Межличностные отношения и общение юношества как школа подготовки к семейной жизни

Обновлено: 04.07.2024

Устойчивость брачно-семейных отношений в значительной мере зависит именно от готовности молодых людей к семейной жизни. Неподготовленность молодых людей к семейной жизни, отсутствие элементарных знаний из области семейных отноше­ний, правильного понимания социальной роли семьи и брака в настоящее время является одной из главных причин разводов.

В современном обществе исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье, значитель­но изменились функциональные роли супругов. В представлении отдельных людей брак и семья все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей.

Счастливая семейная жизнь — это большой труд. Создать нор­мальную семью, быть хорошим мужем или женой очень непросто. Для этого нужно много знать и уметь. Поэтому очень важно го­товить молодежь (наше будущее, будущее государства) к семейной жизни. Это предполагает:

1.Осознание социальной сущности семьи, ее общественной роли и значимости.

2.Воспитание и самовоспитание качеств личности, необходи­мых для семейной жизни.

3.Усвоение определенной системы знаний по психологии и со­циологии брака и семьи.

4.Формирование правильных брачно-семейных представлений.

Одной из основ успешного проведения такой работы являет­ся взаимное доверие воспитателя и воспитанника. Оно не может возникнуть между ребенком и случайным человеком, но может и должно быть между любимым педагогом и учащимися, между родителями и детьми.

Занимаясь любым воспитанием, люди используют в основном 5 основных методов:

  • устные наставления (беседы, нотации, реплики, окрики, со­веты, запреты, разъяснения и т. д.);
  • письменные наставления (книги, брошюры, газеты и т. д.);
  • средства кино и телевидения;
  • личный пример;
  • собственный опыт.

Наиболее эффективными из них и действенными являются два последних — личный пример и собственный опыт. Поэтому, как и в любом другом виде воспитания, бесспорно, в семейном и поло­вом воспитании основная роль принадлежит семье: и потому, что воспитание (любое) должно начинаться задолго до поступления в школу, и потому, что никто кроме родителей, не знает так свое дитя со всеми его положительными и отрицательными сторонами. А взаимоотношения родителей, личности отца и матери являются лучшим примером поведения в семье.

Подготовка детей к семейной жизни, как и воспитание вооб­ще, должно проводится дифференцированно и с учетом возраста ребенка.

Для детей раннего возраста основой воспитания является устное общение с взрослыми, а также сама атмосфера в семье. Дружеское, любовное отношение к супругу, соблюдение границ дозволенности в общении при детях, сдержанность в выражениях, авторитетность каждого из родителей — все это постепенно формирует у детей и подростков четкий стереотип поведения, который, наверняка, со­хранится, когда они станут взрослыми.

В отдельных семьях, наоборот, поведение отцов отличается деспотизмом, и тогда у детей возникает искаженное представ­ление о роли женщины в семье (и не только в семье). Девочки вы­растают в послушных исполнительниц воли мужей, а мальчики приучаются к потребительскому отношению к женщине. Детей, воспитанных в деспотических семьях, часто обходит то великое чувство, которое называется любовью.

Отрицательно сказывается отсутствие отца в семье и на форми­ровании личности мальчиков. Мать должна проявлять максимум внимания и такта, чтобы вырастить из них настоящих нефиминизированных мужчин. И хотя, несомненно, она должна стараться стать им верным другом, обязана сохранять некоторую дистанцию, подчеркивающую их мужское достоинство.

Именно в этом возрасте как никогда важен личный пример взрослого. Какие бы правильные и красивые слова ни говорил папа сыну об уважении к женщине, о необходимости помогать матери и т. д., но если сам он не может оторваться от телевизора и игнори­рует просьбы жены, воспитать в мальчике уважительное отноше­ние к женщине вряд ли удастся.

Семейное воспитание, начатое дома, продолжается в школе. Все ученые отмечают, что после поступления в первый класс на какое- то время авторитет учителя превышает авторитет родителей. И очень важно, чтобы не было разногласия между принципами воспитания дома и в школе, чтобы ответы на вопросы дополня­ли, а не противоречили друг другу. А для этого необходим тесный контакт педагогов и родителей, тем более многих родителей самих нужно многому научить.

Возраст от 12 до 18 лет — это переходный возраст, который полон противоречий. В этом возрасте у подростков и молодежи наблю­дается повышенная социальная активность. У юношей и девушек появляется множество интересов и увлечений, которые являются средством самоутверждения в обществе. Поиск смысла жизни и же­лание самоутвердиться особенно обостряются в этом возрасте.

Современная молодежь отличается повышенной эмоциональ­ностью. Это проявляется в мечтательности, романтичности, катего­ричности, открытости. Современные молодые люди часто говорят то, что думают, прямолинейны, бескомпромиссны. Они легко при­нимают перемены, новое. Их привлекает все интересное, необыч­ное, удивительное, они не боятся ломать общественные традиции.

Это возраст растущих интеллектуальных возможностей лично­сти, когда человек уже способен усваивать сложные науки, новые формы поведения, овладевает самой разнообразной информацией.

В этом же возрасте наблюдается пик потребности в общении и доверии. Подростки особенно ценят в собеседнике такие качества личности, как верность, честность, доброта. В первую очередь они ищут доверительного общения с родителями. Не находя его в семье, ищут в школе с учителем, более старшими друзьями. Лучше всего, если доверительное общение у подростка возникнет с родителями, так они личным примером, этическими беседами, откровенными разговорами смогут иметь возможность влиять на личность своего ребенка. Главная цель доверительного общения — получение ин­тимной информации. Часто в этом возрасте молодые люди стара­ются отделиться от взрослых, принадлежать к каким-либо группам.

У родителей возникают трудности в общении со своими детьми, но они должны понимать, что основная причина — это социально­психологические особенности юношей и девушек.

Девочкам и девушкам по мере их взросления необходимо приви­вать чувство собственного достоинства, чувство девичьей чести, стыдливости.

В юношах очень важно продолжать формировать правильное отношение к женщине. Это отношение настолько многогранно и тысячами нитей связано с другими аспектами воспитания, что сказать, воспитан тот или иной человек, можно всего по одной ха­рактеристике — как он разговаривает с женщиной. Если юноша не приучен с детства относиться с уважением к женщинам, если он может позволить себе в их присутствии нецензурные выраже­ния, он не воспитан. И это отсутствие воспитания рано или поздно крайне негативно скажется на семейной жизни.

В этом высказывании А. М. Свядоща содержится целая программа воспитания, свод рекомендаций, важных для счастливой семейной жизни.

В период полового созревания появляется и желание нравить­ся противоположному полу. Это проявляется, прежде всего, в по­вышенном внимании к своему внешнему виду. Подростки много времени начинают проводить у зеркала, часто спрашивать, как они выглядят, заботятся о своей привлекательности. Внимание к противоположному полу может занимать большое место в жиз­ни подростка.

К 16 годам формируется образ будущего спутника, своеобраз­ный идеал противоположного пола. В этом возрасте учащиеся в основном обращают внимание на внешние данные спутника жиз­ни.

Очень важно в этот момент найти общий язык с ребенком, объ­яснить, что кроме внешней красоты, в человеке есть и внутренняя, рассказать, в чем она проявляется и каково ее значение в жизни. Родителям важно постоянно проводить с детьми откровенные бе­седы, в интересной форме рассказывать о положительных и отри­цательных качествах личности.

Пробуждение в человеке способности и потребности любить — важный момент в жизни каждого. С появлением нового чувства от­крывается новый мир эмоций и желаний. Психологи рассматривают любовь как интенсивное, напряжен­ное и относительно устойчивое чувство человека, физиологически обусловленное сексуальными потребностями. Но молодые люди часто принимают за любовь влюбленность, симпатию. С влюблен­ности, увлечения любовь начинается, но не всегда влюбленность переходит в любовь. Влюбленность и любовь — это близкие чувства, которые, одна­ко, имеют существенные различия. И очень важно объяснить эти различия подросткам.

Итак, особенности любви:

  1. потребность в постоянном и длительном общении;
  2. положительные эмоции при встрече;
  3. общие интересы, взгляды на окружающий мир, наличие схо­жего мировоззрения, устремлений;
  4. интерес к жизни другого, его привычкам, вкусам, интересам; моральная поддержка друг друга в трудные минуты, сочувствие, сопереживание; готовность быть вместе всегда, стремление к браку и желание иметь общих детей.

Если любовь освящает брак, делает его более устойчивым и на­дежным, то чувство, похожее на любовь, — влюбленность — очень часто вредит браку и приводит к разводам. Поэтому, прежде чем вступить в брак, молодые люди должны узнать характеры, интересы, привычки друг друга, понаблюдать, как избранник (избранница) общается со своими родными и близ­кими. Это, возможно, не станет 100-процентной гарантией счаст­ливого брака, но во многих случаях, может предотвратить ошибку.

И в заключение хочется добавить — семейное воспитание, нача­тое поздно, есть уже перевоспитание. Воспитывать же всегда лег­че, чем перевоспитывать. И хотя лучше поздно, чем никогда, одна­ко необходимо стремиться сразу к воспитанию. Чем больше внимания уделят родители и мы, педагоги, семейному воспитанию в детстве, тем больше шансов, что семейная жизнь молодых людей в будущем будет благополучной и счастливой.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.


СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Во все времена институт семьи претерпевал различные трансформации в зависимости от политической, экономической и социальной ситуации в стране. На протяжении почти всего прошлого века, а особенно его нескольких последних десятилетий психологи и педагоги наблюдают неутешительные негативные тенденции: кризис семьи, и как следствие кризис семейных ценностей. И не смотря на то, что государственная социальная политика нацелена на сохранение традиционных семейных ценностей и всяческую помощь семье, проблема социально-педагогической неподготовленности старшеклассников к семейной жизни сегодня является одной из главных воспитательных проблем современной системы образования, что в будущем ведет к тому, что вчерашние ученики став молодыми людьми, не готовы принять на себя роли супругов, родителей, благодарных детей, что в свою очередь в итоге, и приводит к росту числа разводов, детских домов и домов престарелых.

Подготовка молодого поколения к семейной жизни подразумевает формирование у старшеклассников трех основных групп семейных ценностей: 1. связанные с супружеством (ценность брака, различных половых ролей в семье, межличностных коммуникаций между супругами, взаимоподдержки и взаимопонимания супругов и т.д.); 2. связанные с родительством (ценность отцовства и материнства, многодетности, воспитания и социализации детей в семье и т.д.); 3. связанные с родством (ценность наличия родственников, взаимодействия и взаимопомощи между ними) [2].

Цель программы: осуществление социально-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни.

Формирование понятийно-знаниевой составляющей сформированности семейных ценностей у старшеклассников.

Формирование эмоционально-волевого стремления к созданию семьи как жизненного вектора.

Способствование эффективной социализации старшеклассников.

Вовлечение старшеклассников в процесс осмысления значимости социального института семьи в современном обществе.

Теоретическая основа программы – блочно-модульный подход.

Когнитивный модуль программы включает необходимый комплекс знаний о семейных ценностях, способность и умение их осмысливать, анализировать, искать возможные варианты решения выявленной проблемы.

Ценностно-ориентационный модуль программы включает в себя осознание воспитанниками себя как члена семьи, способность сопереживания и сочувствия к детям, оставшимся без попечения родителей, осознание важности уважения своих родителей, способность уважения и сострадания к пожилому поколению, осмысление и принятие на себя гендерных ролей, осознание важности планирования семьи, осознание важности правильного выбора спутника жизни.

Ценностно-рефлексивный модуль нацелен на определение результативности реализации программы, осознание воспитанниками полученных знаний и опыта, анализ значимости семейных ценностей в будущем лично для каждого воспитанника.

Программа социально-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни.

Компонент

Направление

Блок

Формирование знаний о семейных ценностях

Цель: психологическая подготовка старшеклассников к восприятию цикла занятий, направленных формирование семейных ценностей.

Цель: осмысление старшеклассниками личного эмоционального опыта связанного с семьей.

Цель: осмысление подростками важности традиций для существования семьи.

Цель: закрепление представлений о семейных ценностях

Пропаганда морально-нравственного отношения к своим родителям, родственникам

Цель: осмысление себя, как неотъемлемой части собственной семьи; формирование у старшеклассников привязанности к семье.

Цель: осмысление проблемы сиротства, усыновления; формирование у старшеклассников положительного отношения к вопросам усыновления, опекунства; ответственного отношения к заботе о своих родителях.

Цель: осмысление старшеклассниками жизненных проблем старшего поколения; формирование ответственного отношения к пожилому поколению своей семьи (бабушкам, дедушкам).

Цель: закрепление морально-нравственного отношения к старшему поколению в семье, родственным связям.

Формирование ответственного материнства, отцовства

Цель: осмысление старшеклассниками гендерных ролей мужчины и женщины в семье; формирование правильного семейного поведения юношей и девушек.

Цель: формирование у старшеклассников ответственного отношения к вопросу планированию детей; проблеме абортов.

Цель: осмысление проблемы развода (причин и последствий); формирование у старшеклассников ответственного отношения к выбору будущего супруга / супруги.

Цель: закрепление положительного отношения старшеклассников к вопросам деторождения, брака; ответственного отношения к будущему материнству и отцовству.

Диагностика сформирован-ности семейных ценностей

Цель: диагностирование уровня сформированности семейных ценностей у старшеклассников.

Технологии, формы и методы, используемые при реализации программы:

Видеокейс – интерактивная технология, разновидность кейс-технологий, основана на активном, наглядном, проблемно-ситуационном анализе задач-ситуаций [1]. Позволяет старшеклассникам визуально выделить проблему, ошибки, продумать возможные варианты поведения в ситуации, демонстрируемой в видеоряде, обсудить впечатления от увиденного.

Игра применяется в качестве психологической разминки для положительного эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Беседа – активный метод взаимодействия воспитателя и воспитанников. Используется для подведения воспитанников к проблеме занятия через оценку поступков, фактов, проблемных ситуаций.

Дискуссия является одним из видов беседы. Позволяет каждому высказать свою аргументированную точку зрения на проблему и выслушать точку зрения остальных участников занятия.

Проблемная ситуация используется для активации у воспитанников потребности в новых знаниях, поиска путей решения представленной ситуации.

Анкетирование применяется как метод промежуточного либо итогового контроля реализации поставленных целей и задач. Позволяет проследить динамику воспитательного процесса.

Формирование системы семейных ценностей в системе школьного образования целенаправленная, сложная и продолжительная по времени работа, эффективность которой во многом зависит от педагога и его профессионализма, а так же от соблюдения ряда педагогических условий, сопряжены с ключевой идеей программы - создания позитивного семейного опыта:

Осуществление педагогического сопровождения школьников в процессе осмысления семейных ценностей.

Мотивирование включения старшеклассников в событийную деятельность, направленную на формирование системы ценностей.

Разработка программы социально-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни.

Условие сотрудничества педагога и учащегося по формированию у последнего психологической готовности к семейной жизни.

Эти условия: во-первых, соответствуют требованиям государственных нормативно-правовых документов о воспитании и образовании молодого поколения, в том числе и ФГОСов; во-вторых, подразумевают учет психофизиологических особенностей детей старшего школьного возраста.

И в завершении, какой бы совершенной не была школьная воспитательная программа по формированию системы семейных ценностей и подготовке старшеклассников к семейной жизни, главным источником будущего семейного благополучия ребенка, примером и ответственным лицом за его социализацию остается семья ребенка.

Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: учебно-методическое пособие / под ред. Е.В. Вергизовой, Т.С. Воробейковой, О.В. Эрлиха. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 403 с.

Сазонова Е.С. Социальная реклама как инструмент продвижения традиционных семейных ценностей в России / Е.С. Сазонова, О.А. Волкова // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2014. - №5(25). – С. 43-57.

В статье представлен перечень методов подготовки к семейной жизни в условиях общеобразовательных учреждений. Сформулированы формы, способствующие формированию семенных ценностей, внутренней эмоциональной готовности к семейной жизни.

Ключевые слова

Текст научной работы

Одной из актуальных проблем современной педагогики является интеграция социальных институтов и семьи по вопросам подготовки подрастающего поколения к семейной жизни, воспитания семейных ценностей, которые закладывают основу гармоничных отношений в браке. В содержании общего среднего образования семейная педагогика не составляет отдельный самостоятельный учебный предмет или дисциплину, поэтому основная нагрузка в подготовке учащихся к будущей семейной жизни возлагается на систему классного руководства и межпредметные связи. Рассмотрим их воспитательный потенциал, возможные формы и методы организации обучения, применение которых в системе школьного образования способствует формированию готовности выпускника школы к роли семьянина, супруга (супруги), родителя.

В условиях практики классного руководства, в процессе изучения учебных предметов человековедческого содержания (литература, история, биология, иностранный язык, факультативы по психологии, мировой художественной культуре и др.), а также ознакомления с авторами научных открытий, возможна реализация следующих направлений подготовки детей к семейной жизни:

  1. раскрытие правовой стороны семейной жизни и знакомство с основами законодательства о браке и семейными ценностями;
  2. раскрытие изменений в гендерных ролях на современном этапе развития общества и их отражение в семейных ценностях, понятиях о сущности и функциях семьи, роли отца, мужа, матери, жены;
  3. раскрытие факторов, благоприятствующих сочетанию карьерного роста (самореализации человека в профессии) и семейного благополучия, а также факторов, препятствующих этому;
  4. обучение культуре межличностного взаимодействия в семье (с детьми, супругом, родителями);
  5. раскрытие сущности и принципов семейного воспитания.

В мировом опыте интеграции институтов образования и семьи сложились следующие формы и методы работы с учащимися средних школ, ориентированные на формирование готовности к семейной жизни.

Стоит отметить, что не менее развивающим потенциалом в подготовке подрастающего поколения к семейной жизни (и в особенности, старшеклассников) являются следующие методы работы, которые распространяются также на работу с первым курсом:

Таким образом, приведенные формы и методы работы с учащимися, сложившиеся в современных средних школах, ориентированы на воспитание навыков и умений нахождения компромиссов с членами семьи и на формирование готовности к будущей семейной жизни.

  1. Вовнянко Е.А.
  2. Николаева Н.А.
  3. Юрлова И.С.

Цитировать

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни. Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание будущего семьянина, то есть подготовка подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям. Это обусловлено усиливающимися негативными процессами: деградацией семейного образа жизни, распространением альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижением престижа семьи, потребности иметь детей, ростом разводов и внутрисемейного насилия.

Подготовка молодежи к семейной жизни

Семья - один из шедевров природы

Актуальность создания молодой крепкой семьи, воплотившей в себе лучшие традиции и новаторство семейной жизни нашего времени - составная и важнейшая часть выхода из духовно-нравственного кризиса общества и кризиса социальной жизни страны. Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям.

• готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственности за их поведение;

• понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;

• стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;

• умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний. Такая зрелость не достигается одномоментно и зависит от многих факторов. В качестве первого фактора выделяется потребность в психологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, я затем отца и матери. Каждая социальная роль включает определенные ожидания, которые предъявляются к ее исполнителю. Поэтому готовность к роли мужа и жены означает четкое знание этих ожиданий (т. е. прав и обязанностей) и желание выполнять их.

Кроме психологической готовности важнейшими составляющими семьи являются функционально-ролевые связи между мужчиной и женщиной. Роль семьи, прежде всего, заключается в формировании у ребенка набора ориентаций и установок на общепринятые нормы поведения в качестве супруга. В частности, это - самоидентификация себя как представителя определенного пола, принятие существующих в данном обществе жизненных ценностей, определяющих взаимодействие мужа и жены. Помимо этого, с детства начинают закладываться стереотипы чувственно-эмоционального восприятия близких людей. [7, с.8]. В многочисленных исследованиях психологов и социологов выявлено, что представления юношей и девушек о будущей семейной жизни стихийно формируются в самой родительской семье – или как стремление к повторению, или как желание сделать все по-другому. Семья традиционно остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные, антисоциальные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что он видит в других семьях. Усваиваемая в семье информация может отличаться от принятых в обществе ценностей и норм и даже противоречить им. Семья, как правило, формирует собственную социально-ценностную направленность, которую и передает детям. Процесс формирования личности протекает бесконфликтно в том случае, когда семейные образцы поведения и общественные нормативы не вступают в противоречие. [8. с.768]. Сегодня наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломке традиционных ценностей. И именно поэтому, в контексте социальных перемен семья призвана стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения.

1. Азарова, Е.А. Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании: дис. канд. фил. наук./ Е.А. Азарова. - М., 2000 – 130с.

2. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2004. — 244с.

3. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1991 – 128с.

4. Сысенко, В.А. Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок / В.А. Сысенко. - М.: Мысль, 1985 – 164с.

5 . Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т./ В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1980 – 3 т – 640с.

6. Сухомлинский В.А. Письма к сыну: Книга для учащихся./ В.А. Сухомлинский.- 2 изд. – М.: Просвещение, 1987 – 128с.

7. Черкасова, В. Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06 / В. Ю. Черкасова; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — М., 2004. - 18с.

8. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие для вузов: 2-е изд./ Л.Б. Шнейдер. - М.: Деловая книга, 2006. - 768с.

Читайте также: