Можно ли считать эпидемиологическим исследованием изучение причин вспышки в доу

Обновлено: 07.07.2024

1. Эпидемиологический подход к изучению патологии человека, в отличие от других подходов, в частности, означает:
а) изучение заболеваемости в качестве основного предмета
б) изучение популяции человека в качестве основного предмета
в) выявление особенностей распределения заболеваемости (проявлений заболеваемости) с учетом времени, места возникновения случаев заболеваний и индивидуальных характеристик заболевших
г) применение особого – (эпидемиологического) метода изучения.

2.Цели эпидемиологии, в частности, предусматривают:
а) описание заболеваемости
б) выявление причин возникновения и распространения болезней
в) разработку различных средств и способов борьбы с распространением болезней
г) прогноз заболеваемости на определенный период.

3.Основным предметом эпидемиологии является:
а) популяция человека
б) здоровье населения
в) заболеваемость инфекционными болезнями
г) заболеваемость любыми болезнями.

4. Объектом эпидемиологии является:
а) процесс возникновения и распространения любых болезней
б) процесс возникновения и распространения только инфекционных болезней
в) эффективность мероприятий по снижению заболеваемости инфекционных болезней
г) особенности динамики и структуры показателей заболеваемости населения любыми болезнями

6.В городе Н. общий годовой показатель превалентности, длительно протекающей болезни Х в 1991 г., составил 105,6 0/0000, а в 1998 г. снизился до 70,4%000. Причины снижения превалентности:
а) появление новых препаратов, приводящих к увеличению продолжительности жизни больных бо-лезнью Х
б) снижение риска возникновения новых случаев болезни Х
в) миграция населения, с притоком значительного числа больных болезнью Х
г) появление новых препаратов, увеличивающих долю излеченных больных.

7. Можно ли называть эпидемиологическим исследованием расследование вспышки дизентерии в детском дошкольном учреждении:
а) нет, так как это не эпидемиологическое исследование, а обследование эпидемического очага с множест-венными случаями
б) да, в начальной стадии - это вариант эпидемиологического исследования типа “случай- контроль”
в) нет, так как это обычная рутинная работа эпидемиолога
г) да, это вариант “аналитического” эпидемиологического исследования.

8. Годовые показатели заболеваемости всего населения города А. болезнью В за 12 лет (I0/0000) (дове-рительные границы I±2m).

9. Среднемноголетнее (типовое) помесячное распределение случаев заболеваний школьников болез-нью Д в городах А. и Б. за 10 лет.

Изучите график и оцените выводы:
а) частота межсезонных заболеваний в городе Б. выше, чем в городе А.
б) удельный вес заболеваний межсезонного периода в городе А. ниже, чем в городе Б
в) активность факторов риска в 01-05 месяцах в городе Б выше, чем в те же месяцы в городе А.
г) число заболевших школьников в 07 месяце в городе А. выше, чем в городе Б.

10. Среднемноголетние годовые показатели заболеваемости бактериальной дизентерией трех про-фессиональных групп (доверительные границы I±2m).

Изучите диаграмму и оцените выводы:
а) высокая заболеваемость “пищевиков” связана с большим риском заражения
б) риск заболевания дизентерией рабочих наименьший
в) высокая заболеваемость “пищевиков” связана с лучшим выявлением больных
г) достоверных различий в уровнях заболеваемости рабочих и служащих нет.

11.Механизм передачи – это
а) эволюционно выработанный способ перемещения возбудителя, обеспечивающий паразиту смену специфических индивидуальных хозяев, необходимых для поддержания биологического вида возбу-дителя
б) перенос возбудителя из одного организма в другой с помощью факторов передачи
в) перенос возбудителя из одного организма в другой в конкретных условиях эпидемической обста-новки с помощью факторов передачи или их сочетания

12. Природным очагом инфекционной болезни считают
а) сообщество биологических объектов
б) эпизоотический очаг
в) территорию, на которой постоянно регистрируются зоонозные инфекции
г) место заражения человека зоонозной инфекцией
д) участок территории географического ландшафта со свойственным ему биоценозом, среди особей которого стабильно циркулирует возбудитель болезни

13. Результаты 5-летнего наблюдения за выборочной группой здоровых лиц, подверженных дейст-вию предполагаемого фактора риска F1 болезни А. Выборка репрезентативна.

Контингент Показательинцидентности годы
1 2 3 4 5
Здоровые1200 человек I0/00 0,2 0,3 0,8 1,7 2,5

Оцените выводы:
а) доказано, что F1 является фактором риска, потому что отмечается выраженная тенденция роста заболеваемости
б) не доказано, что F1 является фактором риска, потому что в исследовании отсутствовала кон-трольная группа
в) не доказано, что F1 является фактором риска, потому что отсутствует оценка достоверности раз-личий показателей заболеваемости в 1-ый и 5-й годы наблюдения
г) не доказано, что F1 является фактором риска, потому что длительность наблюдения недостаточна.
14. Результаты 5-летнего наблюдения за 2-мя выборочными группами здоровых лиц подверженных (опыт) и неподверженных (контроль) влиянию предполагаемого фактора риска F1 при болезни Б.

Контингенты F1 Общее число выявленных случаев болезни Б
Здоровые Есть 120
Здоровые Нет 45

Оцените выводы:
а) F1 является фактором риска
б) данные не позволяют считать F1 фактором риска, прежде всего по причине отсутствия данных о численности обеих выборок и способах ее отбора
в) отсутствие данных о динамике заболеваемости по годам наблюдения не позволяет считать F1 фак-тором риска
г) данные не позволяют считать F1 фактором риска, потому что длительность наблюдения недоста-точна.

15. Частота встречаемости предполагаемых факторов риска F1 и F2 в анамнезе 2-х выборочных групп: больных болезнью К (опыт) и больных другими болезням (контроль). Выборки репрезента-тивны.
Оцените выводы:
а) доказано, что F1 и F2 являются факторами риска болезни К
б) доказано, что только F2 является фактором риска болезни К
в) вывод о том, что F2 является фактором риска болезни К - ориентировочный
г) для получения окончательных выводов необходимо проведение когортного исследования.

Ответы
1 а,в…. 8. б,в,г
2 а,б,г 9. б
3 г 10. в,г
4 а 11. а
5. а,б 12. д
6. б,г 13. б
7. б,г 14. б 15. в,г

Код вставки на сайт

1. Эпидемиологический подход к изучению патологии человека, в отличие от других подходов, в частности, означает:
а) изучение заболеваемости в качестве основного предмета
б) изучение популяции человека в качестве основного предмета
в) выявление особенностей распределения заболеваемости (проявлений заболеваемости) с учетом времени, места возникновения случаев заболеваний и индивидуальных характеристик заболевших
г) применение особого – (эпидемиологического) метода изучения.

2.Цели эпидемиологии, в частности, предусматривают:
а) описание заболеваемости
б) выявление причин возникновения и распространения болезней
в) разработку различных средств и способов борьбы с распространением болезней
г) прогноз заболеваемости на определенный период.

3.Основным предметом эпидемиологии является:
а) популяция человека
б) здоровье населения
в) заболеваемость инфекционными болезнями
г) заболеваемость любыми болезнями.

4. Объектом эпидемиологии является:
а) процесс возникновения и распространения любых болезней
б) процесс возникновения и распространения только инфекционных болезней
в) эффективность мероприятий по снижению заболеваемости инфекционных болезней
г) особенности динамики и структуры показателей заболеваемости населения любыми болезнями

6.В городе Н. общий годовой показатель превалентности, длительно протекающей болезни Х в 1991 г., составил 105,6 0/0000, а в 1998 г. снизился до 70,4%000. Причины снижения превалентности:
а) появление новых препаратов, приводящих к увеличению продолжительности жизни больных бо-лезнью Х
б) снижение риска возникновения новых случаев болезни Х
в) миграция населения, с притоком значительного числа больных болезнью Х
г) появление новых препаратов, увеличивающих долю излеченных больных.

7. Можно ли называть эпидемиологическим исследованием расследование вспышки дизентерии в детском дошкольном учреждении:
а) нет, так как это не эпидемиологическое исследование, а обследование эпидемического очага с множест-венными случаями
б) да, в начальной стадии - это вариант эпидемиологического исследования типа “случай- контроль”
в) нет, так как это обычная рутинная работа эпидемиолога
г) да, это вариант “аналитического” эпидемиологического исследования.

8. Годовые показатели заболеваемости всего населения города А. болезнью В за 12 лет (I0/0000) (дове-рительные границы I±2m).

9. Среднемноголетнее (типовое) помесячное распределение случаев заболеваний школьников болез-нью Д в городах А. и Б. за 10 лет.

Изучите график и оцените выводы:
а) частота межсезонных заболеваний в городе Б. выше, чем в городе А.
б) удельный вес заболеваний межсезонного периода в городе А. ниже, чем в городе Б
в) активность факторов риска в 01-05 месяцах в городе Б выше, чем в те же месяцы в городе А.
г) число заболевших школьников в 07 месяце в городе А. выше, чем в городе Б.

10. Среднемноголетние годовые показатели заболеваемости бактериальной дизентерией трех про-фессиональных групп (доверительные границы I±2m).

Изучите диаграмму и оцените выводы:
а) высокая заболеваемость “пищевиков” связана с большим риском заражения
б) риск заболевания дизентерией рабочих наименьший
в) высокая заболеваемость “пищевиков” связана с лучшим выявлением больных
г) достоверных различий в уровнях заболеваемости рабочих и служащих нет.

11.Механизм передачи – это
а) эволюционно выработанный способ перемещения возбудителя, обеспечивающий паразиту смену специфических индивидуальных хозяев, необходимых для поддержания биологического вида возбу-дителя
б) перенос возбудителя из одного организма в другой с помощью факторов передачи
в) перенос возбудителя из одного организма в другой в конкретных условиях эпидемической обста-новки с помощью факторов передачи или их сочетания

12. Природным очагом инфекционной болезни считают
а) сообщество биологических объектов
б) эпизоотический очаг
в) территорию, на которой постоянно регистрируются зоонозные инфекции
г) место заражения человека зоонозной инфекцией
д) участок территории географического ландшафта со свойственным ему биоценозом, среди особей которого стабильно циркулирует возбудитель болезни

13. Результаты 5-летнего наблюдения за выборочной группой здоровых лиц, подверженных дейст-вию предполагаемого фактора риска F1 болезни А. Выборка репрезентативна.

Контингент Показательинцидентности годы
1 2 3 4 5
Здоровые1200 человек I0/00 0,2 0,3 0,8 1,7 2,5

Оцените выводы:
а) доказано, что F1 является фактором риска, потому что отмечается выраженная тенденция роста заболеваемости
б) не доказано, что F1 является фактором риска, потому что в исследовании отсутствовала кон-трольная группа
в) не доказано, что F1 является фактором риска, потому что отсутствует оценка достоверности раз-личий показателей заболеваемости в 1-ый и 5-й годы наблюдения
г) не доказано, что F1 является фактором риска, потому что длительность наблюдения недостаточна.
14. Результаты 5-летнего наблюдения за 2-мя выборочными группами здоровых лиц подверженных (опыт) и неподверженных (контроль) влиянию предполагаемого фактора риска F1 при болезни Б.

Контингенты F1 Общее число выявленных случаев болезни Б
Здоровые Есть 120
Здоровые Нет 45

Оцените выводы:
а) F1 является фактором риска
б) данные не позволяют считать F1 фактором риска, прежде всего по причине отсутствия данных о численности обеих выборок и способах ее отбора
в) отсутствие данных о динамике заболеваемости по годам наблюдения не позволяет считать F1 фак-тором риска
г) данные не позволяют считать F1 фактором риска, потому что длительность наблюдения недоста-точна.

15. Частота встречаемости предполагаемых факторов риска F1 и F2 в анамнезе 2-х выборочных групп: больных болезнью К (опыт) и больных другими болезням (контроль). Выборки репрезента-тивны.
Оцените выводы:
а) доказано, что F1 и F2 являются факторами риска болезни К
б) доказано, что только F2 является фактором риска болезни К
в) вывод о том, что F2 является фактором риска болезни К - ориентировочный
г) для получения окончательных выводов необходимо проведение когортного исследования.

Ответы
1 а,в…. 8. б,в,г
2 а,б,г 9. б
3 г 10. в,г
4 а 11. а
5. а,б 12. д
6. б,г 13. б
7. б,г 14. б 15. в,г

4-: медленно развивающиеся, трудно распознаваемые эпидемии инфекционных болезней.
3. Эпидемиологический подход к изучению патологии человека, в отличие от других подходов в медицине, в частности, означает:

1+: изучение заболеваемости в качестве основного предмета

2-: изучение популяции человека в качестве основного предмета

3+: выявление особенностей распределения заболеваемости с учетом времени, места возникновения болезни, индивидуальных характеристик больных

4-: применение особого - эпидемиологического метода изучения
4. Основным предметом эпидемиологии является:

1-: популяция человека

2-: здоровье населения

3-: заболеваемость только инфекционными болезнями

4+: заболеваемость любыми болезнями
5. Цели эпидемиологии, в частности, предусматривают:

1+: описание заболеваемости

2+: выявление причин возникновения и распространения болезней

3-: разработка различных средств и способов борьбы с распространением болезней

4+: прогноз заболеваемости на определенный период вопросов из блока
6. Показатель (кумулятивный) заболеваемости (инцидентности) отражает:

1+: долю людей, впервые заболевших определенной болезнью в какой-либо группе населения за определенный отрезок времени, на данной территории

2+: новые случаи заболеваний определенной болезнью в какой-либо группе населения за определенный отрезок времени, на данной территории

3+: средний риск заболеть определенной болезнью лиц, относящихся к какой-либо группе населения, за определенное временя, на данной территории

4-: риск лиц, относящихся к какой-либо группе населения быть больным определенной болезнью
7. Показатель превалентности (распространенности, болезненности) - разновидность показателя заболеваемости отражающий:

1-: риск распространения инфекции среди лиц контактировавших с больным какой-либо инфекцией

2+: в какой-либо группе населения за определенное время, на данной территории все случаи данной болезни, независимо от времени возникновения

3-: риск заболеть хроническими инфекциями (например, туберкулезом)

4-: за определенное время долю больных каким-либо заболеванием, на данной территории в сумме всех больных, независимо от этиологии болезней
8. Для оценки распространенности заболевания в отдельный момент времени следует использовать:

1-: кумулятивный показатель заболеваемости (инцидентности)

2-: показатель моментной превалентности

3-: показатель очаговости

1-: заболеваемость дизентерией населения Москвы составила - 85,2 на 100 тыс. населения

2-: заболеваемость школьников в Москве в 1998 г. составила - 32,5 на100 тыс.населения

3+: заболеваемость стенокардией лиц старше 50 лет в г. N в 1998 г. составила 18,1%

4+: общая смертность от новообразований в России в 1998 г. составила 320,2 на 100 тыс.населения

5-: доля случаев артериальной гипертензии мужчин в возрасте 20-55 лет, в среднем по крупным городам России в 1990-98 гг., составил 25,3%
10. Заболеваемость (инцидентность) вирусным гепатитом А взрослых в Москве в 1998 г. составила 19,1 на 100 тыс. населения. Этот показатель следует рассматривать, как:

1+: долю заболевших вирусным гепатитом А взрослых среди всего взрослого населения Москвы в 1998 г.

2+: интегрированное отражение объективного риска взрослых заболеть ГА и качества выявления и учета случаев ГА у взрослых Москвы в 1998 г.

3-: частоту установления диагноза вирусный гепатит А инфекционным больным в Москве

4-: долю взрослых больных вирусным гепатитом А среди всего населения Москвы в 1998 г.
11. В городе Н. в течение 10 лет общие годовые показатели заболеваемости и превалентности болезни А существенно различались. Причинами такой ситуации могли быть:

1-: короткая продолжительность болезни А и быстрое выздоровление

2-: короткая продолжительность болезни А и быстрое наступление смерти

3+: длительное течение болезни А (от нескольких месяцев до нескольких лет)

4-: разнообразие клинической картины болезни А (от легких, бессимптомных до тяжелых форм)

5-: отсутствие диагностических тестов, достаточной чувствительности и специфичности.
12. В городе Н. общий годовой показатель превалентности, длительно протекающей болезни Х в 1991 г., составил 105,6 на 100 тыс. нас., а в 1998 г. снизился до 70,4. Причины снижения превалентности:

1-: появление новых препаратов, приводящих к увеличению продолжительности жизни больных болезнью Х

2+: снижение риска возникновения новых случаев болезни Х

3-: миграция населения, с притоком значительного числа больных болезнью Х

1+: эпидемиологическая диагностика

2-: расследование вспышек болезней

3+: эпидемиологический анализ

4-: обследование эпидемических очагов
14. Наблюдательные эпидемиологические исследования отличаются от экспериментальных тем, что:

1-: исследуемая и контрольная группы могут быть разными по численности

2-: наблюдательные исследования бывают только когортными

3-: наблюдательные исследования бывают только проспективными

4+: наблюдательные исследования не предусматривают вмешательства в естественное течение событий

15. Эпидемиологическим исследованием является:

1+: расследование вспышки инфекционных заболеваний

2+: исследование типа `случай-контроль`, проводимое в клинике

3+: полевое исследование типа `случай-контроль`

4+: расследование вспышки болезни неизвестной этиологии
16. Основные этапы эпидемиологического исследования:

2-: организация исследования

3+: сбор информации и ее первичная обработка

4+: статистический, логический анализ полученных данных и формулирование выводов

5-:планирование противоэпидемических мероприятий
17. Подготовительный этап эпидемиологического исследования, в частности, включает:

1+: составление рабочей гипотезы

2+: составление программы исследования

3+: обоснование актуальности проблемы

4+: составление плана исследования
18. Целью отдельных эпидемиологических исследований могут быть:

1+: описание заболеваемости какой-либо болезнью

2+: оценка потенциальной эффективности профилактических и лечебных средств

3+: выявление факторов риска распространения болезни

4-: планирование противоэпидемических мероприятий.
19. Аналитическое эпидемиологическое исследование может быть одновременно:

2-: возможность получения достоверных выводов по небольшой выборке

3+: относительно небольшие затраты

1+: высокая вероятность получения достоверных результатов

2+: возможность изучения влияния нескольких факторов риска в одном исследовании

3-: относительно небольшие затраты

4-: относительно небольшое время исследования
22. В городе Н. в январе 1996 г. специалисты кардиоцентра для оценки распространённости ревмокардита среди подростков обследовали 25% школьников старших классов. Проведенная ими работа:

1-: не является эпидемиологическим исследованием, так как изучалась лишь частота возникновения ревмокардита, а не его факторы риска

2-: не является эпидемиологическим исследованием, так как ревмокардит нельзя считать типичным инфекционным заболеванием

3+: является одномоментным эпидемиологическим исследованием

4+: является наблюдательным эпидемиологическим исследованием.
23. Можно ли называть эпидемиологическим исследованием расследование вспышки дизентерии в детском дошкольном учреждении:

1-: нет, так как это не эпидемиологическое исследование, а обследование эпидемиологического очага с множественными случаями

2+: да, в начальной стадии - это вариант эпидемиологического исследования типа `случай- контроль`

3-: нет, так как это обычная рутинная работа эпидемиолога

1+: редко встречающиеся болезни

2-: редко встречающиеся причины болезней

3-: разные следствия одной причины

4+: одно следствие разных причин
25. Приоритетными областями применения когортных эпидемиологических исследований являются:

1-: редко встречающиеся болезни

2+: редко встречающиеся причины болезней

3+: разные следствия одной причины в одном исследовании

4-: одно следствие разных причин в одном исследовании
26. Основным положением теории природной очаговости является:

1-: фазность развития эпидемического процесса

2-: регулирующая роль природных и социальных условий

3-: соответствие механизма передачи основной локализации в организме хозяина

4+: не зависящая от человека циркуляция возбудителя инфекции за счет его биоценотических отношений с животными и живыми переносчиками

5-: этиологическая избирательность главных (первичных) путей передачи возбудителя инфекции в зависимости от его биологических свойств
27. Основными положениями учения об эпидемическом процессе Л.В. Громашевского являются:

1-: фазность развития эпидемического процесса

2+: соответствие механизма передачи основной локализации в организме хозяина

3+: наличие и неразрывную связь трех звеньев эпидемического процесса (источник инфекции, механизм передачи, восприимчивый организм)

4-: не зависящая от человека циркуляция возбудителя инфекции за счет его биоценотических отношений с животными и живыми переносчиками

5-: этиологическая избирательность главных (первичных) путей передачи возбудителя инфекции в зависимости от его биологических свойств
28. Основными положениями теории внутренней регуляции эпидемического процесса являются:

1+: фазность развития эпидемического процесса

2+: регулирующая роль природных и социальных условий

3+: взаимообусловленная изменчивость свойств популяции возбудителя и хозяина

4+: генотипическая и фенотипическая гетерогенность популяции возбудителя и хозяина

5-: наличие и неразрывную связь трех звеньев эпидемического процесса (источник инфекции, механизм передачи, восприимчивый организм)

1+: эволюционно выработанный способ перемещения возбудителя от одного хозяина к другому необходимый для поддержания биологического вида

2-: перенос возбудителя из одного организма в другой с помощью факторов передачи

3-: перенос возбудителя из одного организма в другой в конкретных условиях эпидемической обстановки за счет факторов передачи или их сочетания

30. Путь передачи – это:

1-: эволюционно выработанный способ перемещения возбудителя от одного хозяина к другому необходимый для поддержания биологического вида

2-: перенос возбудителя из одного организма в другой с помощью факторов передачи

3+: совокупность элементов внешней среды, обеспечивающих перенос возбудителя из одного организма в другой
31. Факторами передачи называют

1+: элементы внешней среды, обеспечивающие перенос возбудителя из одного организма в другой

2-: биотические факторы внешней среды, в которых происходит накопление возбудителя

3-: абиотические факторы внешней среды, в которых происходит накопление возбудителя
32. Мероприятия, направленные на источник инфекции при антропонозах

2+: изоляция больных

3-: дезинфекция нательного и постельного белья инфекционного больного

4-: уничтожение грызунов

5-: обследование объектов внешней среды на микробное загрязнение
33. Мероприятия, направленные на источник инфекции при зоонозах

1-: профилактическая вакцинация животных

2-: ветеринарно-санитарная экспертиза мяса

3-: обеззараживание сырья животного происхождения

4+: истребление грызунов (хранителей инфекции) на территории природного очага

5+: вынужденный забой заболевших животных
34. Мероприятия, направленные на механизм передачи антропонозных инфекций

1-: выявление и изоляция больного

2+: дезинфекция помещения и личных вещей больного

3-: экстренная профилактика лиц, контактировавших с больным

4+: сокращение численности переносчиков - возбудителей инфекционных болезней человека или их полное уничтожение в зависимости от нозоформы
35. Санитарно-гигиенические мероприятия противоэпидемической направленности

1+: обеспечение населения доброкачественной питьевой водой

2+: обеспечение населения безопасными в эпидемическом отношении продуктами питания

3+: санитарная охрана почвы населенных мест

4+: охрана поверхностных водных объектов от загрязнения фекально-бытовыми стоками
36. К активному выявлению источников инфекции относят
1+: обследование пищевиков в плановом порядке и по эпидемическим показаниям

2+: медицинский осмотр и обследование врачей, младшего и среднего медперсонала при поступлении на работу

3-: посещение больного на дому по вызову

4+: выявление бактерионосителей или антигеноносителей перед плановой госпитализацией
37. Диспансерное наблюдение устанавливается за

2-: здоровыми лицами, находившимися в контакте с инфекционным больным

3+: больным с хронической формой течения инфекционного заболевания

4+: больным с рецидивирующим течением инфекционного заболевания

38. Назначение разобщения лиц, контактировавших с инфекционным больным, зависит от

1+: нозологической формы

3-: срока получения результатов бактериологических исследований

4-: проведения заключительной дезинфекции
39. Медицинское наблюдение в эпидемическом очаге при антропонозных инфекциях устанавливают

1-: только за лицами, ухаживающими за больным на дому

2+: за всеми лицами, которые находились в контакте с больным

3-: только за членами семьи больного в коммунальной квартире

4-: только за маленькими детьми, проживающими вместе с заболевшим

5-: только за лицами, чья профессиональная деятельность связана с высокой степенью риска распространения инфекционного заболевания
40. Инфекции, управляемые, в основном, средствами иммунопрофилактики

1+: антропонозы с аэрозольным механизмом передачи

2-: антропонозы с фекально-оральным механизмом передачи

3-: антропонозы с трансмиссивным механизмом передачи

4-: антропонозы с контактным механизмом передачи
41. Инфекции, управляемые, в основном, санитарно-гигиеническими мероприятиями

1-: антропонозы с аэрозольным механизмом передачи

2+: антропонозы с фекально-оральным механизмом передачи

3-: антропонозы с трансмиссивным механизмом передачи

4-: антропонозы с контактным механизмом передачи
42. Дезинфекция - это удаление и (или) уничтожение

1+: возбудителей инфекционных болезней с кожи рук человека

3+: возбудителей инфекционных болезней с окружающих человека объектов внешней среды

4+: возбудителей инфекционных болезней с изделий медицинского назначения
43. Вид дезинфекции в лечебно-профилактических учреждениях (профилактическая, очаговая) зависит от

1+: профиля стационара

2+: наличия внутрибольничных инфекций

3-: оснащения стационара сложной лечебно-диагностической аппаратурой

4-: степени микробной обсемененности различных объектов
44. Текущая дезинфекция проводится

1-: после госпитализации больного дизентерией

2-: детском дошкольном учреждении при отсутствии инфекционных заболеваний

10. Заболеваемость (инцидентность) вирусным гепатитом а взрослых в Москве в 1998 г. Составила 19,1 на 100 тыс. Населения. Этот показатель следует рассматривать, как:

1+: долю заболевших вирусным гепатитом А взрослых среди всего взрослого населения Москвы в 1998 г.

2+: интегрированное отражение объективного риска взрослых заболеть ГА и качества выявления и учета случаев ГА у взрослых Москвы в 1998 г.

3-: частоту установления диагноза вирусный гепатит А инфекционным больным в Москве

4-: долю взрослых больных вирусным гепатитом А среди всего населения Москвы в 1998 г.

11. В городе Н. в течение 10 лет общие годовые показатели заболеваемости и превалентности болезни А существенно различались. Причинами такой ситуации могли быть:

1-: короткая продолжительность болезни А и быстрое выздоровление

2-: короткая продолжительность болезни А и быстрое наступление смерти

3+: длительное течение болезни А (от нескольких месяцев до нескольких лет)

4-: разнообразие клинической картины болезни А (от легких, бессимптомных до тяжелых форм)

5-: отсутствие диагностических тестов, достаточной чувствительности и специфичности.

12. В городе Н. общий годовой показатель превалентности, длительно протекающей болезни Х в 1991 г., составил 105,6 на 100 тыс. нас., а в 1998 г. снизился до 70,4. Причины снижения превалентности:

1-: появление новых препаратов, приводящих к увеличению продолжительности жизни больных болезнью Х

2+: снижение риска возникновения новых случаев болезни Х

3-: миграция населения, с притоком значительного числа больных болезнью Х

4+: появление новых препаратов, увеличивающих долю излеченных больных.

1+: эпидемиологическая диагностика

2-: расследование вспышек болезней

3+: эпидемиологический анализ

4-: обследование эпидемических очагов

14. Наблюдательные эпидемиологические исследования отличаются от экспериментальных тем, что:

1-: исследуемая и контрольная группы могут быть разными по численности

2-: наблюдательные исследования бывают только когортными

3-: наблюдательные исследования бывают только проспективными

4+: наблюдательные исследования не предусматривают вмешательства в естественное течение событий

15. Эпидемиологическим исследованием является:

1+: расследование вспышки инфекционных заболеваний

2+: исследование типа `случай-контроль`, проводимое в клинике

3+: полевое исследование типа `случай-контроль`

4+: расследование вспышки болезни неизвестной этиологии

16. Основные этапы эпидемиологического исследования:

2-: организация исследования

3+: сбор информации и ее первичная обработка

4+: статистический, логический анализ полученных данных и формулирование выводов

5-:планирование противоэпидемических мероприятий

17. Подготовительный этап эпидемиологического исследования, в частности, включает:

1+: составление рабочей гипотезы

2+: составление программы исследования

3+: обоснование актуальности проблемы

4+: составление плана исследования

18. Целью отдельных эпидемиологических исследований могут быть:

1+: описание заболеваемости какой-либо болезнью

2+: оценка потенциальной эффективности профилактических и лечебных средств

3+: выявление факторов риска распространения болезни

4-: планирование противоэпидемических мероприятий.

19. Аналитическое эпидемиологическое исследование может быть одновременно:

2-: возможность получения достоверных выводов по небольшой выборке

3+: относительно небольшие затраты

4+: относительно небольшое время исследования

5+: возможность получения ориентировочных выводов по небольшой выборке

1+: высокая вероятность получения достоверных результатов

2+: возможность изучения влияния нескольких факторов риска в одном исследовании

3-: относительно небольшие затраты

4-: относительно небольшое время исследования

22. В городе Н. в январе 1996 г. специалисты кардиоцентра для оценки распространённости ревмокардита среди подростков обследовали 25% школьников старших классов. Проведенная ими работа:

1-: не является эпидемиологическим исследованием, так как изучалась лишь частота возникновения ревмокардита, а не его факторы риска

2-: не является эпидемиологическим исследованием, так как ревмокардит нельзя считать типичным инфекционным заболеванием

3+: является одномоментным эпидемиологическим исследованием

4+: является наблюдательным эпидемиологическим исследованием.

23. Можно ли называть эпидемиологическим исследованием расследование вспышки дизентерии в детском дошкольном учреждении:

1-: нет, так как это не эпидемиологическое исследование, а обследование эпидемиологического очага с множественными случаями

2+: да, в начальной стадии - это вариант эпидемиологического исследования типа `случай- контроль`

3-: нет, так как это обычная рутинная работа эпидемиолога

4+: да, это вариант `аналитического` эпидемиологического исследования

1+: редко встречающиеся болезни

2-: редко встречающиеся причины болезней

3-: разные следствия одной причины

4+: одно следствие разных причин

25. Приоритетными областями применения когортных эпидемиологических исследований являются:

1-: редко встречающиеся болезни

2+: редко встречающиеся причины болезней

3+: разные следствия одной причины в одном исследовании

4-: одно следствие разных причин в одном исследовании

26. Основным положением теории природной очаговости является:

1-: фазность развития эпидемического процесса

2-: регулирующая роль природных и социальных условий

3-: соответствие механизма передачи основной локализации в организме хозяина

4+: не зависящая от человека циркуляция возбудителя инфекции за счет его биоценотических отношений с животными и живыми переносчиками

5-: этиологическая избирательность главных (первичных) путей передачи возбудителя инфекции в зависимости от его биологических свойств

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Оставленные комментарии видны всем.


2. Денисова Е. В., Назаров В. Е. Статистический анализ многолетней заболеваемости как метод оценки эффективности эрадикационной терапии в лечении язвенной болезни и ее осложнений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2012. – № 144. – С.66-75.

3. Мельниченко П. И. Ретроспективный эпидемиологический анализ и прогнозирование заболеваемости личного состава Вооруженных сил Российской Федерации: методическое указание. – М., 2006. – С.11-14, 107-114.

4. Покровский В. И., Брико Н. И. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 399 с.

5. Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б. К. Инфекционные болезни и эпидемиология. Учебник для медицинских вузов. 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 1008 с.

6. Поступайлов В. Б., Никитюк Н. Ф. Методика проведения оперативного слежения с использованием показателей годовой динамики заболеваемости // Медицинский альманах. – 2009. – № 2. – С.124-126.

7. Эміреев С. Э. Эпидемиология. Окулык / С. Э. Эміреев, Ж. Темірбеков. – Актобе: А-Полиграфия. 1-т.: Жалпы эпидемиология. – 2012. – 584 с.

Среди многих требований, предъявляемых к современной науке, существует необходимость совершенствовать методологию научных исследований. Важно продумать такие способы её организации, которые обеспечивали бы надлежащее качество научных исследований.

Эпидемиология располагает универсальным научным методом, позволяющим изучать любую патологию человека на популяционном уровне ее организации и здоровье населения.

Эпидемиология изучает заболеваемость населения путем анализа ее распределения по территории, среди различных групп населения и во времени, для выявления причин, условий и механизмов ее развития и использует эти знания для снижения уровня заболеваемости и улучшения здоровья населения. Разрабатывает комплекс средств и мероприятий, а также систему организации профилактической и противоэпидемической помощи населению [1, 5].

Эпидемиологическая диагностика – раздел эпидемиологии, отражающий содержание, методы и последовательные этапы процесса оценки эпидемиологической ситуации по конкретным проявлениям эпидемического процесса, причин и условий его развития.

Конечной задачей ее является раскрытие причин, условий и механизма возникновения данной эпидситуации, оценка тенденции развития данного эпидемического процесса с целью разработки эпидемиологического прогноза, рационализации планирования и осуществления профилактических и противоэпидемических мероприятий.

На современном этапе осуществляется переориентация деятельности противоэпидемической службы с работы по ликвидации возникших эпидемических очагов на работу по предупреждению их возникновения. В связи с этим интенсивно развивается теория эпидемиологической диагностики и внедряется в практику ретроспективный и проспективный эпидемиологический анализ на региональном уровне [1, 4].

Эпидемиологический анализ – это анализ уровня, структуры и динамики заболеваемости за какой-либо период времени или на данный момент. При исследовании заболеваемости за интервал времени принимаются результаты систематического наблюдения. При анализе на данный момент используются результаты одномоментного (поперечного) обследования. Его целью является установление причин и условий, определяющих проявления эпидемического процесса.

Эпидемиологический анализ – это часть эпидемиологического надзора, которая реализуется в двух временных категориях – ретроспективно и оперативно. Основной задачей ретроспективного эпидемиологического анализа является оценка состояния и тенденций развития эпидемического процесса, призванная обеспечить выявление территорий риска, групп риска, времени риска и факторов риска.

Оперативный (текущий) эпидемиологический анализ проводится вслед за ретроспективным и служит для выявления предвестников эпидемий еще до возникновения массовых заболеваний. Последовательное проведение ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа может и должно обеспечить постановку эпидемиологического диагноза и принятие обоснованного стратегического и тактического решения 2.

Задачи эпидемиологического анализа можно определить следующим образом:

- выделение инфекционных больных и групп инфекций, имеющих наибольшую эпидемиологическую, социальную и экономическую значимость в условиях обслуживаемых контингентов и территорий;

- установление основных причин и условий возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения, знание которых является достаточным для назначения мероприятий, способных в конкретной обстановке дать наибольший эпидемиологический эффект.

Решение первой задачи требует исчерпывающей регистрации заболеваемости и расчета наносимого ущерба здоровью, а также объективной количественной оценки итоговых данных.

Выполнение второй задачи предполагает детальное исследование проявлений эпидемического процесса (по интенсивности, группам населения, территории и времени).

Целью данной работы является развитие способности у студентов самостоятельного выполнения научно-исследовательской работы, связанной с решением профессиональных задач, необходимых в дальнейшей практической деятельности.

Научно-исследовательская работа способствует:

- развитию профессионального научно-исследовательского мышления студентов;

- формированию четкого представления об основных профессиональных задачах и способах их решения;

- формированию умения планировать научно-исследовательскую работу для решения профессиональных задач с использованием современных методов исследования, вычислительных средств;

- формированию умения грамотного использования современных технологий для сбора информации, обработки и интерпретации полученных данных;

- анализу литературных данных по выполняемой теме с привлечением современных информационных технологий;

- проведению обработки и анализа полученных данных, сопоставлению результатов собственных исследований с имеющими в литературе данными;

- обеспечению способности критического подхода к результатам собственных исследований, готовности к профессиональному самосовершенствованию и развитию творческого потенциала профессионального мастерства.

Одним из методов научных исследований, используемых в учебном процессе, является ретроспективный и оперативный эпидемиологический анализ заболеваемости, который включает элементы RBL (основанной на научных исследованиях).

Ретроспективный эпидемиологический анализ (РЭА) – это изучение эпидемической обстановки за длительные отрезки времени, проводимые с помощью диагностических (логических и статистических) методов с целью получения всех необходимых данных для планирования противоэпидемической работы на предстоящий период.

Целью ретроспективного эпидемиологического анализа является получение исходных данных для определения задач по противоэпидемическому обслуживанию населения и выбора главных направлений в профилактике наиболее значимых инфекций.

РЭТ в полном объеме предусматривает последовательную разработку материала по четырем направлениям:

- анализ многолетней динамики заболеваемости совокупного населения;

- анализ годовой динамики заболеваемости совокупного населения;

- анализ заболеваемости в группах населения, выделенных по эпидемиологическим признакам;

- анализ качества и эффективности противоэпидемических мероприятий.

Многолетняя динамика заболеваемости – это изменение уровня заболеваемости совокупного населения и в отдельных социально-возрастных группах инфекционными болезнями по годам за многолетний период.

Основными показателями многолетней динамики являются: эпидемическая тенденция, цикличность и нерегулярные (эпизодические) подъемы и (или) спады заболеваемости [4, 6, 7].

Для анализа многолетней динамики используются таблицы и графики, построенные на основе динамических (временных) рядов, характеризующих годовую заболеваемость совокупного населения или отдельных его групп.

Годовая динамика – это изменение уровня заболеваемости совокупного населения и отдельных социально-возрастных групп инфекционными болезнями по месяцам в течение года.

Аналогично колебаниям в многолетней динамике, особенности динамических изменений в заболеваемости отдельного года зависят от наличия и активности комплекса разнообразных причин, действующих на эпидемический процесс в разное время года и формирующих различные его проявления.

Выделяют три формы годовой динамики: круглогодичную, сезонную и вспышечную заболеваемость.

Годовая динамика позволяет выявить закономерности распределения на протяжении года (времени риска) и выдвигать гипотезы о факторах риска, лежащих в основе выявленных особенностей эпидемического процесса.

Анализ заболеваемости в группах населения, выделенных по эпидемиологическим признакам, заключается в сравнительной оценке уровня заболеваемости отдельных групп населения и оценке удельного веса заболевших каждого контингента в сумме заболеваний всего населения.

Правильно проведенная группировка материала о заболеваемости позволяет наиболее полно выявить особенности течения эпидемического процесса среди отдельных групп населения. Это определяет возможность выдвижения достоверных гипотез о причинно-следственной связи заболеваемости с факторами риска [4, 6, 7].

Результатом РЭА является логически обоснованная и статистически подтвержденная гипотеза о механизме развития эпидемического процесса и обоснование наиболее эффективных и рентабельных мероприятий. В ходе анализа нередко возникает несколько предложений (гипотез) относительно механизма развития эпидемического процесса в тех или иных условиях. Важно провести такой анализ материалов, чтобы все выявленные обстоятельства совпали лишь с одним предложением. При достаточной достоверности факта, не согласующегося с большинством других, послуживших основой для построения конкретной гипотезы, данную гипотезу приходиться отклонить и рассматривать другую.

Не во всех случаях назначение эффективных и рентабельных мероприятий сразу вытекает из результатов ретроспективного эпидемиологического анализа. Важным результатом его проведения может явиться обоснование сбора дополнительной информации, необходимой для дополнительных эпидемиолого-диагностических заключений [4, 7].

Оперативный эпидемиологический анализ заболеваемости проводится с целью систематической оценки интенсивности эпидемического процесса при конкретной инфекции на определенной территории. Показатели заболеваемости в процессе анализа могут определяться посуточно, еженедельно или с другими интервалами, в зависимости от особенностей инфекции. Заболеваемость анализируется по нозологическим формам, населенным пунктам и районам, социально-возрастным группам, эпидемиологически значимым объектам и т.д.

Данный анализ проводится по следующим разделам:

- слежение за уровнем, структурой и динамикой заболеваемости;

- оценка эпидемической ситуации;

- раннее выявление неблагополучных объектов;

- слежение за микробным пейзажем;

- выявление предполагаемых путей и факторов передачи инфекционных заболеваний и возможных факторов риска;

- слежение за санитарно-эпидемическим фоном.

Полученные данные оперативной оценки эпидемиологической ситуации являются важными критериями эффективности санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий [3, 4, 6].

Студенты, в учебном процессе используя метод эпидемиологического анализа заболеваемости, выполняют дипломный проект, научно-исследовательскую работу по одной из нозологических форм инфекционных заболеваний. Дипломную работу студент выпускник защищает в период проведения итоговой государственной аттестации вместо сдачи одного из этапов государственного экзамена.

Этапы проведения эпидемиологического анализа

Таким образом, большое внимание уделяется внедрению в процесс обучения методов научных исследований, основанных на элементах RBL (научных исследований). Это способствует формированию у будущих специалистов системы здравоохранения аналитического, логического и критического мышления, овладение методами эпидемиологических исследований.


2. Денисова Е. В., Назаров В. Е. Статистический анализ многолетней заболеваемости как метод оценки эффективности эрадикационной терапии в лечении язвенной болезни и ее осложнений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2012. – № 144. – С.66-75.

3. Мельниченко П. И. Ретроспективный эпидемиологический анализ и прогнозирование заболеваемости личного состава Вооруженных сил Российской Федерации: методическое указание. – М., 2006. – С.11-14, 107-114.

4. Покровский В. И., Брико Н. И. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 399 с.

5. Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б. К. Инфекционные болезни и эпидемиология. Учебник для медицинских вузов. 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 1008 с.

6. Поступайлов В. Б., Никитюк Н. Ф. Методика проведения оперативного слежения с использованием показателей годовой динамики заболеваемости // Медицинский альманах. – 2009. – № 2. – С.124-126.

7. Эміреев С. Э. Эпидемиология. Окулык / С. Э. Эміреев, Ж. Темірбеков. – Актобе: А-Полиграфия. 1-т.: Жалпы эпидемиология. – 2012. – 584 с.

Среди многих требований, предъявляемых к современной науке, существует необходимость совершенствовать методологию научных исследований. Важно продумать такие способы её организации, которые обеспечивали бы надлежащее качество научных исследований.

Эпидемиология располагает универсальным научным методом, позволяющим изучать любую патологию человека на популяционном уровне ее организации и здоровье населения.

Эпидемиология изучает заболеваемость населения путем анализа ее распределения по территории, среди различных групп населения и во времени, для выявления причин, условий и механизмов ее развития и использует эти знания для снижения уровня заболеваемости и улучшения здоровья населения. Разрабатывает комплекс средств и мероприятий, а также систему организации профилактической и противоэпидемической помощи населению [1, 5].

Эпидемиологическая диагностика – раздел эпидемиологии, отражающий содержание, методы и последовательные этапы процесса оценки эпидемиологической ситуации по конкретным проявлениям эпидемического процесса, причин и условий его развития.

Конечной задачей ее является раскрытие причин, условий и механизма возникновения данной эпидситуации, оценка тенденции развития данного эпидемического процесса с целью разработки эпидемиологического прогноза, рационализации планирования и осуществления профилактических и противоэпидемических мероприятий.

На современном этапе осуществляется переориентация деятельности противоэпидемической службы с работы по ликвидации возникших эпидемических очагов на работу по предупреждению их возникновения. В связи с этим интенсивно развивается теория эпидемиологической диагностики и внедряется в практику ретроспективный и проспективный эпидемиологический анализ на региональном уровне [1, 4].

Эпидемиологический анализ – это анализ уровня, структуры и динамики заболеваемости за какой-либо период времени или на данный момент. При исследовании заболеваемости за интервал времени принимаются результаты систематического наблюдения. При анализе на данный момент используются результаты одномоментного (поперечного) обследования. Его целью является установление причин и условий, определяющих проявления эпидемического процесса.

Эпидемиологический анализ – это часть эпидемиологического надзора, которая реализуется в двух временных категориях – ретроспективно и оперативно. Основной задачей ретроспективного эпидемиологического анализа является оценка состояния и тенденций развития эпидемического процесса, призванная обеспечить выявление территорий риска, групп риска, времени риска и факторов риска.

Оперативный (текущий) эпидемиологический анализ проводится вслед за ретроспективным и служит для выявления предвестников эпидемий еще до возникновения массовых заболеваний. Последовательное проведение ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа может и должно обеспечить постановку эпидемиологического диагноза и принятие обоснованного стратегического и тактического решения 4.

Задачи эпидемиологического анализа можно определить следующим образом:

- выделение инфекционных больных и групп инфекций, имеющих наибольшую эпидемиологическую, социальную и экономическую значимость в условиях обслуживаемых контингентов и территорий;

- установление основных причин и условий возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения, знание которых является достаточным для назначения мероприятий, способных в конкретной обстановке дать наибольший эпидемиологический эффект.

Решение первой задачи требует исчерпывающей регистрации заболеваемости и расчета наносимого ущерба здоровью, а также объективной количественной оценки итоговых данных.

Выполнение второй задачи предполагает детальное исследование проявлений эпидемического процесса (по интенсивности, группам населения, территории и времени).

Целью данной работы является развитие способности у студентов самостоятельного выполнения научно-исследовательской работы, связанной с решением профессиональных задач, необходимых в дальнейшей практической деятельности.

Научно-исследовательская работа способствует:

- развитию профессионального научно-исследовательского мышления студентов;

- формированию четкого представления об основных профессиональных задачах и способах их решения;

- формированию умения планировать научно-исследовательскую работу для решения профессиональных задач с использованием современных методов исследования, вычислительных средств;

- формированию умения грамотного использования современных технологий для сбора информации, обработки и интерпретации полученных данных;

- анализу литературных данных по выполняемой теме с привлечением современных информационных технологий;

- проведению обработки и анализа полученных данных, сопоставлению результатов собственных исследований с имеющими в литературе данными;

- обеспечению способности критического подхода к результатам собственных исследований, готовности к профессиональному самосовершенствованию и развитию творческого потенциала профессионального мастерства.

Одним из методов научных исследований, используемых в учебном процессе, является ретроспективный и оперативный эпидемиологический анализ заболеваемости, который включает элементы RBL (основанной на научных исследованиях).

Ретроспективный эпидемиологический анализ (РЭА) – это изучение эпидемической обстановки за длительные отрезки времени, проводимые с помощью диагностических (логических и статистических) методов с целью получения всех необходимых данных для планирования противоэпидемической работы на предстоящий период.

Целью ретроспективного эпидемиологического анализа является получение исходных данных для определения задач по противоэпидемическому обслуживанию населения и выбора главных направлений в профилактике наиболее значимых инфекций.

РЭТ в полном объеме предусматривает последовательную разработку материала по четырем направлениям:

- анализ многолетней динамики заболеваемости совокупного населения;

- анализ годовой динамики заболеваемости совокупного населения;

- анализ заболеваемости в группах населения, выделенных по эпидемиологическим признакам;

- анализ качества и эффективности противоэпидемических мероприятий.

Многолетняя динамика заболеваемости – это изменение уровня заболеваемости совокупного населения и в отдельных социально-возрастных группах инфекционными болезнями по годам за многолетний период.

Основными показателями многолетней динамики являются: эпидемическая тенденция, цикличность и нерегулярные (эпизодические) подъемы и (или) спады заболеваемости [4, 6, 7].

Для анализа многолетней динамики используются таблицы и графики, построенные на основе динамических (временных) рядов, характеризующих годовую заболеваемость совокупного населения или отдельных его групп.

Годовая динамика – это изменение уровня заболеваемости совокупного населения и отдельных социально-возрастных групп инфекционными болезнями по месяцам в течение года.

Аналогично колебаниям в многолетней динамике, особенности динамических изменений в заболеваемости отдельного года зависят от наличия и активности комплекса разнообразных причин, действующих на эпидемический процесс в разное время года и формирующих различные его проявления.

Выделяют три формы годовой динамики: круглогодичную, сезонную и вспышечную заболеваемость.

Годовая динамика позволяет выявить закономерности распределения на протяжении года (времени риска) и выдвигать гипотезы о факторах риска, лежащих в основе выявленных особенностей эпидемического процесса.

Анализ заболеваемости в группах населения, выделенных по эпидемиологическим признакам, заключается в сравнительной оценке уровня заболеваемости отдельных групп населения и оценке удельного веса заболевших каждого контингента в сумме заболеваний всего населения.

Правильно проведенная группировка материала о заболеваемости позволяет наиболее полно выявить особенности течения эпидемического процесса среди отдельных групп населения. Это определяет возможность выдвижения достоверных гипотез о причинно-следственной связи заболеваемости с факторами риска [4, 6, 7].

Результатом РЭА является логически обоснованная и статистически подтвержденная гипотеза о механизме развития эпидемического процесса и обоснование наиболее эффективных и рентабельных мероприятий. В ходе анализа нередко возникает несколько предложений (гипотез) относительно механизма развития эпидемического процесса в тех или иных условиях. Важно провести такой анализ материалов, чтобы все выявленные обстоятельства совпали лишь с одним предложением. При достаточной достоверности факта, не согласующегося с большинством других, послуживших основой для построения конкретной гипотезы, данную гипотезу приходиться отклонить и рассматривать другую.

Не во всех случаях назначение эффективных и рентабельных мероприятий сразу вытекает из результатов ретроспективного эпидемиологического анализа. Важным результатом его проведения может явиться обоснование сбора дополнительной информации, необходимой для дополнительных эпидемиолого-диагностических заключений [4, 7].

Оперативный эпидемиологический анализ заболеваемости проводится с целью систематической оценки интенсивности эпидемического процесса при конкретной инфекции на определенной территории. Показатели заболеваемости в процессе анализа могут определяться посуточно, еженедельно или с другими интервалами, в зависимости от особенностей инфекции. Заболеваемость анализируется по нозологическим формам, населенным пунктам и районам, социально-возрастным группам, эпидемиологически значимым объектам и т.д.

Данный анализ проводится по следующим разделам:

- слежение за уровнем, структурой и динамикой заболеваемости;

- оценка эпидемической ситуации;

- раннее выявление неблагополучных объектов;

- слежение за микробным пейзажем;

- выявление предполагаемых путей и факторов передачи инфекционных заболеваний и возможных факторов риска;

- слежение за санитарно-эпидемическим фоном.

Полученные данные оперативной оценки эпидемиологической ситуации являются важными критериями эффективности санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий [3, 4, 6].

Студенты, в учебном процессе используя метод эпидемиологического анализа заболеваемости, выполняют дипломный проект, научно-исследовательскую работу по одной из нозологических форм инфекционных заболеваний. Дипломную работу студент выпускник защищает в период проведения итоговой государственной аттестации вместо сдачи одного из этапов государственного экзамена.

Этапы проведения эпидемиологического анализа

Таким образом, большое внимание уделяется внедрению в процесс обучения методов научных исследований, основанных на элементах RBL (научных исследований). Это способствует формированию у будущих специалистов системы здравоохранения аналитического, логического и критического мышления, овладение методами эпидемиологических исследований.

Читайте также: