Модель двигательной деятельности в доу

Обновлено: 08.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Физическое развитие детей осуществляется в соответствии с разработанной на основе ФГОС ДО основной образовательной программы ОТ РОЖДЕНИЯДО ШКОЫ . Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — 6 Издание. 2020

с использованием различных методических пособий:

При организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении

Оптимальным двигательный режим будет считаться при следующих условиях:

  • соотношение покоя и двигательной деятельности составляет 30 % к 70 %;
  • в течение дня у детей не наблюдается признаков рассеянности внимания или явно выраженного утомления;
  • имеет место положительная динамика физической работоспособности детей;
  • артериальное давление детей в течение всего дня соответствует возрастной норме.

При организации двигательного режима должна быть учтена степень моторности каждого ребенка возрастной группы. По степени активности детей можно разделить на три группы:

  • нормальные;
  • моторные;
  • малоподвижные.

Рациональное сочетание организационных форм, видов двигательной

деятельности и самостоятельных видов двигательных действий.

включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня.

Задачами педагога в организации двигательного режима являются:

  • анализ и оценка двигательной активности детей в течение дня, недели, месяца с помощью современных измерительных приборов;
  • выявление причин моторности или малоподвижности детей с учетом возможного наследственного фактора;
  • оказание помощи в оборудовании мини-стадионов для самостоятельной двигательной деятельности детей с учетом их специфических психологических особенностей;
  • выявление общих интересов, склонностей и влечений малоподвижных и моторных детей, создание ситуаций, стимулирующих их дружеские отношения.

1. Физкультурно-оздоровительные занятия

п/и и физ. упражнения на прогулке

гимнастика после сна

индивидуальная работа по физ.воспитанию

Традиционный комплекс утренней гимнастики

Утренняя гимнастика в игровой форме

Использование полосы препятствий

Включение оздоровительных пробежек

является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей

Как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста. проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия. Интерактивные физкультминутки

Физкультминутка (кратковременные физические упражнения)

дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями

совершенствование, имеющихся у детей навыков с основных видах движений, путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях

развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости

воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Гимнастика для глаз и дыхательная гимнастика

Гимнастика после дневного сна

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут. варианты гимнастики:

разминка в постели и самомассаж.

разминка в постели и самомассаж

пробежки по массажным дорожкам

гимнастика игрового характера

2. Учебные занятия

Занятия по физической культуре

основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю первой половине дня (одно на воздухе).

Основные типы физкультурных занятий

с использованием тренажеров

Педагогическая помощь, оказываемая в ходе проведения занятий, позволяет дошкольнику:

  • активно участвовать в занятиях;
  • чувствовать себя свободно, не бояться затруднений, не испытывать замешательства и неловкости;
  • активно познавать окружающий мир;
  • реализовать свои потенциальные возможности, личностные резервы, обеспечивающие развитие двигательной активности;
  • активизировать общение взрослого с ребенком

Реализация педагогической помощи в указанном режиме благоприятствует стимулированию двигательной активности детей, способствует эмоциональной заинтересованности (если все получается), развитию и укреплению детской индивидуальности, а также переориентированию профессиональной функции педагога с обучающей на личностно-взаимодействующую. Это особенно важно для тех детей, которые замкнуты, неуверенны в себе.

Индивидуальная работа по двигательной активности детей

4. Спортивно-оздоровительная деятельность

3. Самостоятельные занятия

Самостоятельная двигательная деятельность.

  • ритмическая гимнастика;
  • игровой стретчинг;
  • Футбол;
  • занятия дошкольным туризмом;
  • Ритмопластика;
  • фитбол ;
  • креативная гимнастика;
  • степ-аэробика

6. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи

Физкультурно-оздоровительная работа в условиях семьи состоит из следующих мероприятий: утренняя гимнастика, физкультминутка во время занятий рисованием, лепкой, чтением и т.п., закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями; прогулки, подвижные игры, совместные праздники и развлечения самостоятельные занятия детей с родителями, различными видами физических упражнений; специально организованные занятия физической культурой.

Физическому здоровью детей способствует четкая и разноплановая двигательная деятельность. Предлагаю вашему вниманию модель двигательного режима по всем возрастам детей дошкольного возраста в ДОУ.

Модель двигательного режима для детей 1-2 лет

Форма двигательной деятельности Особенность организации

Утренняя гимнастика Ежедневно на открытом воздухе или в группе, длительность 3-5 мин.

Комплекс составляется на 2 недели.

Формы проведения занятий: традиционные, игровое, сюжетно-игровое

(имитационные упражнения) Ежедневно (по мере необходимости и в зависимости от вида и содержания НОД, длительность 1 мин

Комплексы подбираются с учетом характера предшествующих занятий

Организованная игровая двигательная деятельность (подвижные игры) Ежедневно, длительность 10 мин

используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности; подбираются в соответствии с местом и временем ее проведения.

Динамическая гимнастика ежедневно после дневного сна, длительность 3 мин

Дыхательная гимнастика ежедневно, 1-2 упражнения единовременно,

используется при проведении утренней и бодрящей гимнастики после сна, физкультурных занятий, в индивидуальной работе с детьми

Пробежки по массажным дорожкам

в сочетании с контрастными воздушными ваннами 3 раза в неделю после дневного сна в течение 1 мин

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений ежедневно 5 мин., утром и вечером на прогулке

Динамическая пауза во время занятий, 1-2 мин., по мере утомляемости детей; рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления; могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Игры с движениями и словами ежедневно, утром и вечером перед проведением режимных моментов, на прогулке, 5 мин.

Гимнастика пальчиковая ежедневно, проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время, рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика корригирующая в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Непосредственно образовательная деятельность в режиме дня

Занятие физической культурой 2 раза в неделю, одно в часы прогулки, 10 мин.

Формы проведения занятий: традиционные, игровое, по единому игровому сюжету

(с элементами хореографии) 2 раза в неделю, 10 мин

Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно, под руководством воспитателя, в зависимости от индивидуальных особенностей

Неделя здоровья 2 раза в год (январь, март)

День здоровья 1 раз в месяц, в течение дня, последняя неделя месяца

Совместная физкультурно-оздоровительная деятельность МБДОУ и семьи

Домашние задания Ежедневно, продолжительность 10 мин

(определяется воспитателем)

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях МБДОУ Подготовка и проведение физкультурных досугов, Дней здоровья

Модель двигательного режима для детей 2–3 лет

Форма двигательной деятельности Особенность организации

Утренняя гимнастика Ежедневно на открытом воздухе или в группе, длительность 5 мин.

Комплекс составляется на 2 недели.

Формы проведения занятий: традиционные, игровое, сюжетно-игровое

(имитационные упражнения) Ежедневно (по мере необходимости и в зависимости от вида и содержания НОД, длительность 1-2 мин

Комплексы подбираются с учетом характера предшествующих занятий

Организованная игровая двигательная деятельность (подвижные игры, спортивные упражнения) Ежедневно, длительность 10-15 мин

используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности; подбираются в соответствии с местом и временем ее проведения.

Динамическая гимнастика ежедневно после дневного сна, длительность 3–5 мин

Дыхательная гимнастика ежедневно, 1-2 упражнения единовременно,

используется при проведении утренней и бодрящей гимнастики после сна, физкультурных занятий, в индивидуальной работе с детьми

Пробежки по массажным дорожкам

в сочетании с контрастными воздушными ваннами 3 раза в неделю после дневного сна в течение 3 мин

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений ежедневно 5-10 мин., утром и вечером на прогулке

Динамическая пауза во время занятий, 2 мин., по мере утомляемости детей; рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления; могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Игры с движениями и словами ежедневно, утром и вечером перед проведением режимных моментов, на прогулке, 5-10 мин.

Гимнастика пальчиковая ежедневно, проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время, рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз ежедневно 3 мин., в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

Гимнастика корригирующая в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Непосредственно образовательная деятельность в режиме дня

Занятие физической культурой 2 раза в неделю, одно в часы прогулки, 10 мин.

Формы проведения занятий: традиционные, игровое, по единому игровому сюжету

(с элементами хореографии) 2 раза в неделю, 10 мин

Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно, под руководством воспитателя, в зависимости от индивидуальных особенностей

Неделя здоровья 2 раза в год (январь, март)

День здоровья 1 раз в месяц, в течение дня, последняя неделя месяца

Физкультурные и спортивные досуги 1 раз в месяц, длительность 15 мин

Совместная физкультурно-оздоровительная деятельность МБДОУ и семьи

Домашние задания Ежедневно, продолжительность 10 мин

(определяется воспитателем)

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях МБДОУ Подготовка и проведение физкультурных досугов, Дней здоровья

Модель двигательного режима для детей 3–4 лет

Форма двигательной деятельности Особенность организации

Утренняя гимнастика Ежедневно на открытом воздухе или в группе, длительность 5 мин.

Комплекс составляется на 2 недели.

Формы проведения занятий: традиционные, игровое, сюжетно-игровое

(имитационные упражнения) Ежедневно (по мере необходимости и в зависимости от вида и содержания НОД, длительность 2 мин. Комплексы подбираются с учетом характера предшествующих занятий.

Организованная игровая двигательная деятельность (подвижные игры, спортивные упражнения) Ежедневно, длительность 10-15 мин.

2-3 игры разной подвижности в соответствии с программой и временем года.

Динамическая гимнастика ежедневно после дневного сна, длительность 5 мин

Дыхательная гимнастика ежедневно, 1-2 упражнения единовременно,

используется при проведении утренней и бодрящей гимнастики после сна, физкультурных занятий, в индивидуальной работе с детьми

Пробежки по массажным дорожкам

в сочетании с контрастными воздушными ваннами 3 раза в неделю после дневного сна в течение 5 мин

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений ежедневно 5-10 мин., утром и вечером на прогулке

Динамическая пауза во время занятий, 3 мин., по мере утомляемости детей; рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления; могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Игры с движениями и словами ежедневно, утром и вечером перед проведением режимных моментов, на прогулке, 5-10 мин.

Гимнастика пальчиковая ежедневно, проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время, рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз ежедневно 3 мин., в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

Гимнастика корригирующая в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Непосредственно образовательная деятельность в режиме дня

Занятие физической культурой 2 раза в неделю, одно в часы прогулки, 10 мин

Формы проведения занятий: традиционные, игровое, по единому игровому сюжету

Занятие хореографией 1 раз в неделю, 15 мин.

(с элементами хореографии) 2 раза в неделю, 10 мин

Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно, под руководством воспитателя, в зависимости от индивидуальных особенностей

Неделя здоровья 2 раза в год (январь, март)

День здоровья 1 раз в месяц, в течение дня, последняя неделя месяца

Физкультурные и спортивные досуги 1 раз в месяц, длительность 15 мин

Совместная физкультурно-оздоровительная деятельность МБДОУ и семьи

Домашние задания Ежедневно, продолжительность 10 мин (определяется воспитателем)

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях МБДОУ Подготовка и проведение физкультурных досугов, Дней здоровья

Физическое воспитание дошкольников. Модель двигательного и оздоровительного режима детей 3–7 лет Модель двигательного и оздоровительного режима детей 3-7 лет в МБДОУ детском саду №244 подготовила инструктор по физической культуре Багрова.

Система работы по охране и укрепления здоровья детей, соблюдение оптимального двигательного режима в детском саду Система работы по охране и укрепления здоровья детей, соблюдение оптимального двигательного режима в детском саду Формы работы по физическому.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной модели: сохранять и укреплять здоровье детей, способствовать их физическому развитию.

Цель данной модели: сохранять и укреплять здоровье детей, способствовать их физическому развитию.

создавать условия для того, чтобы обеспечить психическое и физическое благополучие каждого ребенка;

обеспечить оптимальное освоение детьми комплекса физических упражнений и движений, которые необходимы для полноценного физического развития;

воспитывать желание и интерес участвовать в спортивных и подвижных физических упражнениях и играх, учить использовать физкультурное оборудование вне занятий;

организовать неспецифическую систематическую профилактику проблем здоровья у детей, начиная со времени их поступления в ДОУ;

оптимизировать работу с семьями воспитанников по проблеме оздоровления и физического развития детей.

Таблица 1 − Модель двигательного режима в ДОУ

Виды занятий и форма двигательной активности

1. Физкультурно-оздоровительные занятия

Ежедневно в сп/зале,группе, на воздухе

Двигательная разминка во время перерыва м/занятие

Ежедневно по необходимости от вида,

Подвижные игры и физические упражнения на прогулках

Ежедневно во время прогулок

Дифференцированные игры-упражнения на прогулке

Ежедневно во время вечерних прогулок

Физ. упражнения после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами

2 раза в неделю подгруппами (5-7 чел.) в утр. прогулку

2. Учебные занятия

По физической культуре

3 раза в неделю, одно - на участке для детей 5-7 лет (до 15 О С) В непогоду - в спорт/зале

3. Самостоятельные занятия

Самостоятельная двигательная активность

Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Ежедневно в помещении и на открытом воздухе

4. Спортивно-оздоровительная деятельность

Неделя здоровья (каникулы)

1 раз в 2 месяца во II ой половине дня 2-3 раза в год

Физкультурный спортивный праздник

2 раза в год в сп/зале или на воздухе

5. Дополнительные виды занятий

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

По желанию родителей и детей

6. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях ДОУ

Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья

Во время реализации данной модели развивается интерес к физической культуре, к ежедневным занятиям и подвижным играм; дети знакомятся с некоторыми спортивными событиями в стране, осуществляется содействие постепенному освоению техники движений, формируются представления о разнообразных способах их выполнения.

Целенаправленно формируются педагогом физические качества (ловкость, быстрота, сила, гибкость, общая выносливость). Воспитываются положительные черты характера, нравственные и волевые качества (настойчивость, самостоятельность, смелость, честность, взаимопомощь, трудолюбие). Дети учатся проявлять активность в разных видах двигательной деятельности (как организованной, так и самостоятельной).

Автор: Мамаева Оксана Леонидовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Крепыш"
Населённый пункт: ЯНАО город Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Модель двигательного режима в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование

Городское методическое объединение

инструкторов по физической культуре.

Тема: «Организация самостоятельной деятельности детей как

инструктор по физической культуре Мамаева О.Л.

Модель двигательного режима в ДОУ.

«Движение – это жизнь! Движение – это огромная радость,

которая появляется от удовлетворения естественной потребности

ребенка в двигательной активности, от познания им окружающего мира,

что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все

понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья

человека и насколько необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести

активный образ жизни.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем,

появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом,

нарушением осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин

сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни

Гиподинамия – что это такое? Угрожает ли она маленьким детям?

Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью

человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте,

когда формируются все основные системы и функции организма.

Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение, по

их определению, может выступать в роли профилактирующего средства. Кроме того

движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное

По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается

прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация

поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной

образовательной программы определены качественные характеристики выпускника

детского сада как физически развитого, «…у ребенка должны быть сформированы

Задача педагогов дошкольных учреждений - создание всех необходимых условий для того,

чтобы дошкольники росли физически здоровыми и крепкими.

Работникам дошкольных учреждений, доверено самое ценное – наши дети: нежные,

хрупкие каждый в отдельности и все вместе. Одним из наиболее важных направлений

физического воспитания, как уже выяснилось, является двигательная активность детей.

Перед педагогами ДОУ, инструктором по физическому воспитанию встает ряд важных

Как помочь дошкольникам укрепить здоровье, стать более сильными, ловкими,

Как научить их владеть своим телом, чтобы противостоять различным недугам?

Какие новые формы работы необходимо использовать в своей педагогической

Как заинтересовать детей, педагогов и родителей?

Как сделать работу эффективной?

Для организации двигательной активности детей в режиме дня необходимо создать все

возможные условия для развития и оздоровления детей.

В нашем детском саду оборудованы физкультурный зал, оснащённый необходимым

инвентарём и оборудованием, физкультурные уголки в групповых комнатах, дорожки

здоровья. Участок детского сада тоже не остался без внимания. На групповых участках

имеются веранды, скамейки, горки, лианы, турникеты, лестницы для лазания, беговые

На территории детского сада оборудована физкультурная площадка. Здесь есть всё

необходимое для занятий и двигательной активности детей: волейбольная и баскетбольная

площадки, беговая дорожка, песочная яма для прыжков в длину, шведские лестницы

разной высоты, гимнастические брёвна, скамейки, качели, дуги для подлезания, скобы для

перешагивания, разновысотные столбики, оборудование для развития координаций

движений. Каждая группа имеет достаточное количество выносного материала (мячи

разных размеров, скакалки, клюшки, спортивные игры).

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его

полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение

детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.

Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как

можно больше находились в движении. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в

детском саду проводятся ежедневно в соответствии с графиком двигательной активности

По плану осуществляется и контроль их реализации. Формы физкультурно-

оздоровительной работы стали более разнообразны.

В нашем дошкольном учреждении, помимо утренней гимнастики, проводится

положения лёжа, затем сидя и постепенно дети встают, выполняя упражнения возле

кровати. Кроме этого, в дошкольном учреждении проводятся спортивные и

оздоровительные досуги, физкультурные праздники.

Для закаливания организма, регулярной физической тренировки в целях

совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы очень важна утренняя

гимнастика. Она проводится в различной форме: традиционная, игровая, гимнастика с

использованием различных предметов.

Положительный оздоровительный эффект возможен при регулярном проведении

организованной двигательной деятельности, где учитывается соблюдение принципов

постепенности, повторяемости и системности физических нагрузок. Обязательными

являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника.

Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводятся

динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительного

статического напряжения. Также проводим физкультминутки, пальчиковые и телесные

В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка

благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их

самостоятельной двигательной активности. Для прогулки подбираются игры с учётом

возраста детей. Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки

и т.д.) и содержать интересные двигательные игровые задания.

Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и

совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества.

Перед дневным сном следует проводить релаксационные упражнения. Они

используются для снятия напряжения в мышцах, вовлечённых в различные виды

Во вторую половину дня больше времени отводится самостоятельной двигательной

деятельности детей. Здесь нам помогают физкультурные уголки, которые есть во всех

Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.

Воспитание здорового ребёнка было и остаётся актуальной проблемой образования и

медицины. Данная проблема в нашем детском саду решается при взаимодействии

педагогов и родителей. Ведь здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая

его окружает дома.

Будем надеяться, что разработанная модель двигательного режима дошкольника,

включающая в себя наиболее приоритетные формы физического воспитания, позволит

сформировать необходимый объём и производить контроль двигательной активности

Читайте также: