Направления в физкультурно оздоровительной деятельности в школе

Обновлено: 02.07.2024

В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье ребёнка, определяется воздействием внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять этим воздействиям. Учащихся необходимо научить правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма.

Успешность этой деятельности, устранение вредных воздействий и повышение устойчивости к ним, определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.

Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, "не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени".

Свою долю ответственности за здоровье учащихся несёт система образования.

Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы. Семья вместе с общеобразовательной школой играет в этом немаловажную роль.

Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа решает много важнейших задач. Успешность их решения зависит от правильного, чёткого планирования и организации методической работы в школе в которой принимают активное участие (директор ОУ, завуч-куратор, председатель методического объединения, классные руководители, медицинский работник школы, родители, совет старшеклассников, попечительский совет школы).

Только совместная работа всех звеньев управления школы даёт возможность грамотно и целесообразно организовать спортивно-массовую работу школы направленную на оздоровление школьников, приобщение их к ЗОЖ.

Одной из главных задач школы является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, спортивные праздники, дни здоровья и спорта и тд. Ведётся совместная работа учителей физ. культуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья. Составляются графики и диаграммы состояния здоровья учащихся, их анализ, учитывается охват учащихся занимающихся спортом, проводится анкетирование учащихся.

Цель анкетирования выявить наиболее популярные виды спорта, а также интерес школьников в изучении предмета. С помощью анкетных данных выявляем группы риска учащихся с малоподвижным образом жизни.

  1. Занимаешься ли ты спортом? Каким?
  2. Занимаются ли родители с тобой физической культурой?
  3. Чтобы ты хотел(а) дополнить к уроку физической культуры?

Анкетные данные помогли выявить классы с наибольшим риском, где ребёнок предоставлен сам себе, его досуг не организован. Данную проблему обсуждаем на педагогических советах, с классными руководителями, даём рекомендации на общешкольных родительских собраниях, приглашаем медицинских работников, тренеров спортивной школы с целью ознакомления родителей и детей со здоровье сберегающими технологиями.

Задача учебного предмета физическая культура: формирование навыков ЗОЖ через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий. Основной формой является урок физической культуры. Полностью и качественно решить 3 основные задачи школьного физического воспитания: образовательную, воспитательную, оздоровительную только за счёт 2 уроков физической культуры крайне сложно, а порой и невозможно. Поэтому мы используем резервы физкультурно-оздоровительных мероприятий, внеклассную, внешкольную и физкультурно-спортивную работу. Осуществляем это вместе с учреждениями дополнительного образования. Поддерживаем связь с ДЮСШ по таким видам спорта, как лыжи, волейбол, бокс, баскетбол, карате, а также со спортивным клубом "Беркут" и аэробики. Сотрудничаем с фок "Надежда", ребята с удовольствием посещают бассейн и тренажёрный зал.

Оздоровительная роль достигается:

- организацией учебного процесса с учётом состояния здоровья школьников;

- обеспечения гигиенических условий;

Внеклассные спортивно- массовые мероприятия включают в себя такие соревнования как:

- Декада физической культуры и ОБЖ, в которую входят президентские состязания, конкурс рисунков о спорте и ЗОЖ, конкурс меткий стрелок, санитарных дружин, кросс, футбол, волейбол, баскетбол, пионербол, весёлые старты;

- Дни спорта, дни здоровья;

- Мужичёк с ноготок;

- Первенство по волейболу, баскетболу, пионерболу, футболу;

- Безопасное колесо и тд.

Спортивные праздники проводим совместно с ДОУ № 22,66, СОШ № 10,23,33, сотрудничаем с КТОСОМ № 4 и специалистами отдела физической культуры. Сборная школы успешно выступает в городских соревнованиях по волейболу, баскетболу, футболу, лёгкой атлетике, лыжных гонках и др. В школе работают спортивные секции по баскетболу, волейболу, пионерболу, лыжам, аэробике, карате, тэквондо. Школа является лауреатом городского конкурса "Лучший школьный двор". Праздники сопровождаются концертами школьного ансамбля.

В своей работе особое внимание уделяется основным направлениям развития учащихся средствами физического воспитания на основе индивидуального - дифференцированного подхода с учётом психолого-педагогических исследований. Уделяется внимание методики и технологии современного урока, обсуждаются новинки в методике проведения уроков, внеклассных мероприятий, здоровье сберегающих технологий учащихся. В центре внимания ставятся вопросы физического воспитания, здоровья детей и подростков, техники безопасности во время занятий физической культурой, проектной деятельности, подготовки к экзаменам. Большая роль отводится исследовательской работе, такой как графический анализ по технологии профессора педагогических наук Третьякова П.И 1 блок "Здоровый образ жизни и физическое совершенствование". Составлены: диаграмма состояния здоровья учащихся, графический анализ видов заболеваний учащихся, график учащихся, занимающихся физической культурой и спортом. Анкетирование учащихся с целью выяснения двигательную активность учащихся и их родителей с целью оздоровления и семейного воспитания, учёта пожеланий и выявления наиболее популярных видов спорта.

В целях совершенствования системы Олимпийского образования школьников, стимулирования изучения ими основных Олимпийских знаний, популяризации творческого труда выдающихся олимпийцев, их благородных поступков, являющихся эффективным методом воспитания подрастающего поколения, проводится конкурс лучший реферат, конкур рисунков на спортивную тему, тесты по знаниям олимпийского движения. Ежегодно ученики школы участвуют в городском конкурсе " Олимпийское образование России ". В своей работе использую научную концепцию и теории авторов: ведущего педагога профессора, доктора педагогических наук Ляха В.И, а так же профессора педагогических наук Третьякова П.И

Основной формой физического воспитания в школе до сих пор является урок. Но нельзя недооценивать роль внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Главной целью этой работы - является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в школе должны охватывать как можно больше учащихся. Для этого необходимо планировать всю работу с учетом уровня физического развития детей. Нагрузка, предлагаемая детям, должна соответствовать группам здоровья. Только посильная работа может принести радость и удовлетворение. А при появлении положительных эмоций при занятии спортом развивается интерес и потребность в занятии этим видом деятельности.

При организации физкультурно -оздоровительной работы в школе работа планируется по следующим направлениям:

- массовая физическая культура

- проведение спортивных мероприятий,

- подготовка ученического физкультурного актива,

- пропаганда и агитация ЗОЖ.

Учитель физической культуры планирует работу в сотрудничестве с руководством школы и в соответствии с планами воспитательной работы школы и классных руководителей. Осуществляется тесное взаимодействие с внешкольными организациями, занимающимися спортивной и оздоровительной работой. Организационная структура этой работы позволяет привлечь широкий круг детей и подростков к регулярным занятиям спортом.

В школе создаётся ученическая комиссия по спортивным мероприятиям. Она организует совместно с учителями физического воспитания внутри школьные соревнования, помогает организовать работу спортивных секций, оформляет рекорды школы, ведет учет учащихся, выполнивших нормативы спортивной классификации.

Правильная организация работы наиболее полно обеспечивает массовость физической культуры и спорта, почти все учащиеся в той или иной мере охвачены и внеурочными физкультурными занятиями и оздоровительными мероприятиями. Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой организации занятий спортивных секций.

Спортивные секции создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта. При создании спортивной секции прежде всего учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу – наличие спортивной базы, специализации тех лиц которые могут проводить занятия. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. Занятия в секциях проводятся 2 – 3 раза в неделю. До зачисления в секцию учащиеся обязательно должны пройти медицинский осмотр у школьного врача или поликлинике по месту жительства.

Наряду со спортивными секциями в школе создаются группы по общей физической подготовке . В их задачу входит повышение общей физической подготовленности учащихся путем использования в занятиях с ними различных средств физической культуры и спорта, составляющих основу учебной программы по физической культуре. К занятиям в таких группах привлекаются учащиеся, которые несколько отстают в своем физическом развитии или нуждаются в дополнительных занятиях как недостаточно подготовленные к выполнению требований учебной программы.

Работа с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимает одно из важных мест в осуществлении задач физического воспитания школьников и осуществляется в индивидуальной работе с учащимися II и III групп здоровья.

Задача подготовки учащихся к выполнению учебных нормативов занимает одно из центральных мест в учебной деятельности по физической культуре. Реализация задачи по сдаче контрольных нормативов напрямую зависит от эффективности уроков физического воспитания, от того, в какой степени учащиеся овладели практическим и теоретическим материалом учебной программы, какой уровень освоения навыков, умений, качеств и знаний смог учитель физической культуры обеспечить своим учащимся. Необходимо помнить, что подготовка к сдаче учебных нормативов ведется не только на уроках физической культуры, но и на внеклассных и внешкольных занятиях по различным видам спорта.

Особое внимание требуется к учащимся с недостаточным развитием двигательных качеств и навыков. Для этой группы учащихся организуются дополнительные внеурочные занятия по подготовке к сдаче учебных нормативов. Учитель физической культуры должен для этой группы учащихся, подобрать и определить индивидуальные задания физических упражнений, исходя из индивидуальных, возрастных особенностей развития физических качеств учащихся. Необходимо также учителю физического воспитания установит прямой контакт с родителями, для осуществления контроля физического состояния учащихся, по согласованию с родителями вести дневник самоконтроля своего физического состояния.

Теоретические сведения в программе по физической культуре формируются по следующим направлениям:

Знание физической культуры и спорта;

Правила гигиены занятий физическими упражнениями;

Ознакомление с комплексом учебных нормативов;

Влияние образа жизни на состояние здоровья;

Основные методики самостоятельных занятий;

Правила безопасности во время занятий физическими упражнениями.

Теоретические сведения, связанные с двигательной деятельностью, влиянием физических упражнений на организм, рекомендуется сообщать при прохождении практического материала.

Особо следует отметить такую форму работы, как организация летнего спортивно-оздоровительного отряда в пришкольном лагере, позволяющего осуществлять учебно-тренировочную работу с учащимися. Практика показывает, что один месяц тренировки в лагере по эффективности не уступает полугодичному периоду занятий в стационарных условиях спортивной школы. Велико значение спортивного отряда пришкольного лагеря для проведения воспитательной работы, привития таких качеств, как трудолюбие, честность. коллективизм, воля.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований. Их любят учащиеся, соревнования стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом. Они являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся.

Внутришкольные соревнования проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года. Они являются не только составной частью внеклассной спортивно-массовой работы, но и обогащают высокой заинтересованностью учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время.

Совместные действия учителей физической культуры и учителя ОБЖ является отличным фактором усиления физической подготовки учащихся старших классов. В порядке внеклассной работы учитель ОБЖ совместно с учителем физической культуры организуют подготовку и сдачу нормативов по стрельбе, метанию гранаты. Их взаимодействия активно проявляются в организации внутри школьных соревнований по программе: '' Зарница ''.

В программе дней здоровья и спорта предусматриваются: подвижные спортивные игры, массовые соревнования '' Веселые старты '', '' Папа, Мама – Я спортивная семья! '' и т.д.

Для подготовки и проведения дней здоровья директор школы привлекает весь педагогический коллектив школы во главе с организатором внеклассной и внешкольной работы. Необходимо, в рамках проведения дней здоровья привлекать родительский комитет школы, обеспечивая присутствия родителей на спортивных праздниках по плану школы.

Создание группы научно-исследовательской работы среди учащихся в школе позволяет привлечь их к регулярным туристическим походам, которые позволяют не только укрепить здоровье, но и положительно сказывается на общении детей и взрослых, что положительно скажется и найдет достойное применение полученных знаний и навыков в дальнейшей жизнедеятельности учащихся, повышения уровня учебной и внеклассной физкультурно-оздоровительной работы в школе.

Безусловно, данная работа требует большого труда педагогического коллектива школы, особенно учителей физической культуры. Поэтому, главным направлением в проведении любых физкультурно-спортивных и других мероприятий должно быть живое, заинтересованное участие, прежде всего самих школьников. Данная работа не должна быть стихийной, бесконтрольной. Ее следует систематически направлять. Эта работа должна стать более плодотворной, если она будет тесно связана и подкреплена внешкольными формами физического воспитания самих учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный этап развития образования характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения учащихся. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

Сегодня состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. В последнее время средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физкультура перестали быть значимыми для молодого поколения. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников. Возникает вопрос, как помочь школьнику, чтобы он начал жить активной интересной и полноценной жизнью?

Многое может сделать семья, в которой растет ребенок, самое главное - выработать привычку к занятиям физкультурой и спортом. Помимо этого, развитию двигательной активности учащегося самое серьезное внимание должно уделять учебное заведение, в котором учится ребенок.

К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе, на формировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные цели и задачи:

  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • снижение уровня заболеваемости учащихся;
  • сохранение работоспособности на уроках;
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения необходимо определить основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи здоровьесбережения.

Коснемся подробнее реализации здоровьесберегающих технологий на уроке физической культуры. Для учителя очень важно правильно организовать урок физической культуры, т.к. он является основной формой педагогического процесса. Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни. Я убеждена что каждый урок физкультуры должен приносить пользу здоровью каждого ребенка. Поэтому перед началом учебного процесса устанавливаю взаимосвязь с медицинским работником школы, знакомлюсь с результатами медицинских осмотров детей, учитываю в работе показания медработников в листе здоровья школьников. При планировании и проведении урока опираюсь на основные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:

  1. рациональная плотность урока;
  2. включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
  3. оптимальное сочетание различных видов деятельности;
  4. выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
  5. формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
  6. осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей;
  7. создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;
  8. включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития;
  9. целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части.

Ориентируюсь также на принципы здоровьесберегающего урока, направленные на укрепление физиологического и психологического здоровья:

  • принцип двигательной активности;
  • принцип оздоровительного режима;
  • принцип формирования правильной осанки, навыков рационального дыхания, и т.д.;
  • принцип реализации эффективного закаливания;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка.

Для реализации данных принципов использую следующие педагогические методы и приёмы обучения:

1. Повышение двигательной активности детей с применением чередования видов деятельности; дозирования заданий.

2. Эмоциональный климат урока. Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления: использование положительных установок на успех в деятельности ("У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!"), и умение настроить себя на положительную волну ("Улыбнись самому себе. Улыбнись другу.")

3. Занятия на свежем воздухе, как естественный фактор закаливания и профилактики простудных заболеваний.

4. Воспитательная направленность занятия. Воспитательный эффект уроков физкультуры достигается за счет развития качеств каждого ученика и формирования ценностного отношения к своему здоровью.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудисопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни.

Также в нашей школе проводятся Дни Здоровья, которые несут в себе большой заряд положительной энергии, направленной на пропаганду здорового образа жизни среди детей, значительно увеличивают двигательную активность ребенка. Продуманной и разнообразной является и внеклассная спортивная работа с учетом медицинской группы здоровья, дети посещают дополнительные внеурочные занятия.

Значимое место в работе по здоровьесбережению я отвожу взаимодействию с семьями учащихся. Помимо участия в различных спортивных мероприятиях я предлагаю родителям определенный объем теоретических сведений, путем выступления на родительских собраниях, индивидуальные и групповые консультации в рамках вопроса о здоровьесбережении.

Таким образом, деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом. Только такой целостный подход позволит добиться значимых результатов в проблеме здоровьесбережения школьников.

Организация внеурочной деятельности по физической культуре на ступени основного общего образования по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению.

Характеристика внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и оздоровительной работы

Содержание внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы

Направления внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы

Реализация основных направлений внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности МКОУ Красноселовской СОШ:

Утренняя гимнастика (зарядка до уроков)

Подвижные игры, развлечения

Спортивные кружки и секции

Анализ деятельности школы по реализации модели внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности


Характеристика внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и оздоровительной работы.

На современном этапе развития общества акцент ставится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. При этом ориентация нового стандарта не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты образования определяет развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Такая работа помогает удовлетворить потребность детей и молодежи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т . д.

Необходимость построения внеурочной деятельности нужна для того, чтобы ученик сохранил физическое и духовное здоровье, укрепил веру в свои силы, сформировал симпатию к людям, окружающим его в лицее, проявил интерес к содержанию школьной жизни.

Большое развитие внеурочная деятельность получила при таких педагогах как: А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий ,В.Н. Сорока-Росинский. Они рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанную на принципах добровольности, активности и самостоятельности

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса школы и организуется по направлениям развития личности:

В учебном плане школы на уроки физической культуры отводится ограниченное количество времени. Одна из приоритетных направлений внеурочной деятельности школы является физкультурно-спортивная и оздоровительная работа. Она проводится вне урочного расписания, в свободное для учащихся время, имеет широкий выбор внеурочных форм занятий физическими упражнениями. Школьнику предоставляется свобода выбора форм занятий по своему усмотрению.

Внеурочные формы занятий школьников составляют особое содержание работы учителя физической культуры. Они способствуют более успешному решению общих задач физического воспитания, и в то же время имеют свои специфические особенности.

Такими задачами являются следующие:

1. Осуществлять неразрывную связь учебной и внеклассной работы.

2. Привить интерес к физической культуре и спорту, к профессии учителя физической культуры, тренера.

3. Выработать потребность обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

4. Реализовать скрытые возможности каждого ученика, развивая необходимые физические качества.

5. Мотивировать школьников к систематической физической подготовке на уроке, в спортивной секции, самостоятельно с цель сдачи норм комплекса ГТО.

6. Достижение спортивных результатов учащимися на основе Единой спортивной классификации.

7. Привлечь к физическому воспитанию обучающихся, педагогический коллектив, родителей, общественные организации.

В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Физическая культура является не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности учащихся, но бесспорно влияет на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в коллективе.

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.

Современная школа – это та социальная среда, в которой дети находятся значительное время, и нередко создаёт для них психологические трудности. Современный учебный процесс обусловлен не только продолжительностью учебного дня, объёмом домашних заданий, количеством, темпом и способами преподавания, но и исходным функциональным состоянием, адаптивностью ученика, характером его эмоционального фона и другими факторами его физиологии. Следовательно, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, психологически здоровой образовательной среды через различные формы внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность призвана:

- обеспечить благоприятную адаптацию школьников в общеобразовательном учреждении;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития учащихся в школе;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности школьников.

Внеурочная деятельность отличается от учебной тем, что:

- осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и формы организации определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы;

- она строится на основе широкой общественной активности школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при контроле и поддержке со стороны администрации, учителей, родителей, шефов;

Основными задачами внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности школьников являются:

1.Совершенствование нормативно-правовых условий развития и сохранения здоровья учащихся.

2.Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся.

3.Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры, спорта и туризма.

Внеурочная деятельность помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи в свободное от учёбы время, а также формирование негативного отношения к вредным привычкам через различные формы здорового образа жизни.

Успех внеурочной деятельности зависит не только от активности детей заниматься спортом и вести здоровый образ жизни, но и от педагогического влияния, умения учителей придать интересам воспитанников общественно-полезную направленность.

1. Разносторонность её содержания, и общественную направленность.

2.Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.

3. Важной стороной этой работы является использование её массовых форм, как для воспитания школьников, так и для разумной организации их свободного времени.

4. Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеурочная работа охватывала всех учащихся.

5. Внеурочная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся.

Успеху внеурочной воспитательной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности, содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания, организацией форм всегда необходимо соблюдать принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Содержание внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы

В настоящее время необходимость изменения приоритетов в образовательном процессе, не только выдвигает на первый план традиционную задачу повышения качества образования, соответствия его требованиям ФГОС НОО и ФГОС ООО, но и требует в первую очередь педагогических усилий для решения проблем адаптации и сохранения здоровья учащихся. Качество здоровья подрастающего поколения - важный показатель качества жизни общества и государства.

Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья через многообразие форм внеурочной деятельности - это, прежде всего процесс социализации - воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

Двигательная активность школьников является естественным фактором стимуляции роста и развития. Очень большое значение имеет проблема оценки влияния разных уровней двигательной активности на организм школьников. Лишь оптимальная двигательная активность оказывает благоприятное влияние на развитие детей.

При организации внеклассных форм работы наши учителя, педагоги дополнительного образования осуществляют преемственность между учебным и воспитательным процессом и тем самым учат детей беречь свое здоровье. В их обязанности входит:

1) Организация классных часов по профилактике вредных привычек.

2) Подготовка и проведение экскурсий, туристических походов, отдыха на природе;

3) Организация динамических пауз на свежем воздухе в группах продленного дня;

6) Подготовка и проведение спортивных праздников Здоровья.

7) Предметных недель

8) Спортивных соревнований

9) Организация спортивных кружков и секций дополнительного образования.

Чтобы правильно организовать внеурочную деятельность школьников, особенно средних и старших классов, педагогам целесообразно руководствоваться основами возрастных особенностей школьников. Учитывать медицинские противопоказания к различным видам спортивных нагрузок. Консультироваться со специалистами местной поликлиники.

В каждой школе должна быть общешкольная программа "Здоровье", которая должна включать следующие разделы:

- повышение медицинских знаний педагогов, персонала школы;

- обучение учащихся сохранению здоровья (урочные, внеурочные

-оздоровление детей в школе;

- работа с родителями;

Для ее реализации используются различные формы деятельности администрации школы, педагогического коллектива, учащихся. Одной из форм обучения школьников основам здоровья является подготовка и проведение дня, недели, месячника здоровья как видов эмоционально-игровой деятельности, которые способствуют закреплению урочного материала. Они повышают уровень знаний учащихся о том, как сохранить свое здоровье, формируют соответствующие навыки.

Основными принципами организации внеурочной деятельности являются:

- учёт возрастных особенностей;

- преемственность с технологиями учебной деятельности;

- опора на ценности воспитательной системы школы;

- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы.

Ориентиры в организации внеурочной деятельности:

- запросы родителей, законных представителей учащихся;

- приоритетные направления деятельности школы;

- интересы и склонности педагогов;

- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

В ходе реализации программы Здоровья в нашей школе была создана здоровьесберегающая образовательная среда, способствующая не только сохранению, но и развитию здоровья, обеспечивающая высокий потенциал творческого роста учащихся.

Программа разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья через различные формы внеурочной деятельности, получение полноценного образования.

Путем реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья воспитанников.

Большую роль для реализации системы работы по здоровьесбережению играет такой компонент, как социум. На современном этапе развития образования становится ясным, что заказ общества - это здоровый и успешный выпускник. Для достижения этой цели у нас налажены взаимоотношения с внешними учреждениями, образовательными центрами в области охраны здоровья.

Для формирования навыков ЗОЖ школа работает по следующим направлениям:

- формирование негативного отношения к вредным привычкам;

- разработка и проведение уроков здоровья, тематических классных часов (1-11 классы);

- организация внеклассной и внеурочной работы (День здоровья-1 раз в месяц, кружки, секции, спортивные праздники, военно-спортивные игры, походы).

Направления внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы.

Одна из перспективных направлений развития образования является разработка модели организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья школьников в процессе обучения, способствующих не только решению образовательных задач, воспитанию личностных качеств и гармоничному физическому развитию, но и развитию индивидуальности учащихся через внеурочные виды деятельности.

Для механизма реализации внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы среди школьников, наша школа на протяжении многих лет сталкивается с одной и той же проблемой:

- отсутствие сельского дома культуры с наличием второго спортивного зала;

-отсутствие компетентных тренеров-преподавателей дополнительного образования;

- отсутствие зачастую материально-технических условий;

- проблемы финансового обеспечения

В данной ситуации возникает необходимость в выявлении наиболее типичных социокультурных ситуаций, в условиях которых будет организовываться внеурочная деятельность, определении педагогических условий создания развивающей среды для воспитания и социализации и на основе полученных результатов – в разработке оптимальной модели реализации внеурочной деятельности по сохранению и укреплению здоровья школьников в условиях сельской малокомплектной школы.

Разработка модели формирования здоровьесберегающей среды в МКОУ Красноселовская СОШ с учетом индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам основывается на имеющихся документах, законодательных правовых актах Российской Федерации, гарантирующих право на охрану здоровья, образование, оздоровление и отдых всем детям, а также основных нормативных документах, обеспечивающих функционирование системы отдыха детей и молодежи, регламентирующих различные отношения в рамках системы организаций и физических лиц:

- Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. (от 17.11.2008 № 1663-р) Формирование здорового образа жизни и экологических стандартов жизни.

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки от 28 декабря 2010 г. № 2106)9

Для успешной реализации внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности в условиях сельской малокомплектной школы, мы разработали системную модель здоровьеформирующего образовательного пространства среднего общеобразовательного учреждения.

Главной целью внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы – это создание условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, как важнейшего фактора развития личности.

Основными задачами являются:

1. Обеспечение безопасной и здоровой среды в образовательном учреждении. 2.Последовательное формирование в образовательном учреждении здоровьесберегающего образовательного пространства, с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий.

3. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, педагогами, специалистами и родителями, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

4. Организация здорового питания.

5. Осуществление медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и всех его участников.

6. Установление тесной взаимосвязи с медицинскими, спортивными и дополнительными образовательными учреждениями района.

Для нашей школы приемлема оптимизационная модель внеурочной деятельности, которая на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие не только учителя-предметники ОБЖ и физической культуры, но и заместитель директора по ВР, старшая вожатая, классные руководители, учреждения дополнительного образования района.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Обучающимся предоставляется возможность выбора, спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности дети посещают детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при школе, трёхдневный передвижной палаточный лагерь, районный туристический слёт.

Читайте также: