Михаил всеволодович черниговский что сделал кратко

Обновлено: 07.07.2024

Знаменитым предком по отцовской линии Михаила Черниговского выступает сам Ярослав Мудрый. Знатное происхождение предоставляло наследнику все шансы на Киевский престол с момента рождения. Княжить Михаил Всеволодович начинает в 1198 году в Стародубском княжестве.

В начале 13-го века происходит знаменитое сражение русских воинов на Калке с монгольской ордой свирепого хана Батыя. Отважный потомок Ярослава Мудрого сумел выжить, под его владения попадают Черниговские земли, а затем и Киевский престол. Женой князя стала любимая дочь правителя Галицкого княжества Романа Мстиславовича. В семейном союзе с Еленой на свет появилось трое детей — две дочери (Феодулия и Мария) и наследник Ростислав.

Убийство князя произошло после жестоких пыток войсками хана Батыя в городе Старый Сарай в 1244 году, 20 сентября. Святые останки благоверного правителя упокоены в Москве, в Архангельском храме, после перенесения из Сретенского Собора.

Происхождение

Михаил Всеволодович Черниговский — великий князь Черниговский в 13-м веке, правил он землей Черниговской 10 лет, в 1238 году Михаилу удалось получить трон Киевский. Отцом святого мученика является Всеволод Святославович Черемный, известная историческая личность, трижды занимающий киевский престол и столько же раз его теряющий. Мать — польская принцесса, дочка короля Казимира Второго. Известно, что получить Черниговский трон князю удалось после смерти своего дяди, погибшего в ходе сражения с войсками Батыя на реке Калке.

михаил черниговский

Федор — боярин, сподвижник князя Черниговского. На протяжении всего периода правления Михаилом Черниговскими землями он шел с князем рука об руку, участвовал в сражениях, где проявлял мужество и верность князю и Святой Троице.

Житие и служение Богу

Мученический подвиг

михаил черниговский

Примеру князя последовал и его боярин Федор, оказавшись принять монгольскую веру, был замучен и убит. Разбойники велели выбросить растерзанные тела на улицу, на съедение собакам и диким тварям. Но ни одно животное не приблизилось и не прикоснулось к святым телам. Ночью православные верующие вынесли тела с улицы и захоронили их в православных традициях.

Подвиг русских людей поразил даже их мучителей. Считается, что с этого времени татаро-монголы не просили преклониться князей русских перед идолами, но борьба за освобождение земель продолжалась еще длительное время.

На заметку. Изначально мощи святых были захоронены в Сретенском Соборе, и лишь в 1774 году были перенесены в Архангельский собор в Москве, где находятся по настоящее время.

Мученики благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор


Око­ло се­ре­ди­ны XIII ве­ка (1237–1240 гг.) Рос­сию по­стиг­ло на­ше­ствие мон­го­лов. Сна­ча­ла опу­сто­ше­ны бы­ли Ря­зан­ское и Вла­ди­мир­ское кня­же­ства, по­том в юж­ной Рос­сии бы­ли раз­ру­ше­ны го­ро­да Пе­ре­я­с­лавль, Чер­ни­гов, Ки­ев и дру­гие. На­ро­до­на­се­ле­ние этих кня­жеств и го­ро­дов боль­шей ча­стью по­гиб­ло в кро­ва­вых се­чах; церк­ви бы­ли ограб­ле­ны и по­ру­га­ны, зна­ме­ни­тая Ки­ев­ская Лав­ра бы­ла раз­ру­ше­на, а ино­ки рас­се­я­лись по ле­сам.

Впро­чем, все эти страш­ные бед­ствия бы­ли как бы неиз­беж­ным след­стви­ем втор­же­ния ди­ких на­ро­дов, для ко­то­рых вой­на бы­ла по­во­дом к гра­бе­жу. Мон­го­лы обыч­но от­но­си­лись без­раз­лич­но ко всем ве­рам. Ос­нов­ным пра­ви­лом их жиз­ни слу­жи­ла Яса (кни­га за­пре­тов), со­дер­жа­щая в се­бе за­ко­ны ве­ли­ко­го Чин­гис­ха­на.


Один из за­ко­нов Ясы ве­лел ува­жать и бо­ять­ся всех бо­гов, чьи бы они не бы­ли. По­это­му в Зо­ло­той Ор­де сво­бод­но слу­жи­лись бо­го­слу­же­ния раз­ных ве­ро­ис­по­ве­да­ний и са­ми ха­ны неред­ко при­сут­ство­ва­ли при со­вер­ше­нии и хри­сти­ан­ских, и му­суль­ман­ских, и буд­дий­ских, и дру­гих об­ря­дов.

Но, от­но­сясь без­раз­лич­но и да­же с ува­же­ни­ем к хри­сти­ан­ству, ха­ны тре­бо­ва­ли и от на­ших кня­зей ис­пол­не­ния неко­то­рых сво­их су­ро­вых об­ря­дов, на­при­мер: про­хож­де­ния через очи­сти­тель­ный огонь, преж­де чем явить­ся пе­ред ха­ном, по­кло­не­ния изо­бра­же­ни­ям умер­ших ха­нов, солн­цу и ку­сту. По хри­сти­ан­ским по­ня­ти­ям это яв­ля­ет­ся из­ме­ной свя­той ве­ре и неко­то­рые из на­ших кня­зей пред­по­чли пре­тер­петь смерть, чем вы­пол­нить эти язы­че­ские об­ря­ды. Сре­ди них сле­ду­ет вспом­нить Чер­ни­гов­ско­го кня­зя Ми­ха­и­ла и его бо­яри­на Фе­о­до­ра, по­стра­дав­ше­го в Ор­де в 1246 го­ду.


Помощь сайту Православная-Библиотека.Ru

Почитание святых Михаила и Федора

Богослужения по святым князю Михаилу и Федору проходят в православных храмах 20 сентября и 14 февраля. Мощи святых упокоены в Архангельском соборе в Москве. Люди приходят к могиле доблестных воинов и просят Господа о прощении и милости, молят о прощении грехов и отрешении от плохих мыслей. В православных сказаниях князь Михаил Черниговский именуется Благоверным святым мучеником.

святая икона

Иконография

На иконах в православных традициях Благоверный Князь Черниговский изображен в полный рост, на голове его надета меховая шапка и мантия, в руках распятие. Мужчина изображен в образе путника, возраст его весьма преклонный. Рядом с князем стоит его верный сподвижник святой Федор, принявший муки за веру совместно с Михаилом. На иконе Федор обращает свои руки к князю и распятию в его руках. В некоторых вариантах икон можно встретить изображение Святой Троицы над головами святых или изображение Иисуса Христа.

Церковный писатель Зиновий Отенский составил житие Благоверных святых Михаила и Федора в 16-м веке на основании собранных летописей.

О чем просят святых?

Подвиг Михаила и Федора — пример доблести, отваги, мужества и духовной силы веры русских князей. Отдав жизнь и умерев в муках, святые не преклонили колена перед идолами, сохранили верность Богу, не потеряли честь и силу душевную. Считается, что наличие в доме иконы Святого Михаила способствует защите жилища от внешних бед, позволяет избежать скопления негативной энергетики.

человек молиться

Нельзя просить святых исполнить желания, обращаясь к небесам, важно попросить заступничества и милости, попросить очистить души от грехов и мыслей тягостных. Молитва, как обращение к высшим силам, направлена на помощь в излечении тела и души, верующие просят получить способность терпеть невзгоды и испытания на жизненном пути, верить в Господа Бога и сына его, Иисуса Христа и сохранять целомудрие и праведность, не пойти на поводу искушений.

Молиться праведным святым можно в церкви или дома, у иконостаса.

Михаил Черниговский: духовный подвиг важнее власти

Почему русские готовы отдать жизнь за христианскую Веру, показал своей мученической кончиной князь Михаил Черниговский. При этом в жизни Михаил не был смиренным монахом, а скорее отважным воином, который воевал как с монголами, так и с русскими князьями. Он вёл боевые действия с Олегом Курским и Даниилом Галицким, покинул опустошённый монголами Киев, отправившись в Венгрию, чтобы женить своего сына на венгерской принцессе. Якобы по поручению рязанских князей к Михаилу прибыл былинный Евпатий Коловрат, который попросил его о помощи в битвах с захватчиками. Михаил отказал ему, сказав, что в своё время не получил от рязанцев помощи, когда воевал на Калке.

Благодаря сохранению горячей веры в Господа наши предки спасали свои души и сберегали Отечество, принимая испытания со смирением. Этот путь очищения и есть основа для развития нашей Родины.

Михаил Черниговский - князь Михаил Всеволодович русский святой мученик

Среди правителей Чернигова выделяется прославленный в лике святых Михаил Всеволодович. Он был великим князем Черниговским с 1224 по 1234 год. Несколько раз приглашался в Новгород. Во время опустошительного нашествия Батыя бежал в Венгрию. Но возвращении на Русь отправился в Орду, где принял мученическую кончину вместе со своим боярином Феодором. Общерусская канонизация Михаил Черниговского состоялась на Макарьевских церковных соборах середины XVI века.

Михаил Всеволодович, князь Черниговский, известный святой России, выдающаяся историческая личность России и просто мужественный человек.

Рождение Святого Михаила Черниговского

Михаил Черниговский родился на излете XII столетия, в 1180-е или 1190-е годы. Его отец — знаменитый князь Всеволод Святославич Чермный, трижды занимавший киевский престол и столько же раз его терявший; мать — дочь польского короля Казимира II Справедливого Мария. В 20—40-е годы XIII века Михаил Черниговский принимал деятельное участие в политической жизни Южной и Северо-Восточной Руси, боролся, как и Всеволод Чермный, за Киев.

Михаил - князь Черниговский

В 1223 году он участвовал в первом сражении русских с монголами на реке Калке. Среди многих князей, павших при Калке, был его дядя Владимир Святославич Черниговский. Смерть дяди позволила Михаилу занять черниговский стол.

Княжение в Киеве и бегство в Венгрию

В 1238 году Михаил добился долгожданной цели — он стал великим князем Киевским. На следующий год по его приказу были убиты послы Батыя, прибывшие в Киев для переговоров. Опасение последствий этого убийства заставило великого князя оставить стольный город и искать политического убежища: Михаил бежал в Венгрию. Все русские владения бывшего великого князя Киевского тут же захватили и разделили меж собою другие князья — раздробленная удельная Русь жила своими порядками.

По возвращении на родину и нескольких лет пребывания здесь в статусе persona non grata Михаил в 1246 году отправился в ставку Батыя. Вероятнее всего, он хотел получить от властелина улуса Джучи ярлык на Черниговскую землю.

Михаил Черниговский едет в Орду

Перед аудиенцией Михаил должен был пройти особый языческий обряд очищения огнем, а также поклониться идолам и солнцу. Князь отказался выполнить обряд, сказав:

Ни угрозы со стороны монголов, ни мольбы свиты подчиниться требованиям не повлияли на решение Михаила. За свой отказ он был предан смерти. Вместе с князем погиб и его верный боярин Феодор, единственный из свиты не только открыто вставший на сторону Михаила, но и укреплявший князя не поддаваться нажиму окружающих.

О стойкости мучеников книжник XVI века Григорий Суздальский писал:

Князя тайно похоронили верные ему приближенные, а позже его останки перенесли в Чернигов. Дата убиения Михаила и Феодора, 20 сентября 1246 года, сохранилась в церковной памяти.

Начало почитания мученика Михаила Черниговского

На иконе (слева направо): Михаил Черниговский, Архангел Михаил, святитель Анатолий.

Местное церковное почитание мучеников было установлено вскоре после их гибели дочерью Михаила Черниговского Марией, вдовой убитого в 1238 году во время монгольского нашествия ростовского князя Василька. Пережившая по вине иноплеменников смерть и отца, и мужа княгиня вместе с сыновьями построила в честь своих близких церковь в Ростове.

Как и в первоначальном кратком сказании, так и во всех остальных редакциях этого произведения гибель Михаила и его боярина Феодора трактуется как гибель за христианскую веру. Исследователь древнерусской литературы Л. А. Дмитриев подчеркивал:

Михаил Всеволодович – один из древнерусских князей, причисленных во времена Ивана Грозного к лику святых. Но был ли он благочестив на самом деле?

XIII век — время крупнейших испытаний для Русской земли за всю предшествующую историю её существования. Монголо-татарское нашествие не шло ни в какое сравнение с набегами печенегов или половцев, русские князья столкнулись с гнетущей реальностью политической зависимости — теперь недостаточно было всего лишь откупиться деньгами от захватчиков. Рюриковичам необходимо отныне добиваться права на владение своей вотчиной у иноземного правителя — такого унижения Русь не знала никогда.

Множество князей побывало в Орде за почти двухсотлетнее иго. Первые десятилетия после нашествия были связаны с необходимостью правителей подтверждать своё владение у монгольских хозяев. Эти поездки сопровождались огромным риском — путешествие в страну, чуждую по культуре и религии, таило в себе множество опасностей. Немногие переживали эти аудиенции. Великий князь Ярослав Всеволодович, например, пал жертвой политических интриг в столице монгольского государства, Каракоруме. А Михаил Черниговский, по свидетельствам источников, был убит из-за своей приверженности христианской вере.

1.jpg

От битвы на Калке до монгольского вторжения

Она началась в 1223 году. В этот год многие русские князья нашли свою смерть либо на поле брани на реке Калке, либо под трапезным столом, за котором пировали монгольские захватчики. Немногим удалось спастись. Таким счастливчиком оказался и сорокачетырёхлетний Михаил. Гибель тогдашнего черниговского князя Мстислава Ярославовича помогла ему занять вакантное место в одной из сильнейших вотчин на территории Руси.

2.jpg

С этого момента Михаил успеет побывать главой Новгорода, Киева и даже Галича. Неутомимый честолюбец, он настроил против себя, наверное, всех видных политических деятелей той эпохи — в первую очередь, Ярослава Владимирского и Даниила Галицкого. В борьбе за Юго-Западную Русь он даже использовал помощь венгров — своего сына, Романа, сосватал к дочери венгерского короля Белы IV Анне. В результате политических интриг и прямого военного вмешательства Михаил к моменту начала татаро-монгольского нашествия фактически контролировал всю Южную Русь — сам он сидел в Чернигове, а его сын — в Галиче.

Монгольское вторжение

С этого момента в биографии будущего святого появляются факты, не слишком хорошо согласующиеся с тем культом, который был сконструирован русскими духовными деятелями впоследствии. В 1237 году ко двору черниговского князя прибывают послы из Рязани с просьбой оказать им помощь в борьбе против иностранных захватчиков. Возглавлял делегацию небезызвестный Евпатий Коловрат, впоследствии вписавший золотыми буквами своё имя в страницу ратных подвигов Руси.

3.jpg

Однако Михаил напомнил посланцам о том, что в 1223 году, во время первого очного противостояния монголов и русских княжеств, рязанские полки на поле боя не явились, после чего отказал гостям в их просьбе. Трудно сказать, как бы сложилась история, пошли Михаил свои полки на помощь рязанцам. В любом случае, оставив на растерзание Северо-Восточную Русь, черниговский князь во многом накликал на себя беду, случившуюся через несколько лет уже в его владениях.

В 1239 году вторая волна монгольского нашествия обрушилась на Южную Русь. Орды захватчиков под командованием внука Чингисхана, Мунке, разорили Чернигов, Переяславль и подошли к Киеву, в котором в то время находился Михаил. Мунке предложил князю сдать город без боя и покориться Батыю. Однако на это последовал отказ, и, более того, монгольские послы были зверски убиты. Казалось бы — вслед за таким смелым поступком Михаил должен подготовить оборону города и оказать достойное сопротивление монголам. Но произошло всё в точности до наоборот — черниговский князь спешно покинул Киев и ушёл в Венгрию вместе с сыном, оставив киевлян на растерзание озлобленных захватчиков.

4.jpg

Последующие несколько лет Михаил с семьёй банально бегал от армии Батыя, которая, казалось, преследует его по пятам. До 1240 года отсидевшись в Галиче (с разрешения князя Даниила), он, после захвата и разграбления монголами Киева, бежит в Венгрию. Когда же кочевники появляются у границ королевства Белы IV — Михаил отправляется вглубь Европы, в Германию.

5.jpg

Михаил Черниговский и ярлык на княжение

В тот год русские князья массово вызывались к монголам для подтверждения права на управления своими владениями, а также, судя по всему, для выработки основных юридических моментов, связанных с зависимым отношением Руси. Ярослава Всеволодовича сразу после встречи с Батыем отправили в Каракорум, на курултай по случаю избрания нового хана. Даниил Галицкий, несмотря на свою нескрываемую антиордынскую позицию, подтвердил владение Галицким княжеством. Но Михаил Всеволодович живым из ставки Батыя не вернулся.

6.jpg

Все князья, претендовавшие на получение ярлыка, должны были пройти монгольский языческий обряд, который доказывал лояльность кандидата новым хозяевам. В сопровождении монгольских жрецов они должны проходили между двух костров, затем кланялись языческим идолам (среди которых было и изображение Чингисхана), а также бросали в огонь часть принесённых даров. Михаилу знал об этих процедурах — Московский летописный свод сообщает о том, что князь ещё перед поездкой в ставку Батыя принял решение отказаться от унизительных для истинного христианина действий.

Даниил Галицкий, Ярослав Всеволодович или хан Батый: кому была выгодна смерть князя?

Почему же Михаил Черниговский был наказан за отказ соблюдать языческий обряд? Не всех древнерусских князей наказывали за такой демарш — например, Даниил Галицкий обошёлся без этой процедуры и получил ярлык на княжение в Галиче. По всей видимости, причины убийства находились всё же в плоскости политической, нежели религиозной.

В наше время достоверно сказать о том, почему Михаил сложил голову в ставке Батыя, не представляется возможным. Однако можно описать возможные версии произошедшего. Батый мог наказать черниговского князя за его тесные связи с венгерским королевским домом. Венгрия пережила нашествие монгольских орд и занимала крайне агрессивную позицию по отношению к захватчикам. Но и Даниил Галицкий имел родственные связи с династией Арпадов и относился к Батыю отрицательно. За это он наказан не был.

Ещё одна гипотетическая теория — Михаил Черниговский пал жертвой интриг других древнерусских князей. Мотивы были и у Ярослава Всеволодовича, и у Даниила Галицкого. С Ярославом отношения у будущего святого были натянутые, сказывалось соперничество за новгородский и киевский столы. Даниил не мог забыть Михаилу захват Галича. Таким образом, вызов Батыем черниговского князя к себе мог таить потенциальную опасность возвышения соперника владимирского и галичского князей. Однако документальных подтверждений таких интриг нет. Можно только предполагать, что Ярослав и Даниил могли сообщить Батыю какую-нибудь негативную информацию относительно Михаила, дабы убрать его со своего пути.

Ещё один источник всевозможных заговоров — другие князья Черниговского дома. Они могли не питать особой любви к Михаилу из-за его авантюрной политики до монгольского нашествия, раз за разом подставлявшей Чернигов под прямой удар противника. Другие князья черниговского дома также бывали в ставке Батыя (один из них даже был убит по довольно странному обвинению в краже лошадей на границе) и могли дать свидетельские показания против Михаила.

8.jpg

Период 1237-1242 годов вошел в историю нашей страны как период монголо-татарского нашествия, одного из самых жестоких и тяжелых по последствиям в мировой истории. За краткое время русские княжества были сметены с лица земли ордынскими всадниками, при этом были вырезаны все, кто попытался оказать сопротивление, но русские люди не смирились с иноземной оккупацией и продолжили сопротивление. Настоящим знаменем тех, кто не смирился с монголо-татарским игом, стал князь Михаил Черниговский, за свою несгибаемую позицию по отношению к монгольским завоевателям причисленный к лику святых.

В дни поражений и побед.

Будущий русский святой родился в 1179 году в семье князя черниговского Всеволода Чермного. До 1206 года находился при отце, который только в этом году дал ему в удел Переяславль, из которого тот вскоре был выбит смоленским князем Владимиром Рюриковичем. После столь досадного поражения он получил в удел неназванное княжество в окрестностях Чернигова и занимал другие ответственные должности при княжеском дворе до 1223 года, когда в составе черниговской дружины под командованием князя Мстислава Святославича принял участие в роковом сражении с монголами на Калке.

Битва при Калке закончилась для русских поражением, среди погибших в ней князей был и правитель Чернигова Мстислав Святославич. Михаил Всеволодович, несмотря на 2 полученных ранения, смог и вывести остатки черниговской дружины из окружения, и занять освободившийся черниговский престол, с чем были согласны далеко не все русские князья, но Михаил Всеволодович смог не только укрепить свои позиции, но и занять Новгородский княжеский престол, где вошел в историю чуть ли как не единственный князь, правивший в интересах народа. Получив такой надежный тыл, Михаил Всеволодович мог смело начинать борьбу за владычество над Русью. Он небезуспешно боролся за Киев, неоднократно ходил войной на Галицко-Волынское княжество, стойко оборонял границы родного Черниговского княжества. Казалось, всё шло хорошо, но на пути Михаила Всеволодовича к объединению Руси встало мощное препятствие в виде дома владимиро-суздальских князей, совершивших в 1231 году поход в Черниговскую землю. Желая спасти свое княжество, Михаил Всеволодович был вынужден отказаться от новгородского престола и в дальнейшем сосредоточил все свои политические интересы в Южной Руси.

Осенью 1237 года старый враг, не напоминавший о себе 14 лет - монголо-татары всерьёз двинулся на Русь. В ноябре этого года в Чернигов прибыл с посольством рязанский воевода Евпатий Коловрат и попросил помощи в отражении вторжения, но Михаил Всеволодович отказал, по версии летописи, отомстил так за то, что рязанцы не пришли на Калку, а на самом деле помогать ему было просто нечем - Черниговское княжество, после многочисленных междоусобных войн так обезлюдело, что могло выставить от силы сотню воинов. Тем не менее, Михаил Всеволодович оказал посольству Евпатия Коловрата теплый приём и позволил добровольцам из своего княжества вступать в его отряд.

Зимой 1238/1239 годов Михаил Всеволодович не терял зря времени: он готовил Южную Русь к обороне. Когда великий князь киевский Ярослав Всеволодович отбыл на север, дабы занять освободившийся владимирский престол, Михаил Всеволодович с малым отрядом смог без боя овладеть Киевом, серьёзно усилив за счет киевской дружины свою армию, более того - к нему, как к более сильному правителю, перешли на службу вчерашние противники - галицийские бояре. Желая надежно обеспечить себе тыл в противостоянии с монголами, он во главе соединённых дружин южнорусских княжеств зимой 1239 года совершил поход на Литву, захватившую ранее Смоленск. В результате этого похода литовцы понесли серьёзное поражение, которое заставило их отказаться от враждебных поползновений в сторону Руси и позволило Ярославу Всеволодовичу отбить Смоленск. Но вот свое родное княжество Михаил Федорович уберечь от монгол не сумел: весной 1238 года монголы осадили черниговский городок Козельск. Из-за распутицы Михаил Всеволодович не смог оказать помощь Козельску и тот после почти двухмесячного сопротивления был уничтожен до основания.

В 1239 году настала очередь Южной Руси и первым на пути агрессора встало Черниговское княжество. За отпущенное ему время Михаил Всеволодович смог серьёзно усилить оборону своего княжества. Подступив к Чернигову, монголы взяли его в кольцо и, дабы не понести больших потерь от лучного обстрела со стороны обороняющихся, установили особо мощные требушеты, метавшие камни и горшки с зажигательной смесью с расстояния в полтора перестрела (105 метров), но, разрушив укрепления города, завязли в уличных боях. Только 18 октября 1239 года монголы смогли овладеть Черниговым, но князя Михаила Всеволодовича не смогли найти ни среди мёртвых, ни среди живых - он сумел покинуть обречённый город, намереваясь продолжить борьбу с монголами.

Потерявший всё Михаил Всеволодович (пока он дрался с монголами, Даниил Галицкий отбил у него Киев) с небольшим отрядом черниговских дружинников, к которому присоединялись уцелевшие после монгольского разорения местные жители начал партизанскую войну с захватчиками, преследуя их до самых Карпат, а затем перейдя их и продолжив войну уже в Польше, действуя иногда вместе с польскими князьями, но чаще самостоятельно. Под ударами монгольского войска отряд Михаила Всеволодовича отступил в Венгрию, где продолжил боевые действия. По окончании Западного похода монгол Михаил Всеволодович вернулся на Русь, получив в княжение сначала Луцк, затем - Киев и только в 1243 году вернувшись в родной Чернигов, в котором княжил до самой смерти.

В 1246 году со стороны хана Бату последовал неожиданный вызов в Сарай ряду русских князей, в том числе и Михаилу Всеволодовичу. Понимая, что за этим вызовом стоит завуалированное приглашение на казнь, Михаил Всеволодович закончил все земные дела: исповедовался, причастился Святых Даров и написал духовную (завещание), в которой оставлял Черниговское княжество своему брату Андрею. В Сарае Михаил Всеволодович воздал почести хану, но наотрез отказался участвовать в языческих обрядах. На все уговоры Михаил Всеволодович ответил, что родился христианином, христианином и умрёт. Тогда взбешённый сопротивлением Бату приказал подвергнуть князя и его боярина Фёдора пыткам, после чего их обезглавили, а тела выбросили на съедение собакам, но русские люди, бывшие в Орде, собрали останки и отвезли их в Чернигов. В 1547 году на Стоглавом соборе князь Михаил Черниговский был прославлен в лике святых мучеников, а его мощи были перенесены в Архангельский собор Московского Кремля, где находятся и поныне.

Михаи́л Все́володович (известный также, как Михаи́л Черни́говский, 1179—1246) — князь Переяславский (1206), Новгородский (1224, 1229), Черниговский (1226—1246), Галицкий (1235—1239), Великий князь Киевский (1238—1239, 1241—1243). Сын Всеволода Чёрмного. Причислен к лику святых на Соборе 1547 года; день памяти — 20 сентября ст. ст. (в XX и XXI веках — 3 октября н. ст.)

До 1223 года практически не упоминается в летописях. В 1229 году в Новгородской земле отменил в связи с голодом забожничье на 5 лет для смердов ушедших в новые земли, также назначил посадником в Новгороде Внезда Водовика, который привезёт впоследствии оставленного Михаилом сына Ростислава в Чернигов, после изгнания их из Новгорода и Торжка в 1230 году.

После его смерти Черниговское княжество распалось на отдельные уделы. Дети: Ростислав, бан Мачвы, Роман Брянский, Семён Глуховский, Мстислав Карачевский, Юрий Тарусский.

В 1572 останки Михаила Черниговского после его прославления были перенесены из Чернигова в Москву. В 1772 его мощи помещены в серебряную раку в Архангельском соборе. В 1812 во время нашествия Наполеона серебряная рака была похищена и впоследствии заменена бронзовой.

Потомками Михаила Черниговского является ряд русских княжеских фамилий, в том числе Долгоруковы, Волконские, Репнины, Горчаковы, Одоевские, Воротынские, Болховские.

См. также

Ссылки

Литература

Предшественник:
Всеволод Юрьевич
Князь Новгородский
1225
Преемник:
Ярослав Всеволодович
Предшественник:
Александр Ярославич Невский
Князь Новгородский
1229
Преемник:
Ростислав Михайлович
Предшественник:
Даниил Галицкий
Князь Галицкий
1235 — 1236
Преемник:
Ростислав Михайлович

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Михаил Черниговский" в других словарях:

Михаил Черниговский — (ум. 1245) святой мученик (память 14/27 февраля, 20 сентября/З октября), князь Черниговский. Вместе с боярином Феодором замучен татарами в Орде за отказ исполнить языческие обычаи (см. Язычество). Тела их были перевезены сначала в Чернигов, затем … Православный энциклопедический словарь

Михаил Всеволодович — Князь переяславский 1206 Предшествен … Википедия

Михаил II Всеволодович Черниговский — Михаил Всеволодович Икона Михаила Черниговского родился в 1179 году умер в 1246 году … Википедия

Михаил II Всеволодович — Михаил Всеволодович Икона Михаила Черниговского родился в 1179 году умер в 1246 году … Википедия

Михаил Всеволодович Святой — Михаил Всеволодович Икона Михаила Черниговского родился в 1179 году умер в 1246 году … Википедия

Михаил — а, муж.; разг. Михайла, ы; стар. разг. Михайло, ы.Отч.: Михаилович, Михаиловна и Михайлович, Михайловна; разг. Михайлыч.Производные: Михаилушка; Миха; Миша; Мишака; Мишаня; Мишара; Мишата; Мишука; Мишуля; Мишуня; Мишура; Мишута; Михаля; Миханя;… … Словарь личных имен

Черниговский переулок (Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Черниговский переулок. Черниговский переулок Москва … Википедия

Михаил — У этого термина существуют и другие значения, см. Михаэль. Михаил (מִיכָאֵל) еврейское Другие формы: Миша, Михайло (устар., разг.)[1] Производ. формы: Мишенька, Мишутка, Мишаня, Мишечка Иноязычные аналоги: англ … Википедия

Черниговский областной художественный музей — Черниговский художественный музей … Википедия

Читайте также: