Межличностные отношения как элемент здорового образа жизни кратко

Обновлено: 05.07.2024

Общение - ведущий вид взаимоотношений людей между собой и один из компонентов здорового образа жизни. Удовлетворенность человека в отношениях с.людьми, его окружающими, - один из залогов психического, физического, эмоционального, интеллектуального и социального благополучия и развития личности.

Сама культура межличностного общения предполагает овладение системой специфических знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет, учится и работает человек. Раз­витие коммуникативной культуры - это прежде всего умение правильно воспринимать окружающих людей и применять в каждом случае адекватный стиль и верный тон общения. Ведь одни и те же жесты, слова, вполне уместные в разговоре с человеком спокойным и доброжелательным, могут вызвать нежелательную реакцию у возбужденного собеседника. Важно также уметь обшаться в разных ситуациях - серьезная беседа предполагает одни требования; непринужденный разговор на отдыхе - другие, с людьми различного возраста и разной меры близости (родители, знакомые, приятели, друзья) - третьи.

Формирование коммуникативной культуры опирается на развитие важных психических свойств, речи, готовности к самоанализу и выработки его навыков, а это уже предпосылки способности к саморегуляции в процессе общения. Немаловажную роль играет и личная способность эмоционально отзываться на переживания других людей, с пониманием относиться их чаяниям, мыслям, чувствам - сопереживать вместе с ними. С этим тесно связано необходимое для межличностных контактов умение не только говорить, но и слушать собеседника, проявлять терпимость к идеями, недостаткам партнера, а также способность к диалогу.

К межличностным контактам следует отнести и сексуальное поведение человека, являющееся одним из аспектов его социального поведения. В настоящее время наблюдается либерализация половой морали среди молодежи. Уже считается допустимой частая смена партнеров, многократные браки, что в сочетании с низкой сексуальной культурой порождает ряд серьезных последствий: аборты, распространение венерических заболеваний, СПИД, рост числа разводов.

Увеличилась возможность личности самой выбирать наиболее подходящий ей стиль сексуального поведения. Но чем меньше внешних запретов, тем важнее индивидуальный самоконтроль и выше ответственность за свои решения, тем большее значение приобретает моральный выбор. Выбор стиля межличностных отношений в конце концов и должен обеспечить вам физическое и психическое здоровье.

Сексуальная жизнь всегда была тесно связана с физическим состоянием. Им во многом определяется продолжительность и интенсивность сексуального возбуждения и физиологических реакций. Сексуальные возможности у лиц с ослабленным здоровьем всегда понижены. Уверенность в своих физических силах, в своих сексуальных возможностях у молодых людей повышает самоуважение и самооценку, что играет не последнюю роль в межличностном обшении. А это, в свою очередь, тре­бует обратить особое внимание на свою общую физическую подготовку.

Обратите внимание и на то, что физическая привлекательность лежит в основе повышенного внимания при общении (красивая фигура, осанка, стройные ноги, легкость походки и др.). Поэтому необходимо уделять, особенно в молодые годы, внимание культуре физической и ее составной части - телесной, формировать и улучшать свое телосло­жение в необходимом направлении.

Следует отметить то, что спорт в целом с его постоянным моделированием различных вариантов межличностных отношений иногда на самом высоком, экстремальном уровне существенно обогащает психическую сферу и личный опыт разноплановых взаимоотношений у еще очень молодых ребят. Обычно вне спорта подобный опыт при­обретается в более старшем возрасте.

Здоровый образ жизни студента и его составляющие

13.04.2021

Здоровый образ жизни студента и его составляющие

Здоровый образ жизни студента зависит от его ценностных ориентаций, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Ценности, выработанные общественным сознанием, не всегда совпадают с ценностями здорового образа жизни студента. Личность студента имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения, обладая определенной автономностью и ценностью, каждый студент формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.

Ответственность за здоровье в условиях ЗОЖ формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие заболеваний.

В структуре здоровья выделяют три основных компонента:

Физическое здоровье – это состояние организма, при котором интегральные показатели основных физиологических систем организма лежат в границах физиологической нормы и адекватно меняются при взаимодействии человека со средой обитания.

Психическое здоровье – это адекватное для данного общества интеллектуальное, эмоциональное и сознательно-волевое взаимодействие с социальным окружением.

Социальное здоровье – это структура информационных моделей, которая обеспечивает нормальные морально-этические проявления личности и зависит от уровня питания, жилищных условий, условий труда и отдыха.

Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.

К основным составляющим здорового образа жизни относят:

режим труда и отдыха;

организацию двигательной активности;

выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;

профилактику вредных привычек;

культуру межличностного общения;

психофизическую регуляцию организма;

культуру сексуального поведения.

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА должен быть индивидуальным, т.е. соответствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам и склонностям студента.

Важно знать, что режим труда и отдыха напрямую связан процессами адаптации. Если резервы адаптации человека исчерпываются, он начинает испытывать дискомфорт, утомляемость, предрасположенность к заболеваниям.

ОРГАНИЗАЦИЯ СНА

Сон является формой ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой сон 7,5-8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Постоянное недосыпание может привести к снижению работоспособности, утомляемости, раздражительности.

РЕЖИМ ПИТАНИЯ. Рациональное питание – физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих основах: достижения энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными питательными веществами – белками, жирами, углеводами, витаминами, минералами.

Необходимо удовлетворять потребность организма в воде.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Использование физических нагрузок – один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов. У большого числа людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность ограничена. Это присуще и студентам. Поэтому возникает важнейшая задача – определить оптимальные, а также минимально и максимально возможные режимы двигательной активности.

ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ САНИТАРИИ, ГИГИЕНЫ, ЗАКАЛИВАНИЯ

Знание правил личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела представляет собой требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции: защиту внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляции и др.

Закаливание – важное средство профилактики негативных последствий действия окружающей среды – температуры, влажности, давления.

ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

КУЛЬТУРА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

Одним из компонентов здорового образа жизни является культура общения. Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет индивид, которые органично и непринужденно реализуются им в деловом и эмоциональном общении.

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОРГАНИЗМА

Неумение адекватно вести себя в стрессовых ситуациях нарушает психическое состояние человека. Такие нарушения часто приводят к развитию многих заболеваний, которыми страдают и студенты.

Предотвращение срывов при стрессах обеспечивает регулярная физическая нагрузка, обладающая антистрессовым действием, снижающая тревогу и подавленность.

Один из доступных способов регулирования психического состояния – психическая саморегуляция посредством аутогенной тренировки. В системе аутогенной тренировки важную роль выполняет дыхательная гимнастика.

КУЛЬТУРА СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Сексуальные отношения – это вершина межличностных отношений двух людей.

Любовь, сексуальная жизнь современного человека – сложнейший комплекс чувств и переживаний, неразрывно связанный с его внутренним миром и многообразием культуры общества в целом.

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия – производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном – в конечном счете, определяются уровнем здоровья.

Оглавление
Файлы: 1 файл

0165623_BFB88_zdorovyy_obraz_zhizni.doc

21. Профилактика вредных привычек

Здоровый образ жизни предполагает полное отсутствие так называемого саморазрушающего поведения человека (аутопатогения) – табакокурение, пьянство, токсикомания и наркомания.

Тем, кто решил бросить курить самостоятельно, не прибегая к помощи врача, предлагается рекомендация ученых Российского кардиологического научного центра:

1. Сначала решите, будете вы бросать курить сразу или постепенно.

2. Курильщикам с многолетним стажем и сильной потребностью в курении лучше отказаться сразу. Если вы решили бросать постепенно, наметьте промежуточные цели: например, каждый день выкуривать на 2 сигареты меньше.

3. Составьте список причин, побуждающих вас отказаться от опасной привычки. Периодически просматривайте его, дополняйте и изменяйте.

4. Наметьте дату, когда вы бросите курить. Приурочьте ее к празднику или другому знаменательному событию (например, наступающий Новый год – замечательный повод начать новую жизнь без сигареты) Накануне выкурите вдвое больше обычного: перенасыщение организма никотином облегчает отказ от курения.

6. Не приобретайте сигареты про запас. Покупайте пачку, только когда закончится начатая.

7. Утром как можно дольше оттягивайте время закуривания первой сигареты.

8. При возникновении желания закурить не берите сигарету сразу. Подождите 2–3 минуты, постарайтесь отвлечься. Например, сделайте телефонный звонок, поговорите с коллегой, пройдитесь по коридору.

9. Не носите при себе сигареты. Возможно, роль просителя вам покажется унизительной, а покупка получится далеко не всегда. Сэкономленные деньги откладывайте и в конце недели покупайте чтонибудь приятное для себя или близких.

10. Уберите из поля зрения предметы, напоминающие о курении.

11. Выкуривайте только половину сигареты.

12. Старайтесь не курить, когда смотрите телевизор, читаете книгу, работаете за компьютером.

13. Найдите себе пример по преодолению вредной привычки.

14. Не объявляйте окружающим, что бросаете курить. На предложение закурить отвечайте, что в данный момент вам не хочется.

15. Даже самому себе не объявляйте, что бросили курить раз и навсегда. Просто откажитесь от курения на один день, затем еще на один, потом еще.

Здесь стоит добавить: если при большом желании бросить курить вам это не удалось, то не отчаивайтесь. Помните, что труднее всего переносятся первые 3 недели. Потом будет легче. Когда исчезнут одышка, кашель и организм научится жить без никотиновой поддержки, то начнется новая настоящая жизнь.

Советы неисправимым курильщикам:

1) Сигарету докуривайте до середины, так как ближе к концу дым гуще и вреднее.

2) Пейте больше воды. Это позволяет выводить токсины, стимулировать работу почек, избегать концентрации никотина в моче и его вредного влияния на мочевой пузырь.

3) Пользуйтесь сигаретами с фильтром, потому что он задерживает больше трети никотина. Наиболее эффективны угольные фильтры, которые лучше адсорбируют никотин и вредные смолы.

4) Не держите сигарету во рту, выделяемые сигаретой токсичные газы действуют на кожу лица.

5) Спортом занимайтесь умеренно. Усиленная физическая нагрузка опасна для курильщиков: она ускоряет работу сердца, в то время как никотин сужает коронарные артерии.

6) Избегайте ментоловых сигарет. Ментол усиливает едкость некоторых токсических элементов табака.

7) Курите черный табак. Светлый табак вреднее черного, поскольку содержит красители, ароматизаторы и консерванты.

8) Используйте естественные противоядия табачному дыму: морковь, репу, чеснок, апельсины_

9) Пейте зеленый чай, он содержит вещества, очищающие бронхи от никотина.

10) Употребляйте витамины, чтобы нейтрализовать токсины никотина. Регулярно принимайте витамины А, С, Е, Р и группы В, а также селен. Курильщикам полезны черная смородина, абрикосы, инжир, виноград, яблоки, груши, дыня, тыква, капуста, салат, баклажаны, чеснок.

Кроме активной пропаганды вреда алкоголя, необходимо изменить ассортимент производимых алкогольных напитков: увеличить выпуск доброкачественных виноградных некрепленых вин, а среди крепких алкогольных напитков – увеличить производство настоек, бальзамов, содержащих настои трав. Растения, опосредуя вредное действие винного спирта, будут снимать в определенной мере его токсичность, способствуя переводу его в менее токсичные и вредные для организма соединения, и быстрее выводить последние из организма. Вводя же в напитки растения, содержащие специфические вещества определенного антиалкогольного действия, можно будет достигнуть и определенного профилактического эффекта.

Наркомания – это резко выраженное болезненное влечение и привыкание человека к наркотическим веществам. Влечение к наркотику развивается довольно быстро. Для возникновения пристрастия может быть достаточно самого непродолжительного времени приема небольших доз наркотического вещества. В малых дозах наркотики вызывают так называемую эйфорию – ложное ощущение веселья, благодушия, приятного успокоения. В больших количествах – состояние выраженного опьянения, оглушенности, наркотический сон и даже острое отравление со смертельным исходом. Некоторые наркотические вещества способствуют появлению иллюзий и галлюцинаций. Процесс привыкания к наркотикам создает такое равновесие в организме, при котором отсутствие привычного поступления наркотического вещества воспринимается организмом как специфический яд. Для наркомании характерна потребность в увеличении количества принимаемого наркотического вещества, так как к прежним дозам организм привыкает, становится устойчивым, и они постепенно перестают оказывать свое действие.

Рассмотрим особенности воздействия на организм наиболее часто употребляемых наркотиков. Они относятся в основном к трем группам:

1) эйфорические – опиаты (опий, морфин, кодеин и др.);

2) фантастические – галлюциногены и психодислептики (индийская конопля, мескалин, ЛСД и др.);

3) психостимуляторы (амфетамин, эфедрин, катинон и др.).

Противостоять наркобизнесу становится все труднее. Исследования, проведенные среди школьников, показали, что каждый пятый успел попробовать наркотики. Наркотик антисоциален. Общество со свободой наркомании обречено на вымирание, деградацию. Есть лишь 10– 15% людей, которые генетически защищены. Они никогда не станут наркоманами. Лучшая профилактика в данном случае – вообще не начинать пробовать наркотические вещества, даже из любопытства, так как часто наркотическая зависимость появляется после первой дозы. В настоящее время наиболее квалифицированную помощь попавшим в наркотическую зависимость могут оказать только специальные медицинские учреждения. Пути решения проблемы наркомании разрабатываются и осуществляются на государственном уровне.

22. Культура межличностных отношений

Общение – это ведущий вид взаимодействия людей между собой и один из компонентов здорового образа жизни. Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет индивид, которые реализуются им в деловом и эмоциональном общении. Это важное условие удовлетворенности его отношений с окружающей жизнью в целом. 73 Развитие коммуникативной культуры предполагает, прежде всего, развитие способности к восприятию и умений правильно воспринимать окружающих людей и, исходя из этого, применять адекватный стиль и тон общения. Развитие коммуникативной культуры опирается на развитие ряда психических свойств, речи, особенностей мышления, специфические социальные установки и коммуникативные умения. Развитию коммуникативной культуры, бесспорно, содействует разнообразная и разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с ее многочисленными контактами гуманистического характера.

23. Психофизическая регуляция организма

Одним из доступных способов регулирования психического состояния является психическая саморегуляция посредством аутогенной тренировки. Аутогенная тренировка – психотерапевтический метод воздействия, основанный на самовнушении и саморегуляции, при котором человек путем длительных и сложных упражнений обучается релаксации. Релаксация – процесс снятия нервно-психического напряжения, обусловленного интенсивной психической или физической нагрузкой. Посредством релаксации достигается состояние покоя, расслабленности, снижения тонуса скелетной мускулатуры. Аутогенная тренировка или аутотренинг способствует снятию нервно-мышечного напряжения, не имеет противопоказаний для практически здоровых людей, исключение – острые психические состояния и снижение интеллекта. Все формулы аутогенной тренировки условно делят на две группы: – способствующие мышечному расслаблению (релаксации) и успокоению нервной системы; – вызывающие яркие образные представления, которые воздействуют на психическое состояние. Аутотренинг проводят в помещениях, вызывающих положительные эмоции (неяркий свет, мягкая мебель, уют, интерьер, располагающий к размышлению, аквариумы, картины, гамма цветов и т.д.), в условиях, практически располагающих к расслаблению всех групп мышц. В основе аутотренинга лежат упражнения в произвольном, волевом длительном и глубоком расслаблении мышц; система образования и закрепления полезных условных рефлексов с коры головного мозга на внутренние органы; упражнения в целенаправленном воспроизведении следов эмоционально окрашенных ситуаций.

Режим труда и отдыха. Зная закономерности динамики работоспособности, можно подобрать периоды отдыха. Характер отдыха и его продолжительность зависят от степени утомления. Отдых может быть активным и пассивным.

Основоположником учения об активном отдыхе является И.М. Сеченов. Он установил, что наиболее эффективным отдыхом является не полный покой утомленных мышц, а отдых, связанный с деятельностью других неутомленных мышечных групп, то есть активный отдых.

Помимо активного отдыха организм человека нуждается и в пассивном отдыхе, разновидностью которого является сон.

Организация сна. ЗОЖ предусматривает необходимую продолжительность сна 7 – 8 часов. У людей, хронически недосыпающих, снижается работоспособность, ослабляется внимание, память, появляется ряд нервных расстройств, гипертоническая болезнь и др.

Обеспечение полноценного питания. Питание обеспечивает построение и непрерывное обновление клеток, тканей и органов; создание биологически активных веществ, из которых ферменты и гормоны; способствует нормальному психофизическому развитию организма, повышает его сопротивляемость к инфекциям за счет формирования иммунитета.

Основными питательными веществами, необходимыми для жизнедеятельности организма являются белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и вода.

Энергетическая ценность пищи должна покрывать расход энергии, который зависит от пола, возраста, массы тела, уровня обменных процессов, величины и характера нагрузок.

Основные правила питания:

· Есть в умеренном темпе, тщательно пережевывая пищу.

· Есть только при ощущении голода.

· Не пить много во время еды.

· Есть в спокойной обстановке.

· Избегать очень холодной и очень горячей пищи.

· Не есть во время работы.

Двигательная активность. Недостаток двигательной активности современного человека порождает ряд отклонений в здоровье, в том числе заболевания сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Здоровье и двигательная активность – это сближающиеся в настоящее время понятия. Физические упражнения должны восполнить недостаток в физическом труде, в двигательной активности.

Исследованиями ученых определен оптимальный объем двигательной активности студентов. Он составляет для юношей – 10 -12 часов в неделю, для девушек – 6-10 часов; в среднем – 1,5 часа в день.

Разработан ряд методик использования физических упражнений, предназначенных для широкого использования:

· Система Купера, совершенствующая сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Средствами в ней служат аэробные циклические упражнения длительного характера (ходьба, бег, плавание, и др.)

· Суставная гимнастика академика Амосова. Средствами ее служат упражнения основной гимнастики, выполняемые с большим числом повторений.

· Различные методики мышечной силовой тренировки.

Закаливание и личная гигиена. Сущность закаливания заключается в тренировке терморегуляторной системы, в развитии защитных реакций организма на неблагоприятные воздействия внешней среды. В результате закаливания повышается устойчивость организма к воздействию погодных факторов, которые могут привести к заболеваниям и понижению работоспособности. При закаливании обычно используют природные факторы: воздушные, водные и солнечные процедуры.

Личная гигиена. Соблюдение правил личной гигиены заключается в содержании в чистоте всего тела и отдельных его частей, а также одежды и обуви. На грязной коже в большом количестве поселяются микроорганизмы, что приводит к возникновению и развитию гнойничковых и грибковых заболеваний. Поэтому кожу следует мыть с мылом возможно чаще. К личной гигиене относятся и вопросы половой гигиены, гигиены жилища.

Саморазрушающие привычки человека несовместимы с ЗОЖ. Табакокурение приводит к постоянному отравлению всего организма, засоряет кровь, губит сердце, поражает печень и почки, угнетает половые гормоны и центральную нервную систему; создает предпосылки и приводит к развитию рака.

Алкоголизм, наркомания, токсикомания – страшные враги здоровья человека. При их употреблении наступает деградация личности, снижаются интеллектуальные способности, развивается психофизическая истощенность, формируется эмоциональная неустойчивость, утрачиваются моральные установки и ценности.

Культура межличностного общения(КМО). От ненормального отношения между людьми страдает нервная система, которая управляет работой и осуществляет единство всех органов и систем организма. Многое в поддержании душевного спокойствия зависит от самого человека и окружающих людей, с которыми он общается. Проявлением КМО является вежливость, чувство собственного достоинства и уважения к другим, сдержанность, терпимость и др.

Психическая саморегуляция помогает противостоять чрезмерным нервно-эмоциональным напряжениям и способствовать достижению психического равновесия организма.

Существуют разные системы психической тренировки: йога, аутогенная тренировка, медитация, цигун, различные виды дыхательной гимнастики и др. Все они основаны на внутреннем сосредоточении внимания и расслаблении мышц.

Снижать чувство тревоги состояние стресса помогают и регулярные занятия физическими упражнениями и спортом.

3.5. ЗОЖ в жизнедеятельности студентов

Влияние различных факторов на формирование здоровья студентов:

· Занятия физическими упражнениями – 15 – 30%

· Питание – 10 – 16%.

Изучение образа жизни студентов показало пренебрежение ими основных правил ЗОЖ:

· 27% студентов, поживающих в общежитиях, уходят на занятия без завтрака, что приводит к снижению работоспособности на 87% студентов.

· 9 – 21% студентов ложатся спать в 1 -2 часа ночи, что сказывается на снижении работоспособности в течение дня на 7 – 18%.

· 59% студентов начинают самоподготовку к учебным занятиям не раньше 20 часов и заканчивают ее за полночь.

· 36% студентов занимается самоподготовкой в выходные дни, предназначенные для отдыха, восстановления сил.

· 62% студентов проводит на свежем воздухе менее 30 минут в день, при гигиенической норме – 2 часа.

· 2% студентов используют регулярные закаливающие процедуры, что обуславливает вспышки простудных заболеваний осенью и зимой у 80% студентов.

· 5 - 9% студентов занимаются физическими упражнениями в свободное время.

Забота о здоровее студентов нашла отражение в государственной учебной программе по физической культуре для ВУЗов (1994г.). Согласно этой программе результатом образования должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к ЗОЖ, физическому совершенствованию, приобретению личного опыта творческого использования средств и методов физической культуры.

3.6. Контрольные вопросы

1. По каким показателям определяется уровень жизни населения?

2. Какой фактор в наибольшей степени влияет на здоровье человека, и какова доля его влияния?

3. В какой степени состояние здравоохранения влияет на состояние здоровья людей, какова доля влияния?

4. Какой вид отдыха является более эффективным во время перерывов на работе: активный или пассивный?

5. Какова необходимая продолжительность сна?

6. Каков оптимальный объем двигательной активности должен быть у студентов: в неделю, ежедневный?

7. Какие упражнения составляют содержание аэробной системы Купера?

8. К каким последствиям может привести несоблюдение правил личной гигиены?

9. К каким негативным последствиям для здоровья приводит табакокурение, алкоголизм, наркомания?

10. Какие системы упражнений существуют для улучшения психического состояния организма?

Какие разрушающие здоровье организма привычки имеет распространение в студенческой среде?

Литература

1. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие Под общ.ред. Д.Н.Давиденко, СПбГТУ, БПА. СПб., 2001. – 348 с.

2. Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: Учебное пособие/Волков В.Ю., Волкова Л.М. –СПбГТУ, СПб., 1998.

3. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов/ Под общ. Ред. В.И.Ильинича. – М.: Гардарики, 2003. – 448 с.

Читайте также: