На реализацию какого федерального проекта направлено создание и работа школьных музеев

Обновлено: 05.07.2024

Одной из важнейших задач современного российского, гражданского образования является формирование таких базовых гражданских ценностей, которые, с одной стороны, имеют общедемократические основы, а, с другой стороны, опираются на исторические и социокультурные достижения народа, связывающие между собой разные поколения россиян.

Музей – это живой организм. В настоящее время, когда происходят изменения всей общественно-культурной жизни, следует признать необходимым новый подход к организации работы школьного музея, не только отражающей историческое прошлое, но и идущей в ногу со временем. В работе школы одной из главных задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании гармоничной личности, обладающей чувствами гражданской ответственности, толерантности, интересом к изучению родного края, как неотъемлемой части России.

Путь нашей России сложен и труден. Мы помним, как за годы перестройки в очередной раз были разрушены нравственные идеалы, ощущался духовный застой, экономические проблемы, безответственность – всё это захлестывало общество и могло превратить нас в людей, утративших память. В настоящее время мы встали на путь возрождения. Всё громче и громче звучит голос россиян, выступающих в поддержку Президента РФ, достойно представляющего интересы России на мировой арене. Вновь поднимаются вопросы организации детского движения, способного объединить общей идеей молодое поколение россиян.

Определяя поисково-исследовательские задачи работы школьного музея, создаются условия для слияния ребят с общественно-историческим опытом предшествующих поколений. Работа в архивах, музеях, встречи, переписка с интересными людьми, беседы с непосредственными участниками и очевидцами событий – все эти формы работы способствуют воспитанию уважения к историческому прошлому, помогают осознанию собственной значимости, сопричастности к делам своего народа, его праздникам и будням. Атмосфера постоянного поиска, радость открытия, собственная значимость в глазах окружающих способствуют проявлению творческой инициативы ребят, их самостоятельности, ответственности, желания оставить добрую память о себе в исторической летописи школы, на примере предшествующих поколений выпускников, что для развития, воспитания и образования сегодняшнего контингента учащихся нашей школы имеет неоценимое значение.

Функционирование школьного музея актуально не только для школьников. Представители старшего поколения традиционно заинтересованы в деле сохранения исторической памяти народа и охотно принимают участие в его работе. Они передают свой жизненный опыт и знания подрастающему поколению, делятся не только воспоминаниями, но и историческими экспонатами, которые пополняют фонды музея и работают на реализацию основной идеи проекта.

Всё это доказывает, что школьный музей необходим всем: от первоклассника, до ветерана, судьба которого уже вошла в историю семьи, школы, города или страны. Музей способен создать в рамках школы единое образовательное пространство.

Цели проекта:

• Патриотическое воспитание учащихся.

• Сохранение исторической памяти и наследия.

• Включение учащихся в образовательную и воспитательную среду через привлечение к работе школьного музея.

· организация работы школьного музея как центра патриотической работы с обучающимися;

· формирование у школьников неискаженных знаний и представлений об историческом времени и пространстве;

· формирование у школьников нравственности, трудолюбия, уважительного отношения к памятникам прошлого, к боевым и трудовым подвигам старшего поколения, чувства ответственности за судьбу России;

· формирование музейной культуры, развитие речи, интеллекта, сохранённых психических функций воспитанников средствами школьного музея;

· реорганизация, создание и пополнение экспозиций музея через привлечение к исследовательской деятельности учащихся, выпускников и ветеранов школы;

· организация свободного времени детей через привлечение к работе школьного музея.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект «Школьный музей как ресурс развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта

Описание основной проблемы и обоснование актуальности

её разработки

Современное Российское образование в настоящее время претерпевает значительные изменения, в ходе которых меняется взгляд на подходы и формы обучения. Эти изменения коснулись и нашего учреждения. Школа является площадкой по введению ФГОС не только на уровне начального общего образования, но и основного. Появляется необходимость организации разнообразной внеурочной деятельности, способствующей развитию и воспитанию обучающихся. Мы используем различные ресурсы: спортивный зал, библиотеку, актовый зал, специализированные предметные кабинеты. И школьный музей также не является исключением. Но так как материально-технические условия функционирования музея не отвечают возросшим потребностям в образовании и воспитании личности обучающегося, препятствуют эффективному использованию его содержания и внедрению новых форм обучения на его базе, то использование этого ресурса школы стоит под вопросом. Также необходимо преобразование форм хранения, учета и использования экспозиций музейных фондов.

Музей школы обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.

В этой работе основными формами стали:

Работа с ветеранами.

Результаты деятельности школьного музея размещаются на школьном сайте.

● Внешние связи музея . Тесную связь поддерживает школьный музей с музеем города Новокузнецка.

Одним из вариантов решения проблемы является создание в школе виртуального краеведческого музея. Выделение воспитательной функции виртуального школьного музея в качестве ведущей определяется ее значимостью: созданием особой образовательной среды для формирования у обучающихся целостного отношения к культурно-историческому наследию, в котором отражены общечеловеческие ценности, представляющие жизненный мир человека.

Цель и задачи проекта

Цель проекта : создание условий для развития образовательного потенциала школьного музея путем его модернизации.

Данная цель направлена на весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Для достижения поставленной цели и реализации миссии школьного музея необходимо решить следующие задачи:

1) обновить систему гражданско-патриотического воспитания с использованием ресурсов школьного музея;

2) развить материально-техническую базу музея путем внедрения новых форм использования экспозиций;

3) повысить доступность использования фондов путем создания виртуального школьного музея для организации занятий внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Критерии и показатели оценки результативности и

эффективности проекта

Оценка эффективности проекта осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих его системный, содержательный и организационный характер воспитательного процесса, использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

Результаты реализации проекта оцениваются по следующим показателям:

Методы изучения

Организация работы школьного музея как структурного подразделения школы и одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности обучающихся, воспитанию патриотизма.

Состояние материально-технической базы.

Оборудование музея необходимой мультимедийной техникой.

Модернизация традиционных форм работы.

Доля современных технологий, в том числе информационных, в организации учебного процесса.

Наличие локальной нормативной базы деятельности школьного музея.

Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями.

Повышение профессионализма руководителей школьных музеев (степень участия специалистов школьных музеев в научно-просветительских мероприятиях района, проведение мероприятий на базе своего музея для обмена опытом работы).

Позитивная динамика в общественном признании образовательного и воспитательного потенциала школьных музеев.

Анализ итогов учебно-воспитательной работы.

Анкетирование учителей, обучающихся и их родителей.

Повышение эффективности усвоения программного материала по истории России и краеведению,

географии, литературе, технологии и ИКТ.

Высокие результаты обучения обучающихся по краеведению, литературе, географии.

Обеспеченность процесса преподавания истории дидактическими материалами, краеведческой литературой.

Рост интереса обучающихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране.

Рост числа детей, посещающих школьный музей, использующих фонды музея для подготовки рефератов, творческих работ, заданий по предметам школьной программы.

Рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других мероприятий воспитательного характера.

Анализ итогов учебно-воспитательной работы.

5.Оценивание предметных и метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных) результатов обучающихся по ФГОС.

Создание условий для развития разносторонних интересов и способностей школьников, реализации их познавательного интереса.

Благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе.

Количество мероприятий, проведенных на базе музея.

Количество посетителей школьного музея.

Рост числа победителей и призеров, конкурсов, соревнований, конференций разного уровня, связанных с профилем музея.

Повышение интеллектуальной, творческой, социальной активности обучающихся.

Количество проектов, созданных с использованием базы музея.

Уровень внедрения проектной деятельности и деятельностного подхода в процесс образования и воспитания.

Наличие публикаций по теме проекта на муниципальном, региональном уровнях.

Анализ итогов учебно-воспитательной работы

методика определения уровня общественной активности обучающихся.

5.Оценивание личностных результатов обучающихся по ФГОС.

Мониторинги, семинары, консультации.

4. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта

Музей органично вписан в образовательное пространство нашей школы, что позволяет реализовывать системно-деятельностный подход в рамках перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (далее ФГОС).

В процессе реализации проекта должна произойти интеграция работы школьного музея в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения и в социум; расширение возможностей школьного музея за счет социального партнерства с музеями других образовательных учреждений, музеями города, советом ветеранов; создание виртуального музея; презентация итоговых материалов проекта в Интернете и СМИ.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

удовлетворение социального запроса на создание ресурсного центра на базе школьного музея для развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения ФГОС;

обновление системы гражданско-патриотического воспитания с использованием ресурсов школьного музея;

развитие материально-технической базы музея путем внедрения новых форм использования экспозиций;

повышение доступности использования фондов путем создания виртуального школьного музея для организации занятий внеурочной деятельностью и дополнительным образованием;

введение педагогами в воспитательные планы материалов фондов музея;

создание педагогами банка методических разработок и рекомендаций;

повышение профессиональной компетенции педагогов и специалистов в области развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения ФГОС ;

осуществление реального междисциплинарного сотрудничества как внутри своего коллектива, так и в других образовательных учреждениях района;

Оформление результатов реализации проекта:

разработка модели программы гражданско-патриотического воспитания обучающихся на основе деятельности школьного музея;

методические разработки музейных и краеведческих занятий на разделах экспозиций школьного музея;

методические разработки по использованию коллекций школьного музея в урочной и во внеурочной деятельности учителей-предметников, работе классных руководителей, педагогов дополнительного образования;

публикации, включающие в себя деятельность школьного музея, по реализации инновационных приоритетов школьного музея в музейной и краеведческой деятельности;

разработка серии мультимедийных презентаций, дающих возможность проводить тематические виртуальные экскурсии.

Сроки и этапы реализации проекта

I этап (2015 г. - 2016 г.) - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Анализ состояния образовательных возможностей школьного музея. Актуализация проекта среди участников образовательного процесса. Определение круга лиц из числа учителей, администрации школы по руководству проектом, распределение ролей, создание временных рабочих групп. Разработка плана работы и программы деятельности музея. Создание плана модернизации школьного музея (музейное оборудование, косметический ремонт помещения музея, программное оборудование).

Проведение обучающих занятий, семинаров, дискуссий, консультаций с педагогами по изучению современной теории и практики музейной педагогики с приглашением сотрудников музея города Новокузнецка.

I I этап (2016 г. - 2017 г.) - ПРАКТИЧЕСКИЙ

Основной задачей на данном этапе является включение ресурса музея в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.

Содержание деятельности практического этапа:

Проведение косметического ремонта помещений музея

Монтаж нового музейного оборудования

Внедрение современных информационных технологий в работу музея

Создание Internet -версии школьного музея (Создать электронную базу фондов музея, которая обеспечит учёт и сохранность музейной коллекции)

Развитие способности обучающихся к исследовательской и проектной деятельности с использованием музейных источников (участие в создании социальных и творческих проектов, учебно-исследовательских работ).

Проведение школьной конференции научно-исследовательских проектов по краеведению и истории Кемеровской области

Организация презентации школьного интерактивного музея

Расширение компетенции педагогов, овладение технологией проектной деятельности и музейной педагогики через семинары, конференции, мастер-классы, индивидуальные консультации

Создание банка данных собственных методических разработок и публикаций

Расширение и обновление экспозиций, пополнение фонда музея

III этап (2017 г. - 2018 г.) - АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Основной задачей этого этапа является анализ результатов деятельности: достижений, недостатков, корректировка дальнейшей работы по заявленной проблематике, оформление продукта проекта, публикации, обмен опытом.

Содержание деятельности заключительного этапа:

Подведение итогов, обмен опытом участников проекта на заседаниях педсовета, методического совета, школьных методических объединений учителей-предметников, рабочих группах.

Основные риски проекта и пути их минимизации

Основные риски проекта

Пути их минимизации

Смена места работы участников проекта:

Руководство проектом изначально осуществляют два человека.

Повышать мотивацию к взаимодействию совместно с Управлением образования администрации Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области

Недостаточная компетенция исполнителей проекта в решении каких- либо конкретных вопросов

Сотрудничество с музеями города Новокузнецка

Отсутствие финансовых средств для реализации проекта

Привлечение спонсорской помощи

Для того, чтобы сформировать новый тип обучающегося, нужны такие методические подходы, которые были бы на обеспечение развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и общественно-значимой деятельности в условиях совместной работы педагогического коллектива школы, семьи и других институтов общества в соответствии с требованиями проекта ФГОС общего образования.

С помощью традиционных и инновационных технологий разработанный проект позволит:

через использование Internet -ресурсов реализовать возможность найти единомышленников, установить связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом;

организовывать занятия по группам в музее, историко-краеведческие игры, научно-исследовательские конференции;

проводить уроки – реконструкции по литературе, истории, краеведению;

проводить театрализованные экскурсии с использованием экспонатов музея;

используя электронный формат, делать выставки и тематические экскурсии более доступными и мобильными, а значит, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику

Наш опыт предполагается распространять через семинары, мастер- классы, практические встречи по вопросам диагностики, деятельности педагогов, реализующих ФГОС.

Эффективным способом распространения являются публикации по теме проекта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Обязательным для исполнителей проекта является представление своего положительного опыта на сайтах, виртуальном музее.

Итак, наш опыт мы готовы распространять следующими способами:

Публикации на профессиональных сайтах и изданиях;

Размещение информации на школьном сайте и сайте Новокузнецкого муниципального района;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из важнейших задач современного российского образования - формирование базовых гражданских ценностей, которые опираются на исторические и социокультурные достижения народа, связывающие между собой разные поколения.

Современное общеобразовательное учреждение - это важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства.

Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, село, народ, который в нём живет - значит, укрепить основы государственности. Исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - гражданина и патриота. Система гражданско-патриотического воспитания в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами и общественными организациями. Создание системы гражданско-патриотического воспитания предполагает совместную деятельность школы с учреждениями дополнительного образования, военно-патриотическими клубами, школьными музеями, Советом ветеранов и другими организациями района и края по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания.

Особенно актуальной сегодня становится проблема памяти поколений и сохранения традиций. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства.

Необходимость данного проекта вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения. Проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура нравственности. Тревожит незначительный интерес к истории Отчизны, непонимание её закономерностей, схематических представлений о прошлом, углубляются противоречия между старшим и молодым поколениями. Проект призван обеспечить ценностно-смысловую определенность системы нравственного воспитания.

Центром реализации такой системы становится школьный музей, который является незаменимым помощником школ в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка. Музей-это живой организм. Необходим новый подход к организации его работы, идущий в ногу со временем. Необходимость реализации этого проекта диктуется и введением ФГОС. Появляется необходимость организации разнообразной внеурочной деятельности, способствующей воспитанию и развитию учащихся. Школьный музей призван выполнять и эту задачу. Но так как материально-технические условия работы музея препятствуют эффективному использованию его содержания и внедрению новых форм деятельности на его базе, то использование этого ресурса проблематично (стоит под вопросом). Также необходимо преобразование форм хранения, учёта и использования экспозиций музейных фондов.

Наш музей создан на основе материалов работы поисковых групп учащихся школы №20 в 80-е годы о воинах Советской Армии, о ветеранах Великой Отечественной войны. В школьном музее проводятся экскурсии обзорные и тематические, посвященные праздникам. Наибольший интерес школьников вызывают тематические экскурсии и часы мужества. Интерес, несомненно, возникает от того, что люди, о которых рассказывают школьники-экскурсоводы, жили рядом, это родственники, соседи, это герои, чьими именами названы улицы села Линёво Озеро.

Материалы в музее оформлены по разделам: ветераны ВОВ села, история леспромхоза, история школы, которая в 2017 году отметила своё 90-летие и история школы тесно связана с историей Хилокского леспромхоза, который содержал всю социальную сферу села Линёво Озеро. Большой раздел посвящён краеведению, он содержит исторические материал и предметы старины первых основателей села.

Атмосфера поиска, радости открытий способствует проявлению творческой инициативы ребят, их стремлению к самостоятельности, ответственности за происходящее вокруг, желанию оставить о себе добрую память в исторической летописи школы на примере предшествующих поколений выпускников, что для воспитания нынешних ребят имеет неоценимое значение.

Функционирование музея актуально не только для школьников, представители старшего поколения заинтересованы в сохранении истории села и людей, живущих в нём и охотно принимают участие в работе музея, делятся воспоминаниями и экспонатами, пополняя фонды музея.

Цель проекта и его задачи.

1. Создание условий для развития образовательного потенциала школьного музея путём его модернизации. Обновление материальной базы.

Данная цель направлена на весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность учащихся.
2. Формирование и развитие социально активной личности с чувством национального самосознания и осознанной гражданской позиции на базе школьного музея для возрождения и развития семейных, человеческих и социально-значимых ценностей.

3. включение учащихся в образовательную и воспитательную среду через привлечение к работе школьного музея.

1. Обновить систему патриотического воспитания с использованием ресурсов школьного музея в результате модернизации форм работы

3. Организовать исследовательско - поисковую работу школьников через создание и пополнение экспозиций музея с привлечением выпускников школы и ветеранов села Линево Озеро;

4. Формировать у школьников нравственность, трудолюбие, уважительное отношение к памятникам прошлого, к боевым и трудовым подвигам старшего поколения;

5. Воспитывать уважение к семейным традициям через изучение истории трудовых династий жителей села Линево Озеро;

6. Организовать свободное время учащихся через привлечение к работе школьного музея;

Основные методы работы, технологии (пути) реализации проекта:

-Поисковая деятельность;
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны и локальных войн и конфликтов;
-Экскурсии по музейным выставкам;
-Музейные уроки;
-Уроки Мужества;
-Подготовка экскурсоводов, экскурсионная деятельность;
-Уроки истории в 5 -11 классах;
-Кружковая работа;
- Вахта памяти: шефство над ветеранами войны и труда; благоустройство памятников и захоронений на сельском кладбище воинам ВОВ;
-Диспуты, круглые столы;
-Оформление тематических выставок.

План–график этапов деятельности по проекту:
Проект рассчитан на 2 года.

Название этапа и сроки реализации

Исследование состояния проблемы гражданско-патриотического воспитания в школе.

ЗДВР Дремина С.Б.,
классные руководители

Учитель информатики Абрамова Ю.Г.
Педагог - . библиотекарь Янцевич И. Л.

Проведение косметического ремонта помещения музея;

Монтаж нового музейного оборудования;

ЗДХЧ Журова М Н

С.Б.,
классные руководители

Учитель информатики Абрамова Ю.Г.
Педагог - . библиотекарь Янцевич И. Л.

Учитель истории Шептякова Н.Ф.

Учительь ОБЖ Михайлов В. В.

Учитель истории Шептякова Н.Ф

Учитель информатики Абрамова Ю.Г

Директор ОУ Михайлова Е.И

Январь 2020г –
май 2020г.

Анализ и коррекция содержания деятельности в рамках проекта.
Презентация положительных результатов.

ЗДВР Дремина С.Б.,
классные руководители

ЗДМР Кузьмина И.А

Учитель информатики Абрамова Ю.Г.
Педагог - . библиотекарь Янцевич И. Л.

Учитель истории Шептякова Н.Ф.

Учительь ОБЖ Михайлов В. В.

Ожидаемые результаты:

Критерии эффективности проекта:

Заинтересованность и привлечение педагогов и учащихся в создании и функционировании музея как эффективного средства патриотического воспитания учащихся, их моральных и нравственных норм;

Кол- участников проекта

Сотрудничество музея с учреждениями культуры села, города, края;

Кол-во мероприятий, встреч за период реализации проекта

Наличие демонстрационного фонда;

Кол-во выставок, подготовленных экспозиций за время реализации проекта

Наличие обработанных экспонатов

Кол-во заведенных на экспонаты карточек с описанием предмета, наличие инвентарных книг за время реализации проекта

Привлечение учащихся школы к экскурсионной работе в музее

Кол- во экскурсий, проведенных за время реализации проекта

Кол-во экскурсоводов, подготовленных за время реализации проекта

Ведение учащимися поисковой работы по месту жительства

Кол- во оформленных экспонатов в фондах музея за время реализации проекта

Кол- во участников и количество портретов участников ВОВ

Наличие результатов в проектно-исследовательской деятельности учащихся

Кол-во занятых мест в НПК

( организовать по классам описания экспонатов по разделам в инвентарную книгу и заведение карточек на каждый экспонат)

Он отметил, что важно уделять отдельное внимание этим формам удаленного взаимодействия в работе школьных музеев.

Он рассказал о планах по развитию музейных экспозиций при образовательных учреждениях. В частности, о создании единого реестра школьных музеев. Также Омельченко указал на активную работу по созданию аналогичных региональных систем в Псковской и Ярославской области.

Важность проведения патриотических акций в работе школьного музея обосновал старший методист городского методического центра Департамента образования и науки Москвы Андрей Сементковский. Он также объяснил, что при продвижении проектов не стоит бояться новых соцсетей, так ими пользуются дети, а значит и они являются полем для деятельности педагогов.

Опытом построения партнерских отношений со музеями школ городов-героев поделилась руководитель школьного музея МОУ СШ №54 Волгограда Галина Бычкова. Она рассказала, как на протяжении более чем пяти лет строятся отношения со школами, проводится обмен группами учащихся, конференции и круглые столы, создание методических наработок.

Читайте также: