Монгольское завоевание и его последствия план урока

Обновлено: 05.07.2024

    Битва на р.Калке русских дружин с Монгольскими воинами произошла в … году:

    Семь недель оборонялся от войск Батыя городок:

    Избежали Батыево разорения только:

А). Полоцко-Минская земля;

Б). Новгородская земля;

В). Смоленская земля;

    Столица Золотой Орды г.Сарай находилась :

Б). на месте разоренной Рязани;

В). Недалеко от нынешней Астрахани;

Г). Теперь это г.Волгоград.

Учитель объясняет цель урока и связь новой темы с предшествующей, принцип изучения нового материала на уроке (продолжение формирования исследовательских навыков при работе с отрывками из исторических документов). По ходу вопросов учителя для выполнения плана урока, обучающиеся заполняют таблицу, находя ответы в исторических текстах.

Таблица, которую предстоит заполнить на экране.

Последствия Монгольского вторжения на Русь.

Учитель: Итак, переходим к выявлению последствий. Чтобы выявить экономические последствия, обратимся к летописям.

(У каждого учащегося на парте ксерокопии документа. Подход к документам разноуровневый - у одних тексты сложнее,у других легче..

“В лето 1239. Того лета татары взяли Переславль Русский и епископа убили и людей перебили, а город сожгли и, захватив много людей и имущества, ушли…Того же лета взяли татары Чернигов…и город сожгли, и людей перебили, и монастыри пограбили…Того же лета зимой взяли татары Мордовскую землю и Муром сожгли и по Клязьме воевали, и город…Гороховец сожгли и вернулись в станы свои…”.

“…В лето 1240.Пришел Батый к Киеву с великой силой, со множеством силы своей, и окружил город, и обнес его частоколом, и был город в великом стеснении. И Батый был у города, и воины его окружали город, нельзя было слышать от скрипения множества телег его, от рева верблюдов его, от ржания стад коней его. И была вся Русская земля наполнена ратными людьми.

Киевляне же взяли в плен татарина, именем Товрула, и тот рассказал им про всю силу их…

…Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены ,и тут было видно, как ломались копья и щиты разбивались в щепки, стрелы помрачали свет для побежденных…

…Горожане же построили новую стену около церкви Богородицы Десятинной. На другой же день татары пошли приступом на них, и был между ними сильный бой. Люди же взбежали на церковь и на церковные своды со своим имуществом, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город воинами. Дмитра же татары взяли в плен раненым и не убили ради его храбрости.”

Слово о погибели Русской земли,13 в.(30-40гг.)

“…О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о праверная вера христианская. ”

Обучающиеся знакомятся и делают свои выводы.

Учитель дополняет: Археологи свидетельствуют: было выявлено, что из 74 изученных городов, относящихся к периоду монгольского нашествия, 49 были разорены Батыем; 14 из них так и не поднялись из пепла.

- Подумайте, на что еще могло повлиять разорение городов?

(Учащиеся высказывают различные точки зрения. Учитель систематизирует, предлагает внести выводы в таблицу (отображается на экране).Один ученик отвечает, остальные записывают.)

Учитель: Переходим ко второму вопросу: “Политические последствия.”

- Что вы подразумеваете под политическими последствиями?

Учитель уточняет и обращает внимание обучающихся к историческому источнику о политических последствиях. (Ознакомившись с ним, учащиеся делают выводы самостоятельно). Текст “Михаил Черниговский” и отрывок из материала историка Борисова Н.С. “Отношение к Монголо-татарскому игу на Руси”. (Ксерокопии этих текстов у каждого на парте).

Один из обучающихся читает вслух записи, выслушав его, и дополнение еще 2-3 ребят, учитель уточняет, что записано в таблице (Отображается на экране).

Учитель: Переходим к третьему вопросу: “Социальные последствия”.

- Что вы под этим понимаете?

Опять учитель обращает внимание на документы и работу с ними.

Учитель: Возвращаемся к Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.

Вопросы по документу:

- Что происходило с народом, заселявшим завоеванные земли; княжеской дружиной?
- В чем проявлялась зависимость от Орды?

Учитель дополняет: Археологи свидетельствуют.

На берегу Оки, в котловане, вырытом в мерзлом грунте, археологами найдены общие захоронения жертв монгольского нашествия. В них обнаружены останки 143 человек, похороненных уже после ухода татар, в последние дни декабря 1237 г. Люди лежали тесными рядами, местами в два-три яруса. Завоеватели не пощадили никого – вместе с мужскими найдено много женских и детских останков. Одна из женщин держала на груди маленького ребенка. На скелетах – признаки насильственной смерти: следы сабельных ударов, отрубленные кисти рук, застрявшие в костях наконечники стрел.

Учитель: А теперь запишем выводы в таблицу(отображается на экране).

Учитель: И последний вопрос “Культурно-бытовые последствия”. Когда вы читали тексты, отвечая на предыдущие вопросы, обратили внимание и на эти последствия. Давайте, зачитаем их из текстов, имеющихся у вас.

(Обучающиеся ищут, отвечают. Учитель обобщает и систематизирует для записи в таблице. Дополняет сам из дополнительной литературы.)

4. Закрепление и выводы по уроку.

Учитель: Для того, чтобы закончить нашу работу, давайте, подведем итоги наших исследований. Для этого ответим на несколько вопросов:

- На основе заполненной таблицы, сделайте выводы о последствиях завоевания.
- Как вы считаете, монголо-татарское иго задержало развитие Руси или остановило его совсем?
Учитель, обобщая ответы обучающихся, делает вывод, обращаясь к целям урока и тому, что добились на нем.

(Т.е., на основе исследовательской работы на уроке, обучающиеся, работая с историческими документами, доказали, что клады, общие могилы, разрушенные жилища – все это свидетельствует о страшной катастрофе, обрушившейся на Русь. И все-таки несмотря на все это, Русь смогла воспрянуть и освободиться от завоевателей.)

Цель занятия: Х арак теристика основных тенденций развития феодальной системы на Руси в изучаемый период; сравнительная характеристика системы управления на Руси в IX - X вв.

Образовательные:

углубить знания обучающихся о завоевании Руси монголо-татарами и о борьбе русского народа с немецкой и шведской экспансией;

раскрыть причины поражения Руси монголо-татарами и причины победы в борьбе с немцами и шведами;

подчеркнуть военно-грабительский характер монгольской державы Чингисхана и реакционный характер монгольских завоеваний.

Развивающие:

совершенствовать умения работы с картой, текстом учебника;

продолжить развитие навыков сравнительного анализа, самостоятельной деятельности;

развивать умения вести дискуссию и отстаивать собственное мнение.

Воспитательная:

воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес.

Межпредметные связи: экономическая география

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач занятия.

3. Этап мотивации к занятию. Подготовка к изучению материала.

4. Теоретическая часть.

5 . Фронтальный опрос.

6 . Домашнее задание.

Оборудование и материалы: 1. История с древнейших времен до конца XIXв. : учебник для 10 кл. общеобразовательных организаций / Сахаров А.Н. , Загладин Н.В. .- М .: Русское слово , 201 5. 2. История с конца XIXв. : учебник для 11 кл. общеобразовательных организаций / Сахаров А.Н. , Загладин Н.В. .- М .: Русское слово , 201 5;

ТСО: ноутбук, кинопроектор.

Разведывательный отряд, посланный Чингисханом, пройдя через Закавказье и Северный Кавказ, нанес удар по половцам. Половцы, которые, несмотря на постоянные стычки с русскими княжествами, все же имели с ними тесные хозяйственные и родственные отношения, обратились за помощью к князьям. В 31 мая 1223 г. русско-половецкое войско встретилось с монголами на реке Калке и потерпело жестокое поражение. Монголам помогло отсутствие единства среди князей, часть из которых даже не вступила в бой.

Поход Батыя и начало ордынского ига. Разгромив Волжскую Булгарию, Батый в декабре 1237 г. обрушился на княжества Северо-Восточной Руси. При штурме русских городов завоеватели широко использовали военно-технические достижения покоренных народов, главным образом Китая, – стенобитные и метательные машины. Один за другим были захвачены и уничтожены Рязань, Владимир, Суздаль и другие города. В марте 1238 г . в битве на реке Ситъ завоеватели наголову разгромили войско великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. Батый двинулся на Новгород, но, не дойдя до него ста верст, повернул обратно.

Получив подкрепление, Батый продолжил наступление на запад. В 1239 г. были взяты и стерты с лица земли Чернигов и Переяславль Южный. В конце декабря 1240 г. пал после трехнедельной осады Киев. Бывшая столица Руси превратилась в развалины, почти все жители погибли или были угнаны в плен. Батый огнем и мечом прошелся по Галицко-Волынской земле, разорил Венгрию, Польшу, Хорватию. Было разбито войско рыцарей, посланное навстречу монголам императором Священной Римской империи. И все же в 1242 г. Батый повернул назад. В Западной Европе, ждавшей неминуемого разорения, это было воспринято как чудо. Главной причиной чуда стало упорное сопротивление Русских земель и урон, понесенный батыевым войском во время похода.

В низовьях Волги хан Батый основал столицу своей державы – город Сарай . Он был построен руками захваченных на Руси и в других странах ремесленников. Государство Батыя и его преемников историки называют Золотая Орда.

В 1243 г. в Орду были вызваны уцелевшие русские князья, стоявшие во главе разоренных земель. Из рук монгольского хана они получили ярлыки – грамоты на право управления тем или иным княжеством. Так Русь попала под иго Золотой Орды.

Русские княжества сохранили внутреннее самоуправление, но их правители во всем подчинялись ханам. Главным выражением монголо-татарского, или ордынского, ига (игом называли ярмо, которое надевали на волов, – так образно назвал владычество ордынцев над Русью польский хронист в XV в.) являлась тяжелейшая дань, взимаемая с каждого жителя-мужчины. Для определения размеров дани завоеватели позже провели перепись населения. За действиями князей и за исправностью поступления дани наблюдали представители ханов в русских княжествах – баскаки. Монгольское нашествие и установление ига принесло Руси невосполнимый урон во всех сферах – в численности населения, в хозяйстве, культуре. Так, в ряде мест количество жителей достигло до монгольского уровня только в XVIII в. Особенно пострадали города. Их жители не только массово гибли во время штурма, но и периодически угонялись в рабство. Было подорвано городское самоуправление и почти ликвидировано влияние городских общин на политическую жизнь Руси.

2. Отражение угрозы с Запада. Западные соседи Руси намеревались воспользоваться ее разгромом. Еще в начале XIII в.в Прибалтике обосновались немецкие рыцари-крестоносцы, члены различных духовно-рыцарских орденов. Под предлогом приобщения местных племен к христианству (хотя многие из них и так были православными) они начали их порабощение. Прибалтийские племена ранее платили дань русским князьям. Потому те вступили в борьбу с крестоносцами.

После нашествия Батыя крестоносцы смогли укрепиться в Прибалтике. Здесь возникло государство рыцарей Тевтонского ордена, восточная часть которого называлась Ливонский орден. По призыву папы римского рыцари начали наступление на Русь. В союзе с орденами действовала Швеция. В 1240 г. крупный отряд шведов на кораблях вошел в реку Неву, берега которой являлись владениями Новгорода. В городе тогда княжил 20-летний сын великого князя владимирского Ярослава (брата погибшего на Сити Юрия) Александр. С дружиной новгородцев он стремительно преодолел расстояние от Новгорода до устья притока Невы Ижоры, где шведы разбили свой лагерь. Утром 15 июля 1240 г. русские атаковали противника и разгромили его. Эта победа в небольшой по масштабам битве имела огромный резонанс на Руси. В условиях нескончаемых поражений это был луч надежды. Князь Александр получил позже прозвище Невский.

Вскоре рыцари Тевтонского ордена начали наступление на русские земли: заняли Псков, построили крепость Копорье. Александр Невский с дружиной из Владимиро-Суздальского княжества и новгородцами взял Копорье и освободил Псков. Затем он вошел в пределы владений ордена. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера русская рать нанесла сокрушительное поражение крестоносцам. Эта битва вошла в историю как Ледовое побоище. По новгородско-орденскому договору крестоносцы отказались от притязаний на Русские земли. Однако набеги немецких и шведских рыцарей на Русь и нападения новгородцев и псковичей на прибалтийские владения ордена и Швеции оставались постоянным явлением в жизни Северо-Западной Руси. Александр Невский, а затем и его приемники воевали и с литовцами, также совершавшими нападения на Русские земли.

3. Русь под ордынским игом. Подавляющая часть Руси, включая и мало затронутые завоевателями Новгородские земли, находилась под властью Золотой Орды почти два с половиной столетия, до 1480 г. Наиболее страшными были первые десятилетия ига. В те времена ордынцы часто совершали походы на Русь. По своим последствиям они нередко были более разрушительными, чем само Батыево нашествие. Главной целью походов было получение добычи, включая пленных, и устрашение оставшихся в живых. Население Руси резко сократилось, немало городов исчезло навсегда, были забыты многие ремесла, прекратилось каменное строительство.

Большие изменения произошли и в политической жизни. В результате уничтожения городов и гибели многих бояр воз­росло значение княжеской власти. Население видело в князьях своих последних защитников. В то же время завоеватели управляли подвластной им территорией руками князей, которых они стремились разобщить, стравливая друг с другом. Поэтому к постоянной угрозе внешних нападений добавлялись еще и частые распри князей. Особенно усилились усобицы при сыновьях Александра Невского. В ходе их враждующие правители нередко приводили на Русь отряды ордынцев.

Фронтальный опрос:

1. Расскажите о нашествии на Русь хана Батыя. В чем состояли главные причины успехов завоевателей?

2. Почему в начале XIII в. для Руси усилилась угроза с Запада? Как удалось отразить натиск рыцарей-крестоносцев?

3. Почему, на ваш взгляд, Руси удалось отбиться от врагов с запада и не удалось – с востока? Ответ аргументируйте.

4. Что такое ордынское иго? Каковы были его последствия для Русских земель?

Оценить 767 0

Урок по истории.

Тема: Монгольское завоевание и его последствия.

Цель занятия:познакомить обучающихся с ходом монгольского нашествия, с причинами и последствиями завоевания Руси монголами; показать героизм русского и других народов в борьбе с монгольскими завоевателями; раскрыть значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.

1)овладевать целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII - XIV в.;

2) научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности Руси(с использованием карты);

3) познакомиться с этапами монгольского нашествия на Русь, направлением ударов монголов и решающими битвами(с использованием презентации и видео-урока);

4) оценивать последствия монгольских завоеваний и значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.

1) развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника, исторической картой, заполнения хронологической таблицы;

2) учиться анализировать проблемную ситуацию;

3) применять понятийный аппарат исторического знания, соотносить историческое время и историческое прстранство, действия и поступки личностей во времени и пространстве.

воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями;

подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.

Место проведения занятия: кабинет 11

Продолжительность: 45 минут

Материально- техническое обеспечение:

Учебник, рабочая тетрадь, план - конспект урока;

Методическое и дидактическое обеспечение:

2.Баранов, П. А. История России в таблицах : 6—11й кл.: справ. материалы / П.А. Баранов. — М.: Астрель : АСТ, 2011. — 286,[2] .

Тип занятия: урок усвоения новых знаний

Наименование этапа занятия

Цель этапа: психологический настрой на урок.

Подготовка аудитории к занятию; проверка списочного состава.

Организация рабочего места.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Цель этапа: обозначить тему урока, цели, задачи занятия.

Задача 1. Определение темы и цели урока.

Озвучивает тему урока и задает вопрос для определения цели урока:

-На какие вопросы вам хотелось бы найти ответы по этой теме?

Вывод цель урока на слайде презентации.

Отвечают на вопрос преподавателя, озвучивают цели урока. Записывают дату и тему урока в тетрадь.

Просмотр 1,2,слайдов презентации.

Задача 2. Постановка проблемной ситуации.

Почему русские князья, имевшие успешный опыт отражения натиска иноплеменников, не устояли перед монгольским нашествием?

Ответ на этот вопрос мы попытаемся на уроке найти.

Вывод задач на слайд презентации.

Просмотр 3 слайда презентации.

Актуализация опорных знаний.

Цель этапа: определить связь феодальной раздробленности на Руси и установления монголо-татарского ига.

Что происходило с Русской Землей в начале XIII века?

Покажите на карте княжества Руси в эпоху феодальной раздробленности, крупнейшие земли.

Каковы отрицательные последствия феодальной раздробленности?

Преподаватель: Русская Земля не была надежно защищена от вмешательства извне. Период раздробленности сопровождается упадком политического и военного могущества Руси, уязвимостью для внешних врагов.

Обучающиеся отвечают на вопросы, показывают на карте княжества Руси в эпоху феодальной раздробленности, делают выводы об отрицательных последствиях феодальной раздробленности.

Работа с интерактивной картой.

Первичное усвоение новых знаний.

Цель этапа: познакомить обучающихся с этапами монгольского нашествия, основными сражениями, персоналиями, а также причинами и последствиями завоевания Руси монголами.

Задача 1: познакомиться с племенами монголов, областью их расселения, занятиями, образом жизни.

Сегодня мы узнаем, как Монгольская империя стала самой большой в мировой истории державой.

Как начиналось образование державы Чингисхана?

Какую цель преследовали монголы?

Какая система управления была принята в Монголии в начале XIII века?

Какие законы регламентировали правила поведения и жизни монголов?

Задача 2: познакомиться с этапами монгольского нашествия на Русь, направлением ударов монголов и решающими битвами с использованием карты, историческими персоналиями.

Задача 3. Раскрыть героизма русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями.

В чем проявился героизм русского народа?

Вы просмотрели видео, приведите примеры героических поступков.

Задача 4. Показать историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства.

Наиболее страшными были первые десятилетия ига. В эти годы ордынцы часто совершали походы на Русь. По своим последствиям они были нередко разрушительнее, чем само Батыево нашествие. Главной целью походов было получение добычи, включая пленных, и устрашение оставшихся в живых.
Население Руси резко сократилось, немало городов исчезло навсегда, были забыты многие ремесла, прекратилось каменное строительство. Большие изменения произошли и в политической Жизни. В результате уничтожения городов и гибели многих бояр возросло значение княжеской власти. Население видело и князьях своих защитников. Завоеватели управляли подвластной им территорией через посредство князей, которых они, однако, стремились разобщить, стравливая друг с другом. Поэтому к постоянной Угрозе внешних нападений добавлялись еще и кровавые распри Русских князей. Особенно усилились усобицы при сыновьях Александра Невского, которые нередко приводили на Русь отряды ордынцев.

Групповая работа с дополнительным материалом.

Отвечают на вопросы.

Делают выводы о преимуществах и силе монгольского войска.

Работа по группам.

Просмотр видео-урока о монголо-татарском нашествии.

По ходу просмотра самостоятельное заполнение (в тетрадях) хронологической таблицы военных походов монголо-татар.

Делают выводы о завоеваниях монголо-татар, о причинах поражения русских княжеств в столкновении с монгольскими завоевателями .

Делают запись в тетрадь о влияние монголо-татарского вторжения на развитие Руси.

Смотри Приложение 1.

Просмотр 4, 5,6 слайдов презентации.

Смотри Приложение 2.

Просмотр 7, 8, 9 слайдов презентации.

Просмотр 10слайда презентации.

Первичная проверка понимания

Цель этапа: провести проверку полученных знаний

Выполнение практической работы.

Каковы причины успешных завоевательных походов?

Каковы причины поражения русских войск в борьбе с монголо-татарами?

Как осуществлялась власть Золотой Орды над Русью?

Подведение итогов урока, формулировка выводов по теме урока, выставление оценок за работу на уроке.

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Информа-ция о домашнем задании, инструк-таж по его выполне-нию

Цель этапа: проверка степени усвоения пройденного на уроке материала, изучение некоторых вопросов, не рассмотренных на уроке.

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.

§ 20 ответить на вопросы 1-5

Рефлексия (подведе-ние итогов занятия)

Цель: фиксация нового знания, рефлексия учебной деятельности, самооценка деятельности.

Мы сегодня говорили о … .

Мне понятно, когда … .

Свою работу на уроке я считаю … .

Во второй половине XII — начале XIII в. на огромных пространствах от Великой китайской стены до озера Байкал жили многочисленные тюркские племена, в том числе монголы и татары. Монголы дали название всему этому племенному союзу, а потом государству. В истории закрепилось название монголо-татары.

Среди монгольских племен происходили те же процессы, что и в западных государствах, на Руси. Отмирали родовые отношения, появилась частная собственность, зарождалось государство. В монгольском обществе возникали феодальные отношения. Мерилом богатства, власти и влияния здесь были скот и пастбища. Монголы вели кочевое хозяйство и не строили города. С самого начала монгольская государственность носила военизированный характер. Шли войны между племенами, возвышение одних ханов и падение других, их отчаянные схватки за власть, за пастбища, за скот и табуны коней. Монгольские вожди мечтали о дальних походах и завоеваниях.

1150—начале 1160-х гг. одному из ханов — Есугаю — удалось подчинить себе большинство монгольских племен. Но вскоре он погиб от рук убийц. Его старший сын, Темучин, скитается по степям, бедствует. Лишь после того как он подрос, Темучину удается подчинить себе монгольские племена и занять трон всех монголов.

Уже в то время Темучин показал себя смелым, отважным воином. Он отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать их между собой. Он участвовал в убийстве одного из своих братьев, заподозрив его в интриге против себя. Такими же были и другие вожди на заре государственности в Европе и Азии, в том числе и на Руси — смелые, коварные и беспощадные.

В 1206 г. Темучин на курултае (общем съезде монгольских ханов) был провозглашен Чингисханом(великим ханом). Под этим именем он и вошел в историю. Там же монголы заявили, что ставят своей целью завоевание мирового господства.

Подчинив себе большую часть монголов, Темучин провел ряд реформ. В частности, ввел десятичную систему организации общества и армии. Отныне все взрослое население делилось на тьмы (10 тыс.),тысячи, сотни и десятки. Десяток, как правило, совпадал с семьей. Если кто-либо из десятка бежал с поля боя, уничтожалась вся семья. Храбрые же воины всячески поощрялись и продвигались по службе. Также в монгольском войске поддерживалась жесткая дисциплина.

Яса регулировала поведение монголов в быту, устанавливала принцип обязательной взаимопомощи, особого почтительного отношения к гостю и т. д. Кроме того, монголы использовали вековой опыт степного маневрирования. Разведку для них проводили купцы и послы. Для штурма городов применялась китайская осадная техника. Всё это делало монгольское войско в то время практически непобедимым.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все: Опираясь на знание прошлых тем, перечисляют и поясняют причины и цели походов монголо-татар на земли кочевой степи; умеют показать на карте территории, вошедшие в состав улусов сыновей Чингисхана; знают дату и описывают подвиг жителей Отрара.

Большинство: Показывают на карте направления походов Батыя и территории улусов сыновей Чингисхана; по исторической картине рассказывают об обороне города Отрара, описывая героизм его защитников.

Некоторые: Работая с текстом документа и дополнительным материалом, характеризуют систему управления в улусах. Свой ответ аргументируют доказательствами.

Языковые цели

Формируется знания и отрабатываются термины и имена:

Привитие ценностей

Межпредметная связь

География при работе с картой, опора на знание территориального расположения различных регионов Казахской степи;

История Мира в разрезе темы Монгольское вторжение в Европу и на Русь;

Самопознание при работе с исторической картиной.

Предшествующие знания

Образование Монгольского государства, устройство системы управления в Монгольском государстве , в основе, которого лежит десятичная система с военно-гражданской властью

Читайте также: