Мотивация как процесс кратко

Обновлено: 08.07.2024

Мотивация – это психофизиологический процесс, который под действием внешних или внутренних факторов, стимулирует у людей желание заниматься той или иной деятельностью.

что такое МОТИВАЦИЯ — определение простыми словами. Понятие мотивации.

Простыми словами, Мотивация – это некая сила, которая заставляет людей действовать и добиваться поставленных целей. Это стимул, который заставляет нас упорно работать и подталкивает к успеху. Также можно сказать, что именно мотивация, это то, что формирует многие аспекты человеческого поведения, отвечающие за совершение тех или иных поступков.

Суть и цели МОТИВАЦИИ.

С научной точки зрения, у данного явления не существует четкого и остаточного определения или объяснения. Достоверно известно то, что мотивация очень тесно связана с эмоциями, но отличается от них. На данный счет существует множество теорий, некоторые из которых предполагают, что мотивация может основываться на необходимости минимизировать физическую боль и максимизировать удовольствие. Это может включать в себя удовлетворение, как простейших, так и грандиозных потребностей. К таким можно отнести потребности в пище и отдыхе, в обладании определенными благами, достижение уровня престижа или статуса, и тому подобные вещи. Из всего вышесказанного, можно сформулировать мысль о том, что суть и цель мотивации заключается в максимальном удовлетворении всех потребностей человека.

Виды и типы МОТИВАЦИИ.

Говоря о видах или типах мотивации, специалисты чаще всего разделяют ее на два вида, это:

  • Внутренняя мотивация;
  • Внешняя мотивация.

Но, если более глубоко разобраться в вопросе, то можно заметить, что довольно часто границы между этими формами мотивации являются размытыми. Нередко внешняя мотивация перетекает во внутреннюю мотивацию. Это зависит от особенностей каждого человека, и того, как на него действуют различные стимулы.

Внутренняя мотивация.

Примеры внутренней мотивации:

Достижения.

Мы стремимся к достижению целей и решению новых задач. Мы хотим улучшить свои навыки и доказать свою компетентность как другим, так и самим себе. Как правило, это чувство является неотъемлемым по своей природе.

Личностный рост.

Необходимость самосовершенствования поистине является внутренней мотивацией. Желание увеличить наши знания о себе и внешнем мире, может быть очень сильной формой мотивации. Мы стремимся учиться и расти как личность. Мотивацию личностного роста можно также увидеть в стремлении к переменам. Многие из нас изначально ограничены теми параметрами и знаниями, которые были заложены при воспитании или основном обучении. Но, мотивация личностного роста, стимулирует нас совершенствовать эти базовые критерии и обучатся новому, эволюционируя как личность.

Стремление к власти.

Стремление к власти может принять форму контроля над собственной жизнью или контроля над окружающими людьми. В первом случаи, человек добивается успеха и возможности прожить жизнь так, как он того хочет. В другом случаи, желание власти над окружающими, может заставить человека совершать не лучшие с точки зрения закона и морали поступки. Тем не менее данная форма мотивации, является очень сильной, и как видно из истории человечества, она является очень распространенной.

Социальная мотивация.

Внешняя мотивация.

В противовес внутренней мотивации, внешняя мотивация происходит из-за пределов личности. Обычными внешними мотивами являются вознаграждения, такие как деньги и привилегии, принуждение и угроза наказания. Простыми словами, внешняя мотивация – это стимулы, которые приходят к нам от других людей или обстоятельств.

Примеры внешней мотивации:

Награда.

Данная форма мотивации включает в себя вознаграждения, как материальные, так и нематериальные. Многие люди зная о том, что они будут вознаграждены каким-то образом, готовы работать очень усердно и выполнять даже самые сложные задачи.

Страх.

Методы, способы, приемы и формы мотивации. Процесс мотивации.

Если, вы уже дочитали до этого параграфа, то по-большому счету, у вас уже должно было сформироваться представление о различных возможных способах и методах мотивации. Многие из них перечислены в примерах внутренней и внешней мотивации. Но хотелось бы отметить, что далеко не все методы применимы ко всем людям. Некоторым, необходимо просто захотеть достичь какой-либо цели, и это уже будет достаточно сильной мотивацией, особенно если включить в эту схему упорство. Другим для запуска процесса внутренней мотивации необходим небольшой толчок от другого человека. К примеру, сейчас можно найти очень много различных мотивационных курсов, которые профессионально подтолкнут человека, действовать более активно добиваясь своих целей.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен [К. Madsen, 1959]; Ж. Годфруа, 1992), в другом случае — как совокупность мотивов (К. К. Платонов, 1986), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас, 1990).

Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т. е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Например, В. А. Иванников (1985) считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А. Н. Леонтьев), т. е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ).

Однако при таком подходе остается непонятным, во-первых, что же придает побудительность — ситуация или мотив, во-вторых, каким образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация. Высказывания авторов о соотношении мотива и мотивации не проясняют этого вопроса. Так, Р. А. Пилоян пишет, что мотивация и мотив — взаимосвязанные, взаимообусловленные психические категории и что мотивы действия формируются на базе определенной мотивации (т. е. мотивы вторичны). И в то же время он утверждает, что через выработку отдельных мотивов мы можем влиять на мотивацию в целом (т. е. уже мотивация зависит от мотивов, которые становятся первичными). Кроме того, автор считает, что мотивы относятся к действиям, а мотивация — к деятельности, не давая этому какого-либо обоснования.

В. Г. Леонтьев (1992) выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива. Следовательно, в данном случае тоже имеется отождествление мотива с мотивацией. В. Г. Леонтьев полагает, что мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей, и с этим нельзя не согласиться.

Во многих случаях психологи (а биологи и физиологи — постоянно) под мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Наряду с психологами проблема мотивации и мотива разрабатывается и криминалистами[6]. Среди них тоже нет единого понимания мотивации. В одном случае она понимается как метод самоуправляемости личности через систему устойчивых побуждений, т. е. через мотивы (К. Е. Игошев, 1974), в другом случае — как процесс формирования мотива поведения (В. Д. Филимонов, 1981), в третьем — как совокупность мотивов, как сложная и противоречивая, изменчивая динамическая система (Н. Ф. Кузнецова, 1975).

Таким образом, ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения нам видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

28. Критерии удовлетворенности работой. Мотивация, удовлетворенность трудом и заработная плата. Факторы вовлеченности в трудовой процесс

28. Критерии удовлетворенности работой. Мотивация, удовлетворенность трудом и заработная плата. Факторы вовлеченности в трудовой процесс Основными критериями удовлетворенности работника трудом являются:1) уровень заработной платы – если заработная плата

МОТИВАЦИЯ

МОТИВАЦИЯ Творческая мотивация очень важна, потому что большинство творческих людей черпают свои идеи именно из этого источника.Она означает, что человек готов потратить пять часов в неделю на то, чтобы найти лучший способ действий, в то время как большинство людей

МОТИВАЦИЯ

МОТИВАЦИЯ

МОТИВАЦИЯ Что приходит сначала? Останавливаемся ли мы от того, что у нас есть мотивация для творчества, или, наоборот, мотивация возникает как итог целенаправленной привычки совершать творческую паузу? Я думаю, что верно и то, и другое, но все же в начале должен быть

Мотивация

Мотивация Ричард: Могли бы вы сделать это в обратном направлении? Могли бы вы использовать эту технику, чтобы заставить себя начать заниматься гимнастикой, вместо того чтобы прекратить переедать?Если вы хотите начать делать что-либо, вам нужно создать мотивацию, и проще

21. Мотивация

21. Мотивация Это очень важная серия глав! Предполагается, что мы прочтем их очень внимательно.Необходимость в правильно организованной мотивации имеет очень глубокие корни в нашем Уме. Как известно, в нашем мозгу имеются участки, способные реагировать на т. н.

Дефицитарная мотивация и мотивация роста

Дефицитарная мотивация и мотивация роста В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: дефицитные мотивы и мотивы роста (Maslow, 1987). Первые (также называемые дефицитарными, или Д — мотивами) заключают в

Мотивация

Мотивация Миллионы звёзд на небе, миллионы людей на земле… У каждого есть своя Звезда, но не каждый её находит. Люди предпочитают смотреть себе под ноги. Поэтому они и разучились видеть свой Путь…Ученик Великого Мага лежал на спине, чувствуя под собой тёплый песок. Он

Мотивация

Мотивация Поддержание гомеостаза, снижение напряжения или психоаналитический принцип удовольствия (по мнению В. Франкла) не могут адекватно объяснить человеческое поведение. Влечение к статусу, о котором идет речь в индивидуальной психологии Адлера, также не является

3.4. Мотивация

3.4. Мотивация Немалую роль в поднятии морального духа коллектива играет и мотивации работников. Под мотивациями здесь нужно рассматривать неудовлетворенные потребности. Как только одна потребность удовлетворяется, на сцену ей приходит другая, уже более высокая.Какие

5. Мотивация

5. Мотивация Устранение демотиваторовГлавная задача менеджера — включать рубильник, чтобы запустить энергию энтузиазма. Нельзя научить мудрости и ответственности, но их можно разбудить.Если лидер не будет жалеть времени, чтобы объяснять людям, что…1. Миссиялюбого

Мотивация

Мотивация Вы знаете, что будете заниматься спортом чаще и меньше пропускать тренировки, если ходите на них с партнером. А если вы договоритесь с подругой вместе сесть на диету, то реже будете срываться на нездоровое питание. Вы будете рано вставать или отказываться от

Мотивация

Мотивация Люди часто жалуются, что достичь поставленных целей им мешает недостаток мотивации. И это не просто отговорка (хотя зачастую именно так и бывает), а свидетельство недостаточной информированности. Самомотивация является вотчиной предлобной доли, с которой мы

Мотивация

Мотивация Мотивация – странный феномен. Мы склонны вспоминать о ней тогда, когда ее не хватает. Нам часто кажется, что мы не имеем власти над нею и временами она совершенно неуловима.Что же такое мотивация? Она имеет много общего с проактивностью, поэтому-то мы и начинаем с

Стратегическое управление современной фирмой требует существенных финансовых и интеллектуальных усилий менеджера для анализа состояния среды и разработки управленческих методов для достижения корпоративной цели. Эффективность таких инвестиций будет во многом определяться тем, в какой степени персонал заинтересован в решении перед ним поставленных задач. Активизация некоторого производственного поведения сотрудников является одной из важнейших задач менеджмента.

Под мотивацией понимается совокупность движущих сил, побуждающих человека к деятельности, которая имеет конкретную целевую направленность.

Процесс мотивации строится вокруг человеческих потребностей - основного объектам воздействия с целью побуждения людей к действиям. В общем виде потребность представляет собой ощущение недостатка в чем-либо, имеющее индивидуализированный характер при общности характера проявления.

Осознанная и сформулированная потребность не всегда приводит человека к действию по устранению ее. Для этого необходимо наличие определенных условий:

  • наличие сильного желания поменять ситуацию, удовлетворить потребность на уровне ощущения, что жить дальше так нельзя.
  • материального, временного, финансового ресурсного обеспечения для осуществления действий и развития знаний, способностей, навыков для удовлетворения потребностей.

Итак, мотивация - это создание условий, воздействующих на поведение людей.

Стадии мотивационного процесса

Как процесс, мотивация может быть представлена в виде ряда последовательных стадий, носящих условный характер:

  1. Возникновение потребности. Потребность появляется когда, человек начинает ощущать, что ему не хватает чего-либо. Она проявляется в конкретное время и "требует" от человека, чтобы он искал возможности и предпринимал какие-либо шаги для устранения ее. Потребности могут быть разными: физиологическими, психологическими, социальными.
  2. Поиск пути устранения потребности. Поскольку потребность возникла и для человека создает проблемы, то он начинает поиск возможностей ее устранения, удовлетворения, подавления. Появляется необходимость что-то делать, предпринимать.
  3. Определение направления действия. Человек производит фиксацию того, что и какими средствами ему следует сделать, чего добиться и получить для устранения потребности. На этой стадии производится увязка таких вопросов, как: что мне нужно получить, чтобы потребность устранить; что мне нужно сделать, чтобы получить желаемое; в какой степени я смогу добиться желаемого; насколько то, что я смогу получить, сможет устранить потребности?
  4. Осуществление действий. На данной стадии человеком затрачиваются усилия для того, чтобы предпринять действия, в конечном счете, которые, должны ему предоставить возможность получения чего-либо, чтобы потребность устранить. Поскольку процесс работы оказывает на мотивацию обратное влияние, то на данной стадии может осуществляться корректировка целей.
  5. Получение вознаграждения за выполнение действий. Проделав некоторую работу, человек или непосредственно получает то, что он можно использовать для устранения потребностей, или то, что он может на желаемый объект обменять. На этой стадии уясняется то, насколько выполнение действий дало желаемые результаты, а в зависимости от этого мотивация к действию либо ослабляется, либо сохраняется, либо усиливается.
  6. Устранение потребности. В зависимости от уровня снятия напряжения, инициируемого потребностью, а также от того, вызывает ли устранение потребности ослабления или усиления мотивации к деятельности, человек до возникновения новой потребности или прекращает деятельность, или продолжает поиски возможностей по устранению потребности.

Элементы мотивационного процесса

Рассмотрим подробнее элементы процесса мотивации.

Стимулы играют роль раздражителя, извне воздействующего на работника с целью его побуждения к деятельности. Влияние стимулов переводит существующую потребность в мотив при условии их соответствия друг другу.

В качестве стимула могут выступать действия других людей, предметы, обязательства и обещания, предоставляемые возможности и т. д.

Однако побуждение к деятельности может происходить не только извне, но и от самого человека. Здесь источник побуждения - это мотивационная структура конкретного индивида, формирующаяся под воздействием воспитания, личностных факторов, обучения. Мотив порождается самим человек, сталкиваясь с задачами или проблемами. Мотив - это то, что вызывает некоторые действия, вызванные собственными эмоциями, потребностями, позицией человека.

Одни и те же мотивы могут быть порождены в зависимости от ситуации как внешними воздействиями, так и внутренней мотивационной структурой.

Выделяют два направления поиска способов удовлетворения потребности. Среди них:

  1. Поиск способов достижения успешности при реализации потребности. Такой путь деятельность человека активизирует и придает его действиям определенную целевую направленность.
  2. Поиск пути избегания определенных обстоятельств, объектов или условий делает людей малоактивными, не способными к самостоятельным действиям. Ключевыми мотивами человеческого поведения в данной ситуации являются чувство тревоги и страха.

Человеческое поведение приводит к конкретным результатам, которые подвергаются оценке. Степень удовлетворения оказывает влияние на поведение человека в аналогичных ситуациях в будущем. Люди при этом стараются повторять поведение, ассоциирующееся с удовлетворением потребностей, и избегать того, которое связано с неудовлетворенностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Главная задача менеджера - создавать и активизировать такие потребности подчиненных, которые можно удовлетворить в рамках системы управления фирмой.

Эффективное управление персоналом подразумевает гармоничное сочетание стимулов и мотивации, а также удовлетворения потребностей людей через воздействие на содержание разных этапов мотивационного процесса.

Факторы, определяющие мотивационный процесс

Можно выделить несколько факторов, усложняющих и делающих неясным процесс практической реализации мотивации. Существенным фактором обычно становится неочевидность мотивов. Можно догадываться по поводу того, какой мотив действует, но "вычленить" их в явном виде невозможно. Требуются длительные и скрупулезные наблюдения для того, чтобы с достаточной степенью достоверности попытаться сказать о том, какой мотив является ведущим, движущим в мотивационном процессе.

Следующий важный фактор - изменчивость мотивационного процесса. Характер этого фактора определяется тем, какие потребности этот процесс инициируют. Однако потребности сами находятся в сложном динамическом воздействии между собой, часто друг другу противореча либо же, наоборот, действие отдельных потребностей усиливая. Составляющие данного взаимодействия могут во времени меняться, меняя характер и направленность действия мотивов. Даже при глубочайшем знании мотивационной структуры могут появляться непредвиденные изменения в человеческом поведении и непредвиденные реакции с его стороны на мотивирующее воздействие.

Еще один фактор, делающий мотивационный процесс каждого человека фактически непредсказуемым и уникальным, - различие мотивационной структуры отдельных людей, различные степени влияния одних и тех же мотивов на разных людей и зависимости одних мотивов от других. У одних и тех же людей стремление к достижению результатов может быть достаточно сильным, у других оно может быть слабым. В данном случае этот мотив будет действовать на поведение людей по-разному.

Таким образом, мотивационный процесс достаточно сложен и неоднозначен. Существует значительное количество различных мотивационных теорий, пытающихся это явление объяснить.

Стратегическое управление современной фирмой требует существенных финансовых и интеллектуальных усилий менеджера для анализа состояния среды и разработки управленческих методов для достижения корпоративной цели. Эффективность таких инвестиций будет во многом определяться тем, в какой степени персонал заинтересован в решении перед ним поставленных задач. Активизация некоторого производственного поведения сотрудников является одной из важнейших задач менеджмента.

Под мотивацией понимается совокупность движущих сил, побуждающих человека к деятельности, которая имеет конкретную целевую направленность.

Процесс мотивации строится вокруг человеческих потребностей - основного объектам воздействия с целью побуждения людей к действиям. В общем виде потребность представляет собой ощущение недостатка в чем-либо, имеющее индивидуализированный характер при общности характера проявления.

Осознанная и сформулированная потребность не всегда приводит человека к действию по устранению ее. Для этого необходимо наличие определенных условий:

  • наличие сильного желания поменять ситуацию, удовлетворить потребность на уровне ощущения, что жить дальше так нельзя.
  • материального, временного, финансового ресурсного обеспечения для осуществления действий и развития знаний, способностей, навыков для удовлетворения потребностей.

Итак, мотивация - это создание условий, воздействующих на поведение людей.

Стадии мотивационного процесса

Как процесс, мотивация может быть представлена в виде ряда последовательных стадий, носящих условный характер:

  1. Возникновение потребности. Потребность появляется когда, человек начинает ощущать, что ему не хватает чего-либо. Она проявляется в конкретное время и "требует" от человека, чтобы он искал возможности и предпринимал какие-либо шаги для устранения ее. Потребности могут быть разными: физиологическими, психологическими, социальными.
  2. Поиск пути устранения потребности. Поскольку потребность возникла и для человека создает проблемы, то он начинает поиск возможностей ее устранения, удовлетворения, подавления. Появляется необходимость что-то делать, предпринимать.
  3. Определение направления действия. Человек производит фиксацию того, что и какими средствами ему следует сделать, чего добиться и получить для устранения потребности. На этой стадии производится увязка таких вопросов, как: что мне нужно получить, чтобы потребность устранить; что мне нужно сделать, чтобы получить желаемое; в какой степени я смогу добиться желаемого; насколько то, что я смогу получить, сможет устранить потребности?
  4. Осуществление действий. На данной стадии человеком затрачиваются усилия для того, чтобы предпринять действия, в конечном счете, которые, должны ему предоставить возможность получения чего-либо, чтобы потребность устранить. Поскольку процесс работы оказывает на мотивацию обратное влияние, то на данной стадии может осуществляться корректировка целей.
  5. Получение вознаграждения за выполнение действий. Проделав некоторую работу, человек или непосредственно получает то, что он можно использовать для устранения потребностей, или то, что он может на желаемый объект обменять. На этой стадии уясняется то, насколько выполнение действий дало желаемые результаты, а в зависимости от этого мотивация к действию либо ослабляется, либо сохраняется, либо усиливается.
  6. Устранение потребности. В зависимости от уровня снятия напряжения, инициируемого потребностью, а также от того, вызывает ли устранение потребности ослабления или усиления мотивации к деятельности, человек до возникновения новой потребности или прекращает деятельность, или продолжает поиски возможностей по устранению потребности.

Элементы мотивационного процесса

Рассмотрим подробнее элементы процесса мотивации.

Стимулы играют роль раздражителя, извне воздействующего на работника с целью его побуждения к деятельности. Влияние стимулов переводит существующую потребность в мотив при условии их соответствия друг другу.

В качестве стимула могут выступать действия других людей, предметы, обязательства и обещания, предоставляемые возможности и т. д.

Однако побуждение к деятельности может происходить не только извне, но и от самого человека. Здесь источник побуждения - это мотивационная структура конкретного индивида, формирующаяся под воздействием воспитания, личностных факторов, обучения. Мотив порождается самим человек, сталкиваясь с задачами или проблемами. Мотив - это то, что вызывает некоторые действия, вызванные собственными эмоциями, потребностями, позицией человека.

Одни и те же мотивы могут быть порождены в зависимости от ситуации как внешними воздействиями, так и внутренней мотивационной структурой.

Выделяют два направления поиска способов удовлетворения потребности. Среди них:

  1. Поиск способов достижения успешности при реализации потребности. Такой путь деятельность человека активизирует и придает его действиям определенную целевую направленность.
  2. Поиск пути избегания определенных обстоятельств, объектов или условий делает людей малоактивными, не способными к самостоятельным действиям. Ключевыми мотивами человеческого поведения в данной ситуации являются чувство тревоги и страха.

Человеческое поведение приводит к конкретным результатам, которые подвергаются оценке. Степень удовлетворения оказывает влияние на поведение человека в аналогичных ситуациях в будущем. Люди при этом стараются повторять поведение, ассоциирующееся с удовлетворением потребностей, и избегать того, которое связано с неудовлетворенностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Главная задача менеджера - создавать и активизировать такие потребности подчиненных, которые можно удовлетворить в рамках системы управления фирмой.

Эффективное управление персоналом подразумевает гармоничное сочетание стимулов и мотивации, а также удовлетворения потребностей людей через воздействие на содержание разных этапов мотивационного процесса.

Факторы, определяющие мотивационный процесс

Можно выделить несколько факторов, усложняющих и делающих неясным процесс практической реализации мотивации. Существенным фактором обычно становится неочевидность мотивов. Можно догадываться по поводу того, какой мотив действует, но "вычленить" их в явном виде невозможно. Требуются длительные и скрупулезные наблюдения для того, чтобы с достаточной степенью достоверности попытаться сказать о том, какой мотив является ведущим, движущим в мотивационном процессе.

Следующий важный фактор - изменчивость мотивационного процесса. Характер этого фактора определяется тем, какие потребности этот процесс инициируют. Однако потребности сами находятся в сложном динамическом воздействии между собой, часто друг другу противореча либо же, наоборот, действие отдельных потребностей усиливая. Составляющие данного взаимодействия могут во времени меняться, меняя характер и направленность действия мотивов. Даже при глубочайшем знании мотивационной структуры могут появляться непредвиденные изменения в человеческом поведении и непредвиденные реакции с его стороны на мотивирующее воздействие.

Еще один фактор, делающий мотивационный процесс каждого человека фактически непредсказуемым и уникальным, - различие мотивационной структуры отдельных людей, различные степени влияния одних и тех же мотивов на разных людей и зависимости одних мотивов от других. У одних и тех же людей стремление к достижению результатов может быть достаточно сильным, у других оно может быть слабым. В данном случае этот мотив будет действовать на поведение людей по-разному.

Таким образом, мотивационный процесс достаточно сложен и неоднозначен. Существует значительное количество различных мотивационных теорий, пытающихся это явление объяснить.

Читайте также: