Модель психолого педагогического сопровождения детей с овз в школе

Обновлено: 30.06.2024

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Основной задачей в области реализации права на образование детей с ОВЗ, является создание специальных условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.

С 1 сентября 2016 года вступил в силу ФГОС НОО для детей с ОВЗ в 1 классе. Данный стандарт влечёт за собой пересмотр давно сложившейся системы работы школы, когда принципиально меняются ориентиры в обучении и воспитании обучающихся. Школа должна обеспечить ребёнка не знаниями, а подготовить его к жизни.

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.

Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность работы с детьми с ОВЗ обусловлена, во-первых, широким спектром нарушений у детей. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Во-вторых, необходимость организации системы работы с детьми с ОВЗ обусловлена и постоянным увеличением численности детей, нуждающихся в создании специальных условий. Так в гимназии ФГОС реализуется уже 4-й год. И на данный момент у нас учатся 10 обучающихся с ОВЗ (Диаграмма 1). Если обратить внимание на диаграмму, то станет ясно, что такая картина у нас была не всегда.

Диаграмма 1. Количество обучающихся с ОВЗ


Отчасти, увеличение количества детей с ОВЗ в гимназии обусловлено и тем, что чаще всего инициатором направления на ПМПК учеников являемся именно мы сами, так как администрация гимназии, наши педагоги и специалисты стремятся оказать реальную помощь детям с трудностями в обучении, а не просто переводить их из класса в класс, закрывая глаза на его проблемы.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Сегодня гимназия строит свою работу с учетом главных принципов организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Первый принцип – это принцип адаптивности образовательного процесса. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ. Для этого в гимназии при получении заключения ПМПК об установлении ОВЗ прежде всего разрабатывается ряд адаптированных программ. Это:

  • адаптированные основные образовательные программы НОО и ООО (ЗПР, НОДА, ТНР, нарушение зрения),
  • адаптированные рабочие программы по всем учебным программам (причем это касается и обучающихся в форме домашнего обучения),
  • адаптированные образовательные программы с индивидуальным учебным планом – эти программы мы составляем ежегодно, так как при поступлении ребенка в очередной класс для планирования эффективной работы необходимо подвести итоги прошедшего года и внести изменения в коррекционные программы в случае такой необходимости. Кроме этого данные программы в соответствии с требованиями стандарта мы согласуем с родителями учеников и делаем отметку об этом на титульном листе
  • адаптивность образовательной среды. Реализовать этот принцип на практике намного сложнее, так как кроме адаптации методических материалов и самих приемов и способов обучения и воспитания, некоторые необходимые элементы доступной среды требуют немалых материальных затрат. Однако и в этом направлении мы стремимся работать.

Второй принцип – индивидуальный подход. Этот принцип перекликается с предыдущим. При планировании системы психолого-педагогического сопровождения всегда учитываются индивидуальные особенности ребенка и рекомендации, прописанные в заключении ПМПК. Мы в своей работе стремимся оказывать детям действительно индивидуальную помощь. Для этого в адаптированных образовательных программах ежегодно составляем индивидуальный учебный план, в котором прописываем для каждого ребенка объем занятий коррекционно-развивающей области. Количество часов для занятий со специалистами варьируется в зависимости от реальных потребностей ребенка и утверждается на заседании школьного ПМПк.

  • ЗПР – 4 (3д, 4д, 7г)
  • НОДА – 1 (4г)
  • Нарушение зрения – 1 (1б)
  • ТНР – 1 (5а)
  • Нарушение физического развития – 3 (3в, 6г, 8а)

Работа с детьми с ОВЗ не будет эффективной без командного взаимодействия специалистов. Именно в целях комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей: в гимназии создан и реально работает ПМПк, заседания которого проводятся в соответствии с планом работы на год. В состав консилиума входят: педагог-психолог, учитель-логопед, основной педагог, социальный педагог, медицинский работник. Состав может варьироваться для каждого конкретного случая психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка. Конечно, стоит отметить, что для полноценной работы консилиума на сегодняшний день не только в нашей школе , но и в городе не хватает узких специалистов, в частности дефектологов.

Инклюзия начинается с признания наличия различий между учениками при условии, что такие различия уважаются и являются основой образовательного процесса. Поэтому деятельность школы должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания лиц с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами, так и между обучающимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками. Таким образом, в школе должно быть сформировано толерантное пространство, которое основывается на гуманистических, нравственных ценностях.

Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Несомненно, сотрудничество с родителями – это обязательное условие для грамотной организации работы с детьми с ОВЗ. Мы в своей деятельности ведем тесно сотрудничаем с родителями: согласуем адаптированные образовательные программы, приглашаем на консилиумы при необходимости, проводим консультативную и просветительскую работу, стремимся услышать каждого родителя и по возможности помочь.

Непрерывность сопровождения - еще один принцип, который лежит в основе психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Реализуя этот принцип, мы создаем на каждого ученика индивидуальные кейсы коррекционно-развивающего сопровождения, в которые входят:

  • адаптированные программы,
  • индивидуальные учебные планы,
  • лист динамического наблюдения по результатам коррекционной работы,
  • карты успеваемости,
  • результаты диагностических работ и т.д.

Эта форма сбора и структурирования информации позволяет сохранять отслеживать динамику развития конкретного ребенка с 1 класса и до окончания школы.

Инклюзивное обучение – это долгосрочная стратегия, рассматриваемая не как локальный участок работы, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательной школы по всем направлениям в целом. Поэтому сегодня мы стремимся сформировать и эффективно использовать модель психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ, основанную на раскрытых выше принципах организации инклюзивного образования.

Программа инклюзивного образования в России работает не так давно. Соответственно нам рано еще делать глобальные выводы о том, насколько она успешна и оправдала ли возложенные на нее надежды. Вместе с тем, первые результаты нашей работы в частности показывают, что такая система может быть успешной при ее грамотной организации.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ рассматривают как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.

Субъектом психолого-педагогического сопровождения является обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющий - особенности обучения, опыт взаимодействия с взрослыми, другими учащимися, проявления личностного и индивидуального развития.

Целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение оптимального развития, успешная интеграция в социум ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении.

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в школе:

• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся с ОВЗ, родителей, педагогов.

Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс психолого-педагогического сопровождения. Команда объединяет учителей, психолога, логопеда, социального педагога, медицинского работника, представителей родительского актива.

Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). ПМПк является структурным подразделением образовательного учреждения, регулирующим процесс сопровождения и обеспечивающий комплексность процесса сопровождения.

В обязанности учителя-логопеда в системе сопровождения входит: всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка. Для логопедических занятий в учебном плане предусматриваются часы в соответствии с Базисными учебными планами специальных (коррекционных) образовательных учреждений соответствующего вида.

Педагог-психолог выявляет особенности умственного и интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию развития эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.

Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных образовательных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учёт освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом-психологом ведут карты сопровождения учащихся.

Таким образом, специалистами сопровождения отслеживаются эффективность обучения детей с ОВЗ по программе (рекомендованной ПМПК), текущие и этапные результаты адаптации, динамика развития и личностного роста обучающихся, формирование навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья. Результаты наблюдений фиксируются в карте сопровождения обучающегося.

Все выше сказанное позволяет выстроить определенную модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которая характеризуется следующими принципами: 1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учётом всех составляющих определяется, моделируется система психолого-педагогического сопровождения); 2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи; 3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную); 4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса); 5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения.

Технология психолого-педагогического сопровождения может быть представлена следующими содержательными направлениями работы:

- постановка проблемы на основе повышения информированности заинтересованных лиц о субъекте сопровождения, стоящих задачах и целях сопровождения;

- коллегиальное обсуждение проблемы сопровождения (участвуют в этом процессе все педагоги, имеющие отношение к данному ученику или проблеме, родители, специалисты);

- психолого-педагогическое сопровождение развития детей конкретизируется, определяются конкретные действия каждого специалиста;

- рефлексивность деятельности педагогов, аккумуляция и трансляция педагогического опыта, что достигается отслеживанием динамики процесса сопровождения, возникших проблем, организацией обратной связи, фиксацией идей и предложений, анализом результатов предыдущей работы.

Таким образом, широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект модели психолого-педагогического

сопровождения обучающегося с ОВЗ

Общие сведения о ребенке

Возраст ребенка: 9 лет

Место жительства, адрес:

Год обучения в МБОУ ГСОШ :

Группа (особые потребности) : ребёнок-инвалид

Характеристика обучающегося

Максим обучается в 3 классе по программе, разработанной на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.

Максим из неполной семьи. Социально – бытовые условия семьи удовлетворительные, материальное положение среднее. Контакт между семьей и школой налажен: мама выполняет все рекомендации педагога.

Внешне мальчик опрятен, аккуратен. Физически развит. Простудными заболеваниями болеет редко.

Круг представлений об окружающем и точность этих представлений ниже возрастной нормы: сведения о себе даёт элементарные, устанавливает простые родственные связи.

Познавательные процессы мальчика на низком уровне. Затрудняется при выполнении заданий, которые требуют логических операций мышления. Учебный материал воспринимает поверхностно, фрагментарно. Нуждается в помощи направляющего и обучающего характера. Не может спланировать свою деятельность, с трудом исправляет ошибку, даже если на неё указано.

Словарный запас беден, ограничен

В речи наблюдаются дефекты произношения. Связные высказывания стереотипные, простые; наблюдаются неточные употребления слов. Понимание логико-грамматических конструкций труднодоступно. Предложения, употребляемые ребенком, нераспространенные, неполные. Строит высказывания с помощью педагога, не может с делать простой логический вывод . Затрудняется в составлении предложений по картинке.

Внимание неустойчивое. Его объем, концентрация и устойчивость находятся в пределах низкого уровня, не соответствуют возрастным нормам. Воспринимает учебную инструкцию, но не может работать по ней самостоятельно.

Произвольная память развита слабо: медленно запоминает и быстро забывает учебный материал, неточно его воспроизводит. Особенно затруднено запоминание вербальной информации.

Операции сравнения и обобщения возможны только при постоянной организующей и сопровождающей помощи взрослого. Причинно-следственные связи установить не может. Не соотносит изучаемый материал с предлагаемыми опорами.

Математические знания и умения

Усвоил прямой счет в пределах 20, затрудняется с обратным счетом. Называет последующее и предыдущее число только с опорой на числовой ряд. Умеет сравнивать однозначные и двузначные числа. Знает геометрические фигуры. Вычерчивает отрезки заданной длины самостоятельно, но выполняет это небрежно.

Решает задачи на нахождение суммы и остатка самостоятельно, на увеличение и уменьшение на несколько единиц с помощью учителя.

Оформлять задачу на письме самостоятельно не умеет.

Связи между величинами: дециметр - сантиметр устанавливает.

Скорость чтения 10-13 слов в минуту с многократным возвращением в начало предложения и повторением слов. Чтение монотонное.

Запомнить для пересказа может только небольшой по объему текст. Пересказ механический, скудный, с большим количеством повторений, с опорой на текст.

При письме допускает множество ошибок: пропуск, замена букв, написание лишних букв.

Не может определить границы предложения в речи, правильно оформить предложение на письме, установить порядок предложений в деформированном тексте. Научился писать под диктовку только отдельные слова.

Гласные и согласные звуки различает, деление слов на слоги и правила переноса слов не усвоил.

Учебные знания и умения не соответствуют возрастной норме.

Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих усвоению АООП

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления , которые отражают её основное содержание:

· диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

· коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

· консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

· информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержаний направления коррекционной работы:

1.Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ОВЗ с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей.

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

ü формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;

ü организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;

ü разработка оптимальных для развития обучающихся с ОВЗ групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;

ü организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психоречевому развитию, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;

ü развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения;

ü социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ОВЗ в освоении АООП, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ОВЗ.

Консультативная работа включает:

? психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;

? консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении общеобразовательной программы.

4.Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.

Информационно-просветительская работа включает:

ü проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;

ü оформление информационных стендов, печатных и других материалов;

ü психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;

ü психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

Для реализации коррекционной программы создана служба психолого-педагогического–медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ. ППМС помощь оказывается детям на основании письменного согласия родителей (законных представителей).

Комплексное ППМС сопровождение и поддержка обучающихся с ОВЗ обеспечиваются специалистами образовательной организации: педагогом-психологом; учителем-логопедом; социальным педагогом, медицинским работником.

Одним из условий ППМС сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов, администрации, родителей (законных представителей).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях. Кроме того, важно отразить условия обучения и воспитания ребенка в семье, отношение к его образованию близких родственников, а также формулировку заключения ПМПК.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды, либо дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии. К таким детям относятся дети с :

Нарушениями опорно – двигательного аппарата

Замедленным и ограниченным восприятием

Недостатками речевого и сенсорного развития

Недостатком развития моторики

Недостатками развития мыслительной деятельности

Недостаточной познавательной активностью

Недостатками в развитии личности (неуверенность в себе, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением.

Характеристика, включающая оценку развития обучающегося на момент его сопровождения

На основе результатов психолого-педагогического обследования составляется характеристика, включающая оценку развития обучающегося, имеющихся у него навыков и умений на момент проведения обследования. При составлении характеристики важно избегать общих фраз, отмечая особенности ребенка. В структуру характеристики включается:

1) социальная картина (семейное окружение; бытовые условия семьи; отношение членов семьи к ребенку);

2) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;

3) особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;

4) состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;

5) характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка;

6) сформированность импрессивной и экспрессивной речи;

7)сформированность социально значимых навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, интеллектуальные умения: счет, письмо, чтение, содержание представлений об окружающих предметах, явлениях, самообслуживание, предметно-практическая деятельность;

8) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;

9) выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.

Психолого-педагогическая характеристика является итогом психолого-педагогического обследования ребенка, представляет собой оценку его актуального состояния развития и зоны ближайшего развития, становится основой последующей разработки СИПР и является ее структурным элементом.

Описание модели

Модель психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, которые в свою очередь учитывают потребности детей с ОВЗ в данном обучении. Важную роль в данной работе играют различные специалисты. Примерная модель взаимодействия специалистов, представленная ниже, способствует решению основных задач психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Данная модель способствует:

- успешному освоению детьми с ОВЗ образовательной программы;

- положительной динамике развития психической, познавательной, физической сфер обучающихся с ОВЗ;

- развитию самостоятельности учеников с ОВЗ в рамках учебных и иных целей, заданных педагогами;

-овладению приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками;

-формированию умения устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами;

-принятию и соблюдению обучающимися с ОВЗ классных, лицейских, социальных и этических норм;

-формированию потребности трудиться, обогащению трудового практического опыта;

-принятию и соблюдению норм здорового образа жизни;

-самостоятельному (или с помощью взрослого) определению дальнейшего профессионального или образовательного маршрута.

Описание специальных условий для получения образования

Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Наиболее обобщенно требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте, и более подробно разработаны в Проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, 2010). В нем говориться о том, что надо дать интегральное(обобщенное) описание совокупности условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, структурированное по сферам ресурсного обеспечения. Вместе с тем отмечается, что подобная система требований должна включать в себя специфические компоненты в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ в целом и для каждой категории отклоняющегося развития, в отдельности. В конечном итоге, отмечается в Проекте, интегративным результатом реализации указанных требований должно быть:

создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей (законных представителей); гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся (Проект СФГОС, 2010).

В образовательных учреждениях, в том числе, реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность:

•достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;

•адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции

ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы и родителей (их законных представителей);

•индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;

•целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;

•выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;

•включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научнотехническое творчество и проектно исследовательскую деятельность;

•включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей),педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

•использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;

•взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения

детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов (там же).

Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, включающих в себя, в том числе и наличие или отсутствие инвалидности определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно0методическое и т. п.).

Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частно)специфических и индивидуально)ориентированных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями.

Перечень специалистов, участвующих в реализации психолого-педагогического сопровождения

Работа с детьми с ОВЗ не будет эффективной без командного взаимодействия специалистов.

Именно в целях комплексного психолого-педагогического сопровождения детей: в образовательном учреждении создан и работает ПМПк, заседания которого проводятся в соответствии с планом работы на год. В состав консилиума входят: Психолог

Дефектолог и др.

Состав может варьироваться для каждого конкретного случая психолого-педагогического сопровождения ребенка

Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося (программа сотрудничества школы и семьи)

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося. При разработке данного раздела программы сопровождения учитывается отношение родителей к ребенку в целом и к его образованию в частности. При приеме ребенка в образовательную организацию с родителями подписывается договор об образовании, в котором устанавливается ответственность и обязательства основных участников образовательного процесса.

С учетом того что часто родители, несмотря на уже школьный возраст ребенка и многолетний жизненный опыт его воспитания, находятся в сложном эмоциональном состоянии, в депрессии, испытывая чувство вины в связи с имеющимися проблемами развития ребенка, и ввиду недоверия к специалистам, потому что не видят существенных изменений в его развитии. Недостаток информации или ее искажение по правовым, психолого-педагогическим, медицинским вопросам помощи ребенку нередко приводит к ошибочным действиям со стороны родителей в отношении ребенка. Кроме того, трудности в семье (психологические, межличностные, материальные), часто негативное отношение социального окружения приводят к изолированности семьи, нередко и к ее распаду. В такой ситуации трудно ожидать, что члены семьи будут сразу готовы к сотрудничеству с педагогами. Последние рискуют быть не услышанными не потому, что родители не хотят этого, а потому что они не готовы к взаимодействию. Поэтому специалистам важно осознавать необходимость психологической помощи родителям. Именно она обычно является первым шагом на пути к устойчивому сотрудничеству семьи и специалистов.

В целях психологической поддержки родителей, по их желанию, организуются группы, в которых родители обсуждают специально отобранные психологом темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом. Важную психотерапевтическую роль играет родительский клуб, где организуется общение родителей и детей в форме проведения культурно-досуговых мероприятий, а также тематических встреч, на которых обсуждаются актуальные вопросы развития и социальной интеграции ребенка.

По мере разрешения психологических проблем, развития общения с другими более опытными родителями создаются благоприятные условия для расширения сотрудничества со специалистами образовательной организации по вопросам обучения и воспитания детей. Психолого-педагогическая помощь включает мероприятия, проводимые образовательной организацией с родителями (законными представителями), например:

- консультации по всем вопросам оказания психолого-педагогической помощи ребенку;

- просвещение по вопросам воспитания и обучения ребенка-инвалида;

- участие родителей (законных представителей) в разработке СИПР;

- согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи;

- помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома;

- выполнение заданий, составленных специалистами образовательной организации для занятий с ребенком в домашних условиях;

- участие родителей в работе психолого-медико-педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку;

- регулярные контакты родителей и специалистов (телефон, Интернет, дневник и др.) в течение всего учебного года и др.

Кроме того, важную роль играет участие родителей ( законных представителей) в решении вопросов, связанных с управлением образовательной организацией. Представители родительской общественности входят в состав совета образовательной организации и участвуют в принятии решений, связанных с организацией ее работы. Родители и созданные ими некоммерческие общественные организации участвуют в сетевой работе совместно с образовательной организацией, привлекая дополнительные средства на реализацию социально значимых проектов, направленных на социальную интеграцию обучающихся.

Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

В качестве средств, которые могут быть включены в данный раздел СИПР, рассматриваются:

- кресло-коляска, подъемник, душевая каталка, ортопедическое кресло (мешок), вертикализатор;

- прибор для альтернативной коммуникации (коммуникатор, планшет), электронная кнопка для привлечения внимания;

- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромабаночек, вибромассажер;

- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины);

- средства для фиксации ног, груди; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; автомобильное кресло;

- средства для развития двигательных функций: гимнастический мяч большого диаметра, гамак, коврики, тренажеры типа "МОТОмед" и др.;

- другой материал, предложенный в программах по учебным предметам примерной АООП.

Средства мониторинга и оценки результативности сопровождения

Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе мониторинга участники экспертной группы оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, определенных индивидуальной программой. Например: "выполняет действие самостоятельно", "выполняет действие по инструкции" (вербальной или невербальной), "выполняет действие по образцу", "выполняет действие с частичной физической помощью", "выполняет действие со значительной физической помощью", "действие не выполняет". Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

В конце первого полугодия по итогам мониторинга экспертной группой в случае необходимости могут быть внесены изменения в СИПР. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год.

Разработанная экспертной группой СИПР, а также внесение в нее изменений принимается педагогическим советом образовательной организации и утверждается приказом руководителя.

Читайте также: