Мониторинг управленческой деятельности в школе

Обновлено: 30.06.2024

Актуальность проблемы мониторинга в общеобразовательной школе.

Проблема получения качественной объективной информации в области педагогической деятельности приобрела важное значение, поскольку начала формироваться социальная база потребителей такой информации. В ней испытывает потребность и учитель для оценки профессиональной деятельности и оценки достижений ученика с целью корректировки педагогических воздействий; и руководитель образовательного учреждения для определения стратегии его развития, для оценки качества работы педагогов.

Эффективное управление любым сложным, динамическим объ­ектом и прогнозирование его изменений возможно только на осно­ве непрерывного потока информации о его состоянии и тех процес­сов, которые обеспечивают динамическое равновесие системы или угрожают его нарушить, поэтому для осознания процессов, проис­ходящих в образовании, для действительного управления ими, а не спонтанной борьбы с неожиданными фантомами, необходимо не­прерывное слежение за состоянием системы, то есть мониторинг.

В нашей стране наиболее полное исследование эффективности школы и построение соответствующей модели было проведено профессором С.П.Вершиловским и его сотрудниками. Они исходили из того, что эффективная школа та, которая наиболее последовательно выражает в своей деятельности объективно необходимые общественные тенденции. Авторы пришли к следующим выводам:

2). Школа эффективна в той степени, в какой она готовит учащихся к позитивной самореализации: познавательной, профессиональной, семейной, духовно-культурной, общественно-политической.

3). Школа эффективна в той степени, в какой она удовлетворяет запросы конкретных социопрофессиональных групп и социокультурной сферы.

В этой связи именно мониторинг становится реально дей­ственным механизмом определения эффективности той или иной управленческой стратегии и, что наиболее важно, выде­ления факторов, обеспечивающих или, напротив, тормозящих достижение максимально возможной эффективности образо­вательного процесса.

В настоящее время ярко выразилась тенденция усиления интереса и потребностей социума к образованию, причем к образованию качественному. Семья прямо связывает социальную, профессиональную и иную успешность своих детей с уровнем образования, которое эти дети получают. Рынок труда, в свою очередь, предъявляет все более высокие требования к квалификационному ресурсу работника. Таким образом, школа несет большую ответственность за обеспечение качества образования выпускников.

Можно выделить три системы (субъекта) внешней ответственности , которые ставят вопрос об эффективности школы:

- государство , формирующее основной пакет образовательных услуг и действующее в социально – политических значениях;

- родитель , как индивидуальный потребитель (заказчик) образовательных услуг, действующий в значениях конкурентных преимуществ, получаемых детьми в системе образования;

- общество в лице общественных институтов , как заинтересованная сторона в значениях преемственности культуры, сохранения интеллектуального развития нации.

Системы внешней ответственности школы прямо и косвенно способствуют радикальному повышению эффективности школ и более полному обеспечению равенства возможностей учащихся.

2. Субъекты и объекты мониторинга.

В том понимании, в котором рассматривается мониторинг в данной работе, субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. Например, социум получает сведения об образовательном учреждении. На основании этой

информации формируется общественное мнение. Учащийся имеет представление о результатах своей деятельности, на основании которых выстраивает индивидуальную траекторию деятельности.

В свою очередь каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного или иного уровня.

-для родителей: значительно повысить уровень информированности как об образовательных успехах своего ребенка, так и об общем качестве образования в конкретном учебном заведении;

- для государства: адекватно оценивать и сопоставлять результативность действующих образовательных программ;

-для социума: контролировать реализацию конституционных законов обеспечения равенства в доступности образования

Принципиальным подходом при формирования решений становится использование прогностического метода, в противовес рефлексивному. Рефлексивный метод заключается в том, что все необходимые решения и изменения являются следствием возникших трудностей, каких- либо потребностей или создавшегося положения. Например, введение таких предметов, как экономика, право, увеличение объема часов физкультуры, профильность, и т.д. – ответная реакция на возникшие запросы общества.

Именно накопление в режиме мониторинга комплекса показателей, объ­ективных, понятных и прозрачных, поддающихся количественным измерениям, представленным в динамике, позволит не только оценивать эффективность, но и принимать верные решение по ее повышению, переходить от рефлексивного управления процессом образования к прогностическому.

Для руководителя образовательного учреждения такая система становится мощным аналитическим инструментом для формирования и принятия решений, связанных со всем спектром как системных, так и част­ных проблем — от изменения ценностного ряда миссии школы до определе­ния уровней профессиональной компетентности отдельных учителей.

Полноценная система мониторинга должна создать целый ряд прямых и косвенных преимуществ.

3. Анализ образовательных возможностей школы.

Педагогический персонал школы обладает достаточным профессиональным потенциалом и квалификационным ресурсом для работы в совре­менных условиях. Информационные ресурсы школы находятся в постоянном развитии и в значительной степени удовлетворяют современным требованиям.

В то же время, возникли проблемы, вызванные изменениями в социальном, политическом и экономическом аспектах современного социума. К их числу можно отнести:

- влияние демографического эха войны и ситуация демографического провала начала 1990-х годов привело к резкому уменьшению количества школьников, особенно старшего возраста;

-рост выпускников школы, поступающих не на бюджетные, а на кон­трактные места в столичных вузах;

кризис целостных и привычных воспитательных систем, массовое развитие телекультуры, активное влияние массовых электронных источников информации;

заметное отставание информационной культуры педагогов от инфор­мационной культуры молодых семей, отдавших своих детей в школу;

снижение общественно значимого статуса учителя, неадекватная оп­лата его труда;

недостаточный уровень профессиональной культуры ряда классных руководи­телей, размытость функционала или отсутствие социальных педагогов;

- использование в основном репродуктивных методик и технологий;

- отсутствие системного характера деятельностного подхода в обучении;

недостаточное развитие системы информированности детей, родите­лей, педагогов.

Отмечаем, что в целом - школа пользуется доверием у населения, но оно исчерпаемо, и если не будут предприняты эволюционные и ради­кальные шаги на пути к изменениям, этот кредит доверия может быть потерян, а школа утратит свои конкурентные преимущества.

4. Ресурсные возможности школы для реализации проекта

К ресурсам образования мы относим: квалификационный ресурс персонала, систему принятия решений и оптимизацию информационных потоков, систему школьного управления, информационные ресурсы, воз­можности образовательной среды, ма­териально-техническую базу школы и финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы - главный фактор развития образовательного про­странства школы и непосредственно влияет на качество об­разования и степень его соответствия социальным запросам и вызовам.

Школа находится на самобалансе , ведет собственный буху­чет, проводит самостоятельную финансово-хозяйственную политику.

Переход к финансово-хозяйственной автономности позволил диффе­ренцировать зарплату персонала, создать стимулирующие возможно­сти, маневрировать ресурсами, использовать принцип концентрации ресурсов.

Обеспечение эффективного слежения за состоянием образования в школе, аналитическое обоснование результатов деятельности, корректировка деятельности учителя, учащихся на основе результатов мониторинга.

Индивидуальные достижения учащихся.

2. Ресурсы, используемые для достижения эталонных характеристик.

7 . Ожидаемый результат:

Формирование информации, для принятия управленческого решения.

Создание системы комплексного мониторинга

Создание качественных средств измерений (индикаторов).

Накопление опыта в области мониторинга в виде тематических материалов.

Выявление причин несоответствия учащихся эталонным характеристикам.

Использование результатов системного мониторинга для изменений образовательных, финансово-экономических условий развития школы.

Включение созданной системы индикаторов в систему мониторинга эффективности образовательного учреждения.

II . МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА

1. Что такое мониторинг?

Общий смысл : Мониторинг – деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями.

Во второй половине XX века в почвоведении процесс постоян­ного наблюдения за состоянием плодородного слоя земли стал на­зываться специальным термином - мониторинг

Мониторинг – это средство сбора достоверной информации для принятия управленческого решения

В традиции советской школы:

на первом плане был контроль (формы и методы весьма детально разработаны)

Тотальный контроль за учебным процессом давал какие-то результаты, но в значительной мере служил средством имитации эффективной деятельности по руководству образовательным учреждением.

Должные результаты школа была обязана обеспечить независимо от того, какие ресурсы ей были предоставлены и с каким составом учащихся она имело дело.

Итог : имитация должных результатов - завышение % успеваемости;

имитация требуемых мероприятий - искусство создания различных документов.

Основные недостатки реализации мониторинга в школах:

- выбор объектов мониторинга произволен;

- используется не вся информация , не отражает всех достижений и проблем в деятельности учреждения;

- не установлены четкие сроки проведения мониторинга (носит периодический характер);

- часто не ясна цель проводимых измерений и нет потребности в получении информации;

- информация собирается, но не анализируется

Показатели нового качества российского образования как основа школьной программы мониторинга :

- развитие способности школьников самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе используемого ими социального опыта (образовательных результатов);

- обеспечение возможностей достижения желаемых образовательных результатов всеми учащимися (процесс их достижения);

- оптимизация затрат личности и общества на достижение необходимых результатов (цена достижения, затраты сил и времени учащихся и учителей)

2. Мониторинг в образовании

Мониторинг качества образования –

это система сбора, обработки, хранения и распространения достоверной информации о качестве образовательных результатов, условий и оценок достижений.

система организации сбора, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы , обеспечивающий непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития.

Мониторинг учебных достижений учащихся.

Можно сказать, что мониторинг учебных достижений обучающихся ведет каждый учитель и отражает результаты его в виде текущих и итоговых отметок в журнале. Каждому уроку предшествует анализ результатов предыдущего урока. Каждая контрольная начинается анализом последней контрольной работы и завершается анализом полученных результатов.

Умение каждого учителя работать с технологиями мониторинга формируется при составлении мониторинговых заданий.

Диагностический инструментарий учителя:

Продукты индивидуальной творческой деятельности

Н е д о с т а т к и существующей системы оценивания:

- процедура оценивания носит субъективный характер;

- процедура оценивания носит констатирующий характер;

- результаты оценивания фиксируют эпизодически;

- полученные данные практически не используются для коррекции процесса обучения и построения индивидуальных траекторий обучения;

- причины достигнутых результатов оцениваются на основе интуитивных представлений, жизненного и профессионального опыта.

Зачем мониторинг учителю?

Мониторинг – есть общий способ внутренней экспертной оценки учителя своей педагогической деятельности для системной работы по ее коррекции и совершенствованию.

Зачем школе нужен мониторинг?

Мониторинг как процесс сбора достоверной информации необходим для принятия управленческих решений в школе, направленных на повышение эффективности реализуемой образовательной системы.

Что должно нас волновать в мониторинге?

- результативность тех или иных педагогических действий;

- динамика в качественных результатах обучения школьников;

- образовательные и развивающие эффекты.

Чем мониторинг отличается от внутришкольного контроля?

Основная функция мониторинга не функция контроля , а функция слежения .

Мониторинг может быть использован в качестве средства постоянного сбора информации об объектах внутришкольного контроля.

Мониторинг – предполагает не единый сбор информации, а постоянный по одним и тем же показателям с целью выявления динамики изменений.

3.Система внутришкольного мониторинга – это совокупность методических и технических средств, процедур сбора, анализа и хранения информации, обеспечивающих постоянное наблюдение за динамикой учебно-образовательного процесса, результатов освоения учебной программы, степени удовлетворения образовательных потребностей.

Для руководителя образовательного учреждения такая система становится мощным аналитическим инструментом для формирования и принятия решений, связанных со всем спектром как системных, так и част­ных проблем — от изменения ценностного ряда миссии школы до определе­ния уровней профессиональной компетентности отдельных учителей.

Три ключевых аспекта мониторинга

Мониторинг как вид деятельности в образовательных учреждениях находится на этапе своего становления. Значение его появления в структуре основных видов деятельности трудно переоценить.

Об огромном интересе к этой проблеме свидетельствуют многочисленные монографии и статьи. Анализ педагогических изданий позволяет сделать однозначный вывод об актуальности рассматриваемой проблемы. Отсутствие определенности по некоторым вопросам, многообразие существующих точек зрения позволяет исследователю действовать в режиме поиска, инноваций. Этим определяется и цель данной работы: обобщить и систематизировать имеющиеся подходы, на их основе выстроить теоретическую модель, которая может показать свою эффективность или неэффективность в процессе апробации. Показателем эффективности действия модели должно стать повышение качества образования.

Освоение мониторинга как нового вида деятельности администрацией школ будет принципиально определять развитие их управленческой деятельности в целом.

Существенный сдвиг в становлении внутришкольного мониторинга произойдет тогда, когда школа получит средства измерения, созданные в строгом соответствии метрологическим требованиям, разработкой которых занимаются специальные НИИ. Работа таких служб только развертывается. Однако руководителям школ необходимо поддерживать процесс развития метрологии в своем учреждении.

4. Задачи мониторинга.

- непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в пределах своей компетенции и получение оперативной информации о ней;

- своевременное выявление изменений, происходящих в системе образования, факторов, вызывающих их;

- предупреждение негативных тенденций;

-оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования

Реализация сопутствующих задач:

1. Неуклонное формирование культуры работы с разнообразной информацией и средствами ее получения у всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учащихся, местного сообщества:

-создание и постоянное пополнение внутришкольной нормативно-законодательной базы по работе с информацией;

-местные законодательные акты регионального и муниципального уровня по работе с информационными ресурсами;

-внутришкольные документы, определяющие нормы и правила работы с информацией;

-формирование поведенческих норм и общей культуры в ситуациях информационного обмена между всеми участниками как на горизонтальном, так и на вертикальном уровнях;

-освоение способов сбора, систематизации, анализа, хранения и представления информации.

2. Организация накопления и оформления практических знаний и опыта в области мониторинга в

виде тематических материалов.

- На первом этапе эта задача очень важна. Формирующиеся по крупицам знания и опыт в области мониторинга должны оформляться, систематизироваться в виде тематических наработок, подборок, каталогов литературных источников, нормативных сборников.

3. Проведение семинаров, педагогических и методических советов по проблемам мониторинга.

-Широкое обсуждение проблем поможет проявить весь спектр информационных потребностей, критично переосмыслить накопленный опыт работы с информацией.

4. Контроль качества используемых средств сбора информации.

-Не допускать использования случайных анкет, методик, диагностических материалов.

-Создать внутришкольную нормативную базу, регулирующую проведение сбора любых видов массовой информации путем анкетирования, диагностирования школьников, опроса родителей, педагогов, общественности.

5. Организация в школе целенаправленного процесса по освоению мониторинговых технологий:

-организация обучения специалистов школы, родителей, учащихся и других субъектов по вопросам мониторинга;

-выбор значимых объектов внутришкольного мониторинга и определение их существенных параметров;

5. Направления мониторинга.

Согласно статистике, наиболее распространенными в общеобразовательном учреждении являются следующие направления мониторинга. (Схема 2)

Для проведения мониторинга важно знать:

-что ты собираешься отслеживать;

- какие возможные результаты предпочитаешь получить;

- как ты можешь выявить эти результаты;

- каковы пути коррекции полученных результатов с учетом поставленных целей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дуйсенова Жанат Сагиджановна

Директор Приозерной основной школы

Доклад на областном семинаре

« Мониторинг как инструмент повышения

Один из основоположников этой идеи А. С. Белкин определил педагогический мониторинг как процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях его оптимизации, организации на научной основе и повышения результативности качества образования.

Действительно, в мониторинге можно выделить три четко различимых этапа: выработка стандартов или нормативов, сопоставление с ними реальных результатов и принятие корректирующих воздействия. Создание системы педагогического мониторинга является одной из важнейших задач школы. В той или иной мере мониторинг в системе школьного образования существовал всегда. Это и контрольные срезы знаний учащихся, экзамены, инспекторские проверки. Однако опыт показывает, что все эти формы традиционного мониторинга сегодня недостаточны,так как их эпизодичность и направленность на итоги не позволяло отследить динамику и ход тех или иных процессов. А нам необходимо знать причины выявленных недостатков и факторы ,оказывающие влияние на полученные результаты. Однако в школьной практике мониторинг рассматривался, как правило, не как средство управления, а всего лишь как форма получения, передачи и накопления информации. Все это затрудняет отслеживание качества преподавания, воспитания, методической работы, повышения квалификации и других видов педагогической деятельности.

Мы используем мониторинг деятельности организаций образования как средство оперативного анализа состояния и тенденции развития образовательного учреждения. Это позволяет установить степень соответствия, фактического состояния организации образовательного процесса в школе запланированному и предложить рекомендации по предупреждению развития негативных явлений.

Основными объектами мониторинга в школе могут быть такие составляющие как управление, кадры ,содержание образования, воспитательная работа, взаимодействие с внешней средой,физическое и психическое здоровье обучающихся, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Методы сбора и обработки информации также известны и применяются на практике в той или иной степени. Особенное внимание нужно обратить на моделирование, экспертный опрос ,наблюдение, самооценку. Это сделает процесс развития школы научно обоснованным ,исследовательским.

Управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.

Информация, полученная в результате педагогического мониторинга крайне важна и полезна для образовательного учреждения, служит основанием для прогнозирования дальнейшего развития, для постановки новых ближних и дальних целей.

Контроль качества обучения нуждается в объективных методах педагогических измерений. Педагогический мониторинг как средство управления и контроля учебно-воспитательным процессом обеспечивает учителя обратной связью об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания степени или уровня обученности. В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг может стать механизмом в системе учебно-воспитательного процесса, который будет способствовать стимулированию, активизации, развитию учащихся, будет связан с предоставлением им большей свободы и ответственности.

А ведь именно это является ключевым инструментом преобразований вносимых в школу для формирования модели ученика 21 века.

Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Точнее сказать, мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности управления школой. Постоянный мониторинг за качеством учебно-воспитательного процесса, результатами обучения школьников становится особенно актуальным в условиях обновления содержания образования, введения образовательных стандартов, нормализации учебной нагрузки, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, обостряющихся проблем нравственного воспитания школьников.

Решение данных задач определило требования к учебно-воспитательному процессу, в рамках которого осуществляется обучение и воспитание учащихся. Администрация школы проводит мониторинг, координирует и регулирует образовательно-воспитательный процесс и усилия учителей, обеспечивая их соответствующей информацией и создавая условия для эффективного обучения и воспитания учащихся и профессионального роста самого учителя.

Можно с уверенностью сказать, что результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Точнее сказать, мониторинг качества образования является одним из основных факторов повышения эффективности управления школой

Мониторинг качества образования необходим системе в ситуации становления и развития общеобразовательной школы. Такая потребность очевидна, поскольку на управленческом уровне возникает необходимость в сознательном воздействии на ситуацию, что требует выявления соответствия запланированного разработанным мероприятиям и нормам. Требования Лидерства директоров ,выдвигаемые сегодня ,ставят мониторинг как основу процесса эвалюации, без которого немыслимо реализация развития наших школ

1.Мокшеев В.А. Организация системы мониторинга в образовании // Школьные технологии, 2005, № 1.

2.Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе. – М., 2005.

3.Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием. – М., 1996.

4.Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании, 2005, № 5.

Данный проект был разработан и реализован с целью повышения качества предоставления образовательных услуг населению.

ВложениеРазмер
proekt__monitoring.doc 535.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Управления и экономики образования

Тема: Мониторинг и оценка деятельности учителя .

Автор: Лукиных Г. И.

Заместитель директора по УВР

1.Обоснование разработки проекта.

3. Анализ ситуации.

5. Цели и задачи .

9.Этапы и сроки реализации.

10. План методической работы по проекту

11.Система управления и контроль за реализацией проекта.

12 . Результаты проекта.

1. Обоснование разработки проекта.

В школе имеется некоторый опыт по проведению мониторинговых исследований по вопросам обучения и воспитания учащихся, профессиональной деятельности педагогов. Но в ходе проведения педагогического мониторинга возникают актуальные проблемы, решение которых требует доработки существующих процедур и методик исследования, а также применения новых информационных технологий проведения мониторинга.

Неспособность традиционной системы контроля - в силу своих организационных и технологических особенностей - в новых условиях обеспечить своевременное получение сопоставимой объективной информации, необходимой для принятия управленческих решений, определила актуальность создания единой школьной системы оценки качества образования и в рамках ее педагогического мониторинга. Многие формы, методы традиционно осуществляемого контроля в современных условиях оказались малоэффективны, они не дают целостной системы наметившихся тенденций в основных звеньях и структурах, экстенсивно-количественные показатели не отражают существа развития системы образовательной среды, которая должна характеризоваться гибким гармоничным множеством качественных показателей, индикаторов и критериев оценки. Поэтому наряду с различными формами, методами, видами внутришкольного контроля в школе необходимо ввести Службу мониторинга. Ведущая идея организации службы - эффективное информационное отражение состояния образования в школе, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза ее обеспечения и развития. Эффективная реализация поставленных в программе модернизации отечественного образования целей и задач невозможна без подробного анализа состояния и возможных социальных последствий реализации программы модернизации российской системы образования. Обеспечение должного качества образовательной системы достигается благодаря объективной информации о функционировании и развитии всех ее элементов, получаемой в мониторинговом режиме.

Для успешной реализации проекта важным является изучение научно – методического опыта, направленного на выявление и изучение новых направлений теории и практики управления образовательными учреждениями, осмысления достижений позитивных результатов, поддержки инновационных разработок и технологий, способствующих развитию системы образования.

Анализ ситуации в сфере образования показывает, что в настоящее время все большее значение в жизни управленцев и педагогов сферы образования приобретают инновационные, поисковые и экспериментальные процессы. Ими создаются и внедряются педагогические разработки, которые направлены на создание новой практики образования. Поиски ведутся: в области отбора и структурирования нового содержания образования, разработки и адаптации новых образовательных технологий; построения моделей управления; проектов и программ развития образовательных учреждений, концепций и стратегий развития образования и т. д. Внедрение педагогических разработок, целевых комплексных программ развития образовательных учреждений, локальных и стратегических изменений в организации, содержании или структуре образовательного процесса – все это предполагает их апробацию, и, следовательно, при определенных условиях и проведение педагогического эксперимента.

Появление все большего количества педагогических инициатив со стороны учителя, осознающего современные проблемы образования и стремящегося к его развитию с одной стороны, и, прежде всего, новый ученик, осознающий свои собственные образовательные потребности, стремящийся к их удовлетворению и побуждающий учителя к совместной проектной деятельности – с другой стороны, ставят руководителя образовательного учреждения в такие условия, в которых он вынужден находиться в постоянном поиске необходимых ресурсов обеспечивающих достижение конкретных результатов деятельности учреждения, постоянно совершенствовать свои профессиональные качества и навыки в соответствии с изменяющейся ситуацией, стратегическими целями и задачами, возникающими перед ним, перед образовательным учреждением.

Потребность в проектировании инновационной образовательной системы возникает всякий раз тогда, когда наступает осознание необходимости перехода от существующей к прогностической модели образовательной системы. При этом всякий раз возникает проблема разработки проекта. Проектирование сегодня – важнейший фактор развития образования и практика его организации многообразна.

Публикации по теме проекта.

Мониторинг в теории рассматривается как одно из важнейших звеньев в управленческом цикле.

Мониторинг - это постоянное, непрерывное наблюдение за действием какой-либо системы, социально-экономическим, демографическим и иным процессом для выявления их соответствия намеченным тенденциям и результатам раннего предупреждения нежелательных событий, отслеживание, оценка, прогноз состояния окружающей среды, в том числе радиационного фона, в связи с хозяйственной деятельностью человека; сбор информации с целью изучения общественного мнения по какому-либо вопросу.

(Словарь современных терминов и понятий. 4.изд. Н.Т. Бунимович. М.Республика, 2002г)

Мониторинг в образовании – это:

• система организации, сбора, хранения, анализа и распространения информации о деятельности школы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием образовательного учреждения и прогнозирование их развития.

• регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.

• система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах.

• контроль с периодическим слежением за объектом мониторинга и обязательной обратной связью.

• постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

• длительное наблюдение за состоянием обучения и воспитания и управление этими процессами путем своевременного информирования участников о возможном наступлении неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций.

(Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М: Высшая школа., 2004г)

Каким образом вводить мониторинг в практику школы?

  1. Мониторинг должен быть вписан систему связей, отношений и практики управленческой деятельности образовательного учреждения.
  2. Система мониторинга разворачивается около 3 лет (диагностика - это точечное и одномоментное, мониторинг-изменение объектов во времени).
  3. Поэтапность введения Мониторинга.
  4. Развитие по спирали.

Таким образом, внедрение мониторинга в жизнь школы может пройти в результате:

  1. Оптимизации объектов сбора информации (замены, исключения и введения новых), определения видов мониторинга, реализуемых в школе.
  2. Поиска разумных временных интервалов сбора информации, исходя из скорости изменения состояния объекта.
  3. Разработки программ и планов мониторинга, учитывающих не только временной разброс сбора информации, но и субъективный.
  4. Расширения круга участников сбора и обработки информации.
  1. Мониторинг качества урока.
  2. Мониторинг профессиональной деятельности учителей/ Рейтинг учителя.
  3. Мониторинг результатов обучения учащихся.

В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы стандартам образования.

3. Анализ ситуации.

Основные проблемы, стоящие перед педагогическим коллективом в настоящее время:

  1. Снизился показатель удовлетворенности учащихся и их родителей образовательными услугами школы из недостаточного финансирования и слабого профессионализма педагогов (с трудом внедряются современные педагогические технологии).
  2. Авторитарный стиль педагогической деятельности.
  3. Слабая мотивация учащихся к получению образования.
  4. Социальный статус семей учащихся. Проблемы детской беспризорности.
  5. Слабая мотивация педагогов в реализации инновационной деятельности.
  6. Снижение учебных результатов учащихся.
  7. Снижающаяся репутация школы. Жалобы родительской общественности.

Необходимость реализации данного проекта связана с неспособностью системы внутришкольного контроля обеспечивать своевременное получение сопоставимой объективной информации (количественной и качественной) для принятия управленческих решений.

Эта проблема особенно актуальна в связи с проведением в регионе широкомасштабных изменений в рамках стратегии модернизации образования (реструктуризация сети образовательных учреждений; новые модели финансирования образовательных учреждений; формирование системы мониторинга качества образования; обновление структуры и содержания образования; введение профильного обучения на старшей ступени общего образования и др.). В этих условиях остро встает задача оценки того, что дали или дают проводимые мероприятия с точки зрения качества образования. Проблема получения качественной, объективной информации в области педагогической деятельности приобрела важное значение, поскольку начала формироваться социальная база потребителей такой информации. В ней испытывает необходимость и учитель для самооценки профессиональной деятельности и оценки достижений ученика с целью корректировки педагогических воздействий; и руководитель ОУ для определения стратегии его развития; для оценки качества работы педагогов и корректировки многообразных управленческих решений.

Проведение мониторинговых исследований позволит выявить и отслеживать влияние различных мероприятий и процессов на социальное самочувствие учителей, а также получить достоверную информацию о качестве уроков учителей школы.

Собранные в результате исследования данные обеспечат своевременной, достоверной, унифицированной информацией о состоянии педагогических кадров школы.

Оценка и системный анализ получаемой информации позволит выявить тенденции и динамику процессов, происходящих в школе.

Систематическое использование методики мониторинговых исследований позволит оперативно вырабатывать и реализовывать комплекс управленческих решений, необходимых для корректирования хода образовательного процесса и повышения качества образования.

Мониторинг позволит постоянно изучать и состояние социума, замерять его основные параметры, вовремя снимать возникающие проблемы.

5. Цели и задачи.

Целью данного проекта является апробация на школьном уровне разработанного инструментария мониторинговых исследований по актуальным вопросам:

• непрерывное отслеживание уровня профессионального роста педагогических кадров;

• подготовленность к решению инновационных задач;

• формирование у учителя способности к рефлексии собственной деятельности.

Задачами данного проекта являются:

1. Проведение мониторинговых исследований :

  1. Проведение обучающих мероприятий (семинары, тренинги, конференции, общественные обсуждения и т.п.) с участием представителей системы образования города и края) и обязательным привлечением консультантов ПКИПКРО.
  2. Адаптация и уточнение инструментария, утверждение программы обследований (с привлечением консультантов по вопросам организации мониторинговых исследований).
  3. Проведение мониторинговых исследований в соответствии с методическими материалами, разработанными и обязательными консультациями с экспертами.

2. Подготовка и распространение итоговых аналитических материалов :

Подготовка аналитического отчёта по результатам проведения мониторинговых исследований, в котором будет дана оценка:

  1. Качества урока по основным признакам.
  2. Рейтинга учителя.
  3. Анализа обученности учащихся.

3. Подготовка аналитических и методических материалов, отражающих опыт и включающих предложения по:

  1. доработке методик и инструментария для проведения мониторинговых исследований;
  2. разработке проектов управленческих решений, принимаемых на уровне школы основе полученных данных;
  1. подготовке нормативно-правового сопровождения по обеспечению проведения мониторинговых исследований;
  2. проведению презентации полученных в ходе исследований результатов с целью распространения опыта использования результатов в практике.

Реализация данного проекта позволит отработать методику проведения мониторинговых исследований и будет способствовать:

  1. Повышению качества обучения учащихся.
  2. Повышению открытости школьной системы образования в рамках отдельного ОУ.
  3. Получению общественной поддержки принимаемых решений по развитию школы на основе повышения информированности общества о целях, задачах и ожидаемых результатах проводимых преобразований.
  4. Созданию на школьном уровне единого инструментария мониторинга, позволяющего проводить корректные сопоставления с муниципальными ОУ города и края.
  5. Повышению качества управления на уровне ОУ.

Таким образом, школьная программа мониторинга может изменить: целеполагание, условия труда, отношения в коллективе, обеспечение учебными материалами, САН ПИН, кадровое обеспечение, разнообразие образовательных программ, вовлеченность родителей.

7. Ожидаемые результаты.

Основной результат - повышение качества образования учащихся и самоорганизации учителей.

В ходе проекта будет осуществлена апробация разработанных инструментария мониторинговых исследований по проблемам развития школы с целью анализа и обобщения опыта, результатов, возникающих рисков и социальных последствий для целевых групп.

По итогам реализации проекта будут получены следующие практические результаты и документы:

Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.

Вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность освоения предмета учащимися.

Чрезвычайно значимым сегодня является процесс непрерывного оценивания состояния и результатов динамического самодвижения школы и ее инновационных преобразований.

Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе (на внедрении педагогического мониторинга), обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Что же такое мониторинг? Педагогический мониторинг можно рассматривать как процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях его оптимизации, организации на научной основе и повышения результативности качества образования.

Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.

  • Образовательной среды,
  • Образовательных технологий;
  • Результатов образовательного процесса;
  • Эффективности управления ОУ.

Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации разного направления: эффективности образовательного процесса, действенности внутришкольного управления, состояния инновационной работы в школе, результативности методической работы, уровня развития обучающихся и состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков, качество преподавания предмета, анализ конечных результатов функционирования школы.

Мониторинг это не просто контроль или диагностика чего-либо. Мониторинг идет дальше благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности. Схематически специфику мониторинга в школе можно выразить в виде схемы: Слайд 4

Как видим, это замкнутая система. Управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.
Информация, полученная в результате педагогического мониторинга крайне важна и полезна для образовательного учреждения, служит основанием для прогнозирования дальнейшего развития, для постановки новых ближних и дальних целей.

Создавая мониторинг своей школы, мы постепенно формируем свое представление об образовательном мониторинге, его роли, месте в педагогической, управленческой деятельности, рассматривая его как механизм слежения и контроля за качеством образования с привлечением современных ИК-технологий (т.е. обработка, хранение информации осуществляется с помощью компьютера и определенных программных средств: наиболее широко на данном этапе используются электронные таблицы Exсel, табличный процессор Word, специализированное ПО Хронограф 2.5., 3.0.).

Основным объектом мониторинга в ОУ является педагогическая система, которую условно можно разбить на блоки. Кроме того, в качестве объекта может выступать социум и родители. Слайд 5

Более подробно хочется остановиться на внутришкольном мониторинге.
Школа работает над созданием банка данных, полученных в ходе мониторинга, по многим направлениям, в частности: Слайд 6-11

1. Уровень успеваемости, качества знаний, степени обученности учащихся
2. Организация процесса обучения (посещаемость учебных занятий, использование ИКТ, работа с мотивированными учащимися и др.)
3. Уровень воспитанности учащихся.
4. Уровень работы по сохранению здоровья детей.
5. Уровень профессионального мастерства педагогов.

Эти данные используются педагогическим коллективом при разработке и мониторинге Программы развития школы, составлении учебного плана, постановке задач учебно-воспитательной работы.
Накопленный опыт работы школы в этом направлении позволяет сделать вывод о том, что именно результаты диагностических исследований определяют, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в управлении учебно-воспитательным процессом школы.

Мониторинг успеваемости учащихся позволяет видеть динамику (возрастание и убывание) основных показателей успешности каждого класса и принимать управленческие решения в зависимости от этой динамики: брать классы на классно-обобщающий контроль, включать необходимый контроль в план ВШК.

С целью выявления пробелов в знаниях учащихся, корректировки учебно-воспитательного процесса, учителя вместе с руководителями школы отслеживают закономерности обученности школьников, осуществляют совместную аналитическую деятельность, используя при этом различные способы оценки знаний учащихся. Эти исследования определяют основные вопросы для обсуждения на педагогических советах, родительских собраниях, классных часах.

Ежегодно, в начале каждого учебного года, мы осуществляем входной контроль качества знаний учащихся с целью определения уровня знаний обучающихся на начало учебной деятельности. Проводится он в середине сентября. На этом этапе выявляются положительные и отрицательные симптомы учебно-воспитательного процесса. Анализ результатов входного контроля дают возможность преподавателю внести необходимые коррективы в образовательный процесс.

Для того чтобы оценить учебные достижения учащихся в определенной предметной области и правильность выбранных методик и технологий обучения проводится промежуточный контроль качества знаний учащихся. Итоговый контроль позволяет учителю проанализировать результаты образовательного процесса и успешность освоения учащимися программного материала на завершающемся этапе обучения.

Результаты срезов рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при директоре, зам. директора, ШМО.

Выявление отношения учащихся к школе позволяет нам изучить мотивацию учения, сферу познавательных интересов, уровень адаптации учащихся к школе. По результатам исследований намечается система педагогических мероприятий. Коллектив нашей школы стремится к созданию адаптивной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника.

  1. Диагностика усвоения и качества знаний учащихся на отделении должна проводиться в течение учебного года по всем учебным дисциплинам, по классам и отделению в целом.
  2. Обработка и анализ полученных результатов.
  • письма родителям с указанием не только результатов обучения учащихся на каждом этапе и его текущих оценок, но и рейтинга по отделению и тенденции успеваемости;
  • обсуждение проблем учащихся на классных часах;
  • обсуждение на заседаниях малого педагогического совета с приглашением родителей;
  • формирование учебной мотивации;
  • развитие профессиональных интересов;
  • разработка индивидуальных перспективных планов работы учащегося;
  • проведение дополнительных занятий по дисциплине с целью белее доступного изложения трудного материала;
  • прогнозирование конечных уровней учебных достижений учащихся.

Диагностирование качества знаний и умений учащихся нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваемом материале с последующей коррекцией в ходе учебного процесса и прогнозированием содержания и технологии обучения. При мониторинге успешности учебной деятельности выявляются определенные закономерности в деятельности преподавателей и учащихся, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших действий. Этот позволяет представить учащихся не только как объект учебных действий, но и как субъект в организации учебного процесса.

В классе в течение учебного года по всем учебным дисциплинам проводится от 7 (если дисциплина изучается 1 час в неделю) до 13 диагностических процедур. Показатель усвоения знаний в каждом случае вычисляется методом нормального распределения. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, отслеживание ряда сквозных, а также сопоставление входных и итоговых показателей.

Систематическое отслеживание качества обучения у большого числа учащихся способствует получению более объективной, достоверной оценки, что позволяет прогнозировать конечные уровни учебных достижений учащихся, проектировать планы обучения. Процесс обучения становится не только отслеженным, но и целенаправленным.

Контроль качества обучения нуждается в объективных методах педагогических измерений. Педагогический мониторинг как средство управления и контроля учебно-воспитательным процессом обеспечивает учителя обратной связью об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания степени или уровня обученности. В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг может стать механизмом в системе учебно-воспитательного процесса, который будет способствовать стимулированию, активизации, развитию учащихся, будет связан с предоставлением им большей свободы и ответственности.

Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Точнее сказать, мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности управления школой.

Для эффективного решения этих проблем современной школе необходимо построить свою деятельность на диагностико - прогностической основе (на внедрении педагогического мониторинга), обеспечивающей построение воспитательно - образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

В связи с этим объектами педагогического мониторинга становятся все участники педагогического процесса (ученики, учителя, классные руководители) и сам педагогический процесс.

Актуальность данного вида работы обусловлена тем, что осознанное управление школой возможно только при наличии полной, оперативной и достоверной информации о результатах деятельности всех субъектов учебно - воспитательного процесса, степени и характере воздействий объективных факторов среды. Именно внедрение системы педагогического мониторинга во все сферы образовательного пространства дает возможность получить такую информацию о текущем состоянии учебного процесса. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий, при этом обеспечивается обратная связь, раскрывающая соответствие фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. Но конечные цели не всегда соответствуют планируемым, поэтому задача состоит именно в том, чтобы правильно оценить причины отклонения.

Цель мониторинга – обеспечить педагогов и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений; определить, насколько рациональны педагогические средства, применяемые в образовательном процессе, насколько дидактические средства ( формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны возрастным особенностям школьников.

Логика построения мониторинговой деятельности в школе (1 этап – подготовительный; 2этап – сбор информации; 3 этап – преобразование информации; 4 этап – анализ данных с целью формирования выводов) определяет содержание, формы, основные показатели, по которым идет сбор информации.

Методами сбора, обработки и накопления информации являются:

наблюдения, анализ документов, посещение уроков, контроль ЗУН, анкетирование, тестирование, самооценка, опрос.

Обработка и накопление материалов может проводиться в компьютерном варианте и в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал, в текстовой форме.

Показателями, отражающими состояние изучаемого объекта, являются:

- степень обученности учащихся;

- выполнение государственного стандарта;

- динамика обученности класса (отслеживание качества знаний) через параллели школы (сравнение данных учебной четверти, полугодия, года);

- итоги контрольных срезов, тестов, экзаменов и т.д.;

- выполнение программ всеобуча;

- данные об устройстве выпускников.

Мониторинг и оценка будут настолько эффективны, насколько корректно заданы стандарты и нормы по изучаемому предмету исследования.

Проведенный анализ дает возможность выделить узловые моменты построения и реализации процесса управления качеством образования.

Таким образом, наряду с информационной и аналитической функциями, мониторинг реализует функции контроля, коррекции, диагностико – прогностического слежения за состоянием и развитием педагогического процесса, его субъектов.

Башарина Л. А. Мониторинг учебного процесса в средней школе // Завуч. – 2001. - № 5.

Вертохвостова Г. А. Роль педагогического мониторинга в системе образовательного учреждения // Завуч. – 2000. - № 8.

Корнева О. А. Педагогический мониторинг // Завуч. – 1998. - № 6.

Лазарев В. С., Поташник М.М. Управление развитием школы. – М., 1995. – С. 220.

Полонский В. М. Оценка знаний школьников. – М., 1981.

Третьяков П. И. Управление школой по результатам. – М., 1998.

Лопатина М. А. Внутришкольный мониторинг \\ Завуч. – 1999. - № 6.

Шишов С. Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М., 2000. – С. 121.

Матрос Д. Ш. и др. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Народное образование. – 2000. - № 8.


Полный текст материала Статья "Мониторинг как аспект управленческой деятельности в условиях профильной школы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: