Можно ли однозначно назвать xx век веком прогресса и торжества разума обоснуйте свои ответы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Весьма демагогический вопрос, без какой-либо точности в определениях.

Ну допустим веком прогресса - да, более чем. Список открытий в разных научных сферах колоссален. От антибиотиков, до полётов в космос и создания интернета.

На XX пришлось: две Мировые войны, испытание ядерного оружия, огромное нанесение вреда экологии планеты, куча менее масштабных войн и локальных конфликтов, массовые суициды, огранизация новых сект, развал одних стран и укрепление других. Торжеством разума здесь и не пахнет.

Прогресс – поступательное движение вперед, улучшение в процессе развития. Можно с уверенностью говорить об улучшении качества жизни, условий труда, о расширении возможностей для обыкновенного человека, которые он не имел 100 лет назад.

За последние 100 лет человечество сделало огромный рывок в развитии науки. В начале 20 века люди и не помышляли о том, что смогут летать на самолетах, а сегодня они летают в космос. Медицина шагнула далеко вперед, увеличилась продолжительность жизни человека. Однако, торжество разума – это не только развитие науки, но и развитие мирового сообщества в целом. И здесь похвастаться не чем, так как человечество в 20 веке пережило 2 мировые войны. И сегодня продолжают существовать региональные военные конфликты, множество террористических организаций, люди не могут победить бедность и голод в некоторых регионах планеты. И если удастся преодолеть эти разногласия, тогда можно будет говорить о торжестве разума.

Общее: нарастание политической напряженности из-за выбора путей развития; экономический подъем; либерализация мировой торговли; экономическая интеграция; экстенсивный, а после интенсивный тип производства; массовое производство; промышленно-технологическая революция; развитие информационного общества; индустриализация производства, потребления, труда; выбор политического пути развития – демократический, авторитарный или тоталитарный; изменения в международном коммунистическом и социалистическом движении; подъем национализма; рост исламского фундаментализма; процесс демократизации

Особенное (для стран, освободившихся от колониализма): деколонизация; гражданские войны в некоторых странах; синтез европейских ценностей и местных традиций, что сказывалось на установившемся политическом режиме в разных странах.

3. Сравните политические режимы и состояние экономик ведущих европейских стран в первой и второй половине XX в. Какие основные особенности характерны для политического и экономического развития ведущих европейских стран в эти периоды?

Сравните политические режимы и состояние экономик ведущих европейских стран в первой и второй половине XX в.

Сравните политические режимы и состояние экономик ведущих европейских стран в первой и второй половине XX в.

4. Ускоренный научно-технический прогресс и позитивные изменения в условиях жизни во второй половине XX в. вряд ли можно оспорить. Сопровождаются ли такие изменения переменами в духовной и культурной жизни? Если да, то в какой степени? Что тормозит этот процесс?

Эти изменения сопровождаются переменами в духовной и культурной жизни. В католической церкви начали происходить изменения: отказ от поддержки политической системы, признание законности и государственной и частной собственности; признавались научные достижения. Обновленческие процессы происходили в протестантской церкви. Распространяется светский ислам и исламский фундаментализм. Появляются различные массовые гражданские организация. Одни из них являются итогом демократизации, другие – порождены противоречиями современного переходного периода к постиндустриальному обществу.

Происходит переосмысление места человека в мире (универсальные процессы самоорганизации в мире, концепция глобальной революции, идея единства человека и мира и др.). Растет осознание ценности отдельного человека, отдельной человеческой жизни, уважение к различным точкам зрения, к мнению других. Усиливается стремление к возрождению национальной самобытности.

В культурной жизни развивается новое направление, получившее название постмодернизм. Для культурной ситуации модернизма свойственно наличие огромного числа различных направлений и стилей в искусстве, при этом у каждого автора свой неповторимый почерк. Чтобы понять произведение эпохи модернизма, надо раскрыть творческий замысел автора, увидеть то, что автор хотел вложить в произведение.

На рубеже 19-20 вв. происходит революция в естествознании. Новые открытия привели к пересмотру прежних представлений о материи и в целом о мироздании. Была изучена энергия атома и создана атомная бомба. Больших успехов достигла микробиология и фармацевтическая промышленность. На смену ньютоновской научной картине мира приходит неклассическая картина мира. Картина мира субективизируется. Были по-иному были поставлены проблемы изучения человеческого сознания, процессов художественного мышления и творчества, общественного поведения личности и масс. Широкое развитие получила социология.

Причины поворота к модернизму и авангардизму: бурное развитие различных направлений, поиски и эксперименты в искусстве и литературе рубежа веков (1880 —1914 гг.) получили дальнейшее развитие и переосмысление. В 1920—1930-е гг. на искусство и литературу оказывали огромное влияние совершенно новые явления и события: мировая война и ее последствия, революции, социальные конфликты, подъем национализма.

В 1920—1930-е гг. искусство в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки сближается с европейским. Особенно это было заметно в Китае, Японии, Индонезии.

В странах Латинской Америки уже в начале XX в. упрочилось так называемое испанское течение в изобразительном искусстве (Мексика, Куба, Чили), а также сказалось влияние французских художественных школ (Венесуэла, Уругвай).

После Второй мировой войны культуры в европейских странах, США, Канаде, Японии осуществлялось на базе научных открытий и достижений, сделанных в довоенные и военные годы. Основное направление развития фундаментальных наук – биология, физика, космические исследования.

В литературе, кино и изобразительном искусстве звучат темы преодоления фашизма. Появляется популярное искусство (поп-арт), согласно которому объектом искусства может стать любой предмет.

Постепенно стираются грани между различными направлениями в искусстве. Культура начинает приобретать массовый характер.

Однако, наиболее серьезные изменения произошли в сознании самих людей. Завершается эпоха модернизма и ей на смену приходит постмодерн.

С 1970-х гг. начала разрабатываться концепция глобальной (универсальной) эволюции. Она стала комплексом идей, которые обосновывают всеобщность принципа эволюции, развития. При этом, проходя через различные фазы, меняются и сами механизмы эволюции, формы и способы самоорганизации.

На базе теории саморазвития и концепции глобальной эволюции формируются отдельные элементы новой картины мира. Неожиданная сложность, обнаруженная в природе, множественность ее проявлений, присущая ей вероятность и неопределенность, многообразие и многовариантность развития, взаимосвязь случайности и необходимости, хаоса и порядка привели к появлению целостного и в то же время более простого и органичного взгляда на мир, неотъемлемой частью которого стал человек.

Растет осознание ценности отдельного человека, отдельной человеческой жизни, уважение к различным точкам зрения, к мнению других.

Быстрое распространение информационно-коммуни¬кационных технологий расширило поле для взаимодействия между различными людьми. С одной стороны, происходит формирование единого мирового рынка с общими стандартами потребления (весь мир смотрит одни и те же фильмы и т. д.). С другой стороны, усиливается стремление к возрождению национальной самобытности, традиций, местных обычаев, забытых языков, растет интерес к этнической музыке, исчезнувшим культурам, расширяется понимание культурного разнообразия мира.

Взаимодействие между людьми — главная черта современного общества. Соотнося себя с другими людьми, культурами, с миром в целом, человек должен решить, кто он. Это называется самоидентификацией, т. е. самоопределением. Человек ищет свои корни, пытается найти себя прежде всего в своем малом (локальном) мире, поэтому возрождается влияние религий, культур, традиций.

Среди новых мировоззренческих принципов и признание многообразия и многовариантности развития.

Новый ценностный подход — стремление жить в сложном гармоничном единстве с природой, в естественной связи с окружающим миром, попытки осмыслить мир как сложную открытую саморазвивающуюся систему.

Главное — это отказ от стремления покорить, подчинить себе природу, переделать во имя неких абстрактных идеалов общество и человека, от великих проектов эпохи модернизма, устремленных на преобразование реальности политическими методами или эстетическими средствами.

Осмысление нового этапа в развитии культуры было дано в работах таких современных философов, как М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Деррида, Э. Левинас, Ж. Лиотар, Ф. Джеймисон, Р. Рорти. Благодаря их усилиям новые мировоззренческие установки, новое отношение к миру и новая эстетика получили развернутое обоснование. Их стали называть постмодернистами, поскольку они объявили о конце эпохи модернизма (1880—1960).

Постмодернизм — это не направление в искусстве и не стиль. Постмодернизм — это самоназвание новой культурной эпохи, начавшейся на рубеже 1960—1970-х гг.

Для культурной ситуации модернизма свойственно наличие огромного числа различных направлений и стилей в искусстве, при этом у каждого автора свой неповторимый почерк. Чтобы понять произведение эпохи модернизма, надо раскрыть творческий замысел автора, увидеть то, что автор хотел вложить в произведение.

В постиндустриальном обществе производство перестает носить массовый характер и переходит к малосерийному производству. Принцип стандартизации постепенно сменяется принципом разнообразия.

Для культурной ситуации модернизма свойственно наличие огромного числа различных направлений и стилей в искусстве, при этом у каждого автора свой неповторимый почерк.

6. Назовите главные, по вашему мнению, глобальные проблемы современности. Какие пути их решения вы считаете первоочередными?

К глобальным проблемам современности относятся:

– проблема экологии и устойчивого развития;

– проблема развития человеческого потенциала;

– проблема освоения Мирового океана.

Для решения этих проблем необходимы усилия государства и человека, а также совместные действия мирового сообщества.

7. Учит ли история?

Различные события в истории человечества являются уроком для нас. Именно изучение истории позволяет извлечь уроки, не допустить ошибки в будущем. Часто история показывает нам к чему могут привести необдуманные решения и стремления к господству и удовлетворению личных амбиций. Так, правительства многих стран, при проведении экономической политики учитывали опыт предыдущих лет и ошибки которые они допустили (усиление роли государства и расширение социальных программ). На основании этих данных и при новых обстоятельствах вырабатывались пути решения экономических, политических и культурных проблем.

8. Можно ли познать отечественную историю без знания истории других стран?

Народы и страны на протяжении всей истории взаимодействовали друг с другом. Они являлись участниками мировых процессов: международные отношения, мировая экономика, войны, культурное взаимодействие. Даже мировые экономические кризисы не возможно понять для отдельно взятой страны без изучения их причин. А для этого необходимо изучение истории государств, в которых они зародились. Отечественна история не стоит отдельно, она включена в мировую истории. Поэтому познание отечественно истории невозможно без знания истории других стран.

Вопрос:

Можно ли однозначно назвать X X в. веком прогресса и торжества разума? Обоснуйте свои ответы.

Подробный ответ:

Веком прогресса - несомненно. Облик современного мир сформировался именно в 20 веке. Век торжества разума? Совершенно недопустимо. Именно в 20 веке происходили такие ужасные события, как холокост, 1 и 2 мировые войны, изобретение водородной, атомной и ядерной бомбы. В 20 веке был фашизм и зародился современный терроризм. 20 век породил все самое лучшее и самое ужасное, что есть сейчас.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Можно ли однозначно назвать XX в. веком прогресса и торжества разума?


7. Можно ли однозначно назвать XX в. веком прогресса и торжества разума? Обоснуйте свои ответы.

Ответ

Прогресс – поступательное движение вперед, улучшение в процессе развития. Можно с уверенностью говорить об улучшении качества жизни, условий труда, о расширении возможностей для обыкновенного человека, которые он не имел 100 лет назад.
За последние 100 лет человечество сделало огромный рывок в развитии науки. В начале 20 века люди и не помышляли о том, что смогут летать на самолетах, а сегодня они летают в космос. Медицина шагнула далеко вперед, увеличилась продолжительность жизни человека. Однако, торжество разума – это не только развитие науки, но и развитие мирового сообщества в целом. И здесь похвастаться не чем, так как человечество в 20 веке пережило 2 мировые войны. И сегодня продолжают существовать региональные военные конфликты, множество террористических организаций, люди не могут победить бедность и голод в некоторых регионах планеты. И если удастся преодолеть эти разногласия, тогда можно будет говорить о торжестве разума.

Читайте также: