. Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 10. С. 193-201.

23. Pohl C., Krutli P., Stauffacher M., Modolo L. Teaching transdisciplinarity appropriately for students' education level // GAIA - Ecological Perspectives for Science and Society. 2018. Vol. 27, № 2. P. 250-252. DOI: 10.14512/gaia.27.2.14

24. Tejedor G., Segalas J., Rosas-Casals M. Transdisciplinarity in higher education for sustainability: How discourses are approached in engineering education // Journal of Cleaner Production. 2018. Vol. 175. P. 29-37. DOI: 10.1016/j.jclepro.2017.11.085

25. Kabronska J. Contemporary Spaces of Memory - Towards Transdisciplinarity in Architecture // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2017. Vol. 245. Article number 042034.

26. Brink E., Wamsler C., Adolfsson M., et al. On the road to “research municipalities”: analysing transdisciplinarity in municipal ecosystem services and adaptation planning // Sustainability Science. 2018. Vol. 13, № 3. P. 765-784.

27. Андреев В. В., Гибадулин Р. Я., Жданов Р. И. Формирование трансдисциплинар -ного подхода к научной и педагогической деятельности как основная миссия Института перспективных исследований // Преподаватель XXI век. 2019. № 2-1. С. 9-22.

28. Перминов Е. А. О роли математизации наук в интеграции математической и методической подготовки будущих учителей // Интеграция образования. 2013. № 1. С. 29-35.

29. Perminov E. A., Anakhov S. V., Grishin A. S., Savitskiy E. S. On the Research of the Methodology of Mathematization of Pedagogical Science // International Journal of environmental & science education. 2016. Vol. 11, № 16. P. 9339-9347.

30. Тестов В. А. О некоторых видах метапредметных результатов обучения математике // Образование и наука. 2016. № 1. С. 4-20. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-1-4-20

31. Перминов Е. А. Культурологический подход как методологическая основа математического просвещения // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 10. С. 9-29. DOI: 10.17853/1994-5683-2017-10-9-29

33. Чернякова И. С. О возможностях и границах цифровизации гуманитарного образования // Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства: сборник трудов III Национальной научно-методической конференции с международным участием. Часть I. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2019. С. 60-63.

34. Красовский Н. Н. Размышления о математическом образовании // Известия УрГУ. 2003. № 27. С. 5-12.

Читайте также: