Методы изучения анализа и оценки предметно пространственной среды в разных группах доу

Обновлено: 07.07.2024

Анализ развивающей предметно-пространственной среды группы.

Наша группа начинается с раздевалки , где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается вся необходимая информация по детскому саду, консультации и советы по пожарной безопасности, ПДД, укреплению здоровья детей ,советы по возрастным и гендерным особенностям детей.

Так же в раздевалке находится стенд ,где оформляются выставки работ детей.

Групповое помещение.

Уголок дежурства.

Для дежурства по столовой в группе есть уголок с фотографиями в специальных кармашках, которые каждый день меняются и дети видят, кто сегодня дежурный. Так же здесь находятся фартуки и косынки для дежурства.

Уголок физической активности.

В нем имеются правила поведения со спортивным инвентарем, мячи, антистрессовые мячи, обручи, кегли, подушечки для метания, набитые гречей, кольцеброс, дорожки и следы для профилактики плоскостопия, моталочки ,султанчики. Так же изготовлены картотеки подвижных игр, пальчиковых и дыхательных гимнастик.

Уголок познавательной активности и дидактических игр.

В свободном доступе, на полочках открытых шкафчиков хранятся мозаики, кубики, шнуровки, игры-вкладыши, пазлы, настольно-печатные и дидактические игры по возрасту.

Музыкальный уголок .

Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, инсценируют сказки, используя для этого различные виды театра: плоскостной, пальчиковый, на ложках и т.д.

Музыкальный уголок оснащен музыкальной колонкой, альбомами,детскими музыкальными инструментами -бубен, колокольчик, металлофон, ложки и др

Уголок художественного творчества .

Уголок оснащен разными видами бумаги, ножницами, стеками, кисточками, красками, раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками, трафаретами, пособиями для нетрадиционного рисования. Имеются альбомы с алгоритмами изо-деятельности , поделками из природного материала, по знакомству с народным прикладным творчеством и т.д.

Уголок природы

Уголок расположен непосредственно у окна.Имеется календарь природы, где дети отражаются наблюдения за погодой и её изменениями; алгоритм по уходу за растениями, инвентарь по уходу за растениями.

Уголок экспериментирования.

Центр экспериментирования включает в себя: лупы, колбочки, леечки, лопаточки, трубочки, пипетки, свечи, различный природный материал, клеёнки, схемы опытов, картотеку экспериментов, прищепки, мелкие игрушки, воздушные шарики, ёмкости для песка и воды, ведёрки, леечки, формочки и т.д.

Уголок уединения .

Уголок располагаться в спокойной зоне группы. Цвет штор используемых на ширме - белый, спокойный, не кричащий.

Наполнен Уголок уединения, как правило, предметами, к которым ребенок испытывает теплые чувства, которые ему близки. У нас -это альбом с фотографиями родных и близких , игрушечный телефон, по которому можно "позвонить"маме с папой, коллекции: календариков, фантиков от конфет, ракушек, гравюр, игрушек из киндер сюрпризов, и открыток для рассматривания и успокоения. Так же имеются альбомы для рассматривания на различную тематику- времена года, домашние питомцы. Имеются карточки с эмоциями, благодаря которым ребёнок может разобраться в своём настроении.

Обязательные атрибуты уголка – мягкие игрушки, красивые подушки, игрушки – шнуровки и игрушки с пуговками с которыми ребёнок может поиграть, обнять их. Данные игрушки хорошо успокаивают.

Речевой уголок.

Игровой и дидактический материал заменяется и пополняется в соответствии с программой и темой недели. Речевой уголок находится рядом с уголком театрализованной деятельности.

- картинки по лексическим темам;

-упражнений артикуляционной гимнастики;

-упражнений дыхательной гимнастики;

- художественные произведения по программе;

-словесные дидактические игры;

-предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов;

-различные альбомы для рассматривания, лэпбуки;

-разные виды театров;

-алгоритмы составления рассказов.

Патриотический уголок .

Уголки социально – коммуникативного развития.

В уголки для сюжетно-ролевых игр входят:

- уголок для девочек (куклы, коляски, кроватка для кукол, посуда, диван, стол и стулья, шкаф с одеждой(ряжение));

- уголок для мальчиков (машины, инструменты, различные виды конструкторов) ;

-больница (шапочки, аптечка, таблица для проверки зрения, инструменты и коробочки и т.д.);

-магазин ( витрина, набор пластмассовых овощей и фруктов, корзина, весы, касса и т. д.);

-салон красоты (зеркало, каталоги, инструменты, накидки и т.д.);

Изготовлены макеты – автопарковка, АЗС, улицы города, аэропорт, зоопарк.

Для сюжетно-ролевых игр имеются атрибуты в соответствии с возрастом.


Полный текст материала Анализ развивающей предметно-пространственной среды группы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В последнее время происходят большие изменения в сфере дошкольного образования, обусловленные выходом в свет Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

При создании предметно-пространственной среды в нашем детском саду педагогический коллектив руководствовался требованиями ФГОС ДО. В соответствии с ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ, материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду. Обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты педагогический коллектив наметил план работы по совершенствованию предметно-развивающей среды.

На этапе формирования предметно-развивающей среды в ДОУ была организована большая многоплановая и творческая деятельность всех педагогов. Работа началась с изучения проекта ФГОС ДО, методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

Затем педагоги старались подобрать различные варианты, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы. Зонирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей, располагались в разных функциональных зонах.

Анализируя развивающую среду в группах детского сада, мы убедились, что в большинстве групп она соответствует требованиям ФГОС ДО. Насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.

Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. Развивающая среда построена таким образом, чтобы дети имели возможность самостоятельно познакомиться с различными явлениями, животным и растительным миром, деятельностью людей. В уголке книги дети рассматривают альбомы, книги познавательного характера, энциклопедии, справочники.

Все группы оснащены:

материалами и оборудованием для игровой деятельности;

материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;

материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;

материалами и оборудованием для двигательной активности.

Познавательное развитие

Педагоги организуют совместную познавательную деятельность с детьми: экскурсии, наблюдения, опыты и эксперименты, чтение художественной литературы, коллекционирование, моделирование, решение проблемных ситуаций.

В уголке природы имеются дидактические игры на закрепление знаний детей о живой и неживой природе. Чтобы сформировать у детей временные представления в уголке есть макеты времен года, оформлены картотеки комнатных растений с иллюстрациями и схемами по уходу за ними. Коллекция семян, камней, ракушек, минералов, гербарии, образцы грунта позволяют детям получить представление о многообразии мира природы.

Речевое развитие

В каждой группе имеются картотеки: артикуляционной гимнастики, речевые игры, дыхательной гимнастики, пальчиковые гимнастики по лексическим темам. Различные атрибуты для работы с детьми: атрибуты для дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики, игры для обогащения словаря, для развития связной речи, настольные игры для развития речи, различные виды театра.

Работу на мультимедийной установке

Развивающая среда в группах постоянно пополняется, обновляется: детские работы, альбомы, коллажи, стенды используются в оформлении групп и имеют развивающее направление. Совместно с родителями собрали коллекции пуговиц, справочной литературы, изготовили мини музеи.

В детском саду создаются специальные условия для своевременного социального развития детей. Взаимодействие с ребенком построено на разных уровнях: ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, ребенок – окружающий предметный мир, ребенок – природный мир.

Художественно – эстетическое развитие: В младших группах нашей основной задачей является вызывание интереса к процессу изобразительной деятельности, в средней группе – интерес к результатам своего труда, совместного творчества со взрослыми и другими детьми, в старших группах – желание отобразить задуманное, возможность быть понятным для окружающих, быть увиденным и востребованным.

Физическое развитие:

Используем различные методы и приемы, эффективно влияющие на формирование нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.

Обогащение развивающей среды в зале:

- мешочки с песком;

Несмотря на то, что развивающая предметно – пространственная среда нашего учреждения соответствует требованиям ФГОС ДО, в перспективе мы бы хотели видеть ее еще более совершенной: планируем пополнить среду ДОУ приобретением современного игрового оборудования.

Для познавательно речевого развития: наборами счётного материала, комплектами игр-головоломок, наборами цветных счётных палочек Кюизенера, логическими блоками геометрических форм (блоки Дьениша), весами, измерительным материалом, комплектами тематических карточек, игровыми модулями (стройка, МЧС, спец.техника и тд.).

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно заключить, развивающая предметно-пространственная образовательная среда нашего ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.

При создании предметно-пространственной среды в нашем детском саду педагогический коллектив руководствовался требованиями федеральных стандартов и внутренней системе оценке качества образования.

Основными критериями оценки развивающей пространственной среды дошкольного образования являются:

- соответствие компонентов предметно-пространственной среды реализуемой образовательной программе детского сада и возрастным возможностям обучающихся;

организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) в соответствии с требованиями ФГОС (должна быть трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной);

-наличие условий для общения и совместной деятельности обучающихся и взрослых, двигательной активности обучающихся, а также возможности для уединения;

-учёт национально-культурных, климатических условий.

Чтобы ответить вопрос, c оответствует ли предметная среда в нашем детском саду государственным стандартам мы организовали и провели мониторинг предметно-пространственной среды опираясь на внутреннюю систему оценки качества образования.

При оценивании параметров детский сад руководствовался примерным перечнем игрового оборудования для ДОУ прописанном в приказе Минобрнауки от 20 июля 2011года.

В качестве оценивания использовались следующие критерии:

Блок оценки дизайна помещения образовательной организации.

Наличие зон для деятельности детей

оценка материалов и оборудования.

Каждый критерий оценивался педагогами по 10-балльной шкале. от 1 до 3 баллов – низкий уровень от 4 до 7 баллов- средний ; от 7 до 10 баллов – высокий.

Был разработан план проведениямониторинга.Целью которого было выявить условия организации развивающей созданной в группахдругих помещениях, а также прогулочного участка детского сада.

2.Аналитический этап:

Сопоставление результатов с ВСОКО.

Систематизация, обработка, анализ полученной информации.

Формулирование выводов, написание аналитической справки.

3. Итоговый этап: Выработка предложений и рекомендаций для принятия управленческого решения.

Обратимся к анализу данных исследований

2 критерий – это оценка пространства . Ответы педагогов дают возможность увидеть некоторые слабые места в организации пространства. Показатель трансформируемости пространства составляет 6,21 балла по оценочной шкале. Это определяет необходимость обеспечения детского сада инвентарем, позволяющим изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и потребностей детей. Для этого следует закупить модульную мебель, подвижные перегородки.

Большинство педагогов достаточно высоко оценивает комфортность среды, в которой пребывают дети (7,62 балла). Они считают, что условия дошкольных образовательныхорганизаций обеспечивают эмоциональное социальное благополучие (8,1 балла) и безопасность детей (8,2 балла).Имеются

индивидуальные шкафчики для одежды, личных вещей, игрушек детей; в групповых и раздевальных помещениях, организованы выставки с

поделками, рисунками детей . Предметно-пространственная среда соответствует возрастным возможностям детей (8,1 балла). Игрушки в группах подбираются в соответствии с возрастом детей, их набор ежегодно изменяется перед переходом детей в следующую возрастную группу.

Педагоги полагают, что специально организованное предметноепространство детского сада поддерживает инициативу и самостоятельность детей, стимулирует их к различным видам активности (игровой – 8,5 балла, познавательной – 8,22 балла, двигательной – 8,17 балла). Стимулирование детской активности во многом обеспечивается наличием полифункциональных предметов, не обладающих жестко закрепленными способами употребления, пригодных для использования в различных видах деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Стимулирующим фактором деятельности служит доступность расположения предметов и пособий для воспитанников детсада, что обеспечивает возможность выбора и самостоятельного использования ими материала. Данный параметр предметно-пространственной среды педагогами оценен достаточно высоко и составляет 8,4.

При организации учитываются потребности детей с ОВЗ. Имеется кабинет для организации коррекционной логопедической для детей с нарушениями речи. Данный параметр оценен в в 5,5 баллов

В группах есть театральный уголок с наборами различного кукольного, пальчикового театра, маски персонажей и костюмы, музыкальные инструменты, диски с музыкой и сказками, имеются уголки ряжения.

Книжные уголки и уголки патриотизма содержат литературу и пособия в соответствии с возрастом детей . Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, альбом с картинками, иллюстрациями по своему желанию. Педагоги знакомят детей с символикой государства, с историей родного края, района, посёлка. Уголок оснащен глобусом, картой, флагами и гербами России.Для развития познавательной активности детей и стимуляции социальных интересов в книжных уголках размещены детские энциклопедии , иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы , альбомы, иллюстрации к произведениям.

Все составляющие макета мобильны, т.е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными животными и растительными элементами.

В уголке для экспериментирования, есть материалы для экспериментирования с водой, песком; природный материал можно взять из уголка природы (камни, ракушки, шишки, семена, крупы); весы, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды для проведения опытов, картотека игр – экспериментов.

Для ФЭМП имеются математические наборы, логические и настольно-печатные игры математической направленности, магнитная доска, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. В группах имеется много плакатов математического содержания.

По оценкам педагогов, ресурсы дошкольных образовательных организаций в создании зон (7,0 балла), расслабления, уединения (6,4 балла), индивидуальных занятий (6,3 балла), незаполненного пространства для свободной двигательной активности детей характеризуются средним уровнем.

Материалы и учебное оборудование. Итоги исследования предметно-пространственной среды показывают, средний уровень оснащения оборудованием для организации коллективных и театрализованных игр (7,7 балла), игровым инвентарем, учитывающим потребности мальчиков и девочек (7,71 и 7,7 балла соответственно).

Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого, помимо конструкторов имеется большой выбор различных видов транспорта, наборы детских инструментов.

С точки зрения педагогов, в детском саду недостаточно технических средств обучения и воспитания (6,8 балла), что не позволяет организовать образовательный процесс на современном уровне с использованием ИКТ.

Оборудования и инвентаря для организации и стимулирования продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование) в детском саду достаточно, что дает возможность педагогам успешно организовывать деятельность в художественно-эстетическом направлении.

В групповых комнатах всё спортивное оборудование доступно детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Физкультурное оборудование расставлено вдоль стены. Это мячи, обручи, флажки, кольцебросы, мешочки для метания, кегли, дорожки здоровья.

Таким образом, результат оценки мониторинга составил от 5 до 7 балловчто соответствует среднему уровню развития организации предметной среды. В группах создана комфортная развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая ФГОС, возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей, компоненты среды соответствуют образовательной программе детского сада и возрастным возможностям детей. Осуществляется творческий подход при её организации. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами. Всё это обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.Развивающая среда поделена на зоны что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Оборудование размещено по уголкам и соответствует санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам пожарной безопасности.

Подводя итоги изучения мониторингаследует отметить, что педагоги достаточно высоко оценивают возможности организаций в плане безопасности, доступности расположения предметов и пособий для детей. Высока оценка педагогами предметного пространства в аспекте стимулирования различных видов деятельности детей, а также наличия зон и оборудования, игрового материала для игровой, познавательной, художественно-эстетической деятельности.

Проблемными моментами в создании предметно-пространственной среды являются нетрансформируемость среды, отсутствие мест для расслабления, уединения, индивидуальных занятий детей, нехватка технических средств обучения и воспитания.

В перспективе: планируем пополнить среду ДОУ приобретением современного игрового оборудования, измерительного материала, игровых мягких модулей, приобрести игровые пособия по правилам дорожного движения, спортивное и оздоровительное оборудование,комплекты игр-головоломок, деревянные предметные игрушки по декоративно-прикладному искусству, также технические средства (проектор, ноутбоук).

Анализ развивающей предметно пространственной среды по речевому развитию

В анализе приводится перечень и описание необходимого материала в речевом уголке и уголке математического развития.

Анализ развивающей предметно - пространственной среды групп ДОУ по разделу развитие речи

Оценочно-аналитические суждения

Где и как оборудован книжный уголок?

Наличие различных материалов

Лото, домино в картинках. Картинки с изображением частей суток и их последовательности. Календарь недели. Мелкая и крупная геометрическая мозаика. Игры для интеллектуального развития. Макеты предметов ближайшего окружения, изготовленные из разных материалов, различных цветов, прочности, тяжести. Однородные и разнородные предметы, различные по форме, длине, высоте, ширине. Пазлы. Шашки. Организуется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу.

Наличие тематических выставок и сменяемость материалов

Периодическая сменяемость художественных произведений в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников. Сменяемость и наполняемость материала – по мере изучения.

Наличие детской литературы в группе

Детские книги: произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки; народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов; небылицы, загадки. Иллюстрации по обобщающим понятиям. Альбомы и подборка иллюстраций по темам: сезоны, семья, животные, птицы. Сюжетные картинки.

Наличие в группе оборудования для театрализованной деятельности и соответствие их содержания возрастной группе

Наличие разнообразных дидактических и настольно-печатных игр

Игры с предметами: Русские народные дидактические игрушки и игрушки, выполненные в народном стиле (матрешки, деревянные шары, яйца и пр.).

Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, пазлы. Различные развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Наличие методической литературы по данной теме

Наличие книг с описанием последовательности изготовления различных народных промыслов (гжель, хохлома, дымка и т.д.)Литература, повествующая о времени и создании игр.

Наличие пособий для занятий и соответствие содержания возрасту детей

Наглядная информация для родителей

В приемной: Папки- передвижки по тематикам: время года, зимние травмы, как одевать ребенка зимой, первая помощь при обморожениях, зимние игры и забавы, чем занять ребенка на зимних праздниках. Памятки, рекомендации родителям, анкеты для родителей. Стенд о правах ребенка, адаптация в детском саду, профилактика гриппа и ОРВИ. Личная гигиена дошкольника. Фотографии детей на прогулках.

Выводы: материал и оборудование в групповых помещениях подобран с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований. Осуществляется творческий (авторский) подход при её организации. Она соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами . Всё это обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно -пространственным окружением. При размещении материалов и оборудования учтено соответствие пространства группового помещения. Однако количество материалов и оборудования приведено в соответствие с перечнем частично. Необходимо пополнить оснащение для физического развития детей, а также обновить имеющийся раздаточный материал по познавательному и речевому развитию.

Анализ развивающей предметно - пространственной среды групп ДОУ по математическому разделу

Наличие центров, название

Спортивный уголок. Центр сюжетной игры. Театральный уголок. Музыкальный уголок. Уголок конструирования. Уголок природы. Лаборатория. Уголок уединения. Зона ПДД. Книжный уголок. Математический уголок. Речевой уголок. Уголок художественного творчества. Патриотический уголок

Учтены все необходимые параметры в соответствии с ФГОС по принципу интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастом данной группы.

Рабочая зона

Активная зона

Спокойная зона

Математический уголок. Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные

картинки. Комплекты цифр и геометрических фигур для магнитной доски и полотна на резиновой основе. Рабочие тетради по математике. Наборы объемных геометрических фигур. Счеты и счетные палочки. Ростомер. Мозаики, пазлы, бусы, различные игрушки с

шнуровками и застежками. Часы песочные (на разные отрезки времени); Настольно-печатные игры. Разнообразные дидактические игры.

Уголок природы: различные растения, разных экологических условий. С разнообразными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщенными, ребристыми и т.д.), в соответствии с требованиями к возрасту. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки. Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, листья и т. п. Сыпучие продукты: горох, манка, пшено. Календарь природы: Картина сезона, модели года, суток. Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день. Макеты леса, поля, водоема, муравейника, зоопарка.

Речевой уголок: Картинки по лексическим темам. Каталог игр: по звуковой культуре речи; упражнений артикуляционной гимнастики; упражнений дыхательной гимнастики; пальчиковой гимнастике; игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков). Картотека артикуляционных упражнений. Комплект зеркал (с ручкой). Картотека дыхательных упражнений. Картотека игр на развитие фонематического восприятия . Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.) Массажные мячики и картотека упражнений с ними.

Уголок уединения: Отгороженный ширмой или занавеской уголок комнаты или домик, рассчитанный на 1–2 детей. Стул, пуфик или банкетка . Один легкий столик. Небольшой ковер.

Театральный уголок: Ширма, две маленькие ширмы для настольного театра. Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра: плоскостной, стержневой, кукольный, настольный, пальчиковый. Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи).

Книжный уголок: Книги для чтения художественной литературы - подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями; детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний. Иллюстративный материал для познавательно - исследовательской деятельности - книги познавательного характера, тематические альбомы, атласы и т.п.

Музыкальный уголок: Музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен, маракасы, кастаньеты, гитара. Магнитофон, диски с записью детских песен, классической музыки известных композиторов.

Патриотический уголок: Художественная литература: стихи, рассказы, сказки, традиции , обычаи, фольклор разных народов. Книги и иллюстрации о животных и птицах, населяющих край. Флаги, гербы и другая символика края и России. Куклы в национальных костюмах. Глобус, макет кремля. Творческое оформление.

Уголок художественного творчества: Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, пастель, пластилин. Цветная и белая бумага, картон, наклейки, нитки. Кисти, стеки, ножницы, трафареты, палитра, банки для воды, салфетки (15х15, 30х30), подставки для кистей, доски (20х20), розетки для клея. Образцы декоративного рисования.

Зона ПДД: Столик с изображением дорог, пешеходных переходов, мелкий транспорт. Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор. Небольшие игрушки (фигурки людей).

Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда в данной группе, создана с учетом Федерального Государственного Образовательного стандарта. Содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Здесь есть все необходимое для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Учтены потребности каждого ребенка в активной и разноплановой деятельности. Материалы, оборудования и инвентаря, гарантируют развитие детей старшего дошкольного возраста, охрану и укрепление здоровья, и коррекцию недостатков развития. Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей, равные условия по реализации образовательной программы с учетом особенностей (национально-культурных, социальных).

Читайте также: