Научно методический анализ школьного учебника по истории

Обновлено: 05.07.2024

Оценка соответствия учебника "История России IX-XVI века" государственному образовательному стандарту, возрасту учащихся и концептуальным подходам к изучению предмета. Анализ возможности создания общего представления об эпохе по материалам книги.

Рубрика Педагогика
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 22.06.2011
Размер файла 13,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Анализ школьного учебника Т.В. Черникова стория России IX-XVI века"

I. Соответствие учебника государственному образовательному стандарту, программе

Учебник Т.В. Черниковой - история России IX-XVI века. рекомендована Министерством образования и науки РФ и включена в Федеральный перечень. Учебник написан в соответствии с государственным образовательным стандартом. В основе создания учебника лежит современная концепция исторического образования в школе. Задача учебника не просто познакомить учеников с фактами и мнениями исследователей, а заставить задуматься и выработать свой собственный взгляд на прошлое. Вобрав в себя последние достижения современной исторической науки, он дает школьникам возможность на доступном им уровне увидеть историю с ее частностями и мелкими подробностями, неопределенностями и альтернативами.

II. Наличие в учебнике аппарата ориентировки. Внешние характеристики

Объем учебника 240 страниц , из них 16 листов приходятся на цветные карты и иллюстрации.

Аппарат ориентировки:

Оглавление разбито на четыре крупных главы:

- Древнерусские княжества в XII-начале XIII веков.

-Русь под ордынским игом

-Московское государство в XV - XVI веках.

Такое оглавление соответствует исторической логике. Параграфы примерно одинаковые по объему содержания. Названия параграфов сформулированы предельно ясно, и дают понять о чем будет идти речь в нем. Каждый параграф разделен на подпункты, логически верно.

Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал) и дополнительный (документы, отрывки, информация о каких-либо малоизвестных фактах, жизни исторических деятелей и интересные, но важные детали их биографии, историографические справки, цитаты и пр.)

Хронологическая таблица вынесена в конец учебника, и на полях учебника в роли рубрикаторов располагаются опорные даты, так же вынесены на поля и основные понятия учебника. Здесь же, на полях наглядно-схематично представлены понятия, и различные важные исторические аспекты(как например предметы экспорта и импорта , система обложения данью, система севооборота.

Словарь терминов отсутствует, их раскрытие происходит по мере изложения текста учебника.

Также отсутствует список литературы для дополнительного изучения, но это может быть легко компенсировано педагогом.

В учебнике представлен аппарат контроля, после каждого параграфа дан обширный список вопросов и заданий.

III. Соответствие отбора материал возрасту учащихся

Так как учебник предназначен на для изучения младшими школьника, то текст не перегружен понятийным материалом, но в то же время содержит достаточное количество фактов, в частности в текст периодически включены различные частные факты, для создания интереса, хотя в общем текст несколько сух для данного возраста.

Развито образное представление путем многочисленных иллюстраций и схем.

IV. Реализация в учебнике основных компонентов содержания школьного образования

А-формирование исторических представлений.

Для создания представлений об эпохе в учебнике, в основном в качестве рубрикаторов широко представлены портреты исторических деятелей, миниатюры из летописей, изображения строений и типичных форм одежд различных социальных групп.

Для создания временных представлений в изложение ведется в хронологической последовательности, с указанием достаточного количества дат, а основные из них вынесены на поля, и в хронологическую таблицу.

Для создания пространственных представлений в тесте даны качественные территориальные описания, а также несколько цветных карт, охватывающие в общей сложности весь период, приведенный в учебнике.

Б- формирование исторических понятий.

понятия вводятся по ходу изложения материала, по мере возникновения надобности в них, как до объяснения сути термина, так и после. Некоторые термины, изложены схематично на полях, как например трехполье.

В-формирование понимания закономерностей исторического процесса.

Понимание закономерностей исторического процесса происходит по мере изучения курса, для осмысленного понимания в учебнике приводятся вопросы, после текста каждого параграфа ,например - в чем заключались причины раздробленности Руси, каковы были положительные и отрицательные черты раздробленности ?

Г-формирование умений

Формирование умений происходит на основе вопросов, данных после параграфов.

Д-формирование ценностных отношений

В учебнике проводится формирование эмоционально отношения к ценности, путем эмоционально окрашенного изложения трагических и героических событий истории, а так же путем вопрос направленных на осмысление этих событий.

V. Наличие обобщающего материала по разделам

Обобщение материала происходит посредством вывода в конце каждого параграфа, а так же вопросов и заданий.

VI. Соответствие учебника концептуальным подходам к преподаванию истории

В целом учебник соответствует основным критериям преподавания истории, таким как

- Овладение знаниями по истории России

- развитие способности осмысливать события и явления

- формирование ценностных ориентиров

учебник государственный образовательный стандарт

Подобные документы

Учебник как основное средство обучения в школе. Современные требования к структуре и содержанию школьного учебника на примере учебников по истории Отечества. Модернизация школьного образования. Основные критерии оценки качества школьного учебника.

курсовая работа [46,9 K], добавлен 20.10.2012

Электронная форма учебника как одна из инноваций современного образования. Формы электронных учебных изданий. Достоинства и недостатки электронного учебника "Математика 5 класс". Разработка урока по математике на основе электронной формы учебника.

курсовая работа [601,2 K], добавлен 22.03.2018

Особенности изучения математики в начальной школе согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Содержание курса. Анализ основных математических понятий. Сущность индивидуального подхода в дидактике.

курсовая работа [50,5 K], добавлен 29.09.2016

Российский и зарубежный опыт создания школьных учебников по истории. Положительные и отрицательные стороны школьного учебника истории, возможности использования элементов этого опыта для совершенствования российских учебников, их методический аппарат.

дипломная работа [117,3 K], добавлен 10.07.2014

Трактовка определения функционально-целевой направленности учебника Н. Талызиной. Определение дидактических функций учебника. Функции закрепления, самоконтроля и самообразования. Интегрирующая, координирующая и развивающе-воспитательная функции учебника.

курсовая работа [37,5 K], добавлен 16.10.2010

Основные мыслительные умения учащихся. Опрос учащихся по плану и применение беседы на уроках. Работа учеников с атласом, картой и с иллюстрациями и текстами учебника. Творческие виды познавательной деятельности учащихся, написание сочинений и рефератов.

курсовая работа [37,4 K], добавлен 17.09.2013

Появление рисования в России как общеобразовательного предмета. Особенности обучения по системе Прейслера. Издание А.П. Сапожниковым учебника "Курс рисование". Вклад Гиппиуса Г.А., Зорянко Н.К. и Чистякова П.П. в развитие изобразительного искусства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

По какой программе создан учебник (базового уровня, углублённого обучения, для гуманитарных классов).

Учебник базового уровня по программам для общеобразоват. учреждений VIII вида

Кто является авторами данной программы?

Бгажнокова Ирина Магометовна

Кто является авторами анализируемого учебника?

Бгажнокова Ирина Магометовна,

Смирнова Лариса Валентиновна

Каков общий объём учебника?

Отметьте элементы оформления учебника и их наличие (переплёт, красочность, наличие рисунков, схем, таблиц и т. п.).

Формат – А5; Твердый переплет;

Иллюстр. - 10-50 % страницы;

Таблицы и схемы – представлены.

II. Характеристика текстов учебника

Определите виды текстов, используемых в учебнике.

Чаще всего текст учебника представлен художественным стилем повествовательного и описательного типа

Укажите, где используются теоретико-познавательные и инструментально – практические тексты.

Теоретико-познавательные тексты включают в себя основные понятия, их определения, основные термины, явления, процессы, события и выводы. Такие тексты представлены основным содержанием параграфа.

В инструментально-практических текстах содержатся контрольные вопросы, вопросы для самопроверки, перечни терминов, ключевых слов. Такие тесты входят в текст параграфа, а также в задания, представленые в конце каждого параграфа.

На примере конкретного параграфа охарактеризуйте сложность и предполагаемую трудность для учащихся теоретико-познавательного текста.

Задание: Расскажите, кто такие Аскольд и Дир. Почему они оставили Новгород и князя Рюрика?

На примере конкретного практического занятия охарактеризуйте полноту инструментально-практического текста. Способствует ли данный текст формированию у учащихся приёмов безопасной работы с оборудованием?

Задание: Покажите на карте границы Древнерусского государства в IX — X (9— 10) веках

Само по себе сложное задание облегчено приведением в учебнике карты с обозначением нужного контура границы.

Могут быть использованы в работе атласы по истории.

Много ли в учебнике дополнительных текстов? Охарактеризуйте методическую роль предлагаемых в учебнике текстов.

Минимальный упор на текстовое изложение материала способствует более легкому восприятию учащимися необходимой информации через другие формы работы.

Имеются ли в учебнике пояснительные тексты? Охарактеризуйте методическую роль пояснительных текстов учебника.

На самом деле, немного. В учебнике акцент не ставится на текстовом изложении материала (ввиду индивидуальных интеллектуальных особенностей). Различные виды иллюстраций больше соответствуют специфическим познавательным возможностям учащихся и специфике исторического курса.

III. Характеристика внетекстовых компонентов учебника.

Насколько полно и рационально иллюстрирован учебник? Охарактеризуйте методическую роль рисунков, схем, диаграмм, таблиц. Помогает ли иллюстрированный материал в освоении теоретического материала? Формирует ли иллюстрированный материал умения учащихся работать с таблицами, графиками, схемами?

В учебнике достаточно большое количество рисунков, небольшое количество схем и таблиц.

Средняя плотность иллюстративного материала составляет около 10-50 % объема страницы (а иногда и более).

Специфика психических процессов обуславливает необходимость именно такой подачи материала, это активнее развивает познавательные умения учащихся, вызывает заинтересованность в более глубоком изучении материала уже посредством текста.

Какие элементы учебника составляют аппарат организации усвоения? Охарактеризуйте методическую роль вопросов и заданий, помещённых в конце параграфов. Отметьте, имеются ли вопросы и задания в начале параграфов и в основном тексте. Какова методическая роль таких вопросов и заданий?

В начале темы и в основном тексте вопросов и заданий нет.

Выделяются ли в основном тексте определения основных понятий, главные положения параграфа? Какова методическая роль такого приёма?

Главные положения не выделяются

Используются ли иллюстрации (рисунки, таблицы, схемы и т.п.) для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся?

Проведена ли систематизация сведений в конце параграфа (главы)?

Реализована ли в учебнике система обобщений формируемых знаний? Охарактеризуйте элементы этой системы и уровень обобщений на каждом из них.

В параграфах прослеживается обобщающая связь, а также определенная логическая последовательность.

Материал учебника изложен в соответствии с хронологической последовательностью.

На всем протяжении обучения идет практическая работа с лентой времени.

При работе с картой учащиеся должны выявлять территориальные изменения, анализировать последствия.

Насколько развит в учебнике аппарат ориентировки? Перечислите имеющиеся в учебнике элементы аппарата ориентировки.

Ориентироваться в учебнике довольно просто.

Аппарат ориентировки представлен введением, названиями тем и заключением.

Содержание учебника традиционно расположено в конце учебника.

IV. Характеристика логичности изложения материала в учебнике

Что называют логической структурой курса? Перечислите основные подсистемы понятий, развиваемые в курсе. Перечислите теоретические уровни, на которых осуществляется развитие подсистем понятий. Укажите последовательность этих теоретических уровней в логической структуре курса. Какова методическая особенность логической структуры курса как модели содержания?

Логической структурой курса именуют определенную последовательность усвоения теоретического материала и получения навыка практической деятельности.

Логическая структура курса определяется системой внутренних связей между видами знания и всеми структурными компонентами содержания курса.

Уровни: овладение понятиями, ознакомление с событиями, восприятие содержания, осмысление, закрепление знаний и умений и навыков.

Структурный принцип построения программы - линейно-концентрический. Он позволяет использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.

Близка ли последовательность изложения материала логической структуре курса? Какие трудности могут возникать у учащихся при изучении курса, логическая структура которого далека от модели?

Материал изложен в логической последовательности.

Но при указанном расхождении ребенку с интеллектуальной недостаточностью будет очень трудно осмыслить закономерности фактологических и хронологических сведений, глобальность общественно-исторических процессов и явлений

V. Заключение

Достаточен ли данный учебник для организации полноценного учебно-воспитательного процесса?

В соответствии с ФГОС я бы хотел иметь в комплекте диск с интерактивными заданиями и иллюстрированными КИМами.

Отметьте положительные качества анализируемого учебника.

Простота изложения материала, наглядность, удобное расположение разделов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ учебника истории

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времён до конца XVI века

Выполнил :учитель истории Сайфутдинов Надир Бареевич

Список авторов учебника:

Данилов А.А., Косулина Л.Г.

Тип образовательного учреждения:

Завершенность предметной линии: завершена

Программы. История. Обществознание. 5-11 кл.

Данилов А.А. Программы. История 6-11 кл.\

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Рабочие тетради. 6,7,8,9 (ч.1,2 ) кл.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России Методические рекомендации. 9 кл.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. Хрестоматия по истории России XX в.

Анализ учебника истории

Анализ учебника

Выстраивается цельная картина своеобразного развития России с древнейших времен до конца XVI века. ( §1, §25)

Наряду с политической историей авторы большое внимание уделили проблемам развития русской культуры и быта народа рассматривая развитее страны (25% от всего объёма информации). §7-8, §16, §26-28.

2. Стиль изложения

Преобладает повествовательный стиль изложения, с элементами объяснительного

При изложении материала используются различные приемы: описание, повествование, объяснение. Пособие написано живым языком, доступным для восприятия учащихся.

Например: Занятия славян

«…Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заострёнными раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные наконечники-сошники. А затем почву выравнивали бороной – боронили…!

3. Информационная избыточность

(открытое и многоуровневое пространство различных текстов, составляющих содержание учебной книги и предрасположенных к вариативному использованию в процессе обучения истории)

1. научность, доступновсть и популярность изложения в объёмах, учитывающих возраст учащихся;
2. содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками;
3. продумана работа с основными историческими понятиями и терминами, а также датами изученного периода истории Отечества;
4. большое количество ярких иллюстраций, репродукций исторических картин, архитектурных памятников эпохи, дающих образное представление о культуре и быте.

стр.123 Характер Литовско-Русского государства

Стр.125 Значение присоединения русских земель к Литве

4. Оценка вопросов к тексту

комплекс вопросов и заданий способствует закреплению полученных знаний и развитию у учеников самостоятельного и аналитического мышления;

Вопросы, вынесенные для опроса учащихся после параграфов, позволяют высказывать свою точку зрения, на уроках создаются проблемные ситуации. Ко всем темам предложены разноуровневые варианты опроса учащихся. В учебнике имеются задания преобразующего типа. Они рассчитаны на среднего ученика, призваны сформировать у него различные умения: сравнивать материал, оценивать события, объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи.

Но нет заданий на хронологию. Большим упущением является отсутствие творческих заданий.

2)Какую роль в появлении двух государственных центров восточных славян сыграли варяги?

3)Как управлялось Древнерусское государство?

5. Анализ документов

приводятся интересные исторические справки, документы, биографии различных деятелей истории, содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками. В пособии используется постраничный словарь.

Стр.13 Византийский писатель Прокопий Кесарийский о Восточных славянах

Стр.54 Из Правды Ярослава…

- учебные рисунки
- репродукции произведений искусства
- документальные изображения (фотографии, карикатуры, плакаты и т.д.)

- карты, картосхемы, планы - схемы, чертежи - линии времени

Приведены иллюстрации различного типа от фото (стр.211 Псковский кремль), до рисунков (стр.20 Торговый ладьи), репродукций картин (стр.151 Дмитрий получает благословение у Сергия Радонежского) и карт (стр.159 Русь в XIV – первой половине XV вв), схем сражений (стр.110 Невская битва).

7. Аппарат ориентировки

Исторические понятия выделены цветом и взяты в рамки.

стр.14,стр.19, стр.54, тр.192.

2. Рубрикации и тематические символы

3. Выделения в тексту курсивом и жирным шрифтом

4. Словари, указатели, справочники:

Отличительные особенности учебников для 6-го класса:
В учебнике по российской истории предпринята попытка переосмыслить предмет изучения. Авторский коллектив склонен считать, что российская история - история особого культурного пространства, в рамках которого существовали разные народы и разные государства. В связи с этим, кроме обычных традиционных тем, посвященных истории восточного славянства, здесь представлены события, происходящие на всем евразийском пространстве в период Средних веков (расселение тюркоязычных племен, образование, расцвет и распад Золотой Орды, судьба западно-русских земель в XIII-XV века).

Внетекстовый компонент данного учебника нового поколения, конечно, отличен на порядок, скажем от его аналога 90х годов. Красочные иллюстрации, обилие карт, чертежей дают полное геополитическое и пространственное представление об изучаемом. А множество учебных репродукций, картин формируют общекультурное представление о истории. Внетекстовый компонент расширяет межпредметные связи с другими науками.

Методический аппарат: это прежде всего вопросы и задания после параграфа и разделов. Но, как ни печально введения или вводного слова к параграфам нет. Но общий вывод по изученной теме представлен в конце каждого параграфа и главы. Оглавление, форзац и эрзац (оформленные датами и событиями) – всё это облегчает деятельность учащихся, способствует более продуктивному обучению. Желательно наличие в учебниках схем по системам государственной власти и управления на разных этапах становления государства, лестниц иерархии, социальной структуры общества.


Большинство авторов разделяют современный подход к учебнику. Одна из его главных задач – научить пониманию исторического процесса и причинно-следственных связей. Он также, по мнению историков, должен воспитывать самостоятельное мышление и стимулировать дискуссию; освещать самые сложные и неоднозначные эпизоды в истории страны; демонстрировать академическую нейтральность, не отягощённую идеологическими предпочтениями авторов. Все эти установки авторы декларируют во вступительных статьях к учебникам. Реализуют их все по-разному, однако есть несколько учебников, отклоняющихся от этой траектории. Эти исключения стали в свое время причинами для оживленных общественных дискуссий – тем более заметных, что политические (а следовательно, и исторические) события редко становятся темой для общественных дискуссий в России. Речь идет об учебниках А.В. Филиппова, И.И. Долуцкого и Дж. Хоскинга.

Шестаков (под редакцией А.Н. Сахарова). История России XX – начала XXI века. 11 класс

А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов и С.В. Мироненко. История России. XX – начало XXI века. 11 класс

А.О. Чубарьян, А.А. Данилов, Е.И. Пивовар. Отечественная история XX – начала XXI века. 11 класс

год издания

концепция

Автор рассматривает поворотные моменты российской истории как упущенные шансы на создание рыночной экономики, демократического государства и гражданского общества. По мнению автора, и реформы 1860-х гг., и Временное правительство, и Учредительное собрание – ставили именно такие задачи.

Предпринята попытка собрать воедино разные исторические концепции. Однако на деле основные исторические события подаются в основном через призму решений государственных деятелей. В результате история предстает как цепочка решений разных людей (Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина и Путина).

Тем не менее, в некоторых параграфах авторам удается предложить школьникам самостоятельно анализировать события отечественной истории.

Вступительная часть отсутствует

задачи, сформулированные автором

структура учебника

Структура понятная и удобная. Много разных блоков.

– вопросы и задания (в том числе, заполнение сравнительных таблиц);

– работа с документом (в том числе – с текстом самого учебника);

Не очень удобная структура, не всегда понятно, чем отличаются разные блоки (например, не различаются вопросы для самостоятельной работы и для работы с текстом учебника).

В каждой главе термины и ключевые понятия выделяются шрифтом, облегчая восприятие и поиск информации

Небольшое количество блоков:

– вопросы и задания;

– фрагменты архивных документов;

– биографические справки политических деятелей

— документы и цитаты

отсылки к внешним документам и книгам (без цитат)

Есть большие цитаты из документов, мемуаров и работ историков, представляющих разные точки зрения

В каждом параграфе есть большие, выделенные графически цитаты из документов

— цифры (статистика)

Почти в каждой главе представлены статистические данные о той или иной исторической эпохе

Статистика дается только в отдельных параграфах, анализирующих экономическую ситуацию или политические события (например, выборы)

Только в параграфах об экономике

— иллюстрации и карты

Вклейка с картинами советских художников и картами

Черно-белые иллюстрации (фотографии исторических деятелей, плакаты, картины, обложки книг) есть почти в каждой главе; цветные иллюстрации (картины русских и советских художников, фотографии памятников архитектуры) и карты – в отдельной вклейке.

В кажом параграфе – фотографии исторических деятелей, а также событий, цветные карты. В некоторых параграфах – большие коллажи из иллюстраций по соответствующей теме. Они включают архивные фотографии, изображения предметов, обложки книг. Среди иллюстраций заметное место занимает военная форма разных периодов истории.

Какие сферы жизни освещаются наиболее подробно (экономика, политика, культура, повседневность)

Стиль повествования

Сухой, академичный. Длинные предложения со множеством скобок, деепричастных оборотов и других дополнений воспринимать сложно. Учебник не может служить для самостоятельного чтения, а только в качестве текста с данными и заданиями.

Литературное повествование, читается легко.

Ключевые моменты истории:

— причины революции

Идейная и организационная разобщенность властей и всех политических сил, кроме большевиков.

Одно из последствий репрессий – большие потери во время Великой Отечественной войны

Социальная база большевиков – массы маргиналоов и люмпенов, городские низы. В сочетании с Первой мировой, которая военизировала общество, это было главной причиной прихода большевиков к власти.

— Индустриализация

Индустриализация и строительство системы внеэкономического принуждения было частью советской идеологии с самого начала, поэтому свертывание нэпа было логичным шагом.

— сталинизм и большой террор

Cталинскому режиму в учебнице посвящено всего 3 страницы (для сравнения: Великой Отечественной войне – 30 страниц).

— причины и последствия войны

Целый параграф посвящен проблеме коллаборционизма местных жителей на оккупированных территориях;

В параграфе, посвященном взятию Берлина, освещается проблема конкуренции за победу среди войск союзников.

СССР внес решающий вклад в избавление мира от угрозы фашистского порабощения.

Отдельный параграф – про героизм советских людей (Гастелло, Талалихин, Матросов и другие) и про биографии советских полководцев (Жуков, Рокоссовский, Конев)

Целый параграф посвящен проблеме коллаборционизма местных жителей на оккупированных территориях; еще один – политике депортаций во время войны;

— холодная война

  • судьбы стран Восточной Европы
  • германская проблема
  • атомная монополия США

— 1980-е и распад СССР

В главе, посвященной Перестройке и началу 1990-х годов, авторы вместо научного анализа исторического процесса допускают реставрацию мифа о деморализации и разрушении советской культуры через импорт культурной продукции с Запада:

— современная Россия

Общая характеристика

Плюсы: большое количество вопросов для самостоятельной работы (включая сравнительные таблицы для самостоятельного заполнения); стимуляция дискуссии с автором самого учебника;

Минусы: устаревшая концепция Второй мировой войны и других моментов отечественной истории (мифологизация); недостаточное освещение периода сталинских репрессий; неадекватная задачам учебика истории стилистика, частично состоящая из штампов советской журналистики.

Минусы: недостаток задания для самостоятельной работы и дискуссий. Основная часть вопросов относится к тексту учебника или к архивным материалам.


Одним из основных условий организации эффективного учебного процесса в школе является решение проблемы повышения качества современных школьных учебников.

На сегодняшний момент существует большой выбор учебников и учебных пособий, призванных обеспечить реализацию образовательных и учебных программ. Школьные учебники являются ведущим дидактическим средством организации учебной деятельности учащихся и преподавательской деятельности учителя, главным — одобренным государством — инструментом учения, материальной основой построения образовательно-воспитательного процесса на конкретном уроке. В силу этого они должны создаваться на общих теоретических и методических основах, принятых как представителями предметной и педагогической науки, так и обществом в целом.

Так каким же должен быть современный учебник, чтобы выполнить возложенные на него функции образования, развития и воспитания школьников, удовлетворить потребности учащихся и оправдать надежды родителей, чтобы стать средством организации успешной и эффективной учебной и педагогической деятельности?

Данный учебник написан с позиций цивилизационного подхода. Он повествует о первых людях на Земле, возникновении и истории древнейших цивилизаций Египта, Передней Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Большое внимание уделяется проблеме взаимоотношений и взаимовлияний древних цивилизаций.

Настоящий учебник — составная часть комплекта учебников Образовательной программы `Школа 2100`, созданного в рамках единой концепции современной общеобразовательной школы.

Проводя анализ структуры учебника истории, была взята за основу схема [1, с.39–40], включающая:

1. Текстовый компонент

2. Внетекстовый компонент:

Учебный компонент представляется собой лаконично изложенную историческую информацию, соответствующую темам по истории Древнего мира в пятом классе. Текст содержит повествовательный, описательные, объяснительные приёмы изложения. Он написан доступным для пятиклассника стилем и лаконично отображает необходимый для изучения материал.

Заключительный текст представлен кратким обзором развития цивилизаций Древнего мира. Он не только отражает основные вехи развития, указывает на отдельные особенности и помогает вспомнить основные понятия, но также, что немаловажно показывает связь античной культуры с российской. В итоге, заключительный текст учебника помогает ещё раз учащимся осознать значимость изучения истории, проследить её влияние на современность и даёт стимул для дальнейшего изучения.

Дополнительный текст в учебник представлен редким цитированием выражений известных философов и видных деятелей древности, а также вставками отрывков художественного текста в параграфах по изучению мифологии древности. В учебнике не представлен дополнительный текст в виде документов.

Пояснительный текст представляет собой словарь в конце каждого параграфа, подписи к иллюстрациям и картам.

Внетекстовый компонент представлен многообразием иллюстрация, карт, документальными изображениями. Со стороны методического аппарата учебник содержит ключевые вопросы, вопросы и задания. Аппарат ориентировки отображен в виде оглавления, рубрикации, системы символов, словарей и указателей с использованием основных дат, понятий и персоналий по всеобщей истории.

Роль данного учебника в образовательном процессе можно проследить в процессе проведения уроков истории.

В течение педагогической практики мною были проведены уроки в классе, следующему по программе данного учебника.

Составление плана урока и подготовка к нему начинались с прочтения и анализа текста учебника. В большинстве случаев текст учебника использовался источником нового материала на уроке. Термины и даты, приводимые в тексте и конце параграфа, использовались в качестве ключевых. Большая часть вопросов к уроку, была составлена на основе текста учебника. Были использованы и ключевые вопросы, представленные в тексте параграфов.

Подготовка опорной презентации также осуществлялась на основе учебника и в процессе урока синхронно выделяла особо значимые аспекты темы.

Учебный процесс на уроке всегда проходил при непосредственном использование учебника — как основного источника новых и обобщающих знаний.

Ход урока был построен на представленной в параграфе логике изложения исторической информации. Работу с текстом вёл как учитель — аудиальное воспроизведение информации параграфа, так и учащиеся — чтение текста, работа с текстом в парах и группах, анализ текста, поиск ответа на поставленные вопросы, краткий пересказ.

Недостатком текстового компонента я считаю отсутствие исторических документов. Такой навык работы, как работа с историческим документом важно и нужно развивать в учащихся с самого начала работы по курсу истории. Исторические документы не только развивают навыки работы с текстом, но также учат критически мыслить, находить и обрабатывать необходимую информацию.

Кроме работы с текстовым компонентом, велась активная работа с иллюстративным аппаратом и картами.

Параграфы 29 (Древние Афины), 31 (Появление греческих колоний), 32–33 (Греко-Персидские войны) сопровождаются картами по изучаемому материалу, с помощью которых, я как учитель-практикант, без затруднений отработала навык работы с картами. Учащиеся же, активно работали с картами как на уроке — это индивидуальная работа, работа у доски, так и дома — при выполнении заданий в рабочей тетради. С помощью представленных карт учащиеся хорошо усвоили географическое положение Аттики, направления Греческой колонизации и смогли проследить ход греко-персидских войн. Карты, представленные в данных параграфах, использовались при работе и с другими темами, т. к. давали широкий круг информации для логического размышления учащихся на уроке во время обобщения уже известной и новой информации.

Иллюстративный аппарат, который представлен основными изображениями по теме, являлся хорошим объектом для размышлений. Иллюстративный аппарат включает: изображение рельефов, реконструкции архитектурных объектов и памятников, изображение монет и рельефов, модели кораблей, фотографии сохранившихся фрагментов культурной среды, картины и мозаики. На его основе учащиеся могли самостоятельно делать выводы и отвечать на проблемные вопросы. Например, изучая ход греко-персидских войн, учащиеся, не изучая раздел о битве при Саламине, с помощью проблемных вопросов и изображения греческой триеры смогли объяснить причины победы греков. Нехватка иллюстративного материала в учебнике, стала заметна при переходе к параграфу 35 (Религия древних греков) — столь обширный материал, с большим количеством персоналий, по-моему, мнению должен сопровождаться большим количеством иллюстраций. В целом иллюстрации в учебнике несут в себе важную смысловую нагрузку. Они помогают образно усвоить материал, развивают мышление учащихся. Иллюстративный материал частично заменяет текст; выполняет функцию обслуживания текста.

Одним из минусов данного учебника — является отсутствие текстовых таблиц, планов-схем, опорных схем. В условиях начала работы с таким массивом информации, как всеобщая история в рамках урока, я считаю необходимым наличие обобщённого и наглядного материала, который можно использовать на уроках, при выполнении учащимися домашних заданий, а также при подготовке к промежуточным формам контроля.

Аппарат ориентировки включает предисловие, примечания, заключение, библиографические материалы, указатели. Он помогает учащимся полнее овладеть знаниями по истории и наиболее эффективно использовать учебник в процессе обучения. Также аппарат ориентировки имеет свои недостатки — отсутствие ссылок на интернет ресурсы, библиографии и справочников.

В обобщение полученного мною опыта работы с данным учебником истории мне хотелось бы сказать, что учебник под редакцией С. В. Колпакова и Н. А. Селунской по Всеобщей Истории для 5 класса, как и все современные учебники по истории, имеет свои плюсы и минусы. В целом, учебник даёт полное, последовательное, а главное доступное представление о всеобщей истории для учеников 5 класса. С помощью него учащиеся могут освоить основной материал по курсу истории, научиться работать с текстом, иллюстративным аппаратом, а также освоить навыки работы с аппаратом ориентировки. Учебный комплекс, включающий рабочие тетради и электронное пособие, является дополнительным источником знаний. Однако, ведущая роль на уроке и в процессе выполнения домашних заданий остаётся за учебником. И учитель, и учащиеся могут эффективно построить свою деятельность, используя представленный учебник.

1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2015. — 77с.

2. Колпаков С. В., Селунская Н. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник. — М.: Дрофа, 2012. — 272 с.

4. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000. — 240 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)

Основные термины (генерируются автоматически): учебник, аппарат ориентировки, всеобщая история, иллюстративный аппарат, учащийся, греко-персидские война, дополнительный текст, работа, урок, Древний мир.

Похожие статьи

Проблемный метод активизации познавательной деятельности.

учебник, всеобщая история, аппарат ориентировки, иллюстративный аппарат, учащийся, урок, работа, дополнительный текст, греко-персидские война, Древний мир.

Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием.

Углубить знания учащихся по истории Древней Греции.

Мой главный труд по истории посвящён греко-персидским войнам.

Учащиеся меняются текстами. Проводится совместная проверка с обсуждением вслух.

Понимание исторического источника учащимися как.

— 216 с. Крючкова Е. А. Работа с письменными историческими источниками в курсе истории Древнего мира (V класс).

Задания для самостоятельной работы студентов по курсу.

Проанализируйте основной текст учебника истории (на выбор; 5–9 классы).

Алексашкина Л. Н. Всеобщая история. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.

Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира.

Развитие внимания учащихся 5-х классов на уроках истории.

Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием. Углубить знания учащихся по истории Древней Греции. 2. Развивать внимание, память, мышление, умение выявлять причинно-следственные связи, совершенствовать навыки работы с исторической картой.

Использование ЭОР на уроках истории: дань моде или.

Текст, методический аппарат и иллюстративный ряд рассчитаны на

Образование государства в Древнем Египте (урок истории. )

Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием. Углубить знания учащихся по истории Древней Греции.

У презентаций естьряд преимуществ: ‒ учащихся привлекает новизна уроков. Учитель, использующий в своей работе мультимедийные презентации.

Использование электронных исторических карт при изучении.

Использование информационных технологий позволит учащимся найти объект сначала на карте мира, затем на карте страны, затем перейти к тематической карте или карте-схеме.Кроме того, открытие нового знания на уроке истории целесообразнее начинать не с текста учебника или.

Обобщение педагогического опыта. Новые подходы.

Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания.

Основные термины (генерируются автоматически): понятийный аппарат, ученик, учащийся, термин, форма работы, признак, работа, знание, ребенок, класс.

Читайте также: