Моя родина россия план урока

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока Тема урока: Россия – наша Родина. (Урок 1)

- воспитание патриотизма и любви к Родине;

- определить место и роль поколений, духовных традиций в жизни человека и историческом развитии нашей Родины в целом.

-познакомить учащихся с новым курсом и его спецификой;

-способствовать формированию представления о России как о великой стране, воспитанию чувства патриотизма;

Планируемые результаты:

-личностные: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну;

-предметные : знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции;

-уметь объяснить, что такое духовный мир человека, рассказать о традициях своей семьи, о том, какие ценности лежат в основе своей семьи.

-регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные: выполнение действий по алгоритму;

коммуникативные: выражение своих мыслей.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: ИКТ технология, игровая технология, здоровьесберегающие технологии, технология обучения в сотрудничестве(групповая работа), технология разноуровнего обучения.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Родина, Отечество, патриот, духовный мир, традиции.

Виды деятельности: беседа, работа в группах, чтение.

Средства ИКТ, используемые на уроке, ресурсы, оборудование: компьютер, проектор, видеоряд (презентация), ручки, чистые листы бумаги, словари, учебники по ОРКСЭ.

I. Организационный момент

Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

II. Самоопределение к деятельности (формулирование темы урока)

Начать наш урок я хотела бы, прочитав эпиграф:

– Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

Ученик читает стихотворение:

Мы о России будем говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имён сказать – Россия. (Слайд 3)

3. Стихи о Родине (4 учеников) (Слайды 4-7)

Облетел он сто земель,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он пролетая:

– Лучше нет родного края!

2. Где зелёной тучей тополя

Застят неба голубой простор,

С ясным солнцем повстречался я,

С ясным солнцем начал разговор.

– Солнышко, ты в блеске и тепле

Проплываешь у любых ворот.

Где всего прекрасней на земле?

И какой понравился народ?

– Каждый, – шепчет солнышко, – хорош.

Не могу обидеть никого.

А где ты родился и растёшь,

Там, дружок, прекраснее всего.

Горы, море или ширь полей

Родина! Она всего милей!

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница

И ромашковый бугор

4. А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Учитель: Я предлагаю вам поработать в группе и определить значение предложенных слов.

На столе у каждой группы обучающихся конверт со словами.

1 группа 2 группа

отец род
отчество родной
Отечество родитель
Отчизна Родина

Учитель: Есть ли слова – понятия из первого и второго столбика одинаковые по значению?
– Какой можно сделать вывод?

(Ученик: слова-понятия Родина и Отечество , одинаковые по значению)

Учитель: Для всех для вас это маленькая родина. А вот если объединить все маленькие родины, всех ребят, то получится одна большая Родина всех наших людей, наша страна Россия. Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны.

– Что вы уже сейчас знаете о своей стране?

(Слайд 10) Работа по карте России Учитель: Россия – самая большая в мире страна. Её площадь более 17 млн. км 2 . .

- Посмотрите, как велика и необъятна наша страна! Она протянулась от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. Когда на Дальнем Востоке встает солнце, мы уже ложимся спать. Когда на севере страны наступают холода, на юге – плещется тёплое море, цветут каштаны. Каждый уголок России славится своей природой, художественными промыслами, людьми, которые там живут.

Стихотворение читает ученик:

Как велика моя земля,

Как широки её просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – зима и вьюга.

Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем,

Дальневосточный край в тот час

Уже встречает солнце.

Богатства России

(Слайд 11) Учитель: Наша страна – самая богатая природными ресурсами страна.

(3 ученика читают стихи)

Цепью вздымаясь, уходят за тучи

Снежные шапки и горные кручи.

В их глубине изумруд и топаз –

Это у нас! Это у нас!

В чаще кедровой,

В трущобах таёжных

Много лисиц и куниц осторожных,

Прыгают серны, пасутся олени,

Лоси подходят к воротам селений.

Степи, озёра, леса и поля –

Всё это наша родная земля!

(Слайд 12) Учитель: Самое главное богатство страны – это её люди. Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну. И ничего, что они говорят на разных языках, имеют разные обычаи. Все они – это одна дружная семья, дети одной страны России.

( Слайд 13 )_Заранее подготовленные ученики читают стихотворение:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина, Россия,

У нас у всех – одна.

Ученик: (Слайд )

Учитель: Наш народ очень любит Родину и сочинил о ней много пословиц, стихотворений, музыкальных произведений.

Составьте пословицы и объясните, как вы понимаете их смысл.

На чужбине родная землица

служить отчизне.

Нет сына

ни жизни не жалей.

Москва – Родины украшенье,

Если дружба велика

без отчизны.

Для Родины своей ни сил,

будет Родина крепка.

Главное в жизни –

врагам устрашенье.

IV. Открытие новых знаний

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух. там Русью пахнет!

Учитель Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. Духовный мир – это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, это отношения между людьми, отношение к миру. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая различные предметы. Этот мир ещё называют миром культуры.

– Что же такое духовный мир?

Работа по учебнику .

– Обратимся к учебнику (стр.4). (Обучающиеся читают в учебнике определение духовного мира).

– Запишите словосочетание в словарик.

Подбор слов – антонимов (работа в парах)

– Подберите к этим словам антонимы (Дети подбирают слова)

– Слова, какого столбика нравятся вам больше? Почему?

– Действительно, слова первого столбика являются вечными ценностями.

– Кто может дать объяснение этому словосочетанию?

– Давайте запишем это словосочетание в наш словарик.

Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё то, во что он верит и к чему стремиться.

Человек в зависимости от состояния своего внутреннего мира может радоваться или тревожиться, быть спокойным или тревожным, создавать что-то новое и нужное людям или предаваться унынию и тоске. От чего это зависит? От того, чем ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми.

Как во внутреннем, так и во внешнем мире есть высокое и низкое, светлое и темное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого выбирать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает лёгким.

Послушайте притчу о двух волках. Слайд 14

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро — мир, любовь , надежду, истину, доброту, верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

-Текст притчи небольшой, а как много мудрости заключено в ней.

- Как вы думаете, почему старик не дает своему внуку четкого ответа на вопрос о том, какой волк побеждает?

- Как же не разрушить свой внутренний мир? Слайд 15

– Как вы думаете, какие бывают ценности? (Ученик: ценности бывают материальные и духовные) (Слайд16)

– У каждого народа – своя культура и свои традиции. Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.

(Слайды 17-18)

Традиция – передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.

– Запишите данное слово в свой словарик.

– Какие бывают традиции?

(Ответы детей: духовные традиции, национальные (в том числе русские традиции), семейные традиции и другие)

Учитель: все традиции объединяют Россию.

Работа по учебнику .

– Обратимся к учебнику (стр.5). (Обучающиеся читают в учебнике понятие культурные традиции). Слайд 20

Какие семейные традиции вы знаете и какие есть в вашей семье? Слайд 20

V. Закрепление

Задания из рабочей тетради.

VI. Рефлексия

Групповая работа: закончить предложения. (Каждая группа получает карточку)

Моя Родина – это …

На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …

Когда я вырасту, я хочу …

Чтобы счастливо жить, надо …

После выполнения задания, каждая группа зачитывает свои предложения.

Моя Родина – это моя страна, моё отечество, Российская Федерация.

Моя Родина – это самое дорогое, что есть у человека.

История России очень интересна, и её ещё долго можно изучать.

Чтобы счастливо жить, надо друг друга любить и всегда помогать.

Когда я вырасту, я хочу сделать все, чтобы жизнь у себя на Родине была лучше и достойнее.

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи.

На меня, Россия, ты похожа очень.

Для меня Россия – белые берёзы,

Для меня Россия – утренние росы,

Для меня Россия – ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами.

Ведь Россия наша – это мы с друзьями.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей!

VII. Итог урока

Учитель: Молодцы!

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, традиции, гордились своей страной. Вы, дети России, надежда и будущее нашей страны.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

Родина моя, моя Россия!
Как сказать тебе,
Что я тебя люблю.
Это море, это небо синее,
Эту жизнь в родном моём краю.
Этот дождь и эти вьюги злые,
Эти клёны, эти тополя.
Родина моя, моя Россия!
Как сказать, что я люблю тебя!

VIII. Домашнее задание

Стр. 5 (учебник). Вопросы и задания

– Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.
– Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.

– Оформите страницу вашего словарика своими рисунками или иллюстрациями.

Используемая литература

Повторить и обобщить знания по изученному разделу; развивать память, речь, мышление.

развивать познавательные способности , интеллект, творческие

способности и кругозор.

Планируемые результаты:

Предметные: умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение

Метапредметные : Р – умение эмоционально откликаться на произведение литературы, живописи, составлять план урока, П – умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины, К – осмысление правил взаимодействия в паре и группе

- учить комментировать и анализировать содержание учебного материала;

- работать над обогащением словарного запаса;

- размышлять над авторским отношением к Родине;

- воспитывать любовь к Родине;

Организационный момент

Введение в тему

- Какие слова бы вы выбрали для описания своих чувств, прослушав песню о Родине? (на доске: тоска, грусть, восхищение, гордость, переживание, спокойствие, умиротворенность, любовь, уважение)

- Может кто-то хочет описать свои чувства другими словами?

-Как вы думаете, о чём будет тема нашего сегодняшнего урока?

Ученики: О родине!

Учитель: Вы правы. Открывает доску. Итак, тема нашего урока….

-_Что же такое для человека родина? Это страна, в которой он живёт, дом, где он родился, берёзка у родного порога, место, где жили его предки.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём,

И рубиновые звёзды –

Звёзды мира над Кремлём.

-Каждый из нас как-то по-особому может выразить свои чувства к родине. Например, художник, это делает с помощью красок, композитор пишет музыку, а поэты, говорят о Родине - поэтической строкой.

- Определите цели нашего урока, используя опорные слова.

Мы вспомним.

Мы сможем поразмышлять .

Ученики: - Мы вспомним стихотворения, пословицы о Родине.

- Мы сможем поразмышлять, что значит Родина для этих поэтов, что значит она для нас.

Учитель: Да, вы молодцы, вы правильно рассуждаете.

-Назовите синонимы к слову Родина

Ученики: - Отчизна, отечество, родная земля, колыбель, отчий край, родная сторонка.

Учитель: - Как называется наша Родина?

Речевая разминка

Что такое Родина наша?

Солнце, лес, дыхание пашен ,

Сад в цвету, где не молкнут пчёлы,

И твой дом, и огни твоей школы.

Наша Родина- труд и праздник,

Сто дорог для тебя самых разных,

И любовь твоя к папе и маме,

И ты сам - не один, а с друзьями.

- О чём это стихотворение? Какие картины Родины вы могли бы нарисовать к этому стихотворению? (словесное рисование)

-Прочитаем это стихотворение хором

– Как вы думаете, кто сможет это стихотворение прочитать выразительно, кого бы вы хотели послушать?

3.Работа по теме урока

Учитель: Ребята , давайте вспомним стихи о Родине, которые мы читали в изученном разделе.

Учитель: - Что их объединяет?

- Хотите прочесть их наизусть или выразительно по учебнику?

(Чтение стихов учащимися)

Учитель: - Близки ли вам чувства и мысли поэтов, чьи стихи мы читали?

- С одинаковым ли чувством пишут авторы о Родине?

Учитель: - Проверим , как вы запомнили авторов, которые посвятили свои стихи Родине.

- Нужно соотнести портрет с именем автора

Учитель: «Я в каждом шелесте листов

«Мои обиды и прощенья

«Посмотри на юг

Работа в группах

- краса ……

- Русь (могучая)

- краса (царственная)

- подвиги (громкие)

- слава (богатырская)

- Выберите из текста стихотворения Спиридона Дрожжина определения к данным словам

Родина (великая, святая)

Учитель: Какие изобразительные средства здесь использует автор и с какой целью?

- Они помогают представить образ Руси и выразить чувства автора

Учитель: -Какие чувства испытывают авторы?

Ученики: - Авторы испытывают чувство восхищения богатством и простором Руси.

- Гордятся своей Родиной и её народом!

Учитель: -Поэты, писатели свои чувства к Родине излагают в своём творчестве, а эмоции простого народа отражаются в народной мудрости – пословицах. Давайте соотнесём начало пословиц с их концом.

Работа в парах. Составь пословицу.

- Узнай пословицу по рисунку.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.


По родному краю

Дружно мы шагаем. ( Марш на месте.)

Справа от нас – зелёный луг. ( Поворот.)

Слева находится лес. ( Поворот.)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок. ( Прыжки.)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! ( Махи руками.)

Защита проектов

- Страна, где живём; дом, где родились; место, где жили предки. Наверное, всё это и есть Родина… - У каждого человека есть своя Родина. Она начинается на пороге твоего дома. Наша Родина большая и прекрасная.

- Родина большая и малая, любовь к родной природе, люди, прославившие нашу Родину – это темы проектов. Ребята работали в группах. Послушаем, творческий отчет каждой группы.

( Выступление учащихся с защитой проектов от каждой группы по одному ученику)

Интервью о Родине

- У нас осталось несколько минут до конца урока. Я предлагаю послушать интервью о Родине. Что такое Родина, за что вы любите свою родину – такие вопросы задавали корреспонденты нашего класса учителям и ученикам школы.

(Просмотр интервью в записи)

Родина.
Малая, большая.
Родиться, жить, помнить.
Место, где родился человек.
Отечество.

Родина.
Великая, сильная
Защищать, восхвалять, любить
Родина там, где твои родные места.
Отчизна.

Итог урока. Рефлексия.

Учитель: -Наш урок подошёл к концу. Вы замечательно работали.

Я бы хотела знать, ваше впечатление об уроке, о теме урока.

Перед вами лежат листочки. На листочках написаны начала трёх предложений, допишите их концовку

- Я почувствовал(а), что…;

- Когда я вырасту, …

Завершим наш урок замечательной песней о Родине

Домашнее задание: на выбор (дифференциальное)

подготовить чтение наизусть (выразительное чтение) стихотворений о

Родине 1) современных поэтов

2) классиков русской поэзии.

тоска грусть восхищение гордость переживание спокойствие умиротворенность любовь уважение


Коллективное решение главных вопросов, связанных с устройством Российской Федерации, субъектами РФ, на основе системно-деятельностного подхода.

Содержимое разработки

Цель урока: коллективное решение главных вопросов, связанных с устройством Российской Федерации, субъектами РФ, на основе системно-деятельностного подхода.

Задачи урока:

используя различные источники: карта РФ, учебник, словарь уметь находить нужную информацию

способствовать формированию гражданской самоидентичности, включая историко-географический образ страны, образ социально-политического устройства

способствовать формированию коммуникативных умений

Ожидаемые результаты:

характеризовать устройство Российской Федерации

называть виды субъектов федерации, права субъектов федерации

Тип урока: комбинированный урок

Формы работы учащихся: работа с учебником, с картой, заполнение схемы (коллективная), записи в тетрадях, разгадывание кроссворда, зарядка для глаз (применение ИКТ)

Необходимое техническое оборудование: ноутбуки, листы со схемами-заданиями, карта РФ.

I. Организационный этап (1 мин.):

Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

Садитесь. Итак, мы начинаем урок.

II. Мотивационно – целевой этап:

- Ребята, послушайте стихотворения и ответьте на вопросы

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой – надел халат

Один – рыбак с рожденья,

Один – кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним – милее осень,

Другим - милей весна.

А Родина – Россия –

У нас у всех одна. (В.Степанов)

- В чем смысл стихотворений? Какие картины возникли перед вами при их прослушивании? (ответы детей – все это о России, родине)

Общий вывод: общим домом для россиян, является Россия, надо помнить и любить свою родину.

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России)

- Давайте определим тему сегодняшнего урока, как она будет звучать и

каковы будут цели урока?

Значит, тема нашего сегодняшнего урока? (Россия)

- Но такое название темы не совсем полное. Россия – это не просто государство, это наша Родина. Давайте уточним тему (Наша Родина - Россия) (учитель записывает на доске продолжение названия темы)

- Предположите, о чем пойдет речь на уроке.

- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

- Откройте свои тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока.

1. Российская Федерация

2. Русский язык – государственный

3. Что значит быть патриотом

- Ребята, у вас на столах лежат листочки с проблемным вопросом, на который мы постараемся ответить в конце урока. Прочитайте его.

III. Основной этап

- Что же такое для человека Родина?

- Что для вас значит Родина?(ответы детей страну, в которой живет; дом, где

родился; место, где жили его предки)

- Правильно, все это и есть родина, то есть родное место.

Этап практического исследования

- Вспомните из истории Древнего мира, что означает это слово.

Запись в тетрадях - Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.

1) Из уроков окружающего мира в начальных классах, вспомните, как называлась наша страна в прошлом?(ответы детей - Восточные славяне, Русь, Российская империя, Российская республика, РСФСР, СССР)

- Как называется наше государство сейчас - с 1991 года – Российская Федерация

Работа с учебником – с. 92. Что такое федерация– найдите определение в словаре: Федерация - происходит от латинского, и означает союз, объединение, запишите в тетрадь.

Работа с картой с. 94-95

- Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о России по карте? Что вы видите на карте?

- Разными цветами на карте обозначены республики, области, федеральные округа, автономные округа и области, края. Это субъекты Российской Федерации.

Работа в тетради: субъект РФ – это государственное образование в составе федерации – коррекция – повтор определения, запоминание

- Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты Российской

Федерации?(стр. 92 учебник, ответы детей)

-Несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют

равные права. А теперь давайте с вами найдем в учебнике (стр.92) права

субъектов РФ и зачитаем их:

1.Право иметь свою территорию.

2.Право иметь свои органы власти и управления.

3.Право иметь свой герб и флаг.

4.Право обучать детей на родном языке.

- Итак, делаем вывод, что все субъекты равны в правах.

- Ребята, мы много читали, писали, пора и отдохнуть (физкультминутка)

(включить фонограмму –Звуки природы -соловей) ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

- Итак, продолжим урок. Рассмотрите карту Российской Федерации на стр. 94-95 учебника и карту на доске:

Укажите границы Российской Федерации.

Найдите столицу России.

Найдите и назовите 3 республик.

Найдите и назовите 3 краев.

Найдите и назовите 5 областей.

Найдите и назовите 3автономных округа.

Назовите субъект, в котором проживаем мы.

- Ребята, как вы думаете, только ли русские считают Россию своей Родиной? (нет)

- Не только русские люди считают Россию своей Родиной, ее просторы населяют более 100 народностей. Таким образом, Россия – государство не только федеративное, но и многонациональное, т.е. в его составе много различных национальностей.

Работа со словарем: Национальность – принадлежность человека к тому или иному народу. Нация – все население страны, народ.– коррекция – повтор определения, запоминание

- Итак, в России много разных национальностей (русские, украинцы, татары, марийцы, алтайцы, буряты и т.д.), но все они составляют одну нацию – россияне.

- Ребята, перед вами лежат карточки, работаем по заданию.(взаимопроверка)ПРИЛОЖЕНИЕ №4

2) Итак, Россия – многонациональное государство. У каждой национальности своя культура, обычаи и свой язык. Представьте на мгновенье, что люди каждой национальности, проживающие на территории нашей страны, будут разговаривать только на своем, национальном языке.

- Как вы думаете, сможет ли в таком случае существовать единое государство?(люди не смогут жить в едином государстве, т.к. они не будут понимать друг друга)

- Поэтому общим языком для всех россиян, независимо от их национальности является русский язык – он государственный язык РФ.

Работа с учеником: с. 93, прочитать

- Нашу Родину населяет множество народов, но среди них нет великих и малых, есть малочисленные и многочисленные, но все они имеют равные права и все достойны уважения. Любовь к своей Отчизне и уважение к другим народам - черта патриота.

3) Кто же такой патриот? Слово патриот греческого происхождения. Так древние греки именовали соотечественников, людей имевших одну Родину.

Работа в тетради: Патриот – человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу. Патриотизм – любовь к Родине, своему народу - коррекция – повтор определения, запоминание

IV. Закрепление изученного материала:

- Надеюсь, теперь вы многое сможете рассказать о нашей Родине и о людях, живущих здесь. Поэтому, я думаю, вы справитесь с нашим последним заданием.

V. Подведение итогов. Этап рефлексии

-В тетради обведите свою руку и на каждом пальце напишите что нового вы узнали сегодня на уроке. На ладошке напишите.что понравилось и что не понравилось на уроке

Спасибо за активную работу, до свидания.

Домашнее задание: п. 11., с. 98. № 5. (письм.) Напиши письмо своему сверстнику, живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой Родине. Если захочешь, подбери фотографии твоих любимых родных мест.

Список литературы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование у обучающихся представления о России как многонациональной стране с многовековыми культурными традициями.

-создать условия для понимания и принятия ценностей: Отечество, Родина, Россия, культурных традиций многонационального народа России.

-способствовать развитию навыков и умений работать с физической картой через практическую работу;

-способствовать овладению навыков смыслового чтения учебного публицистического текста, осознанного построения речевых высказываний, развитие навыков сотрудничества со сверстниками, развитие коммуникативного потенциала личности обучающегося через смену учебной деятельности.

-воспитывать интерес к предмету и стремление к его изучению через использование занимательного материала и применение ИКТ на уроках.

-формирование умения извлекать информацию из разных источников, выражать собственное мнение, вести диалог, приводить примеры из жизни;

-приобретение навыков сотрудничества, развитие коммуникативности.

окружающий мир, литературное чтение, русский язык.

компьютер, мультимедийный проектор, презентация, географическая карта, словарь, раздаточный материал.

Формы работы обучающихся:

фронтальная, групповая, парная

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Мотивация (самоопределение)к учебной деятельности.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. А это значит, что у нас появилась возможность поговорить о чем- то интересном.

Но сначала давайте проверим свое настроение с помощью улыбки. Итак, улыбнитесь друг другу.

У кого улыбка большая, радостная – настроение замечательное, улыбка чуть скромнее – настроение хорошее, ну, а ребят, без улыбки – у нас нет. Значит все готовы к работе на уроке.

Сегодня у нас необычный урок, потому что мы начинаем изучение нового предмета.

Прочитайте как называется предмет.

Прослушайте, пожалуйста песню и подумайте, о чем она?

О чем прозвучавшая песня?

Ребята, что вы почувствовали, когда слушали эту песню, просматривали иллюстративный материал?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Настраиваются на работу на уроке.

Рассматривают учебник, знакомятся с названием нового учебного предмета.

эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

прием информации, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что еще неизвестно.

2. Актуализация знаний обучающихся.

Ребята, сформулируйте тему нашего урока.

Давайте поработаем в группах. Для начала повторим правила работы в группе.

Итак, задания для работы в группах.

Выберите ответ (страна, в которой родился человек; страна, гражданином которой является человек; место, где родился человек, где живут его родные и близкие; место, которое дорого человеку.)

Обоснуйте свой выбор.

Мы живем в замечательной стране – России.

Почему мы Россию считаем своей Родиной?

Каждая группа права по своему, и мы это сейчас докажем.

Отечество- страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.

Родина – Отечество, родная страна. Место рождения, происхождения кого – либо.

Вот мы и доказали, что каждая группа была права в своих ответах.

Откроем учебник на странице 4. Сравним материал.

Ребята. Люди во все времена гордились своей Родиной, слагали о ней пословицы, поговорки, стихи, песни. Давайте проверим, а знаете ли вы пословицы о Родине?

Вам предлагается из частей(начало и конец) составить пословицы о Родине.(Приложение 1).

(Родина – мать, умей за нее постоять.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Своя земля и вгорсти мила.

На чужой земле и весна не красна.)

Поработайте над смыслом пословиц.

Работа в группах.

Повторение правил работы в группах.

Отвечают на вопрос, высказывают свои предположения.

Работа со словарем.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с пословицами.

поиск и выделение необходимой информации.

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения м позиции, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, достижение договоренности и согласование общего решения.

анализ, сравнение, обобщение, ориентирование в словаре, учебнике, понимание информации, представленной в виде текста.

умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

умение контролировать результаты своей деятельности, вносить коррективы.

3.Открытие новых знаний.

Ребята, а по каким символам можно узнать ту или иную страну?

Какие символы вам известны?

Работаем в группах. Каждой группе предлагается задание: 1 группа – собрать из строчек гимн(Приложение 2), 2 группа – найти флаг, определить последовательность цветов, значение каждого цвета (Приложение 3), 3 группа – герб.(Приложение 4).

Какие чувства вы испытываете, когда слышите музыки и слова гимна?

Как выглядит Российский флаг?

Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы.

Что означает каждый цвет на флаге?

Какой из представленных гербов является гербом России в данное время?

Кто изображен на гербе?

Молодцы! Наша Родина – Россия.

Поработаем с физической картой.

Покажите на карте Россию.

Что вы можете сказать о ее территории?

Какие города вам известны?

Попробуйте показать их на карте.

Какой город является столицей нашей Родины?

Покажите на карте.

Люди, живущие на территории России называются …правильно, россиянами.

А как вы считаете, какими качествами обладают россияне?

Какой мир окружает человека?

Давайте попробуем разобраться.

Предлагаю продолжить работу по учебнику, страница 4- 5.

Давайте посмотрим, что у нас получилось.

материальные мир культуры;

ц енности внутренний

какие? мир человека

Возвращаемся к работе в

Перед вами выражения: спокойно на душе, тревожно на душе, радостно на душе, тяжело на душе.

Обсудите в группах данные выражения, объясните значения фразеологизмов.

Как вы думаете от чего на душе бывает хорошо?

От чего бывает тяжело?

В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями.

Выберите утверждение, с которым согласны:

- то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений, например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи;

-это обычаи населяющих нашу Родину народов, пришедшие к нам из глубины веков;

-это богатство нашей многонациональной Родины;

-исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы поведения.

Обоснуйте свое мнение.

Итак,культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. В нашей стране живут люди, которые знают и берегут разные традиции. Граждане нашей страны говорят на разных языках, исповедуют разную религию, но хорошо понимают друг друга, т. к. культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие.

Что же относится к культурным традициям различных народов?

В этом нам поможет чтение, анализ дополнительного материала.(Приложение 6).

Давайте разберемся вместе и создадим графическую модель- кластер на доске.

Какие традиции существуют в вашей семье?

Для чего хранят и соблюдают традиции?

Послушайте, пожалуйста, одну притчу.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село.

Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни больше упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди.

Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика, разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ,

СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: "И все?"

Давайте выберем только те качества, поступки, которые делают семью, граждан одной страны дружнее.(Приложение 7).

Читайте также: