Методы психолого педагогического исследования детей в пмпк кратко

Обновлено: 03.07.2024

В комплексной оценке психического развития, в выявлении индивидуальных типологических возможностей детей для дальнейшего обучения чрезвычайно важным является педагогическое обследование.
Педагогическое исследование детей в целях диагностики педагогической запущенности, пограничных состояний и задержек психического развития должно включать в себя задания на определение готовности к обучению, развитие школьно значимых функций, познавательной деятельности и интеллекта.
Задача педагогического собеседования — выявление готовности ребенка к обучению в школе, степени сформированности школьных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы.
На разных этапах педагогического обследования используются различные методы изучения произвольной деятельности и личностных особенностей ребенка: беседа, обучающий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей. Выбор методов обследования зависит от целей каждого этапа обследования и от индивидуальных особенностей ребенка (контактность, трудности адаптации в новых условиях, тревожность, сензитивность, негативистические проявления и т.д.)
Знакомство с проблемой ребенка начинается с изучения документации. Педагог-дефектолог знакомится со школь­ной характеристикой, медицинскими сведениями, записями специалистов ПМПК, если ребенок уже проходил обследование, изучает его письменные работы. Это помогает специалисту ориентироваться в проблеме и подготовиться к общению с родителями. Внимательное и доброжелательное отношение к обследуемому способствует созданию атмосферы доверительного общения. В процессе предварительной беседы с родителями выясняются условия жизни ребенка, особенности его развития, состав семьи, профессии родителей, а также школьный анамнез: с какого возраста началось обучение в школе, по каким программам обучался ребенок, дублировал ли классы, какие предметы вызывают особенные трудности, круг интересов ребенка вне школы. Подобную беседу целесообразно проводить в отсутствие ребенка. Для более подробного изучения условий жизни ребенка и оценки уровня его развития родителям предлагается заполнить анкету.

Анкета для родителей

1. Фамилия, имя ребенка.
2. Дата рождения.
3. Домашний адрес.
4. Порядковый № класса, № школы, район.
5. Какое дошкольное учреждение посещал ребенок (Массовое, специальное, речевой д/с).
6. В каком возрасте ребенок пошел в школу (с жела­нием или без желания, с подготовкой или неподготовлен­ный).
7. Кем направлен.
8. Какими специалистами, в каких учреждениях и ко­гда оказывалась консультативная и коррекционная помощь.
9. Сведения о семье:
Мать (ф.и.о., образование, профессия). Отец (ф. и. о., образование, профессия). Брат (сестра) — ф. и., возраст, учебное заведение. Другие члены семьи.
10. Условия воспитания в семье (семейно-бытовые ус­ловия, психологический климат в семье, взаимоотношения ребенка с членами семьи).
11. В каком классе возникли трудности в обучении, по каким предметам.
12. В чем причина возникновения у ребенка трудностей в обучении, по вашему мнению.
13. Какую помощь вам оказывает образовательное уч­реждение, которое посещает ребенок, для преодоления воз­никших трудностей.
14. Как ребенок относится к своим неуспехам в школе.
15. Ругаете ли вы ребенка за плохие отметки.
16. Ставите ли вы своему ребенку в пример других де­тей, которые успешно учатся.
17. Как ваш ребенок относится к выполнению домаш­них заданий (самостоятельно или с вашей помощью выпол­няет задания; требуется ли постоянная помощь в виде под­сказки, разъяснения; сколько времени тратите на подготов­ку домашних заданий).
18. Чем увлекается и чем любит заниматься ваш ребенок в свободное время.
19. Какие кружки, секции посещает ваш ребенок.
20. Какие особенности в развитии и поведении вы за­мечаете у своего ребенка.
21. Какую помощь хотели бы вы получить для ребенка в преодолении возникших трудностей.

Непосредственное общение с ребенком начинается с установления психологического контакта. Для максимального раскрытия интеллектуальных возможностей ребенка важно создать условия психоэмоциональной комфортности, предоставить ребенку пространство для свободных выска­зываний. Для поддержания интереса и работоспособности многие задания предлагаются в игровой и занимательной форме. В случае возникновения трудностей педагог оказывает разную степень помощи, вплоть до совместного выполнения действий с ребенком, при этом каждый удачный ответ подкрепляется похвалой и одобрением.
На начальном этапе беседы одной из задач является выявление уровня осведомленности ребенка. Беседа строится с соблюдением основных дидактических принципов: постепенность усложнения, четкость формулировок. Если ребенок испытывает затруднения, предлагаются вспомогательные вопросы.
Например, детей с выраженным отставанием в развитии, неконтактных, у которых под влиянием постоянной неуспеваемости выработалось отрицательное отношение к учебе, целесообразно обследовать с помощью игрового, зани­мательного материала.
Детям с повышенной истощаемостью предлагаются за­дания, с помощью которых психические особенности могут быть раскрыты в максимально короткие сроки и т. п.

Примерные вопросы по выявлению уровня осведомленности детей младшего школьного возраста:

— Назови имя, отчество, фамилию, возраст, свой домашний телефон.
— На какой улице ты живешь?
— Как называется наш город?
— В честь кого он так назван?
— Кем был Петр I?
— Почему Санкт-Петербург назван в честь Петра I?
— Как называется наша страна?
— Как называется столица нашей страны?
— Что такое столица?
— Какие ты еще знаешь страны?
В ходе беседы устанавливается индивидуальный контакт с ребенком, психологический настрой на школу, появляется возможность заинтересовать ребенка и снять напряжение, вызванное самим фактом обследования. Содержание предварительной беседы должно быть направлено на выяснение кругозора ребенка, его знаний о себе, окружающих, особенностей его ориентировки в окружающем мире. Могут быть использованы вопросы, направ­ленные на получение следующих сведений:

1. Знания о себе, семье, близких.
Цель — выявление знаний о возрасте ребенка, именах родителей, их профессии, составе семьи, понимания родственных отношений.
2. Ориентировка в пространстве.
3. Ориентировка во времени, умение определять время суток (день, ночь, утро, вечер), узнать время по часам.
4. Знание о явлениях природы.
С помощью беседы можно выяснить, что ребенок знает о временах года, их признаках, может ли отгадать загадку, определить время года по признакам, знание ребенка о погодных явлениях (дождь, снег, град, метель и т.д.), о рас­тениях, месте их произрастания.
5. Общий кругозор.
6. Умение сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи, знание родовых понятий.
7. Отношение к учебе, познавательные интересы, нравится ли ходить в школу и хочется ли учиться.

Система педагогической диагностики детей может включать в себя задания, построенные на не учебном и учебном материале

Исследование состояния школьных навыков позволяет изучить ребенка в процессе деятельности. Педагог, наблюдая работу ребенка над тем или иным заданием, может составить мнение не только о состоянии его навыков, но и о способности воспринимать помощь, действовать в аналогичной ситуации, об отношении ребенка к результатам деятельности. В процессе выполнения заданий учебного характера можно увидеть трудности, мешающие ребенку учиться, степень дисциплинированности ученика, отношение его к заданию.
Таким образом, педагогическая диагностика позволяет выявить особенности ребенка в отношении педагогически значимых функций, успешности обучения и определить содержание индивидуальной работы с каждым для улучшения эффективности процесса обучения.
В рамках диагностического педагогического обследования проводится обучающий эксперимент, позволяющий определить этап в возникновении трудностей, степень и характер необходимой помощи, выявить компенсаторные возможности и наметить пути коррекции.
При отборе учебного материала для проведения обучающего эксперимента необходимо выявить уровень знаний и наметить индивидуальный план обучения.
При выборе методов и приемов обучения следует начинать с использования словесно-логических, предоставляя ребенку возможность максимально проявить свои интеллектуальные способности. Если исполь­зование этих методов неэффективно, то необходимо предоставить наглядно-образную помощь в виде схем, кратких записей, условных рисунков, таблиц и т.д.
Если такая помощь не приводит к желаемому результату, то следует использовать наглядно-действенные методы, включающие действия с конкретными рисунками и предметами.
Не стоит торопиться с использованием наглядного материала. Важно дать возможность ребенку выполнить задание на вербальном уровне. Первоначальная степень оказания помощи должна быть минимальной, задания и степени трудности следует планировать от простых к сложным. Это позволяет ребенку успешнее адаптироваться в новых условиях, почувствовать уверенность в своих силах.
Анализ результатов обучающего эксперимента позволяет выявить сохранные и психические функции ребенка, его компенсаторные возможности, наметить пути коррекционной работы и условия, наиболее благоприятные для их реализации.

Схема обследования

Методический материал для проведения педагогического обследования

Образец заключения по результатам педагогического обследования

Вопросы к беседе

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Кем работает твоя мама (твой папа)?
4. Где ты живешь, назови свой домашний адрес.
5. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тётей или дядей?
6. У тебя есть брат (сестра), кто старше?
7. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года?
8. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
9. Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь утром или днём? Что бывает раньше — обед или ужин?
10. Какое сейчас время года — зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
11. Когда можно кататься на санках — зимой или летом?
12. Почему снег бывает зимой, а не летом?
13. Что делают почтальон, врач, учитель?
14. Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?
15. Ты сам (а) хочешь пойти в школу? Почему?
16. Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?
17.Тылюбмшьрисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т.д.?
18. Покажи свой правым глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19. Каких зверей ты знаешь? Каких птиц?
20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчёлка? У кого больше ног: у собаки или петуха?
21. Что больше: 8 или 5; 5 или 3. Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3.
22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методы психолого-педагогического обследования детей

Метод исследования

Предмет исследования

( что исследует)

Характеристика метода

Сфера применения

Метод продольных (лонгитюдных) и поперечных срезов

Длительное исследование одних и тех же детей на протяжении нескольких лет.

Научный метод, применяемый в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. В самом широком смысле является синонимом панельного исследования, а в более узком смысле — выборочное панельное исследование любой возрастной или образовательной когорты в период от момента получения среднего образования до достижения возраста 28 — 30 лет.

Метод поперечных срезов – выявление осо­бенностей развития на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах детей различ­ного возраста, разных уровней развития, с различными свойст­вами личности и т.д.

Лонгитюдное исследование позволяет проводить обработ­ку данных поперечно по отдельным возрастным периодам; более точно выразить величину из­менения в развитии между двумя периодами, определить индивидуальную структуру и динамику развития каждого ребенка; анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными ком­понентами развивающейся личности. Метод попе­речных срезов: основное преимущество – сравнитель­ная быстрота исследования - возможность приобретения в те­чение короткого времени результатов.

Однако исследования в поперечных срезах статичны и не дают возможности выводить заключение о динамике про­цесса развития, его непрерывности, а многие закономерности развития, полученные таким образом, являются весьма прибли­зительными.

социология, в инженерная психология, психологии труда Дневники наблюдений в условиях семейного воспитания, близнецовый метод.

Метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.

Так, изучая людей, исследователь может наблюдать:

1) речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность. );

2) экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела);

3) положение тел в пространстве (перемещения, неподвижность, дистанцию, скорость, направление движений. );

4) физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия. ).

Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами:

- целенаправленностью; наблюдатель должен отчетливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных ярких и отчетливых второстепенных раздражителей, а существенный материал останется неучтенным;

- систематичностью, которая позволит достоверно отличить случайное от типичного, закономерного;

- планомерностью, так как следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение; когда, где, при каких условиях;

- аналитичностью, ведь оно предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы;

- регистрацией результатов, что позволяет исключить сшибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений;

- оперированием системой однозначных понятий, специальных терминов, способствующих четкому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций.

Самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психоло­гии.

Наблюдение используется, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаи­моотношения людей, когда стремятся получить целостную кар­тину происходящего.

Необходимо соблюдать определенные условия и требования при использовании этого метода, чтобы наблюдение было действительно научным методом (четкая целевая ус­тановка, плановость и система­тичность наблюдения, избирательный или выборочный характер в соответствии с выдвинутой гипотезой).

К процедуре наблюде­ния предъявляются следующие требования:

а) определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);

б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исс­ледуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходи­мой информации (как наблюдать?);

г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести за­писи?);

д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляю­щие психики ребенка, как особенности поведения, общения, эмоционального состояния, спонтанной деятельности, наличия патологических проявлений (навязчивых или стереотипных действий, агрессивности, эхолалий), сформированности социально-бытовых навыков самообслуживания, опрятности, правил поведения и т.д.

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические про­цессы в естественных условиях, не требует специ­ального оборудования и исключает дополнительную психоэмо­циональную нагрузку ребенка.

Основные недостатки метода наблюдения: I) длительность; 2) субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма спе­циалиста; 3) невозможность статистической обработки результа­тов.

Активное или пассивное наблюдение за ребен­ком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации.

Метод сбора фактов о психологических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.
Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, интересов, предпочтений, установок, отношения к среде, коллективу и др.).

Может проводиться как с самим исследуемым, так и с другими, знающими его людьми.

Исследование предусматривает наличие общего плана, не включающего конкретных вопросов, с выделением в нём основных тем и положений, которые должны быть затронуты для получения желаемого результата.

При диагностике психического развития детей беседа предполагает получение психологом информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуж­дения их с родителями, педагогами или с самим ребенком.

- беседа должна побуждать и поддерживать у родителей или педа­гогов интерес;

- важно продумать организацию пространства и выбор време­ни для проведения беседы;

- необходимо создать до­верительные отношения;

- психолог не должен открыто критиковать воспитательные действия родителей или педагогов;

- важно предупредить возникновение у родителей или педагогов ожидания немедленных результатов по итогам беседы;

- нужно стремиться к выработке у родителей и педагогов ре­альных представлений о психофизических особенностях ребенка и его трудностях.

Беседа с ребенком проводится с целью установления с ним контакта, создания ситуации психологического комфорта для него, выявления определенных знаний и представлений об окружающем, мотивов, склонностей, интересов, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме или особенностей психических проявлений ребенка в процесс общения.

При проведении беседы с ребенком необходимо соблюдать следующие требования:

-беседа с ребенком проводится лишь при его желании поддерживать ее. Если ребенок не желает отвечать на вопросы, то ее следует прекратить;

- беседу с ребенком следует строить не на прямых, а косвенных вопросах, она не должна носить характер настойчивого расспроса;

- при выборе содержания беседы необходимо учитывать возраст ребенка, его индивидуальные особенности, предполагаемые реакции на вопросы;

- в зависимости от ситуации и характера проблем беседу с ребенком желательно проводить, оставаясь с ним наедине.

Метод беседы в психолого-педагогической практике применяется при изучении личности ребёнка, его прошлой жизни, домашней обстановки, его родителей, его интересов и т.д.; при применении других методов исследования для получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено); при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.

Опрос (анкетирование)

Метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет.

Анкета-это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленная на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа психики детей, родителей.
Анкета - это вопросник, содержание которого и способ ответа на вопросы заранее планируются и преследуют достижение поставленной исследователем цели.

Анкета – сравнительно экономичный метод сбора данных, хорошо поддается статистической формализованной обработке и применяется в массовых обследованиях.

Один из наиболее распространенных средств изучения психических состояний. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъектив­ных фактах со слов опрашивающих.

Уст­ный опрос является методом, традиционным для психологиче­ских исследований, и издавна используется психологами раз­личных научных школ и направлений.

Однако опросам как методам сбора первичной информации свойственна известная ограниченность. Их данные во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых и нередко свиде­тельствуют, даже при условии полной искренности со стороны опрашиваемых, не столько об их подлинных мнениях и настро­ениях, сколько о том, какими они их изображают.

Анкетирование (заочный опрос) тоже имеет свою специфи­ку. Считается, что к заочному опросу, целесообразнее прибегать в тех случаях, когда необходимо либо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам, либо опро­сить большое число людей в сравнительной небольшой срок.

Основное преимущество анкетирования состоит в возможно­сти массового охвата большого количества лиц. Анкета гаран­тирует анонимность в большей степени, чем интервью, и пото­му опрашиваемые могут давать более искренние ответы.

Метод опроса в отношении проблем развития ребенка осуще­ствляется с применением опросников, т.е. методик, содержащих вопросы, на которые родители и педагоги должны ответить в сво­бодной форме (открытый тип опросника) или выбрать из вариан­тов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип).

Опросники также могут содержать утверждения, с которыми родитель или педагог может согласиться или не согласиться, на основе полученной суммы баллов можно оценить степень выраженности у ребенка тех или иных по­веденческих нарушений и сделать вывод о соответствии его раз­вития норме.

Разновидностью опроса является сбор медицинского и социально-психологического анамнеза, который обязательно используется при диагностике психического развития ребенка. Сбор анамнеза предполагает выяснение фактических данных о развитии ребенка в ходе онтогенеза, особенностей социальной ситуации развития, условиях и типе воспитания и т.д. Анамнестические сведения обязательно анализируются и учитываются при выяснении причин отклонений в развитии ребенка, постановке психолого-педагогического диагноза.

Область применения опросов в психологических исследованиях до­вольно обширна. Они используются:

- на ранних стадиях исследования, в процессе работы по разведывательному плану, (используется только интервьюирование). С помощью данных интервью устанавливаются перемен­ные, относящиеся к изучаемой проблеме, и выдвигаются рабочие гипотезы;

- опрос выступает как основное средство сбора первичной информации для получения данных, позволяющих измерить вза­имосвязь изучаемых переменных;

- опрос служит для уточнения, расширения и контроля дан­ных, полученных как другими методами, так и путем той или иной формы опроса.

Изучение продуктов деятельности

Метод анализа продуктов деятельности система исследовательских процедур, направленных на сбор, систематизацию, анализ и толкование продуктов деятельности человека.

Продукт - такие реальные и идеальные проявления активности человека, которые могут быть объективно изученные: рисунки, дневники, литературные произведения и т.д..

Анализ продуктов деятельности позволяет делать опосредствованные выводы о сформированности знаний человека, ее интересах и способностях, развитии тех или других психологических качеств. Анализ продуктов деятельности может использоваться в качестве самостоятельный исследовательский метод, совмещаться с другими (наблюдение и анализ продуктов деятельности), а может входить в состав других методов, например, биографического исследования.

Метод широко и очень плодотворно используется в детской психологии — изучаются продукты детского творчества для пси­хологического изучения ребенка: изобразительной, конструктивной, ручной деятельности.

Биографический метод

Метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. В настоящее время он является единственным методом, который позволяет изучить личность в процессе развития. Биографический метод - исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути.

Предметом биографического метода является жизненный путь—история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек и события окружающей его среды.

Во многих случа­ях с целью психологического исследования используется не один, а несколько методов, каждый из которых дополняет другие, рас­крывая новые стороны психической деятельности.

Недостатки этого метода - описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти - могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности.

Современная психологическая наука

Метод экспериментального исследования (психолого-педагогический эксперимент)

Психолого-педагогический эксперимент в диагностике нарушений в развитии - это изучение нарушенных пси­хических процессов и личности в специально созданных услови­ях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нару­шений.

При психолого-педагогическом обследовании детей используются два вида экспериментального исследования: констатирующий и обучающий эксперимент. Констатирующий эксперимент выявляет актуальный уровень психического развития ребенка, а именно, уровень сформированности и особенности развития психических функций: внимания, памяти, речи, мышления, восприятия, а также запаса знаний и представлений об окружающем на данном этапе развития ребенка.

При описании отдельных методик обычно приводятся указа­ния на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных момен­тов экспериментальной работы, требующих опыта и квалифика­ции.

Психологический эксперимент осуществляется с по­мощью конкретных приемов изучения психических функций - экспериментально-психологических методик.

Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным и главным в психодиагностике нарушенного развития у детей. Он предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента.

При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила:

- эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении;

- эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функ­ций;

- построение экспериментальных приемов должно предоставить психологу возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить, как он воспринимает помощь и может ли ею воспользоваться;

- экспериментально-психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психи­ческих нарушений;

- результаты экспериментально-психологического исследова­ния должны точно и объективно фиксироваться в протоколе.

Специфической особенностью психологического изучения де­тей с нарушениями умственного развития является использование обучающего эксперимента. При диагностике умственного развития ребенка очень важно оценить его обучаемость, что невозможно осуществить с помощью констатирующих методов исследования Обучающий эксперимент предполагает включение в процедуру обследования регламентированный объем помощи. Анализ результатов обучающего эксперимента обязательно включает оценку возможностей принятия различных мер помощи и способности к переносу усвоенного способа действия на выполнение новых заданий.

Широко применяются в различных областях человеческой деятельности. Успех использования метода основан на взаимосвязи различных наук: физиологии, биологии, психологии, математики.

Большие успехи в использовании метода достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия.

Е..И.Рогов. Общая психология. М.Владос.,1995.

Основы психодиагностики /под ред.А.Г.Шмелева. – Ростов н/Д.1996.

Введение в психодиагносику./Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой.-М.,1997г.

Психолого-педагогическая диагностика. Учеб.пособ.. под ред. И.Ю. Левченко, С.Д.Забрамной.М.АСАDЕМА- 2003г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обследование детей медико-психолого-педагогической комиссией (МППК), как правило, начинается с изучения их документации (медицинской карты, характеристики) и продуктов деятельности (тетрадей, рисунков и т.п.).

Врач-невропатолог знакомит членов консультации с имеющейся медицинской документацией: анамнезом, заключениями отоларинголога, офтальмолога, педиатра, лабораторными данными и др.; обращает внимание на имеющееся у ребенка снижение слуха или зрения и т.п. В этих случаях дефектолог заранее может подобрать соответствующий для обследования материал.

Врач-невропатолог знакомит членов консультации с имеющейся медицинской документацией: анамнезом, заключениями отоларинголога, офтальмолога, педиатра, лабораторными данными и др.; обращает внимание на имеющееся у ребенка снижение слуха или зрения и т.п. В этих случаях дефектолог заранее может подобрать соответствующий для обследования материал.

В свою очередь, дефектолог, познакомившись с документацией, сообщает членам консультации существенные особенности, которые следует учитывать при налаживании контакта и в процессе обследования. Например, при указании в характеристике на выраженные трудности в усвоении учебной программы целесообразно строить обследование на заданиях игрового характера, начиная с того, что ребенку легче и интереснее. Изучение материалов характеристики позволяет нацелить на выявление тех качеств, свойств психики, которые в большей мере характеризуют состояние ребенка и требуют уточнения.

В свою очередь, дефектолог, познакомившись с документацией, сообщает членам консультации существенные особенности, которые следует учитывать при налаживании контакта и в процессе обследования. Например, при указании в характеристике на выраженные трудности в усвоении учебной программы целесообразно строить обследование на заданиях игрового характера, начиная с того, что ребенку легче и интереснее. Изучение материалов характеристики позволяет нацелить на выявление тех качеств, свойств психики, которые в большей мере характеризуют состояние ребенка и требуют уточнения.

Задача дефектологов - провести психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с использованием соответствующих методов. Выбор и последовательность применения тех или иных методов зависят от возраста и индивидуальных особенностей обследуемого. В одних случаях олигофренопедагог, логопед опираются на беседу, включая в нее отдельные экспериментальные методики, в других случаях все изучение строится на наблюдении за деятельностью ребенка в процессе игры и т.д.

Задача дефектологов - провести психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с использованием соответствующих методов.

Выбор и последовательность применения тех или иных методов зависят от возраста и индивидуальных особенностей обследуемого. В одних случаях олигофренопедагог, логопед опираются на беседу, включая в нее отдельные экспериментальные методики, в других случаях все изучение строится на наблюдении за деятельностью ребенка в процессе игры и т.д.

Беседа Наблю-дение Изучение рисунков Методы психолого-педагогического исследования

Методы психолого-педагогического исследования

 Метод беседы Беседа служит средством установления контакта с ребенком. Она позволяет судить о личностных качествах и поведении ребенка, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии. В ходе беседы выявляются запас сведений и точность представлений. Чтобы выполнять функции метода исследования, беседа должна быть целенаправленной

Беседа служит средством установления контакта с ребенком. Она позволяет судить о личностных качествах и поведении ребенка, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии. В ходе беседы выявляются запас сведений и точность представлений. Чтобы выполнять функции метода исследования, беседа должна быть целенаправленной

При установлении умственных способностей ребенка в беседе следует выявить:

характер представлений о времени (время по часам, понимание временной протяженности)

представления о явлениях природы (поры года, явления природы и их признаки)

запас сведений о своей родине, о выдающихся событиях, понимание прочитанных книг, просмотренных фильмов и т.д.

Вопросы должны быть четкими и понятными, а сама беседа должна носить непринужденный характер. Важно соблюдать педагогический такт. Не рекомендуется начинать беседу, если дети имеют дефекты речи, слуха или трудно вступают в контакт. В этих случаях можно воспользоваться наглядным материалом, который заинтересует ребенка и позволит выявить то, что требуется исследователю.

Вопросы должны быть четкими и понятными, а сама беседа должна носить непринужденный характер. Важно соблюдать педагогический такт. Не рекомендуется начинать беседу, если дети имеют дефекты речи, слуха или трудно вступают в контакт. В этих случаях можно воспользоваться наглядным материалом, который заинтересует ребенка и позволит выявить то, что требуется исследователю.

 Метод наблюдения Является одним из ведущих при изучении детей. Наблюдение начинается с момента появления ребенка в консультации и продолжается на протяжении всего времени обследования. Наблюдение всегда должно вестись целенаправленно. Его материалы необходимо фиксировать.

Является одним из ведущих при изучении детей. Наблюдение начинается с момента появления ребенка в консультации и продолжается на протяжении всего времени обследования. Наблюдение всегда должно вестись целенаправленно. Его материалы необходимо фиксировать.

Создавая игровые ситуации, ребенок производит анализ, синтез, обобщение и классификацию, отбирая именно те игрушки и предметы, которые нужны для определенного действия (отбирает предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т.д.). В ходе производимых ребенком манипуляций наблюдаем за координацией движений, состоянием моторики.

Создавая игровые ситуации, ребенок производит анализ, синтез, обобщение и классификацию, отбирая именно те игрушки и предметы, которые нужны для определенного действия (отбирает предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т.д.). В ходе производимых ребенком манипуляций наблюдаем за координацией движений, состоянием моторики.

 Метод изучения рисунков Как уже отмечалось выше, рисунок является важным дифференциально-диагностическим показателем при изучении детей. В тех случаях, когда рисунок, находящийся в педагогической документации ребенка, чем-то настораживает, целесообразно провести специальное исследование, предложив ребенку рисование (свободное и по заданию). Способность ребенка выбрать тему, характер изображения, сам процесс рисования могут дать ценный дополнительный материал для уточнения окончательного диагноза. На это указывали многие исследователи: С.А.Болдырева, Т.Н.Головина, И.А.Грошенков, В.С.Мухина и др. 8

Метод изучения рисунков

Как уже отмечалось выше, рисунок является важным дифференциально-диагностическим показателем при изучении детей. В тех случаях, когда рисунок, находящийся в педагогической документации ребенка, чем-то настораживает, целесообразно провести специальное исследование, предложив ребенку рисование (свободное и по заданию). Способность ребенка выбрать тему, характер изображения, сам процесс рисования могут дать ценный дополнительный материал для уточнения окончательного диагноза. На это указывали многие исследователи: С.А.Болдырева, Т.Н.Головина, И.А.Грошенков, В.С.Мухина и др.

Как правило, умственно отсталые дети затрудняются выбрать тему, прибегая к изображению привычных однотипных предметов, не создавая сюжета. В их рисунках на свободную тему нет замысла, фантазии. Они даже не всегда выполняют его в соответствии с инструкцией. Бедность и нечеткость представлений проявляются в несоблюдении форм, пропорций частей предмета, в ограниченном и не всегда верном использовании цвета. Умственно отсталые дети затрудняются объяснить рисунок. В зависимости от степени интеллектуального снижения эти недостатки меньше или больше выражены.

Как правило, умственно отсталые дети затрудняются выбрать тему, прибегая к изображению привычных однотипных предметов, не создавая сюжета. В их рисунках на свободную тему нет замысла, фантазии. Они даже не всегда выполняют его в соответствии с инструкцией. Бедность и нечеткость представлений проявляются в несоблюдении форм, пропорций частей предмета, в ограниченном и не всегда верном использовании цвета. Умственно отсталые дети затрудняются объяснить рисунок. В зависимости от степени интеллектуального снижения эти недостатки меньше или больше выражены.

Своеобразны рисунки детей с психическими заболеваниями. Нелогичность, нелепость изображения; неадекватное, беспорядочное использование цвета, несообразность пропорций; сексуальная выраженность и др. могут проявляться в их рисунках. Так, для больных шизофренией характерны незавершенность, отсутствие основных частей, геометризация, вычурность, нагромождения и наслоения, несогласование замысла рисунка с размерами листа, боязнь рисовать далеко от края, уплощение рисунка. При эпилептической деменции характерны чрезмерная тщательность, излишняя скрупулезность, выраженная медлительность, трудность переключения. Они тратят на рисунок очень много времени, застревают на вырисовывании отдельных несущественных деталей. Им сложно выделить главное, их рисунки стереотипны .

Своеобразны рисунки детей с психическими заболеваниями. Нелогичность, нелепость изображения; неадекватное, беспорядочное использование цвета, несообразность пропорций; сексуальная выраженность и др. могут проявляться в их рисунках.

Так, для больных шизофренией характерны незавершенность, отсутствие основных частей, геометризация, вычурность, нагромождения и наслоения, несогласование замысла рисунка с размерами листа, боязнь рисовать далеко от края, уплощение рисунка.

При эпилептической деменции характерны чрезмерная тщательность, излишняя скрупулезность, выраженная медлительность, трудность переключения. Они тратят на рисунок очень много времени, застревают на вырисовывании отдельных несущественных деталей. Им сложно выделить главное, их рисунки стереотипны .

Методы экспериментально-психологического исследования . Методы экспериментально-психологического исследования играют важную роль при изучении детей в медико-психолого-педагогических комиссиях. Они предусматривают создание определенных ситуаций, при которых актуализируются психические процессы, подлежащие специальному изучению. С помощью экспериментально-психологических методик можно вскрыть причину и механизмы тех или иных состояний.

Методы экспериментально-психологического исследования .

Методы экспериментально-психологического исследования играют важную роль при изучении детей в медико-психолого-педагогических комиссиях. Они предусматривают создание определенных ситуаций, при которых актуализируются психические процессы, подлежащие специальному изучению. С помощью экспериментально-психологических методик можно вскрыть причину и механизмы тех или иных состояний.

Изучение документации и продуктов деятельности детей беседа, наблюдение чаще всего выявляют те или иные особенности в развитии ребенка. Объяснить эти факты, понять их структуру помогает специальное экспериментальное задание, моделирующее соответствующую психическую функцию. Экспериментальные методики дают возможность не только констатировать состояние ребенка, но и сделать прогноз в его развитии, а также дать рекомендации для работы с ребенком .

Изучение документации и продуктов деятельности детей беседа, наблюдение чаще всего выявляют те или иные особенности в развитии ребенка. Объяснить эти факты, понять их структуру помогает специальное экспериментальное задание, моделирующее соответствующую психическую функцию.

Экспериментальные методики дают возможность не только констатировать состояние ребенка, но и сделать прогноз в его развитии, а также дать рекомендации для работы с ребенком .

 Тест Д.Векслера При обследовании детей в психодиагностических целях используется метод тестов. Наиболее широкое распространение получил адаптированный детский вариант теста Д.Векслера. В условиях МППК этим тестом пользуются редко, так как он требует много времени, но при индивидуальных исследованиях оказывает большую помощь. Особенно полезен этот тест при отграничении легких степеней умственной отсталости от задержек психического развития. Исследования ряда авторов свидетельствуют о достаточной надежности этого теста в плане дифференциальной диагностики, о возможности с его помощью понять структуру интеллекта при задержках психического развития.

При обследовании детей в психодиагностических целях используется метод тестов.

Наиболее широкое распространение получил адаптированный детский вариант теста Д.Векслера. В условиях МППК этим тестом пользуются редко, так как он требует много времени, но при индивидуальных исследованиях оказывает большую помощь. Особенно полезен этот тест при отграничении легких степеней умственной отсталости от задержек психического развития. Исследования ряда авторов свидетельствуют о достаточной надежности этого теста в плане дифференциальной диагностики, о возможности с его помощью понять структуру интеллекта при задержках психического развития.

Тест Д.Векслера включает набор диагностических заданий вербального и невербального характера. Всего 12 субтестов, рассчитанных на детей от 5 до 16 лет.

Тест Д.Векслера включает набор диагностических заданий вербального и невербального характера. Всего 12 субтестов, рассчитанных на детей от 5 до 16 лет.

Вербальные задания Невербальные задания тесты на исследование общей осведомленности нахождение недостающих деталей арифметический тест на установление сходства установление последовательности картинок повторение цифровых рядов; словарный тест составление фигур из кубиков

тесты на исследование общей осведомленности

нахождение недостающих деталей

арифметический тест на установление сходства

установление последовательности картинок

повторение цифровых рядов; словарный тест

составление фигур из кубиков

Во всех этих тестах исследуются различные стороны интеллекта и сенсомоторных функций. Оценка результатов выполнения тестов выражается не только в количественных показателях, но и в виде психологического профиля, характеризующего уровень развития отдельных психических функций.

Во всех этих тестах исследуются различные стороны интеллекта и сенсомоторных функций. Оценка результатов выполнения тестов выражается не только в количественных показателях, но и в виде психологического профиля, характеризующего уровень развития отдельных психических функций.

Эта методика может быть использована для исследования наглядно-действенного мышления умственно отсталых детей. Методика позволяет выявить способность ребенка к осмыслению новых способов действия, а также его обучаемость данным способам действий.

Особый интерес представляет применение ϶ᴛᴏй методики для исследования детей дошкольного возраста и глубоко отсталых.

Ценность данной методики состоит по сути в том, что она не предусматривает речевой инструкции и словесного оформления выполняемых ребенком действий. Поэтому она пригодна для исследования тех умственно отсталых детей, которые с трудом понимают обращенную к ним речь или вообще не имеют сформированной речи.

Используются доски с пазами различной геометрической формы. Имеются варианты данных досок разной степени сложности. Элементарная доска из четырех вкладок доступна для предъявления детям с двухлетнего возраста .

Цель работы ПМПК — на основании достоверной диагностики определить специальные образовательные потребности и условия, обеспечивающие развитие, получение образования,адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с ОВЗ.

ЗАДАЧИ проведения психолого-медико-педагогического освидетельствования:

диагностика уровня психического и/ или физического развития,речевого развития и отклонений в поведении детей

определение специальных образовательных потребностей у детей с ОВЗ, а также у детей,испытывающих трудности в усвоении образовательных программ

определение типа ОУ

разработка индивидуальных рекомендаций для каждого ребенка по организации коррекционно-развивающего обучения и проведению лечебно -оздоровительных мероприятий с учетом его физического и психического состояния.

Создание системы ПМПК является важнейшим вопросом на современном этапе.

Структурные единицы этой системы уже реально существуют, но, к сожалению, не всегда работают как единая система, направленная на реализацию общей цели ПМПК. К этим структурным единицам относятся:

1-й уровень — психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМП-консилиумы) образовательных учреждений;

2-й уровень — психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) муниципального уровня (районные, городские);

3-й уровень — психолого-медико-педагогические комиссии регионального уровня (Р)ПМПК : областные, краевые, республиканские.

Экспертное освидетельствование проводится в интересах ребенка и во имя реализации его права на полноценную жизнь.

ПМПК осуществляет :

1. Организацию психолого-медико-педагогического освидетельствования детей и подростков.

2. Первичное, повторное и периодическое психолого-медико-педагогическое освидетельствование.

3. Подготовку и выдачу экспертного заключения по уровню психического и/или физического, речевого развития, эмоционально-волевой сферы ребёнка.

4. Определение возможности обучения и зону его ближайшего развития.

5. Определение вида образовательного учреждения, программы обучения, формы обучения и направление коррекционной работы.

ПМП экспертиза проводится бесплатно ПМПК. Освидетельствуются дети и подростки в возрасте до 18 лет. Необходимым условием на проведение соответствующего освидетельствования является письменное согласие родителей (законных представителей) для направления на экспертизу.

Порядок приема и направления детей на ПМПК

1. Прием проводится по предварительной записи

2. Выезд специалистов ПМПК в ОУ проводится согласно заявке руководителей учреждений.

3. Направление детей на ПМПК осуществляется по инициативе учреждения образования, здравоохранения, социального обеспечения с СОГЛАСИЯ родителей,либо иного законного представителя, а также по инициативе родителей (законных представителей).

4. Прием детей на обследование осуществляется ТОЛЬКО в сопровождении родителей (закон. предств.)

В обязательном порядке проводится психолого-медико-педагогическое освидетельствование при:

усыновлении, передаче детей на воспитание, под опеку, в приемные семьи

комплектовании специальных (коррекционных) ОУ

направлении детей в специальные (кор) ОУ

переводе ребенка из спец. (кор) ОУ в общеобразовательное У

переводе ребенка из спец (кор)ОУ в другое спец ОУ

переводе ребенка-сироты или без попечения родителей из одного учреждения в другое

ДОКУМЕНТЫ, предоставляемые для прохождения ПМПК :

I. Медицинская документация:

1. Подробная выписка из истории развития ребенка (педиатр)

2. Заключение психиатра (невропатолога для детей до 4х лет)

3. Заключение отоларинголога о состоянии слуха и носа,ушей,горла и органов артикуляции

4. Заключение офтальмолога (развернутый диагноз,характеристика органов зрения)

5. Заключение врача-ортопеда (по показаниям)

Справки действительны в течение 1 года, от психиатра, невролога — полгода

II. Педагогическая документация:

1. педагогическая характеристика (данные о ребенке и продолжительность его обучения в учреждении, анализ успеваемости и поведения, индивидуальная помощь, коррекционные мероприятия и др., подписанная директором ОУ и заверенная печатью.

2. Письменные работы, результаты продуктивной деятельности (дошк.)

3. Табель успеваемости

III. Свидетельство о рождении, с 14 лет паспорт ребенка

IV. Паспорт родителей, присутствующих при осведетельствовании

Освидетельствование ребенка проводится Комиссией в соответствующем учреждении. Если ребенок, по состоянию здоровья, не может явиться в учреждение, Комиссия вправе провести освидетельствование по месту нахождения ребенка на дому.

Диагностический процесс осуществляется в форме обследования ребенка разными специалистами ПМПК. Результатом диагностического процесса является диагностическое заключение.

В состав Комиссии входят ее председатель и не менее четырех специалистов (врач-психиатр, врач-невролог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог) в зависимости от возраста обследуемого и потребности в психолого-медико-педагогической экспертизе.

Каждый член комиссии выполняет свою особую функцию, хотя заключение комиссии, является, естественно, результатом работы всех специалистов и основывается на тщательном анализе информации о ребенке.

Работа специалистов ПМПК состоит из двух важных компонентов – работы с ребенком, включающей в себя собственно диагностику, и разъяснительной работы с родителями, педагогами, обеспечивающими организацию жизни ребенка.

Освидетельствование начинается с ознакомления социальным работником предоставленного пакета документов, выяснения причины обращения, регистрации и сбора социального анамнеза.

Далее проводится медицинское обследование, которое начинается с изучения медицинской документации. Осуществляется врачом и оформляется на основании исчерпывающего знакомства с документацией ребенка и сведений, полученных при беседе с его родителями.

Медицинское обследование и установление диагноза – дело врачей. Ни дефектолог, ни психолог не вправе брать на себя не свойственную им миссию. Данные о развитии ребенка, полученные врачом во время беседы с матерью, а также объективные показатели состояния ребенка по материалам врачебных заключений помогут выбрать стратегию психолого-педагогического обследования.

Так, при снижении слуха или при нарушениях речи у ребенка обязательным при обследовании является использование заданий невербального характера. При дефектах зрения обследование строится преимущественно на речевом материале.

Дефектолог и психолог изучают педагогическую документацию и проводят педагогическое и психологическое обследование.

Логопедическое обследование в тех случаях, когда в нем есть необходимость, осуществляет логопед. Выявляя особенности развития речи, он вскрывает характер и причины имеющихся дефектов. В комплекс логопедического обследования входит обследование артикуляционного аппарата, импрессивной и экспрессивной речи.

Исследуется письменная речь детей и речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и установить степень речевого недоразвития детей.

Члены Комиссии определяют уровень психического и/или физического, речевого развития, отклонения в поведении детей, определяют направление коррекционного, психолого-медико-педагогического воздействия, коллегиально обсуждают полученные результаты и составляют комплексное диагностическое заключение в соответствии с классификациями, критериями и инструкциями, утверждёнными Министерством здравоохранения, Министерством образования и Министерством труда и социального развития.

Результаты обследования обсуждаются с родителями ребёнка.

Комиссия даёт экспертное заключение об определении у ребёнка специальных образовательных потребностей и адекватных условий обучения и воспитания, оптимальной для ребёнка программы и вида обучения с учётом зоны ближайшего развития.

Экспертное заключение Комиссии состоит из двух частей: заключение и рекомендации.

Заверяется печатью и выдаётся на руки родителям.

Срок, в течение которого заключение действительно, определяется Комиссией в каждом случае индивидуально.

Комиссия имеет право направлять детей в учреждение образования, здравоохранения с целью дополнительного обследования в случаях требующих применения сложных видов диагностики, специальных методов обследования.

Адресатом коллегиального заключения ПМПК является руководитель образовательного учреждения, в которое направляется ребенок.

Руководитель образовательного учреждения информирует членов психолого-медико-педагогического консилиума, других специалистов образовательного учреждения, которые будут непосредственно работать с ребенком, о коллегиальном заключении, контролирует выполнение рекомендаций ПМПК.

Сопровождение детей и подростков ПМПК осуществляет через связь с психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений или непосредственно с родителями (законными представителями) (если ребенок не обучается (не воспитывается) в образовательном учреждении).

Духовно-интеллектуальное и социальное становление личности ребенка в условиях ДОУ В настоящее время важной государственной задачей является задача воспитания подрастающего поколения, ориентированного на высокие нравственные.

Нетрадиционные способы работы по подготовке руки ребенка к письму в условиях ДОО Нетрадиционные способы работы по подготовке руки ребенка к письму в условиях ДОО Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонко.

Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО На сегодняшний день одним из приоритетных направлений работы государственной социальной политики России можно считать внедрение в образовательный.

Схемы характеристик для представления ребенка на ПМПК Схема психологической характеристики для представления на ТПМПК ребенка дошкольного возраста 1. Особенности контакта (речевой, жестовый,.

Читайте также: