Международный день против фашизма расизма и антисемитизма план мероприятий в школе

Обновлено: 05.07.2024

Цель: сформировать у дошкольников представление о фашизме, Познакомить обучающихся с основными понятиями, связанными с трагедией Холокоста.

Задачи: 1. Акцентировать внимание дошкольников на необходимости противостояния и неприятия проявления фашизма.

2. Содействовать формированию толерантности и профилактики

межнациональной розни и нетерпимости.

3. Содействовать формированию чувства милосердия.

4. Воспитывать чувство уважения и сострадания к памяти жертв Холокоста.

Вы знаете что такое война? Как вы понимаете слово война (ответы детей.)

-Война это вооружённая борьба между противниками.

Что такое мировая война (ответы детей)

-Противоборство коалиций (союзов, блоков) государств, охватывающее большую часть стран мира.

Что такое отечественная война? (Ответы детей.)

-Когда во время войны на защиту Родины встает весь народ, независимо от сословия и имущественного положения, то ее называют отечественной. Другими словами, отечественная война – это когда народ борется за свою страну, за ее независимость и освобождение от захватчиков не по принуждению, а исходя из своих убеждений и моральных принципов. Это война, в которой на кон ставится само существование страны.

Приведите примеры таких войн. (в нашей истории было 2 таких войны Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война 1941-1945г.)

- Вы слышали кто такой Гитлер? (ответы детей.)

Адольф Гитлер, 1889 - 1945. Вождь национал-социалистической немецкой рабочей партии, глава нацистской Германии в 1933-1945, диктатор. Следует отметить, что именно Гитлер начал Вторую Мировую Войну. Нацист, мечтавший создать общество, состоящее лишь из одних немцев. Другие национальности считал ниже себя, соответственно, их надо было уничто-жить, чем он и занимался, оказавшись у власти.

Воспитатель: Фашизм – это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом. Особенно фашисты стремятся уничтожать тех, кто не похож на других, например людей другой национальности.

В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях, заставляли работать по 18 часов в сутки. Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было выжить. Сотням заключённых делали прививки заразных болезней, другие служили подопытными для того, чтобы выяснить, насколько человеческий организм может выдерживать холод.

Воспитатель: Вот 5 основных лагерей смерти.

- ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши.

- ДАХАУ, 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933 г. близ Мюнхена.

- МАЙДАНЕК, немецко-фашистский концлагерь вблизи г. Люблин (Польша).

-ТРЕБЛИНКА, немецко-фашистские концлагеря в Варшавском воеводстве Польши.

После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, открыто поддерживающие идеи национализма и фашизма. Прикрываясь любовью к своему народу, стремлением принести пользу своей стране, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают обелиски, уничтожая при этом памятники воинам-освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны.

Особенно страшно, что в свои ряды они втягивают молодежь, лживыми лозунгами, лживыми идеями прикрывая свои настоящие цели. За долгую историю человечества нет ни одного примера, когда идеи национализма, фашизма, принесли бы пользу народу и стране. Отказываясь от идей национализма, мы ни в коей мере не забываем о том, что мы граждане России, мы гордимся ею, помним ее историю, чтим традиции и обычаи своего народа. Но при этом наша любовь не связана с унижением, неуважением и отрицательным отношением к другим народам и их культурам. Мы должны помнить, что Россия – многонациональная страна, и в этом наша сила. Изучая историю, мы с вами еще не раз убедимся, что нам Россиянам чужды захватнические идеи.

И сейчас, я предлагаю вам так же поучаствовать в Международном дне борьбы против фашизма. Сейчас каждый из вас получит бумажного человечка- ваша задача сделать человечка представителем любой страны, расы или веры.

А теперь мы расположим каждого человечка вокруг нашего земного шара, символизируя тем самым желание противостоять.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Государственное общеобразовательное учреждение


Час информации:


Подготовила:

воспитатель 3-4 классов,

Горбунова Т.А.

Цель классного часа: сформировать у обучающихся представление о фашизме, привлечь внимание обучающихся нашей школы-интерната к проблеме толерантности.

показать бесчеловечный характер идеологии и политики нацистского режима, основанных на расизме и антисемитизме;

раскрыть содержание понятий национальная и расовая дискриминация, геноцид; описать конкретные проявления геноцида; показать, что массовое уничтожение евреев и цыган было существенным звеном в цепи нацистских планов установления нового порядка;

добиться понимания детьми преступного характера нацистского режима, понимания того, что война с Германией в середине ХХ столетия была принципиальным противостоянием;

формировать терпимое отношение к людям разных национальностей, их привычкам, взглядам, содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости.

Ход мероприятия.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Вступительное слово воспитателя.

9 ноября- Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма.

Красивое название, страшные дела:

Смерти отражались в осколках из витрин,

От зверства и от страха содрогнулся мир.

Не раз горячей кровью планета облилась

Осенней ночью смертная жатва началась.

Гибель тех невинных не будет прощена,

Вспомним и помянем 9 ноября.

Чтоб не повторилось это никогда,

Чтоб не возродился фашизм из никуда,

Годовщину скорбную каждый должен знать,

День против фашизма наступил опять.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

V. Выступления детей – чтение стихотворения.

В начале двадцатого века,
в девятый ноябрьский день,
потеряв лицо человека,
убивали люди людей.

Без всякой на то причины
За то, что ребенок – еврей,
убивали ребенка свиньи,
надевая обличье людей.

В память страшной осенней ночи
Дата названа в мире давно.
Расскажите сыну и дочери,
Повторенья быть не должно.

Воспитатель.

Молодежи не известно и не понятно слово Холокост. Многие из них никогда не слышали об Освенциме, Бухенвальде, Хатыни.

С каждым годом остается все меньше участников и очевидцев нацистских преступлений. А вот современные нацистские и фашистские организации наоборот процветают, затягивая в свои сети все большее количество молодежи. Это огромная общемировая проблема, решать которую необходимо как можно быстрее.

Всему человечеству в память о тех событиях остались воспоминания бывших узников фашистских концлагерей.

Мы - Люди, независимо от того, кто мы по национальности, не будем молчать. Делать вид, что ничего не происходит, отворачиваться, пробегать мимо, когда совесть требует - ОСТАНОВИСЬ! Мы никогда не должны позволять, чтобы унижали наше достоинство по расовому или национальному признаку.

Ученик 1. Всем известно, что Вторую мировую войну развязали немецкие фашисты, которые мечтали о мировом господстве. Их вождем и главным идеологом стал нацист Адольф Гитлер.
Пагубное влияние данного политического явления сполна ощутило большое количество стран мира. Однако, ни одной стране, даже самой Германии, фашизм не принес пользы.

Ученик 2.Главой немецкого правительства Гитлер был назначен 30 января 1933 года. Он начал проводить свою политику, важной частью которой был антисемитизм. Антисемитизм – это отрицательное отношение к евреям, неприязнь и предубеждение к ним, которые основаны на религиозных предрассудках.

Ученик 3. Кроме того, было также уничтожено около трети цыганского народа. Тотальному истреблению подвергались также, последователи некоторых религиозных сект, чернокожие выходцы из Африки, проживающие в Германии, душевнобольные люди и инвалиды.

Ученик 4. – На оккупированных территориях вместе с человеческими жизнями нацисты столь же варварски разрушали и уничтожали исторические и архитектурные памятники, грабили произведения искусства, стремились уничтожить материальную культуру целых народов.

Гитлеровский фашизм как чума угрожал самому факту существования человечества и его цивилизации. Советский Союз понес самые большие людские потери во второй мировой войне. Жертвами Великой Отечественной войны, продолжавшейся 1418 дней и ночей, стали 26 млн. 549 тыс. человек - солдат и офицеров, мирных жителей-убитых, погибших от голода, умерших от лишений. От голода и эпидемий умерло 12 млн. человек.

Слова пастора Мартина Нимеллера:

Когда они пришли за коммунистами, я не протестовал-

я не был коммунистом…. Когда пришли за мной – протестовать было некому.

Ученик 6. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчетам от 5 до 7 миллионов – граждане Советского Союза. Выжили чуть больше миллиона.

Ученик 7. Бухенвальд был мужским лагерем. Выучить свой номер на немецком языке узник должен был в течении первых суток. Набор цифр заменял имя. В концлагере содержалось около 240 тысяч человек. 56 тысяч узников погибли…

Ученик 8. Лагерь Майданек был создан в августе – сентябре 1941 года, был поделен на 5 секций, одна из которых была женской. У лагеря было 10 филиалов. В каждую топку закладывали по шесть трупов. Крематорий работал как доменная печь, без остановки, сжигая в среднем 1400 трупов в сутки… Через концлагерь Майданек прошло более миллиона узников.

В лагере было уничтожено 360 тысяч человек.

Ученик 9. Концлагерь Дахау был одним из первых и главных концлагерей на территории Германии. Создан в марте 1933 года. Лагерь имел 123 филиала, через которые прошло около 250 тысяч человек из 24 стран. Из них погибло 70 тысяч.

Ученик 10. В апреле 1940 года был организован лагерь Освенцим комплекс немецких концлагерей, располагавшийся на юге Польши, около города Освенцим. Это был огромный концлагерь, т.к. располагался рядом с железной дорогой. 1 135 000 тысяч человек стали его жертвами.

Ученик 11. Саласпилс - концентрационный лагерь на территории, оккупированной нацистами Латвии, получивший печальную известность в мире из-за содержания в нем детей. В лагере мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года. Тела были частично сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подверглось выкачиванию крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. Несмотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще

12-ти летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали на холоде по 5-6 суток. Фашисты выстраивая матерей с детьми, насильно отрывали малюток от родителей.

Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолировано. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. Грязь, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, приводили к массовой гибели. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносили из детского барака окоченевшие детские трупики, погибшие мучительной смертью. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.

VII. Чтение детьми стихотворения.

Мужчины мучили детей

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились - мучили детей.

И это каждый день опять:

Кляня, ругаясь без причины…

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

За что - обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье?

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что было всем открыто:

По древней логике земли,

От взрослых дети ждут защиты.

Они хватались за людей

Они молили. И любили.

Но у мужчин "идеи" были,

Мужчины мучили детей

Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это – было!

Мужчины мучили детей!

Воспитатель.

Дети воины. Дети у которых украли детство…

Было убито 1.5 миллиона детей, включая более миллиона евреев и десятки тысяч цыган, немецких детей с физическими и умственными недостатками, находившихся в лечебницах, польских детей и детей, проживавших на оккупированной территории Советского Союза.

В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.

Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Холокоста.

Говорят погибшие. Без точек.

И без запятых. Почти без слов.

Из концлагерей. Из одиночек.

Из горящих на ветру домов.


Говорят погибшие. Тетради.

Письма. Завещанья. Дневники.

На кирпичной, на шершавой глади

Росчерк торопящейся руки.

На промозглых парах железякой

На стене осколками стекла.

Струйкой крови на полу барака

Расписалась жизнь – пока была.

Говорят погибшие. Дыханье

В грудах пепла раздувает жар.

Маутхаузен. Орадур. Дахау.

Бухенвальд. Освенцим. Бабий Яр.

VIII. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

Воспитатель.

Думаю, что сегодня вы еще раз убедились как важно быть терпимыми друг к другу, к людям других национальностей, другой веры.

Попробуем пройти тест и узнать насколько вы толерантны.

Тест по толерантности.

Задание поможет определить степень терпимости, уважения к чужому мнению. Следует отвечать быстро, не задумываясь.

Предстоит ролевая игра. Что вас устраивает:

А) чтобы играли те, кто не знает правил.

Б) чтобы участвовали те, кто признает и знает правила.

Вы спокойно встречаете жизненные неудачи?

3. Болезненна ли для вас ситуация: когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили ваши одногруппники:
А) да.

4. Вызывают ли у вас неприязнь одногруппники, которые нарушают правила общественного поведения:
А) вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ.

Б) они вам не приятны, потому что не умеют себя контролировать.

5. Можете ли вы легко найти контакт с одногруппниками, которые имеют иные, чем у вас верования, обычаи, намерения?

А) вам всегда это трудно сделать.

Б) сравнительно легко.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которого становитесь:

А) вы не переносите ни шуток, ни самих шутников.

Б) пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.

Согласны ли вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одногруппники пытаются делать "не своё дело", стремятся казаться "лучше чем есть":

Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания. Ваша реакция:

А) вам неприятно, что внимание уделено ему, а не вам.

Б) вы рады за знакомого.

От 0 до 4 баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и нетерпимости, часто вы стараетесь навязать своё мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 5 - до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой вы способны и на неуважение к собеседнику, который думает иначе чем вы. Вы не умеете выдвигать убедительные аргументы.

От 14 до 16 баллов. У вас твёрдые убеждения, сочетающиеся с гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею с пониманием. Вы критичны к себе, не считаете своё мнение "истиной в последней инстанции". Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов.

Задание (Ответ аргументировать).

Сравните понятия:

терпимость - способность понимать, уважать чужое мнение,

терпение - способность соглашаться, вопреки своей воли,

доброта - отзывчивость, при которой появляется желание помочь другим,

уважение - признание чьих-нибудь достоинств,

П. Ответьте на следующие вопросы:

Что в них общее и что различное?

Какие определения более близки к понятию толерантность?

Приведите примеры толерантного поведения в вашей жизни.

Нужна ли толерантность в нашей жизни.

IХ. Заключительное слово.

Человек родился, он просто человек,
Русский или немец, еврей или узбек,
У каждого есть мама, каждый хочет жить,
Работать и учиться, растить детей, шутить.

Пусть люди будут разными, и мирным будет свет,
Настоящих поводов для ненависти нет.
Вспомним смерть замученных в начале ноября.
Не должны мучения позабыться зря.

Разработана преподавателями: Мелтонян А.Ю. и Бадунц А.Ю.

Рассмотрено на заседании цикловойкомиссии классных руководителей

Зав. цикловой:

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА: «9 ноября – Международный день против

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цели мероприятия:

продолжение формирования аналитических умений учащихся, умений высказывать свою точку зрения и обосновывать ее, опираясь на фактологический материал.

продолжение формирования навыков социальной восприимчивости и доверия, способности к сочувствию и сопереживанию;

воспитание у учащихся негативного отношения к любым формам насилия над человеком, а так же стремление противостоять им в наше время;

Задачи мероприятия:

формирование толерантного сознания и патриотизма;

формирование исторического мышления;

стимулирование интереса к страницам истории, к их переосмыслению в современных условиях;

воспитание уважения к людям разных национальностей и вероисповедания.

Методы проведения классного часа: словесный, наглядный, видеометод.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран;

записи видео и аудио материалов по теме;

презентация по теме мероприятия.

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА:

Ведущий 1 открывает мероприятие со стихотворения собственного сочинения (на фоне подготовленной презентации)

Ведущие 2, 3 приветствуют всех присутствующих и сообщают кратко тему и цели. (после слов приветствия Ведущие проводят небольшой экскурс по страницам истории Возникновения даты 9 ноября. Даюут определения понятиям: фашизма, расизма и антисемитизма.) Ведущий 1. Фашизм — это политическая идеология, которая основана на превосходстве одних рас или наций над другими (расизм), а также фашизм - один из видов государственного режима тоталитарного типа, характеризуется открытой диктатурой, направленным и организованным с целью подавление прогрессивных общественных движений.

Ведущий 2. Расизм — совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас, нации и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.

Расистским является убеждение в том, что расовые признаки имеют решающее влияние на способности, интеллект, нравственность, поведенческие особенности и черты характера отдельной человеческой личности, а не общества или общественной группы Расизм обязательно включает в себя идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми. Ведущий 1. Антисемитизм (нем. Antisemitismus) — одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе. Основан на предрассудках и является одной из разновидностей ксенофобии Термин обозначает враждебность по отношению к евреям и/или иудеям, а не ко всем народам семитской языковой группы Ведущий 2 9 ноября в мире отмечается Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма. В своё время инициатором определения такого дня в календаре памятных и скорбных дат стало Европейское объединение против национализма, расизма, фашизма – UNITED.

По заявлениям историков, до 30 тысяч представителей иудейской веры были отправлены в концлагеря, где евреям объявили, что их готовят к массовому выезду в Палестину.

Ведущий 1. Сегодня вопросы антисемитизма отошли на второй план перед антимигрантской истерией или проблемой исламофобии.

Ведущий 2. Мы хотим вам предложить посмотреть отрывок из

Просмотр видеоматериалаЗаключительный этап

Ведущий 1.Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма - это не день против указанного в формулировке - по отдельности, это день, который по определению должен заставлять человечество задумываться о последствиях идеологии превосходства одной части общества над другой, идеологии "лучшей веры", "лучшей расы", "исключительной нации".

Ведущий 2. Читает стихи

Кем бы ты ни был, еврей иль казах, Пусть в доме твоем не поселится страх. Работай, мечтай, строй и учись, Пусть в мире навеки исчезнет фашизм!

Ведущий 1. А теперь наш классный час подошел к концу, спасибо за внимание!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Урок мужества

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Этот материал пригодиться во внеурочной работе. Цель: сформировать у обучающихся представление о фашизме, расизме, антисемитизме. Задачи: 1. Акцентировать внимание обучающихся на необходимости противостояния и неприятия проявления фашизма, расизма, антисемитизма. 2. Содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости. 3. Содействовать формированию чувства милосердия. Формирование негативного отношения к фашизму, расизму, антисемитизму актуально и в наши дни. Ребята должны учиться понимать и принимать других людей.

Читайте также: