Международное право как особая система права кратко

Обновлено: 02.07.2024

Международное право – это особая правовая система, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. (Правовая норма – это правило. Принцип – это наиболее важное, общепризнанное правило, отклонение от которого недопустимо.)

- добровольно принимаются, исполняются и обеспечиваются (в том числе, путем принуждения) самими субъектами МПП.

Сущность международного права:

Право всегда вторично, поскольку первоначально возникают общественны (в нашем случае, международные) отношения, которые требуют регулирования. При выработке международно-правовых норм преимущество имеют государства, обладающие наибольшим экономическим и военно-политическим потенциалом. Например, Устав ООН был принят в 1945 году странами победителями во Второй мировой войне, а постоянными членами Совета Безопасности ООН, стали пять наиболее могущественных в тот период времени государств: СССР, США, Великобритания, Франция и Китай.

Например, Договор об Антарктике, 1959г., Договор о нераспространении ядерного оружия, 1968г., и многие другие.

3. Юридически закрепляет меры, направленные на достижение международного мира и безопасности, обеспечение прав и свобод человека.

Система международного публичного права – это разделение принципов и норм международного права на обособленные отрасли и институты.

Отрасль международного права – это подсистема международного права, представляющая собой совокупность норм и институтов, регулирующих определенную область международных отношений. Институт международного права – это обособленная группа правовых норм, регулирующих однородные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.

Право вооруженных конфликтов и др.

- институт международно-правовой ответственности и др.

Вопрос 2. Понятие и виды субъектов международного публичного права.

Субъект международного права - это независимый участник международных отношений, способный создавать нормы международного публичного права, и обладающий правами и обязанностями, предусмотренными для него международными договорами.

Основные признаки субъекта международного права:

- может создавать нормы международного права.

В науке МПП существуют теории, согласно которым к субъектам международного права относятся международные неправительственные организации, транснациональные корпорации и физические лица, участвующие в международных отношениях. Однако, классический подход предусматривает, что субъектами МПП являются не просто участники международных отношений, а акторы, которые совершают активные действия, направленные на других участников, путем создания международных правовых норм.

Виды субъектов международного права:

1. Независимые государства - п ервичные субъекты МПП.
2. Международные межправительственные организации - вторичные субъекты, создаются государствами (ООН, ОБСЕ, НАТО, МВФ, ЕС, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС, ИКАО, Интерпол и др.).

3. Народы, борющиеся за свою свободу и независимость - могут становиться субъектами МП, в качестве временной формы существования государств, находящихся в процессе формирования и становления.
Основные условия признания субъектом МПП народа, борющегося за свободу и независимость:

Международная правосубъектность — способность субъекта международного права быть участником международных правоотношений и создавать нормы международного публичного права. Содержание правосубъектности выражается и конкретизируется через правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Международная правоспособность - э то способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности.

- с момента вступления в силу международного договора о создании межправительственной организации или определяющего статус государственно-подобного образования;

- с момента признания организации, возглавившей национально-освободительное движение народа.

Международная дееспособность – это способность субъекта международного права самостоятельно приобретать, осуществлять и прекращать свои международные права и обязанности.
Международная деликтоспособность – это способностью субъекта международного права нести за свои действия юридическую ответственность, предусмотренную международными договорами.

Виды международной правосубъектности:

Отраслевая - способность быть участниками международных правоотношений в определенной области (политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и др.), характерна для международных организаций.

Специальная (ограниченная) правосубъектность – способность быть участником только определенного круга правоотношений или отказ от участия в отдельных видах международных правоотношений.

Статусом специальной (ограниченной) правосубъектности обладают:

- народы, борющиеся за свободу и независимость

Вопрос 3. Источники международного права

– это совокупность документов, содержащих нормы международного права, или выражение воли субъектов международного права иным способом.

Основные источники:

1. Международные конвенции (договоры, соглашения, пакты, протоколы, уставы, обмен нотами и др., важнейшим из которых является Устав ООН).

- это укоренившееся в международной практике правило правомерного поведения, которое соблюдается фактически (т.е. повторяется постоянно и однообразно в одинаковых случаях) и воспринимается как особая норма международного права. Например, неприкосновенность глав государств.

- наиболее важные юридические правила, присущи всем правовым системам. Например, постулаты римского права.

- основные принципы международного права.

Производные (вторичные) источники:

Например, Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и др. вправе принимать технические правила, регламенты и стандарты, которые становятся обязательными для государств-членов.

Вспомогательные источники:

2. Доктрины наиболее квалифицированных специалистов различных наций.

Вопрос 4. Соотношение международного и внутригосударственного права.

1. Монистические концепции – предполагают наличие единой системы права, включающей международные и внутригосударственные правовые нормы, и предусматривают:

- либо примат (верховенство) международных правовых норм (точка зрения XX-XXI веков).

2. Дуалистические концепции – предполагают наличие самостоятельного международного права и самостоятельного внутреннего права государств, и предусматривают:

В настоящее время приоритет МПП закреплен в законодательстве Франции, Испании, ФРГ, Японии, Италии, Греции, России, США и других стран. Так, ст.6 Конституции США предусматривает, что все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в Конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления.

Взаимное влияние международного и внутреннего права обусловлено:

- развитием международного сотрудничества и глобализацией экономики, что привело к необходимости интеграции и унификации внутреннего законодательства.

Механизмы влияния внутригосударственного права на международное:

2. Отражения в международных нормах воли и интересов государств, ранее закрепленных во внутреннем законодательстве.

Например, в ХХ веке на международное право огромное влияние оказало внутреннее право СССР, провозгласившее равенство мужчин и женщин, всеобщее избирательное право, права на труд и на отдых, на социальное обеспечение, на охрану здоровья и на образование, на жилище и т.п., что получило свое развитие во Всеобщей декларации прав человека, 1948г. и в последующих международных конвенциях о правах человека. Реализованное в Конституции СССР право наций на самоопределение было закреплено в Уставе ООН, 1945г.

Механизмы влияния международного права на внутригосударственное право:

1. Имплементация (внедрение) норм международного права во внутреннее законодательство государств. Основные формы имплементации:

- инкорпорация – включение или объявление к исполнению международно-правового акта соответствующим актом национального законодательства;

- трансформация – переработка (переформулирование) международно-правовой нормы в норму внутригосударственного правового акта.
2. Исполнение решений международных органов и судов, влекущих корректировку внутреннего законодательства государств.

(См. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации")
3. Учет интересов мирового сообщества в целях поддержания международного мира и безопасности.

Международное право как особая система права является независимой правовой системой, которая регулирует отношения между государствами в публичной и частно-публичной сфере через свои правовые источники. Эти источники регулируют права и обязанности стран, то, как они взаимодействуют друг с другом, и поведение в международных отношениях.

Целью международного права является создание стандартов, которые бы подходили для каждого государства. Для того, чтобы достичь этой цели, международное право регулирует активность различных субъектов, например, иностранных граждан, различных международных компаний, и государственных союзов.

Межгосударственные отношения являются предметом международного права и описывает взаимодействие стран, их отдельно взятых регионов и международных организаций. Также существует и понятие немежгосударственных отношений – отношения между юридическими и физическими лицами. В ходе международных отношений между странами зачастую возникают противоречия, учитывая различия законов и культур.

Сравнение национальной и международной систем права

В науке о международном праве одной из основных дискуссионных тем является влияние международного права на государственные правовые системы. Российская правовая система служит хорошим примером для того, чтобы проследить влияние международного права на внутригосударственное: общие черты и различия. Для начала, и международная и российская системы права основываются на общих принципах, которые направляют развитие, структуру и ее содержание, а также основные источники права. Более того, основой для этих систем являются правовые нормы, но, в случае с российской системой права, российский народ в виде власти и граждан является ее создателем, а, в случае с международной системой – совместные усилия нескольких стран и организаций международного характера.

Отличительной особенностью международного права является унифицированный характер.

Унификация – это приведение чего-либо к одной системе, форме и единообразию.

Материально-правовое регулирование по унифицированному принципу в международном праве является основным отличающим фактором в международном праве в сравнении с национальными системами, и выражается в заключении международных соглашений универсального и регионального характера, а также принятия модельных законов.

Влияние международного права на национальное можно проследить в ходе имплементации норм права – включения международных норм в российское право (что также называется инкорпорацией). Еще одной из форм имплементации является трансформация – переработка и изложение международного права в близких по смыслу нормах, указанных в российском законодательстве (или в виде отсылок на международные акты). Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 года играет ощутимую роль в процессе имплементации международных соглашений. Она была принята для поддержки международного мира и безопасности, развития дружественных отношений и продвижения совместного сотрудничества. Чтобы достичь поставленной цели, требуется развивать, вести учет и систематизацию международных соглашений на международном уровне. Более того, странам необходимо содействовать друг с другом в принятии положений этих соглашений на государственном уровне.

Ратификация международных соглашений

В российской правовой системе ратифицированные международные договоры являются частью национального законодательства.

Ратификация – это конкретная форма утверждения Российской Федерацией обязательств в отношении международного договора.

Категории законов для обязательной ратификации

После того, как международные законы были ратифицированы, они подлежат обязательной публикации. Законодательство России предусматривает обязательную ратификацию некоторых категорий международных договоров, среди которых:

  • Если предметом международного права являются основные права и свободы человека и гражданина.
  • Законы, исполнение которых требует внесение изменений в актуальные федеральные законы, или исполнение которых требует создание новых федеральных законов.
  • Законы, которые касаются разграничения территории Российской Федерации, разграничения экономической зоны или континентального шельфа страны.
  • Законы, которые касаются обороноспособности России (например, разоружение или международных контроль над вооружениями стран), мирные соглашения и соглашения о коллективной безопасности, особенно в сфере военно-технического сотрудничества.
  • Законы, которые касаются участия России в международных организациях, союзах или же других международных объединениях государственного уровня.
  • Законы, которыми принимаются технические регламенты.

В России в настоящий момент функционирует единая государственная система для регистрации и учета международных соглашений. Министерство иностранных дел РФ занимается регулированием и обеспечением функционирования этой системы.

Как итог, можно подчеркнуть, что, несмотря на влияние международного права на национальную систему права, оно все же остается самостоятельной системой и отличается от национальной системы по регулированию, созданию норм права, и участникам правоотношений.

Международное право – это особая правовая система, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. (Правовая норма – это правило. Принцип – это наиболее важное, общепризнанное правило, отклонение от которого недопустимо.)

- добровольно принимаются, исполняются и обеспечиваются (в том числе, путем принуждения) самими субъектами МПП.

Сущность международного права:

Право всегда вторично, поскольку первоначально возникают общественны (в нашем случае, международные) отношения, которые требуют регулирования. При выработке международно-правовых норм преимущество имеют государства, обладающие наибольшим экономическим и военно-политическим потенциалом. Например, Устав ООН был принят в 1945 году странами победителями во Второй мировой войне, а постоянными членами Совета Безопасности ООН, стали пять наиболее могущественных в тот период времени государств: СССР, США, Великобритания, Франция и Китай.

Например, Договор об Антарктике, 1959г., Договор о нераспространении ядерного оружия, 1968г., и многие другие.

3. Юридически закрепляет меры, направленные на достижение международного мира и безопасности, обеспечение прав и свобод человека.

Система международного публичного права – это разделение принципов и норм международного права на обособленные отрасли и институты.

Отрасль международного права – это подсистема международного права, представляющая собой совокупность норм и институтов, регулирующих определенную область международных отношений. Институт международного права – это обособленная группа правовых норм, регулирующих однородные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.

Право вооруженных конфликтов и др.

- институт международно-правовой ответственности и др.

Вопрос 2. Понятие и виды субъектов международного публичного права.

Субъект международного права - это независимый участник международных отношений, способный создавать нормы международного публичного права, и обладающий правами и обязанностями, предусмотренными для него международными договорами.

Основные признаки субъекта международного права:

- может создавать нормы международного права.

В науке МПП существуют теории, согласно которым к субъектам международного права относятся международные неправительственные организации, транснациональные корпорации и физические лица, участвующие в международных отношениях. Однако, классический подход предусматривает, что субъектами МПП являются не просто участники международных отношений, а акторы, которые совершают активные действия, направленные на других участников, путем создания международных правовых норм.

Виды субъектов международного права:

1. Независимые государства - п ервичные субъекты МПП.
2. Международные межправительственные организации - вторичные субъекты, создаются государствами (ООН, ОБСЕ, НАТО, МВФ, ЕС, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС, ИКАО, Интерпол и др.).

3. Народы, борющиеся за свою свободу и независимость - могут становиться субъектами МП, в качестве временной формы существования государств, находящихся в процессе формирования и становления.
Основные условия признания субъектом МПП народа, борющегося за свободу и независимость:

Международная правосубъектность — способность субъекта международного права быть участником международных правоотношений и создавать нормы международного публичного права. Содержание правосубъектности выражается и конкретизируется через правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Международная правоспособность - э то способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности.

- с момента вступления в силу международного договора о создании межправительственной организации или определяющего статус государственно-подобного образования;

- с момента признания организации, возглавившей национально-освободительное движение народа.

Международная дееспособность – это способность субъекта международного права самостоятельно приобретать, осуществлять и прекращать свои международные права и обязанности.
Международная деликтоспособность – это способностью субъекта международного права нести за свои действия юридическую ответственность, предусмотренную международными договорами.

Виды международной правосубъектности:

Отраслевая - способность быть участниками международных правоотношений в определенной области (политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и др.), характерна для международных организаций.

Специальная (ограниченная) правосубъектность – способность быть участником только определенного круга правоотношений или отказ от участия в отдельных видах международных правоотношений.

Статусом специальной (ограниченной) правосубъектности обладают:

- народы, борющиеся за свободу и независимость

Вопрос 3. Источники международного права

– это совокупность документов, содержащих нормы международного права, или выражение воли субъектов международного права иным способом.

Основные источники:

1. Международные конвенции (договоры, соглашения, пакты, протоколы, уставы, обмен нотами и др., важнейшим из которых является Устав ООН).

- это укоренившееся в международной практике правило правомерного поведения, которое соблюдается фактически (т.е. повторяется постоянно и однообразно в одинаковых случаях) и воспринимается как особая норма международного права. Например, неприкосновенность глав государств.

- наиболее важные юридические правила, присущи всем правовым системам. Например, постулаты римского права.

- основные принципы международного права.

Производные (вторичные) источники:

Например, Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и др. вправе принимать технические правила, регламенты и стандарты, которые становятся обязательными для государств-членов.

Вспомогательные источники:

2. Доктрины наиболее квалифицированных специалистов различных наций.

Вопрос 4. Соотношение международного и внутригосударственного права.

1. Монистические концепции – предполагают наличие единой системы права, включающей международные и внутригосударственные правовые нормы, и предусматривают:

- либо примат (верховенство) международных правовых норм (точка зрения XX-XXI веков).

2. Дуалистические концепции – предполагают наличие самостоятельного международного права и самостоятельного внутреннего права государств, и предусматривают:

В настоящее время приоритет МПП закреплен в законодательстве Франции, Испании, ФРГ, Японии, Италии, Греции, России, США и других стран. Так, ст.6 Конституции США предусматривает, что все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в Конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления.

Взаимное влияние международного и внутреннего права обусловлено:

- развитием международного сотрудничества и глобализацией экономики, что привело к необходимости интеграции и унификации внутреннего законодательства.

Механизмы влияния внутригосударственного права на международное:

2. Отражения в международных нормах воли и интересов государств, ранее закрепленных во внутреннем законодательстве.

Например, в ХХ веке на международное право огромное влияние оказало внутреннее право СССР, провозгласившее равенство мужчин и женщин, всеобщее избирательное право, права на труд и на отдых, на социальное обеспечение, на охрану здоровья и на образование, на жилище и т.п., что получило свое развитие во Всеобщей декларации прав человека, 1948г. и в последующих международных конвенциях о правах человека. Реализованное в Конституции СССР право наций на самоопределение было закреплено в Уставе ООН, 1945г.

Механизмы влияния международного права на внутригосударственное право:

1. Имплементация (внедрение) норм международного права во внутреннее законодательство государств. Основные формы имплементации:

- инкорпорация – включение или объявление к исполнению международно-правового акта соответствующим актом национального законодательства;

- трансформация – переработка (переформулирование) международно-правовой нормы в норму внутригосударственного правового акта.
2. Исполнение решений международных органов и судов, влекущих корректировку внутреннего законодательства государств.

(См. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации")
3. Учет интересов мирового сообщества в целях поддержания международного мира и безопасности.

Читайте также: