Мозговой штурм как метод обучения в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Мурзина Валентина Ивановна

Организация: СОШ ГАОУ ВО МГПУ

Населенный пункт: г. Москва

Мастер - класс

Автор - Мурзина Валентина Ивановна, учитель начальных классов, Университетская школа Московского городского педагогического университета

Цель: познакомить участников семинара с особенностями проведения занятия методом мозгового штурма

Задачи:

  • показать практическое применение метода мозгового штурма, стимулирующего мыслительную и творческую деятельность учащихся;
  • активизировать учебно-познавательную деятельность обучаемых;
  • формировать у обучающихся своё мнение и отношение;
  • обучать работе в команде, проявлению терпимости к любой точке зрения, уважению права каждого на свободу слова, уважению его достоинства.

Оборудование: презентация, этапы работы на бумаге, коробочка с подарком, листы формата А-2, А-4, ручки, цветные карандаши, маркеры, мячик, клей, ножницы, картинки и цветная бумага для коллажа, листы с дополнительной информацией – справкой их энциклопедии.

Методы работы: беседа, мозговой штурм, ассоциации, игра, работа в группе, синквейн.

Ход мастер - класса:

Сегодня мы вместе собрались, чтобы на деле посмотреть, как работает метод мозгового штурма в рамках решения одного конкретного вопроса.

(Ведущий предлагает всем участникам встать в круг. В руках у ведущего коробочка, в которой подарок)

Ведущий: Послушайте условия игры:

В руках у меня коробочка, в ней завернутый в бумагу, в несколько слоёв, маленький подарок. На каждом слое бумаги написано задание для вас или вопрос. (Например, назови свой любимый цвет, как тебя зовут, спой детскую песенку, обними человека, который стоит от тебя справа и т.п.)

Пока будет звучать музыка вы будете передавать сверток по кругу. Когда же я остановлю музыку, то участник, у которого окажется коробочка, снимает один слой бумаги, читает свое задание или вопрос и выполняет его. Игра будет продолжаться до тех пор, пока все слои не будут развёрнуты, а задания не выполнены. Подарок же достается тому участнику, который снимет последний слой бумаги.

Ведущий: Итак, начинаем!

(После того, как участники зарядились хорошим настроением, все рассаживаются на свои места .)

Ведущий: Я - учитель начальных классов и, конечно, меня интересует вопрос:

(ведущий помещает этот вопрос на доску)

Чтобы найти ответ на интересующий меня вопрос, ваша задача: получить как можно больше идей за отведённое команде время. Я предлагаю использовать для этого метод мозгового штурма.

(на доске появляется табличка – мозговой штурм)

Ведущий: Мозговой штурм можно назвать самым распространенным способом командной работы. Это такая технология коллективного сотворчества, которую используют для выработки большого количества идей с целью решения какой –либо проблемы или поиска ответа на какой-либо вопрос. А работая вместе, каждый член команды может проявить все свои, даже скрытые, способности.

Ведущий: Чтобы выполнить задание, нам обязательно понадобится умение работать с ассоциациями.

(на доске появляется табличка – ассоциации)

3. Подготовка к мозговому штурму. Образование команд.

Для выполнения поставленных перед нами задач: выдвижения, обсуждения идей, обработки информации всем участникам необходимо разделиться на четыре команды.

(Для этого участники рассчитываются на 1,2,3,4 и расходятся к своим столам)

Ведущий : Команды готовы. Напомню этапы работы

Этапы проведения мозгового штурма:

2. Выдвижение идей.

4. Принятие решения.

4. Постановка задач каждой команде.

(Команда рассаживается за свой стол с табличкой генераторы, ведущий участникам даёт листы с алфавитом и фломастеры)

подвести итоги проделанной до них работы двух команд, заполнить таблицы и сообщить нам о результатах. Это наши эксперты.

Ведущий : Задачи поставлены. А теперь давайте вспомним, каких принципов нужно придерживаться в работе?

Принципы мозгового штурма:

  • максимум идей за короткий отрезок времени
  • полет фантазии
  • отсутствие какой-либо критики
  • это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей

5. Проведение мозгового штурма

Ведущий : Итак, можно начинать.

2 команда - Аналитики идей – обрабатывают информацию, полученную от первой группы, выбирают лучшие на их взгляд ассоциации.

4 команда Коллажисты создадут коллаж, который тоже будет ответом на сегодняшний вопрос.

Справка для команды (лежит на столе)

Коллаж (от фр. collage -приклеивание)-технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами.

Для работы вам понадобятся:

  • фотографии
  • цветная и оберточная бумага
  • однотонная бумага для фона
  • ножницы
  • клей
  • полет фантазии

Ведущий : Удачи! Помните о регламенте.

Справка: Мозговой штурм – это быстро протекающий творческий процесс. Участники должны знать, сколько времени им выделено. Это заставит команды как можно быстрее активизироваться. Ведущий следит за регламентом и напоминает, сколько остаётся времени.

Ведущий : (беседует с теми участниками, которые пока не заняты – команда 2 и 3)

Ребята, а чему можно научиться, работая в группе?

  • сотрудничать
  • ставить вопросы
  • решать проблемы
  • договариваться
  • распределять роли и ответственность
  • слушать других
  • убеждать других
  • отвечать за себя

Ведущий : А знаете ли вы как родилась идея создания метода мозгового штурма?

Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн переправлял военную технику и продукты питания. Однажды судно оказалось без охраны, а была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Судно было беззащитно. Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать? Один матрос предложил "гениальную" идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду. К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе. Осборн задумался – смелая мысль спасла жизни, что-то здесь есть! Так родилась идея создания метода мозгового штурма, который в шестидесятые годы был очень популярен, его считали самым перспективным, преподавали в университетах и выработали много модификаций.)

Третья команда зачитывает ответы на вопрос, а четвёртая показывает коллаж.

Каждая группа составляет синквейн по итогам работы.

Синквейн пятистрочная стихотворная форма. Правила составления:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся.

ВложениеРазмер
mozgovoy_shturm.docx 21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Корнилова Надежда Анатольевна

учитель начальных классов

Колпинского района Санкт-Петербурга

Мозговой штурм: методика организации и проведения (из опыта работы учителя начальных классов)

Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга.

Мозговой штурм является одним из методов критического мышления , направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Подготовка к проведению мозгового штурма

Правила и этапы проведения мозгового штурма на уроке

При одном из вариантов организации работы на уроке, класс разделяется на 2 группы . Одни ребята выдвигают идеи и предположения — создают банк идей. Вторые занимаются анализом. Соответственно, группы работают по очереди.

Возможна и другая форма организации мозгового штурма, когда все ребята участвуют в процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом — в роли критиков.

Этапы проведения мозговой атаки на уроке

  • Создание банка идей . Примерное время проведения 10 – 15 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей.
  • Анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать.
  • Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.

Преимущества и недостатки

Использование метода мозгового штурма имеет ряд преимуществ. Он способствует развитию:

  • творческого и аналитического мышления;
  • коммуникативных навыков. Дети учатся не только высказывать свои мысли, формулируя их четко и ясно, но и слушать своих одноклассников, не перебивая их и стараясь максимально вникнуть в смысл их идеи;
  • фантазии и воображения;
  • навыки позитивной, адекватной критики — дети учатся высказывать свое мнение и принимать мнение других.

Еще одним достоинством данного метода является отсутствие необходимости предварительной подготовки от коллектива.

Область применения, темы

Метод мозгового штурма может применяться в любой области знаний. При этом возрастных ограничений не имеется. Он одинаково интересен и эффективен будет в детском саду, школе, ВУЗе.

Мозговая атака способствует вызову интереса к теме и определению целей ее изучения. Работа при этом становится более занимательной и эффективной, а ребята проявляют свои творческие способности.

Примеры применения мозгового штурма на уроках

В ходе обсуждения желательно прийти к тому, что все эти направления деятельности имеют важны для жизни государства. И то, какое из них будет предпочтительным — будет зависеть от определенных условий.

Использование метода мозгового штурма позволяет продемонстрировать учащимся, что у одной и той же задачи может быть несколько различных решений и каждое из них является правильным. Просто все зависит от конкретных заданных условий. Умение высказывать свои мысли способствует раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и творческих способностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Мозговой штурм"- один из активных методов. Данный метод может быть применен на любом из уроков начальной школы.

мастер-класс подготовила Шевчук Т.В.

учитель начальных классов

Цель мастер-класса: передача педагогического опыта с целью повышения профессиональной компетентности педагогов

Цель мастер-класса:

передача педагогического опыта с целью повышения профессиональной компетентности педагогов

Задачи мастер - класса:

Мозговой штурм- способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Мозговой штурм- способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.

Цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Он служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании творческой активности людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения.

Задачи метода Творческое усвоение учебного материала; Связь теоретических знаний с практикой; Активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; Формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; Формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Задачи метода

  • Творческое усвоение учебного материала;
  • Связь теоретических знаний с практикой;
  • Активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
  • Формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
  • Формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

1. Постановка проблемы

Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.

2.Генерация идей Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма.

Основной этап, от которого во

многом зависит успех всего мозгового штурма.

 Правила этого этапа: Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные, фантастические и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

Правила этого этапа:

3 . Отбор, систематизация и оценка идей

Заключительный, но не менее важный этап.

Посредством этого этапа выделяются эффективные идеи и приводится весь мозговой штурм к общему знаменателю.

В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются.

Преподаватель:

  • Во-первых , совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, многократно усиливает результат поиска решений.
  • Во-вторых , процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, преобразуясь в увлекательную коллективную игровую деятельность.
  • И, в-третьих , дружественная и позитивная обстановка позволяет участникам конструктивно воспринимать любую критику, импровизировать и использовать максимум своего потенциала, а также служит усилению

проблемы и путей ее

5. Обобщение, корректировка и ранжирование по значимости. 6. Выработка единого мнения. 7. Выбор докладчика итогового решения.

5. Обобщение, корректировка и ранжирование по значимости.

6. Выработка единого мнения.

7. Выбор докладчика итогового решения.

Вам надо быстро(!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.

ЭВРИКА . - Добавить холодную воду, заварку или молоко. - Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску. - Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга. - Добавить много варенья или сахара. - Переливать через воронку. - Погружать холодные ложки. - Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег.

- Добавить холодную воду, заварку или молоко. - Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску. - Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга. - Добавить много варенья или сахара. - Переливать через воронку. - Погружать холодные ложки. - Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег.

Проблемная задача ( на примере отрывка из сказки) Цели этапа –научить формулировать, высказывать и обосновывать свое мнение (идеи) в соответствии с поставленной задачей

Проблемная задача ( на примере отрывка из сказки)

Цели этапа –научить формулировать, высказывать и обосновывать свое мнение (идеи) в соответствии с поставленной задачей

Ашик-Кериб (турецкая сказка 1 урок) … Нет, милая, я положил зарок на свою душу: обещаюсь 7 лет странствовать по свету и нажить себе богатство либо погибнуть в пустынях…

Ашик-Кериб (турецкая сказка 1 урок)

Нет, милая, я положил зарок на свою душу: обещаюсь 7 лет странствовать по свету и нажить себе богатство либо погибнуть в пустынях…

  • Мне понравилось решение, которое предложил________________________, оно было__________________ .
  • Оценка своей работы:

Моё решение было: (удачным, практичным, интересным, подходящим для другой ситуации, необычным, _______________________________).

В наших с вами руках будущее и мы должны сделать так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным

В наших с вами руках будущее и мы должны сделать так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Путырская Елена Викторовна, учитель начальных классов

Мозгового штурм (англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. [1, с. 76]

Мозговой штурм скорее является не методом, а технологией коллективного, интуитивного поиска решения задач путем мысленных проб, использующей приемы активизации мышления в условиях повышенной состязательности, эмоционального возбуждения стимулирующего проявление инсайта. Однако данный метод включается в систему эвристических методов поисках решения творческих задач. Чаще всего метод мозгового штурма применяется на первом этапе решения задачи, которая задается с недостаточной первоначальной информацией. В целом данный метод схож с методом проб и ошибок [5, с. 139].

Во-первых, ни в коем случае нельзя критиковать предложенные идеи младшими школьниками; строго запрещаются различные обсуждения и споры.

Во-вторых, приветствуются абсолютно все предложенные идеи младшими школьниками, даже фантастические.

В-третьих, обязательно должны поощряться те идеи, которые усовершенствуются, развиваются и комбинируются детьми.

В-четвертых, все идеи должны излагаться кратко; нельзя прерывать эстафету идей.

В-пятых, одной из главных целей должно быть получение большого количества идей. [4, с. 97]

Одним из важных условий проведения данного метода должно быть создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказать детьми идей из-за критики, привлечение специалистов разного профиля, склонность их к творческой работе.

Для того чтобы решить какую-либо конкретную задачу собираются специалисты из 5-15 человек. Для этих людей четко ставится задача, над которой они свободно без дискуссии думают и предлагают свои решения. Решения анализируются и записываются на доске другими людьми, которые высказывают окончательный ответ.

Обязательно создается уважительная и раскованная обстановка, приглашенные люди должны быть заинтересованы в задаче, которая перед ними стоит. В группу генераторов идей приглашаются специалисты различных отраслей, так как они могут высказать нестандартные идеи с позиции различных наук. Критиковать уже высказанные идеи строго запрещается. Идеи должны быть высказаны без объяснений. Продолжительность сеанса генераторов идей – 20-60 минут, количество идей составляет бесчисленное количество множества.

Для работы над выработкой решений задач приглашаются люди – аналитики. Они с учетом конкретных требований анализируют уже предложенные идеи.

Надо отметить, так как люди после проведения мозгового штурма все еще продолжают думать над задачей, следует провести повторный штурм. Возможен вариант совместного обсуждения решения задач.

Большую роль в проведении методики занимает ее руководитель. Он обязан знать цели и предмет предстоящего обсуждении, быть остроумным и терпеливым, следить за постоянным уровнем идей и планомерным ее развитием. В случае поступления банальных идей, обязан сам предложить фантастическую идею и дать 5-10 минут на ее продолжение. [3, с. 178]

Рассмотренная нам методика ориентирована в основном на взрослых, а теперь посмотрим, как можно использовать данную методику при работе с детьми младшего школьного возраста.

Для проведения методики необходимо придерживаться следующего порядка выполнения:
1. Для начала необходимо разделить детей на две группы. Первая группа – это "Генераторы идей", вторая группа - это "Аналитики".
2. Далее детям объясняются обязанности групп и правило игры. Говорится, что можно высказывать абсолютно разные идеи, даже не реальные, и никто смеяться над ними не будет. Каждому участнику необходимо высказать как минимум одну идею. За все идеи выдаются фишки, возможен вариант разных цветов.
3. Необходимо определить и проговорить перед каждой группой задачу.
4. Попросить первую группу высказать свои решения, а вторую внимательно и молча слушать, а по ходу дела записывать или запоминать предложенные идеи. Участники должны выплеснуть все свои эмоции вместе с предлагаемыми идеями. Время необходимо каждый раз сокращать.

Но если дети обучены началам сильного мышления, то при проведении данного метода необходимо предложить детям помочь себе фантазировать, применяя при этом различные методы ассоциации, инверсии, аналогии и т. д. Никогда не исключается здравый смысл и все приемы ТРИЗ, если они известны юным генераторам идей.

5. Все возможные идеи детей, необходимо записать на доске. Возможно использование диктофона.

6. Когда все идеи первой группы иссякнут, необходимо дать слово второй группе. Для того чтобы они оценили все решения и выбрали из них лучшие, а также предложили свои решения. При этом необходимо предоставить всем детям возможность защитить свое решение, найти ему область применения. Благодаря этому моменту у младших школьников формируется умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами.

8. Возможен вариант без деления детей на группы, обе операции, разные по времени выполняют одни и те же дети.

Необходимо научить младших школьников задавать вопросы самому себе:

- Какие в данной задаче участвуют части?

- У каких из этих частей есть свойства, которые помогут решить данную задачу?

Например, такая задача: вам необходимо очень быстро охладить бокал с горячей водой. Как быть? Необходимо найти 10 решений.
Нужно определить, что имеется в условии задачи? Бокал, горячая вода, вы, помещение и все, что есть в этом помещении - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: "посредник" + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).
Решения:
- Добавить охлажденную воду, чай, сок.
- Налить горячую воду в большую тарелку.
- Переливать из бокала в бокал, многочисленное количество раз.
- Добавить в бокал много джема или сахара.
- Переливать горячую воду через воронку.
- Опустить в бокал холодную ложку.
- Поставить бокал в холодильник, в глубокую тарелку с ледяной водой и т.д.

Предложим возможные темы мозгового штурма для детей младшего школьного возраста.
Сначала приведены "классические" примеры, а в конце решения некоторых задач.
Примеры:
1. Как спасти бездомных собак от голода?
2. Как можно измерить длину всех ужей на земном шаре?
3. Каким образом можно обезопасить абсолютно всех пешеходов от падающего с крыши снега и сосулек?
4. Как спасти людей на улицах от невыносимой жары?
5. Как сделать так, чтобы никогда не ссориться с родителями?
6. Как можно спасти маленького медвежонка, который плывет на льдине по реке в ледоход?
7. Чем можно рисовать на стене?
8. Если тебе необходимо размешать сахар в бокале с кипятком, а у тебя нет ложки. Какие действия ты предпримешь?
9. Что произойдет в таком случае, когда слоны станут такого же размера как синие киты? (Высота слонов может достигать 5 м, а вес до 4,8 т, а длина китов достигает 32 м, а вес более 120 т.)
10. Что произойдет, если у кенгуру в восемь раз увеличится длина ног?
11. Придумайте свой город будущего.
12. Что произойдет, если уничтожить всех лис?
13. Что произойдет, если в морях истребить всех дельфинов?
14. Придумайте млекопитающий с необычайными свойствами
15. Как спасти зайцу своих зайчат от хитрой лисы?
16. Как можно поздороваться с человеком?
17. Численность людей постоянно увеличивается на Земле. Однажды, придет такое время, кода на всех не будет хватать мест, а также воды и еды. Что делать?
18. Как достать балкона девятого этажа?
19. Как пройти в класс, не открывая ни одну из дверей?
20. Как украсить комнату к празднику?
21. Что необходимо положить в пирожное, чтобы она была очень вкусной?
22. Куда в классе можно спрятать машинку?
23. Куда я мог спрятать жвачку?
24. Как можно найти самого умного человека на Земле?
25. Какие 5-6 качества пернатых ты хотел бы иметь?

Задачи:
1. Вы уезжаете с родителями на в отпуск на три недели. У вас есть комнатные цветы и их необходимо поливать. Что делать?
2. Как определить время, когда нет вокруг часов?

3. Что необходимо сделать, чтобы любимая игрушка никогда не терялась?
4. Перед вами стоит задача почистить изнутри извилистую трубу. Какие будут ваши действия?
5.попробуйте придумать какое-то свое, еще никому невиданное явление природы. Как можно себе помочь фантазировать?

Ответы на задачи:
1. Сразу понятно, что есть необходимость сделать предварительное действие и лучше всего использовать различные совместные приемы.

Можно попросить своих соседей иногда заходить и поливать их; поставить цветы в блюдце с водой; набрать небольшую бутылочку с водой, перевернуть ее и воткнуть в землю; отнести цветы родственникам или соседям; накрыть цветы банками, создать парниковый эффект; раздарить все цветы.
2. Данный ответ будет зависит от конкретных обстоятельств. Например, спросить у прохожих людей; позвонить по телефону; включить телевизор и ждать, когда скажут точное время; определить приблизительное время по положению солнца или луны; по количеству проходящих мимо тебя людей; по цветам; по чувству голода; по некоторым животным (собакам, петухам) и т.д.

- Дети учатся высказывать свои идеи, не боясь ошибок и критики со стороны других участников.
- Есть возможность научить детей уважительно слушать друг друга, а также можно научить робкого, застенчивого ребенка, стать раскованным не боясь высказать свое мнение.
- Данный метод практически не требует от учителя каких-то предварительных подготовок к занятию.

Недостатки метода:
- Данный метод не пригоден для решения очень проблем и трудных задач.
- Отсутствие критериев оценки силы решения.

- Метод не имеет конкретный алгоритм, который целенаправленно бы двигал к сильному решению.
- Для того чтобы дети шли к правильному и сильному решению ими нужно управлять. Большая часть успеха зависит от руководителя данного метода.

Список использованной литературы:

Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Петров В. Базовый курс по теории решения изобретательских задач. – М.: Проспект, 2010.

Сидорчук Т.А., Корзун А.В. Воображаем, размышляем, творим. - Мозырь: ИД "Белый Ветер", 2006.



Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга.

Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Подготовка к проведению мозгового штурма

Правила и этапы проведения мозгового штурма на уроке

При одном из вариантов организации работы на уроке, класс разделяется на 2 группы. Одни ребята выдвигают идеи и предположения — создают банк идей. Вторые занимаются анализом. Соответственно, группы работают по очереди.

Возможна и другая форма организации мозгового штурма, когда все ребята участвуют в процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом — в роли критиков.

Этапы проведения мозговой атаки на уроке

  • Создание банка идей. Примерное время проведения 10 – 15 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей.
  • Анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать.
  • Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.

Рекомендации

Преимущества и недостатки

Использование метода мозгового штурма имеет ряд преимуществ. Он способствует развитию:

  • творческого и аналитического мышления;
  • коммуникативных навыков. Дети учатся не только высказывать свои мысли, формулируя их четко и ясно, но и слушать своих одноклассников, не перебивая их и стараясь максимально вникнуть в смысл их идеи;
  • фантазии и воображения;
  • навыки позитивной, адекватной критики — дети учатся высказывать свое мнение и принимать мнение других.

Еще одним достоинством данного метода является отсутствие необходимости предварительной подготовки от коллектива.

Область применения, темы

Метод мозгового штурма может применяться в любой области знаний. При этом возрастных ограничений не имеется. Он одинаково интересен и эффективен будет в детском саду, школе, ВУЗе.

Мозговая атака способствует вызову интереса к теме и определению целей ее изучения. Работа при этом становится более занимательной и эффективной, а ребята проявляют свои творческие способности.

Примеры применения мозгового штурма на уроках

В ходе обсуждения желательно прийти к тому, что все эти направления деятельности имеют важны для жизни государства. И то, какое из них будет предпочтительным — будет зависеть от определенных условий.

Выводы

Использование метода мозгового штурма позволяет продемонстрировать учащимся, что у одной и той же задачи может быть несколько различных решений и каждое из них является правильным. Просто все зависит от конкретных заданных условий. Умение высказывать свои мысли способствует раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и творческих способностей.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: