Методы возрастной и педагогической психологии кратко

Обновлено: 17.05.2024

1.Предмет возрастной и педагогической психологии. Детская психология и её предмет.

2.Задачи возрастной и педагогической психологии. Задачи детской психологии.

3.Методы возрастной и педагогической психологии. Группы методов психологии по Б.Г.Ананьеву.

1. Возрастная психология - раздел психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики, его качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому (младенческий, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст и т.д.).

Возрастная психология – это область знаний, содержащая информацию о законах возрастного преобразования психики людей.

Каждый возрастной этап характеризуется теми специфически возрастными задачами освоения окружающего мира и культуры, которые решаются при помощи формирования новых видов поведения и деятельности.

Научную основу возрастной психологии составляют фундаментальные теоретические положения, разрабатываемые в отечественной психологии, о социальной природе психики человека и закономерностях её развития на всех этапах онтогенеза (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Петровский и др.).

Согласно этим положениям, психика человека является продуктом развития. Психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством на протяжении всего своего существования.

Возрастная психология представляет собой отрасль общей психологии. Предметом возрастной психологии является выявление и изучение основных возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни.

Объектизучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Составляющими предмета возрастной психологии являются:

1 .Возрастная психология рассматривает измененияпсихики и поведения человека, как признак развития:1) эволюционные изменения - сравнительно медленные, количественные и качественные изменения основательные, которые происходят в двух сферах - как в психике, так и в поведении, например, в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Эти изменения охватывают значительные периоды жизни - до нескольких лет. Они зависят от постоянно действующих факторов 1) биологического созревания; 2) психофизиологического состояния организма ребёнка; 3) места ребенка в системе человеческих социальных отношений; 4) достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

2) революционные изменения - более глубокие, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Они совпадают со всеми кризисами возрастного развития, которые возникают всегда на рубеже двух определенных возрастов, между относительно спокойно протекающими периодами других эволюционных изменений психики и поведения.

3)третий вид изменений - особый. Он называется ситуационными изменениями - это такой особый признак развития, который связан с влиянием конкретной сложившейся ситуации (в семье, в коллективе и обществе вообще). Ситуационные изменения включают то, что происходит в психике и поведении ребенка под влиянием организованного и стихийного обучения и воспитания.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что первые два вида, т. е. возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения, очень устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, так как, однажды сформировавшись, остаются навсегда. Их функция - преобразование психологии человека как личности в сторону прогресса. Ситуационные - наоборот, очень неустойчивые, обратимы и предполагается, что их закрепление обязательно происходит в последующих упражнениях с помощью тренировки. Их особенностью является то, что они оставляют личность без видимых перемен и меняют лишь формы поведения - знания, умения, навыки.

Психологически правильно определить возраст - значит установить все возрастные нормы в интеллектуальном и личностном развитии.

3.Третья составляющая предмета возрастной психологии - движущие силы, условия и законы психического развития человека. Движущие силы - это те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические побудительные источники развития и всегда направляют его в нужное русло (это то, что заложено в самом человеке). Условия, т.е. причины, действие внутренних и внешних факторов (это то, что мы создаем сами). Законы психического развития определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и, опираясь на которые можно этим развитием управлять.

Педагогическая психология - отрасль психологии, содержащая знания и изучающая проблемы обучения и воспитания детей, а также психологические основы педагогической деятельности учителей, воспитателей, родителей, педагогических групп.

Предметом педагогической психологии является изучение специальных особенностей применения методов и приёмов в процессе обучения и воспитания, а также формирование личности. Здесь рассматриваются виды деятельности ученика и виды деятельности учителя, т.е. в первом случает речь идёт об учебной деятельности, или учении (ученика, воспитуемого). Во втором - о педагогической деятельности учителя (педагога), о выполнении им функций организации, стимуляции и управления (регулирования) учебной деятельности ученика.

Детская психология - это наука, изучающая особенности психической жизни ребенка и закономерности психического развития в детском возрасте (с рождения до 18 лет).

Детская психология изучает (предмет) психологические особенности каждого возраста главным образом с точки зрения того нового, что в нем возникает и развивается, вклада в общее психологическое развитие человека, выясняет какие изменения происходят в пределах каждого возраста и при переходе от одного возраста к другим.

Детская психология изучает развитие психики в связи с развитием деятельности ребенка, его общения с другими людьми, познания им окружающего мира, формирования его личности.

Рост- это количественные изменения или усовершенствование, каких - либо функций. Увеличивается вес ребенка, его рост, он научается всё лучше действовать с предметами, все лучше говорить, ходить и т.д. Это явление роста, то есть количественные накопления.

В отличие от этого развитиехарактеризуется, прежде всего, качественными изменениями, возникновением психических новообразований.

2. Задачи возрастной и педагогической психологии на современном этапе приобретает статус научно - практической дисциплины, поэтому обладает теоретическими и практическими задачами:

1. Исследование возрастной динамики психических процессов и личностного развития в зависимости от культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий, различных видов воспитания и обучения.

2. Исследование дифференциально-психологических различий, половозрелых и типологических свойств человека.

3. Исследование процесса взросления во всей его полноте и многообразных проявлений.

4. Попытки измерить изменения в жизни человека единицами времени (периодизация).

5. Изучение фактов и закономерностей психического развития нормального здорового человека.

1. Создание методической базы для контроля за ходом полноценностью содержания и условиями психического развития на разных этапах онтогенеза.

2. Организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов (помощь детям, родителям, педагогам и др.).

Задачи детской психологии:

  1. Описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе.
  2. Определение индивидуальных и типологических особенностей развития детей.
  3. Изучение влияния детского периода развития психики на дальнейшую жизнь взрослого человека.
  4. Взаимосвязь развития психики с развитием деятельности и общения с другими детьми и взрослыми.

3.В возрастной и педагогической психологии применимы все методы из общей психологии, но адаптированные к определенному возрасту (например, в детской психологии нельзя провести близнецовый метод, лабораторный эксперимент, интроспекцию и ретроспекцию невозможно провести с дошкольниками т.к. уровень самосознания у детей не высок и анкетирование детей, хотя родителей возможно т.д. )

Основными методами исследования возрастной и педагогической психологии являются:

1) наблюдение;

2) опрос;

3) эксперимент;

Наблюдение бывает внешним и внутренним. Внешнее наблюдение осуществляется посредством наблюдения за субъектом, а получаемые результаты фиксируются. Внутреннее наблюдение – это самонаблюдение, когда психолог исследует явления, происходящие в его собственном сознании. Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. Наблюдения следует проводить систематически и по определенному плану, схеме или программе, что обеспечит наблюдателю изучение именно тех вопросов и фактов, которые он ранее наметил.

Опрос проводят с целью изучить ответы на ряд задаваемых вопросов. Существует несколько разновидностей опросов: устный опрос и письменный опрос-анкета. Применяя тесты, получают количественный и качественный результаты. Есть два вида тестов – это тест-опросник и тест-задание.

Эксперимент- исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения связей изучаемых переменных между собой и обстоятельствами жизни ребенка. Различают лабораторный (проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой) и естественный эксперимент (проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов).

При проведении эксперимента пользуются следующими частными методами.

Анализ продуктов деятельности- метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники).

Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов.

Вопрос № 4.

Факторы и движущи е силы психического развития.

Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют его в нужное русло.


Факторы психического развития личности. Это то объективно существующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова. Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними.
Внешними факторами
выступают природно-географическая среда, макросреда, микросреда и общественно-полезная деятельность.
- Природно-географическая среда оказывает большое влияние на развитие личности. Известно, например, что выросшие на Крайнем Севере люди более выдержанны, более организованны, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их обучают.
- Макросреда, т. е. общество в совокупности всех его проявлений, также оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан не так, как представитель демократического государства.

- Микросреда, т. е. группа, микрогруппа, семья и т. д., также является важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой — совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

- Общественно-полезная деятельность — это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.
Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические особенности личности и ее психики (анатомо-физиологические и задатки).

Анатомо-физиологические особенности личности — это:

- специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках: своеобразии работы всей нервной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств, поведения и поступков и т. д.;

- характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и подверженность последних воздействиям обстоятельств и других людей. Например, слабое зрение и слух человека, естественно, сказываются на его действиях и поступках и должны приниматься во внимание в процессе общения и взаимодействия.
Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью адекватно реагировать на смену ситуаций, быстро перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы, устанавливать взаимоотношения с другими людьми. А следовательно, это может специфически проявляться и в ходе совместной деятельности с ними и, безусловно, должно приниматься во внимание.

Наблюдение - основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод изучения человека. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.
Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, "нормальных" условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание специальных условий, отличных от "нормальных".

От других способов обследования тестирование отличается:
точностью;
простотой;
доступностью;
возможностью автоматизации.
(http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/985/985126.htm; см. статью Борисовой Е.М. "Основы психодиагностики").

Тестирование - далеко не новый, но в недостаточно применяемый в педагогической психологии метод исследования (Бурлачук, 2000, С. 325; аннотация). Еще в 80-90 гг. XIX в. исследователи начали изучать индивидуальные различия людей. Это привело к возникновению так называемого испытательного эксперимента - исследования с помощью тестов (А. Дальтон, А. Кеттел и др.). Применение тестов послужило толчком для развития психометрического метода, основы которого были заложены Б. Анри и А. Бине. Измерение школьных успехов, интеллектуального развития, степени сформированности многих других качеств с помощью тестов стало неотъемлемой частью широкой учебно-воспитательной практики. Психология, предоставив педагогике инструмент для анализа, тесно с ней соединились (отделить тестирование педагогическое от тестирования психологического иногда невозможно) (http://psychology.net.ru/articles/d20020106230736.html; см. психологические тесты).
Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, укажем, прежде всего, на использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты умений, таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности - выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.
Обычно тестирование как метод психолого-педагогического исследования сливается с практическим тестированием текущей успеваемости, выявления уровня обученности, контролем качества усвоения учебного материала.
Наиболее полное и систематизированное описание тестов представлено в труде А. Анастази "Психологическое тестирование". Анализируя тестирование в образовании, ученый отмечает, что в этом процессе используются все типы существующих тестов, однако среди всех типов стандартизированных тестов тесты достижения численно превосходят все остальные. Они создавались для измерения объективности программ и процессов обучения. Обычно они "дают конечную оценку достижений индивида по завершении обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что индивид может делать к настоящему времени" (Анастази А., 1982. С. 36-37). (http://www.psy.msu.ru/about/lab/ht.html; см. Центр психологического и профориента-ционного тестирования "Гуманитарные технологии" МГУ).


Процедура эксперимента состоит в направленном создании или подборе таких условий, которые обеспечивают надёжное выделение изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его воздействием.
Чаще всего в психолого-педагогических экспериментах имеют дело с 2 группами: экспериментальной, в которую включается изучаемый фактор, и контрольной, в которой он отсутствует.
Экспериментатор по своему усмотрению может видоизменять условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения. Это, в частности, даёт возможность находить наиболее рациональные приёмы в учебно-воспитательной работе с учащимися. Например, меняя условия заучивания того или иного учебного материала, можно установить, при каких условиях запоминание будет наиболее быстрым, прочным и точным. Проводя исследования при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.

Возрастная психология отрасль психологической науки, которая изучает особенности развития личности на разных возрастных этапах. Она изучает возрастные изменения психики человека: особен­ности функционирования познавательной, эмоционально-волевой, по­требностно-мотивационной сфер психики человека, особенности ста­новления психологических качеств личности на разных возрастных папах (периодах) жизни.

Отраслями возрастной психологии являются: детская психо­логии, психология младшего школьника, психология подростка, психо­логии ранней юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология.

Педагогическая психология - отрасль психологической нау­ки, которая изучает психологические механизмы управления обучени­ем, образовательным процессом в целом, управление процессом освое­ния обобщенных способов действия, учебную мотивацию, позволяет отыскивать надежные критерии умственного развития и определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, изучает личностные особенности педагога.

Отраслями педагогической психологии являются: психология образовательной деятельности (как единства учебной и педагогической деятельности); психология учебной деятельности и ее субъекта — обу­чающегося (ученика, студента); психология педагогической деятельно­сти (в единстве обучающего и воспитывающего воздействия) и ее субъекта (учителя, преподавателя); психология учебно-педагогичес­кого сотрудничества и общения.

1. Предмет возрастной и педагогической психологииПредметом возрастной психологии является изучение и пред­ставление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития человека при его переходе из одного возраста в другой, включая развернутые разносторонние содержа­тельные психологические характеристики людей, относящихся к раз­ным возрастным группам.

2. Задачи возрастной и педагогической психологииОбщей задачей возрастной и педагогической психологии явля­ется выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека на разных возрастных этапах своего развития в разных условиях учеб­но-воспитательной деятельности, образовательного процесса.

Соответственно задачами возрастной и педагогической психо­логии можно считать:

— раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия па интеллектуальное и личностное раз­витие обучаемого в разных возрастах;

— определение механизмов и закономерностей освоения обу­чающимися социокультурного опыта, его структурирования, сохране­ния в индивидуальном сознании обучаемою и использования в различ­ных ситуациях;

- определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого разных возрастов и формами, методами обучающегося и воспитывающего воздействия;

- определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллек­туальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

— изучение психологических основ деятельности педагога в ра­боте с детьми разных возрастов;

- определение фактов, механизмов, закономерностей разви­вающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления у детей дошкольного и младшего школьного возрастов;

— определение психологических основ диагностики у детей разных возрастов уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательными стандартами;

— разработка психологических основ дальнейшего совершенст­вования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы с целью создания максимально эффективных условий для полноценного психического развития обучаемых разных возрастов.

Методы возрастной и педагогической психологии

В настоящее время существуют различные подходы к классификации методов исследования в возрастной и педагогической психологии. Рассмотрим одну из классификации, предложенную Б.Г.Ананьевым, который выделил четыре их группы:

1) организационные методы(сравнительный, лонгитюдный, комплексный);

2) эмпирические,куда входят:

а) обсервационные методы (наблюдение и самонаблю­дение);

б) экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или, по Б. Г. Ананьеву, психолого-педагогический);

в) психодиагностические методы (тесты, стандартизо­ванные и проективные, анкеты, социометрия, интервью и бе­седа);

г) праксиметрические методы, по Б. Г. Ананьеву, прие­мы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка работ);

д) метод моделирования (математическое, кибернетическое и др.);

е) биографические методы (анализ фактов, дач, собы­тий, свидетельств жизни человека):

3) обработка данных, куда входят методы количественного (математико-статистические) и качественного анализа;

4) интерпретационные методы, включающие генетический и структурный метод.

В настоящее время в педагогической практике различных образовательных учреждений активно используются методы психологиче­ской диагностики.

Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-пси­хофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикойподразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и пси­хофизиологических особенностей, черт личности.

Классификация психодиагностических методик:

1. Строго формализованные методики:

— Тесты:

По форме: индивидуальные и групповые; устные и пись­менные; бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные; вер­бальные и невербальные.

По содержанию: тесты интеллекта (групповые и индиви­дуальные, устные и письменные, бланковые, предметные и компью­терные); тесты способностей (общих-умственных и специальных); тес­ты личности (мотивации, интересов, эмоций, отношений, поведения) и тесты достижений.

— Опросники:

Личностные, опросники: групповые и индивидуальные, закрытые и открытые,

Опросникианкеты: анкеты с открытыми, закрытыми и полузакрытыми вопросами, биографические анкеты

2. Малоформализованпыс методики:

Наблюдение:

• Наблюдения хронологические: лонгитюдные (продоль­ные I, периодические, единичные.

• В зависимости от ситуации: наблюдение в естественных условия, лабораторное.

Позиция наблюдателя: открытое и скрытое (стороннее), наблюдение со стороны и включенное

Беседа и интервью:

• По форме:свободные, стандартизованные, частично стан­дартизованные.

По целевомуназначению: диагностическое, клиническое.

• По характеру используемых вопросов: прямые вопросы,косвенные, проективные

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Читайте также: