На каких принципах строится управление в школе

Обновлено: 06.07.2024

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе и педагогических.

Если до 80-х гг. прошлого века управление понималось как процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений, как деятельность руководителя, то в 80-е гг. управление характеризуется как целенаправленное и планомерное воздействие на всех участников управляемого процесса.

Таким образом, под управлением понимается целенаправленное и плана мерное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение запланированного результата (цели).

Под управлением школой понимают целенаправленную деятельность, в которой ее субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы.

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района.

Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования и науки Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Структура управления образованием в Российской Федерации сформирована по линейно-функциональной схеме, сочетающей вертикальную организацию управления (распределение административного ведения по уровням управления) с распределением функций по уровням управления. Она характеризуется следующими положениями.

Федеральный уровень управления представлен Министерством образования и науки Российской Федерации, которое является одновременно центральным органом управления образованием в России и органом управления подведомственных ему организаций системы образования. На этом уровне управление подведомственными учебными заведениями осуществляют также и другие министерства и ведомства Российской Федерации.

Часть учебных заведений федерального ведения имеет двухзвенную структуру управления, когда учебное заведение находится непосредственно в административном ведении соответствующего министерства (ведомства). Такими учебными заведениями являются главным образом, организации высшего образования.

Для дошкольных образовательных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций характерна четырехзвенная структура управления: Министерство образования и науки Российской Федерации> орган управления образованием субъекта Российской Федерации> орган власти муниципального образования> образовательные организации.

Уровень управления образованием субъектов Российской Федерации (региональный) представлен органами управлениями образованием субъектов Российской Федерации – министерствами, комитетами, департаментами и т.д. Основное их отличие от федеральных органов состоит в том, что они за некоторым исключением не имеют в своем непосредственном ведении образовательных организаций и осуществляют функциональное управление системой образования в пределах субъекта федерации.

Муниципальный уровень управления образованием представлен отделами образования или другими структурными подразделениями органов власти муниципальных образований. По отношению к образовательным организациям, относящимся к муниципальному уровню, органы управления образованием данного уровня также выступают как вышестоящие органы и учредители, осуществляя управление ими по двухзвенной схеме.

Негосударственные образовательные учреждения стоят в структуре управления особняком, поскольку не входят в административное ведение государственных и муниципальных органов управления. По отношению к этим образовательным учреждениям государственные и (или) муниципальные органы осуществляют так называемое функциональное управление, т.е. реализуют отдельные функции управления.

Общеобразовательная школа как сложная динамическая система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы.

Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата.

Предметом внутришкольного управления является целенаправленная деятельность по проектированию, руководству, обеспечению и контролю за эффективностью выполнения целевых установок и задач, поставленных субъектом управления.

Целью внутришкольного управления является обеспечение условий для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и выполнения требований к функционированию образовательной организации, закрепленных в ее уставе, а также в законодательных и нормативных актах.

Эта цель реализуется посредством решения следующих управленческих задач

– формирование образа того, что должно быть, т.е. постановка цели и разработка модели достижения реального результата;

– распределение обязанностей и полномочий между исполнителями (построение и поддержание формальной структуры);

– создание условий, обеспечивающих заинтересованность исполнителей в продуктивной работе (мотивация);

– формирование общих ценностей и благоприятных отношений в коллективе (построение и поддержание неформальной структуры);

– контроль хода работ и др.

Таким образом, внутришкольное управление дает ответы на вопросы:

– как поставить и реализовать цель;

– как подбирать кадры;

– как осуществлять оценку их деятельности;

– как мотивировать на продуктивную работу;

– как формировать благоприятный психологический климат в коллективе;

– при каких условиях инновационные процессы в школе будут эффективными и как создавать эти условия;

– как и каким образом зависят результаты управления от внешних условий (социокультурной среды) и др.

Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования – ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.Управление учебным заведением осуществляют директор и его заместители, функциональные обязанности, порядок назначения или избрания которых определяется Уставом общеобразовательной школы или другого учебного заведения.

В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее – советы обучающихся, советы родителей) и действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации.

Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления.

Первый уровень – директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.

Второй уровень – заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, старшие вожатые, помощник директора школы по административно-хозяйственной работе, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.

Третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с организациями дополнительного образования.

Четвертый уровень – учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками: ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития.

Из приведенной иерархической схемы взаимодействия видно, что каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.

Наличие такой разветвленной структуры управленческих органов в школе требует организации их правильного взаимодействия, координации их работы и эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций. Все это обусловило необходимость определения основных принципов их руководящей деятельности. К этим принципам относятся следующие:

а) координация, согласованность и деловое сотрудничество всех управленческих органов в школе в планировании предстоящей работы, определении ее ведущих задач и их эффективном решении;

б) демократизм и гласность в осуществлении всеми должностными лицами школы своих руководящих функций; опора на общественное мнение педагогического и ученического коллективов, а также родителей; выборность руководящих органов;

в) персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня за успешное выполнение своих должностных функций;

г) умение выделять главные проблемы в работе школы и концентрировать усилия педагогического и ученического коллективов на их решении;

д) поддержание благожелательного психологического микроклимата в педагогическом и ученическом коллективах, основанного на высокой ответственности, творческой инициативе, принципиальности и сознательном отношении каждого его члена к работе;

е) тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и принятых коллективом школы решений по совершенствованию учебно-воспитательной работы;

ж) поощрение педагогического творчества и поиска в повышении качества учебно-воспитательного процесса, стимулирование учителей к овладению передовым педагогическим опытом.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.

Новое поколение, новые правила

Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.

Состав управленческой команды

Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.

Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.

  1. Управление финансово-экономическими ресурсами, развитие материально-технической базы.
  2. Руководство и организация деятельности контрактной службы.
  3. Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые влияют на работу школы.

Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.

  1. Планирование повышения квалификации педагогов.
  2. Организация работы учителей по реализации образовательных программ.
  3. Организация деятельности межпредметных методических объединений (взамен распределения учителей по предметным группам).
  4. Определение/изменение структуры управления образовательным процессом в школе.

Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.

  1. Организация внутренней системы оценки качества образования.
  2. Изучение удовлетворенности родителей качеством образования.
  3. Курирование участия школы во внешних процедурах оценки качества образования.
  4. Внесение предложений по аттестации учителей, а также по подбору и расстановке педагогических кадров.

Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.

Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.

Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер.

Работа с кадрами

Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:

  • Сократить численность административно-управленческого персонала.
  • Увеличить долю результативных высокооплачиваемых педагогов.
  • Оптимизировать дублирующие должности с помощью аудита.
  • Эффективно распределить функционал.
  • При возможности перейти на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг.

Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.

Принципы работы современного коллектива педагогов:

  • Понимание, принятие и разделение всем коллективом целей и задач работы.
  • Моральная и материальная отдача от результатов труда.
  • Правильная расстановка кадров.
  • Грамотное стимулирование работников.
  • Ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело.

Шаги к результату

Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.

Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:

  1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели и задач занятия.
  2. Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций.
  3. Отбор средств обучения.

Выбор заданий. Многие специалисты рекомендуют подбирать задания в соответствии с таксономией Блума. Она представлена в форме восхождения по следующим этапам: Знание -> Понимание -> Применение -> Анализ -> Синтез -> Оценка.

При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.

Школа — один из типов образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс и воспитание обучающихся. Управление школой - это научно-обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углубленного изучения учебных предметов, нравственного воспитания, подготовки к сознательному выбору профессии и всестороннего развития личности.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования - переход от государственного к государственно- общественному управлению образованием. Основная идея государственно - общественного управления образованием — объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

Общественный характер управления образованием проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельностьколлективного органа управления -совета школы. Один из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация (разнообразие) образовательных учреждений.

Немаловажное значение имеют научно-обоснованные принципы управленческой деятельности органов управления в школе.Наиболее существенные из них следующие:

· скоординированность, согласованность и деловое со­трудничество всех управленческих органов в определении ведущих задач школы и ее учебно-воспитательной деятель­ности;

· демократизм, гласность и опора на общественное мне­ние учителей, родителей и учащихся в осуществлении все­ми управленческими органами и должностными лицами своих обязанностей и функций;

· персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей и воспитате­лей групп продленного дня за выполнение своих обязанно­стей;

· поддержание здорового психологического микрокли­мата в школе, творческой активности и инициативы, вы­сокой требовательности к качеству учебно-воспитательной работы;

· тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и принима­емых в школе решений по совершенствованию обучения и воспитания учащихся;

· поощрение педагогического творчества, инновацион­ных поисков и стимулирование учителей и классных руко­водителей к овладению передовым педагогическим опытом.

Школа как управляемая система состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. В состав управляющей подсистемы входят директор, его заместители. В состав управляемой подсистемы входят преподаватели, учащиеся, лаборанты, технические работники.

Условно в школе можно выделить следующие управленческие группы:

1 группа. Должностные лица школы: директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе, заместитель по воспитательной работе, помощник директора по хозяйственной части, руководитель детских и юношеских организаций.

2 группа. Педсовет школы и входящие в его состав предметные комиссии;

общешкольная конференция представителей учителей, родителей и уч-ся.

3 группа. Органы ученического самоуправления ( ученический комитет, старосты классов, предметных кружков, различных обществ).

4 группа. Органы родительской общественности (родительский комитет школы, родительские комитеты классов).

Непосредственное управление школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Руководитель в соответствии с уставом образовательного учреждения может быть: а) нанят советом; б) избран коллективом; в) назначен учредителем; г) нанят учредителем по контракту. Директор школы осуществляет руководство педагогическим коллективом школы, создаёт условия для эффективности учебно-воспитательного процесса. Директор школы, как представитель государства, имеет право единоначалия. Все распоряжения директора обязательны для выполнения всеми работниками школы и учащимися. Директор школы несет персональную ответственность за деятель­ность школы, состояние и качество учебно-воспитательной работы.

В его обязанности входят:

· правильный подбор и расстановка кадров, руководство педагогическим коллективом школы, создание условий для повышения профессионального, научно-теоретического и психолого-педагогического уровня учителей, стимулирование их педагогического творчества;

· осуществление контроля за ходом учебно-воспитательного процесса;

· осуществление деловых контактов с местными общественными организациями;

· организация воспитательной работы по профориентации учащихся;

· оказание практической помощи в активизации деятельности ученического самоуправления;

· развитие и укрепление материально-технической базы школы и др.

Функции и обязанности заместителя директора шко­лы по учебно-воспитательной работе включают в себя:

· организацию учебных занятий в школе и воспитатель­ной работы в процессе обучения;

· контроль за выполнением учебных программ, ходом учебных занятий и качеством успеваемости учащихся;

· организацию внеклассной учебной работы по различ­ным предметам (предметных кружков, обществ, олимпи­ад, конкурсов и т.д.);

· регулирование учебной нагрузки учащихся;

· анализ учебно-воспитательной работы школы и состав­ление статистических и письменных отчетов о результа­тах деятельности педагогического коллектива;

· реализацию и контроль за выполнением указаний вы­шестоящих органов образования по вопросам совершен­ствования учебно-воспитательной работы;

· обобщение и внедрение передового педагогического опыта по повышению качества учебно-воспитательной ра­боты;

· руководство работой предметных методических комис­сий (секций) учителей и др.

К обязанностям заместителя директора по воспита­тельной работе относятся:

· организация и координация внеклассной воспитатель­ной работы с учащимися;

· проведение методической работы с классными руко­водителями и воспитателями групп продленного дня по со­вершенствованию воспитания учащихся;

· поддержание деловых контактов с родителями учащих­ся, руководителями внешкольных детских организаций;

· научно-методический анализ проводимой внеклассной воспитательной работы в школе, обобщение и внедрение передового педагогического опыта и др.

В условиях обновления и реформирования школы для выполнения указанных выше должностных обязанностей директор школы и его заместители должны сочетать в себе высокую педагогическую образованность, компетентность и нравственную культуру, проявлять деловитость и ответ­ственность в работе, обладать инициативой и творческим подходом к совершенствованию обучения и воспитания, поддерживать инновационные начинания и передовой опыт учителей и классных руководителей.

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.577

2. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.210

3. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.482-550

4. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.264

Школа — один из типов образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс и воспитание обучающихся. Управление школой - это научно-обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углубленного изучения учебных предметов, нравственного воспитания, подготовки к сознательному выбору профессии и всестороннего развития личности.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования - переход от государственного к государственно- общественному управлению образованием. Основная идея государственно - общественного управления образованием — объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

Общественный характер управления образованием проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельностьколлективного органа управления -совета школы. Один из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация (разнообразие) образовательных учреждений.

Немаловажное значение имеют научно-обоснованные принципы управленческой деятельности органов управления в школе.Наиболее существенные из них следующие:

· скоординированность, согласованность и деловое со­трудничество всех управленческих органов в определении ведущих задач школы и ее учебно-воспитательной деятель­ности;

· демократизм, гласность и опора на общественное мне­ние учителей, родителей и учащихся в осуществлении все­ми управленческими органами и должностными лицами своих обязанностей и функций;

· персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей и воспитате­лей групп продленного дня за выполнение своих обязанно­стей;

· поддержание здорового психологического микрокли­мата в школе, творческой активности и инициативы, вы­сокой требовательности к качеству учебно-воспитательной работы;

· тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и принима­емых в школе решений по совершенствованию обучения и воспитания учащихся;

· поощрение педагогического творчества, инновацион­ных поисков и стимулирование учителей и классных руко­водителей к овладению передовым педагогическим опытом.

Школа как управляемая система состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. В состав управляющей подсистемы входят директор, его заместители. В состав управляемой подсистемы входят преподаватели, учащиеся, лаборанты, технические работники.

Условно в школе можно выделить следующие управленческие группы:

1 группа. Должностные лица школы: директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе, заместитель по воспитательной работе, помощник директора по хозяйственной части, руководитель детских и юношеских организаций.

2 группа. Педсовет школы и входящие в его состав предметные комиссии;

общешкольная конференция представителей учителей, родителей и уч-ся.

3 группа. Органы ученического самоуправления ( ученический комитет, старосты классов, предметных кружков, различных обществ).

4 группа. Органы родительской общественности (родительский комитет школы, родительские комитеты классов).

Непосредственное управление школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Руководитель в соответствии с уставом образовательного учреждения может быть: а) нанят советом; б) избран коллективом; в) назначен учредителем; г) нанят учредителем по контракту. Директор школы осуществляет руководство педагогическим коллективом школы, создаёт условия для эффективности учебно-воспитательного процесса. Директор школы, как представитель государства, имеет право единоначалия. Все распоряжения директора обязательны для выполнения всеми работниками школы и учащимися. Директор школы несет персональную ответственность за деятель­ность школы, состояние и качество учебно-воспитательной работы.

В его обязанности входят:

· правильный подбор и расстановка кадров, руководство педагогическим коллективом школы, создание условий для повышения профессионального, научно-теоретического и психолого-педагогического уровня учителей, стимулирование их педагогического творчества;

· осуществление контроля за ходом учебно-воспитательного процесса;

· осуществление деловых контактов с местными общественными организациями;

· организация воспитательной работы по профориентации учащихся;

· оказание практической помощи в активизации деятельности ученического самоуправления;

· развитие и укрепление материально-технической базы школы и др.

Функции и обязанности заместителя директора шко­лы по учебно-воспитательной работе включают в себя:

· организацию учебных занятий в школе и воспитатель­ной работы в процессе обучения;

· контроль за выполнением учебных программ, ходом учебных занятий и качеством успеваемости учащихся;

· организацию внеклассной учебной работы по различ­ным предметам (предметных кружков, обществ, олимпи­ад, конкурсов и т.д.);

· регулирование учебной нагрузки учащихся;

· анализ учебно-воспитательной работы школы и состав­ление статистических и письменных отчетов о результа­тах деятельности педагогического коллектива;

· реализацию и контроль за выполнением указаний вы­шестоящих органов образования по вопросам совершен­ствования учебно-воспитательной работы;

· обобщение и внедрение передового педагогического опыта по повышению качества учебно-воспитательной ра­боты;

· руководство работой предметных методических комис­сий (секций) учителей и др.

К обязанностям заместителя директора по воспита­тельной работе относятся:

· организация и координация внеклассной воспитатель­ной работы с учащимися;

· проведение методической работы с классными руко­водителями и воспитателями групп продленного дня по со­вершенствованию воспитания учащихся;

· поддержание деловых контактов с родителями учащих­ся, руководителями внешкольных детских организаций;

· научно-методический анализ проводимой внеклассной воспитательной работы в школе, обобщение и внедрение передового педагогического опыта и др.

В условиях обновления и реформирования школы для выполнения указанных выше должностных обязанностей директор школы и его заместители должны сочетать в себе высокую педагогическую образованность, компетентность и нравственную культуру, проявлять деловитость и ответ­ственность в работе, обладать инициативой и творческим подходом к совершенствованию обучения и воспитания, поддерживать инновационные начинания и передовой опыт учителей и классных руководителей.

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.577

2. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.210

3. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.482-550

4. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.264

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Управление образовательным учреждением осуществляется на основе соответствующей нормативно-правовой базы, которая в том числе определяет компетенцию, права, ответственность учредителей и самого образовательного учреждения.

Управление учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления является общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, общешкольная конференция с участием родителей и учащихся, совет школы. Непосредственное руководство учреждением осуществляет директор школы. Разграничение полномочий педагогического совета и общего собрания трудового коллектива, а также директора закреплено в Уставе образовательного учреждения.

Цели управления учреждением согласованы с заказом со стороны общества. Анализ цели и задач управления показал, что они соответствуют потребностям населения, учащихся, их родителей, а также педагогов учреждения.

Структура управления образовательным учреждением. Функции управления образовательным учреждением. Функциональные обязанности участников управления образовательным учреждением.

Новая образовательная ситуация предполагает отработку новой структуры и технологии управления и, следовательно, изменения подходов в организации и содержания деятельности учреждения.

К настоящему времени в учреждении сложилась следующая структура управления:

- уровень директора школы;

- уровень заместителя директора;

- уровень руководителей МО;

- уровень педагогических работников[34].

На каждом из уровней по горизонтали разворачивается своя структура органов, которые взаимосвязаны с субъектами по вертикали и горизонтали. В организационной структуре представлены как профессиональные руководители /заместители директора, руководители методических объединений/, так и раз- личные общественные субъекты /председатель профкома, председатель совета школы/, что необходимо для эффективного управления школой. В структуре управления школой отношение того или иного субъекта управления к определенному характеризуется координационными и субординационными связями как по вертикали, так и по горизонтали. Система взаимосвязи организационной структуры характеризуется:

Деятельность директора и его заместителей регламентирована функциональными обязанностями, пересмотренными и откорректированными в соответствии с современными требованиями, что позволило регламентировать деятельность членов управленческого звена с учетом выполнения основных управленческих функций и конкретно определить содержания деятельности каждого члена управленческого аппарата.

Таким образом в системе внутришкольного управления выделены иерархические взаимосвязанные уровни управления, определены зоны функционирования органов управления каждого уровня, связи между ними. Система управления на всех уровнях является открытой и развивающейся, что обеспечивает устойчивость координации деятельности всех звеньев учреждения.

Информационное и документационное обеспечение управления образовательным учреждением. Необходимым условием управления школой является его информационное обеспечение. Информационное обеспечение управления школой состоит в выборе и соответствующей обработке сведений, характеризующих состояние ее образовательной системы[35].

Основные функции, которые выполняет система информационного обеспечения управления школой состоят в следующем:

· удовлетворять потребности учащихся, учителей, руководителей школы и ее структурных подразделений в сведениях, необходимых в их деятельности и во взаимодействии;

· информировать о состоянии образовательного пространства в школе, об обеспеченности средствами образования, об образованности учащихся, о профессиональной квалификации учителей;

· передавать учащимся, учителям, руководителям школы сведения и документы, адресно направленные им;

· систематически выявлять уровни развития интеллекта, эмоционально-психического и физического здоровья, образовательные потребности учащихся;

· информировать педагогических работников о вовлеченности родителей в процесс воспитания и обучения своих детей, затруднениях, которые они испытывают при этом[36].

Управленческая практика показывает, что определение состава функций правления подобным образом позволило добиться единообразных подходов субъектов правления к отбору и обработке сведений, которые подлежат передаче на все уровни управления. В школе имеется возможность варьировать информационное обеспечение в зависимости от индивидуальных потребностей тех или иных участников образования.

В школе сложилась система документационного обеспечения управления. Документационное обеспечение управления школой включает комплекс взаимосвязанных документов:

Каждый из комплексов представлен соответствующими документами, регламентирующими структуру, задачи и функции школы; организацию ее работы; права и обязанности, ответственность руководителя и работников; распорядительную деятельность учреждения и т.д.

Одним из направлений совершенствования управления школой является совершенствование организационной структуры управления. В условиях демократизация управления возросла значимость перераспределения управленческих функций между всеми субъектами, задействованными в осуществлении образовательных задач. Делегирование прав и полномочий верхних уровней управления нижним в условиях школы позволяет эффективно осуществлять образовательный процесс, что повышает эффективность управления на любом уровне.

Директор совместно с администрацией и руководителями подразделений определяют перспективы развития школы, определяют этапы и содержания работы, контролируют деятельность школы в целом и отдельных его подразделений (структур), создают условия (нормативные, информационные, стимулирующие, эргономические) для осуществления профессионально-педагогической деятельности. Особенностью деятельности субъектов уровня руководителей функциональных служб является организация образовательного процесса, диагностика осуществления воспитательной и учебной работы, отслеживание эффективности работы педагогических работников.

В организационной структуре управления школой часть полномочий с верхних уровней управления делегированы субъектам на нижестоящие уровни управления. Например, коллегиальному органу (педагогическому совету) делегированы полномочия:

· утверждение образовательной программы и учебного плана школы;

· утверждение программ учебных дисциплин и курсов вариативного компонента учебного плана;

· утверждение годовых графиков учебного процесса;

· утверждение структуры управления, положений о структурных подразделениях штатного расписания, функциональных обязанностей;

· утверждение содержания и организационных форм дополнительного образования учащихся;

· утверждение планов работы школы на учебный год и др[38].

Руководителям функциональных служб делегированы полномочия в организации образовательного процесса в школе, в осуществлении внутришкольного контроля и анализа выполнения учебных программ и программ дополнительного образования учащихся. Кроме того, в их компетентности находится определение индивидуальных целей работы, в планировании определенного (в рамках функционала) участия педагогов в работе творческих групп, методических объединений, в общем руководстве своим подразделением.

Основанием для определения целевых приоритетов в развитии образовательной системы учреждения явились следующие предпосылки:

· приоритеты Главного управления образования в области образования учащихся, отраженные в проекте Программы развития дошкольного, общего среднего, дополнительного и специального (коррекционного) образования Челябинской области на период до 2003 года;

· приоритеты Аргаяшского районного управления в области развития образования и отраженные в нормативно-правовых докуменах, регламентирующих организацию и осуществление деятельности общеобразовательных учреждений;

· внешние предпосылки (условия и факторы), связанные с изменением образовательной социально-экономической ситуации мезосреды (окружения);

· внутренние предпосылки (противоречия и проблемы), детерминированные изменением состояния образовательной системы в учреждении.

Кроме того, на отбор приоритетов в развитии образовательной системы учреждения, приоритеты Главного управления образования, Аргаяшского районного управления в области развития образования, а также принимая во внимание социально-образовавательные и социально-культурные предпосылки, сложившиеся в микрорайоне школы, считаем целесообразным основную цель связать с:

Развитием образовательной системы учреждения в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности на основе провозглашения в Российской Федерации приоритета образования и созданных в учреждении в ходе первого этапа (1996-2000 гг.) нормативно-правовых, информационных, организационно-управленческих и финансово-экономических предпосылок.

Для достижения обозначенной цели развития учреждения предусматриваются следующие обобщенные задачи:

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 177893
Количество таблиц: 5
Количество изображений: 3

Читайте также: