Моделирование инновационной деятельности в доу по выбранной теме

Обновлено: 07.07.2024

* В 2013 - 2014 году МДОУ д/с №28 "Аистенок" опубликовал книгу из опыта работы по теме: "От счастья ключи в

семье ищи" - (долгосрочный семейный проект ДОУ по приобщению детей к семейным традициям) -

Цель : инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования. Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.

Задача заведующего и старшего воспитателя ДОУ – создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Организационные моменты:

  • Создание структурных подразделений– творческих групп педагогов по проблемам.
  • Использование активных форм методической работы с педагогическим коллективом (семинары-практикумы, деловые игры, творческие мастерские, тренинги, моделирование и анализ проблемных ситуаций).
  • Разработка программ профессионального роста педагогов с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому воспитателю для повышение профессиональной и методической компетентности.

Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности ДОУ:

  • Создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы нововведения и приоритетного направления ДОУ.
  • Обеспечение педагогов, работающих над внедрением новых программ и технологий, дифференцированным справочно-информационным материалом
  • Создание видеотеки методических материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов и т.д.

Основными формами работы с детьми и родителями являются нашего ДОУ:

  • игровые сеансы (индивидуальные и групповые);
  • индивидуальные развивающие занятия;
  • консультации, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, родительские собрания;
  • выставки (игровых пособий, литературы);
  • праздники, развлечения, открытые просмотры.

Контрольные показатели развития ребенка учитывают:

1. Сенсорное развитие

2. Развитие движений

3. Развитие речи

4. Музыкальное развитие.

5. Процесс адаптации каждого ребенка в микроклимате группы (для наблюдений за изменением поведения, настроения, активности, коммуникативности воспитанника заполняется карта)

Некоторые направления инноваций в ДОУ:

Примеры инновационной деятельности в ДОУ:

Основные элементы и показатели инновационного потенциала ДОУ
Основными элементами инновационного потенциала являются:
• материально-технические ресурсы;
• финансовые ресурсы;
• интеллектуальные ресурсы;
Показатели инновационного потенциала ДОУ:
• научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды и категории, а также количество предложений по совершенствованию педагогического процесса на одного сотрудника);
• инновационность управляющей системы в ДОУ (формы стимулирования,
участие высшего руководства, уровень свободы, предоставляемой
участникам инновационной деятельности).

Несмотря на то, что инновационная деятельность педагогов оказывает положительное влияние на развитие дошкольного образования в целом, и со всей очевидностью заметны позитивные изменения и инициативы, которые приводят к достижению современного качества образования детей в каждом дошкольном учреждении, анализ экспериментальной практики показывает, что остается нерешенными ряд проблем:

  • проблема воспроизводства инноваций в условиях взаимодействия педагогов ДОУ;
  • проблема изменения, оптимизации новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, нецелесообразного;
  • приспособление новшеств к конкретным условиям с учетом специфики и возможностей ДОУ;

Перспективные направления работы:

  • организация сетевого взаимодействие инновационных ДОУ, экспериментальных площадок и педагогов-исследователей, объединенных близостью инновационной проблематики.
  • участие ДОУ и отдельных педагогов, в научно-практических конференциях, конкурсах, выпуске методических пособий, научных статей, в том числе, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения инновационного опыта
  • создание банка данных по приоритетным направлениям инновационной деятельности в ДОУ, деятельности педагогов-новаторов, их теоретических и методических разработок с использованием возможностей ИКТ

Внимание!

"Воспитатели ДОУ - победители международных интернет - конкурсов!"

* Киктева Ольга Викторовна - Победитель (I место) международный конкурс "Изумрудный город" в номинации "Лучшая

педагогическая инициатива". Название работы: "Конспект комплексного занятия в подготовительной группе с учетом ФГОС

на тему: "Сказка в гости к нам пришла!" (познавательно - речевое развитие) Диплом (март 2016г.)

* Гребенюк Татьяна Владимировна - Победитель (II место) международный творческий конкурс "Открытый урок"

в номинации "Организация досуга и внеклассной деятельности". Название работы: Спортивный праздник для детей

и родителей на тему: "Мама, папа, я - спортивная семья!" (апрель 2016г.)

* Коробий Лидия Васильевна - заведующий МДОУ - руководитель по разработке мероприятия "Мама, папа, я -

спортивная семья!" (апрель 2016г.)

ВНИМАНИЕ.

09.06.2016г. было проведено районное методическое объединение для заместителей руководителя , методистов , старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений Буденновского муниципального района

ПЛАН:

1.Вступительное слово.

Салыкова А.О( руководитель МО для заместителей руководителя, методистов , старших воспитателей МДОУ БМР ).

2.Система методической работы в ДОУ.

(старший воспитатель МДОУ д/с №28 с.Томузловского)

3. Из опыта работы создание творческой группы педагогов в ДОУ в рамках инновационной деятельности

Гребенюк Т.В( руководитель творческой группы МДОУ д/с №28 с.Томузловского)

старший воспитатель Е.Н.Кукушкина

( руководитель МО для заместителей руководителя, методистов, старших воспитателей МДОУ БМР ).

6. Педагогический ринг по инновационным формам работы с педагогами ДОУ. Салыкова А.О

( руководитель МО для заместителей руководителя, методистов, старших воспитателей МДОУ БМР ).

7.Заключительное слово.

Горлова С.В (методист МКУ ЦР и ПСО)

ВНИМАНИЕ.

13.07.2016г. МДОУ д/с № 28 "Аистенок" принял участие в краевом благотворительном марафоне в поддержку инициативы Ставропольского краевого отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" и благотворительной некоммерческой организации "Фонд социальной поддержки населения Ставропольского края". Помощь была оказана в виде благотворительных пожертвований.

15.08.2016г . Заведующий МДОУ Коробий Л.В. приняла участие в конкурсе "Современный руководитель детского сада" по направлению "Безопасный детский сад". Организатором конкурса является журнал "Справочник руководителя дошкольного учреждения" г.Москва.

2016 - 2017 учебный год

01.09.2016г. в МДОУ был проведен Педагогический совет на тему: "Готовность ДОУ к новому 2016 - 2017 учебному году" в форме педагогической форсайт сессии. - Протокол № 1

ВНИМАНИЕ.

Вышли в свет журналы "Игры и игрушки" Эксперт (Журнал для педагогов и психологов образовательных учреждений, а также для родителей, которым интересно как педагоги и психологи применяют на практике игровые технологии в образовательном процессе.) с публикацией материала воспитателя МДОУ Киктевой О.В.

2017 - 2018 учебный год

- Экспериментирование и исследовательская деятельность с детьми старшего возраста на тему: "Экспериментирование и исследования в природе" - разработка старшего воспитателя ДОУ Кукушкиной Е.Н.

- Рекомендации для педагогов МДОУ на тему: "Инновационные технологии в ДОУ" - старший воспитатель Кукушкина Е.Н.

12.03.2018г. в МДОУ было проведено методическое объединение для воспитателей Буденновского района на тему: "Растим патриотов России". Воспитатель логопедической группы Демичева Т.С. провела открытое интегрированное занятие с детьми на тему: "Моя малая родина" и представила опыт работы МДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников в виде презентации.

2018 -2019 учебный год

15.02.2019 г. в МДОУ было проведено методическое объединение для педагогов , учителей - логопедов Буденновского района на тему: "Развитие речи дошкольного возраста в условиях информатизации образовательного процесса". Учитель - логопед Русанова В.И. представила опыт работы на тему "Использование информационных - коммуникативных технологий в работе учителя - логопеда по развитию речи" виде презентации.

2019 -2020 учебный год

2020 -2021 учебный год

Проект "Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников" (представленный на конкурсе "Воспитатель года - 2021") - Воспитатель Новиченко В.А. ( опубликовано 28.01.2021 г.)

Дети за компьютером

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.

Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.

Девочка мечтает

Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образования

Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.

Фрэнсис Бэкон, английский философ

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

  • компьютеры;
  • интерактивные доски;
  • магнитофоны;
  • телевизоры;
  • фотоаппаратура и т. п.

Дети, сидя за столами, смотрят на экран с мультимедийной презентацией

Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь внимание воспитанников

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:

  • проведение различных развивающих игр;
  • просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
  • разбор проблемных ситуаций;
  • совместное творчество и др.

Мальчик работает с интерактивной доской

При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют активность, что облегчает усвоение материала

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:

В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.

В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.

Карта маршрута к игре будет выполнять роль своеобразного плана

В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3 этапа:

  1. Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе, конкурсы или загадки и т. д.
  2. Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером.
  3. Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение.

По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.

Фотогалерея: использование ИКТ на занятиях в детском саду

Таблица: пример конспекта занятия с использованием ИКТ в старшей группе (фрагмент)

  • Развитие представлений о зимнем лесе;
  • стимулирование познавательной активности и творческих способностей воспитанников.
  • Деревянных два коня
    Вниз с горы несут меня.
    Я в руках держу две палки,
    Но не бью коней — их жалко.
    А для ускоренья бега
    Палками касаюсь снега. (Лыжи).

В.: Правильно, ребята, в лес мы отправимся на лыжах. Посмотрите на экран, там у нас лесная поляна. Давайте согреем руки. (Дети выполняют упражнение на дыхание).
Воспитатель читает ребятам стихотворение о зиме.
Затем педагог предлагает детям подумать о том, как лес выглядит зимой и вспомнить тех, кто в нём живёт. Для этого на экране демонстрируются различные звери и птицы. Ребята должны называть их. Воспитатель предлагает игру, в которой нужно охарактеризовать животных, появляющихся на экране:

  • волк — злой, серый, голодный;
  • медведь — большой, бурый, сильный;
  • лиса — хитрая, рыжая, осторожная;
  • заяц — трусливый, серый, белый, маленький;
  • белка — рыжая, запасливая, быстрая.
  • в дупле живёт… белка;
  • в логове живёт… волк;
  • под кустом живёт… заяц;
  • в берлоге живёт… медведь;
  • в норе живёт… лиса;
  • в хатке под водой… бобр.
  • Снег сегодня шёл с утра, (Руки вверх — вниз),
    Рада снегу детвора! (Хлопают в ладоши).
    Снег на ветках, на дорожках, (Руки вверх, руки вниз, приседают)
    На носу и на ладошках. (Показывают нос и ладошки).
  • Зимний лес стоит печальный.
    Кто под снегом спрятал тайны?
    Почему река молчит,
    Птичья песня не звучит?
    Осторожно в лес входите,
    Тайны леса не будите.

В.: А теперь надо возвращаться в детский сад. Понравилось вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаём на лыжню и друг за другом и отправляемся в детский сад. (Дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку).
Сюрпризный момент: воспитатель говорит, что все вернулись в детский сад из зимнего леса и очень устали, значит, пора подкрепиться. Дети получают конфеты.

Сначала рассмотрим, что же такое инновация. Разные словари толкуют это определение по-своему.

Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые.

Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)

Нововведение (инновация) - комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т. д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В. М. Словарь-справочник. М., 1995.)

Нововведение - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т. п., а инновация — процесс освоения этого средства.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Основные этапы внедрения инноваций.

1. Поиск новых идей:

— создание информационного фонда путем сбора и анализа информации;

— выявление инновационных потребностей ДОУ;

2. Формирование нововведения:

— формулирование идей и возможностей инновационных ДОУ, планирование этапов работы;

— подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы ее реализации;

— разработка нормативно-правовой базы инновационной деятельности.

3. Реализация нововведения:

— мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности;

— исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов.

4. Закрепление новшества:

— разработка презентационных материалов;

— распространение опыта работы на районном, республиканском и российском уровнях.

Типы инноваций.

Типы нововведений также группируются по следующим основаниям:

1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

- в содержании образования;

- в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;

- в управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований:

- частные, единичные, не связанные между собой;

- модульные (комплекс частных, связанных между собой);

- системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу:

- усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);

- новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);

4. По отношению к предшествующему:

- новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);

- прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);

- освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);

- ретровведение - освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Организация инновационной деятельности в ДОУ.

Цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.

Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. (Созданы новые типы, виды и профили ДОУ, инновационные преобразования приобретают системный характер.)

Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.

Задача руководителя дошкольного учреждения – создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Инновационная деятельность в ДОУ.

Примеры инновационной деятельности в ДОУ:

• метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;

• совершенствование мастерства педагогов;

• поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями;

• мониторинг развития каждого ребенка;

• учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств;

• внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

• формирование основ безопасной жизнедеятельности;

• организация экологического образования дошкольников;

• оптимизация взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, совместные досуги и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, создание семейного клуба)

• пространство интеллектуального, социального, эстетического развития - игровые уголки в группах, музыкальный зал с набором инструментов и аудиоаппаратуры; театральный зал, видеозал с набором образовательных видеокассет. В детском саду функционирует этнографический музей "Русская изба", имеющий статус школьного музея, где дошкольники и учащиеся школ знакомятся с жизнью, бытом и культурой народа. Занятия в компьютерно-игровом комплексе (дополнительная образовательная услуга) способствуют умственному развитию детей. Сравнивая современную технику с предметами культуры и быта прошлого, дети знакомятся с достижениями технического прогресса, развитием цивилизации;

• пространство физического развития - центры здоровья в группах, физкультурный зал, бассейн с душем и сауной, спортивная площадка;

• пространство экологического развития: зимний сад с коллекцией растений различных климатических зон, экологическая мини-лаборатория, живой уголок, уголки природы в группах, а также территория детского сада с уголком леса, сада, огородом, цветниками.

Выбор направления инновационной деятельности.

Содержание инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения определяется приоритетными направлениями программы развития в муниципалитете или ДОУ. Эти направления представляют собой стройное единство, однако их целесообразно классифицировать в зависимости от предмета изучения и проектирования исследовательской деятельности.

Инновационные образовательные технологии.

Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.

Цель использования инноваций — создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.

Задачи: воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески; развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности; научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Здоровьесберегающие технологии.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

• от типа дошкольного учреждения,

• от продолжительности пребывания в нем детей,

• от программы, по которой работают педагоги,

• конкретных условий ДОУ,

• профессиональной компетентности педагога,

• показателей здоровья детей.

Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, спортивные игры, закаливание, водные процедуры, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, которые можно назвать уже прогулками – походами. Применение последней формы позволяет решить задачи по ознакомлению дошкольников с природой, воспитанию бережного отношения к ней, изучение ближайшего социального окружения. Главное отличие прогулок – походов от обычных прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, насыщенной двигательной активности.

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Смысл проектной деятельности заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проектирование заставляет самих педагогов находиться в пространстве множества возможностей и изменяет организацию работы с детьми. Проектная деятельность не допускает стандартных действий, требует постоянного творческого поиска пути решения проблем. Таким образом, метод проектов обеспечивает режим развития ДОУ.

Классификация учебных проектов:

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

• решение проблемных ситуаций (как и на чём из Волгограда добраться в Африку? Что надо сделать, чтобы в группе был всегда зелёный лук?.).

• фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности

• подражание голосам и звукам природы

• использование художественного слова

• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

• трудовые поручения, действия

• коллекционирование так же способствует развитию познавательно – исследовательской деятельности: скажем, решили создать коллекцию фотографий животных Африки. Во-первых, узнаем, где эти фото можно взять. В ходе поиска, конечно, прочтём об этих животных (почему такая окраска, чем питаются, образ жизни). Оформим альбом или выставку – познакомим с некоторыми оформительскими приёмами.

Информационно-коммуникационные технологии

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

• идти в ногу со временем,

• стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ,

• сформировать основы информационной культуры его личности,

• повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

• диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,

• содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,

• рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Современное образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной, и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Личностно-ориентированные технологии

Цель данных технологий – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, в результате которых обеспечиваются бесконфликтные, комфортные, безопасные условия для социального развития каждого ребёнка. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу воспитания и обучения. Доказательством использования данных технологий служат карты индивидуальных маршрутов развития воспитанников, высокие показатели мониторинга, положительный эмоциональный настрой группы в целом и каждого отдельного ребёнка, дифференцированный подход на занятиях и в совместной деятельности.

Кружковую работу можно рассматривать и как показатель личностно-ориентированного подхода, и как самостоятельной инновационной деятельностью. Ведь программа кружка всегда нечто новое, или, по крайней мере, шире общеобразовательной программы.

Развивающие технологии

В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

- Что соответствует этим требованиям?

Этим требованиям отвечают конструкторы ЛЕГО, шахматы и шашки, цветные счётные палочки Кюзенера, развивающие игры Никитина.

Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия, игротерапия, куклотерапия, анималотерапия, арттерапия.

Заключение.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Кто-то известный сказал, что человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

заведующий
ст. воспитатель
творческая группа педагогов

Педагоги, воспитанники и родители (законные представители)

Сроки реализации программы

Создание условий для эффективного ведения образовательного процесса в ДОУ с применением современных информационно-коммуникационных технологий в процессе формированиясовременной РППС.

Внедрение новых интерактивных информационно-коммуникативных технологий, направленных на оптимизацию воспитательно–образовательного процесса в ДОУ.

Этапы реализации программы

Информационные
Нормативно-правовая база
Научно-методические
Кадровые
Информационно-коммуникативные
Материально-технические

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

В соответствии ФГОС ДО формируются новые представления о содержании и организации дошкольного образования: акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность и т.п.

Дошкольное образование является первой ступенью системы образования, поэтому оно начинает формировать учебные умения, которые понадобятся выпускникам дошкольных образовательных учреждений на следующей ступени, а именно в школе. Начальная школа переходит к новым стандартам. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

Сегодня детские сады активно оснащаются компьютерами, современной аудио- и видеотехникой. Но недостаточно разработана целостная методика использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе, не систематизированы существующие компьютерные развивающие программы в соответствии возрастных особенностей детей. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентированный специальной образовательной программой. По-нашему мнению будет важен накопленный педагогический опыт, апробированные в практике нашего учреждения материалы по применению информационных технологий в воспитании и обучении детей.

В рамках нашей инновационной деятельности дошкольники начнут знакомство с компьютером, а педагоги активнее использовать ИКТ, для осуществления преемственности дошкольного учреждения и школы.

Образовательное учреждение будет работать в инновационном режиме, реализуя концепцию непрерывного образования в условиях ИКТ-насыщаемой развивающей среды ДОУ. Инновационные идеи по отдельным направлениям деятельности детского сада, в рамках данной площадки, трансформируются в новую модель развивающей среды образовательного учреждения - организация пространства, современное содержание работы и методики, взаимодействие и активность всех участников образовательного процесса.

Цель инновационной работы: Создание условий для эффективного ведения образовательного процесса в ДОУ с применением современных информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования современной РППС.

Задачи:

Концепция Муниципальной инновационной площадки ориентирована на раздел Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, посвященный информационно-коммуникационным технологиям.

В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование, компьютер должен стать в детском саду средством развивающей предметной среды, и рассматриваться не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса в соответствии ФГОС ДО, обогатить их, и изменить развивающую среду детского сада в целом.

Принципы и особенности программы

В основу данной программы положен системный подход, а также на принципы:

  • научности,
  • последовательности и преемственности,
  • интеграции,
  • связи обучения с жизнью,
  • сотворчества.

Особенности данной программы:

  • в создании информационно-развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения качества образовательного процесса;
  • активизация интеллектуальных, волевых и нравственных сил дошкольников способствует целенаправленному формированию информационно-технической компетентности;
  • переход от наглядно-образного действия ребёнка к наглядно-действенному;
  • разработка и апробация в деятельность программы по формирования информационно-технической компетентности у дошкольников посредством погружения воспитанников в эстетическую ИКТ-насыщенную развивающую среду в сельском ДОУ.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Первый этап:

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ - 2016–2017 учебный год.

Цель: создание творческих групп для работы МБДОУ в инновационном режиме; формирование нормативно-правовой базы, оснащение МБДОУ программным обеспечением,компьютерной техникой, мультимедийным оборудованием, повышение ИКТ- компетентности педагогов, изучение методических пособий, разработок и педагогического опыта по ИКТ технологии в ДОУ, разработка Программы инновационной деятельности МБДОУ.

Второй этап:

ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) 2017–2018 учебный год.

Цель: развитие единой информационной образовательной среды МБДОУ, организация воспитательно-образовательного процесса с опорой на последние достижения в области информатизации для повышения качества образования. Активное использование ИКТ и цифровых образовательных ресурсов всеми участниками образовательного процесса. Функционирование компьютерного класса в МБДОУ. Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы дошкольного учреждения перед родителями и общественностью через сайт детского сада, информационные стенды.

Третий этап:

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (ОБОБЩАЮЩИЙ) 1 полугодие 2018–2019 уч.года.

Цель: рефлексия проделанной работы, обобщение опыта и представление и результатов разработанной системы диагностики и мониторинга качества образовательной среды МБДОУ детского сада №14, динамика развития и сформированности навыков работы на ПК у детей старшего дошкольного возраста с применением КИК (компьюьютерно-игровых комплексов).

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Информационные:

  • Изучение опыта работы использования ИКТ-технологий других дошкольных учреждений.
  • Привлечение интернет-ресурсов
  • Программное обеспечение к интерактивному оборудованию

Нормативно-правовая база:

  • Разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (приказов, положений, правил);

Научно-методические:

  • Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работеДОУ;
  • Создание модели информационно-методического и технического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ (медиатека);
  • Разработка системы методических консультаций по ходу реализации проекта;
  • Оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми.

Кадровые:

  • Создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;
  • Создание творческой группы педагогов для работы по реализации инновационной программы в МБДОУ.

Информационно-коммуникативные:

  • Активизация взаимодействий ДОУ с социумом: детского сада и семьи, педагогическое просвещение родителей (законных представителей).

Материально-технические:

  • Оснащение материально-технической базы МБДОУ в сфере информатизации;
  • Обновление и обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
  • Оборудование компьютерного класса.

Предполагаемые результаты:

Основные риски инноваций

Содержание риска

Меры предупреждения и снижения риска

Недостаточное финансирование на приобретение оборудования и программного обеспечения.

Оборудование будет приобретаться постепенно за счет организации дополнительных образовательных платных услуг, субвенции

Кадровый состав (из-за высокой степени ответственности сложно подобрать высококвалифицированные педагогические кадры)

Допустимо набирать молодых специалистов и вести профессиональное непрерывное обучение; стимулирование педагогов.

Недостаточно программного обеспечения для дошкольников.

Создание своих программных продуктов.

Социальная оценка инновации

Муниципальная

Управление образования одобрило инновации по созданию информационно-образовательной среды, т.к. состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды.

Корпоративная

Созданная информационно-образовательная среда позволит оказывать дополнительные образовательные платные услуги, позволит повысить заработную плату педагогов, привлечь внебюджетные средства, укрепить материально-техническую базу, поднять имидж учреждения, сохранить квалифицированные кадры.

Перспективы дальнейшего развития

Как предполагается развивать деятельность в этом направлении после выполнения проекта?

В дальнейшем предполагается осваивать новые технологии, новые образовательные программы, апробировать их. Привлечь новых участников, продолжить разработку методических материалов и популяризовать результаты деятельности. Расширить направления работы.

Каким образом предполагается сохранить и расширить достижения данного проекта?

Повышать квалификацию педагогов по использованию цифрового и интерактивного оборудования на занятиях. Проводить консультации для педагогов дошкольных образовательных учреждений города и области.

За счет, каких ресурсов предполагается дальнейшее продолжение проекта?

Для развития материально-технической базы образовательного учреждения будут использоваться бюджетные, внебюджетные средства.

Материальное и организационное стимулирование педагогов, активно использующих средства ИКТ в образовательном процессе.

Профессиональное развитие педагогов в области современных образовательных технологий, интегрированных с ИКТ.

Техническое и информационное сопровождение деятельности образовательного учреждения.

Каким образом реализация проекта повлияет на среду, территорию и т.д.? (наличие социальных эффектов от реализации проекта).

По итогам проекта будут готовы:

  • Подготовленные педагогические кадры
  • Нормативные документы
  • Материально-техническая база для проведения занятий с ИКТ
  • Методические ресурсы

Благодаря полученным результатам можно проводить семинары различного уровня, обучающие курсы, консультации, что будет способствовать распространению накопленного опыта.

Методические разработки будут выставлены на Интернет - представительстве образовательного учреждения, их могут использовать педагоги дошкольных образовательных учреждений города Костромы и Костромской области.

Опыт нашего дошкольного учреждения поможет расширить спектр дополнительных образовательных услуг.

У дошкольников будут сформированы предпосылки учебной деятельности; дети будут владеть навыками работы на ПК.

Инвестиционная характеристика объекта инноваций

Источники инновации

Бюджетные, внебюджетные средства, средства, полученные от организации платных образовательных услуг, субвенция

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предлагаемая Программа инновационного проекта МБДОУ детского сада №14 является результатом деятельности творческой группы педагогов детского сада, которые заинтересованы в его развитии и желают видеть и поэтапно реализовать его перспективы и возможности.

Происходящие в последние годы изменения в области дошкольного образования, позволили нам выдвинуть идеи и планы, которые мы заложили в Программу, и, благодаря которым определились ее такие важнейшие возможности, как реалистичность, целостность, обоснованность.

Реализация данного проекта будет определяться объективными условиями, которые сложатся вокруг системы дошкольного воспитания и образования, а именно в вопросах управления и финансирования.

Мы уверены, что Программа инновационного деятелтности по теме будет для нас руководством к действию на ближайшие годы.

Читайте также: