Молодой человек 18 лет после окончания школы не работает так как не может получить работу

Обновлено: 30.06.2024

Трудовой Кодекс Российской Федерации, Конституция РФ, задачи (предполагаемые вопросы “клиента”).

Ход занятия

1. Организация работы в группах.

Класс предварительно разделен на три группы. У каждой группы на столе документы, необходимые для работы, в количестве, достаточном для каждого ученика. Учитель выступает в роли клиента юридической консультации.

2. Работа в группе.

Каждой группе учителем предлагаются задачи. Учащимся необходимо, пользуясь документами, ответить на вопросы “клиента”, при этом каждый ученик решает только одну задачу.

После этого в группе проходит обсуждение выполненных задач, уточнение решений, делаются дополнения. По итогам работы группа составляет мини-справочник по своей теме, например, “Трудовое право несовершеннолетних”, “Что должна знать женщина о праве на труд”. Время работы 15-20 минут.

3. Представление результатов работы группы.

4. Оценивание результатов работы.

В ходе обсуждения в классе выставляется общая оценка группе за работу. Оценивается полнота подготовленного мини-справочника, правильность решения задач. Группа может снизить или повысить оценку тому или иному ученику, с учетом его вклада в общий результат.

  • I группа – отвечает на вопросы несовершеннолетнего подростка;
  • II группа – отвечает на вопросы матери с двумя детьми;
  • III группа – отвечает на вопросы матери с ребенком – инвалидом.

Вопросы предполагаемых клиентов

I группа

Клиент 1. Несовершеннолетний ребенок.

1.С какого возраста гражданин России может начать работу? Каким будет рабочий день несовершеннолетнего?

Ответ: Не моложе 15 лет; 16-18 лет - не более 36 часов в неделю, 14-15, 15-16 – не более 24 часов в неделю, но учащиеся 14 лет могут работать только в свободное от учебы время и с согласия родителей.

2.Семнадцатилетний гражданин в апреле поступил на работу и попросил предоставить ему отпуск в один из летних месяцев этого же года. В отделе кадров ему объяснили, что отпуск предоставляется через 11 месяцев с начала работы. Правильно или нет?

Ответ: Нет. Отпуск несовершеннолетним предоставляется и до истечения 11 месяцев работы на данном предприятии. При этом отпуск оплачивается полностью (31 календарный день). Отпуск может быть предоставлен в удобное для работника время.

3.16-летний и 20-ти летний юноши были приняты на работу с испытательным сроком. По истечении 1 месяца обоих уволили как не выдержавших испытательного срока. Правомерны ли действия администрации?

Ответ: Действия администрации неправомочны в отношении несовершеннолетнего – увольнение невозможно без согласия комиссии по делам несовершеннолетних и Государственной инспекции труда.

4.17-летний молодой человек хотел бы работать в ночное время. Допускается ли такой вариант работы несовершеннолетнего?

5.Возможна ли работа несовершеннолетнего по совместительству?

Ответ: Нет. Не разрешается работа по совместительству несовершеннолетних.

6.Какие документы необходимы при поступлении на работу впервые?

Ответ: Паспорт, справка с места жительства, диплом или свидетельство об окончании учебного заведения. Обязателен медицинский осмотр (за счёт средств работодателя).

7.Какие нормы выработки должны быть, если гражданину 17 лет?

Ответ: Нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм, пропорционально существующей для несовершеннолетних сокращенной продолжительности рабочего времени.

8.Какова будет оплата труда для несовершеннолетних?

Ответ: При повременной оплате труда - с учетом сокращенной продолжительности работы; при сдельной – оплачивается по установленным сдельным расценкам; тем, кто обучается и работает в свободное от учебы время – производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

II группа

Клиент 2. Мама с двумя детьми.

1.Я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком до 14 лет, второму сыну 18 – лет. Он не работает, не учится. Могу ли я воздействовать на него в судебном порядке и заставить его работать?

Ответ: Да, вы можете воздействовать на него через суд с целью принудительного трудоустройства.

2.Детям 13 и 15 –лет. Могу ли я рассчитывать на неполный рабочий день?

Ответ: Да. Этой льготой могут воспользоваться женщины, имеющие детей до 14-ти лет.

3.Могу ли я работать на дому?

Ответ: Да. Вы имеете право на заключение такого трудового договора.

4.Могу ли я попасть под сокращение на моем предприятии, если я мать одиночка?

Ответ: Нет. Не допускаются увольнения матерей, имеющих детей моложе 3-х лет; одиноких матерей, имеющих детей моложе 14-ти лет.

5.Чем отличается статус занятого работника от безработного?

Ответ: Занятость – деятельность людей, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих закону, и приносящая, как правило, заработок.

  • трудоспособность лица
  • отсутствие оплачиваемой работы
  • регистрация в службе занятости для поиска подходящей работы
  • готовность приступить к работе

Не могут быть признанными безработными лица, отказавшиеся от двух вариантов подходящей работы.

6.Какими гарантиями я буду обладать, как безработная?

  • Содействие государства в трудоустройстве.
  • Выплата пособия по безработице.
  • Досрочное оформление пенсии по старости.
  • Материальная помощь.
  • Право на бесплатное обучение.

7.Могут ли меня уволить без предоставления другой работы?

Ответ: Нет. При увольнении работника работодатель обязан предложить другую работу на том же предприятии или в той же организации, и обязан предупредить об этом за два месяца. Обязательное трудоустройство беременных женщин, женщин имеющих детей до 3-х лет, одиноких матерей с детьми до 14-лет, или детьми-инвалидами до 16-ти лет.

8.Я педагогический работник. Администрация мне не разрешает совместительство. Кто прав?

Ответ: Вы правы: педагогическим работникам разрешается работа по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности. Продолжительность рабочего времени по совместительству не может превышать четырех часов в день и 16 часов в неделю.

III группа

Клиент 3. Мать с ребенком – инвалидом.

1.Могу ли я отказаться от командировки?

Ответ: Да. Запрещается направление в служебную командировку и привлечение к сверхурочной работе, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни матерей с детьми – инвалидами.

2.Я не использовала дополнительный отпуск в этом году, могу ли я присоединить его к очередному отпуску?

Ответ: Нет. Перенесение дополнительного отпуска (14 дней) на следующий год не допускается.

3.Могу ли я взять неделю оплачиваемого отпуска?

Ответ: Нет. Вы можете использовать только четыре дня в месяц (дополнительные, оплачиваемые, по своему усмотрению).

4.Мне предоставили путевку на лечение ребенка в другой город, администрация препятствует расторжению срочного договора и не выдает трудовую книжку. Кто прав?

Ответ: Администрация неправомочна. Действительно, срочный договор, который заключен на определенный срок, раннее расторгнут быть не может, но у вас уважительная причина. Расчет и выдача трудовой книжки должны производиться сразу в день расторжения договора.

5.Положена ли мне сокращенная рабочая неделя, если я работаю в г. Братске, приравненному к местности Крайнего Севера?

Ответ: Да. Коллективным или трудовым договором устанавливается 36-ти часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них Федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

6.Я могу рассчитывать на работу в шахте?

Ответ: Нет. Эта работа, на которой ограничивается применение женского труда.

7.Может воспользоваться мой муж отпуском по уходу за ребенком?

Ответ: Да. Такой отпуск может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

8.Будет ли засчитываться в общий и непрерывный трудовой стаж отпуск по уходу за ребенком?

Ответ: Да, за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях.

  1. Федеральные законы по вопросам труда.
  2. Указы Президента Российской Федерации.
  3. Постановления Правительства Российской Федерации.
  4. Нормативно – правовые акты (в том числе местного значения).

Рекомендации

Предварительно можно предложить учащимся дополнительное задание опережающего характера.

Задание: Проведите собеседование с родителями и выясните, какие вопросы возникают у них относительного пенсионного обеспечения.

Собранные вопросы могут быть использованы на уроке. Для работы с ними можно создать еще одну группу, предполагаемый клиент – пенсионер.

В конце прошлой недели вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что каждый второй безработный в России — это молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет, то есть 48,7% в общем уровне безработицы. Сейчас молодым людям действительно сложно найти работу после окончания вуза, а в интернете даже появилось множество мемов на эту тему. Но значит ли это, что работодатели вставляют палки в колеса юным специалистам или в ситуации виноваты сами выпускники? Чтобы разобраться в ситуации, нам нужно обратиться к теории поколений и понять, с кем мы имеем дело.

Под колпаком у родителей

Тех, кому сегодня от 20 до 34 лет, называют поколением Y и Z. Они открыты, любознательны, живут в глобальном мире интернета и легко осваивают новые технологии. Родившись в 1981-1995 годы, они выросли в относительно спокойное время. Благодаря чему многие из них хорошо образованы: их детство прошло в кружках, музыкальных школах, спортивных секциях и на мастер-классах. Это люди, которые выросли в мире, где о них заботились и планировали их дальнейшие шаги.

В итоге они оказались под колпаком у родителей — в мире, достаточно благополучном для того, чтобы его не покидать. Поколения Y и Z житейски проигрывают старшим: они не знают, как самостоятельно добраться из точки А в точку В, что делать, если забыл мобильный дома, закончились деньги, сломалась стиральная машина. Они не чувствуют себя комфортно в профессиональном мире. То есть там, где не все тебя хвалят, а наоборот, даже что-то требуют, там, где тебя не принимают любым, а ждут соответствия определенным стандартам.

Нежелание новых поколений преодолевать себя в угоду существующим устоям меняет социальные стандарты. Люди получают высшее образование, а потом вместо поиска работы ищут себя и свое призвание. В этом их финансово поддерживают достаточно молодые и дееспособные родители. По разным данным, большинство выпускников не работают по специальности. И делают это не вынужденно, как в 90-е, а просто потому. что они выбирали специальность под влиянием моды, общества или родителей. Проработав по выбранной профессии несколько месяцев или еще в процессе обучения, молодые люди понимают, что это не то, что им нужно, и идут получать второе, третье высшее образование.

Масштаб этих изменений хорошо отражает существующая среди ученых дискуссия: сначала представители Австралии, а потом и их западные коллеги, предложили продлить подростковый возраст с 21 года до 24.

Кроме того, работодатели не всегда хотят вкладываться в развитие молодых специалистов, потому что и статистика, и практика показывают, что новые поколения чаще всего не лояльны к компаниям и склонны к частой, в среднем каждые 2 года, смене работы.

Цифра в 48,7%, а именно столько людей в возрасте от 20 до 34 лет в общей массе безработных, — результат мечтаний амбициозного нового поколения, несбывшихся надежд работодателей и несовершенства образовательной системы.

Стоит признать, что мир изменился, но это не значит, что в нем не осталось молодых людей, которые ищут работу и хотят сделать карьеру. Но первую очередь сотрудники нужны самим компания, которые испытывают кадровый дефицит, связанный с демографической ямой 90-х, появлением новых специальностей и устареванием знаний существующих работников. И выбирать придется именно из молодых специалистов, потому что другого поколения у нас не будет. Поэтому нам всем нужно научиться приспосабливаться друг к другу. И на работодателях, и на опытных сотрудниках лежит большая ответственность, просто потому, что они старше и опытнее.

Институт наставничества был важен во все времена. Новые поколения — не исключение, их необходимо адаптировать к реальности бизнеса, научить профессиональным навыкам, давать регулярную обратную связь. А за счет смешанных возрастных коллективов решается задача личностного развития, фактически новое инфантильное поколение учится быть взрослым: слышать и принимать во внимание разные точки зрения, принимать решения, быть ответственными, в том числе за последствия решений, видеть ограничения и возможности.

Мне 15 лет, и я хочу работать. Можно ли найти работу через центр занятости населения? Как правильно по закону устроиться на работу? Какие условия труда должны соблюдаться?

Пересмотрел много сайтов, везде все описывается непонятно и сложно. Надеюсь, что ваша команда поможет мне разобраться.

Николай, привет! Если вкратце, то в 15 лет официально устроиться без письменного разрешения родителей и органов опеки не получится. Зато в 16 лет вы сами себе хозяин и можете заключать трудовой договор с работодателем без чьего-либо согласия.

С какого возраста можно работать

16 лет. Трудовой кодекс разрешает работать с шестнадцати лет. Государство считает, что в этом возрасте ребенок самостоятелен и может сам заключать с работодателем трудовой договор.

В этом случае для заключения трудового договора понадобятся:

  1. Паспорт.
  2. Справка из поликлиники по форме 086/у.
  3. Справка из школы.
  4. СНИЛС .

14—15 лет. Если вам 15 лет, вы тоже можете самостоятельно устроиться на работу, но только если окончили девять классов, учитесь заочно или ушли в вечернюю школу, техникум или колледж. Если это не так и вы учитесь в девятом классе или только перешли в десятый, придется добыть еще два документа:

  1. Письменное разрешение одного из родителей с копией паспорта родителя — заверять у нотариуса не нужно.
  2. Разрешение из органов опеки.

Чтобы опека выдала разрешение, вам нужно взять одного из родителей и со всеми необходимыми документами сходить в органы соцзащиты. Там вы напишете заявление, приложите к нему согласие родителя и проект трудового договора. Чиновники все проверят и выдадут письменное согласие. Или откажут, если работа вам противопоказана или не по плечу.

13 лет и младше. Если вам еще нет четырнадцати, вы можете работать только в кино, театре, цирке или участвовать в концертах и рекламе. Вы пока не имеете права самостоятельно принимать решения и подписывать документы. Трудовой договор от вашего имени подписывает один из родителей, а еще вам понадобится согласие опеки.

Разовая работа

Вместо трудового договора с вами могут заключить гражданско-правовой. Такой договор заключают на выполнение разовой работы. Например, когда агентство устраивает акцию и нанимает вас промоутером. В таком случае согласие на работу пишут оба родителя, даже если вам уже шестнадцать.

График работы

Государство считает, что, пока вы учитесь в школе, вы не можете забросить учебу и пропадать с утра до вечера на работе. Трудовой кодекс разрешает работать неполный день и только в свободное от учебы время — бегать по району и расклеивать объявления во время уроков не стоит.

Дети не могут работать по ночам: с 22 вечера до 6 утра они должны быть дома.

Сколько можно работать ребенку

Возраст Часов в день Часов в неделю
14—15 лет 2,5 после школы
5 в каникулы
12 после школы
24 в каникулы
16—18 лет 4 после школы
7 в каникулы
17,5 после школы
35 в каникулы

Закон запрещает работодателям устанавливать подростку испытательный срок, поскольку их труд не требует специальной квалификации.

Еще вы имеете право на ежегодный отпуск. У подростков отпуск составляет 31 день, взять его можно в любое удобное время. Поскольку у большинства подростков работа временная и на короткий срок, в отпуск они уйти не успевают. В этом случае при увольнении работодатель платит компенсацию за неотгулянный отпуск.

На какую работу ребенка не возьмут

Вы можете выполнять только легкую работу, которая не вредит здоровью и нравственному развитию. Вас точно не возьмут разгружать мешки с цементом, не отправят работать под землей, не позовут на химкомбинат, не разрешат продавать табак с алкоголем и не предложат работать в казино.

Если вы решили работать курьером, почтальоном, кладовщиком или рабочим на стройке, то не сможете перетаскивать тяжести наравне со взрослыми.

Где искать работу

Есть несколько способов найти работу: в интернете, по объявлениям в газете, у родителей и на молодежной бирже труда. Последние два способа — самые безопасные.

Поиск работы в интернете и по объявлениям — дело опасное. Есть риск нарваться на мошенников, которые не заплатят за работу или попросят денег и исчезнут. Прежде чем искать работу таким способом, советуем прочитать нашу статью о фальшивых работодателях.

На бирже труда вам подберут работу по силам, а работодатель заключит с вами срочный трудовой договор на определенный срок, но вы имеете право расторгнуть его досрочно.

Обычно на бирже предлагают подработать дворником, почтальоном, курьером, промоутером, помощником на стройке. Летом можно сажать цветы, красить ограды, а зимой убирать во дворах снег.

Устроиться на работу через биржу труда можно только с 14 лет, потому что нужен паспорт. Вакансий немного, хорошую работу расхватывают сразу, приходится записываться в лист ожидания. Платят немного — от 5000 до 15 000 Р в месяц, зато все официально. Если хотите найти работу на лето, обращайтесь на биржу заранее — в апреле-мае, пока не разобрали интересные вакансии.

Кроме зарплаты вы можете ежемесячно получать доплату из регионального бюджета, но если в договоре между биржей и работодателем есть такое условие. Лучше заранее спросить об этом на бирже.

Размер доплаты у каждого региона свой. Например, Москва за полный отработанный месяц платит не больше 80% от прожиточного минимума трудоспособного населения, то есть 16 471 Р в первом квартале 2021 года, а Мурманск — не больше двух минимальных пособий по безработице, умноженных на районный коэффициент.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Приближается лето. Многие студенты задумываются о поиске работы на время или места постоянной занятости по окончании обучения. По статистике, сложнее всего приходится выпускникам колледжей и техникумов (бывших ПТУ). Почему так происходит?

По данным Росстата, самый высокий уровень безработных в России в 2017 году наблюдался среди выпускников организаций среднего профессионального образования 2016 года по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Из них не имеют занятости 15,9%. А если рассматривать сельскую молодёжь отдельно, то доля безработных там среди тех же выпускников составила уже 18,8%.

И причина вовсе не в том, что рабочие кадры не нужны компаниям. По данным портала HeadHunter на конец 2018 года, за год спрос на рабочий персонал увеличился на 10%.

И дело может быть даже не в отсутствии опыта работы или высокого уровня профессионализма. Работодателю нужны как специалисты высокой квалификации, так и простые рабочие. Например, согласно информации сайтов по поиску работы, сейчас во многих регионах очень востребованы грузчики, комплектовщики, разнорабочие, сборщики корпусной мебели и многие другие специальности.

Причина, как считают работодатели, в том, что молодёжь всё реже выбирает рабочие профессии, строя карьеру в других направлениях, меняя специальность, полученную в колледже.

Трудоустройство молодёжи со средним специальным образованием – это проблема, к решению которой, по мнению экспертов, нужно подходить с разных сторон. Недостаточно выпустить из стен учебного заведения профессионала (хотя и с этим тоже пока не всё в порядке). В рыночных условиях выпускники должны быть полностью готовы к самостоятельному поиску работы, понимать, где и как трудоустроиться в регионе или даже в другой части страны, знать, как правильно провести беседу с работодателем. Это важно даже для временного трудоустройства в целях подработки. Кстати, вполне возможно, что, попав в компанию в качестве курьера, выпускник среднего специального учебного заведения вырастет там до более высоких должностей.

Конечно, в колледжах теперь есть занятия по составлению резюме, но очень важно ещё научить ребят общаться с разными типами работодателей – с руководителем, с нанимателем из агентства, с типичным кадровиком, грамотно описывать себя и как работника, и как личность. Очень важно хорошо ориентироваться на рынке труда и уметь искать и внимательно читать объявления о найме,

Руководители и сотрудники кадровых отделов жалуются на то, что порой в резюме, которые они получают, не указана электронная почта, нет телефонного номера, чётко не описаны навыки. Например, молодой бухгалтер в своё резюме не включает описание уровня владения профессиональными программами, а автомеханик в качестве основного навыка указывает знание офисных компьютерных приложений.

Ребята со средним специальным образованием, особенно юноши и девушки с ограниченными возможностями здоровья, по её словам, при поиске работы нередко сталкиваются и с обманом. Они приходят по объявлению о найме, а лишь потом выясняется, что это фальшивые работодатели и зарплату за раздачу листовок или работу в колл-центре никто платить не собирается. А иногда оказывается, что по таким объявлениям набирают наркокурьеров или ещё каких-нибудь бедолаг.

Трудоустройство или пособие?

Среди выпускников колледжей и техникумов есть и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты. По статистике, 90% выпускников детских домов идут учиться именно в средние специальные учебные заведения, правда, не все их оканчивают.

Ситуация с поиском работы у таких ребят совсем безрадостная. Предполагается, что, выпустившись из техникума или колледжа, они сразу устроятся на работу. Но они не торопятся это делать, так как сумма пособия, которое они получают первые полгода, если не могут устроиться, доходит до 180 тысяч рублей (в Москве) в месяц.

Что будет, когда пособие закончится, часто никто и не задумывается. Ребята совсем не представляют, как устроен реальный рынок труда, где можно работать, получив, например, профессию повара или флориста. В результате их попытки трудоустроиться могут оказаться безуспешными.

Практически все воспитанники детдомов сознательно отказываются от подработки, чтобы не потерять свой шанс на пособие. Потом человек оказывается без денег, без работы и без перспектив её найти,

По данным исследования Московского государственного психолого-педагогического университета за 2015 год, только 10-15% выпускников детских домов находят стабильную работу. Остальные живут на социальные пособия государства, скатываются вниз по социальной лестнице, попадают в различные группы риска: употребляют алкоголь и наркотики, нарушают закон или становятся жертвами преступлений, ведут асоциальный образ жизни, не могут содержать семью и, как следствие, отказываются от своих детей, продолжая цикл сиротства.

Один из эффективных путей, чтобы это предотвратить, – привлекать ребят к работе с подросткового возраста, стараться заинтересовать их. Это делается в форме стажировок на площадках компаний, мотивационных встреч, мастер-классов и, конечно, обучения навыкам трудоустройства. В итоге ребята могут получить рекомендацию от реальных работодателей, опыт работы в коллективе, а с этим багажом уже гораздо проще устроиться на работу, появляется желание это сделать, формируется видение себя в будущем,

В целом, ребятам, получающим среднее специальное образование, не хватает не просто понимания того, как и куда можно трудоустроиться, а нередко – и обычных, жизненных навыков. Многие из них не имеют никаких навыков делового общения, работы в команде, легко поддаются негативному влиянию. Все эти качества хорошо заметны работодателю, порой для этого бывает достаточно нескольких минут собеседования. Важно, чтобы взрослые, которые обучают и воспитывают ребят, понимали эту проблему и помогали им её преодолеть или привлекали для этого профессионалов.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также: