Можно ли считать принятие христианства событием предопределившим дальнейшую судьбу руси кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок истории в 6 классе

Тема урока: «Правление князя Владимира.

Тип урока: комбинированный ( урок открытия новых знаний, закрепления умений и навыков)

Форма урока: урок – диалог (беседа)

Цель урока : знакомство с основными направлениями деятельности князя Владимира Святославича

Задачи урока :

образовательные : познакомить с основными направлениями внешней и внутренней политики князя; дать оценку проводимых князем реформ; научить чтению и анализу исторических документов; активизировать познавательную активность через показ видеоурока и работу с полученной информацией; раскрыть типичные черты периода правления Владимира, оценить положительные и отрицательные последствия принятия христианства;

воспитательные : воспитывать уважительное отношение к истории своей страны, чувство любви к Родине; гордости за великие дела правителей Руси, самодисциплину, бережное отношение к имуществу школы, культуру ведения диалога;

развивающие : продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, картами, иллюстративным материалом, комментировать видеоресурсы, развивать диалогическую и монологическую речь, память, внимание, критическое мышление;

специальные : соблюдать офтальмологические рекомендации, режим ношения очков и зрительной нагрузки, динамические паузы, создать благоприятный психологический климат на уроке.

Планируемые результаты

– осознавать историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить знания о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие христианства;

– сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке объектам;

– помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений;

– развивать навыки общения и совместной деятельности.

Метапредметные:

– уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи;

– создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

учащиеся научатся:

– объяснять причины принятия христианства, определять основные события крещения Руси, понимать значение этого события для русского народа;

– давать оценку деятельности князя Владимира для развития Русского государства;

учащиеся получат возможность научаться:

– сравнивать свидетельства различных исторических источников;

– составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описание событий крещения Руси;

– уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий;

– извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.

Оборудование урока : компьютер, проектор, раздаточный материал (памятки, домашнее задание, таблицы-пустые), учебник под ред. А.В.Торкунова, тетради с записями

Основные этапы урока

- Здравствуйте, как у вас настроение?

- Все ли ученики в классе?

- Есть какие - нибудь пожелания?

- Напомните, на какой вы пришли урок?

- Что такое история? (прошлое человечества, события, которые уже произошли, наука, изучающая прошлое)

- Какой исторический курс вы сейчас изучаете? (история России, история Древнерусского государства, первых русских князей)

- Скажите, какое сегодня число? (13 марта) А год? От какого события ведется наше летоисчисление? (от рождества Христова)

- А хотите узнать, какие важные события произошли в этот день в истории?

13 марта в истории:

1325 г. — Основание столицы Империи ацтеков Теночтитлан.

1583 г. — Основан город Архангельск.

1639 г. — В США Кембриджский колледж переименован в Гарвард.

1781 г. — Астроном У. Гершель (Англия) открыл планету Уран.

1881 г. — Убит Александр II, российский император с 1855 года.

1915 г. — Умер Сергей Юльевич Витте (р. 1849), граф, русский государственный деятель.

1921 г. — Монголия объявила независимость от Китая.

1930 г. — Закрылась Московская биржа труда. Последнее направление на работу было выдано слесарю Михаилу Шкунову. Советский Союз стал первой в мире страной, покончившей с безработицей.

1930 г. — Американский астроном Клод Томбо открыл девятую планету Солнечной системы- Плутон.

1943 г. — Состоялось первое покушение на Адольфа Гитлера.

1944 г. — Советские войска освободили от фашистов город Херсон.

1954 г. — Учрежден Комитет Государственной Безопасности (КГБ).

1989 г. — Была изобретена Всемирная паутина (World Wide Web, WWW), более известная как Интернет

- То, что между нами сейчас происходило на уроке как можно назвать? (разговор, беседа, диалог)

- А что такое диалог? (разговор двух или нескольких лиц)

- Есть ли правила ведения диалога? Какие (сформулируйте основные сами)?

- Для того, чтобы вы всегда были активными участниками диалога предлагаю вам памятку, которую вы можете потом вклеить в тетрадь или воспользоваться ею на других уроках (прочитать вслух).

Памятка. Правила ведения диалога

Соблюдать очередность в разговоре;

Выслушивать собеседника, не перебивая;

Поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;

Проявлять уважение и внимание к собеседнику, смотреть ему в глаза или в лицо;

Говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;

Использовать литературную лексику;

Строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему;

Нужно ценить любое мнение

Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;

Хочешь говорить – подними руку;

Дай возможность другому высказать свое мнение, а себе – понять его;

Обращение начинай с имени;

Критика должна быть тактичной;

Отсутствие результата – тоже результат.

- Где в жизни вам может пригодиться умение вести диалог?

Реализация плана урока (работа по теме урока)

- Какую тему вы начали изучать на прошлом уроке?

(можно вывести тему урока на слайде)

- Как вы думаете, на что нужно обратить внимание на уроке сегодня?

- Чем вы будете заниматься, какие вопросы должны быть рассмотрены во время занятия? (узнать сведения из биографии князя Владимира, выяснить, как он пришел к власти, определить основные направления его деятельности, уточнить, с кем воевал, как укреплял и расширял территорию, почему выбрал именно христианство и как была крещена Русь)

- Так кто же такой Владимир? (русский князь)

(портрет князя на слайде)

- Каких еще князей вы знаете? Перечислите их основные достижения.

- Как с именем Владимира Святославовича связано крещение Руси?

- Что такое крещение? (обряд принятия христианства, таинство, благодаря которому человек становится частью церкви, приобретает новую веру)

- А Владимир с детства был православным христианином?

- Кто из его ближайшей родни принял христианство раньше, чем князь крестил Русь? (бабушка, княгиня Ольга)

- Хорошо. Я хочу, чтобы в конце урока вы мне дали ответ на следующий вопрос.

Вывести на слайд.

Проблемный вопрос урока: можно ли считать принятие христианства событием, предопределившим дальнейшую судьбу Руси?

Динамическая пауза

Гимнастика для глаз

Вопросы для беседы после просмотра ресурса:

- Сколько сыновей было у Святослава? (Ярополк, Олег, Владимир)

- В какой город был отправлен княжить Владимир? (Новгород)

- Что такое усобица? (борьба за власть, войны между братьями)

- Почему Владимиру народ дал прозвище Красное Солнышко? (мудрый, добрый, справедливый)

- Против кого воевал Владимир? (поляки, радимичи, вятичи, волжские булгары, печенеги) – работа с картой на стр. 60 в учебнике Торкунова.

- Что входило в обязанности посадников при Владимире? (вершить суд, собирать дань)

- Какие сложились отношения у Руси с печенегами? (набеги, грабили, забирали добычу, уводили людей, продавали в рабство)

- Какие религии рассматривал Владимир как возможные для утверждения на Руси? (ислам, иудейскую, католическую)

- Почему было выбрано именно христианство православное? (давнишние связи с Византией, подражали греческим императорам, нравилась красота городов)

- Что предпринял Владимир, чтобы Византия согласилась на крещение Руси? (захватил Корсунь, взял в жены византийскую принцессу Анну)

- Какое положительное влияние на Русь оказало принятие христианства?

- Назовите должность главы русской церкви в 10-11 веках? (митрополит)

- Легко ли приживалось христианство на Руси?

- Какое имя при крещении получил князь Владимир? (Василий)

- В чем смысл двоеверия? (сочетание языческих и христианских обычаев)

- Черное духовенство – это кто? (монахи)

- На что строились и содержались новые церкви? (десятую часть доходов жертвовал князь)

1.Укрепление власти князя

2.Приобщение Руси к византийской культуре, развитие грамотности

3.Повышение международного авторитета Руси

4. Формирование и развитие княжеских и боярских вотчин

5. Укрепление брачных отношений

6. Устранение жестоких обычаев, например, жертвоприношения, многоженства, кровной мести

1.Церковь отстаивала интересы господствующего класса

2.Церковь помогала закабалению свободных общинников, забирала земли

3. Преследование язычников, инакомыслия

4.Церковь осуждала все формы протеста угнетенных

5. Работа с документами

Работа с документом из учебника на стр. 55. Чтение вслух, обсуждение по вопросам.

- Как происходило крещение киевлян?

(работа с иллюстрациями в учебнике стр. 52-53)

- Все ли люди с радостью пошли креститься?

- Что заставляло людей принимать новую веру?

- Как воспринимали идею крещения наши предки?

- Что последовало за принятием христианства на Руси?

- Так какое событие эпохи правления князя Владимира можно считать ключевым, главным в его деятельности и биографии?

- Итак, в начале урока вам был предложен вопрос, на который сейчас нужно ответить: можно ли считать принятие христианства событием, предопределившим дальнейшую судьбу Руси?

- Какую тему вы сегодня изучали?

- Что показалось наиболее простым, а сложным в работе на уроке?

- На что всем стоит обратить особое внимание в этой исторической теме?

- Как бы вы сейчас оценили свое эмоциональное состояние?

- Поставьте друг другу оценки!

Домашнее задание (вариативное, по выбору)

Промаркируйте (расставьте значки на полях) текст параграфа 6, используя символы :

V – это было мне известно.

?! – я представлял это совсем иначе.

. – совершенно не согласен.

Вариант 2. По материалу параграфа 6 составьте для обсуждения с одноклассниками вопросы двух форматов: толстые и тонкие. В этом вам поможет памятка.

Тонкие вопросы : Толстые вопросы :

Что? С какой целью?

Когда? Объясните, почему?

Кто? Что из этого следует?

Было ли? Как это можно понять?

Как звали? Согласны ли вы?

Дайте три объяснения почему…

Дополнительная информация к уроку

Начало правления князя Владимира

После смерти Святослава осталось три сына, между которыми началась борьба за власть. В X веке великим киевским князем стал князь Владимир, сын Святослава. (980-1015).

Уже в это время Владимир приступил к решению крупных государственных задач.

В первую очередь он восстановил вновь единство Русской земли.

Продолжил новый великий князь и укрепление системы управления страной. Как и отец, он посылал своих многочисленных сыновей от разных жен в качестве своих наместников в прежние племенные княжества.

Продолжал Владимир и активную внешнюю политику Святослава. После его смерти Киеву перестали платить дань вятичи, радимичи. Но Владимир в результате двухлетней войны заставил их отдавать дань Киеву.

Он вновь предпринял поход против Дунайской Болгарии, но встретил мощное сопротивление и заключил с болгарами мир на выгодных для Руси условиях.

При Владимире обозначилось новое направление во внешней политике — западное: Русь вступила в борьбу с новым славянским государством в Восточной Европе — Польшей. В 981 г. киевский князь присоединил к Руси захваченные ранее поляками города Червень и Перемышль, тем самым ещё больше расширив границы государства.

В это время Русь стала испытывать все более сильный натиск кочевников-печенегов.

Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов, Владимир предпринял строительство крепостей на левобережье Днепра. Здесь появились четыре линии обороны.

Своей победе он был во многом обязан язычникам. Поэтому, захватив власть, он в первую очередь воздал благодарность языческим богам и тем самым еще более укрепил язычество.

Неподалеку от великокняжеского дворца Владимир приказал поставить новые статуи языческим богам во главе с Перуном.

. И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы …

При Владимире в жертву Перуну, впервые за долгие годы, были принесены живые люди и среди них - несколько христиан.

Крещению русского князя помог случай .

Византийцы приняли все условия. В Византию отправился сильный русский отряд, который помог императору подавить мятеж. Но когда опасность миновала, греки стали отказываться от выполнения главного условия договора о браке Анны и Владимира.

В деле крещения наступил критический момент. Владимир действовал решительно и быстро: большая русская рать двинулась в 988 г. на центр византийских владений в Крыму Херсонес. Осада города продолжалась несколько месяцев. Наконец с его стен в стан Владимира была пущена стрела, к которой была прикреплена записка херсонесского священнослужителя Анастаса. В ней говорилось, что для взятия города надо перекрыть водопровод, который находился за городскими стенами. Вскоре изнемогавшие от жажды жители сдались.

В Херсонесе Владимир женился на принцессе Анне и принял крещение вместе со своей дружиной. Найдите в учебнике какое имя принял Владимир при крещении.

Но это было лишь начало. Предстояло еще крестить всю Русь. В 990 г. по приказу Владимира на холме в Киеве были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. Деревянную статую некогда всесильного бога привязали к конским хвостам, проволокли по городу и сбросили в Днепр.

Язычники плакали, видя низвержение своего кумира. А на следующее утро Владимир приказал собрать всех киевлян у Днепра – для крещения. Оно длилось несколько дней. Кто входил в воду по пояс, кто по шею, а на берегу священники вершили обряд крещения.

Через некоторое время после принятия христианства, на Руси сложилась четкая церковная организация.

Пройдут еще долгие десятилетия, прежде чем христианство восторжествует на Руси. Однако язычество так до конца и не сдалось. Многие языческие традиции и праздники совместились с христианскими.

Христианство способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией. При церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе самого князя Владимира.

Обращение в христианство в сильной степени повлияло на самого Владимира. С этого времени уходит в прошлое его безнравственная жизнь, жестокость. Он становится более терпимым к людям, щедрым, милостивым. Известны его частые раздачи денег нищим, бесплатные пиры для народа на своем дворе. Если люди по болезни не могли прийти к нему за стол, он приказывал возить пищу по городу и предлагать ее всем нуждающимся. Такой же порядок он ввел и в других городах и землях Руси. Это принесло Владимиру любовь и славу народа. В дальнейшем церковь почитала его как русского апостола — первокрестителя и объявила его святым.

Таким образом, при князе Владимире сложилось Древнерусское государство с единой территорией, системой власти, единой верой и православной культурой.

Можно ли считать принятие христианства событием, предопределившим дальнейшую судьбу Руси?

1. Начало правления князя Владимира

Святослав, уходя второй раз на Дунай, оставил в Киеве старшего сына, Ярополка. Второй сын, Олег, отправился в Древлянскую землю. Третьего сына, Владимира, Святослав отпустил в Новгород. После смерти Святослава между его сыновьями началась борьба за власть. Победу в ней одержал Владимир (978/980—1015).



Укрепление от кочевников. Реконструкция по данным археологических раскопок

Можно ли на основании рисунка сделать вывод о том, насколько надёжными были подобные укрепления?

Владимир возглавил поход в Волжскую Булгарию, которая пыталась чинить препятствия русской торговле. Одержав победу, князь заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях.

При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей — недавно возникшим славянским государством: в 981 г. киевский князь присоединил к Руси захваченные ранее поляками города Червень и Перемышль, ещё более расширив территорию своего государства.

Русские земли по-прежнему страдали от набегов печенегов. Поэтому на южных границах Владимир приказал возвести четыре оборонительных рубежа, состоявшие из цепочки крепостей, валов, сигнальных вышек, что сделало невозможным внезапное нападение печенегов. В крепостях несли службу лучшие воины со всей Руси. Сотни русских сёл и городов были частично избавлены от печенежских набегов.

2. Причины принятия христианства на Руси

Владимир первым понял, что удержать все земли восточных славян, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была и общая для всех вера.

Ещё в 980 г., едва заняв киевский престол, он попытался ис пользовать язычество для укрепления своей власти. На высоком холме князь приказал поставить шесть деревянных идолов, над которыми возвышался грозный Перун с серебряной головой и золотыми усами. Тем самым жителям Руси давали понять, что Перун является главным среди божеств, так же как киевский князь среди славян.

Но это нововведение не достигло поставленной цели. Многие племена были недовольны принижением своих божеств и возвышением Перуна, которому поклонялись киевские дружинники.

Какие религии считаются традиционными в современной России?

Тогда Владимир обратился к опыту соседних стран. Ведя широкую торговлю, Русь общалась с представителями многих религий: с иудеями-хазарами, мусульманами-булгарами, с христианами из Западной Европы и Византии (тогда ещё не произошло окончательного разрыва между католиками и православными, но различия между западным и восточным христианством быстро нарастали).

В чём состоит сходство вероучений ислама, иудаизма и христианства?

В чём главное отличие язычества от этих религий?

В чём состоят главные отличия православия и католичества?

Князь Владимир решил принять христианство по византийскому (греческому) образцу. Ведь христиане, в отличие от хазар и булгар, не посягали на славянские территории. К тому же Русь поддерживала с Византией тесные торговые связи. Многие жители Руси, как и княгиня Ольга — бабушка Владимира, принимали крещение в Византии. Но самое главное, киевский князь нуждался в религии, способной не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе. Власть императора была здесь почти неограниченной, и греческая церковь способствовала её укреплению.

Христианские государи не разрешали своим дочерям вступать в брак с князьями-язычниками. Русские купцы подвергались различным притеснениям в христианских странах.


Князь Владимир отправляет послов для изучения разных религий. Миниатюра из летописи

В каком государстве и когда христианство впервые стало официальной государственной религией?

3. Крещение Руси

Крещению Руси предшествовали следующие события. В 987 г. в войсках византийского императора Василия II вспыхнул мятеж. Император обратился к Владимиру с просьбой о помощи. Князь согласился послать войско в Византию, но потребовал, чтобы император отдал ему в жёны свою сестру Анну: этот брак должен был поднять авторитет киевского князя. Василий II в ответ поставил условие, чтобы Владимир принял христианство и крестил свою страну. Был подписан соответствующий договор, и русский отряд разгромил мятежников. Однако император не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир после долгой осады захватил центр крымских владений Византии — Херсонес (Корсунь). Император был вынужден уступить. Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе, вернув Корсунь в качестве выкупа за невесту.


Крещение Владимира. Миниатюра из летописи


Свержение языческих идолов в Киеве. Художник М. И. Макарова


Крещение киевлян. Художник К. В. Лебедев

Вернувшись домой в сопровождении греческих священников, Владимир прежде всего крестил своих сыновей. Вслед за тем он приказал сокрушить языческих идолов. Огромный Перун по повелению князя был привязан к конскому хвосту и волоком стащен с горы в Днепр. Двенадцать человек на всём пути осыпали истукана палочными ударами. Люди плакали, глядя на такое поругание. Между тем священники из Византии ходили по городу и проповедовали христианство. Так как многие медлили с принятием новой религии, князь приступил к решительным мерам. Он повелел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку. Одни заходили в воду добровольно, других загоняли силой княжеские дружинники. На берегу стояли священники и совершали таинство крещения. Произошло это событие в 988 г.

Владимир послал проповедников и в другие города. Христианство распространилось сначала по водному пути от Киева до Новгорода, в других же местах ещё долго господствовало язычество. Особенно упорное сопротивление новая религия встретила на севере. Язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, их собрали на берегу реки и окрестили. Идол Перуна с поруганием был брошен в Волхов.

По свидетельствам летописей, Владимир после крещения сильно изменился. Из сурового и жестокого человека он превратился в мягкого и доброго. По приказу князя бедным людям стали бесплатно раздавать пищу и одежду. До принятия христианства Владимир имел многих жён, но, обвенчавшись с Анной, отказался от многожёнства.

Что такое монастырь?

4. Значение принятия христианства

Введение христианства как государственной религии оказало огромное влияние как на дальнейшее развитие Руси, так и на каждого её жителя.

Принятие христианства изменило быт и нравы жителей Руси, оказало непосредственное влияние на все стороны их жизни. Церковь, чтобы примирить славян с новой религией, сохранила некоторые языческие праздники. Но она решительно запретила жертвоприношения, многожёнство, кровную вражду, умыкание невест и иные языческие традиции, призывала оказывать помощь убогим и нищим.

Крещение Руси содействовало развитию культуры, созданию памятников письменности, архитектуры и искусства. Существенно изменилось и международное положение Древнерусского государства, вставшего в общий ряд христианских государств Европы. Наиболее тесные связи установились с Византией. Именно она в то время оказывала на Русь особенно сильное влияние.

При князе Владимире Древняя Русь усилилась и окрепла. В конце X в. на Руси было принято христианство в его восточном, православном варианте, что предопределило путь культурного развития страны и оказало огромное влияние на картину мира и систему представлений человека того времени.


Монета князя Владимира.

На одной стороне изображён Владимир на троне, на другой трезубец — родовой знак династии Рюриковичей

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. При каких обстоятельствах на киевском престоле оказался князь Владимир? 2. Какие меры предпринял Владимир для укрепления обороны южных рубежей Руси? 3. Назовите причины принятия Русью христианства. 4. Какие события предшествовали принятию христианства? О чём они свидетельствовали? 5. Как происходило Крещение Руси? 6. Выясните значение принятия Русью христианства.

Работаем с картой

1. Найдите на карте направления походов Владимира. 2. Покажите на карте территории, отошедшие к Руси при Владимире, и город, где произошло крещение князя Владимира.

Изучаем доку мент

1. Какие аргументы, по мнению летописца, оказали решающее влияние на выбор веры Владимиром? 2. Можно ли считать летописный рассказ о выборе веры полностью достоверным? 3. Какие слова в документе свидетельствуют, что он был написан на много лет позже описанных в нём событий?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Докажите, что князь Владимир был выдающимся государственным деятелем. Свой ответ аргументируйте.

2. Используя свои знания по литературе, ответьте на вопросы: почему время князя Владимира было запечатлено во многих былинах? Какие исторические события нашли в них отражение?

3. Проанализируйте причины принятия христианства на Руси. Посчитайте, сколько времени прошло от крещения княгини Ольги до Крещения Руси.

4. Выясните, каким образом принятие христианства сказалось на международном положении Руси.

Большую часть времени князья проводили в военных походах. Они собирали дань с подчиненного населения. Князья являлся высшей судьей – он решал важнейшие проблемы и споры, которые не могли уладить на уровне общины. Князь обеспечивал безопасность людей, занимавшихся торговлей, - купцов, или гостей.

1 (с).

Власть князя у восточнославянских племен была достаточно сильной. Князь являлся предводителем войска, высшим судьей. Он опирался на дружину. Европейские правители также обладали широкой властью, но в период IX-X вв. начинается ослабление королевской власти (в Западной Европе), где начинается период феодальной раздробленности, при котором набирают силу феодалы. Таким образом, власть князя у восточных славян и власть европейских правителей имела много общих характеристик, однако в Западной Европе она переживала упадок и ослабление, тогда как восточнославянские князья только укрепляли свою власть.

Мирный договор с выплатой большой дани

911 г. – выгодный договор

2 (с).

Войны давали доходы, земли, что было необходимо было каждому правителю для укрепления своей власти. Первые правители опирались лишь на свое войско, которое нужно было поощрять. Таким образом, ведение войн давало земли и прибыль, которую правители делили между воинами.

3. Объясните, почему княгиню Ольгу один из историков назвал подлинной устроительницей государства на Руси. Что вы понимаете под этим определением?

Княгиня Ольга провела реформы, которые были направлены на подчинение племен власти Киева. Ольга создала систему государственного управления, основой которого стало создание четкой системы сбора налогов. Такая деятельность упорядочила отношения власти и народа.

4. Соответствовали ли цели походов Святослава государственным интересам Руси? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на другой: что такое, на ваш взгляд, государственные интересы?

Государственные интересы – интересы общества или его правителей, которые необходимы для развития и функционирования государства.

Политика Святослава была направлена на расширение границ Русского государства, подчинение государству ряда племен, а также укрепление позиций государства на крупных торговых путях. Это соответствует государственным интересам Древнерусского государства.

7 (6). Правление князя Владимира. Крещение Руси

Стр. 49. Вопрос в начале параграфа

Можно ли считать принятие христианства событием, предопределившим дальнейшую судьбу Руси?

Введение христианства как государственной религии оказало огромное влияние как на дальнейшее развитие Руси, так и на каждого ее жителя. Принятие христианства изменило быт и нравы жителей Руси, оказало непосредственное влияние на все стороны их жизни. Крещение Руси содействовало развитию культуры, созданию памятников письменности, архитектуры и искусства. Существенно изменилось и международное положение Древнерусского государства, вставшего в общий ряд христианских государств Европы. Наиболее тесные связи установились с Византией. Именно она в то время оказывала на Русь особенно сильное влияние.

Значения принятия христианства.

Улучшение международного положения, Сплочение народа, Развитие культуры, Проявление Русской православной церкви, Смягчение нравов, Укрепление княжеской власти.

Владимир I( Владимир Святославич Красное Солнышко).

Правление 980-1015 г.




Значения принятия христианства.

Улучшение международного положения, Сплочение народа, Развитие культуры, Проявление Русской православной церкви, Смягчение нравов, Укрепление княжеской власти.

Владимир I( Владимир Святославич Красное Солнышко).

Правление 980-1015 г.

Читайте также: