Методика анализ семейных взаимоотношений асв кратко

Обновлено: 09.07.2024

Затем можно получить ответ на вопрос: почему они воспитывают его так, измерив следующие 9 шкал, относящихся к личностным проблемам родителей, которые они решают за счет ребенка. Расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, воспитательная неуверенность родителя, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, предпочтение мужских качеств, предпочтение женских качеств.

Дополнительная двадцать первая шкала построена А.Л. Лихтарниковым и измеряет асоциальность отношений в семье. Шкала создана методом контрастных групп: рассматривались пункты опросника АСВ, имеющие значимые различия по Т-критерию с уровнем значимости не хуже 0,01 на выборках А) здоровых семей; Б) семей с ребенком, совершившим правонарушение и находящимся на учете в ИДН. Высокие значения шкалы асоциальных отношений в семье получают конфликтные семьи, где нет взаимопонимания между родителями и между родителями и ребенком, родители не знают, чем ребенок занят и не доверяют ему, предоставляют его самому себе, иногда непредсказуемо наказывают, манипулируют им, настраивая ребенка против другого супруга. Эта шкала могла бы быть иначе названа шкалой простых жестоких игр.

ОБРАБОТКА

Так, например, ответы на вопросы 1, 21, 41, 61 и 81, а также 101, 107, 113, 119, 125 (всего десять вопросов) относятся к шкале Г+ (гиперпротекция), диагностическое значение которой равно 7. Для подсчета баллов по каждой шкале необходимо подсчитать число обведенных в соответствующей строке номеров. Если названия шкал подчеркнуты, как, например, Г+, то к результату необходимо прибавить число баллов по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка и обозначена теми же буквами. Если число баллов достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя диагностируется соответствующая особенность стиля воспитания.

Диагностика типов негармоничного семейного воспитания

Выраженность черт воспитательного процесса

+ означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания;

± означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так и недостаточность или невыраженность.

Фамилия и имя сына (дочери)___________________________________________________

Сколько ему (ей)лет___________________________________________________________

Кто заполнял (отец, мать, другой воспитатель)_____________________________________

*– эта часть бланка испытуемым не показывается

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ОПРОСНИКОМ АСВ

Дадим описание шкал опросника АСВ, которые предназначены для диагностики типов негармоничного воспитания.

1. Уровень протекции в процессе воспитания (шкалы Г+ и Г-)

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при воспитании ребенка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

—Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы (утверждения шкалы Г+ опросника АСВ).

2. Степень удовлетворения потребностей ребенка (шкалы У+ и У-)

—Игнорирование потребностей ребенка (шкала У-). Данный стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.

3. Количество и качество требований к ребенку в семье (шкалы Т+, Т- и З+, З-)

Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т.е. в тех заданиях, которые он выполняет, – учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать. Наконец, невыполнение требований ребенком может повлечь применение санкций со стороны родителей – от мягкого осуждения до суровых наказаний. Формы нарушений системы требований к ребенку различны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал: Т+, Т-; З+, З-; С+, С-.

Требования-обязанности – это перечень повседневных обязанностей ребенка по отношению к себе и по отношению к другим членам семьи.

—Недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.

—Требования-запреты, т.е. указания на то, что ребенку нельзя делать, определяют прежде всего степень его самостоятельности, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны две степени отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов.

4. Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкалы С+ и С-)

—Минимальность санкций (шкала С-). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

5. Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н)

Под таким воспитанием мы понимаем резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями.

Неустойчивость стиля воспитания, по мнению К.Леонгарда, содействует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях детей и подростков с отклонениями характера.

Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

6. Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ)

Обусловливаемое нарушение воспитания – повышенная протекция (потворствующая или доминирующая).

Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: супруга нет – смерть, развод, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании несоответствие характеров, эмоциональная холодность и др.). Нередко при этом мать, реже – отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители хотят, чтобы он удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов, – потребность во взаимной исключительной привязанности, частично – эротические потребности.

Стремление к расширению сферы родительских чувств за счет включения эротических потребностей в отношения матери и ребенка, как правило, ею не осознается. Эта психологическая установка проявляется косвенно, в частности в высказываниях, что ей никто не нужен, кроме сына, и в характерном противопоставлении идеализированных ею собственных отношений с сыном не удовлетворяющим ее отношениям с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они предъявляют ее в виде многочисленных придирок к ним.

на данный момент страница находится в стадии доработки

но, вопросы теста асв для родителей (детей 3-10 и детей 11-21 года)
ДОСТУПНЫ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ ниже.

Описание теста

Опросник позволяет выявлять только нарушения процесса воспитания и типы патологизирующего воспитания и не предназначен для исследования параметров адекватного воспитания.

Правила пользования опросником (тестом) АСВ:

Описание шкал опросника

Теоретическая конструкция теста АСВ предполагает, что в формировании патологических нарушений поведения и отклонения личности детей и подростков существенную роль играют особенности процесса воспитания ребёнка. К таким особенностям относятся: степень удовлетворения потребностей ребенка; уровень протекции в процессе воспитания; неустойчивость стиля воспитания; количество требований, предъявляемых ребенку в семье.

Этот стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще всего при этом страдают духовные запросы, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители воспитанию ребенка. К нарушениям приводят два полярных уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

Неустойчивость стиля воспитания, по мнению К. Леонгарда (Leonhard К., 1965), содействует формированию таких черт, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях детей и подростков с отклонениями характера. Обычно родители признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Под неустойчивым воспитанием авторы понимают резкую смену приемов воспитательных воздействий. Оно проявляется как переход от очень строгого воспитания к либеральному и, наоборот, от повышенного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями.

Требования к ребенку со стороны родителей — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, то есть тех заданий, которые он выполняет. Это учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи.
Во-вторых, требования проявляются как запреты родителей, устанавливающие, что ребенок не должен делать. Они определяют, прежде всего, степень его самостоятельности, возможность самому выбирать способ поведения.
Наконец, невыполнение требований ребенком может повлечь за собой применение санкций со стороны родителей — от мягкого осуждения до суровых наказаний.

Формы нарушений системы требований к ребенку различны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал:

В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо домашнему делу.

Чрезмерность (строгость) санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкала С+) (нажмите, чтобы увидеть подробнее)

Минимальность санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкала С-) (нажмите, чтобы увидеть подробнее)

Такие родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они сомневаются в их результативности, уповают на поощрения.

Перечисленные выше нарушения процесса семейного воспитания встречаются в семьях в разных сочетаниях. Но авторы уверены в том, что особое значение (с точки зрения анализа причин отклонений характера и формирования расстройств личности, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения и неврозов) имеют определенные устойчивые сочетания нарушений семейного воспитания . Эти сочетания нарушений образуют типы негармоничного (патологизирующего) воспитания ребенка в семье (таблица 1).

Тип воспитанияУстойчивые сочетания особенностей воспитательного процесса
Уровень протекции П(Г+, Г-)Полнота удовлетворения потребностей У (У+, У-)Степень предъявления требований Т (Т+, Т-)Степень запретов 3(3+, 3-)Строгость санкций С(С+,С-)
Потворствующая гиперпротекция+?---
Доминирующая гиперпротекция+±±+±
Повышенная моральная ответственность+?+±±
Эмоциональное отвержение?-++±
Жестокое обращение--+±+
Гипопротекция?---±

Характеристики негармоничных типов воспитания:

Повышенная моральная ответственность

Непосредственно психологические причины нарушений в семейном воспитании могут быть различны. Однако, авторы выделяют две группы причин, которые на практике наиболее часто играют роль в нарушении воспитания:

Отклонения личности самих родителей

Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка

Исследование возможного влияния данных причин проводится в опроснике АСВ.

Перечень вопросов

На утверждения, номера которых выделены в опроснике жирным шрифтом, отцы могут не отвечать.

Опросник АСВ для родителей детей в возрасте 3 - 1 0 лет.

Опросник АСВ для родителей детей в возрасте 11 - 21 года.

Обработка результатов

В случаях, когда на бланках испытуемых не диагностируется ни одна из шкал, следует сделать как минимум два вывода:
— возможно установочное поведение испытуемых (настрой на социально одобряемые ответы);
— их воспитательные действия скорее относятся к адекватным, нежели к патологизирующим.

Источники:

  • "МЕТОДЫ СЕМЕЙНОЙ ДИАГНОСТИКИ И ПСИХОТЕРАПИИ. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ", Э.Г. Эйдемиллер, МОСКВА & САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, "ФОЛИУМ", 1996 г.
  • "СЕМЕЙНЫЙ ДИАГНОЗ и семейная психотерапия", Э.Г. Эйдемиллер И. В. Добряков И. М. Никольская, РЕЧЬ, Санкт-Петербург, 2006.
  • Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В."Психология и психотерапия семьи". 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Особенности и методика проведения исследования "Анализ семейных взаимоотношений", разработанного Эйдемиллером Э.Г. и Юстицкисом В.В. Основные проблемы, диагностируемые опросником. Классификация типов нарушений семейного воспитания. Пример диагностики.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.02.2012
Размер файла 24,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Выраженность черт воспитательного процесса

Полнота удовлетворения потребностей

Степень предъявления требований

Повышенная моральная ответственность

· Потворствующая гиперпротекция (Г+, У+, при Т-, З-, С-). Подросток находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у подростков.

· Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, З±, Н±). Подросток находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

· Повышенная моральная ответственность (Г-,У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.

· Гипопротекция (Г-, У-, Т-, З-). Подросток предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.

Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем [4, с.182]:

· Расширение сферы родительских чувств-- шкала РРЧ.

· Предпочтение в подростке детских качеств-- шкала ПДК.

· Воспитательная неуверенность родителя-- шкала ВН.

· Фобия утраты ребенка-- шкала ФУ.

· Неразвитость родительских чувств-- шкала НРЧ.

· Проекция на подростка собственных нежелаемых качеств-- шкала ПНК.

· Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания-- шкала ВК.

· Сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка-- предпочтение мужских качеств-- шкала ПМК.

· Сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка-- предпочтение женских качеств-- шкала ПЖК.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Количество набранных баллов баллов

Вспоминаем: в случае если количество набранных баллов достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя устанавливается соответственный тип отклонения в воспитании. Таким образом, проанализировав полученные данные, можно сказать то, что тип нарушений семейного воспитания не выявлен. Хотя, значение шкалы Г+ - 6, что говорит о приближении к отклонению («опасной ситуации) - чрезмерной гиперпротекции, а именно к чрезмерной опеке подростка. Кроме этого, значения шкалы ВН - 5 и шкалы ФУ - 8 говорят о том, что у обследуемого родителя наблюдаются такие особенности: воспитательная неуверенность и фобия утраты ребенка.

Г.И. Колесникова в [3, с.170] дает описание данных особенностей семейного воспитания. Давайте с ними подробнее познакомимся для того, чтобы понять особенности воспитания в семье нашего обследуемого и поставить семейный диагноз.

Диагностика была проведена с женщиной 38 лет, воспитывающей мальчика подростка 14 лет. В ходе опроса были выявлены такие нарушения семейных представлений, как воспитательная неуверенность родителя и фобия потерять ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова М.К. Психологическая диагностика / М.К. Акимова. - СПб, 2005 - 304 с.

2. Карабанова О.А.Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М., 2005 - 320 с.

3. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование / г.И. Колесникова. - Ростов-на-Дону, 2004. - 288 с.

4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. - М., 1996. - 352 с.

5. Петровский А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. - М. - 496 с.

Подобные документы

Характеристика основных типов семейных взаимоотношений: опека, тактика "невмешательства", сотрудничество. Отличительные черты стилей семейного воспитания: демократического, авторитарного, попустительского. Переходный возраст и проблемы, им обусловленные.

реферат [39,3 K], добавлен 12.01.2011

Современные представления о стилях и результатах семейного воспитания детей. Структура личности и ее значение для разработки диагностики личности школьника. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися. Методы изучения семьи и семейных отношений.

учебное пособие [1,5 M], добавлен 04.01.2011

Понятие семейных отношений. Сферы семейных отношений и типы семейных взаимоотношений. Роль семейных отношений в развитии и воспитании ребенка. Негативное эмоциональное состояние, возникающее из-за нерешенных личностных проблем, возникновение конфликтов.

реферат [25,2 K], добавлен 24.03.2012

Сущность семейных отношений. Родительские стили воспитания. Характеристика личности старшего дошкольника. Особенности эмоционального благополучия ребенка. Исследование особенностей семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия дошкольника.

дипломная работа [241,4 K], добавлен 04.03.2011

Роль семьи в развитии личности, цели воспитания, задачи семьи. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей. Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей. Ошибки семейного воспитания.

реферат [38,8 K], добавлен 29.11.2010

Понятие семьи и семейных кризисов. Методы экспериментального исследования особенностей взаимоотношений в супружеской паре в период прохождения нормативного семейного кризиса. Пути преодоления семейных кризисов. Специализированная психологическая помощь.

курсовая работа [121,9 K], добавлен 23.04.2015

Цели воспитания, типы семейных взаимоотношений, их роль в формировании характера детей и формировании их личностных особенностей. Ошибки семейного воспитания: потребность в эмоциональном контакте, смысле жизни, достижениях, гармоничных отношениях.

Существуют варианты для родителей, имеющих детей от 3 до 10 лет и от 11 до 21 года.

Рассмотрим эти шкалы

1. Гиперпротекция (Г+).Родители уделяют воспита­нию ребенка очень много сил, времени, внимания. Этоцен­тральное дело в их жизни. В основе могут лежать глубокие на­рушения супружеских взаимоотношений, одиночество родите­лей, некомпетентность в общении на равных.

Рассмотренные две шкалы отражают степень протекции, т. е. внимания родителей по отношению к ребенку.

3. Потворствование (У+).Родители стремятся к макси­мальному и некритичному удовлетворению любых потребно­стей ребенка. Причины идентичны тем, которые описывались применительно к гиперпротекции. Использование же этой шкалы позволяет более дифференцированно отнестись к раз­работке конкретного плана позитивного реагирования, а так­же к ситуации объяснения родителям деструктивности их действий (консультативный блок оказания воздействия наря­ду с коррекцией супружеского общения методами семейной терапии).

4. Игнорирование потребностей ребенка (У-).Чаще всего страдают потребность в эмоциональном контакте, обще­нии с родителями, духовные потребности.

3 и 4-я шкалы отражают степень удовлетворения потребно­стей ребенка.

5. Чрезмерность требований-обязанностей (Т+).Требо­вания к ребенку не соответствуют его возможностям, не содей­ствуют полноценному развитию его личности, создают риск психологической травмы.

6. Недостаточность требований-обязанностей ребен­ка (Т-).Родители при этом говорят о том, как трудно при­влечь ребенка к какому-либо делу по дому. Имеются в виду требования-обязанности в учебе и домашнем быту. Сущест­вуют исследования, которые показывают, что в тех семьях, где отец принимает активное участие в выполнении домаш­них обязанностей, не наблюдается практически ни одного случая отказа детей от выполнения домашних обязанно­стей.

8. Недостаточность требований-запретов к ребенку (3—).

9. Чрезмерность санкций(С+). Строгие наказания за не­значительные нарушения поведения, жестокое обращение с ре­бенком. Работа здесь должна вестись в направлении смены до­минирующих аффектов в семье. Подчас приходится работать также с факторами хронической фрустрации родителей, когда они вымещают свой гнев на ребенке.

10. Минимальность санкций (С—).Родители предпочита­ют либо вовсе обходиться без наказаний, либо применять их крайне редко, а уповают на поощрения.




Наблюдаются некоторые устойчивые сочетания перечис­ленных выше стилей воспитания (названия шкал), которые приводят к психогенным нарушениям.

v Потворствующая гиперпротекция (Г+,У+,Т—,3—,С—). Ре­бенок находится в центре внимания семьи, которая стре­мится к максимальному и некритичному удовлетворению его потребностей. Это сочетание содействует развитию у ребенка демонстративных (истероидных) и гипертим-ных черт характера.

v Доминирующая гиперпротекция(Г+,У+,Т+,3+,С+). Ре­бенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и уделяют ему много времени, одна­ко в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.

v Повышенная моральная ответственность (Г+, У—, Т+).Высокие требования сочетаются с пониженным внимани­ем к реальным потребностям ребенка. Стимулирует раз­витие тревожно-мнительной (психастенической) акцен­туации характера.

v Гипопротекция/гипоопека (Г-,У-,Т-,3-).Ребенок пре­доставлен себе, родители не интересуются им и не контро­лируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и кон­формного типов.

12. Расширение сферы родительских чувств (РРЧ)обыч­но наблюдается при потворствующей или доминирующей про­текции. Родители хотят, чтобы ребенок был для них чем-то боль­шим, чем ребенок, заменил супруга. При этом удовлетворяется потребность во взаимной исключительной привязанности, час­тично эротические потребности. Стимулируется эротическое от­ношение к родителям - ревность, детская влюбленность. Когда ребенок взрослеет, родители пытаются его удержать с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции.

13. Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК)за­частую обусловлено потворствующей гиперпротекцией. При этом снижается уровень требований к ребенку.

14. Воспитательная неуверенность родителя (ВН)наблю­дается при потворствующей гиперпротекции либо понижен­ном уровне требований. Родитель идет на поводу у ребенка. Ре­бенок нашел у родителя слабое место и манипулирует им. Сла­бое место - психастенические черты у родителя или ребенок напоминает родителю его родителей.

15. Фобия утраты ребенка (ФУ),как правило, связана с перенесенными ребенком заболеваниями, обуславливающими страх потери. В основе лежит потворствующая или домини­рующая гиперпротекция. , .; . -*ч. . , .

17. Проекция на ребенка собственных нежелатель­ных качеств (ПНК),которые родитель чувствует, но не при­знает в самом себе. Борьба с нежелательным качеством у другого помогает ему (чаще всего отцу) верить, что у него самого данного качества нет. Имеются в виду такие качест­ва, как агрессивность, склонность к лени, алкоголю, несдер­жанность и т. д.

Существуют варианты для родителей, имеющих детей от 3 до 10 лет и от 11 до 21 года.

Рассмотрим эти шкалы

1. Гиперпротекция (Г+).Родители уделяют воспита­нию ребенка очень много сил, времени, внимания. Этоцен­тральное дело в их жизни. В основе могут лежать глубокие на­рушения супружеских взаимоотношений, одиночество родите­лей, некомпетентность в общении на равных.

Рассмотренные две шкалы отражают степень протекции, т. е. внимания родителей по отношению к ребенку.

3. Потворствование (У+).Родители стремятся к макси­мальному и некритичному удовлетворению любых потребно­стей ребенка. Причины идентичны тем, которые описывались применительно к гиперпротекции. Использование же этой шкалы позволяет более дифференцированно отнестись к раз­работке конкретного плана позитивного реагирования, а так­же к ситуации объяснения родителям деструктивности их действий (консультативный блок оказания воздействия наря­ду с коррекцией супружеского общения методами семейной терапии).

4. Игнорирование потребностей ребенка (У-).Чаще всего страдают потребность в эмоциональном контакте, обще­нии с родителями, духовные потребности.

3 и 4-я шкалы отражают степень удовлетворения потребно­стей ребенка.

5. Чрезмерность требований-обязанностей (Т+).Требо­вания к ребенку не соответствуют его возможностям, не содей­ствуют полноценному развитию его личности, создают риск психологической травмы.

6. Недостаточность требований-обязанностей ребен­ка (Т-).Родители при этом говорят о том, как трудно при­влечь ребенка к какому-либо делу по дому. Имеются в виду требования-обязанности в учебе и домашнем быту. Сущест­вуют исследования, которые показывают, что в тех семьях, где отец принимает активное участие в выполнении домаш­них обязанностей, не наблюдается практически ни одного случая отказа детей от выполнения домашних обязанно­стей.

8. Недостаточность требований-запретов к ребенку (3—).

9. Чрезмерность санкций(С+). Строгие наказания за не­значительные нарушения поведения, жестокое обращение с ре­бенком. Работа здесь должна вестись в направлении смены до­минирующих аффектов в семье. Подчас приходится работать также с факторами хронической фрустрации родителей, когда они вымещают свой гнев на ребенке.

10. Минимальность санкций (С—).Родители предпочита­ют либо вовсе обходиться без наказаний, либо применять их крайне редко, а уповают на поощрения.

Наблюдаются некоторые устойчивые сочетания перечис­ленных выше стилей воспитания (названия шкал), которые приводят к психогенным нарушениям.

v Потворствующая гиперпротекция (Г+,У+,Т—,3—,С—). Ре­бенок находится в центре внимания семьи, которая стре­мится к максимальному и некритичному удовлетворению его потребностей. Это сочетание содействует развитию у ребенка демонстративных (истероидных) и гипертим-ных черт характера.

v Доминирующая гиперпротекция(Г+,У+,Т+,3+,С+). Ре­бенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и уделяют ему много времени, одна­ко в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.

v Повышенная моральная ответственность (Г+, У—, Т+).Высокие требования сочетаются с пониженным внимани­ем к реальным потребностям ребенка. Стимулирует раз­витие тревожно-мнительной (психастенической) акцен­туации характера.

v Гипопротекция/гипоопека (Г-,У-,Т-,3-).Ребенок пре­доставлен себе, родители не интересуются им и не контро­лируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и кон­формного типов.

12. Расширение сферы родительских чувств (РРЧ)обыч­но наблюдается при потворствующей или доминирующей про­текции. Родители хотят, чтобы ребенок был для них чем-то боль­шим, чем ребенок, заменил супруга. При этом удовлетворяется потребность во взаимной исключительной привязанности, час­тично эротические потребности. Стимулируется эротическое от­ношение к родителям - ревность, детская влюбленность. Когда ребенок взрослеет, родители пытаются его удержать с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции.

13. Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК)за­частую обусловлено потворствующей гиперпротекцией. При этом снижается уровень требований к ребенку.

14. Воспитательная неуверенность родителя (ВН)наблю­дается при потворствующей гиперпротекции либо понижен­ном уровне требований. Родитель идет на поводу у ребенка. Ре­бенок нашел у родителя слабое место и манипулирует им. Сла­бое место - психастенические черты у родителя или ребенок напоминает родителю его родителей.

15. Фобия утраты ребенка (ФУ),как правило, связана с перенесенными ребенком заболеваниями, обуславливающими страх потери. В основе лежит потворствующая или домини­рующая гиперпротекция. , .; . -*ч. . , .

17. Проекция на ребенка собственных нежелатель­ных качеств (ПНК),которые родитель чувствует, но не при­знает в самом себе. Борьба с нежелательным качеством у другого помогает ему (чаще всего отцу) верить, что у него самого данного качества нет. Имеются в виду такие качест­ва, как агрессивность, склонность к лени, алкоголю, несдер­жанность и т. д.

Читайте также: