Музыкальная деятельность в доу как позитивная социализация

Обновлено: 05.07.2024

Среди многих факторов и механизмов, влияющих на этот процесс, особое место занимает включает включение ребенка в различные виды социальных отношений в процессе развития основных видов детской деятельности. Особое место в этом занимает игровая деятельность как самый универсальный способ социализации ребенка дошкольника. Ее эффект тем более парадоксален, что она совмещает в себе сразу две линии социального развития детей: социальную адаптацию и самоутверждение, обретение собственной социальной позиции. Между тем, такая игра негласно оказалась сферой педагогического воздействия, в основном, педагогов-психологов и воспитателей детского сада. Например, как может оказывать влияние на социальное развитие дошкольников музыкально-игровая деятельность, практически нигде не рассматривается. Между тем, уникальные особенности музыкально-игровой деятельности детей использовались как механизм их социализации с незапамятных времен.

Так, отечественная музыкально-игровая культура своими корнями уходит в народное творчество, в его особую область, связанную с детьми, где любовь, забота и внимание взрослых вызывали у детей отклик на разнообразные явления природы и окружающей жизни. Самые простые потешки, честушки, прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки вводили ребенка в музыкально-игровой мир, с его самобытным языком и жанровым разнообразием.

Этот огромный, добрый, веселый и красочный мир сочетал в себе быль и реальность с выдумкой и фантазией, рождая в душе ребенка неподдельный интерес и радость сопричастия.

Это было связано с тем, что музыка, гармонично соединяясь с игровыми правилами, давала ребенку безграничный простор для творческой фантазии и импровизации песенного, танцевального, инструментального и театрализованного характера, что способствовало реализации одной из важнейших социальных потребностей детей – потребности в самовыражении.

Этот многовековой и драгоценный музыкально-игровой опыт, наряду с исследованиями многих психологов, искусствоведов, педагогов, дает нам возможность и сегодня воспитывать у ребенка с раннего детства ценностное отношение к окружающему миру, умение с ним взаимодействовать на основе приобретенных знаний, сформированных ценностных ориентаций и смыслов. Вместе с тем, он развивает в ребенке способность к наивысшим проявлениям своей внутренней свободы и самостоятельности. Так, основываясь на экспериментальных доказательствах в работах Н.А. Ветлугиной, можно утверждать, что именно творческий характер игровой деятельности является проявлением всего, накопленного ребенком, музыкального опыта. В свою очередь, этот опыт обогащается в процессе творческой музыкально-игровой деятельности. Это связано с тем, что музыкально-игровая деятельность, как наиболее сильная из всех видов детской музыкальной деятельности средство воздействия на ребенка, объединяет пение, речь, жест, танец, игру на музыкальных инструментах и музыкальную театрализацию. Все эти компоненты становятся средством творческого самовыражения ребенка, средством его социализации. Особенно ярко это проявляется в музыкально-игровой импровизации, проявляющейся в способности сочинять и создавать что-то новое в процессе самой игры, без предварительных репетиций.

На одном из музыкальных занятий детям я дала задание, сочинить мелодию к словам:

Куклы весело плясали

Вальс и польку танцевали

В ритме вальса, в ритме польки.

Приведенный пример свидетельствует об особенностях возникновения замыслов у детей в связи с их самостоятельной драматизацией песни, текст которой содержит развитый сюжет.

Данный вид музыкальных игр, используя особенности детской игровой деятельности строится по принц авторства, а не исполнительства, т.к. нацелен на максимальное развитие творческих способностей у детей. В работе над ним необходимо быть тонким режиссером, учитывая особенности маленького артиста. Помогать ему скрыть неумения и выделить то, в чем он силен. Необходимо помнить о том, что дети достаточно легко усваивают внешние признаки драматургии игры: сюжетную фабулу, отсутствие автора-повествователя, диалогическую форму общения. Однако важнейшие особенности драматургии игры трудны для детского восприятия и осваиваются постепенно (развитие действия, взаимодействия и столкновение персонажей, их характерные особенности и своеобразие).

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш".

(Л. Н. Толстой)

Увеличение общей численности детей с ОВЗ, детей - инвалидов дошкольного возраста с различными патологиями в целом по всей стране требуют совершенствования системы оказания им социальной помощи. Социально-реабилитационная деятельность- обеспечивает подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе. Современная жизнь общества определила основную цель системы образования- подготовку подрастающего поколения к жизни в демократическом, многонациональном и поликультурном обществе. Дошкольный возраст- яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, время, когда определяются траектории его дальнейшего развития.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.

К числу этих требований относятся:

-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

-развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-становление социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

-готовности к совместной деятельности со сверстниками;

-уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к разным видам труда и творчества;

-безопасного поведения в социуме, природе, быту.

Отечественные ученые А. С Белкин, В. В Давыдов, Д. И Фельдштейн, Д. Б Эльконин и др. считают, что каждый ребенок проходит огромный путь в своем индивидуальном развитии именно в период дошкольного детства. Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен важными достижениями в социализации детей. Социализация является важным условием развития ребенка, формирования духовного мира человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволит в дальнейшем ему комфортно жить в обществе людей; быть успешным, благодаря общению он не только познает другого человека (взрослого или сверстника, но и самого себя. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную его адаптацию в современном социокультурном пространстве.

В нашем детском саду создано единое образовательное пространство для детей с ОВЗ которое включает следующие компоненты: пространство интеллектуального, социального, эстетического развития - игровые уголки в группах, музыкальный зал с набором инструментов и аудиоаппаратуры, набор атрибутов для детского творчества, музыкально -дидактические игры. Таким образом, развивающая среда в дошкольном учреждении способствует формированию представлений о социальной действительности, эмоционально-ценностному отношению к ней и способствует включению ребенка в разнообразную деятельность и общение. Учитывая эти компоненты развивая личности ребенка, можно выработать у него способность к творческой деятельности (это важное условие успешной социализации личности ребенка, закрепить знания и сформировать необходимые личностные качества.

Дети с ОВЗ -это особые дети, при работе с ними нужно найти взаимосвязь. Музыкальное воспитание в нашем детском саду, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. У детей с ОВЗ круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а так же слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам- зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство подражательность, которое проявляется как в музыкально -ритмических движениях, так и в подпевании и пении, игре на музыкальных инструментах.

Музыка организует детей, заражает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия, и речевой деятельности.

У детей с ОВЗ много проблем:

-отсутствует координация движений;

-плохой пространственный ориентир;

-боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;

-речевые нарушения или отсутствие речи;

-замкнутость, неактивность детей;

-неустойчивое внимание и память у дошкольников.

Особенность работы с такими детьми состоит:

-не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;

-не в совершенствовании произношения, а в развитии простейших звукоподражаний;

-не в разучивании песен, а в поиске способов побудить ребенка к песеннному творчеству.

Главное на занятиях- это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров- детей и педагога. Это игровое общение. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. В этой игровой форме не все дети должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом может участвовать в игре. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим и радоваться их успехам и удачным находкам. У нас в таких детей верят, любят и поддерживают.

Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно -воспитательную работу более эффективной. Нужно учитывать возраст детей. Уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого ребёнка. В проведении праздников для детей есть своя специфика. На начальных этапах обучения на утреннике основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Дети принимают участие в танцах, играх с несложными движениями, хороводах. Дети участвуют в небольших сценках, где их действия сопровождаются комментариями воспитателя. Для активизации речи возможны хоровые односложные ответы детей при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок. Каждому ребенку даём возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи. Сценарии утренников и развлечений занимательные по форме, с обязательным наличием сюрпризных моментов, непродолжительными по времени (от 20 до 30минут). При подготовке праздников и развлечений совместно работают все специалисты (муз. руководитель, учитель логопед, воспитатель). Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.

Особое место в системе эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья занимает концертная деятельность. Дети тесно контактируют друг с другом в ходе подготовки к концертной деятельности. Вся проводимая работа способствует созданию дружного, жизнерадостного и работоспособного детского коллектива, воспитанию толерантности и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников. Выступление развивает у детей артистичность, умение держать себя на сцене, что требует значительной собранности и присутствия волевых качеств. Выступая перед публикой, ребенок с нарушением развития ощущает себя творческой социально значимой личностью. В процессе концертной деятельности ребенок с проблемами получает яркие незабываемые впечатления, приобретает художественно-эстетический опыт, получает возможности для самореализации, раскрытия своих способностей в различных видах художественной деятельности, восприятия музыки.

Музыкально-эстетическое воспитание помогает развивать психоэмоциональное состояние ребёнка с ОВЗ, повышает интерес к познанию окружающего мира, позволяет ощутить себя комфортно и успешно, социально-реабилитироваться.

Формирование осознанно-правильного отношения к природе в процессе организации определённых форм детской деятельности у детей Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни! В. Берестов На современном.

Использование образовательного потенциала семьи для обеспечения ранней позитивной социализации дошкольников На определенном отрезке дороги дошкольного детства ребенок поступает в детский сад. С этого момента идти по дороге детства становится и.

Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ Презентация Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ Светлана Головко Презентация Технологии позитивной социализации.

Рабочая программа по обеспечению психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (далее.

Взаимодействие с семьями детей раннего возраста по вопросам позитивной социализации Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс вхождения ребенка в социальную.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Капаклы Инна Анатольевна

В статье рассматривается вопрос социализации детей дошкольного возраста средствами музыкальной выразительности. Представлен обзор видов деятельности на музыкальных занятиях, и их влияние на формирование личности ребенка.

Ключевые слова:

Социализация; личность; творчество; адаптация; самовыражение; развитие.

Мир вокруг нас такой многообразный и быстро развивающийся, что порой не легко соответствовать его требованиям и стандартам. Свои условия диктует социальная культура, которой всё больше нужны самостоятельные, решительные люди с сильной волей, те, которые имеют свое мнение, могут его выразить и отстоять, ценится способность проявлять инициативу. В то же время, наполненность души тоже должна соответствовать высокому уровню развития общества. Поэтому предлагаю поразмышлять о вопросе социализации личности дошкольника средствами музыкального искусства.
Социализация по определению - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. [1, с. 36]

Музыка играет важную роль в развитии полноценной личности. С одной стороны – музыка, которую мы слушаем – это отражение нашего внутреннего мира, с другой стороны, то что мы слушаем – влияет на формирование внутренних качеств, и как доказали ученые – музыка влияет и на наше развитие и состояние как духовное так и физическое.

Музыка сопровождает человека с первых дней его жизни. Колыбельные, пропетые матерью, удивительным образом могли убаюкать, утешить малыша. С течением времени и возрастанием личности, меняются и музыкальные приоритеты человека. Но многое зависит от взрослых людей, принимающих участие в воспитании ребенка, что мы предложим послушать малышу, и каким примером для него мы являемся. Наивная детская душа ищет мира и тепла; чудесной, доброй сказки; радости и счастья. И все это ей может дать музыка. Так хотелось бы, чтобы подрастающее поколение смогло сохранить богатое музыкальное наследие предков, и обогатить его собственными шедеврами. Но для достижения этой цели необходимо приложить немало усилий. И только совместная деятельность педагогов и родителей сможет помочь детям найти правильные ориентиры.

В детском саду, музыкальные занятия проводятся во всех группах, начиная с ясельной, и заканчивая подготовительной к школе группе. Когда дети, ясельной группы, только начинающие посещать садик, приходят на музыкальное занятие – можно наблюдать за их реакцией и изменением и настроения и поведения во время звучания и исполнения песен и музыкальных игр. Ребенок чувствует доброту и положительный настрой в музыке, и непременно откликается на него. Некоторые дети замкнуто себя ведут в группе, плачут, просятся домой, а на музыкальных занятиях раскрепощаются, и, видя восторг на их лицах – удивляешься силе музыки! К тому же, музыка помогает их развитию и адаптации в новой среде.

Подрастая, ребенок усваивает навыки и приобретает опыт в пении, слушании, игре на музыкальных инструментах, в исполнении движений, а также во взаимодействии со сверстниками. Кроме этого, музыкальным руководителям необходимо стараться привить детям интерес и любовь к музыке русских и зарубежных композиторов, а также к народному творчеству. На занятиях активно используются русские народные песни, потешки, хороводы и игры. Наша цель разглядеть и помочь проявить и развить творческую искру, и постараться сделать это, принимая во внимание возрастные особенности, а также интересы и переживания детей.

Музыка притягивает человека, и это является его естественной реакцией, поэтому ребенок должен с радостью идти на музыкальные занятия, где через средства музыкальной выразительности он будет учиться мыслить, ощущать, сопереживать ощущениям других, и таким образом раскрывать себя и свою душу. Ребенку нужно помочь научиться понимать свои чувства и управлять ими. А результатом этой творческой деятельности при соприкосновении с музыкой является преобразование личности в яркую индивидуальность. Возможно, именно при соприкосновении с прекрасным миром музыки ребенок ощутит свою значимость, научится быть толерантным, ответственным, трудолюбивым.

Не многие из воспитанников дошкольных образовательных учреждений в будущем выберут музыкальную сферу деятельности, как основную для своей жизни, но для педагога будет ценно, что он помог им стать настоящими личностями, людьми отзывчивыми, гуманными, но в тоже время с активной жизненной позицией, людьми, которые в обществе смогут быть полезными.

В целях обмена методическим и практическим опытом педагогических и руководящих сотрудников с марта по июнь 2022 г.

В Конференции приняли участие руководящие и педагогические работники системы образования, ученые, соискатели ученой степени, руководители и члены общественных организаций – 120 подключений из Республики Татарстан, Свердловской области, из 42 территорий Оренбургской области.

На Конференции обсуждались актуальные вопросы развития современной системы образования:

В рамках Конференции прошли секции:

Читайте также: