Методы и логика педагогического исследования кратко

Обновлено: 06.07.2024

3. Методология педагогики. Методы и логика педагогического исследования.

Методология педагогики – это совокупность теоретических положений о познании и преобразовании педагогической действительности: принципов построения научно-исследовательской деятельности в области педагогических наук, форм и способов организации педагогического исследования (Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин и др.).

Свою методологию имеет каждая наука, поскольку наличие методологии является условием развития любой науки. Некоторые положения методологического знания являются общими для ряда наук, другие отражают специфику конкретной науки. В методологическом знании выделяются следующие уровни (Э. Г. Юдин):

философский (общие принципы познания и категории, характерные для любой сферы деятельности и сознания человека, например: учение о человеке как субъекте познания, принцип детерминизма как взаимосвязанности и взаимообусловленности изучаемых предметов, явлений, процессов и т. д.));

общенаучный (теоретические положения и подходы, используемые во всех или многих науках, например, системный подход, эксперимент как способ проверки научного предположения, создание модели как способ отражения реального предмета и т. д.);

конкретно-научный (принципы, методы, приёмы, применяемые в данной науке или в данном разделе науки, например, для педагогики это методы педагогического эксперимента и педагогического моделирования, которые в педагогическом исследовании приобретают ряд специфических черт);

технологический (методика и техника сбора научных данных и их обработки).

Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогической действительности. Существует несколько подходов к классификации методов педагогического исследования. Согласно одному из них (Сластенин В. А. и др. Педагогика. – М., 2002), методы педагогического исследования подразделяются на методы изучения педагогического опыта (методы практического исследования), методы теоретического исследования и методы математической статистики .

Среди методов изучения педагогического опыта выделяются следующие:

методы опроса: 1) беседа ; 2) анкетирование ; 3) интервьюирование ;

наблюдение (наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают педагогические явления в различных условиях без вмешательства в их течение);

изучение продуктов деятельности : сочинений, рисунков, ученических тетрадей и т. п.;

изучение школьной документации : личных дел учащихся, дневников, медицинских карт, планов работы школы, классных журналов и т. д.);

педагогическое тестирование (метод, в процессе применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя);

метод экспертных оценок (метод, при котором исследуемое педагогическое явление оценивает группа компетентных в этом вопросе людей – экспертов);

биографический метод (изучение результатов обучения и воспитания человека по сведениям, содержащимся в биографических характеристиках);

сопоставление независимых характеристик (предполагает выявление и анализ мнений о результатах обучения и воспитания, полученных от различных людей);

изучение фото-, аудио- и видеодокументов (школьной хроники) – метод изучение хода и результатов педагогической деятельности, отраженных в виде фото, кино-, теле - и звуковых материалов;

педагогический эксперимент (метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения явлений, встречающихся в процессе обучения и воспитания) .

К методам теоретического исследования относятся:

теоретический анализ – осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой;

индукция и дедукция – методы логических рассуждений, выстраиваемых при анализе полученных данных (при индукции рассуждение строится от частных фактов к общим умозаключениям; при дедукции – от общих, заранее известных исследователю принципов, закономерностей к выявлению и объяснению частных фактов);

методы изучения литературы по предмету исследования: конспектирование , реферирование , составление библиографии , аннотирование , цитирование ;

педагогическое моделирование (метод создания и исследования моделей – мысленно представленных или материально реализованных систем, адекватно отображающих исследуемый предмет педагогической действительности).

Для обработки и осмысления полученных педагогических данных используются методы математической статики, которые можно разделить на следующие группы:

методы изображения педагогических явлений в цифровых показателях: методы регистрации , ранжирования , шкалирования ;

методы первичной статистической обработки информации – методы вычисления элементарных статистик (средних арифметических оценок, процентных показателей и т. п.);

методы математического выявление связей, зависимостей, закономерностей: метод корреляций , факторный анализ , графопостроение и т. д.

Эффективность каждого из перечисленных методов исследования зависит от задач педагогического исследования и конкретных ситуаций, в которых они применяются. Любой метод имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому в практике педагогического исследования используется не один, а комплекс методов, что гарантирует получение наиболее достоверных результатов.

Принципы выбора методов научно-педагогического исследования .

Принцип совокупности методов исследования – для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов.

Принцип адекватности методов существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя.

Принцип запрета экспериментов, использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред испытуемым, воспитательному процессу.

Организация педагогического исследования – это упорядоченность методов педагогического исследования, конкретных действий и операций, позволяющая добиваться результатов в соответствии с поставленными задачами исследования. Чёткая организация исследования позволяет достигать поставленных целей в определённые сроки и обеспечивает достоверность полученных научных данных.

Педагогическое исследование организуется в соответствии с научной логикой. Логика педагогического исследования отражает основные этапы и процедуры, отражающие движение от постановки цели исследования к достижению результата.

Структура и логика научно-педагогического исследования (В.И. Смирнов)

Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности, определение объекта и предмета, темы исследования. Формулировка общей и промежуточных целей исследования и соотнесение с целями задач.

Выбор методологии – исходной концепции, опорных теоретических положений, единого, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования замысла, исследовательского подхода.

Построение гипотезы исследования – научно обоснованного предположения, нуждающегося в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.

Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования.

Организация и проведение преобразующего эксперимента.

Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.

Выработка практических рекомендаций.

Похожие документы:

Контрольные вопросы к экзамену по педагогике

. .). Методологическая культура учителя. Научные исследования в педагогике. Методы и логика педагогического исследования. Личность как педагогическая категория. Факторы развития личности .

. Методология педагогики и методы педагогических исследований. План. 1.Основные педагогические понятия. 2.Классики педагогики о методах исследования. 3.Понятие о методологии педагогики. 4.Методологические принципы педагогического исследования. 5.Методы .

Шевченко Л. Л. Учитель. Педагогические условия воспитания нравственной культуры в учебно-воспитательном процессе вуза Монография Москва 2010 ббк 74

Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки специалиста 050102. 65 География с дополнительной специальностью

. . Связь педагогики с другими науками. Понятие методологии педагогической науки. Методологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике. Методы и логика педагогического исследования. Теория .

Примерная программа дисциплины методология и методика психолого педагогических исследований

. Введение в методологию педагогического исследования. Принципы научного исследования Х Х – 2. Структура психолого-педагогического исследования – Х – 3. Изучение методов психолого-педагогического исследования Х Х – 4. Методы математической статистики .

Методами педагогического исследованияявляются приемы педагогического исследования процессов и явлений, способы получения научной информации о таких исследованиях с целью формирования и определения принципов отношений и методов формирования научных теорий.

Методы можно разделить на три группы.

1. Методы изучения педагогического опыта.

2. Методы теоретического исследования.

3. Математические методы.

Методы изучения педагогического опыта. Под методами изучения педагогического опыта подразумеваются приемы изучения практического опыта организации педагогического процесса, при изучении которого используются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

Методы теоретического исследования. Данные методы представляют собой выявление отдельных граней, признаков, особенностей, свойств педагогических процессов. Анализируя факты, группируя, систематизируя их, мы определяем в них общее и специфическое, определяем общий принцип или правило. Метод анализа сочетается с методом синтеза, который дает возможность проникнуть в суть исследуемых педагогических процессов.

Индуктивные и дедуктивные методы – это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод подразумевает направление движения от частных понятий к общему итогу, дедуктивный, наоборот, – от общего положения к частному выводу.

Математические методы. Данные методы в педагогике используются для обработки информационных данных, полученных методами опроса и эксперимента, а также для выявления количественных связей между исследуемыми явлениями (регистрация, ранжирование, шкалирование).

Логику педагогического исследованияможно представить как последовательность этапов научного познания в данной области.

1. Составляется эмпирическое описание. В нем отражаются знания о фактах эффективности и неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, о трудностях, которые испытывают школьники при изучении учебных материалов и т. п.

2. На основе знаний из области философии, педагогики, психологии и других наук создается теоретическое представление об избранном для исследования объекте. После этого мысленно создается конкретное представление о нем

3. Исследователь переходит к созданию нормативных моделей, воплощающих знание о том, какими должны быть преобразованные участки педагогической действительности, усовершенствованная педагогическая деятельность и (в общем виде) что нужно сделать для того, чтобы эту деятельность улучшить.

4. Итогом всей работы является проект будущей педагогической деятельности, в который входят конкретные материалы и рекомендации для использования на практике.

13.Сущность образовательного процесса.

Сущность процесса обучении – это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,

- организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся;

- овладение научными знаниями умениями, навыками;

-формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Процесс обучения обладает множеством функций:

1) образовательная – дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки;

2) развивающая – это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной сфер;

3) воспитательная – формирует эстетическую культуру, морально-нравственную сферу;

4) социальная – формирование личности ребенка, отвечающая социальному обществу;

Общие закономерности процесса обучения:

1) закономерность разумного соединения внимания и требования к ребенку;

2) создание условий для получения радости;

3) учет возрастных и индивидуальных особенностей;

4) согласованность единства всех обучающих институтов;

1) состоит в воспитательном характере процесса обучения;

2) процесс обучения зависит от условий его протекания;

3) во взаимосвязи процесса обучения, развития и воспитания показателем обучения явл. устная речь ребенка;

4) происходит взаимосвязь между процессом обучения и реальными возможностями ученика;

5) активность ученика к процессу обучения.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Методология педагогики. Логика и методы педагогического исследования.

Сущность методологии научного познания. Методология педагогики.

Уровни методологического знания.

Направления научно-педагогического исследования.

Общее понятие о методах исследования.

Эмпирические методы исследования, их характеристика.

Теоретические методы исследования.

Журавлёв И. К. Педагогика в системе наук о человеке. – М.: 1990.

Краевский В. В. Методология педагогического исследования. – СПб.: – 2001.

Краевский В. В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. – М.: 1977.

Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: 1979.

Педагогика / Под ред. П. И. Педкасистого. – М.: 1998.

Подласый И. П. Педагогика. – М.: 2000.

Сластёнин В. А. Педагогика. – 1997.

Жанры научно-исследовательских студенческих работ / Сост. Т. Г. Неретина, Т Ф. Орехова. – Магнитогорск. – 2003.

Тезаурус к теме. Методология. Методологическая культура. Гносеология (теория познания). Моделирование. Объект (исследования) Предмет (исследования). Гипотеза. Метод.

Советский энциклопедический словарь // Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 2-е. – М.: Советская энциклопедия,1983. – 1600 с.

Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1986. – 797 с.

Педагогический словарь. В 2-ух томах. – М.: АПН, 1960.

Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.

Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000. -576 с.

Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. – Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. – 896 с.

Российская педагогическая энциклопедия. – М.: 1993.

Сущность методологии научного познания. Методология педагогики.

Методология – (методос – путь, логос – учение) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой и т. д. (Краткий психолог словарь, с.177).

Методология – 1) совокупность познавательных средств, методов, приёмов, используемых в какой-либо науке; 2) область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности. Метод – способ достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность (Фил. Словарь / Под ред И. Т. Фролова, с. 278).

Деятельностный аспект методологии обусловливается правомерным представлением о науке как деятельности, выражающей единство её духовной и материальной составляющих, результата и процесса, знания и способов его получения Предмет методологии педагогики, по мнению этих авторов, выступает как соотношение между педагогической действительностью и её отражением в педагогической науке.

Грамотное проведение педагогического исследования возможно в том случае, если исследователь владеет методологической культурой, в содержание которой входят: методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность и себя в этой деятельности), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определённых концепций, форм и методов познания, управления, конструирования. Отобранный материал должен соответствовать замыслу исследователя, чтобы идеи и положения были непротиворечивыми и составляли целостный образ объекта и предмета изучения, гармоничный ряд смыслов.

Таким образом, методологическая культура – это культура мышления, основанная на методологических знаниях, необходимой частью которой является рефлексия, то есть размышлений о собственной деятельности в системе образования (Краевский, В. В.,Полонский, В. М. Методология для педагога: теория и практика. – М.: Волгоград, 2001. – )

Как было отмечено выше, методологическая культура не может сводиться к процессу усвоения знаний и умений: необходимо формировать соответствующие ценностные отношения. Поэтому в поле внимания преподавателей постоянно должны находиться ценностные ориентации студентов в сфере познания и педагогической практике. Особому анализу могут быть подвергнуты такие вопросы как нормативная функция идеалов, целей законов и принципов педагогики. Большое значение должно придаваться осмыслению педагогических категорий (формирование, развитие, воспитание, обучение, образование и т.д.), с тем, чтобы студенты не подменяли одно понятие другим, видели взаимодействие и взаимосвязь между этими категориями как отношение между всеобщим, особенным и контретно-единичным. Важно, чтобы будущие учителя хорошо понимали, что есть образовательная или воспитательная система, знали системообразующие факторы и законы, которые лежат в основе построения систем, социокультурную их детерминацию, объективную обусловленность их вариативности и многообразия, могли отличить одну систему от другой и определить их достоинства и недостатки. Дидактический подход к формированию у будущего учителя методологической культуры включает в себя ряд последовательно развёртывающихся звеньев: побудить студентов к осознанию и разрешению заключённого в предъявленной им ситуации противоречия; раскрыть непродуктивность решений, опирающихся на обыденный опыт; показать пути продуктивного разрешения проблемной ситуации на основе требований диалектической логики; обобщить опыт работы над предложенным заданием и возможности переноса усвоенной логики в различные сферы школьной жизни (Сластёнин, с.85).

Во-первых, она содержит все перечисленные компоненты общего понятия деятельность.

Во-вторых, эти компоненты имеют специфическое предметное содержание, отличающее их от любой другой деятельности (например, от игровой или трудовой).

2. Уровни методологического знания.

В методологии, как правило, выделяют три уровня:

– общефилософский уровень, уровень рассмотрения проблемы с философских позиций, иначе говоря, с парадигмальных позиций; сюда относятся философские подходы, философские методы познания, гносеологические положения, законы, принципы;

– второй уровень общенаучный, уровень, отражающий позиции, разработанные в науке, которые используются во многих смежных науках, как методологических направлений;

– конкретно-научный уровень, это положения характеризующие специфику конкретной науки, например, педагогики.

3. Направления научно-педагогического исследования.

4. Общее понятие о методах педагогического исследования.

Метод (в переводе с греческого путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности.

В науке принято выделять эмпирические и теоретические методы познания действительности. Эмпирические методы, это средства познания действительности, которые можно осуществить практическим образом: наблюдение, изучение литературы, беседа, эксперимент и т.д. Теоретические методы – это способы логического познания мира, то есть то, что человек может достичь силой своего разума, мышления, умозаключения. К ним относятся: анализ, синтез, конкретизация, моделирование, абстрагирование и т.д.

5. Эмпирические методы исследования, их характеристика.

Описание методов педагогического исследования дается по учебному пособию: Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. / В. А. Сласте-нин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с. – С. 105-109].

Для каждого этапа исследования определяется оптимальный комплекс методов и такое их сочетание, которое позволит получить разносторонние системные сведения по теме работы. В педагогических исследованиях принято выделять три группы методов.

Первая группа – методы эмпирические или практические :

наблюдение ( включенное , если работу проводит сам исследователь и невключенное , если его идеи реализует в педагогической практике другой учите

методы опроса (устного и письменного):

интервью (являющееся разновидностью беседы. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных и записанных вопросов, задаваемых в определенной последовательности и фиксирует ответы учащихся),

анкетирование (метод массового сбора материала с помощью анкеты, в которой вопросы предъявляются опрашиваемым в письменном виде. При анкетировании можно пользоваться как анкетами, разработанными другими авторами, так и собственными, самостоятельно разработанными);

изучение продуктов деятельности учащихся (письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т. п.);

изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний);

В связи с этим «выделяют следующие этапы эксперимента:

теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотезы);

методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

6. Теоретические методы исследования.

Вторая группа – методы теоретического исследования (теоретические методы) необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов:

индуктивные и дедуктивные методы – это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общим, а дедуктивный – от общего суждения к частному выводу;

моделирование (от лат. modis , фр. mod é le – образец) – исследование каких-либо объектов (конкретных и абстрактных) на моделях (см. дальше), то есть на условных образах, схемах или физических конструкциях, аналогичных исследуемому объекту, с применением методов аналогии и теории подобия при проведении и обработке данных экспериментов. Моделирование применяется тогда, когда по каким-либо причинам трудно или невозможно изучать предмет в естественных условиях, или тогда, когда необходимо облегчить процесс исследования объекта. Моделирование может быть предметным, физическим, логическим, математических, знаковым и т. д. Так, физическое моделирование осуществляется на моделях, которые вещественно адекватны исследуемому объекту и отличаются, как привило, лишь масштабом (модель плотины – это плотина небольшого размера). Математическое же моделирование осуществляется на моделях, физическая природа которых отлична от физический природы изучаемого объекта, но сходна с ним в математических соотношениях процессов функционирования компонентов (Конд., с. 360)

В педагогических исследованиях моделирование осуществляется с помощью знаков, символов, чертежей (схем).

Модель (от лат. modis , фр. mod é le – образец) – искусственно созданный объект в виде схемы, чертежа, логико-математических знаковых формул, физической конструкции и т . п., который будучи аналогичен (подобен, сходен) исследуемому объекту отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта, непосредственное изучение которых связано с какими-либо трудностями, большими затратами средств и энергии или просто недоступно, и тем самым облегчает процесс получения информации об интересующем нас предмете. Исследуемый объект, по отношению к которому изготавливается модель, называется оригиналом, образцом, прототипом (конд., с. 360-361).

11. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Методы и логика педагогического исследования.

Методы исследований – это способы познания объективной реальности, являющиеся средством получения и анализа информации об объекте исследований.

Существенным фактором развития педагогики является постоянное пополнение и совершенствование методов ее исследования. Обогащение педагогической науки новыми методами происходит во многом благодаря тесной связи ее с другими науками. В Отношении исследовательской деятельности педагогики наблюдается постоянный прогресс. Изначально педагогические мысли и умозаключения возникали на основе философско-социологических теорий. Но, начиная с ХVIII в., содержание педагогической науки стало пополняться за счет теоретических выводов на основе практических наблюдений. Крупнейшими деятелями такой педагогической практики того времени являются Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др. специальные организованные педагогические эксперименты с целью выявления закономерностей в процессах воспитания и обучения начали производиться в ХIХ веке. И уже к началу ХХ в. термин педагогический эксперимент принял оформленное определение и получил широкое распространение. Видными представителями экспериментальной педагогики были немецкие и американские ученые В. Лай и Э. Мейман, С. Холл, Э. Торндайк.

Процесс исследований для получения достоверных данных должен быть построен соответствующим образом. Во многом его содержание определяет понимание сущности изучаемых явлений, правильность которого обеспечивает философия.

В настоящее время существует целая система педагогических исследований, к которым относятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, социологические методы исследования, математическая статистика, теоретический анализ педагогических идей и др.

Педагогическое наблюдение – наиболее простой и доступный метод исследования. Он позволяет изучать восприятие испытуемыми педагогических воздействий в условиях естественной среды. При осуществлении такого метода четко определяется направление и объект исследований, тщательно фиксируются результаты наблюдений с последующей их переработкой с целью заключительного вывода. Наблюдение может быть эффективным при его систематическом, организованном и массовом применении, а так же нуждается в синтезе с другими методами педагогического исследования в силу того, что имеет поверхностный характер и не имеет доступа к внутреннему содержанию педагогических явлений.

Педагогическая беседа является дополнительным методом педагогических исследований. В ходе специально направленной беседы выявляются отношения обеих сторон педагогической деятельности к тем или иным педагогическим фактам. При правильном, тщательно продуманном содержании вопросов можно выяснить причины проявления активного интереса или отсутствия такового у учеников, раскрыть зависимость качества восприятия материала от эмоционального, творческого подхода к его изложению учителя. Для получения наиболее полной и достоверной информации, педагогическая беседа должна быть построена по определенным правилам и проводиться квалифицированным специалистом. Процесс беседы не имеет универсального характера, а корректируется с учетом личностных особенностей объекта исследований, необходим продуманный заранее план, элементы которого могут варьироваться в процессе беседы, в зависимости от ситуации и желания собеседника отвечать на предложенные вопросы, обсуждать ту или иную тему. Педагогическая беседа не всегда имеет успех и не является достоверным источником получаемой информации, так как нет уверенности в правдивости излагаемых собеседником мыслей и фактов.

Изучение опыта – традиционный, широко используемый метод педагогических исследований. Он заключается в изучении и анализе практического опыта исторических и современных педагогов и школ, достигших устойчивых положительных результатов своей деятельности. При использовании этого метода основное внимание уделяется подходам и методикам, расходящимся с устоявшимися господствующими канонами педагогической теории и практики. Зачастую, эмпирически возникшие способы обучения или воспитания приводят к прогрессу в достижении основных целей педагогики. Но если такие педагогические приемы останутся скрытыми от педагогической науки в целом, не подвергнутся анализу и теоретическому обоснованию, они не будут иметь научной ценности и не получат широкого практического применения. Из этого следует, что изучение опыта – очень важный и продуктивный метод педагогических исследований, неизменно сопутствующий развитию педагогической науки в целом.

Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся позволяет устанавливать многие важнейшие взаимосвязи, оказывающими влияние в дальнейшем на составление учебных планов и программ. Главными источниками информации данного метода являются классные журналы, читательские формуляры, конспекты лекций, расписание занятий, календарные и поурочные планы педагогов, ведомости успеваемости, тетради учеников. Изучая перечисленные материалы можно определить влияние организации учебного процесса на успеваемость и состояние здоровья обучаемых, роль оценки успеваемости, как стимула к обучению, сопоставить содержание учебного материала с творческой активностью учеников, получить представление об интересах посредством анализа выбираемой литературы.

К социологическим методам педагогических исследований относятся анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок. Эти методы эффективны за счет массовости своего характера. Например, с помощью анкетирования можно за сравнительно небольшой промежуток времени произвести опрос достаточно большого количества людей, выяснить, таким образом, отношение сразу ко многим педагогическим фактам и произвести комплексный анализ. Рейтинг – оценка испытуемыми тех или иных процессов и явлений в педагогической практике. Близкое к рейтингу понятие метода компетентных оценок предполагает оценку поведения, восприятия учебного материала, проявления творчества и активности учеников компетентными лицами, т. е. педагогами.

Педагогическое тестирование в настоящее время получило широкое распространение во всех видах учебных заведений. Можно выделить два направления проведения тестов: определение скорости и определение мощности. В первом случае, время тестирования строго ограничено, при этом раскрывается способность учеников быстро ориентироваться в ситуации, умение переключаться с одной темы на другую, возможность использования одновременно нескольких способов мышления. По тестам мощности, где времени на ответы отводится достаточно много, определяется глубина и основательность знаний тестируемых, а скорость роли не играет.

Методы математической статистики имеют количественный характер и используются для количественного анализа собранной информации. С помощью этого метода удается установить процентные соотношения различных показателей и на основании этого принять меры к усовершенствованию определенных сторон педагогической деятельности. Количественные или математические методы в педагогике являются аппаратом для прогнозирования, моделирования, компьютеризации педагогических процессов.

Читайте также: