Многообразие живых организмов план урока

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: компьютер, телевизор, раздаточный материал: “Схемы классификации животных и растений”, презентация “Разнообразие жизни на Земле”.

I. Вводная часть.

Организационный момент. (Проверяю готовность детей к уроку)

II. Основная часть урока. Изучение нового материала.

Здравствуйте. Сегодня у нас с вами необычный урок. Его тема “Разнообразие живых организмов”.

О разнообразии живой природы можно говорить очень и очень много. Но, если честно, то и времени у нас предостаточно…Ведь живую природу вы будете изучать на уроках биологии все годы обучения в школе. Сегодня мы вспомним, что вам уже известно о живой природе и узнаем, что-то новое и интересное.

Начнём наш урок с “Разминки”.

  1. Что изучает природоведение?
  2. Что такое природа?
  3. Назовите признаки живых организмов.
  4. Когда началось развитие жизни на Земле?
  5. Что является единицей строения живых организмов?

Дети отвечают на вопросы, взаимно исправляя и дополняя друг друга.

Нас окружает огромный мир живых организмов. Ученые делят их на несколько царств – больших групп.

Первое царство, с которым мы знакомимся - это царство Бактерии.

На земле существует около 2500 видов этих организмов. Они видны нам только при сильном увеличении. Мир бактерий крайне многообразен, так как они отличаются по форме, по размерам, а главное по той роли, которую они играют в природе. А роль этих микроскопических организмов очень и очень велика. Ученые называют их” санитарами нашей планеты”, ведь благодаря им разрушаются и исчезают с лица Земли умершие организмы. Велика роль бактерий в передаче опасных заболеваний человека и животных. Рассмотрите на слайде фотографии и рисунки, на которых они изображены.

Следующее царство – царство Простейшие.

Бактерии и простейшие – одноклеточные организмы. Клетка бактерии не имеет ядра, а в клетках всех других организмов ядра есть.

Эти организмы чаще всего встречаются в водной среде. Они тоже очень малы, но как мы видим из нашего слайда они тоже отличаются своим многообразием, да и на Земле их встречается 40000 видов.

Грибы, конечно, каждый знает: белый, подберезовик, лисичка, мухомор, бледная поганка. Но не всем известно, что к царству грибов относятся и живущие на деревьях трутовики, дрожжи, которые используют когда пекут вкусные пироги, а также плесневые грибы. Всего ученые насчитывают около 100 000 видов грибов.

Вы видите, что среди грибов также есть микроскопические формы. Грибы тоже играют свою важную роль в природе. И мне хочется повторять вновь и вновь, что лишних организмов в природе – НЕТ.

Вашему вниманию представляется одно из самых красивейших царств природы - это царство Растений. Оно включает в себя 350000 видов.

Я предлагаю вам посмотреть, сравнить и подумать, чем отличаются растения, которые вы видите на слайдах.

Представители царства растений отличаются от других многоклеточных организмов тем, что образуют на свету из углекислого газа и воды питательные вещества (грибы и животные поглощают только готовую пищу). Растения делят на несколько крупных групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Всего в царстве растений около 350 тыс. видов. Есть среди них и большие и маленькие. Самым маленьким растением среди цветковых считается плавающая ряска из водоемов Австралии - её длина 0,6 мм и ширина 0,33 мм. Самым высоким хвойным растением является секвойя. высота отдельных деревьев достигает 80-100 м.

Подвожу итоги: растения подразделяются на несколько групп, отличаются своими размерами и формами, в зависимости от их видовой принадлежности и условий произрастания.

Предлагаю детям рассмотреть “Схемы классификации растений” и составить подобную схему из слов : хвойные,ландыш,растения,ель,земляника, сосна, цветковые.

Царство Животных составляет 1 миллион 500 тысяч видов.

Это самое разнообразное царство, ведь оно так многочисленно. Его представители распространились по всему земному шару.

Каких животных вы знаете? А чем они питаются?

Различают беспозвоночных и позвоночных животных. У первых, как и показывает название, нет позвоночника, а у вторых он есть. К беспозвоночным относятся черви, моллюски, иглокожие, членистоногие и некоторые другие группы животных. Позвоночные — это рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Рассмотрите “Схемы классификации животных” и составьте подобную схему из слов: беспозвоночные, птицы, бабочки, воробей, лягушка, ворона, земноводные, животные, позвоночные, насекомые.

Вот и закончилось наше знакомство с разнообразием живых организмов.

Прошу вас сдать “Схемы классификаций растений и животных” и схемы, которые составили вы сами.

IV. Заключительная часть урока.

Подошёл к концу наш урок. И в заключении мне хочется сказать, что многообразный мир природы очень хрупок и требует к себе бережного и внимательного отношения людей всех стран.

Цель урока: формирование представления о многообразии живых организмов и уровнях организации жизни, познакомить с научной системой их классификации.

1).продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов;

2). рассмотреть особенности живых организмов;

3).формировать умение выявлять признаки царств живых организмов, умение характеризовать свойства уровней организации живой материи, выявлять иерархию структурных уровней биосистем.

4).формировать основные биологические понятия: клетка, ткани и органы, организм, вид, популяция, биоценоз, биосфера, уровень организации;

1).формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,

2).формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,

3).развивать коммуникативные умения работы в парах и в группах.

1). воспитывать ценностное отношение к жизни, к живым организмам.

Используемые педагогические технологии : ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии, игровая, проблемная технологии, элементы конструирования и построения классификации.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование : таблицы, рисунки и фотографии животных, растений, грибов и бактерий, комнатные растения.

Проверка усвоения материала прошлого урока

1. Назовите признаки, отличающие живые организмы от неживой природы. (Клеточное строение, рост и развитие, движение, питание, обмен веществ, размножение и т. д.)

2. Перечислите уровни организации живой природы. (Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.)

3. Перечислите основные химические элементы, из которых состоит живой организм. (Углерод, кислород, водород и азот.)

4. С чем связано развитие и многообразие живой природы? (С действием естественных законов – наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора.)

5. Как были открыты законы развития живых организмов? ( С развитием эволюционного учения и благодаря работам Ч. Дарвина.)

6. В чем отличие искусственного и естественного отборов? ( При естественном отборе выживают наиболее приспособленные к окружающим условиям особи, при искусственном – отбор осуществляет человек.)

7. Кратко перечислите значимые события в жизни Ч. Дарвина, повлиявшие на его научные исследования.

Объяснение нового материала

1. Систематика. История становления науки, значение работ К. Линнея.

Основные систематические единицы (подразделения):

Отряд (только для животных; в систематике растений не используется)

Тип (для животных) или Отдел (для растений)

Любой живой организм обязательно относится к каждому подразделению этой иерархии. Но основных систематических единиц часто не хватает для полной характеристики родственных связей, сходства и различия отдельных групп живых организмов, поэтому в систематике нередко используют промежуточные (дополнительные) подразделения (надвид, подсемейство, надотряд, подкласс, подтип, подцарство и т. п.).

Приведенный в учебнике пример систематики семейства Собачьих можно дополнить анализом классификации еще каких-либо известных животных. Самый многочисленный отряд класса млекопитающих – Грызуны (около 1600 видов или почти 40 % видового состава класса). В него входят мыши, крысы, полевки, белки, суслики, бобры и многие другие животные. Всех их объединяет общее строение зубов. Более детальные отличия позволяют выделять отдельные семейства: Беличьи, Мышиные, Хомяки, Бобровые и др. В свою очередь, семейства делятся на роды. Разнообразное семейство Хомяков включает полевок, леммингов, хомяков, песчанок, ондатр и т. д. В семейство Мышиные входят не только мыши, но и крысы. Они различаются по внешнему виду, образу жизни, местообитаниям. Выделяют роды: Лесные мыши, Домовые мыши, Крысы . В пределах каждого рода идет деление на виды: мышь домовая, мышь полевая, мышь желтогорлая и др.; крыса серая (пасюк), крыса черная и т. д. Одни семейства состоят из сотен видов (Мыши, Хомяки), тогда как другие – из одного единственного вида (пустынный зверек из Средней Азии – селевиния). Полезно указать систематическое положение человека: вид – Человек разумный (Homosapiens L., 1758), род – Человек, семейство – Люди (Гоминиды), отряд – Приматы, класс – Млекопитающие, тип – Хордовые.

Закрепление изученного материала

1. Что нового привнес К. Линней в классификацию организмов?

2. Почему классификация организмов, которую составил К. Линней, является искусственной?

3. Каковы принципы объединения организмов в систематические группы: виды, роды, семейства и т. д.?

4. В чем смысл двойных названий животных и растений? Приведите примеры.

5. Одинаковы ли систематические категории в зоологии и ботанике?

1. К каким растениям относятся водоросли?

2. К какому отделу относятся растения, занимающие в настоящее время господствующее положение на Земле?

3. К какой группе живых организмов относятся бактерии?

•к внеклеточным организмам;

•все ответы верны.

4. Почему растения, грибы, животных относят к эукариотам?

•Они не делятся митозом;

•они не имеют оформленного ядра;

•они имеют оформленное ядро;

•они имеют ядерную ДНК, замкнутую в кольцо.

5. На какиеподцарства делят царство животных?

•На беспозвоночных и позвоночных;

•на земноводных, рыб, пресмыкающихся, птиц;

•на одноклеточных и многоклеточных;

•на червей, членистоногих, моллюсков, хордовых.

Цель урока: формирование представления о многообразии живых организмов и уровнях организации жизни, познакомить с научной системой их классификации.

1).продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов;

2). рассмотреть особенности живых организмов;

3).формировать умение выявлять признаки царств живых организмов, умение характеризовать свойства уровней организации живой материи, выявлять иерархию структурных уровней биосистем.

4).формировать основные биологические понятия: клетка, ткани и органы, организм, вид, популяция, биоценоз, биосфера, уровень организации;

1).формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,

2).формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,

3).развивать коммуникативные умения работы в парах и в группах.

1). воспитывать ценностное отношение к жизни, к живым организмам.

Используемые педагогические технологии : ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии, игровая, проблемная технологии, элементы конструирования и построения классификации.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование : таблицы, рисунки и фотографии животных, растений, грибов и бактерий, комнатные растения.

Проверка усвоения материала прошлого урока

1. Назовите признаки, отличающие живые организмы от неживой природы. (Клеточное строение, рост и развитие, движение, питание, обмен веществ, размножение и т. д.)

2. Перечислите уровни организации живой природы. (Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.)

3. Перечислите основные химические элементы, из которых состоит живой организм. (Углерод, кислород, водород и азот.)

4. С чем связано развитие и многообразие живой природы? (С действием естественных законов – наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора.)

5. Как были открыты законы развития живых организмов? ( С развитием эволюционного учения и благодаря работам Ч. Дарвина.)

6. В чем отличие искусственного и естественного отборов? ( При естественном отборе выживают наиболее приспособленные к окружающим условиям особи, при искусственном – отбор осуществляет человек.)

7. Кратко перечислите значимые события в жизни Ч. Дарвина, повлиявшие на его научные исследования.

Объяснение нового материала

1. Систематика. История становления науки, значение работ К. Линнея.

Основные систематические единицы (подразделения):

Отряд (только для животных; в систематике растений не используется)

Тип (для животных) или Отдел (для растений)

Любой живой организм обязательно относится к каждому подразделению этой иерархии. Но основных систематических единиц часто не хватает для полной характеристики родственных связей, сходства и различия отдельных групп живых организмов, поэтому в систематике нередко используют промежуточные (дополнительные) подразделения (надвид, подсемейство, надотряд, подкласс, подтип, подцарство и т. п.).

Приведенный в учебнике пример систематики семейства Собачьих можно дополнить анализом классификации еще каких-либо известных животных. Самый многочисленный отряд класса млекопитающих – Грызуны (около 1600 видов или почти 40 % видового состава класса). В него входят мыши, крысы, полевки, белки, суслики, бобры и многие другие животные. Всех их объединяет общее строение зубов. Более детальные отличия позволяют выделять отдельные семейства: Беличьи, Мышиные, Хомяки, Бобровые и др. В свою очередь, семейства делятся на роды. Разнообразное семейство Хомяков включает полевок, леммингов, хомяков, песчанок, ондатр и т. д. В семейство Мышиные входят не только мыши, но и крысы. Они различаются по внешнему виду, образу жизни, местообитаниям. Выделяют роды: Лесные мыши, Домовые мыши, Крысы . В пределах каждого рода идет деление на виды: мышь домовая, мышь полевая, мышь желтогорлая и др.; крыса серая (пасюк), крыса черная и т. д. Одни семейства состоят из сотен видов (Мыши, Хомяки), тогда как другие – из одного единственного вида (пустынный зверек из Средней Азии – селевиния). Полезно указать систематическое положение человека: вид – Человек разумный (Homosapiens L., 1758), род – Человек, семейство – Люди (Гоминиды), отряд – Приматы, класс – Млекопитающие, тип – Хордовые.

Закрепление изученного материала

1. Что нового привнес К. Линней в классификацию организмов?

2. Почему классификация организмов, которую составил К. Линней, является искусственной?

3. Каковы принципы объединения организмов в систематические группы: виды, роды, семейства и т. д.?

4. В чем смысл двойных названий животных и растений? Приведите примеры.

5. Одинаковы ли систематические категории в зоологии и ботанике?

1. К каким растениям относятся водоросли?

2. К какому отделу относятся растения, занимающие в настоящее время господствующее положение на Земле?

3. К какой группе живых организмов относятся бактерии?

•к внеклеточным организмам;

•все ответы верны.

4. Почему растения, грибы, животных относят к эукариотам?

•Они не делятся митозом;

•они не имеют оформленного ядра;

•они имеют оформленное ядро;

•они имеют ядерную ДНК, замкнутую в кольцо.

5. На какиеподцарства делят царство животных?

•На беспозвоночных и позвоночных;

•на земноводных, рыб, пресмыкающихся, птиц;

•на одноклеточных и многоклеточных;

•на червей, членистоногих, моллюсков, хордовых.

  1. Составить таблицу, в левой части которой расположить типы животных и отделы растений, а также их деление на классы (если они названы). В правой части таблицыуказать число видов, указанных в учебнике для некоторых из этих подразделений: базимицетов (из отдела настоящих грибов), водорослей, голосеменных и покрытосеменных (цветковых) растений, насекомых, моллюсков, червей (три класса), рептилий, птиц и млекопитающих. В дальнейшем пополнять эту таблицу с помощью учителя и настоящего пособия по мере изучения каждой группы живых организмов.

2. Используя дополнительную литературу, подобрать информацию о биографии К. Линнея и составить письменно краткий очерк о жизни этого ученого.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по биологии в 9 классе. Онтогенез. эмбриональное развитие организмов.

Урок позволяет сформировать знания о закономерностях ирдивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития животных. о взаимосвязи индивидуального и исто.




План-конспект урока по биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма"

Аннотация. Конкурсная работа ме.


Конспект урока по биологии "Среды обитания живых организмов"

Конспект урока в 5 классе.


План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе

План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе.


Познакомить учащихся 8 класса с процессами кроветворения и сворачиваемости крови.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель биологии: Касаткина Марина Александровна.
ГБОУ КК школа-интернат для одарённых детей им. В.Г. Захарченко.

Предмет: Биология.

Базовый учебник : Пономарёва И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. Биология 9 класс (ВЕНТАНА-ГРАФ).

обобщить и закрепить знания учащихся о многообразии форм живых организмов;

определить биологическое значение всех царств живой природы для сохранения биосферы;

сформировать познавательный интерес на изучение живой природы;

сформировать у учащихся представление о единстве мира и ценности жизни во всех ее проявлениях

- обучающие

повторить и закрепить понятия царства живой природы;

сформировать значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

с формировать познавательный интерес на изучение живой природы;

- развивающие : создание условий для развития приемов мышления (анализ, синтез, систематизация, обобщение, умение делать выводы); умение аргументировать свою позицию (коммуникативная компетентность); умение работать с источником биологической информации; умение решать проблемную ситуацию;

- воспитательные: создание условий для воспитания активности и самостоятельности, убежденности в познаваемости мира.

Тип урока : изучение нового материала.

Форма организации учебной деятельности : коллективная

Методы обучения : словесные, наглядные.

Организационный момент.

Постановка целей и задач урока, организация учащихся.

Проверка домашнего задания.

Какие свойства присущи всем живым организмам?

Назовите основные химические элементы живого?

Актуализация опорных знаний.

Учитель: Какие царства живой природы вы знаете?
Ученики: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.

Изучение нового материала:

1.Царства живой природы.

На экране появляется схема.

hello_html_m30e6f8be.jpg

Учитель: Какое царство отсутствует на схеме?
Ученики : Царство Вирусы.

2. Формы жизни.

Учитель: Какие бывают формы жизни?
Ученики : Клеточная и неклеточная.

hello_html_m4fe14df8.jpg

3.Экологические группы организмов.

Учитель : Назовите среды жизни. Какие организмы их населяют?
Ученики : водная, наземная, почвенная и организменная.
На экране появляется таблица.

hello_html_d12ee25.jpg

4.Уровни организации живой материи.
Учитель
: Мы рассмотрели с вами царства живой природы; среды жизни организмов.
А теперь предлагаю посмотреть презентацию Уровни организации жизни.

Уровень - это функциональное место биологической структуры определённой степени сложности в общей иерархии живого.

Молекулярно-генетический уровень представлен отдельными биополимерами (ДНК, РНК, белками, липидами, углеводами и другими соединениями);
на этом уровне жизни изучаются явления, связанные с изменениями (мутациями) и воспроизведением генетического материала, обменом веществ.

Субклеточный- представлен органоидами: ЭПС, АГ, рибосомы и т.д..

Клеточный – уровень, на котором жизнь существует в форме клетки – структурной и функциональной единицы жизни.
На этом уровне изучаются такие процессы, как обмен веществ и энергии, обмен информацией, размножение, фотосинтез, передача нервного импульса и многие другие.

Органно-тканевой- представлен тканями и органами;
-ткань- совокупность клеток, сходных по строению и функциям, связанных межклеточным веществом;
-орган- часть многоклеточного организма, выполняющая определённую функцию.

Организменный – это самостоятельное существование отдельной особи – одноклеточного или многоклеточного организма;
организм- неделимая единица жизни, её реальный носитель, характеризующийся всеми её признаками;
биосистема- живая система.

Популяционно-видовой – уровень, который представлен группой особей одного вида – популяцией; именно в популяции происходят элементарные эволюционные процессы – накопление, проявление и отбор мутаций;
-популяция- совокупность особей одного вида, образующих обособленную генетическую систему, которая длительно существует в определённой части ареала, относительно обособленно от других особей вида;
-вид- совокупность особей(популяций особей), способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства и занимающих определённый ареал.

Биоценотический- представлен биоценозами
-биоценоз – это совокупность популяций разных видов, обитающих на определённой территории.

Биогеоценотический – представлен экосистемами, состоящими из разных популяций и среды их обитания ;
-биогеоценоз-совокупность биоценозов и абиотических факторов среды (климат, почва).

Биосферный – уровень, представляющий совокупность всех биогеоценозов. В биосфере происходит круговорот веществ и превращение энергии с участием организмов. Продукты жизнедеятельности организмов участвуют в процессе эволюции Земли.

IV .Закрепление.
Учитель:
1.К какому царству относят цианобактерий? Какая это форма жизни?
2.Дрожжи и трутовик представители какого царства? К какой форме жизни они относятся?
3. К какому уровню жизни относятся :
- таёжный лес
- стадо овец
- амёба обыкновенная
- хлоропласт.
VI .Подведение итогов урока.
VII .Домашнее задание.
Параграф 3, вопросы в конце параграфа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование представления о многообразии живых организмов и уровнях организации жизни, познакомить с научной системой их классификации.

Образовательные: продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов; рассмотреть особенности живых организмов; формировать умение выявлять признаки царств живых организмов, умение характеризовать свойства уровней организации живой материи, выявлять иерархию структурных уровней биосистем;

Развивающие: развивать навыки: логические – навыки структурировать, выделять главное, сопоставлять, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; организационные – навыки работы с текстом; коммуникативные – навыки общаться, выслушивать и отстаивать свою точку зрения; оценочные – навыки рефлексии, анализа своей работы.

Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Средства обучения: учебное пособие, рабочие тетради, мультимедиа.

I Ориентировочно – мотивационный этап.

Приветствие, проверка отсутствующих.

Актуализация опорных знаний.

Правила составления синквейна:

В синквейне 5 строк.

прилагательные (два слова)

глаголы (три слова)

предложение (из четырех слов)

существительное (одно слово)

Совместное целеполагание:

Как одним словом назвать все, что нас окружает. (Природа, живая и не живая). Как же нам изучить природу, какая наука занимается этим? (Биология) Почему так велико разнообразие живых организмов? (Из-за образа жизни обитателей планеты) Какими свойствами обладают живые организмы? (Питанием, дыханием, выделением, ростом, развитием, размножением, раздражимостью)

Хорошо, вы верно ответили. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (ребята выдают варианты, учитель все записывает на доске).

II Операционно – познавательный этап.

Освоение нового материала.

Открываем конспекты и записываем тему урока: Многообразие живых организмов.

Разнообразие живых организмов.

Разобраться в много­образии жизни на нашей планете не просто. Для удобства изучения и дальнейшего использования все известные виды живых организмов классифицируют — делят на группы на основании определенных признаков. До середины ХХ в. ученые различали только две большие группы живых организмов — растения и животные. Однако их изучение дока­ зало, что для описания разнообразия жизни ограничиваться только этими группами недостаточно.


Во-первых, в природе постоянно обнаруживались виды с сочетанием признаков растений и животных, например гри­бы. Во-вторых, некоторые виды имели свойства, которые были не характерны ни для растений, ни для животных. Поэтому во второй половине ХХ в. в большинстве стран мира была принята классификация, по которой все известные виды живых организмов разделили на пять больших групп, назы­ваемых царствами.

Свойства живых организмов:

Живые организмы имеют ряд характерных особенностей, которые отличают их от тел неживой природы. Живые организмы построены из клеток. Внимательно рассматривая мякоть помидора или арбуза, можно увидеть множество крохотных пузырьков. Это клетки. Все живые организмы, в том числе и мы, люди, состоим из клеток. В состав клеток входят органические и неорганические вещества. Органические вещества — это белки, жиры, углеводы и др. Неорганические вещества — это вода, минеральные соли и др. Живые организмы питаются. Пища содержит питательные вещества: белки, жиры, углеводы. В организме они перерабатываются и превращаются в соединения, свойственные данному организму. Эти соединения идут на построение новых клеток и органов тела.


Одно из основных признаков живых организмов – движение. Двигаться могут и неживые организмы (камни, песчинки и другие), но в отличие от живых организмов они делают это лишь под влиянием внешних сил (ветра, притяжения Земли, воздействия живых организмов). Живые существа движутся самостоятельно и осознанно: растения поворачиваются к солнцу, животные передвигаются с целью поиска необходимых для них условий и так далее.

Главным признаком живого организма является его рост и развитие. Большинство растений изменяются в размерах в течение всей жизни, рост животных приостанавливается, но продолжается замещение клеток внутри организма. Животные способны увеличивать своё физическое и умственное развитие, обладают способностью запоминать и анализировать события.

Запись в словарь термина развитие.

Каждый организм имеет свою структуру - состоит из взаимосвязанных частей, расположенных в определенном порядке. Живые организмы способны в течение всей жизни сохранять свою структуру и передавать ее по наследству своим потомкам. Воспроизведение себе подобных называется - размножением.

Важнейший признак живого - обмен веществ с окружающей средой. Получая вещества из внешней среды, организм превращает их вещества своего тела. При этом вещества в организме не остаются постоянными. Они взаимодействуют друг с другом, соединяются и вновь распадаются. Многие продукты распада выделяются во внешнею среду.


Так как организмы получают необходимые вещества из внешней среды, они реагируют на все изменения в ней. Это их свойство называют раздражимостью.

Практикум по применению новых знаний.

III Оценочно-рефлексивный этап.

1.Вывод: Каждый вид живых организмов относится к одному из пяти царств живой природы — Бактериям, Протистам, Грибам, Растениям или Животным. Бакте­рии являются прокариотами, организмы других царств — эукариотами. Живые организмы характеризуются ря­дом общих свойств: клеточным строением, питанием, дыханием, выделением, ростом, развитием, размножением, раздражимостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с презентацией, карточками, дорожными картами. Презентация используется как часть урока.

Урок-обобщения знаний по теме "Многообразие живых организмов"

Здравствуйте, ребята! Как себя чувствуете? Настроение рабочее? Тогда приступаем к работе.

В некотором царстве, в некотором государстве жил был.

Где мы можем услышать такие слова? Правильно в сказке. А можем ли мы такие слова услышать в биологии?

Обучающиеся: Царства живой пироды.

Учитель: правильно. Какие мы царства изучили на предыдущих уроках мы узнаем сейчас работая в группах:

Каждой группе раздается по строчки

Как и в любой науке у неё есть свои объекты. Найти объекты изучения Биологии поможет Вам моя подсказка: из предложенных мной объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете.

Камень - гриб- вода-облако

Гладиолус-клён - пшеница- крокодил

Бактерии - вода-воздух-снег

Иголка - книга -мимоза- шкаф.

Учитель: Что же у нас получилось? Мы собрали всех представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения биологии .

Вешаем таблички на доску

Как вы думаете, зачем мы сегодня вспоминаем названия царств?

Обучающиеся (Потому что мы будем повторять и обобщать полученные ранее знания)

Учитель показывает презентацию с представителями живой природы,

обучающиеся отмечают на листочках.

Меняемся листочками в парах, проверяем

На столе лежат карточки с признаками живых организмов.Обучающиеся поочереди берут карточку и помещают к тому царству, описание которого дано

Могут иметь округлую форму, форму палочек и запятой

В клетке нет ядра - прокариоты

Помогают получать простоквашу, сметану, квашенную капусту

Помогают растениям корнями усваивать азот

Рисунок: мох, папоротник, хвойные, цветковые

Всех вместе их называют флорой.

Их тело называют слоевищем

Сахар — продукт, выполненный из.

Активно передвигаются: плавают, летают, бегают и т.д.

От них человек получает яйца, мед, молоко

Имеют органы чувств.

Участвуют в образовании мела и известняка

Их тело состоит из гифов и плодового тела

Образуют симбиоз с растениями -микоризу

Рисунок: плесневые грибы мукор и пеницилл.

Сырье для получения антибиотика-пенициллин

Обучающимся раздаются карточки с заданиями, на которых выполняют работу

Учет и контроль знаний.Тестовые задания (2варианта)

Задание 1. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Может ли клетка быть отдельным организмом?
А) да
Б) нет
2. Органические вещества образуются в:
А) луковицах Б) листьях В) корнях Г) плодах.
3.Бациллы – это
А) бактерии Б)растения
В) животные Г) грибы
4.Какие растения относятся к голосеменным?
А) береза Б) дуб В) лиственница Г) боярышник
5.Грибы, как и животные,
А) имеют мицелий Б) размножаются вегетативно
В) имеют неограниченный рост Г) являются гетеротрофами
6. Отличительным признаком грибов-паразитов является то, что они
А) питаются за счет других организмов В) питаются отмершим органическим веществом
Б) способны к фотосинтезу Г) имеют хлоропласты
7.Какие организмы, входящие в состав лишайника, способны к фотосинтезу?
А) грибы Б) моховидные В) зеленые водоросли Г) красные и бурые водоросли
8.Тело лишайника называется
А) грибницей Б) плодовым телом В) слоевищем Г) стромой
9.Инфузория-туфелька относится к Царству
А) Бактерий Б) Грибы В) Растения Г) Животные
10. Животные
А) автотрофы Б) гетеротрофы В) растут всю жизнь

Задание 2 Верны ли следующие утверждения.
1. Вирусы – это неклеточная форма жизни.
2. Отличительная черта бактериальной клетки – отсутствие в ней ядра.
3. В царство Растения входят одноклеточные и многоклеточные организмы.
4. Кедр – цветковое растение.
5. Тело водорослей – слоевище.
6. Стрекоза – животное.
7. Грибы – автотрофы.

Задание 1. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Органические вещества из неорганических создают
А) растения Б) вирусы В) животные Г) грибы
2. Бактерии и грибы относят к:
А) одному царству живых организмов Б) царству растений
В) разным царствам живой природы Г) лишайникам
3. Как называются зелёные пластиды?
А) цитоплазма; Б) хромопласты; В) лейкопласты; Г) хлоропласты.
4. Споры бактерий служат для
А) бесполого размножения Б) полового размножения
В) деления Г) перенесения неблагоприятных условий
5. К грибам не относится
А) дрожжи Б) мукор В) трюфель Г) ягель
6. Грибы-сапротрофы
А) питаются мертвыми органическими веществами Б) паразитируют
В) имеют плодовое тело Г) не имеют мицелия
7. Лишайники это симбиоз
А) растений и животных Б) растений и грибов В) грибов и водорослей Г) животных и грибов
8. К лишайникам относится
А) кукушкин лен Б) сфагнум В) ксантория Г) мукор
9. В царстве Животные насчитывается
А) около 1, 5 млн видов Б) около 2 млн видов В) около 2,5 млн видов Г) около 3 млн видов
10. К травоядным животным относится
А) волк Б) лиса В) сова Г) заяц

Задание 2 Верны ли следующие утверждения.

1. Грибы-паразиты наносят урон живым организмам.
2. Лишайники пища северного оленя.
3. Грибы – гетеротрофы.

4. Паук – это животное.
5. Мхи, плауны и хвощи не относятся к растениям.
6. Благодаря деятельности цианобактерий миллиарды лет назад начала формироваться атмосфера Земли.
7. Бактерии, грибы и лишайники – эукариоты.

Меняемся листочками с соседом, проверяем по экрану

Физкультпауза:

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Предлагаю ребятам решить биологическую задачу, реализуя знания графически

1)Растут, как растения, а питаются, как животные. Бывают полезными и вредными, съедобными и ядовитыми.

2)Они могут сделать йогурт, вино, уксус, почву. И всё это делают так незаметно!

3)они могут делать сахара, а из них – крахмал, жиры и белки. Они могут быть сладкими, а могут быть горькими, но самое главное, что они всех кормят и очень любят свет .

4)Сами не могут сделать себе еду, но хорошо добывают её.

Проверяем на экране.

Заслушивает самооценки учащихся, направляет их размышления, помогает сделать выводы о качестве проделанной работы.

А теперь давайте подведём итог сегодняшнего урока (рефлексия).

- Вспомните, какая у нас была поставлена цель и была ли она достигнута? (дают объяснения выполненной работе).

-Комфортно ли вам работалось в группе? (рассказывают о своих эмоциях, впечатлениях во время работы в группе)

Считаем балы, вручаем конфеты

. Учитель подводит итог урока и даёт оценку работе класса на уроке. Благодарит за работу.

Читайте также: