Миф как форма осмысления мира кратко

Обновлено: 05.07.2024

С древнейших времен человеку необходимо было осмыслить окружающий его мир.
На протяжении всего своего существования человек пытался найти себя в окружающем мире, найти смысл жизни, понять, что представляет для него ценность, изучить окружающий мир, определить причины своего появления и многое другое.
Система обобщенных взглядов на мир в целом, на место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции человека, его убеждения, идеалы, принципы познания и действия, ценностные ориентации (научные, философские, социально-политические, правовые, нравственные, религиозные, эстетические) образуют мировоззрение.
Необходимо различать мировоззрение отдельного человека и мировоззрение социальной группы, социального класса и общества в целом.
Мировоззрение человека зависит не только от объективных факторов, влияющих на формирование личности (условия жизни, этническая принадлежность и т.д.), но и от его субъективных характеристик, включая эмоционально-психологический лагерь.
Исторически первыми формами мировоззрения были миф и религия, которые предшествовали философии и науке.
Мифологическое мировоззрение формируется на ранних этапах развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление людей и животных на земле, причины природных явлений, определить свое место в окружающей среде. Философия дает не столько знания о мире, сколько систему ориентиров, целей, вырабатывает определенное отношение к миру, человеку, жизни.
Автор попытается показать значение мифологии и философии для человека как исторически сложившихся форм мировоззрения, моменты их соприкосновения.
Без знания мифов, без исследования источников философской мысли невозможно понять пути развития человечества, оценить культурное наследие мира, радость жизни, осознать необходимость прогресса.
Чтобы чего-то добиться в жизни, человек должен постоянно самосовершенствоваться, развиваться культурно. Человек, изучающий труды философов, формирует более четкое представление о том, к чему стремиться в жизни, как найти свое место в окружающем мире. Без знания мифов невозможно понять сюжеты многих картин и опер, образный строй поэтических шедевров.
Это та сфера интеллектуальной деятельности человека, которая основана на осмыслении самой деятельности, а значит, ее смысла, цели и форм, и, наконец, на выяснении сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностного отношения человека к миру.
Предпосылкой формирования философии является введение абстрактных сущностей, и она становится окончательной, когда эти сущности рассматриваются как понятия, сформированные в человеческом мозгу и функционирующие в качестве объекта мышления. Из вечных и неизменных понятий исходит философия, и она является гарантом бессмертия человеческого разума.
С появлением философии развитие интеллектуальной культуры происходит в явном виде, что облегчает ее изучение. Можно наблюдать, как в процессе критического обсуждения одна идея сменяется другой. «Философия — это попытка заменить утраченную магическую веру рациональной верой. Философия имеет дело с теми же вечными проблемами, что и мифология, но трактует их по-своему.

Мифология и философия - Мифология как форма мировоззрения

Мифология как форма мировоззрения

Миф произошел от греческого слова mythos, что означает рассказ, легенда.
Миф — это упорядоченное, систематизированное мировоззрение, отражающее представления разных народов о происхождении мира, природных явлениях, фантастических существах, деяниях богов и героев.
Миф также можно определить как специфический язык, с помощью которого люди с древнейших времен описывали мир, обобщая, интерпретируя, классифицируя и приводя в определенную систему свои разрозненные, растущие знания.
Зачатки знаний, религиозных верований, различные элементы духовной культуры, искусства, общественной жизни изначально были объединены в мифе, и таким образом мировоззрению первобытного человека был придан определенный порядок, а его представления о мире сложились в определенную систему.

Главными формами такой систематизации являются эпосы, сказки, саги и легенды, через которые передаются мифы. Таким образом, происходит консолидация накопленных знаний и опыта в последующих поколениях. Однако мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях: Ритуалы, танцы и т.д.

Главную роль в мифе играет традиция, авторитетное слово из уст отца, вождя, старца….. Отношение к такому повествованию основано на вере, на непосредственном, эмоциональном восприятии действительности.

Миф, особенно на ранних этапах человеческой истории, выполняет важнейшую функцию регулятора человеческого поведения и межличностных отношений, поскольку устанавливает обычаи, выражает моральные установки и эстетическое восприятие действительности.

Сравнительно-историческое изучение разнообразных мифов показало, что ряд основных тем и мотивов повторяется в мифах разных народов — несмотря на их чрезвычайное разнообразие. К самым древним и примитивным мифам, вероятно, относятся мифы о животных. Самые элементарные из них представляют собой лишь наивное объяснение индивидуальных особенностей животных. Глубоко архаичные мифы — мифы о возникновении животных из людей или мифологические представления о том, что люди когда-то были животными, мифы о превращении людей в животных и растения известны почти всем народам земли. Широко известны греческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве (девушка — нимфа Дафна), паучихе Арахне и другие.

Мифы о происхождении солнца, месяца (луны), звезд (солнечные мифы, лунные мифы, астральные мифы) очень древние. В одних мифах они часто изображаются людьми, которые когда-то жили на Земле и по какой-то причине вознеслись на небо, а в других создание (неперсонифицированного) солнца приписывается сверхъестественному существу.

Особое и очень важное место занимают мифы о возникновении и внедрении определенных благ: огня, изобретении ремесел, земледелия, а также об установлении брачных правил, обычаев и ритуалов среди людей. Их появление обычно приписывают культурным героям.

Философия как форма мифологии

Что такое наш мир в целом

Роль мифологии в возникновении философии

Миф — это коллективное творение народа, а не изобретение отдельного человека, каким бы гениальным он ни был. Поэтому она не является чем-то стабильным и постоянным: она растет и эволюционирует по мере развития общественного сознания.

В то же время мифы отражали и явления общественной жизни — различные этапы развития семьи и брака, особенности быта первобытных охотников и скотоводов, материнское право (матриархат) и отцовское право (патриархат), владение огнем и т.д.

Мифологические черты, возникшие в эпоху доклассового общества, остались в памяти людей в виде пережитков даже в более поздние эпохи. Так память о первобытном каннибализме сохранилась в мифе о чудовище Полифеме Циклопе, о человеческих жертвоприношениях — в истории о жертвоприношении Ифигении и т.д. Мифы об амазонках отражают память о матриархате.

Последние исследования шведского ученого М. Нильссона из Швеции показали, что культ большинства греческих богов восходит к крито-микенскому периоду. Позже мифологические истории усложнялись за счет введения новых черт, стимулируемых условиями самой жизни, и включались в целые повествования, такие как истории о приключениях людей.

Мифология как система, уходящая корнями во времена первой цивилизации и являющаяся ее духовной основой, состоит из двух уровней: образного, который она унаследовала от искусства, и более глубокого — семантического, который приобретал все большее значение с развитием логического мышления и развитием рационализирующих тенденций. В определенное время, в определенном месте этот глубинный уровень, развившийся в мифологии, прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, утверждая свою собственную внутреннюю ценность. Философия начинается с сознательной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.

В процессе философской рационализации мифа образы мифических повествований превращаются из личных существ в безличные категории

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Что такое мифология

Что такое мифология

Прежде, чем рассматривать мифологическое мировоззрение, давайте сперва ответим на вопрос, что такое мифология. Многие ученые по-разному трактуют определение мифологии. В целом они похожи, между собой, но в зависимости от той или иной трактовки, определения слегка расходятся.

Итак, чтобы не перегружать вас философскими определениями, мы немного упростим определение мифологии. Это одна из форм общественного сознания, которая позволяла людям в старину объяснять природные и социальные явления.

Именно поэтому мифология является одной из вариаций мировоззрения, причем одной из самых распространенных и подробных, ибо мифология полностью отвечает на основные вопросы, которые интересуют людей и по сей день, а именно: о происхождении мира, о его устройстве, о значении самого человека в мире и его происхождении, а также о явлениях природы и общественной жизни.

мифология как форма мировоззрения

Особенностью мифологического мировоззрения является то, что эта система взглядов обосновывалась на художественном и эмоциональном восприятии мира. А поддерживалась эта система иллюзорным и неадекватным восприятием мира целыми народами.

Все мы знаем, что любая мифология начинается с мифа о происхождении мира. Впоследствии этот миф дополнялся историями и легендами, в которых присутствовали зачатки религии, культуры, искусства, философии и истории. Все это поэтизировалось, обрастало метафорами и эмоциональным восприятием. Таким образом, в мифологическом восприятии мира все это перемешалось и объединилось.

Роль мифологического мировоззрения в истории

формы мировоззрения в философии мифология

На самом деле, мифологическое мировоззрение возникло именно тогда, когда человечество в нем нуждалось. Дело в том, что оно мифология выполняла самые разнообразные функции в жизни человека, причем настолько тонко, что люди этого и не замечали. Так, например, роль мифологии заключалась в следующем:

  1. Мифы связывали временные отрезки воедино. Т.е. люди не просто жили, у них было прошлое и будущее, которые, как раз, и связывались мифологией.
  2. Мифы формировали коллективные представления народов о мире и своих целях в нем.
  3. Мифы объединяли народы духовно, а также являлись поводом к поддержанию порядка.
  4. Мифы давали возможность людям сформировать свою систему ценностей. Так появились первые понятия о том, что такое добро и что такое зло.
  5. Мифы в полной мере утоляли жажду знаний древних людей. Именно мифы выстраивали подробные цепочки о возникновении мира и его строении.

Таким образом, можно дополнить определения мифа. Помимо всего, что мы сказали ранее, мифология сочетала реальные, причем достаточно точные, наблюдения с вымыслами. Т.е., мифология стала духовным символом, который объединял материальный мир с миром духовным.

Мифологическое мировоззрение

В нашей статье о происхождении мифов, мы постарались достаточно подробно раскрыть тему происхождения мифов. Если вкратце, то мифы зародились примерно в те дни, когда люди стали формировать первые поселения и даже города, когда они осознали свое положение на планете. Но раз они нашли себя, значит надо было и познать свое место в мире, что они и попытались сделать при помощи мифологии.

На самом деле, подобные вопросы явно говорили о том, что люди достигли нового витка духовного развития. Как мы уже сказали выше, люди стали замечать некоторые схожести и закономерности в процессах окружающей среды и собственного поведения. Это дало им возможность предположить, что не только они познают мир, но и мир познает их, что сами люди являются объектом наблюдения.

Рекомендуем по теме

Таким образом, все, что окружало человека, получило свои имена, а точнее – своеобразные начала. Впоследствии это привело людей к первым проявлениям религии. Т.е., недостатки знаний и информации стали дополняться придуманными фактами и ложными знаниями. Так начали появляться и первые боги. Причем, заметьте невероятные сходства в различных мифологиях. Например, в каждой мифологии мира упоминаются солнце, молнии, дожди и грозы, плодородие и многое другое. Соответственно, за каждым из этих явлений стоял бог. И пусть имена их были разными, в различных уголках планеты, но по сути – все они выполняли одну и ту же задачу – отвечали за какое-то природное или социальное явление. Так и появились первые боги и невиданные существа, которые впоследствии и сформировали целые отрасли мифологии.

Кроме того, успех других людей в той или иной отрасли также ассоциировался с мифологическим влиянием. Намного легче было объяснить успехи человека его божественным происхождением, чем просто наличием таланта. Шли годы, истории становились легендами и обрастали новыми, уже более мифическими подробностями. Так и происходило переплетение реальности с выдумкой.

Вот так постепенно, значение мифологии расширялось во многих исторических центрах. Постепенно появилось мифологическое мировоззрение, которое объединило воедино все такие легенды и представления, а также сформировало отношение людей к окружающему миру.

мифология как историческая форма мировоззрения

Впоследствии представление людей об окружающем мире переформировались. Чем больше люди узнают об окружающем мире, тем меньшим влиянием стали обладать мифологические персонажи. Впоследствии мифологическое восприятие миро сильно изменилось. Представления о множестве богов трансформировались в поклонение единственному и всесильному Богу, который обладает безграничным авторитетом, силой и властью. Так, постепенно, начал формироваться новый тип мировоззрения – религиозный. Как и в случае с мифологическим мировоззрением, духовный аспект жизнедеятельности человека преобладает над его физическим аспектом, но существуют также и различия.

На этом наша статья подходит к концу. Надеемся, что она помогла вам найти ответы на вопросы, которые вас интересовали. Мы же прощаемся с вами, всем удачи и до новых встреч.


Сегодня происходит осознание того, что без мифологических структур человек не смог бы ощутить полноту и целостность собственного существования, ибо миф является важной антропологической категорией, которая определяет весь строй мировосприятия человека и способ его мышления. Актуальным является рассмотрение специфики мифологического способа освоения мира и конструирования реальности.

Миф действительно превращает хаос в осмысленный космос, структурирует его, придает ему человеческую форму. И в этом смысле мир конструируется мифологическим сознанием как освоенный и понятый образ.

Миф фиксирует определённую модель взаимоотношения человека с миром, которая чаще всего некритически воспринимается субъектами культуры в качестве единственно реальных фрагментов бытия. В этом смысле миф есть форма творческого переживания и прочувствования мира, способ духовно-практического освоения действительности. Переживание мира высказывается в мифе не с позиции внешнего наблюдателя, а изнутри сферы жизненного мира. Миф следует рассматривать как особую форму синергии созерцания, переживания, осмысления и выражения первичного опыта конструирования сознанием реальности посредством фундаментальных априорных схем.

Синкретичность мифа, единство объективного и субъективного моментов, рационального и иррациональных начал делает этот постижения мира исторически более перспективным. В этой связи, миф становится центральной категорией современной философии и культурологии, он снимает оппозиции реального и воображаемого, индивидуального и общественного, и восстанавливает утраченную целостность мира и человеческого сознания.

Гносеологическая функция воображения заключается в трансформации многообразного чувственно данного опыта в образную форму. Воображение помещает сознание человека в обстановку возможных миров, где происходит схватывание смыслов в качестве единства образа и переживания. Эта творческая сила играет большую роль в процессе осмысления и познания человеком окружающего мира.

Фантастические образы древней мифологии раскрывают нам особый образный характер отношений архаического человека с миром. Посредством мифологической логики человек осмысляет себя, социум и окружающую действительность. В современной культуре воображение в явном или неявном виде сопутствует любому типу познания (религия, наука, искусство, философия). Его роль как интеллектуальной интуиции сложно переоценить: создавая образные представления, оно способствует интуитивному схватыванию целостной сути вещей. Поэтому воображение выступает в качестве созидательного, творческого начала духовной культуры человека.

Рационалистическое мышление не способно воспринимать мир как целостное и живое образование, оно обедняет восприятие и познание действительности. Философия постмодернизма также отмечает подавление современного человека со стороны постоянного прогрессирующих достижений ratio и говорит о необходимости низвержения его диктата путём обращения к мифопоэтическому мировосприятию. С этой точки зрения, западноевропейская культура репрессивна: абстрактное, понятийное мышление изначально связано с властными идеологическими структурами, а истинное знание о предмете содержится в непонятийном мышлении, воображение познает вещи и явления мира в их целостности.

Итак, в результате мифологического познания действительности создается образ мира, переживаемый субъектом как целостное образование. Миф как способ формирования картины мира исследуется в рамках феноменологической традиции (Э. Гуссерль, А.М. Пятигорский, Ю.С. Осаченко). Феноменологическая концепция мифа занимается истолкованием фундаментальных структур человеческого существования, соотношения реальности и сознания.

Таким образом, опираясь на феноменологическую традицию, мы рассматриваем миф как фундаментальное свойство человеческого сознания, обеспечивающее его целостность. Феноменология утверждает то, что человеческое сознание по своей природе мифологично, исторично и культурно, с другой стороны каждая культурно-историческая эпоха, каждая личность живёт в пространстве своего собственного мифа и способна развиваться в очерченном мифом горизонте [140].

Итак, мы отмечаем значимость мифа как необходимого элемента мировосприятия человека любой культурно-исторической эпохи. Миф как выражение опыта непосредственного взаимодействия сознания с миром, отличающееся целостностью восприятия, лежит, на наш взгляд, в основании картины мира.

Как способ построения картины мира миф функционировал не только в первобытной культуре, но и активно реализует себя в современности. Следует отметить то, что вопрос о роли мифа в создании картины мира как таковой не становился предметом отдельного исследования, однако к мифу как к способу моделирования образа мира и социального поведения обращались в своих работах Э. Кассирер, К. Хюбнер, К. Леви-Строс, Р. Барт, К. Юнг, М. Элиадэ, В.В. Налимов.

Так как сознание человека по своей природе мифично, а миф представляет собой пространство непосредственно переживаемых жизненных смыслов, то мы можем говорить о значимости мифа как основы человеческого мировосприятия.

Одна из самых важных функций мифа в культуре, на наш взгляд, – это мировоззренческая: конструирование образа мира и нахождение человеком своего места в нем. Задача мифа (архаического и современного в том числе) заключается в превращении хаоса жизненных впечатлений и переживаний в осмысленный космос.

Картина мира представляет собой совокупность представлений о мире и о месте человека в нем, которая носит историко-культурный характер. Она содержит когнитивные и ценностные ориентации, которые детерминируют поведение человека, его стиль мышления и способ действий.

Функциональное значение заключается в следующем: картина мира отражает связь человека с миром, является основой социальной коммуникации, ориентирует и направляет человека в мире природных и социальных объектов, обеспечивает трансляцию культурного опыта. Картина мира отличается осмысленностью, структурированностью, она запечатлевает облик вещей в единстве с миром значений, детерминированным социокультурным контекстом определенной исторической эпохи.

Ядро картины мира составляют структуры, которые выражают непосредственное, чувственное восприятие действительности. Миф как способ познания мира в его целостности и конкретности, играет, на наш взгляд, конструктивную роль на уровне констант картины мира. На уровне поверхностных структур – ценностных доминант также активно действует мифологическое сознание, которое дифференцирует и вербализирует первичный целостный опыт сознания. Таким образом, мифологическое сознание, двигаясь от глубинных, ядерных уровней к ценностно-рациональным слоям, оформляет картину мира в символическую форму.

В основе общекультурной картины мира и ее отдельных составляющих (художественной, научной, религиозной, философской) лежит миф как воплощение целостного недиффернированного опыта, показывающего как сознание обозначает своё место бытийное место в мире. Миф есть метаструктура, присущая любому способу познания и понимания мира и пронизывающая абсолютно все сферы человеческой жизнедеятельности.

Всё вышесказанное позволяет нам сделать следующие выводы:

Во-первых, миф выражает экзистенциальную потребность человека в осмыслении и структурировании своего бытия, а также в обеспечении стабильности и постоянства созданного социокультурного порядка.

Во-вторых, миф является значимым механизмом переработки культурного опыта в образы реальности и способом создания картины мира. Миф как способ постижения бытия в его целостности играет, на наш взгляд, конструктивную роль на уровне констант картины мира, которые часто носят неосознанный характер, а также на уровне ценностных доминант.

В-третьих, мифологический образ мира идентифицируется с самим миром и не рассматривается как его интерпретация. Мифологическая реальность предстаёт человеческому сознанию как непосредственно ощущаемая и очевидная данность.

Таким образом, можно говорить о том, что миф является важной антропологической категорией, феноменом не только архаической и современной культуры, но и культуры любой исторической эпохи. Поскольку миф выступает первичным пространством непосредственно данных жизненных смыслов, в котором осуществляется связь человека и мира.

Человек каждой культурно-исторической эпохи живет в определенном образе реальности, отождествляемом им не только с действительным окружением, но и с собственными мыслительными конструкциями, ментальными установками и представлениями. Мифологическое сознание обладает силой конструировать из фрагментов, хаоса внешнего мира впечатлений целостную картину мира, определяя стиль мышления и способ существования человека в этом мире. Во все исторические времена человеческое сознание содержало мифологические компоненты (образы, символы, верования, убеждения, предрассудки) всех имеющихся в данной культуре ценностных уровней и пластов. Мифологическое сознание не только не исчезает в современных формах культуры, но играет в их порождении значимую роль.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Миф как форма осмысления окружающего мира

Описание презентации по отдельным слайдам:

Миф как форма осмысления окружающего мира

Миф как форма осмысления окружающего мира

На наш взгляд, данное определение применимо не только к мифу эпохи культурно.

Миф действительно превращает хаос в осмысленный космос, структурирует его, п.

Миф действительно превращает хаос в осмысленный космос, структурирует его, придает ему человеческую форму. И в этом смысле мир конструируется мифологическим сознанием как освоенный и понятый образ.

Миф фиксирует определённую модель взаимоотношения человека с миром, которая.

Миф фиксирует определённую модель взаимоотношения человека с миром, которая чаще всего некритически воспринимается субъектами культуры в качестве единственно реальных фрагментов бытия. В этом смысле миф есть форма творческого переживания и прочувствования мира, способ духовно-практического освоения действительности. Переживание мира высказывается в мифе не с позиции внешнего наблюдателя, а изнутри сферы жизненного мира. Миф следует рассматривать как особую форму синергии созерцания, переживания, осмысления и выражения первичного опыта конструирования сознанием реальности посредством фундаментальных априорных схем.

Читайте также: