Методы анализа в доу

Обновлено: 16.05.2024

В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса. Непосредственно на результаты работы ДОУ воздействовать нельзя. Это возможно опосредованно , через изменения в содержании или организации воспитательно-образовательного процесса на основе педагогического анализа различий в результатах и социальном заказе .

Выполнение Государственного Стандарта в области дошкольного воспитания и образования становится возможным при соблюдении трех психолого-педагогических условий деятельности ДОУ :

ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ : Реализация образовательной программы, утвержденной Министерством образования России.

Педагог должен понимать, что каждый ребенок ГОСУДАРСТВЕННЫЙ, учреждение ГОСУДАРСТВЕННОЕ и он несет ответственность перед государством за реализацию программы в полном объеме качественно, а не количественно; в темпе, необходимом для данной группы детей.

ВТОРОЕ УСЛОВИЕ: Наличие компетентного, грамотного, творческого педагога, который значим и любим каждым ребенком данной группы, характер взаимоотношений которого – личностно-ориентированное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса.

ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ: Создание в ДОУ развивающей, обогащающей и оздоравливающей предметной среды в соответствии с требованиями Концепции по дошкольному воспитанию.

  • Степени реализации выше названных условий.
  • Степени реализации Программы развития и целевых программ.
  • Степени реализации годового плана.

А.Н. Троян выделяет следующие понятия системы педагогического анализа :

  • наблюдения педагогического процесса,
  • контроль за ходом воспитательно - образовательной работы,
  • педагогический анализ.

Педагогический анализ осуществляется на основе данных наблюдения и контроля.

  1. Сбор и обработка информации о:
  • эффективности реализации Программы развития и целевых программ;
  • эффективности реализации образовательных программ;
  • состоянии предметно - развивающей среды;
  • профессиональном уровне педагогов.
  1. Установление обратной связи в реализации всех управленческих решений.
  2. Обеспечение замкнутости управленческого цикла.
  1. Планомерность.
  2. Объективность.
  3. Теоретическая обоснованность.
  4. Методическая подготовленность.
  • Воспитательный, образовательный и оздоровительный процессы.
  • Методическая работа.
  • Инновационная деятельность.
  • Состояние психологического микроклимата на всех уровнях (ребенок-ребенок, ребенок – педагог, ребенок- родитель, педагог-родитель, педагог-педагог и.т.д.)
  • Создание условий для полноценного воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов.
  • Фронтальный
  • Тематический
  • Оперативный
  • Персональный
  • Сравнительный
  • Самоконтроль
  • Взаимоконтроль
  • Административный (плановый и внеплановый) контроль
  • Тестирование.
  • Анкетирование.
  • Наблюдение.
  • Анализ продуктов детской деятельности.
  • Анализ документации.
  • Самоанализ.
  • Отчет.
  • Видеометод.
  • Беседа с педагогами, родителями воспитанников, детьми.
  • Смотр.
  • Смотр-конкурс.
  • Собеседование.
  • Конкурс.
  • Графический метод анализа результатов диагностики.
  • Метод статистической обработки данных.
  • Оперативный разбор.
  • Ретроспективный разбор.
  • Предварительный.
  • Текущий.
  • Промежуточный.
  • Итоговый.
  • Эпизодический.
  • Периодический.

Для осуществления данного вида контроля мы ежегодно проводим анкетирование педагогов “Таблицы №1” и, используя такие способы управления, как дифференциация и индивидуализация, классифицируем педагогов на следующие группы:

  • являются действенным методом убеждения педагога пересмотреть тот или иной педагогический прием для повышения эффективности работы;
  • способствуют созданию передового педагогического опыта;
  • помогают педагогу произвести самоанализ деятельности, который является мощным фактором роста профессиональной зрелости и мастерства;
  • позволяют упорядочить систему педагогического анализа,

и способствуют переводу воспитательно- образовательного процесса в более высокое качественное состояние.

Литература:

1. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие для студ.пед.вузов.-2-еизд.,стереотип.-М:Издательский центр “Академия”, 1999.-432 с.
2. Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада .- М.: ООО “Издательство Астрель”,ООО “Издательство АСТ”, 2000г.-208 с: ил.
3. Радуга: Программа и метод. руководство по воспитанию, развитию и образованию детей в дет.саду / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова.- М.: Просвещение,1997.-224 с.
4. Из детства в отрочество :Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет/ Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева , Н.А. Гордова и др. - М.: Просвещение, 2002.-143с.

1. Карта самоанализа профессиональной деятельности педагога.
2. Оценка инновационного потенциала.
3. Самооценка общественно-педагогической деятельности педагога.
4. Самооценка успешности деятельности педагога.

1. Определение эффективности руководства трудовой деятельностью дошкольников.
2. Определение эффективности руководства игровой деятельностью дошкольников.
3. Определение эффективности проведения праздничного утренника.

1. Таблица анализа выступления на родительском собрании.
2. Таблица анализа эффективности проведения тренингов

1. Схема анализа традиции "Встреча с интересными людьми".
2. Схема анализа проведения вернисажа детских работ.
3. Схема анализа традиции "Утро радостных встреч".
4. Схема анализа традиции "Сейчас узнаем".
5. Схема анализа традиции "Игротека".
6. Схема анализа проведения традиции "Театральная Пятница".
7. Схема анализа традиции "Сладкий час".

1. Определение эффективности проведения занятия по физкультуре.
2. Определение эффективности проведения закаливающих процедур.
3. Определение эффективности проведения прогулки.
4. Определение эффективности проведения утренней гимнастики.
5. Определение эффективности проведения физкультурного развлечения.

1. Смотр - конкурс групп и кабинетов ДОУ "Золушка".
2. Экспертный лист, нормативно-правовое обеспечение и документация.
3. Экспертный лист, научно- методическое обеспечение и диагностика.
4. Экспертный лист, предметная развивающая среда и ее художественно-эстетическое оформление.
5. Экспертный лист "Выполнение требований инструкций и сохранность имущества и инвентаря".
6. Экспертный лист "Выполнение требований СанПиНа".

Исследование особенностей психических состояний дошкольников проводилось в несколько этапов. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы исследования.

Первый этап исследования – поисковый : выбрана тема и методика, поставлена цель, определены задачи.

Второй этап – эмпирический. На этом этапе проводилась организация и проведение эмпирического исследования. Ведущими методами являлись : наблюдение и диагностические методы.

Третий этап исследования – обобщающий. Отрабатывались окончательные выводы и предложения, осуществлялась проверка и обработка результатов исследования, проводилось обобщение, систематизация, описание полученных результатов. Основными методами исследования выступили : анализ, обобщение результатов исследования, методы математической статистики.

Общение всегда было и останется основным фактором человеческого взаимодействия и без него не возможны какие-либо отношения. На формирование отношений влияет полученный опыт ребенка, его эмоциональное отношение к себе и окружающим людям. Всегда, анализируя внутрисемейные отношения необходимо учитывать личностные особенности и ребенка и других его близких людей. Для выявления индивидуальных особенностей существует множество различных методик. В работе с детьми, к большинству из них, принадлежат проективные методики.

Межличностные отношения - психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия и общения, сопровождающегося чувством симпатии - антипатии. В межличностных отношениях участвуют механизмы восприятия и понимания друг друга.

Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители и родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.

В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.

Родительские позиции оказывают влияние на поведение ребенка в семье. Отталкиваемый и отвергаемый ребенок чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Такие дети иногда борются за свое положение в семье или пытаются обратить на себя внимание плохим поведением, которое не одобряется их родителями, но помогает ребенку стать центром семейного внимания.

Таким же лишним ребенок чувствует себя тогда, когда родители уклоняются от общения с ним, не участвуя в играх, почти не замечают его, постоянно заняты своими делами. Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи. При нарушениях внутрисемейных отношениях, ребенок, кроме того, чувствует себя не нужным, тревожным, застенчивым и в группе сверстников. У таких детей формируется заниженная самооценка. Таким образом, нарушенное общение родителей и детей влияет на все стороны жизни ребенка.

Демонстративность. Это дети, требующие повышенного внимания к себе со стороны окружающих. Эти дети очень хорошо могут проявлять себя в игровой деятельности. По результата диагностики, посредством проективных методик, может быть выявлен сниженный эмоциональный фон, наличие трудностей в общении, конфликты, все это говорит о наличии у ребенка не удовлетворенной потребности во внимании, а, соответственно, и о нарушенных взаимоотношения с окружающими.

Тревожность входить в симптомокомплекс застенчивости. Хотя у тревожных детей и могу быть хорошо развиты игровые навыки, но взаимодействия со сверстниками могут быть нарушены и эти дети не пользуются признанием в группе. Чаще всего детская тревожность связана с нарушениями внутрисемейных взаимоотношений. Неуверенный тревожный ребенок избегает общения, у него возникают внутренние конфликты, которые еще больше усиливают его неуверенность.

Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, поскольку это быстрый и эффективный способ достижения цели. Решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. У агрессивных детей происходит нарушение форм общения, они попадают в изоляцию, очень многие дети испытывают к ним отрицательные эмоции, что провоцирует на новые агрессивные реакции.

Проективные методики позволяют определить не только вышеперечисленные нарушения в поведении, но определить адекватность самооценки. Если ребенок отказывается от выполнения задании, то это говорит о неустойчивой или заниженной самооценке.

На русском языке наиболее интересные работы по этой методике принадлежат А. Л. Венгеру [10, с. 81]. Рисование своей семьи для ребенка является творческим процессом. Ребенок по-своему видит семейную ситуацию и трактует ее. Рисунок рассказывает не только о прошлом и настоящем, но и позволяет прогнозировать будущее.

1. Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?

2. Где работают и учатся члены семьи?

3. Как в семье распределяются домашние обязанности?

4. Каковы твои (ребенка) взаимоотношения с отдельными членами семьи?

Психолог может задать и дополнительные вопросы.

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальными считаются качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или отдельных его частей ластиком, затушевывание или заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательной характеристикой рисунка является изображаемая деятельность членов семьи и людей на рисунке [9, с. 28].

Интерпретирую полученный рисунок, особое внимание следует уделять следующим вещам.

1. Структура рисунка: соответствие состава семьи нарисованного и реального, расположение на листе, взаимодействие членов семьи.

2. Анализ особенностей прорисовки тел членов семьи.

3. Анализ последовательности прорисовки членов семьи, комментарии, эмоционально-личностное отношение.

Интерпретация осуществляется по следующим критериям:

1. Если ребенок не рисует кого-то из членов своей семьи, то это говорит о конфликтных с ним взаимоотношениях. По расположению членов семьи можно судить о близости отношений. Когда ребенок рисует семью, которая занимается общим делом, то это свидетельствует о хороших семейных взаимоотношениях. Бывает что не все члены объединены каким-либо делом, это говорит о существовании в семье микрогрупп. Проявление эмоциональной озабоченности проявляется в рисунке, когда ребенок рисует в большей части вещи, мебель, а не людей.

2. Если ребенок тщательно прорисовывает все детали, разукрашивает и дольше всех рисует кого-то из членов его семьи, то это говорит о наибольшей к нему симпатии со стороны ребенка. И, наоборот, рисуя без желания, неполно – испытывает отрицательные чувства к этому человеку. Штриховка, перерисовывание говорит о конфликтных отношениях, эмоциональных переживаниях, связанных с этим человеком.

3. С тем, чтобы понять половую идентификацию ребенка, можно увидеть в рисунке, что ребенок рисует по-разному отца и мать и, соответственно, тем же стилем (которым рисовал одного из родителей) рисует себя. Все это наблюдается в прорисовке волос, одежды, каких-то деталей.

4. Когда ребенок отказывается рисовать или прикрывает рисунок рукой – это свидетельствует о неуверенности ребенка в своих силах и о потребности в поддержке со стороны взрослого. Данная методика может рассказать не только о внутри семейных отношениях, но и о личностных качествах ребенка, его переживаниях и потребностях.

5. Во время проведения тест с ребенком лучше не вступать в разговоры. Тот член семьи, к которому ребенок относится хорошо, появляется в рисунке первым. Иногда могут возникнуть затруднения, паузы в изображении других членов семьи.

В результате данных процедур каждый ребёнок в группе получает определённое количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

Ответы детей заносятся в специальный протокол (матрицу). Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребёнком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Выделяют следующие варианты социометрического статуса:

- предпочитаемые – дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы (2 балла);

- изолированные – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) (1 балл);

- отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 баллов).

Методы исследования уровня знаний, умений и навыков детей по освоению правил дорожного движения

Методы исследования уровня знаний, умений и навыков детей по освоению правил дорожного движения Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 489 комбинированного вида «Методы исследования.

Активные формы и методы работы с родителями в современном ДОУ В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения.

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства в ДОУ Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Методы и формы организации деятельности детей в ДОУ 1. Понятие о методах воспитания Общая схема любого процесса: цель, средства, результат. Когда профессиональные педагоги или родители осуществляют.

Педагогическая диагностика (цели, методы, средства) в ДОУ Педагогическая диагностика — это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих.

Современные формы и методы развития речи детей в ДОУ Современные формы и методы развития речи детей в ДОУ. Чтобы научиться говорить, Надо говорить! Своевременное овладение правильной чистой.

Традиционные методы организации работы в ДОУ Остановимся на наиболее распространённых формах методической работы, чтобы выделить особенности, подчеркнуть необходимость каждой в целостной.

Экологическое воспитание в ДОУ: методы и приемы

Экологическое воспитание в ДОУ: методы и приемы Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по.

Дошкольная педагогика – это сфера возрастной педагогики, изучающая закономерности элементарных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте. Основное направление дошкольной педагогики - изучение процесса обучения и воспитания, его цели и задачи, содержание, формы и методы организации, средства и приемы осуществления, влияние данного процесса на формирование и развитие личности ребенка.

Педагогические исследования проводятся с целью выявления закономерностей развития ребенка, поиска оптимальных методов, средств, форм обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.

Методы педагогического исследования представляют собой способы изучения педагогических процессов и явлений, получения о них научной информации с целью установления закономерных связей и построения научных теорий.

Методы исследования в дошкольной педагогике

Основные методы исследования в дошкольной педагогике:

Наблюдение. Метод целенаправленного исследования педагогического явления или процесса. Исследователь наблюдает отдельные стороны явления, или оценивает его в целом. Основная задача исследования - накопление и фиксация фактов, их существенных сторон. Наблюдение может быть открытым, опосредованным (через других лиц), скрытым, прерывным или непрерывным, монографическим, узкоспециальным. Требования к проведению наблюдения: цель, задачи, плановость, систематичность, программы, точная запись, методики и техники наблюдения. Наблюдение требует точной и объективной фиксации фактов (киносъемка, фотографирование, записи в дневнике, протоколы и т. д.) и обработки результатов.

Эксперимент. Исследование процессов и явлений с целью обоснования и проверки научной гипотезы. Может быть естественным, констатирующим (изучение состояния педагогического процесса или явления), лабораторным (специально созданные контролируемые условия), контрольным (обоснование полученных результатов и выводов) и формирующим (апробация выдвинутой гипотезы). Эксперимент требует организацию поведения исследователя, техническую подготовку, учет инструкций и условий, влияющих на результат, запись результатов. Цель эксперимента – определить закономерности и связи между отдельными педагогическими процессами, явлениями и их результатами в поисках наилучшего способа управления педагогическим процессом.

Готовые работы на аналогичную тему

Опросные методы. Включают интервьюирование, беседу, тестирование, анкетирование.

Социометрия. Отображает взаимоотношения в коллективе, межличностные отношения, основываясь на методах наблюдения или опроса за устоявшим поведением детей. Метод позволяет определить роль, место, статус испытуемого, определить стадии формирования отношений внутри коллектива.

Изучение педагогической документации и продуктов детской деятельности (протокол, отчеты, конспекты занятий, планы, продукты ручного труда и изобразительной деятельности дошкольников). Метод позволяет получить разностороннюю информацию об исследуемом объекте, выявить новые факты и установить взаимосвязи между изучаемыми процессами и явлениями.

Монографическое изучение детей (в группе, отдельного ребенка).

Метод изучения и обобщения опыта. Педагогический опыт – это практика обучения и воспитания, которая отражает уровень развития педагогической науки.

Математический метод. Заключается в математической обработке данных и результатов, которые были получены в процессе изучения и отображены в диаграммах, графиках, таблицах.

Беседа представляет собой непосредственное общение с ребенком или детьми при помощи заранее продуманных вопросов. Предполагает установление двустороннего контакта, в процессе которого выявляются представления и интересы детей, их чувства, отношения, позиции и оценки. Требования к методу: наличие плана (постановка вопроса, опросы полные, массовость, педагогический такт), программы, целенаправленность.

Анкетирование. Может проводится в виде интервью (открытое) или закрытое (анонимное). Требования к анкетированию – учет и систематизация.

Интервьюирование в дошкольной педагогике используется реже остальных методов. Метод представляет собой одностороннюю беседу, во время которой инициатор задает вопросы, а интервьюируемый отвечает. Метод требует тщательную разработку структуры анкеты и создание условий, которые располагают к искренности детей.

Тестирование – метод целенаправленного обследования, которое проводится по отработанным стандартизованным вопросам, и позволяющий объективно выявлять индивидуальные различия детей.

Методы педагогического исследования необходимо использовать в совокупности с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Методы изучения и обобщения педагогического опыта

При проведении педагогических исследований в дошкольном учреждении используют методы, связанные с изучением и обобщением педагогического опыта, продуктов деятельности ребенка и различной педагогической документации.

К методам изучения и обобщения педагогического опыта относятся:

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 01.02.2022

Наталья Николаевна Чувелева

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Дети конструируют на занятии

Основная задача современного детского сада — помочь семье вырастить гармонично развитого ребёнка: любознательного, физически здорового, способного сопереживать, понимать ценность дружбы и семьи. Поэтому от педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) требуется быть в контексте того, что происходит в современной методике работы с детьми. И чтобы выяснить, успешно ли соотносится это требование с учебно-воспитательным процессом, в детских садах регулярно проводятся анализы занятий.

Цели и задачи проведения анализа занятия в ДОУ

Мониторинг занятия в ДОУ может проводиться в двух видах:

  • самоанализ, или рефлексивный анализ;
  • анализ присутствующими, или проблемный, который осуществляется коллегами, методистами, руководством ДОУ.

Это интересно. Анализ занятия в старшей и подготовительной группах может проводиться учителями начальных классов, которые будут работать с детьми в 1–4 классах. В этом случае целью посещения урока будет оценка уровня подготовки малышей к школе.

Самоанализ проводится педагогом с целью выявления методических недостатков, организационных просчётов, а также выяснения уровня освоения детьми учебной программы.

Воспитатель с детьми рыхлят землю в контейнерах

Анализ занятия позволяет увидеть методические и организационные просчёты в работе педагога

Проблемный анализ призван диагностировать:

  • качество реализации образовательной программы, определяющей принципы работы конкретного детского сада;
  • эффективность используемых методов работы с детьми;
  • уровень профессионального мастерства педработника в подборе материала и его изложения при помощи приёмов взаимодействия с детьми;
  • соответствие уровня знаний, умений и навыков дошкольников принятым требованиям, обозначенным Федеральным государственным образовательным стандартом.

Задачами проведения диагностики занятий в детском саду является:

Приёмы проведения анализа

Для осуществления мониторинга занятия используются три вида приёмов.

Словесные приёмы

Анализ занятия предполагает устную форму презентации в форме доклада на педсовете (малом, если анализ проводится сразу после занятия, или большом, если мониторинг является частью разработки методической проблемы старшим воспитателем о ходе работы в ДОУ). За исключением случаев, когда при проведении конкурсов педагогического мастерства от воспитателя требуется составление методической папки, включающей среди прочего несколько письменных самоанализов занятий. В целом же, заполненные таблицы по критериям проведения анализа презентуются устно.

Педагоги обсуждают конспект занятия

Устная презентация анализа делается на основе карты мониторинга

Наблюдение

Это основной путь получения данных для анализа. С помощью наблюдения лицо, анализирующее организацию непосредственной образовательной деятельности (НОД), делает вывод о:

Практические приёмы для анализа конспекта занятия

Подразумевается, что перед посещением урока будут изучены психолого-педагогические характеристики ребят в группе и проведённые самоанализы видов непосредственной образовательной деятельности. После занятия воспитатель предоставляет проверяющему конспект урока, который рассматривается не только с точки зрения выбранных материалов для работы, приёмов, но и с позиции правильности оформления такого рода документов (указание темы, целей, задач, описания хода занятия, предполагаемых итогов).

Это интересно. Указание в конспекте занятия предполагаемых результатов даёт возможность проверяющему адекватно оценить выбранные для взаимодействия на уроке приёмы. Например, если один из ожидаемых результатов был запоминание новой рифмовки, то это полностью оправдывает то, что стихотворение на занятии повторялось 2–3 раза на всех этапах урока, а не только один раз в вводной части, чего достаточно для знакомства с темой.

Воспитатель раздаёт детям материал для поделки

Анализ конспекта позволяет увидеть логичность структуры занятия и логичность в выборе методических приёмов для разработки конкретной темы

Какие виды деятельности анализируются

Мониторинг проводится на открытых занятиях или текущих, вне зависимости от их образовательной направленности:

  • развитие речи;
  • формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
  • формирование целостной картины мира (ФЦКМ);
  • музыкальное занятие;
  • логопедическое занятие;
  • хореография;
  • физкультура;
  • основы грамоты.

Это интересно. Схемы анализа физкультуры и хореографии по содержанию будут отличаться от диагностики на других занятиях.

Кроме того, обязательным является проведение анализа образовательной деятельности в рамках проведения:

  • прогулки;
  • утренника;
  • развлечения.

Это интересно. Если на занятиях непосредственной образовательной деятельностью особый акцент в анализе делается на организацию познавательной активности (например, проведение дидактической игры) и физическое развитие, то в диагностике утренников и развлечений важным элементом анализа является социально-коммуникативная активность.

Дети играют на прогулке

По ФГОС анализируются не только занятия, но и развлечения, прогулки

Схемы анализа

Мониторинговые схемы могут отличаться по структуре и целям в зависимости от исследуемых показателей:

  • общий анализ, дающий общее представление о занятии, носящий больше субъективный характер;
  • педагогический анализ, призванный дать развёрнутую характеристику форме и содержания урока, а также деятельности педагога и детей, имеющий балльную систему оценивания каждого анализируемого критерия;
  • психологическая диагностика, позволяющая через организованную образовательную деятельность оценить эмоциональный контакт педагога с аудиторией малышей;
  • анализ режимных моментов (обычно включает мониторинг режима первой половины дня).

Общий анализ проводится как элемент постоянного методического контроля в ДОУ, а также для оценки деятельности студентов-практикантов. Педагогический анализ является обязательным мероприятием при проведении аттестационной кампании педагогов, а также считается неотъемлемым элементом пакета документов для участия в конкурсах педагогического мастерства.

Алгоритм проведения общего анализа урока в ДОУ

  1. Тема урока.
  2. Дата проведения.
  3. Ф. И. О. педагога с указанием регалий.
  4. Название группы и возраст детей.
  5. Какие цели и задачи являются ключевыми на занятии.
  6. Соответствие структуры занятия ФГОС, то есть наличие вводной части, основной, этапов закрепления и подведения итогов.
  7. Насколько выбранные приёмы и задания соответствуют уровню развития малышей (дать оценку по каждому виду работы в рамках каждого из этапов занятия).
  8. Реализуется ли индивидуальный подход на занятии.
  9. Оценка действий воспитателя с указанием как положительных моментов в работе, так и отрицательных. Причём важно подытожить деятельность воспитателя, в том числе и с позиции детей, то есть того, какие выбранные виды работы им понравились, а какие нет и почему.
  10. Итоги по занятию в целом с оценкой личностныx качеств педагога, способствующих или мешающих осуществлению образовательного процесса. Например, если воспитатель по типу темперамента флегматик, а дети в основной массе холерики, то, возможно, смена видов деятельности происходит не слишком динамично.

Дети с педагогом рисуют

Общий анализ является элементом постоянного методического контроля ДОУ

Таблица: схема карты развёрнутого анализа

Таблица: схема психологического анализа урока в детском саду

Картотеки схем анализа занятий разной образовательной направленности

Со схемами анализа НОД разной направленности, режимных моментов (прогулки, организации первой половины дня), а также с правилами посещения занятий и мероприятий можно ознакомиться в подборке методиста по дошкольному образованию Николаевой Н.В., представленной здесь

Педагогический анализ - это системное изучение деятельности субъектов педагогического процесса в специально организованной среде во взаимодействии с социальным окружением ДОУ. (Российская педагогическая энциклопедия.)В современной литературе достаточно подробно освещаются вопросы педагогического анализа. Как самостоятельная функция управления он выделен сравнительно недавно.

Его целью является системное изучение педагогического процесса, объективная оценка и последующая выработка методов по его совершенствованию .Педагогический анализ в ДОУ осуществляет в основном зам. зав по ВМР

Но есть отличие функций контроля и педагогического анализа.

Контроль - функция управления осуществляет заведующий ДОУ, административная группа.

Констатирует, измеряет уровень отдельных параметров педагогического процесса, сопоставляет их с нормативными требованиями

(ФГОС ДО, образовательной программой ДОУ, принятыми управленческими решениями).

Вскрывает причины, определяющие уровень педагогического процесса

Сбор, анализ , систематизации и коррекция информации о деятельности ДОУ.

Определяет влияние отдельных недостатков на общий результат воспитательно-образовательной работы.

Имеет побудительный, сигнальный характер, поддерживая в коллективе состояние организационной напряженности.

Выявляет возможности для дальнейшего совершенствования педагогического процесса.

Отвечает на вопросы: Почему это происходит? Какие пути и методы выбрать для повышения качества образования?

Как повысить профессиональный уровень педагогов и уровень развития детей?

Регламентируется нормативными и организационно-правовыми документами. При проведении контроля соблюдается алгоритм.

Не требует жесткой регламентации при оформлении документов.

Таким образом, если контроль способствует получению информации, то педагогический анализ обеспечивает глубину ее познания.

Объективную оценку педагогическому процессу позволяет дать совместно контроль и педагогический анализ.

Основные функции педагогического анализа:
- выявить скрытые резервы, потенциальные возможности каждого педагога и коллектива в целом;

- помочь педагогам овладеть элементами проектной или инновационной деятельности,
способствовать творческому и профессиональному развитию и освоению приемов самоанализа.
- способствовать успешной реализации образовательной программы ДОУ, годового плана и др. планов;

-выявить условия и эффективность выбранных педагогических методик и технологий;
-определить интересы, способности и уровень развития детей;
-оценить уровень педагогического взаимодействия с родителями .

Стремимся выполнять основные принципы педагогического анализа

На основании рекомендаций, предложенных в книгах Белой К.Ю.,Н. В. Корепановой, О.А. Скоролуповой И. А. Липчанской "Контроль функционирования и развития ДОУ" мы проводим различные виды анализа. Основные их них

Итоговый педагогический анализ.

Остановлюсь на оперативном.

Оперативный - вид педагогического анализа, позволяющий ежедневно анализировать основные показатели воспитательно-образовательного процесса, вскрывать причины отклонений от заданных нормативов, вырабатывать рекомендации по устранению этих причин.

Вопросы оперативного анализа определяются для зам.зав по ВМР заведующим или планируются самостоятельно. Главная его задача состоит в обобщении результатов деятельности ДОУ за месяц, учебный год, их оценка и получение выводов, позволяющих оказывать влияние на развитие воспитательно-образовательной работы.

Мы выделили для педагогического анализа основные блоки:
1. Охрана жизни и здоровья детей.
2. Образовательный процесс.

Условия и организация работы по образовательным областям.
2.1. Физическое развитие.
2.2. Социально-коммуникативное развитие.

2.5.Художественно-эстетическое развитие. (прогулка, питание, сон и др.)

3.Подготовка и организация НОД

4.Организация режимных моментов

5.Организация видов деятельности в соответствии с ФГОС ДО:

-восприятие художественной литературы и фольклора,

-самообслуживание и элементарный бытовой труд,

-изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

- двигательная .
6. Документация .

7.Система повышения профессиональной компетенции педагогов.

8.Взаимодействие с родителями и социальными структурами.

Обо всех вопросах, вынесенных для педагогического анализа в текущем месяце, сообщаем педагогам на оперативном совещании и размещаем в методическом уголке - этим мы обеспечиваем гласность.

Результаты проверки заносятся в журнал, с использованием "Карт наблюдения", где даются рекомендации и повторные проверки по выполнению. Для отметки результатов используем условные обозначения или текстовой материал. Таким образом, можно убедиться в эффективности контроля.

Мы пришли к выводу, что по каждому направлению педагогического анализа целесообразно иметь подробные таблицы, схемы, которые легко контролировать и оценивать.

Эти схемы универсальны, могут использоваться в течение нескольких лет, а при необходимости мы вносим коррективы, т. к. все они имеются в компьютерном варианте.

Тематический анализ – это анализ хода реализации одной из образовательных областей общеобразовательной программы ДОУ., направлен не только на изучение фак­тического состояния дел по конкретному вопросу, но и на вне­дрение новых образовательных технологий, форм и методов рабо­ты, опыта мастеров педагогического труда. Темы контроля определяются в соответствии с годовым пла­ном работы Учреждения на основании проблемно-ориентирован­ного анализа работы по итогам предыдущего учебно­го года.

Сюда включается анализ:
- методического обеспечения по данной образовательной области;
- планирования воспитательно-образовательной работы;
- уровней усвоения программного материала детьми;
- уровней профессиональных знаний педагогов в данной области;
- взаимодействия с родителями;
- создание РППС для реализации темы.
Тематический анализ проводим перед Педагогическим советом, при подготовке к педагогическим мероприятиям, организации летней оздоровительной работы, при подготовке к новому учебному году и др.

Для проведения фронтального, итогового и тематического контроля заведующий Учреждением издает приказ, в котором определяются:

  • вид и тема контроля;
  • сроки проведения контроля;
  • состав комиссии
  • сроки предоставления итоговых материалов;
  • план - задание для проведения контроля.

В плане-задании контроля указываются: предмет, цель, его задачи, перечень вопросов, подлежащих контролю, контролируемый период деятельности, объекты контроля, а также правовые основания проведения контроля.

План-задание разрабатывает заведующий, заместитель заведующего.

Периодичность и виды контроля опреде­ляются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел, результатах педагогической деятельно­сти и результатах работы всего персонала Учреждения.

Продолжительность фронтального, итогового и тематического контроля не должна превышать 5-10 дней. Продолжительность оперативного и административного контроля не более одного дня.

При проведении планового контроля не требуется допол­нительного предупреждения, если в месячном плане указаны сроки контроля.

Тематический анализ проходит по алгоритму и оформляется так, как указано выше.

Итоговый педагогический анализ является основой для создания ежегодного публичного доклада и отслеживает динамику педагогического процесса.

Его результативностью является:

-Улучшение работы по реализации образовательных областей….

-Освоение педагогами современных методов образования детей, в том числе метода проектной деятельности.

-Повышение профессиональной компетенции..педагогов.

-Повышение активности родителей в педагогическом процессе ДОУ.

-Активное осуществление взаимодействия с социумом.

Тем самым контроль и педагогический анализ обеспечивают повышение качества дошкольного образования и выполнение требований ФГОС ДО.

Читайте также: