Миф как феномен культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

на тему МИФ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИФА, ЕГО ФУНКЦИИ, ТИПЫ.

1. Происхождение мифа

3. Основные типы мифов

Список использованной литературы

Миф – не сказка. Сказка – вымысел и осознается как вымысел, увлекая человека мечтой об иной действительности. Миф отождествляет мечту с реальностью. Сказка – дитя уже более поздней эпохи. Миф – древнее. Он не мирится с сомнением. Человек, создавая его, как бы осуществлял свое абсолютное знание истины. Кто из современников Гомера мог сомневаться в реальности Зевса? Кто из древних индийцев осмелился бы оспаривать существование грозного Шивы? Мир мифа был вне сомнений.

Миф соединяет в себе рациональное и иррациональное . Рациональное — поскольку современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение. Иррациональность проявляется в том, что мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности. Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.

1. Происхождение мифа.

Мифология - мировоззрение общества эпохи охоты и собирательства, ранних форм земледелия. Мифы - это рассказы о деятельности предков, богов, героев о происхождении мира различных природных явлений и общественных установлений — норм, обычаев, правил поведения. С точки зрения современного человека мифы - это сказки, фантастические представления, выдумки, с помощью которых человек пытался объяснить окружающий его мир. Действительно, мифы со временем становятся сказками. Это происходит, когда в мифы перестают верить. Но вначале мифы — часть реальной жизни и события, в них описанные, воспринимаются как то, что было на самом деле. Более того, события, описанные в мифе, рассматриваются как события важнейшие в жизни мира и родового коллектива. Мифы - священная история рода. В мифологическом прошлом были заложены основы всего, и только благодаря этому род может существовать. Мифы были частью реальной жизни. Чтобы понять мифологическое сознание, надо понять реальную жизнь, способ существования в мире человека той далекой эпохи.

Поскольку в общине опыт передается в форме навыков и умений, которые младшие должны усвоить, подражая старшим, то социальная структура основана на авторитете и власти старших, старейшин. Они - хранители опыта, который, в свою очередь, получили от ушедших предков. Эта цепочка завершается первопредком, культурным героем или богом, который был первым, научившим людей, как надо жить.

Рассмотрение родовой общины как иерархической структуры, позволяет понять многие стороны ее жизни, и главное - ее сознание, систему представлений об окружающей действительности. В ней боги и предки — обозначение конечной причины: от кого исходит приказ, веление делать что-то или запрет на определенные действия. Предки приказывают и запрещают, живые им подчиняются. Невыполнение установленных предками норм влечет за собой наказание. Как наказание богов воспринимаются смерть, неурожай, наводнение, войны и т.д. Жизнь индивида подчинена массе предписаний и запретов (табу), смысл которых не выясняется и не обсуждается. Так надо, так велено, так делали предки — это основной принцип действия в общине.

Семья и армия - два современных аналога родового коллектива. В армии нет добра и зла, нет морали, поскольку нет свободы выбора. Там есть приказы и устав, поощрения и наказания за их выполнение или невыполнение. В армии (и в общине) нет размышления, познания, творчества, нет свободы. По крайне мере, они там не являются необходимыми элементами. Новобранцы приходят и уходят, а армия всегда есть. Вновь приходящий молодой солдат занимает место уходящего, получает его профессию и должность. То же и в общине: родившийся получает имя предка, тождественное должности и занимает свое место в родовом коллективе. Это именной способ трансляции культуры: закрепление за именем-должностью определенного набора навыков и умений. Новобранцы приходят и уходят, а армия всегда есть. Так и община существует в смене поколений.

Основные правила взаимоотношений в армии и в родовой общине тоже совпадают. Каждый имеет право на свою долю еды и на поддержку и защиту своих. Все отвечают за каждого и каждый за всех. Ценят тех, кто готов жертвовать собой ради других, верность и преданность. Нельзя быть слабым, нельзя быть не таким, как все, нельзя быть жадным и трусливым, надо делиться со всеми, нельзя быть эгоистом. Надо выполнять положенное и подчиняться старшим.

Порядок - установление предков-богов, которые победили силы хаоса. Силы хаоса периодически вырываются на свободу и ломают устоявшийся порядок: драконы, чудовища, и т.д., все это орудия темных сил. В более мелких масштабах хаос порождается нарушением запретов (табу), своеволием, нечестивостью людей. В этом случае необходимо очищение, покаяние, жертва. Порядок и хаос прежде всего в руках богов, но также и в руках человека (особенно вождя или жреца). Чем ближе человек к миру предков, тем больше он ответственен за порядок и тем больше запретов должен соблюдать. Всякое нарушение порядка — болезни, засухи, наводнения и т.д. - наказание богов, поэтому для восстановления порядка надо выяснить причину гнева богов, узнать, чего хотят боги. Это возможно сделать через определенные процедуры: гадания, прорицания и т.д.

Многие исследователи рассматривают мифы как попытку объяснения причинных связей и в этом смысле сравнивают миф с наукой. Известно, что большинство мифов носили этиологический характер, то есть рассказывали о происхождении различных предметов, ремесел и обычаев, в том числе, о происхождении мира и человека.

Миф говорит о том, кто и что должен делать, и почему: кто в мире главный, кто властвует, кто подчиняется, какие боги за что отвечают и к какому богу надо обращаться в том или ином случае. Это и есть важнейшее знание о мире — знание воли богов. Старейшины стоят ближе всех к миру предков и истолковывают их волю. Позднее эта функция переходит к жрецу, вождю, царю или священнику. Общение с предками и богами постепенно превращается в особое искусство, доступное только избранным.

В мифах сохранились рассказы о той далекой поре, когда люди жили в непосредственной близости от бога. В этих мифах бог представлен человеком, наделенным тщеславием, падким на лесть, самолюбивым, чувствительным к высшим знакам внимания.

Русский ученый Б. Л. Борисов полагает, что миф — многоуровневая система. Среди множества ее функций наиболее существенны следующие:

- аксиологическая , или ценностная. Выражает качественное состояние предмета или идеи.

- семиотическая , или знаковая. Это чтение текстов на специфическом языке знаков.

- гносеологическая , или познавательная: опыт человеческих поколений, способность накапливать знания о мире.

- коммуникационная (функция трансляции). Это механизм передачи опыта от поколения к поколению, социальная память человечества.

4. Воспроизведение коллективной идентичности . Сохранение мифа представляет собой условие сохранения коллективной идентичности, и его исчезновение ведет к распаду соответствующих коллективов. Например, следствием исчезновения со временем мифа о независимой государственности станет исчезновение соответствующей коллективной идентичности точно так же, как исчезали в истории многие коллективные идентичности вслед за исчезновением соответствующих мифов.

5. Формирование и структурирование пространства . Каждый миф формирует свое собственное пространство, в котором можно выделить центр, периферию и разные степени отдаленности от центра. Как правило, периферия — это пространство борьбы с другими мифами. Пространственное структурирование особенно ярко проявляется в геополитических суждениях. Можно сказать, что геополитика — это миф высшего уровня, определяющий необходимость пространственного выражения других мифов, в первую очередь, национальных. Последние обеспечивают реализацию геополитических идей, гарантируя идентичность коллективного субъекта и его неразрывную связь с объектом, то есть территорией. В то же время эти мифы энергитизируют коллективность, обеспечивая единство мышления и действия.

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?

Они по-своему объясняли мир, природу, общество, человека.

Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества.

Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

Общая характеристика мифа как первой исторической формы объяснения смысла мироздания. Раскрытие сущности мистической сопричастности как основной функции мифа. Изучение состава мифа как систем отрицания индивидуальности и свободы. Мифология и цивилизация.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 20.09.2013
Размер файла 30,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Миф как феномен культуры

1. Определение и общие характеристики мифа

2. Мистическая сопричастность как основная функция мифа

3. Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы

4. Мифология и цивилизация

мистика сопричастность мифология цивилизация

Введение

В некотором смысле миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души. Поэтому современное изучение мифа продиктовано не только интересами чистого разума, но и жгучей потребностью человека разобраться в смысловых основах собственного бытия.

Исследование мифа как формы культуры и измерения человеческой души занимает важное место в культурологии. Основополагающий вклад в понимание мифа внесли Г. В. Ф. Гегель, 3. Фрейд, К.Г. Юнг, Дж. Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, проблемами мифа много занимался выдающийся русский философ А.Ф. Лосев. Радугин А.А. Культурология: Учебное пособие. - М.: Библионика, 2007. - 106 с.

_ описаны основные функции мифа, в частности мистическая сопричастность;

_ рассмотрено значение мифа для общины как способа единения и отказа от индивидуальной свободы;

_ раскрыта тема значения мифа для цивилизации.

Для подготовки текста данной контрольной работы были использованы учебники, статьи в периодических изданиях Интернет-ресурсы, посвященные вопросу мифа.

1. Определение и общие характеристики мифа

Миф (от греч. mythos - предание, сказание) -- это фантастическое эмоционально-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев. Авторы мифов, как правило, неизвестны. Содержанием мифов являются рассказы:

- о сотворении мира;

- об основании древних государств и городов;

- о поступках культурных героев;

- о месте человека в мире и его назначении;

- о происхождении ряда обычаев, традиций, норм, моделей поведения.

Миф -- это первая из исторически известных форм культуры, объясняющая смысл мироздания, космоса, частью которых всегда являлся человек. Пархоменко И. Т. Культурология. Вопросы и ответы / Пособие длястудентов средних специальных и высших учебных заведений. 2е изд. - Ростов-на-Дону: Учитель, 2008. - 84с.

Миф возникает на родовой фазе становления человеческого общества и сохраняет свое значение и на последующих этапах его культурно-исторического развития. Элементы мифологического сознания присутствуют в культуре других эпох как их органическая часть. Современный человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни. Мифологические образы укоренены в бессознательных основах человеческой души. Они близки биологической природе человека и возникают на основе его способности верить в определенную структуру бытия.

Мифологические сюжеты и образы являлись надежным источником передачи традиций и навыков, эстетических и этических норм и идеалов.

В целом же для мифологического сознания характерно:

- растворение человека в мире;

- полное отождествление человека с природой, ее обожествление;

- фетишизм, т.е. поклонение неодушевленным предметам;

- анимизм, т.е. вера в существование духов, в одушевленность всех предметов.

Расцвет мифа относится к периоду первобытно-общинной формации. В эту эпоху миф являлся:

- организатором поведения членов первобытного коллектива;

- аккумулятором его волевых устремлений;

- стержнем, осью всей общественной жизни.

В мифах объективировались коллективные переживания, впечатления, страсти, чувства, настроения, вызываемые определенными явлениями действительности. Несмотря на свои, порой фантастические очертания, мифологические образы вовсе не являются чистой иллюзией, нелепой выдумкой, произвольным искажением мира. Пархоменко И. Т. Культурология. Вопросы и ответы / Пособие длястудентов средних специальных и высших учебных заведений. 2е изд. - Ростов-на-Дону: Учитель, 2008. - 85с.

2. Мистическая сопричастность как основная функция мифа

Можно просто зафиксировать тот факт, что миф стоит в начале человеческой истории, но гораздо плодотворнее будет объяснить этот факт, исходя из основных смысловых потребностей человека, без которых немыслимо его существование. К числу таких потребностей относится стремление к переживанию своего смыслового единства с миром.

Способом выживания первобытного человека стало чувство его породненности с грозными природными стихиями. Он чувствовал их родственными себе, одушевленными существами, которых можно как-то умилостивить, заговорить, а иногда даже напугать.

Каждое племя имеет своих священных предков, которые чаще всего отождествляются с некоторым животным. Такая система верований получила название тотемизма. Тотем -- это не просто животное, а божественное животное, нечто среднее между демоном, человеком и животным. Реальные животные вовсе не есть боги, однако в них мистически присутствует тотем, точно так же, как тотем мыслится в виде конкретного животного. И мифологическое мышление ничуть не смущается очевидной логической несовместимостью этих характеристик.

Другим характерным для мифа верованием является фетишизм. Фетишизм есть обожествление особого предмета, который воспринимается как носитель демонических сил и который мистически связан с судьбой данного племени. Предмет, к которому относятся подобным образом, и есть фетиш.

Миф и не призван давать объективную картину мира, он призван придавать миру смысл, и это свое предназначение успешно выполняет.

3. Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы

В мифе человек магически овладевал миром, но не следует думать, будто это приносило ему свободу. Ведь магическая связь сама делает своим пленником того, кто к ней обращается. В мифе и магии человек выступает не как самоценное существо, а как часть целого, вписанная в его незыблемый порядок. Даже в глазах своих последователей магия не всесильна, ибо она основана на мистических связях мирового целого, космоса, в котором Судьба одинаково всесильна и над людьми и над богами.

Миф и магия выражают стремление не к свободе, а к выживанию, но выживание здесь осуществляется за счет подавления любых проявлений свободы.

Надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание и осознанную социальную реализацию свободы. Миф есть исторически первое и потому очень ограниченное осуществление творческого человеческого духа, когда этот дух еще не развит и не готов совладать с собственной свободой.

В этих условиях психическая жизнь первобытного человека могла быть упорядочена лишь с помощью магических обрядов и ритуалов, программирующих его бессознательное и направляющих течение душевной жизни по социально приемлемому пути.

Любой шаг за пределы, предписанные священным обычаем, рассматривался как нарушение священной гармонии, подрыв союза людей и богов.

Миф есть страшно консервативная и устойчивая система. И если он рано или поздно начинает уходить в прошлое, то причиной этого является вовсе не накопление знаний (ибо миф сам программирует, как интерпретировать мир и какие знания накапливать). Миф разрушается по мере того, как человек получает возможность осуществлять таящуюся внутри него свободу. Миф не может, не предназначен регулировать жизнь свободного человека, и потому реализация свободы, с одной стороны, подрывает устои мифа, а с другой стороны, становится источником новой формы культуры. Функции, которые выполнял миф, трансформируются и теперь выполняются религией, искусством и философией. Радугин А.А. Культурология: Учебное пособие. - М.: Библионика, 2007. - 112 с.

4. Мифология и цивилизация

Обеспечившие материальными благами людей цивилизации возникли на мифологической основе. Именно мифология смогла культурно объединить людей в громадные сообщества. Цивилизация стала возможной с главенства мифологии в культуре, давшей набор общезначимых образов и ритуалов. Сплачивавшая население мифология как система взглядов на мир, позволявшая говорить о едином мировоззрении целых народов, составляет духовное ядро цивилизации.

Не только культура ведет к становлению цивилизации как сво ей конечной стадии, но и цивилизация влияет на развитие культуры. Она создает человека, умеющего пользоваться папирусом, но разница между культурным и цивилизованным человеком такова же, как между произведением культуры и его копией.

Шагнуть от культуры к цивилизации помогла мифология, но за это пришлось заплатить отказом от свободы ради единства. Эта жертва потребовалась для создания новой отрасли культуры -- мифологии -- и обеспечила ей главенствующее положение в обществе. Горелов А.А. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: Эксмо-Пресс, 2007. - 67с.

Заключение

Мифология играет такую же интегративную роль в духовном плане. Впоследствии функция мифологии переходит к философии, религии и науке.

Мифологическое произведение состоит как бы из двух уровней -- верхнего, образного, и внутреннего, понятийного. Постепенно ценность верхнего уровня начинает убывать в процессе роста рациональности мышления.

Список литературы

1. Горелов А.А. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: Эксмо-Пресс, 2007. - 288с.

2. Гуревич П.С. Культурология: уч. Для вузов. М., 2008.

3. Культурология : учебник /под ред. Т.В. Драча, - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

4. Пархоменко И. Т. Культурология. Вопросы и ответы / Пособие для студентов средних специальных и высших учебных заведений. 2е изд. - Ростов-на-Дону: Учитель, 2008. - 329 с.

5. Радугин А.А. Культурология: Учебное пособие. - М.: Библионика, 2007. - 307 с.

Подобные документы

Исследование мифа, как исторически первой формы культуры и измерения человеческой души, занимает важное место в культурологии. Современное изучение мифа продиктовано жгучей потребностью человека разобраться в смысловых основах собственного бытия.

реферат [29,6 K], добавлен 13.02.2011

Определение мифа. Инобытие мифа в художественной литературе. Мерцание мифа в массовом сознании. Понятие мифопоэтики. Мифы примитивных культур. Основные герои и образы. Мифологическое восприятие мира и его возникновение. Процесс мифотворчества.

реферат [21,0 K], добавлен 06.09.2008

Понятие, структура и функции мифа. Космогонические мифы и мифы о происхождении. Мифы обновления и конца света. Мифы и время. Мифология, онтология, история. Величие и упадок мифов.

реферат [15,0 K], добавлен 10.10.2002

Изучение и анализ мифа и религии как неких форм культуры, их толкования и содержания. Миф и религия – формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Определенный теоретический интерес к мировоззрениям мифа и религии, их взаимосвязи.

реферат [47,3 K], добавлен 17.07.2008

Понятие мифа, его функции. Мифология Древней Греции и Древнего Рима. Сущность религии и особенности ее ранних форм: фетишизма, тотемизма, анимизма и магии. Специфика культов животных, растений, предков, промысловый. Религия Древней Греции и Древнего Рима.

Содержание

Введение 3
1. Мифологическая картина мира 5
2. Основные типы мифов 8
3. Функции мифа 12
4. Современные мифы и их роль в культуре 14
Заключение 17
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Миф как феномен культуры.docx

1. Мифологическая картина мира 5

2. Основные типы мифов 8

3. Функции мифа 12

4. Современные мифы и их роль в культуре 14

Список литературы 18

Введение

Миф и культура – единое, нерасторжимое целое, в котором миф являет собой его неотъемлемую часть. И миф, и культура имеют непосредственное отношение к знанию о человеке. Сам миф есть знание. Более того, он – воплощение духовного культурного наследия. В нем запечатлено в символической форме знание всех народов, которые когда–либо жили на Земле.

Целью написания работы является рассмотрение мифа, как феномена культуры. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Мифологическая картина мира

Миф — это яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.

Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

Миф – не сказка. Сказка – вымысел и осознается как вымысел, увлекая человека мечтой об иной действительности. Миф отождествляет мечту с реальностью. Сказка – дитя уже более поздней эпохи. Миф – древнее. Он не мирится с сомнением. Человек, создавая его, как бы осуществлял свое абсолютное знание истины. Кто из современников Гомера мог сомневаться в реальности Зевса? Кто из древних индийцев осмелился бы оспаривать существование грозного Шивы? Мир мифа был вне сомнений.

Миф соединяет в себе рациональное и иррациональное. Рациональное — поскольку современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение. Иррациональность проявляется в том, что миф не проверяется, ему нет соответствия в действительности. Однако эффективное воздействие мифа проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.

Миф — собственно повествование, история богов. Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания наподобие человеческих. В более широком смысле под мифом понимается изображение метафизических связей природной и человеческой жизни, собранное из элементов реальности и использующее эти элементы как символы божественных и метафизических сил и субстанций, причем сущность явлений изображается в образах, а не в понятиях; таковы созданные Платоном мифы, при помощи которых он мог легче, ярче и в более доступной форме выразить свои метафизические идеи.

Кроме того миф — это своеобразный способ духовного освоения действительности, взгляда на мир. Он характеризуется тем, что все вещи и явления воспринимаются в нем как сопричастные друг другу.

Миф — явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта - взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект). Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Какие же особенности отличают мифологическое сознание?

  • В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое;
  • В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.
  • Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.
  • Миф живет в своем, особенном времени - времени "первоначало", "первотворения", к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.
  • Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

В изучении мифологического материала можно выделить несколько подходов. Во времена античности преобладало аллегорическое толкование мифов, позже развитое в трактатах Боккаччо и сочинениях Ф. Бекона. Романтическую концепцию развивали немецкие ученые филологи Ф. Шеллинг, Я. и В.Гримм, трактовавшие миф как эстетический феномен. В XIX веке друг другу противостояли две основные концепции — лингвистическая (М. Мюллер) и антропологическая (Э. Тейлор, Г. Спенсер). В XX веке возникли функциональная (Б. Малиновский), социологическая (Л. Леви-Брюль), архетипическая (К.Г. Юнг), структуралистская (К. Леви-Стросс).

Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует. Генетический принцип - сводится к выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.

Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?

* Они по-своему объясняли мир, природу, общество, человека,

* Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества,

* Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

2. Основные типы мифов

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:

Необходимо отметить, что многие известные мифы - античные, библейские и некоторые другие не умещаются в перечисленные категории, а являются включёнными в мифологический цикл легендами и историческими.

3. Функции мифа


В самом общем смысле можно сказать, что миф:

Миф в свою очередь также выполняет множество функций, и помимо главной функции понимания, осознания, объяснения мира, то есть событий, происходящих вокруг человека, существую совершенно другие функции, которые влияют на человека, на его ценностные ориентиры, смысл в жизни и т.д.:

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

Содержание

1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека.
2. Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения мифа
3. Основные тематические циклы мифов и их содержание.
4. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии.
5. Функции мифа.
6. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями.
7. Современные мифы и их роль в культуре.

IV. Список литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по культурологии.doc

Министерство образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Миф как явление культуры

Выполнил: студент 1 курса,

Проверил: Готьятова Тамара Михайловна

доцент кафедры философии

кондидат философских наук

1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека.

2. Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения мифа

3. Основные тематические циклы мифов и их содержание.

4. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии.

6. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями.

7. Современные мифы и их роль в культуре.

IV. Список литературы.

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

В обыденном понимании мифы - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание"1.

Особенно сильно значение мифологии проявляется при изучении философских понятий и исторически сложившейся системы человеческих

ценностей. Это определяет необходимость изучения мифологии всесторонне во взаимосвязи ее с другими науками и философскими понятиями и категориями.

В данном реферате преследуются цель изучения мифа как явления культуры. Данная цель достигаются при решении следующих задач:

  • Рассмотрение понятия мифа и мифологии;
  • Изучение основных тематических циклов мифов и их содержания;
  • Изучения функций мифа;
  • Рассмотрение современных мифы и определение их роли в культуре.

II. Основная часть

1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека.

Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности

В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.

Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.

Мифологическое мировоззрение - начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную часть мифологии составляют космологические мифы.

Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует. Генетический

принцип - сводится к выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.

Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного? Воплощенные в мифах представления тесно переплетаются с обрядами.

Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

2. Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения мифа.

Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение.

Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

Миф соединяет в себе рациональное и иррациональное. Рациональное — поскольку современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение. Иррациональность проявляется в том, что мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности. Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.

Миф — это яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.

Миф — собственно повествование, сказка, особенно история богов. Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и

Миф — явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта - взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект) .

В изучении мифологического материала можно выделить несколько подходов . Во времена античности преобладало аллегорическое толкование мифов, позже развитое в трактатах Боккаччо и сочинениях Ф. Бекона. Романтическую концепцию развивали немецкие ученые филологи Ф. Шеллинг, Я. и В.Гримм, трактовавшие миф как эстетический феномен. В XIX веке друг другу противостояли две основные концепции — лингвистическая (М. Мюллер) и антропологическая (Э. Тейлор, Г. Спенсер). В XX веке возникли функциональная (Б. Малиновский), социологическая (Л. Леви-Брюль), архетипическая (К.Г. Юнг), структуралистская (К. Леви-Стросс).


Сущность мифа как культурфилософская проблема раскрывается, на наш взгляд, в исследовании природы мифа, его роли и значения в аспекте культуры. К настоящему моменту существует множество способов истолкования природы мифа:

• компаративный анализ на основе типологического сравнения мифа с другими формами культуры (Ф. Шеллинг, Ж.Ф. Лафито);

• лингвистическая теория на основе анализа метафорического строя мифа (М. Мюллер, А.А. Потебня);

• эволюционизм, в рамках которого мифология возводилась к анимизму и трактовалась как пережиток в современной культуре (Э. Тайлор);

• ритуалистическая концепция – исследование мифа с точки зрения представленных в нем структур ритуальных действий (Дж. Фрезер, Д. Харрис);

• социологические исследования мифа как механизма воспроизведения культурной традиции и поддержания социального порядка (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, Л. Леви-Брюль);

• психоаналитическая традиция, которая видит в мифе выражение сферы индивидуального и коллективного бессознательного (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Дж. Кемпбел);

• структуралистское исследование мифа как логического инструмента разрешения культурных противоречий (К. Леви-Строс);

• символическая парадигма изучает миф как автономную символическую форму культуры (Э. Кассирер);

• интерпретация мифа как нуминозного опыта (К. Хюбнер, М. Элиадэ).

Определения и трактовки мифа варьируются от понимания данного феномена как подлинной реальности, сакрального порядка бытия до иллюзии и заблуждения; от представления о мифе как художественном средстве до понимания его как орудия идеологического господства; от мифа как формы проявления коллективного бессознательного до рационального обоснования его природы.

Софисты и стоики толковали мифологические предания аллегорически, в богах и героях они видели персонификацию природных сил, что объяснялось стремлением человека интерпретировать непостижимое по аналогии с собой. Эпикурейцы видели предназначение мифологии в поддержании и сакрализации власти жрецов и правителей. Таким образом, эпоха Античности положила начало традиции осмысления мифологических повествований с позиций разума. С этого момента древняя мифология понимается как наивное заблуждение человеческого сознания.

Средневековая культура, формируя новый духовный горизонт, стремится дискредитировать античную культурную традицию, миф понимается здесь как языческое невежество.

Культура Ренессанса реабилитирует образы античной мифологии, прежде всего, в художественной сфере, однако понятие мифа всё ещё остаётся в рамках демифологизаторской традиции. В понимании природы мифа чаще всего господствует аллегорическая интерпретация.

Особый интерес к феномену поэтики и символики мифа проявился в творчестве романтиков (братьев Шлегелей, Хр.Г. Гейне, Ф.В. Шеллинга), которые подвергли критике идеалы эпохи Просвещения и выдвинули на первый план идею целостного, гармоничного мировосприятия. Классическая картина мира, фундаментом которой выступает формально-логическое, рациональное познание, с их точки зрения, разрушает связь человека с универсумом, и миф оказывается единственным средством, способным восстановить изначальное единство духа и материи. Романтики рассматривают мир, прежде всего, сквозь призму эстетики, поэтому особое внимание здесь уделяется символизму и мистицизму художественных и поэтических образов, а также продуктивной деятельности человеческого воображения. Миф для романтиков становится той категорией, которая способна сочетать в себе идеальное и материальное, реальное и фантастическое, познавать мир эстетически через стихию таинственных смыслов и символов.

А. Бергсон также говорит о ценности мифотворческого воображения, которое способно противостоять разрушительной силе ratio и интеллекта. Он позитивно относится к мифу, отмечая его важную биологическую функцию в поддержании человеческой жизни. Таким образом, новое отношение к мифу как к вечно живому началу человеческой культуры мы видим у Ф.В. Шеллинга, Ф. Ницше и А. Бергсона, которые в отличие от прежних рационалистических воззрений, рассматривают миф как некую форму, воплощающую в себе фундаментальные черты человеческого мышления.

Интерес к феномену мифа в творчестве романтиков стал основанием не только парадигмы ремифологизации, но и более глубокого изучения мифологии в системе конкретно-научного знания. Так, лингвистика, этнология и культурная антропология обратились к прямому изучению мифа как ранней формы развития человеческой культуры. Из непостижимой тайны миф в XIX веке постепенно превращается в научную проблему. Такое конкретно-научное исследование позволило выявить фундаментальные отличия между основными принципами, которые организуют архаичное сознание и мышление цивилизованных европейцев XIX века.

Например, мифологическое сознание раскрывает свое содержание посредством инверсий и метаморфоз, способно сочетать в себе несоединимые элементы, играет с такими категориями как время и пространство, алогично, амбивалентно и непредсказуемо, что явно противоречит законам западноевропейского мышления, опирающегося на логически непротиворечивые и верифицированные данные. Архаический миф открылся европейцам как мир абсолютно другого мышления, как нечто инородное по отношению к культуре XIX века, что еще больше усилило интерес к данному феномену и стремление объяснить специфику мифа с позиций научного разума.

Начало развития научных представлений о природе мифа непосредственно связано с исследованиями в области лингвистики. М. Мюллер, А.А. Потебня и А.Н. Афанасьев, опираясь на успехи сравнительно-исторического индоевропейского языкознания, исследовали роль языка в создании конкретных мифов и происхождении мифологии в целом.

Лингвистическая теория мифа нашла свое органическое продолжение в весьма влиятельной в XIX веке солярно-метеорологической теории мифа. А. Кун, Дж. Кох, В. Шварц, Ф. Вендорф и другие представители этого направления полагали, что мифологические образы и характеристики богов были напрямую связаны с миром природы. Загадочные природные явления отражались в сознании первобытного человека в форме элементарных чувственных представлений, что и явилось истоком мифологии.

Дж. Фрезер видит сущность мифа не в стремлении первобытного человека объяснить окружающий мир, а в ритуальной практике. Он отмечает то, что первобытное сознание было самым тесным образом связано с обрядом, ритуалом и магией. Под ритуалом понимается символическое действие, пробуждающее к жизни магические силы, которые являются средством воздействия человека на мир.

Аналитическая психология В. Вундта совершила поворот в ориентации теорий мифа от этимологического аспекта на эмоционально-аффективную область. В. Вундт критически относился к современным ему концепциям мифа (лингвистическая, солярно-метеорологическая, анимистическая теории), которые он объединял одним общим недостатком: основы мифа усматриваются ими в когнитивных процессах сознания.

Научные исследования мифологии XIX века выражают собой процесс рационализации мифа. Они стремятся не столько проникнуть в его тайны, установить специфику и особенности мифологического сознания, сколько выявить наивность и иллюзорность самих мифологических представлений.

Начиная с 10-х годов ХХ века активно происходит возрождение мифа в культуре. Процесс ремифологизации делает миф одним из центральных понятий философии, теории и истории культуры. Внимание в толкованиях мифа переключается на его культурное значение и практические функции в современном обществе.

Большой вклад в расшифровку мифологических образов и понимание природы мифа внесла психоаналитическая школа, которая исследует миф в качестве выражения бессознательных психических комплексов. З. Фрейд трактует мифологию как продукт вытесненных в подсознание нереализованных желаний и сексуальных комплексов, воплощающихся в мифических символах и знаках. Миф предстает здесь как выражение бессознательных ассоциаций и побуждений эпохи детства народов.

Значительным моментом психоаналитических исследований явилось открытие универсальных законов человеческой психики, где мифологические структуры играют важную роль. Мифотворчество теперь не рассматривается как отголосок далекого прошлого, миф как символическое выражение области коллективного бессознательного постоянно воспроизводится в истории человеческой культуры.

Специфика мифологического сознания определяется тем, что вне(до)логическая эмоционально-аффективная сторона является доминирующей в восприятии первобытным человеком мира, отсюда такие особенности первобытных коллективных представлений, как непосредственность чувственных впечатлений, отсутствие способности к интерпретационной деятельности, неразделенность конкретных свойств предметов от самих предметов.

Структуралистская методология стремится выявить в мифе некую структуру как совокупность глубинных, внутренних, сущностных отношений. Миф имеет особую априорную систему координат, управляющую логическими отношениями и связями между предметами и явлениями мира. Задача данной мифологической структуры состоит в создании логической модели преодоления противоречий окружающего мира, другими словами, миф у К. Леви-Строса предстает как инструмент классификации и разрешения культурных противоречий.

Мифологическое сознание действует посредством аналогий и сопоставлений, оно строится на определённых образных элементах, которые каждый раз по-новому упорядочиваются, комбинируются и рекомбинируются. Результатом такой во многом бессознательной процедуры является появление различного рода мифологических образов и мотивов, с помощью которых происходит познание и объяснение первобытным человеком мира. Таким образом, мифологическая логика достигает своих целей окольными путями, по касательной, строя свои образные мира с помощью подручных средств.

В мифе универсум представлен в виде континуума, образованного последовательными оппозициями: небо – земля, правый – левый, мужское – женское, сакральное – профанное. Развертывание содержания мифа происходит посредством постепенного снятия исходных противоположностей за счёт последовательного нахождения медиаторов (богов, героев и мифологических объектов), символически сочетающих признаки противоположных полюсов. Медиаторы могут вводиться неоднократно, они могут быть первой, второй и других степеней. Среди популярных медиаторов можно выделить туман как переходный образ между небом и землей, болезнь как медиатор между жизнью и смертью, одежду как переходную форму от природы к культуре.

Семиотическое исследование мифа Р. Барта, на наш взгляд, раскрывает представление о мифе в рамках традиции демифологизации, когда сущность мифа сводится к заблуждениям современного массового сознания. Эта трактовка во многом близка просветительскому разоблачению предрассудков, которые постоянно порождаются социальной психологией. Миф в теории Р. Барта из первобытного образного мышления превращается в инструмент идеологического господства.

Чтение и дешифровка мифа обусловлены восприятием человеком целостности и неразличимости его смысла и формы. Читатель переживает миф как историю одновременно правдивую и нереальную. Основополагающая черта мифа, как считает Р. Барт, – это его адресность, ориентированность на читателя, его обращенность к человеку, который испытывает на себе его интенциональную силу.

Философские интерпретации мифа Э. Кассирера, А.Ф. Лосева, К. Хюбнера, М. Элиаде более глубоко, на наш взгляд, исследуют природу мифологического сознания. Миф здесь исследуется с точки зрения его включенности в жизнь сознания и значения для целостного человеческого существования. Изучение мифа в системе конкретно-научного знания в целом основано на убеждении в том, что существуют некие объективные условия мифотворчества. Философское толкование мифа, напротив, рассматривает деятельность сознания субъекта в качестве источника мифологических представлений.

Следует отметить то, что дальнейшее развитие философских представлений о мифе становится возможным благодаря преодолению прежних убеждений о чисто иррациональной природе мифа и о существенном различии архаического и современного мышления. В этой связи сегодня актуален поиск рациональных аспектов мифа, ибо миф, как и любой другой феномен, обладает своей собственной структурой и логикой.

Однако в современных исследованиях преодолевается такой взгляд на миф как принципиально непознаваемое и иррациональное явление. Начиная с К. Леви-Строса, который впервые увидел в мифологическом сознании способность к классификациям и обобщениям, постепенно открывается особая логика и структура мифа, обосновывается его рациональность и эвристическая значимость.

С точки зрения К. Хюбнера, онтологическим основанием науки является система аксиом, в рамках которой существует любое научное утверждение и эмпирическая проверка. Миф представляет собой такую онтологическую систему опыта, которая объясняет окружающий мир не с помощью законов природы, а с помощью архе (священного первособытия) и сферы нуминозного (божественного, сакрального). Мифологический способ постижения реальности характеризуется следующими чертами: нет разделения материального мира природы и идеального мира человека; соединение общего и индивидуального, предмета и значения, сна и реальности; нуминозные сущности как априори мира мифического опыта, мифическая субстанция пронизывает все пространство мифологического мира.

Итак, можно сделать следующие выводы:

Многообразные концепции мифа рассматривают этот феномен с различных сторон. Миф предстает в следующих ипостасях: как художественно-эстетический феномен (романтизм), как форма языковой деятельности (лингвистика, семиотика), как выражение индивидуального и коллективного бессознательного (психоанализ), как форма пранаучного знания (культурная антропология), как сакральный образец, регулирующий социальную жизнь (французская социологическая школа), как особое логическое мышление (структурализм). Специфика мифа, на наш взгляд, может быть понята только в совокупности различных научных и философских интерпретаций.

В-третьих, вопрос о сущности мифа является фундаментальной проблемой современной культуры, связанной с моментом смыслополагания человеческого опыта. Значимым моментом в исследованиях специфики мифа является признание его универсального характера, несмотря на традицию демифологизации. Наша исследовательская позиция по данному вопросу следующая: миф не только представляет собой начальную ступень в иерархии развития различных культурных форм, но равноправно сосуществует во взаимодополнении с ними, отражая важнейший уровень духовной деятельности человека.

Следует отметить, что и сегодня в современных исследованиях мифа присутствует демифологизация: чаще всего в области политики и идеологии, массового сознания и рекламы миф всё ещё рассматривается как неадекватное отображение действительности, иррациональная и субъективная форма сознания. Однако, на наш взгляд, данная точка зрения не позволяет раскрыть ценность мифа в социокультурном аспекте.

Читайте также: