Межличностные отношения и общение юношества как школа подготовки к семейной жизни
Обновлено: 04.07.2024
Устойчивость брачно-семейных отношений в значительной мере зависит именно от готовности молодых людей к семейной жизни. Неподготовленность молодых людей к семейной жизни, отсутствие элементарных знаний из области семейных отношений, правильного понимания социальной роли семьи и брака в настоящее время является одной из главных причин разводов.
В современном обществе исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье, значительно изменились функциональные роли супругов. В представлении отдельных людей брак и семья все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей.
Счастливая семейная жизнь — это большой труд. Создать нормальную семью, быть хорошим мужем или женой очень непросто. Для этого нужно много знать и уметь. Поэтому очень важно готовить молодежь (наше будущее, будущее государства) к семейной жизни. Это предполагает:
1.Осознание социальной сущности семьи, ее общественной роли и значимости.
2.Воспитание и самовоспитание качеств личности, необходимых для семейной жизни.
3.Усвоение определенной системы знаний по психологии и социологии брака и семьи.
4.Формирование правильных брачно-семейных представлений.
Одной из основ успешного проведения такой работы является взаимное доверие воспитателя и воспитанника. Оно не может возникнуть между ребенком и случайным человеком, но может и должно быть между любимым педагогом и учащимися, между родителями и детьми.
Занимаясь любым воспитанием, люди используют в основном 5 основных методов:
- устные наставления (беседы, нотации, реплики, окрики, советы, запреты, разъяснения и т. д.);
- письменные наставления (книги, брошюры, газеты и т. д.);
- средства кино и телевидения;
- личный пример;
- собственный опыт.
Наиболее эффективными из них и действенными являются два последних — личный пример и собственный опыт. Поэтому, как и в любом другом виде воспитания, бесспорно, в семейном и половом воспитании основная роль принадлежит семье: и потому, что воспитание (любое) должно начинаться задолго до поступления в школу, и потому, что никто кроме родителей, не знает так свое дитя со всеми его положительными и отрицательными сторонами. А взаимоотношения родителей, личности отца и матери являются лучшим примером поведения в семье.
Подготовка детей к семейной жизни, как и воспитание вообще, должно проводится дифференцированно и с учетом возраста ребенка.
Для детей раннего возраста основой воспитания является устное общение с взрослыми, а также сама атмосфера в семье. Дружеское, любовное отношение к супругу, соблюдение границ дозволенности в общении при детях, сдержанность в выражениях, авторитетность каждого из родителей — все это постепенно формирует у детей и подростков четкий стереотип поведения, который, наверняка, сохранится, когда они станут взрослыми.
В отдельных семьях, наоборот, поведение отцов отличается деспотизмом, и тогда у детей возникает искаженное представление о роли женщины в семье (и не только в семье). Девочки вырастают в послушных исполнительниц воли мужей, а мальчики приучаются к потребительскому отношению к женщине. Детей, воспитанных в деспотических семьях, часто обходит то великое чувство, которое называется любовью.
Отрицательно сказывается отсутствие отца в семье и на формировании личности мальчиков. Мать должна проявлять максимум внимания и такта, чтобы вырастить из них настоящих нефиминизированных мужчин. И хотя, несомненно, она должна стараться стать им верным другом, обязана сохранять некоторую дистанцию, подчеркивающую их мужское достоинство.
Именно в этом возрасте как никогда важен личный пример взрослого. Какие бы правильные и красивые слова ни говорил папа сыну об уважении к женщине, о необходимости помогать матери и т. д., но если сам он не может оторваться от телевизора и игнорирует просьбы жены, воспитать в мальчике уважительное отношение к женщине вряд ли удастся.
Семейное воспитание, начатое дома, продолжается в школе. Все ученые отмечают, что после поступления в первый класс на какое- то время авторитет учителя превышает авторитет родителей. И очень важно, чтобы не было разногласия между принципами воспитания дома и в школе, чтобы ответы на вопросы дополняли, а не противоречили друг другу. А для этого необходим тесный контакт педагогов и родителей, тем более многих родителей самих нужно многому научить.
Возраст от 12 до 18 лет — это переходный возраст, который полон противоречий. В этом возрасте у подростков и молодежи наблюдается повышенная социальная активность. У юношей и девушек появляется множество интересов и увлечений, которые являются средством самоутверждения в обществе. Поиск смысла жизни и желание самоутвердиться особенно обостряются в этом возрасте.
Современная молодежь отличается повышенной эмоциональностью. Это проявляется в мечтательности, романтичности, категоричности, открытости. Современные молодые люди часто говорят то, что думают, прямолинейны, бескомпромиссны. Они легко принимают перемены, новое. Их привлекает все интересное, необычное, удивительное, они не боятся ломать общественные традиции.
Это возраст растущих интеллектуальных возможностей личности, когда человек уже способен усваивать сложные науки, новые формы поведения, овладевает самой разнообразной информацией.
В этом же возрасте наблюдается пик потребности в общении и доверии. Подростки особенно ценят в собеседнике такие качества личности, как верность, честность, доброта. В первую очередь они ищут доверительного общения с родителями. Не находя его в семье, ищут в школе с учителем, более старшими друзьями. Лучше всего, если доверительное общение у подростка возникнет с родителями, так они личным примером, этическими беседами, откровенными разговорами смогут иметь возможность влиять на личность своего ребенка. Главная цель доверительного общения — получение интимной информации. Часто в этом возрасте молодые люди стараются отделиться от взрослых, принадлежать к каким-либо группам.
У родителей возникают трудности в общении со своими детьми, но они должны понимать, что основная причина — это социальнопсихологические особенности юношей и девушек.
Девочкам и девушкам по мере их взросления необходимо прививать чувство собственного достоинства, чувство девичьей чести, стыдливости.
В юношах очень важно продолжать формировать правильное отношение к женщине. Это отношение настолько многогранно и тысячами нитей связано с другими аспектами воспитания, что сказать, воспитан тот или иной человек, можно всего по одной характеристике — как он разговаривает с женщиной. Если юноша не приучен с детства относиться с уважением к женщинам, если он может позволить себе в их присутствии нецензурные выражения, он не воспитан. И это отсутствие воспитания рано или поздно крайне негативно скажется на семейной жизни.
В этом высказывании А. М. Свядоща содержится целая программа воспитания, свод рекомендаций, важных для счастливой семейной жизни.
В период полового созревания появляется и желание нравиться противоположному полу. Это проявляется, прежде всего, в повышенном внимании к своему внешнему виду. Подростки много времени начинают проводить у зеркала, часто спрашивать, как они выглядят, заботятся о своей привлекательности. Внимание к противоположному полу может занимать большое место в жизни подростка.
К 16 годам формируется образ будущего спутника, своеобразный идеал противоположного пола. В этом возрасте учащиеся в основном обращают внимание на внешние данные спутника жизни.
Очень важно в этот момент найти общий язык с ребенком, объяснить, что кроме внешней красоты, в человеке есть и внутренняя, рассказать, в чем она проявляется и каково ее значение в жизни. Родителям важно постоянно проводить с детьми откровенные беседы, в интересной форме рассказывать о положительных и отрицательных качествах личности.
Пробуждение в человеке способности и потребности любить — важный момент в жизни каждого. С появлением нового чувства открывается новый мир эмоций и желаний. Психологи рассматривают любовь как интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство человека, физиологически обусловленное сексуальными потребностями. Но молодые люди часто принимают за любовь влюбленность, симпатию. С влюбленности, увлечения любовь начинается, но не всегда влюбленность переходит в любовь. Влюбленность и любовь — это близкие чувства, которые, однако, имеют существенные различия. И очень важно объяснить эти различия подросткам.
Итак, особенности любви:
- потребность в постоянном и длительном общении;
- положительные эмоции при встрече;
- общие интересы, взгляды на окружающий мир, наличие схожего мировоззрения, устремлений;
- интерес к жизни другого, его привычкам, вкусам, интересам; моральная поддержка друг друга в трудные минуты, сочувствие, сопереживание; готовность быть вместе всегда, стремление к браку и желание иметь общих детей.
Если любовь освящает брак, делает его более устойчивым и надежным, то чувство, похожее на любовь, — влюбленность — очень часто вредит браку и приводит к разводам. Поэтому, прежде чем вступить в брак, молодые люди должны узнать характеры, интересы, привычки друг друга, понаблюдать, как избранник (избранница) общается со своими родными и близкими. Это, возможно, не станет 100-процентной гарантией счастливого брака, но во многих случаях, может предотвратить ошибку.
И в заключение хочется добавить — семейное воспитание, начатое поздно, есть уже перевоспитание. Воспитывать же всегда легче, чем перевоспитывать. И хотя лучше поздно, чем никогда, однако необходимо стремиться сразу к воспитанию. Чем больше внимания уделят родители и мы, педагоги, семейному воспитанию в детстве, тем больше шансов, что семейная жизнь молодых людей в будущем будет благополучной и счастливой.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Во все времена институт семьи претерпевал различные трансформации в зависимости от политической, экономической и социальной ситуации в стране. На протяжении почти всего прошлого века, а особенно его нескольких последних десятилетий психологи и педагоги наблюдают неутешительные негативные тенденции: кризис семьи, и как следствие кризис семейных ценностей. И не смотря на то, что государственная социальная политика нацелена на сохранение традиционных семейных ценностей и всяческую помощь семье, проблема социально-педагогической неподготовленности старшеклассников к семейной жизни сегодня является одной из главных воспитательных проблем современной системы образования, что в будущем ведет к тому, что вчерашние ученики став молодыми людьми, не готовы принять на себя роли супругов, родителей, благодарных детей, что в свою очередь в итоге, и приводит к росту числа разводов, детских домов и домов престарелых.
Подготовка молодого поколения к семейной жизни подразумевает формирование у старшеклассников трех основных групп семейных ценностей: 1. связанные с супружеством (ценность брака, различных половых ролей в семье, межличностных коммуникаций между супругами, взаимоподдержки и взаимопонимания супругов и т.д.); 2. связанные с родительством (ценность отцовства и материнства, многодетности, воспитания и социализации детей в семье и т.д.); 3. связанные с родством (ценность наличия родственников, взаимодействия и взаимопомощи между ними) [2].
Цель программы: осуществление социально-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни.
Формирование понятийно-знаниевой составляющей сформированности семейных ценностей у старшеклассников.
Формирование эмоционально-волевого стремления к созданию семьи как жизненного вектора.
Способствование эффективной социализации старшеклассников.
Вовлечение старшеклассников в процесс осмысления значимости социального института семьи в современном обществе.
Теоретическая основа программы – блочно-модульный подход.
Когнитивный модуль программы включает необходимый комплекс знаний о семейных ценностях, способность и умение их осмысливать, анализировать, искать возможные варианты решения выявленной проблемы.
Ценностно-ориентационный модуль программы включает в себя осознание воспитанниками себя как члена семьи, способность сопереживания и сочувствия к детям, оставшимся без попечения родителей, осознание важности уважения своих родителей, способность уважения и сострадания к пожилому поколению, осмысление и принятие на себя гендерных ролей, осознание важности планирования семьи, осознание важности правильного выбора спутника жизни.
Ценностно-рефлексивный модуль нацелен на определение результативности реализации программы, осознание воспитанниками полученных знаний и опыта, анализ значимости семейных ценностей в будущем лично для каждого воспитанника.
Программа социально-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни.
Компонент
Направление
Блок
Формирование знаний о семейных ценностях
Цель: психологическая подготовка старшеклассников к восприятию цикла занятий, направленных формирование семейных ценностей.
Цель: осмысление старшеклассниками личного эмоционального опыта связанного с семьей.
Цель: осмысление подростками важности традиций для существования семьи.
Цель: закрепление представлений о семейных ценностях
Пропаганда морально-нравственного отношения к своим родителям, родственникам
Цель: осмысление себя, как неотъемлемой части собственной семьи; формирование у старшеклассников привязанности к семье.
Цель: осмысление проблемы сиротства, усыновления; формирование у старшеклассников положительного отношения к вопросам усыновления, опекунства; ответственного отношения к заботе о своих родителях.
Цель: осмысление старшеклассниками жизненных проблем старшего поколения; формирование ответственного отношения к пожилому поколению своей семьи (бабушкам, дедушкам).
Цель: закрепление морально-нравственного отношения к старшему поколению в семье, родственным связям.
Формирование ответственного материнства, отцовства
Цель: осмысление старшеклассниками гендерных ролей мужчины и женщины в семье; формирование правильного семейного поведения юношей и девушек.
Цель: формирование у старшеклассников ответственного отношения к вопросу планированию детей; проблеме абортов.
Цель: осмысление проблемы развода (причин и последствий); формирование у старшеклассников ответственного отношения к выбору будущего супруга / супруги.
Цель: закрепление положительного отношения старшеклассников к вопросам деторождения, брака; ответственного отношения к будущему материнству и отцовству.
Диагностика сформирован-ности семейных ценностей
Цель: диагностирование уровня сформированности семейных ценностей у старшеклассников.
Технологии, формы и методы, используемые при реализации программы:
Видеокейс – интерактивная технология, разновидность кейс-технологий, основана на активном, наглядном, проблемно-ситуационном анализе задач-ситуаций [1]. Позволяет старшеклассникам визуально выделить проблему, ошибки, продумать возможные варианты поведения в ситуации, демонстрируемой в видеоряде, обсудить впечатления от увиденного.
Игра применяется в качестве психологической разминки для положительного эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Беседа – активный метод взаимодействия воспитателя и воспитанников. Используется для подведения воспитанников к проблеме занятия через оценку поступков, фактов, проблемных ситуаций.
Дискуссия является одним из видов беседы. Позволяет каждому высказать свою аргументированную точку зрения на проблему и выслушать точку зрения остальных участников занятия.
Проблемная ситуация используется для активации у воспитанников потребности в новых знаниях, поиска путей решения представленной ситуации.
Анкетирование применяется как метод промежуточного либо итогового контроля реализации поставленных целей и задач. Позволяет проследить динамику воспитательного процесса.
Формирование системы семейных ценностей в системе школьного образования целенаправленная, сложная и продолжительная по времени работа, эффективность которой во многом зависит от педагога и его профессионализма, а так же от соблюдения ряда педагогических условий, сопряжены с ключевой идеей программы - создания позитивного семейного опыта:
Осуществление педагогического сопровождения школьников в процессе осмысления семейных ценностей.
Мотивирование включения старшеклассников в событийную деятельность, направленную на формирование системы ценностей.
Разработка программы социально-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни.
Условие сотрудничества педагога и учащегося по формированию у последнего психологической готовности к семейной жизни.
Эти условия: во-первых, соответствуют требованиям государственных нормативно-правовых документов о воспитании и образовании молодого поколения, в том числе и ФГОСов; во-вторых, подразумевают учет психофизиологических особенностей детей старшего школьного возраста.
И в завершении, какой бы совершенной не была школьная воспитательная программа по формированию системы семейных ценностей и подготовке старшеклассников к семейной жизни, главным источником будущего семейного благополучия ребенка, примером и ответственным лицом за его социализацию остается семья ребенка.
Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: учебно-методическое пособие / под ред. Е.В. Вергизовой, Т.С. Воробейковой, О.В. Эрлиха. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 403 с.
Сазонова Е.С. Социальная реклама как инструмент продвижения традиционных семейных ценностей в России / Е.С. Сазонова, О.А. Волкова // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2014. - №5(25). – С. 43-57.
В статье представлен перечень методов подготовки к семейной жизни в условиях общеобразовательных учреждений. Сформулированы формы, способствующие формированию семенных ценностей, внутренней эмоциональной готовности к семейной жизни.
Ключевые слова
Текст научной работы
Одной из актуальных проблем современной педагогики является интеграция социальных институтов и семьи по вопросам подготовки подрастающего поколения к семейной жизни, воспитания семейных ценностей, которые закладывают основу гармоничных отношений в браке. В содержании общего среднего образования семейная педагогика не составляет отдельный самостоятельный учебный предмет или дисциплину, поэтому основная нагрузка в подготовке учащихся к будущей семейной жизни возлагается на систему классного руководства и межпредметные связи. Рассмотрим их воспитательный потенциал, возможные формы и методы организации обучения, применение которых в системе школьного образования способствует формированию готовности выпускника школы к роли семьянина, супруга (супруги), родителя.
В условиях практики классного руководства, в процессе изучения учебных предметов человековедческого содержания (литература, история, биология, иностранный язык, факультативы по психологии, мировой художественной культуре и др.), а также ознакомления с авторами научных открытий, возможна реализация следующих направлений подготовки детей к семейной жизни:
- раскрытие правовой стороны семейной жизни и знакомство с основами законодательства о браке и семейными ценностями;
- раскрытие изменений в гендерных ролях на современном этапе развития общества и их отражение в семейных ценностях, понятиях о сущности и функциях семьи, роли отца, мужа, матери, жены;
- раскрытие факторов, благоприятствующих сочетанию карьерного роста (самореализации человека в профессии) и семейного благополучия, а также факторов, препятствующих этому;
- обучение культуре межличностного взаимодействия в семье (с детьми, супругом, родителями);
- раскрытие сущности и принципов семейного воспитания.
В мировом опыте интеграции институтов образования и семьи сложились следующие формы и методы работы с учащимися средних школ, ориентированные на формирование готовности к семейной жизни.
Стоит отметить, что не менее развивающим потенциалом в подготовке подрастающего поколения к семейной жизни (и в особенности, старшеклассников) являются следующие методы работы, которые распространяются также на работу с первым курсом:
Таким образом, приведенные формы и методы работы с учащимися, сложившиеся в современных средних школах, ориентированы на воспитание навыков и умений нахождения компромиссов с членами семьи и на формирование готовности к будущей семейной жизни.
- Вовнянко Е.А.
- Николаева Н.А.
- Юрлова И.С.
Цитировать
Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни. Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание будущего семьянина, то есть подготовка подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям. Это обусловлено усиливающимися негативными процессами: деградацией семейного образа жизни, распространением альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижением престижа семьи, потребности иметь детей, ростом разводов и внутрисемейного насилия.
Подготовка молодежи к семейной жизни
Семья - один из шедевров природы
Актуальность создания молодой крепкой семьи, воплотившей в себе лучшие традиции и новаторство семейной жизни нашего времени - составная и важнейшая часть выхода из духовно-нравственного кризиса общества и кризиса социальной жизни страны. Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям.
• готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственности за их поведение;
• понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;
• стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;
• умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний. Такая зрелость не достигается одномоментно и зависит от многих факторов. В качестве первого фактора выделяется потребность в психологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, я затем отца и матери. Каждая социальная роль включает определенные ожидания, которые предъявляются к ее исполнителю. Поэтому готовность к роли мужа и жены означает четкое знание этих ожиданий (т. е. прав и обязанностей) и желание выполнять их.
Кроме психологической готовности важнейшими составляющими семьи являются функционально-ролевые связи между мужчиной и женщиной. Роль семьи, прежде всего, заключается в формировании у ребенка набора ориентаций и установок на общепринятые нормы поведения в качестве супруга. В частности, это - самоидентификация себя как представителя определенного пола, принятие существующих в данном обществе жизненных ценностей, определяющих взаимодействие мужа и жены. Помимо этого, с детства начинают закладываться стереотипы чувственно-эмоционального восприятия близких людей. [7, с.8]. В многочисленных исследованиях психологов и социологов выявлено, что представления юношей и девушек о будущей семейной жизни стихийно формируются в самой родительской семье – или как стремление к повторению, или как желание сделать все по-другому. Семья традиционно остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные, антисоциальные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что он видит в других семьях. Усваиваемая в семье информация может отличаться от принятых в обществе ценностей и норм и даже противоречить им. Семья, как правило, формирует собственную социально-ценностную направленность, которую и передает детям. Процесс формирования личности протекает бесконфликтно в том случае, когда семейные образцы поведения и общественные нормативы не вступают в противоречие. [8. с.768]. Сегодня наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломке традиционных ценностей. И именно поэтому, в контексте социальных перемен семья призвана стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения.
1. Азарова, Е.А. Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании: дис. канд. фил. наук./ Е.А. Азарова. - М., 2000 – 130с.
2. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2004. — 244с.
3. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1991 – 128с.
4. Сысенко, В.А. Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок / В.А. Сысенко. - М.: Мысль, 1985 – 164с.
5 . Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т./ В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1980 – 3 т – 640с.
6. Сухомлинский В.А. Письма к сыну: Книга для учащихся./ В.А. Сухомлинский.- 2 изд. – М.: Просвещение, 1987 – 128с.
7. Черкасова, В. Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06 / В. Ю. Черкасова; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — М., 2004. - 18с.
8. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие для вузов: 2-е изд./ Л.Б. Шнейдер. - М.: Деловая книга, 2006. - 768с.
Читайте также: