Методический кабинет в доу как центр как научно методический центр решает следующие задачи

Обновлено: 02.07.2024

Методический кабинет в ДОУ как центр методической работы в ДОУ, модель методического кабинета ДОУ.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача зам. зав. по ВМР - сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.

Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.

Реализация информационно-аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.

Л. И. Фалюшина рассматривает методическую работу как функцию управления качеством воспитательно–образовательной работы в педагогических системах, которая заключается в двустороннем процессе обучения и учения ее объекта, направленных для качественной педагогической деятельности по всестороннему воспитанию детей.

Под методической работой в современном дошкольном образовательном учреждении К. Ю. Белая предлагает понимать целостную, основанную на достижениях науки и передового опыта, систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности учебно–воспитательного процесса.

Л. П. Ильенко, А. М. Моисеев также полагают, что методическая работа- это целостная система, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, система взаимосвязи мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом… на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития детей.

По мнению Л. М. Волобуевой методическая работа – это часть целостной системы непрерывного образования воспитателей, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового опыта, способствующих повышению профессионального мастерства каждого педагога, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала всех педагогов, необходимого для качественной воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Все исследователи правы в том, что методическая работа – это основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.

Таким образом, методическую работу в ДОУ можно назвать неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации.

Основная цель методической работы – подготовка педагогических кадров к достижению требуемого качества образования. Поэтому при отборе содержания методической работы следует исходить из потребностей и затруднений педагогов, специфики ДОУ, а также функций методической службы по созданию ресурсов для обеспечения высокого качества образования.

Центром всей педагогической работы детского сада является методический кабинет – копилка традиций дошкольного учреждения.

Все его содержание должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т. д.

Старшему воспитателю необходимо соблюдать требования к содержанию материала, находящегося в кабинете, сделать его доступным, тщательно продумывать и систематизацию и расположение, научить воспитателей творчески применять этот материал в работе с детьми.

Организация методической работы предусматривает формирование и развитие профессиональных качеств педагогов, создание условий для их профессионального роста и повышения педагогического мастерства, совершенствования творческого потенциала каждого педагога, направленного на оптимальное формирование и развитие личности ребенка.

Методический кабинет призван обеспечить :

- достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;

- построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;

- адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;

- эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;

- взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями.

Таким образом, сущность методической работы в дошкольном образовании заключается в оказании системной помощи педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии профессиональной компетентности как непрерывного процесса образования, самообразования и совершенствования педагогов и всего педагогического коллектива для решения вопросов эффективной организации педагогической деятельности. Именно система методической работы, представляет и руководителю и педагогу право выбора индивидуальной траектории профессионального роста и развития, дает возможность обеспечить личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь в реализации традиционных и инновационных моделей организации педагогической деятельности.

1. Виноградова Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы : методическое пособие/ Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родонова. – М. : Айрис – пресс, 2008. – 192с.

2. Волобуева Л. М., Мирко И. А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением.

3 уровень – воспитатели, кухонные и прачечные работники, дворники и др.

Методическая работа — это систематическая, целенаправленная, коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров по повышению научно-теоретического уровня, методической подготовки и профессионального мастерства (А.Н.Морозова).

Методическая работа - это целостная, системная деятельность педагогов ДОУ, основанная на достижениях науки и передовой практики, направленная на повышение профессионального мастерства каждого педагога, повышение качества и эффективности учебного процесса (К.Ю.Белая).

Цель методической работы - это повышение качества и эффективности образовательного процесса в ДОУ и повышение профессиональной квалификации каждого педагога.

Задачи методической работы:

по отношению к конкретному педагогу:

1. Повышение уровня теоретической и психологической подготовленности педагогов, профессионального мастерства;

2. Развитие мотивов к повышению творчества в педагогической деятельности;

3. Развитие современного стиля педагогического мышления, исполнительского мастерства;

4.Формирование готовности к профессиональному самообразованию.

по отношению к педагогическому коллективу:

1. Сплочение педагогического коллектива;

2. Выработка общих педагогических ценностей, традиций;

3. Анализ воспитательно-образовательного процесса и его результатов;

4. Предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной деятельности педагогов;

5. Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

6. Приобщение коллектива к научно-экспериментальной работе.

по отношению к общей системе дошкольного образования:

1.Осмысление нормативно-правовых документов;

2. Внедрение достижений науки и передовой практики.

Проблему организации методической работы в ДОУ, изучали следующие ученые:

Л. В. Поздняк, Л. М. Валабуева, К Ю. Белая, А. Н. Морозова, О. В. Никифорова, М. М. Поташник, Е. П. Милашевич и др.

Функции методической работы (К. Ю.Белая):

1. Информационная (сбор, обработка информации по проблемам дошкольного образования, выявление и создание банка данных).

2. Аналитическая (изучение фактического состояния педагогической деятельности, обоснование применения способов, средств, воздействий по достижению целей, объективная оценка полученных результатов и выработка регулирующих механизмов);

3. Планово-прогностическая (выбор целей, разработка программ их достижения);

4. Организационно-координационная (на основе данных проблемно-ориентированного анализа учет конкретной ситуации);

5. Обучающая (повышение профессионального уровня педагогов, развитие общей эрудиции);

6. Контрольно-диагностическая (контроль и диагностика проведенной работы, объективная оценка полученных результатов);

7. Проектировочная (разработка содержания и создание проектов деятельности ДОУ).

Содержание методической работы (основные направления):

1.Повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению образовательно-воспитательной работы;

2. Подготовка научно-методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;

3. Обобщение и распространение передового педагогического опыта, внедрение достижений науки и практики;

4.Прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогических работников;

5.Оказание поддержки в инновационной деятельности педагогам;

6. Координация деятельности ДОУ с семьей, спонсорами, общественностью для реализации задач развития воспитанников и ДОУ.

7. Анализ качества учебно-воспитательной работы.

Билет № 5. Методический кабинет в ДОУ как центр методической работы в ДОУ, модель методического кабинета ДОУ.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача зам. зав. по ВМР - сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.

Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.

Реализация информационно-аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.

Целью работы кабинета является повышение эффективности методической работы, совершенствование профессионализма педагогов.

Задачи работы методического кабинета:

  • адаптация ДОУ к социальному заказу и особенностям дошкольников, содействовать в выполнении целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития образования;
  • установление и регулирование связи ДОУ с методическим центром на муниципальном уровне;
  • формирование педагогического коллектива единомышленников, объединенных едиными целями;
  • формирование у педагогов стремления к созданию инновационной модели ДОУ, где внедряются современные научные исследования и лучший педагогический опыт с учетом всех запросов воспитателей;
  • создание банка данных программно-методической, нормативно-правовой, научно-теоретической информации, создание условий для удовлетворения информационных, учебно-методических, организационно-педагогических и образовательных потребностей педагогов дошкольного учреждения;
  • формирование интереса к систематическому и углубленному изучению психологической и педагогической литературы, обеспечивая тем самым непрерывное образование воспитателей, их творческий рост; осуществление подбора литературы и методических материалов по всем разделам Образовательной программы ДОУ, обобщение и систематизация методических материалов по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, организация доступа педагогов к методическим пособиям, в том числе и создание электронной библиотеки ДОУ;
  • содействие повышению и совершенствованию педагогического мастерства педагогов, особенно начинающих и с небольшим стажем педагогической работы; изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, в том числе и на муниципальном уровне и на уровне района, а так же оказание помощи педагогам по применению передовых педагогических технологий, методов, форм и средств воспитания и обучения воспитанников;
  • содействие обновлению структуры и содержания образования, повышению его качества, развитию образовательного учреждения, педагогического мастерства педагогов дошкольного учреждения;
  • создание информационно-методического пространства, способствующее развитию системы образования, реализации программ модернизации образования, организации инновационной работы;
  • направление работы педагогического коллектива, организация семинаров, лекций, консультаций, педагогических советов и других формы методической работ;
  • контроль за соблюдением дошкольных образовательных стандартов при организации и проведении образовательного процесса в ДОУ; совершенствование форм и методов контроля воспитания, развития и обучения воспитанников в соответствии с ФГОС ДО;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными учреждениями города и школой.

Методический кабинет организует постоянную методическую работу с педагогами ДОУ. Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать, прежде всего, как творческую педагогическую мастерскую, где воспитатель может получить практическую помощь в организации работы с детьми.

Основными функциями методического кабинета являются:

А так же:

  • построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологии, организации и диагностике образовательного процесс;
  • взаимодействие со структурами методической службы, родителями (законными представителями воспитанников), социокультурными и образовательными учреждениями с. Почетное.

Организация работы

Методический кабинет работает под руководством старшего воспитателя, который организует и координирует его работу; а так же осуществляет свою профессиональную деятельность.

Методический кабинет имеет необходимое помещение, оснащенное соответствующими наглядными пособиями для проведения занятий, организации методических мероприятий, выставок и т.д.

Содержание и оформление методического кабинета соответствует потребностям педагогов данного дошкольного учреждения. Методкабинет доступен каждому воспитателю, имеет удобный, гибкий график работы.


Методический кабинет в соответствии с поставленными задачами осуществляет деятельность по четырём ведущим направлениям:

Читайте также: