Может ли директор школы забрать нагрузку у учителя в пользу другого человека

Обновлено: 16.05.2024

· Правомерно ли вынесение учителю-предметнику, не являющемуся классным руководителем, дисциплинарного взыскания за отсутствие на общешкольном родительском собрании (оплачивают только часы за проведённые уроки, в трудовом договоре это не обговаривается, с должностными обязанностями под роспись ознакомлены не были)?

· Сколько часов день должен работать учитель (классный руководитель) на летних каникулах?

В самом общем виде ответить на все эти вопросы можно следующее.

Верхний предел учебной нагрузки педагогических работник законодательно не ограничен [4] . Согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, объем учебной нагрузки педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

Есть нижний предел – норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Без согласия учителя работодатель может уменьшить его нагрузку только до ставки (учебной нагрузки, установленной при заключении трудового договора). Более того, если директор в текущем учебном году не может обеспечить учителю установленную ему учебную нагрузку, он обязан сохранить учителю заработную плату не ниже установленной нормы за ставку [5] ..

При этом, режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой. предложить ему иные виды работы (кружки, факультативы, индивидуальные занятия), объем которой регулируется образовательным учреждением. [6]

Говоря об уменьшении учебной нагрузки важно не забывать, что установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в течение учебного года, а также в следующем учебном году, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня).

При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах. [7]

В принципе, учитель имеет право вести сколь угодно большое количество занятий. При этом надо помнить, что ставка ни в одном нормативном акте не приравнена к указанным выше 36 часам общего рабочего времени.

Основная правовая коллизия

Действующее законодательство, устанавливая рабочее время учителя – 36 часов в неделю, плохо прописывает механизм учета данного рабочего времени. Этот механизм должен был быть, в соответствии со ст. 333 ТК, прописан в специальных постановлениях правительства РФ. Но действующие сейчас постановления о рабочем времени [8] лишь запутывают вопрос.

Что же включает в себя педагогическая работа, не конкретизированная по количеству часов?

В Постановлении № 191 и Приказе № 96 перечислено столько обязанностей, что выполнить их невозможно в принципе.

Даже так называемые методические дни («дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию), не гарантированы законом – все зависит от составителей расписания, то есть от школьной администрации.

Любая трудовая деятельность должна иметь строгие границы по количеству часов и, на наш взгляд, необходимо строго учитывать каждый проработанный учителем час.

Педагогическим работникам гарантированная сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю.

Она может быть меньше 18 часов, если у учителя не 18 преподавательских часов, а, например, 24 (36-24=12), а также если локальными актами утвержден распорядок работы, не предполагающий пребывания на рабочем месте по 6 часов ежедневно.

Еще раз подчеркнем, что это никак не влияет на заработную плату учителя. Данный вывод косвенно можно подтвердить еще и тем, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, возникает при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, то есть не менее 18 часов в неделю [9] .

Более четко, с учетом интересов учителя, прописаны вопросы, связанные с неполной нагрузкой, работой на каникулах и в периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.

Учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, администрация обязана догрузить до установленной нормы часов другой педагогической работой.

Это может быть работа в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассная работа по физическому воспитанию и другая педагогическая работа.

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

На каникулах учителя осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной им до начала каникул.

Эта же норма действует в отношении учителей, осуществляющих индивидуальное обучение детей на дому. Так что требование работать на каникулах 36 часов в неделю незаконно.

Периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям считается рабочим временем, аналогично работе на каникулах.

Что касается работы классного руководителя, то сейчас вообще не существует никакой регламентации его рабочего времени.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопрос учета всего рабочего времени учителя на законодательном уровне решен плохо.

Именно из-за несовершенства нормативной базы, судя по многочисленным опросам [10] , средняя продолжительность рабочего времени учителя колеблется сейчас от 40 до 65 часов в неделю.

Основные нарушения со стороны работодателей

1. Приравнивание ставки к полной рабочей неделе работников других отраслей.

2. Во время каникул - требование присутствия в школе свыше учебной нагрузки.

3. В предпраздничные дни – отказ от сокращенного рабочего дня.

4. Неучет явных переработок (круглосуточная работа во время поездок, экскурсии в выходной день, продолжительные внеклассные мероприятия).

5. Неправильный учет реального рабочего времени или вообще отказ как-либо его учитывать.

Способы защиты

По степени сложности защиты эти ситуации делятся на три группы.

№1-2 – это явный произвол и обман со стороны работодателя, поэтому здесь ничего особенного предпринимать не нужно – достаточно четко объяснить директору, что его сотруд ники – юридически грамотные люди. Если директор не изменит своих незаконных требований – прямой путь в трудовую инспекцию и (или) прокуратуру.

Что касается ситуации №4, то здесь неизбежен серьезный конфликт, решить который один учитель – без поддержки коллег – вряд ли сможет. Ведь интересы работников-учителей и работодателя-директора в этом вопросе противоположны. При нынешнем финансировании директор вынужден всеми способами стараться сократить оплачиваемую часть рабочего времени учителей и увеличить неоплачиваемую – иначе школа просто не выживет. С другой стороны, работ ники заинтересованы в максимально точном учете всех видов их работы. (Мы не рассматриваем здесь ситуацию, когда учет рабочего времени невыгоден учителю-бездельнику, которого вполне устраивает нынешняя неразбериха.)

Минимальными могли бы стать следующие требования учителей, внесенные в коллективный договор, в локальные нормативные акты:

· Администрации школы совместно с представителями педагогического коллектива ежегодно проводить мониторинг рабочего времени. Мониторинг может включать в себя опрос педагогов школы с целью выяснения их реального рабочего времени и фиксацию независимыми экспертами времени, затраченного учителями на выполнение различных видов работ в течение недели. По результатам мониторинга рассчитать среднее необходимое время на каждый вид работы (проверка тетрадей, подготовка к урокам, внеклассная работа по предмету, работа с документами), внести его в коллективный договор.

· Определить перечень совещаний (и их продолжительность), обязательных для всех педагогов или для отдельных групп (завучей, классных руководителей, отдельных методических объединений). Общее время подобных мероприятий не должно превышать полутора часов в неделю [14] .

· Определить как сугубо добровольное участие в конкурсах, методических семинарах, в городских и районных воспитательных мероприятиях (за исключением обязательных курсов повышения квалификации).

В качестве программы-максимум можно рекомендовать следующие пункты:

· разработать должностные инструкции с учетом специфики каждой специальности, в том числе – классного руководителя

· в соответствии с требованиями ст. 91, обязать администрацию школы организовать постоянный учет рабочего времени каждого учителя

· предоставить представителям педагогического коллектива возможность проверки организации этого учета

· расписание уроков составлять с учетом пожелай учителей, с минимальным количеством окон (помимо завуча, в составлении расписания должен участвовать представитель профсоюза или трудового коллектива).

К сожалению, все это меры могут действовать только на уровне конкретной школы. Махинации с рабочим временем будут продолжаться до тех пор, пока не будет издано новое постановление правительства об учете рабочего времени педагогических работников, отменяющее само нынешнее деление на нормированную и ненормированную части. Подобное Постановление для профессорско-преподавательского состава вузов уже существует [15] . Но это уже проблема общероссийская, решаемая только при наличии мощного учительского движения.

Все вышесказанное не является призывом к формальному выполнению учителями своих обязанностей: работайте, дескать, от сих до сих.

Мы прекрасно понимаем, что в педагогике не все поддается точному учету.

Однако определять, что именно учитель готов сделать бесплатно, должен только он сам, а не его работодатель.

[2] Часть 1 статьи 333 ТК РФ

[4] Оплачивается не академический учебный час (40 или 45 минут в зависимости от устава школы), а астрономический, поэтому некорректно рассматривать перемены как время отдыха учителя.

[5] Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников".

[7] Пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства от 19.03.2001 № 196.

[11] ТК, ст. 99. Сверхурочная работа

Сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

При тарификации на новый учебный год необходимо помнить о следующих базовых принципах:
• любые изменения педагогической нагрузки оформляются письменно дополнительными соглашениями к трудовому договору;
• уменьшение педагогической нагрузки без согласия педагога допускается только: а) при изменении учебных программ и б) при уменьшении количества обучающихся или классов;
• во всех остальных случаях изменение педагогической нагрузки допускается ТОЛЬКО по соглашению сторон трудового договора;
• преподавателям, для которых данное образовательное учреждение является основным местом работы и для которых установлена норма 18 часов в неделю на ставку, сохраняется объем нагрузки и обеспечивается преемственность преподавания учебных дисциплин.
Рассмотрим типовые ситуации, которые могут возникнуть при распределении нагрузки на новый учебный год.

Увеличение учебной нагрузки возможно только по соглашению между учителем и администрацией. Ситуаций, когда возможно увеличить педагогическую нагрузку без согласия учителя по инициативе администрации, в Приказе №1601 НЕ предусмотрено. Оформляться оно ДОЛЖНО в письменной форме в виде дополнительного соглашения к трудовому договору.
В то же время НЕДОПУСТИМО произвольное увеличение нагрузки без согласия учителя, например, в случае увольнения другого педагога и необходимости перераспределения освободившихся часов.

Несоблюдение двухмесячного срока уведомления об уменьшении нагрузки

В данном случае администрация в течение двух месяцев будет ОБЯЗАНА оплачивать работу учителя по ставке, действовавшей на момент до уведомления. Например, учителю сообщили в письменном виде об уменьшении нагрузки с 20 до 18 часов в неделю 28 августа. Таким образом, оплата работы педагога до 28 октября будет осуществляться из расчета 20 часов в неделю (хотя фактически он будет работать 18 часов в неделю). И только с 29 октября возможно осуществить оплату труда по новой ставке.

Распределение нагрузки учителя, находящегося в отпуске по уходу за ребенком

Согласно Приказу №1601 нагрузка учителя, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, определяется по общим правилам, а затем распределяется между другими педагогическими работниками. Следовательно, когда учитель выходит из отпуска по уходу за ребенком, за ним должна быть сохранена нагрузка в том объеме, в котором она была на момент его ухода в отпуск.
Таким образом, действующее законодательство защищает учителей от произвольного изменения учебной нагрузки на новый учебный год со стороны администрации образовательного учреждения. ЛЮБЫЕ изменения должны осуществляться С СОГЛАСИЯ учителя. Ситуации, когда изменения нагрузки допустимы по инициативе администрации, ограничены, и порядок их применения строго регламентирован.

Здравствуйте,есть право у директора забрать часи в учителя, без его согласия.На 01.09 было 14 часов,на 09.09 стало 7 часов?

Здравствуйте, есть право у директора забрать часи в учителя, без его согласия.На 01.09 было 14 часов, на 09.09 стало 7 часов?

Ольга

Оллга, директор не только не имеет права забрать у Вас нагрузку себе, но и уменьшить ее Вам по собственной инициативе.

В соответствии с

Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических
работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава),
установленный на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного
сезона), не может быть изменен в текущем учебном году (тренировочном периоде,
спортивном сезоне) по инициативе работодателя за исключением изменения объема
учебной нагрузки педагогических работников, указанных в подпункте 2.8.1 приложения N 1 к
настоящему приказу, в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества
часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся,
занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов)
.

Поскольку речь не идет об уменьшении нагрузки по школе в целом, то действия директора не правомерны.

Кузьмичева Любовь Владимировна

Быкова Галина Ивановна

Любовь Владимировна! Могут, если у учителя есть образование по специальности начальные классы, а физкультуру должен вести специалист, ИЗО нет т.к вы специалист своего дела, а математику учитель должен пройти курсы начальные классы.

Тарасова Марина Сергеевна

Но ведь учитель начальных классов имеет право вести физкультуру, ИЗО, музыку. Так как методику в университете изучают. Специальность "Педагогика и методика начального образования" этому подтверждение.

Скажу вам как зам директора по УВР. забрать у вас нагрузку без вашего ведома не может никто, вы можете написать жалобу в профсоюз, комиссию по трудовым спорам, отел по образованию и так далее. вы можете сами вести все предметы в нач школе, так как в ващем дипломе прописана Методика преподавания всех этих предметов. У нас школа большая, но когда педагогу нач классов не хватает нагрузки, он ведёт все предметы сам и только по желанию отдаёт их специалистам. Что же касается математики, то педагог среднего звена должен иметь где то запись методика преподавания математики в начальной школе. Отстаивайте свои права, идите к юристу, подавайте исковое заявление в суд,не сдавайтесь

Сидорова Светлана Анатольевна

Как бывший председатель Профсоюза, я полностью согласна с Натальей Витальевной. Не сдавайтесь! Удачи!

Минаева Любовь Сергеевна

Совершенно верно! Без вашего согласия не могут забрать часы, но при оптимизации могут сократить ваши часы до ставки. У нас это 18 часов. А излишки отдать другим, которых надо догрузить.

Войцеховская Анна Валерьевна

Габитова Гузель Раисовна

У меня точно такая же ситуация. Я в этом году вышла из декретного отпуска,ребенку в сентябре было только 1год и 4 месяца. Тоже малокомплектная школа 2-4 класс. У меня из-за оптимизации забрали уроки музыки, труда (без моего ведома) сократили родные языки. В итоге у меня осталось 25 часов. До декретного отпуска было 29 часов.

Райлян Галина Геннадьевна

Здравствуйте. Я считаю, что нагрузка учителя в 18 часов- самый оптимальный вариант, если вы хотите и внеклассную работу вести и с отстающими заниматься, и к урокам готовиться тщательно. Всем нужна и работа и зарплата. У вас будет 26 часов, а у педагога среднего звена - 15 часов? Никаких вопросов не должно возникать - "Почему без моего согласия отдали часы?" Правильно сделали.

Райлян Галина Геннадьевна

Здравствуйте. Я считаю, что нагрузка учителя в 18 часов- самый оптимальный вариант, если вы хотите и внеклассную работу вести и с отстающими заниматься, и к урокам готовиться тщательно. Всем нужна и работа и зарплата. У вас будет 26 часов, а у педагога среднего звена - 15 часов? Никаких вопросов не должно возникать - "Почему без моего согласия отдали часы?" Правильно сделали.

Очень редко можно встретить педагога среднего или старшего звена с 15 часами, а вот учителя начальных классов с неполной нагрузкой - пожалуйста!

Батарина Анна Анатольевна

Здравствуйте! уважаемая Любовь Владимировна.Я полностью согласна Надеждой Вячеславовной. Администрация не имеет права без вашего ведома забирать ваши часы. сомной наверное согласятся многие наши коллеги , что администрации в школах очень не компетентны и очень большую роль играет человеческий фактор. у членов администрации всегда есть свои №любимчики№ и наоборот.
попова а

Ведерникова Наталья Ивановна

Прозвучало, что это малокомплектная начальная школа. Следовательно - забирают часы тоже учителям начальных классов? Собственно, ситуация видится таким образом: в школе не хватает нагрузки для всех педагогов. Выход - увольнение кого-то из членов коллектива. Значит, коллегам придется принимать решение - либо делиться часами - либо все вместе кого-то "проводить" на улицу. То есть - моральный выбор, так как коллеге в селе работу не найти.

Добрый день. Согласна с Натальей Ивановной. Ведь у всех семьи, часто в посёлках наша зарплата позволяет держаться на плаву. И я думаю, это не совсем правильно, набрать себе часы, а кого-то на улицу. У нас тоже осталось по 16 часов, плюс инд. или продлёнка. Внеурочку всю отдали в среднее звено. пусть зарплата12-13 тыс, но никого не уволили, не взяли зло на душу. Представляете, а если вам принесут приказ . ( Любовь Владимировне)

Максимова Ольга Павловна

У меня тоже 2.4 классы (14чел) Сама отдала бы 2 часа. Хватит и 18часов - устаю очень. Работа в МКК очень утомляет. Коллега 1,3 кл доработалась- попала со зрением в больницу. Так что успокойтесь,деньги все не заработаешь, а здоровье не купишь

Ведерникова Наталья Ивановна

Да, коллеги, это прекрасно понимают те, кто работает в малокоплектной школе. да еще на классах-комплектах. Когда подготовка к 2 параллелям на один урок. После такого урока устаешь больше, чем от урока в классе с 30 учениками. на себе проверено. И мне самой очень хорошо знакома ситуация, когда коллеги получают крайне неравномерно - в маленькой школе все очень на виду. В городе - можно подработать репетиторством. На селе такой возможности нет

Гришина Валентина Васильевна

Здравствуйте! Работаю учителем начальных классов с 1980 года в сельской школе. Вот уже второй год на полставки в классе-комплекте (1, 3, 4).Всего 11 учеников. Делили учебную нагрузку с другим учителем по обоюдному согласию. Писали заявление. В этом году предупредили, что, если не будет в комплекте хотя бы столько же детей, одного учителя сократят. Никаких больше полставки! У учителя должна быть хорошая зарплата! Другую работу в школе не предлагают. Часы внеурочной деятельности отдают учителям-предметникам основной школы, добавляя им ставку, чтобы не сокращать. Работы в селе нет. Обидно, что столько лет проработала в родной школе, имею высшее педагогическое образование, а теперь не нужна. Хотя в школе работают и будут работать люди без педагогического образования.

Ведерникова Наталья Ивановна

Валентина Васильевна, печально, конечно. Проблема в Вашей администрации. Они выполняют указание районных властей. им нужно показать высокую среднюю зарплату. Это беда сельских школ - при сокращении количества детей - выкидываются на улицу учителя. Требуйте по крайней мере, увольнения по сокращению штатов - с соответсвующими выплатами и документами. Тогда хотя бы некоторое время в ЦЗ Вам будут выплачивать пособие

Хотя, если учителя согласны работать на неполную нагрузку, по закону, им ее и должны предоставить по заявлению, как и делали раньше. Чиновники любой ценой добиваются, чтобы в отчетах на бумаге разла зарплата

Читайте также: