Модель организации деятельности школы по сопровождению детей с ооп

Обновлено: 18.05.2024

Презентация на тему: " Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель." — Транскрипт:

1 Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель Регионального центра ФГОС ГБОУ ДПО ЧИППКРО, Почетный работник общего образования

2 Программа коррекционной работы основного общего образования Должна обеспечивать: o создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении

3 Программа коррекционной работы основного общего образования Цели программы : оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям) осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных образовательных программ Приоритетными направлениями программы на этапе основного общего образования становятся формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе

4 Программа коррекционной работы основного общего образования Задачи программы: выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии) осуществление индивидуально ориентированной социально- психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии)

5 Программа коррекционной работы основного общего образования Задачи программы: разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально- педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации

6 Программа коррекционной работы основного общего образования Задачи программы: расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

7 Направления программы коррекционной работы основного общего образования диагностическое коррекционно-развивающее консультативное информационно-просветительское.

8 Механизмы реализации программы коррекционной работы Внутришкольный - взаимодействие педагогов и специалистов ОУ Внешний – социальное партнерство, взаимодействие ОУ с внешними ресурсами

9 Внутришкольный механизм реализации программы коррекционной работы – это система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса: психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей коррекционно-развивающая работа мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального (основного) общего образования, корректировка коррекционных мероприятий

10 Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса Цели Задачи на уровне управления ОУ Задачи на уровне педагога Задачи на уровне ребенка с ОВЗ,. родителей Планируемые результаты Механизмы реализации программы коррекционной работы Механизмы реализации коррекционных мероприятий Индивидуальные коррекционно- образовательные маршруты для обучающихся с ОВЗ

11 Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса Цели обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального (основного) общего образования достижение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального (основного) общего образования образовательного учреждения: личностных метапредметных предметных

12 Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса Задачи на уровне системы управления ОУ выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные недостатками в их физическом и (или) психическом развитии описать специальные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности определить особенности организации образовательного процесса для детей с ОВЗ разработать и реализовать индивидуальные учебные планы, организовать индивидуальные и (или) групповые занятия обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг оказывать консультативную и методическую помощь родителям детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам механизмы реализации программы коррекционной работы: внутришкольный (взаимодействие педагогов и специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ в образовательном процессе) внешний (социальное партнёрство, профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами)

13 Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса Задачи на уровне педагога осуществить индивидуально ориентированную психолого-медико- педагогическую помощь детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей использовать специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий разработать индивидуальные учебные планы, индивидуальные образовательные программы Механизмы реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий в рамках: индивидуальных коррекционно- развивающих маршрутов индивидуальных образовательных программ индивидуальных учебных планов индивидуального компонента рабочих программ по учебным предметам и курсам коррекционно-развивающих программ внеурочной деятельности программ дополнительного образования индивидуальное и групповое консультирование

14 Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса Задачи на уровне обучающегося с ОВЗ обеспечить освоение детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального (основного) общего образования обеспечить интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении, их профессиональную освоение основной образовательной программы начального (основного) общего образования интеграция в образовательное пространство учреждения социализация в социуме в образовательном учреждении и за его пределами

15 Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса Планируемые результаты Цели: обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального (основного) общего образования Достижение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения: личностных, метапредметных, предметных

16 Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования Требования ФГОС общего образования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования являются: обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

17 Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на основной ступени общего образования Уровни психолого-педагогического сопровождения Индивидуальное ГрупповоеНа уровне класса На уровне ОУ Основные формы сопровождения Консультирование Развивающая работа Профилактика Просвещение Экспертиза Диагностика Коррекционная работа Основные направления психолого-педагогического сопровождения Сохранение и укрепление психологического здоровья Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания Мониторинг возможностей и способностей обучающихся Выявление, диагностика и поддержка детей с особыми образовательными способностями Обеспечение социализации в социуме в ОУ и за ее пределами Информационно- просветительская и консультативная деятельность

18 Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель Регионального центра ФГОС ГБОУ ДПО ЧИППКРО, Почетный работник общего образования

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средней образовательной школы №3 а.Джерокай

Организационная модель комплексного

психолого-педагогического сопровождения

детей с особыми образовательными потребностями

в общеобразовательной школе

Организационная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе

педагог – психолог МБОУ СОШ №3 а. Джерокай Жачемукова А.А.

Сопровождать – это значит идти вместе с кем-то

в качестве спутника или провожатым.

Из толкового словаря В.И.Даля

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Включение детей с особыми образовательными потребностями в среду нормально развивающихся учащихся требует значительных изменений в организации процесса обучения, необходимости обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся на протяжении всего периода его обучения в условиях общеобразовательной школы.

Анализ литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах: как профессиональную деятельность педагога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка; как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ученику сделать нравственный самостоятельный выбор при решении ребенком образовательных задач; как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого; как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися; как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов: 1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития), 2) комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика, даже если педагог работает с группой. Субъектами психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности учащегося являются: медицинские работники и другие специалисты; классный руководитель; психолог; социальный педагог; логопед; родители и родственники ученика. Объектом психолого-педагогического сопровождения является и сам ученик, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими учащимися, свой особый характер личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка данной категории, обучающегося в массовой школе:

• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

• психологическое обеспечение образовательных программ;

• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Команда объединяет учителей, учителей-дефектологов, психологов, социальных педагогов, представителей родительского актива.

Групповой командой организуется работа с учителями и родителями с целью вовлечения их в реализацию единой развивающей программы, изучения ожиданий относительно дальнейшего продвижения детей и гармонизации внутрисемейных межличностных отношений.

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения может решать следующие проблемы: 1) помощь в разрешении трудностей в обучении, 2) во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями); 3) коррекция нарушений психических процессов и эмоционально-волевой сферы, в этой работе особое место занимает коррекция мышления и эмоционального состояния ученика, 4) коррекция речевых нарушений.

Организационной структурой службы сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в нашей школе в является психолого-медико-педагогический консилиум. ПМПк является структурным подразделением образовательного учреждения, регулирующим процесс сопровождения и обеспечивающим комплексность процесса сопровождения, который позволяет субъекту сопровождения определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.

Метод сопровождения – способ практического осуществления процесса сопровождения на основании полной информации о сущности проблемы и путях её решения.

Все выше сказанное позволило нам выстроить определенную модель психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в нашей школе, которая характеризуется следующими принципами: 1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учётом всех составляющих определяется, моделируется система психолого-педагогического сопровождения); 2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, логопедом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи; 3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную); 4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса); 5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения, т.е. на всех ступенях образования.

Организационная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

Модель отражает структурно-организационные и содержательно-процессуальные особенности данного процесса. Модель психолого-педагогического сопровождения может быть представлена следующим образом:

1) Мотивационный этап – обеспечение внешних благоприятных условий для осуществления процесса сопровождения и мотивация предстоящей деятельности. Применительно к любой категории детей с особыми образовательными потребностями (с нарушениями речи, ЗПР, нарушениями поведения и т.д.) значим эмоциональный контакт между взрослыми и ребенком, прежде всего между учителями и родителями. От характера сложившихся взаимоотношений в триаде учитель-ребенок-родитель зависит коррекционная работа. Только при создании поддерживающей среды и согласованных действиях всех участников образовательного процесса возможна реализация эффективного процесса коррекции в короткие сроки. Мотивационный этап во многом зависит от личных качеств и профессионализма учителя, психолога, логопеда насколько убедительно они смогут изложить стратегию психолого-педагогического сопровождения.

2) Ориентировочный этап – определение смысла и содержания предстоящей работы, выработка общего подхода, определение ролей и профессиональных позиций относительно ребёнка, распределение функциональных обязанностей между участниками сопровождения. На этом этапе конкретизируются структурные элементы сопровождения (выявление причин затруднений, школьной дезадаптации ребенка; обоснование содержания коррекционно-развивающей работы и форм её реализации; выбор способов организации этого процесса с учётом ресурсов самого ребенка и возможностей взрослых, участвующих в реализации сопровождения; выясняется мнение родителей о проблемах ребёнка и ожидаемых результатах). Коррекционно-развивающий процесс будет осуществляться в реальной ситуации обучения ребенка и в процессе специальных занятий (тренинги (искусственно созданная психологом среда) и коррекционные занятия). Вырабатывается концепция психолого-педагогического сопровождения, конкретизируются требования к микросоциальной среде в условиях семьи.

3) Содержательно-операционный этап – разрабатываются коррекционные программы на диагностической основе применительно к конкретному ребенку по реализации конкретных задач. Проводится работа с детьми психологом, учителями, логопедом, родителями в целях их взаимодействия. При необходимости ведется психолого-педагогическая подготовка тех, кто затрудняется в работе.

4) Оценочный этап – включает итоговую педагогическую и психологическую диагностику, анализ результатов всеми специалистами команды, рефлексию. Учитывается степень удовлетворенности родителей, их пожелания на будущее. Подведение итогов может послужить основой для дальнейшей работы с данными детьми.

Обобщение вышеизложенного позволяет выделить основные направления психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения:

- педагогическая и психологическая диагностика отклонений в психофизическом развитии и выявление потребностей в коррекционной помощи;

- индивидуальная, групповая, фронтальная коррекционно- развивающая работа;

- создание адекватной потребностям учащихся специальной коррекционно-развивающей среды;

- разработка (составление) индивидуальных и групповых коррекционных программ, ориентированных на конкретного ребенка с целью решения соответствующих коррекционных задач;

- психотерапевтическая и педагогическая помощь родителям в гармонизации внутрисемейных отношений и оптимизации их состояния;

- научное обоснование коррекционных технологий, используемых в процессе обучения и воспитания.

При составлении программы психолого-педагогического сопровождения учитываются потребности ребенка, запросы родителей, учителей, выявленные в процессе диагностического обследования. Уточняется, как родители и учителя смогут закреплять приобретенные навыки в процессе специальных занятий. Проводимые коррекционные занятия дополняются диагностическими, контрольными срезами. Можно провести 4-8 коррекционных занятий и одно диагностическое, контрольное. По его результатам можно будет провести активное консультирование учителей и родителей по вопросам эффективности проводимой работы (определяются причины и способы разрешения возникающих затруднений).

Сопровождение ребёнка в образовательном учреждении преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия. Необходимо соблюдать общие принципы и правила при коррекционной работе с детьми с особыми образовательным потребностями:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся (игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук), развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Таким образом, широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения.

2. Положение о психолого – медико-педагогических комиссиях // Приказ Мин.образования науки России от 24.03.09 № 95/ Вестник образования России. – 2009. – №16. – С. 42– 45.

3.Левченко, Ю. И. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / Ю. И. 4.Левченко, Н. А. Киселева. – М. : Коррекционная педагогика, 2009.– 119 с.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ рассматривают как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.

Субъектом психолого-педагогического сопровождения является обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющий - особенности обучения, опыт взаимодействия с взрослыми, другими учащимися, проявления личностного и индивидуального развития.

Целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение оптимального развития, успешная интеграция в социум ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении.

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в школе:

• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся с ОВЗ, родителей, педагогов.

Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс психолого-педагогического сопровождения. Команда объединяет учителей, психолога, логопеда, социального педагога, медицинского работника, представителей родительского актива.

Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). ПМПк является структурным подразделением образовательного учреждения, регулирующим процесс сопровождения и обеспечивающий комплексность процесса сопровождения.

В обязанности учителя-логопеда в системе сопровождения входит: всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка. Для логопедических занятий в учебном плане предусматриваются часы в соответствии с Базисными учебными планами специальных (коррекционных) образовательных учреждений соответствующего вида.

Педагог-психолог выявляет особенности умственного и интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию развития эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.

Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных образовательных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учёт освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом-психологом ведут карты сопровождения учащихся.

Таким образом, специалистами сопровождения отслеживаются эффективность обучения детей с ОВЗ по программе (рекомендованной ПМПК), текущие и этапные результаты адаптации, динамика развития и личностного роста обучающихся, формирование навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья. Результаты наблюдений фиксируются в карте сопровождения обучающегося.

Все выше сказанное позволяет выстроить определенную модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которая характеризуется следующими принципами: 1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учётом всех составляющих определяется, моделируется система психолого-педагогического сопровождения); 2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи; 3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную); 4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса); 5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения.

Технология психолого-педагогического сопровождения может быть представлена следующими содержательными направлениями работы:

- постановка проблемы на основе повышения информированности заинтересованных лиц о субъекте сопровождения, стоящих задачах и целях сопровождения;

- коллегиальное обсуждение проблемы сопровождения (участвуют в этом процессе все педагоги, имеющие отношение к данному ученику или проблеме, родители, специалисты);

- психолого-педагогическое сопровождение развития детей конкретизируется, определяются конкретные действия каждого специалиста;

- рефлексивность деятельности педагогов, аккумуляция и трансляция педагогического опыта, что достигается отслеживанием динамики процесса сопровождения, возникших проблем, организацией обратной связи, фиксацией идей и предложений, анализом результатов предыдущей работы.

Таким образом, широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения.

На сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. В Казахстане это явление также не оставлено без внимания. Данная проблема требует к себе акцентированного внимания, поскольку количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом растет. Государство ставит задачи ранней диагностики отклонений в развитии у детей и ранней коррекции этих отклонений за счет компенсаторных функций организма. Система образования, в свою очередь должна по мере возможности включить данную категорию детей в процесс обучения в массовых детских садах, общеобразовательных школах, высших учебных заведениях. Цель инклюзивного образования — обеспечение равных стартовых возможностей для детей с ООП в получении образования.

Социальное и психолого-педагогическое сопровождение в условиях развития инклюзивного образования является одной из актуальнейших проблем, которая может быть обусловлена рядом вопросов, в частности социального характера, либо же особенностями психофизического состояния воспитанника. И одним из решений вопроса успешного включения детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс является системная работа службы психолого-педагогического сопровождения детей с ООП в общеобразовательных организациях.

Особую роль в процессе обучения детей с ООП играют взаимоотношения между педагогами и родителями. Родители лучше знают своего ребенка, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный совет. Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон, а, следовательно — позволит взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и сформировать правильные жизненные ориентиры. Работа с родителями в нашей в школе проводится, как с равноправными участниками и партнерами образовательного процесса. Перед ними раскрываются перспективы обучения ребенка с имеющимися заболеваниями в специальном коррекционном классе, организация безбарьерной среды в общеобразовательной школе.

Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс, своевременное решение детских проблем позволяет педагогам школы добиться положительных результатов. Сегодня многие родители желают обучать детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивных классов в общеобразовательной школе, где созданы все необходимые условия. Сотрудничество с родителями проводится в форме консультаций, проведения совместного досуга.

Есть и положительные моменты: благодаря совместной работе учителей, педагогов службы сопровождения и родителей на первой ступени обучения, несколько учащихся специального коррекционного класса для детей с задержкой психического развития по окончанию учебного года по заключению ОПМПК переведены в общеобразовательные классы.

Дети и подростки участвуют в общественной жизни школы. Вся внеклассная и внеучебная деятельность детей с особыми образовательными потребностями (кружковая, факультативная, воспитательная) осуществляется совместно с учащимися обычных классов.

Работая, с детьми с особыми образовательными потребностями мы стараемся развивать творческие способности учащихся. С первых дней пребывания в школе, принимают активное участие в подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий.

Так в целях обеспечения всесторонней и компетентной помощи детям с ООП в общеобразовательной школе создается служба психолого-педагогического сопровождения на основании приказа руководителя.

Психолого-педагогическое сопровождение является особым видом помощи и поддержки всех участников учебно-воспитательного процесса. Она представляет собой целостную, системно организованную деятельность специалистов, которые создают социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.

Профессиональное взаимодействие специалистов службы сопровождения осуществляется посредством психолого-педагогического консилиума. На котором специалисты обсуждают проблемы обучения и воспитания ребёнка, результаты диагностик каждого ребенка, социальную ситуацию развития и учитывая рекомендации психолого-медико-педагогической консультации, определяют образовательный маршрут, составляют индивидуальные развивающие программы.

Специалистами разрабатываются рекомендации учителям предметникам и родителям по обучению и воспитанию ребенка требующего индивидуального подхода в обучении.

Психолого — педагогический консилиум — прежде всего — это форма межпрофессионального сотрудничества всех педагогов, специалистов коллегиально вырабатывающих стратегию психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в процессе воспитания и обучения. Отсюда, основной целью консилиума, как совещательного органа, является не только определение стратегии сопровождения и индивидуализации планов коррекционно-развивающей работы с детьми, включенными в общеобразовательный процесс детского сада, но и определение мер и путей для максимальной социальной адаптации ребенка, его социализации в обычной среде.

Задачи ППк: — определение детей, нуждающихся в специальной помощи (психолога, логопеда), также направление на обследование детей на психолого-медико-педагогическую консультацию, далее ПМПК, выявление характера и причин отклонений в обучении и поведении детей; — определение содержания индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения; оценка эффективности специальной помощи и координация взаимодействия специалистов.

По цели психолого — педагогические консилиумы можно разделить на первичные, плановые, срочные и заключительные. Подробней остановимся на характеристике каждого вида. Первичный консилиум — может проводиться при зачислении детей и выявлении проблем в развитии. Плановый консилиум рекомендуется проводить не реже одного раза в полугодие. Цель: оценка динамики обучения и коррекции, внесение, в случае необходимости, поправок и дополнений в коррекционную работу, изменение формы, режима или программы обучения, назначение дополнительных обследований. Срочный консилиум проводится по просьбе педагога или любого из специалистов, в случае необходимости (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе). Заседания психолого-педагогического консилиума осуществляется согласно графику работы и по запросу педагогов или родителей. По рекомендациям ОПМПК учащиеся, имеющие нарушения речи, посещают логопедические занятия по постановке звукопроизношения, развитию связной речи; занятия с психологом и учителем-дефектологом по коррекции и развитию познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Материалы консилиума используются как основа для составления психолого — педагогической характеристики ребёнка на ПМПК.

ППк проводиться по нескольким причинам:

  • ребенок поступил в детский сад со справкой ПМПк с рекомендованной формой обучения;
  • по обращению воспитателя или родителя с целью психологического и логопедического обследования, которое может проводится с письменного согласия родителей(законных представителей ребенка)

Документация по консилиуму

1. Положение о психолого-педагогическом консилиуме организации образования.
2. Приказ о создании Консилиума в организации образования
3. План работы консилиума на текущий учебный год
4. Журнал записи детей на Консилиум
5. Журнал регистрации заседаний, заключений и рекомендаций Консилиума 6.Педагогическая характеристика,
7. Представление психолога на консилиум.
8. Представление логопеда на консилиум.
7. Заключение Консилиума

Основными направлениями психологического сопровождения детей с ООП являются:

1. диагностическая работа;
2. коррекционно-развивающая работа;
3. и консультативная работа с педагогами и родителями.

1. Диагностическое направление включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе психолого-коррекционной работы.

В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, М. М. Семаго и др.

В соответствии с решением ПМПк психологом определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.

Одной из важных задач является разработка коррекционно-развивающих программ психологической помощи.

2. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ООП, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; формирование и развитие социальных навыков и социализации.
  • развитие социальной компетентности, навыков общения с окружающими.

3. Консультативно — просветительское и профилактическое направление

Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ООП.

Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводятся мероприятия, способствующие включению педагогов и родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

На индивидуальных консультациях с педагогами и родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.

Каждый член группы психолого-педагогического сопровождения должен соблюдать профессиональную этику, не распространять сведения, полученные в результате психолого-педагогического обследования, консультативной работы или других видов деятельности, если это может нанести вред ребенку или его семье.

Таким образом, организация комплексного психолого-педагогического сопровождения призвана обеспечить высокий качественный уровень содержательной работы с детьми с ООП, а также способствует развитию активной родительской позиции в вопросах воспитания и развития детей.

Список использованной литературы

1. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года (Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года, № 636)
2. Типовые учебные программы для обучающихся с ограниченными возможностями 0-4 классов уровня начального образования по обновленному содержанию. Приказ МОН РК от 27 июля 2017 года № 352.
3. Психолого-педагогическое сопровождение и оказание поддержки учащимся с особыми образовательными потребностями в школах на краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной основе. Методические рекомендации. НАО, Астана, 2015
4. Елисеева И. Г., Чумакова О. Ф. Профессиональное сопровождение педагогов общеобразовательных школ, реализующих Методические рекомендации. Алматы, 2015 г.
5. Айдарбекова А. А. Создание социально гуманной среды в организациях общего образования. Алматы, 2015

Читайте также: