Методическая деятельность классного руководителя в школе

Обновлено: 08.07.2024

Формы методической работы представлены группами по их основной цели, при этом каждая из форм решает комплект задач в методическом сопровождении профессиональной деятельности педагогов в зависимости от собственной цели учителя (цели, которую он преследует, принимая участие в мероприятии) и степени личного участия.

В методической деятельности в образовательном учреждении используются различные групповые формы её организации

Согласно исследованиям, основной формой методической работы (самой массовой) педагоги считают школьные методические объединения учителей (90,7%). А между тем, работа методических объединений не может (по содержанию и функциям) полностью удовлетворить потребности педагогов и требований администрации к методической работе. Будучи организационной формой, она должна определять направления и формы взаимной и индивидуальной педагогической деятельности [33, с. 145].

Все формы методических занятий делятся на две большие группы: индивидуальные и групповые (коллективные). Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному графику, оперативно отслеживать и корректировать процесс обучения. Групповые формы, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.

К индивидуальным формам относятся:

- изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;

- рефлексия и анализ собственной деятельности;

- накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания;

- создание собственной папки достижений (портфолио);

- создание методической копилки;

- разработка собственных средств наглядности;

- работа над собственной методической темой, имеющей интерес для педагога;

- разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по определенной проблеме;

- подготовка выступления на педсовете по проблеме;

- посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;

- собеседование у администрации;

- индивидуальная работа с наставником (наставничество);

- разработка авторского курса или учебного пособия;

- выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения.

К формам коллективной методической работы относятся:

- методические объединения классных руководителей;

- работа над единой методической темой;

- конкурсы педагогического мастерства;

- деловые игры, ролевые игры;

- обсуждение передового педагогического опыта

- выставки передового педагогического опыта;

- обсуждение авторских программ.

Рассмотрим некоторые из этих форм более подробно.

На заседаниях МО обсуждают планы воспитательной работы, уделяется внимание вопросам самообразования, развития уровня воспитанности обучающихся.

Формы занятий (заседаний):

- лектории ученых, психологов, социологов, врачей;

- обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений педагогической науки;

- обсуждение открытых мероприятий;

- обсуждение и оценка авторских программ;

- обсуждение результатов тестирования, анкетирования;

- разнообразные выставки, отчеты по самообразованию;

- обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению;

- педагогические советы и др.

Проведение научно-теоретических семинаров следует планировать 2 – 3 (не чаще) раза в течение учебного года.

Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педколлектива к творческой, поисковой, исследовательской деятельности и повышают его педагогическую культуру.

На таких семинарах необходима связь теории с практикой, они способствуют развитию творческого потенциала, профессионализма.

Необходимо проводить и психолого-педагогические практикумы, во время которых, для большей эффективности следует создавать атмосферу неформального общения. Это дает возможность ознакомиться с новейшими достижениями психолого-педагогической науки, передовым педагогическим опытом и заявить о своей позиции.

Психолого-педагогические семинары зам. директора по воспитательной работе организует совместно с педагогом-психологом и педагогом социальным. Эти семинары требуют высокой квалификации психолога и социального педагога или участия в них ученых.

Формы методической работы с педагогическими кадрами могут быть систематическими и эпизодическими, групповы­ми и индивидуальными. Все они проводятся с учетом катего­рии педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования и дополняют друг друга. Подбор форм, соответствующих поставленным задачам, - вот одна из целей управления методической работой.

Итак, подведем основные итоги.

Классное руководство — профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллекти­ве, создание условий для саморазвития и самореализации личности обу­чающегося, его успешной социализации в обществе.

Деятельность классного руководителя регулируется нормативно-пра­вовыми документами, принятыми органами законодательной и исполни­тельной власти разного уровня. К данным документам относятся не только законы, приказы, положения, правила, инструкции, регламенти­рующие организацию деятельности специалиста, но и концепции, целе­вые программы и планы их реализации, определяющие содержание дея­тельности классного руководителя и основные направления его реализа­ции в работе с детским коллективом.

Методическое объединение классных руководителей – одна из форм методической работы в школе, дающая прекрасные возможности для повышения уровня профессионального мастерства педагогов.

Анализ – это мысленное расчленение изучаемого предмета на элементы и исследование каждого элемента в отдельности как части целого.
Кондаков Н.И. Логический словарь

Ориентируясь на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы прежде всего должны помнить, что она формируется личностью самого классного руководителя. Поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства классного руководителя. Для этого необходима действенная и эффективная структура методической помощи в образовательном учреждении. Мастерство классного руководителя формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу. Следовательно, методическая работа — важнейшее звено системы непрерывного образования и развития членов Методического Объединения классных руководителей.

Методическая работа дает возможность классным руководителям не только участвовать в реализации школьных программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого их потенциала, направленного на формирование и развитие личности учащегося.

  • совершенствование, обогащение знаний (имеются в виду знания, различные по содержанию: (воспитательные, психологические, этические, общекультурные));
  • развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций, убеждений учителей, адекватных задачам развития школы;
  • развитие мотивов профессиональной творческой деятельности классного руководителя (речь идет о развитии важнейших мотивов педагогического творчества, любви к детям, потребности в самореализации и т.д.);
  • развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности (ведь методическая работа предусматривает не только обучение, но и воспитание педагога, развитие его убежденности, человечности, принципиальности, душевной щедрости);
  • развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления классного руководителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность и т.д.;
  • развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства (речь идет о таких сторонах педагогической техники, как техника вербальной и невербальной коммуникации, общение со школьниками, навыки применения различных средств обучения и воспитания, с использованием ИКТ);
  • развитие культуры эмоций учителя, саморегуляции деятельности;
  • развитие готовности к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой.

Успешность деятельности классного руководителя во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, использовать свой потенциал, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа над собой носит название саморазвития. Саморазвитием педагога можно и нужно управлять, т.к. уровень профессионализма не только личное дело учителя. Профессиональное саморазвитие – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку, а значит и ориентированная на повышение качества работы в классных коллективах.

Формы организации воспитательной работы

1. Воспитательный комплекс (форма интеграции воспитательных воздействий на личность в процессе совместной деятельности детей и взрослых по реализации традиционных ключевых дел).

2. Воспитательные центры (объединения учащихся разного возраста, педагогов и родителей на основе какого-либо общего интереса: Учебно-воспитательные центры: “Слово”, “Протон”, “Глобус”, “Почемучки”, “Милосердие”, Научное Общество Учащихся “Фаэтон”, дополнительное образование)

3. Тематические проекты: “Одаренные дети”.

Через классных руководителей осуществляется трансляция опыта поколений. Они ответственны за формирование ценностных критериев, которые дают возможность ориентироваться в социуме и найти достойное место в жизни, реализовать свои возможности. Лучшие классные руководители школы строят свою работу на основе оригинальных концепций воспитания с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка, интересов классного коллектива и собственных интересов и творческих возможностей. Такие концепции служат программой развития малышей в выпускников, позволяют контролировать ход развития на уровне отдельных подпрограмм (“Учеба”, “Досуг”, “Здоровье” и др.) и в целом.

Основными критериями результативности работы классных воспитателей являются:

– содействие самостоятельной творческой деятельности учащихся;

– уровень взаимодействия с учителями класса;

– уровень взаимодействия с родителями;

– уровень взаимодействия с педагогами дополнительного образования.

Методическая помощь в школе осуществляется через работу Методического объединения классных руководителей. Для членов методического объединения классных руководителей характерно неформальное общение, минимум заседаний (3 - 4 в течение года). Формы семинаров различны: практикумы, теоретические семинары, круглые столы, диспуты и др.

Темы семинаров методического объединения классных руководителей по нравственному воспитанию:

Тема семинара Форма проведения
1. Эстетическое воспитание как основа духовного развития личности. Круглый стол
2. К проблеме духовно-нравственного воспитания. Круглый стол
3. Система нравственного воспитания. Деловая игра
4. Развитие нравственного воспитания. Диспут
5. Проблема развития личности в современной науке. Теоретический семинар

Семинар – круглый стол “Эстетическое воспитание как основа духовного развития личности”.

Методика проведения: коллектив классных руководителей делится на творческие группы и каждая группа получает задание. В процессе обсуждения группа раскрывает сущность своего задания, доказывая, показывая, демонстрируя опыт своей работы.

  1. Отчего зависит духовность общества?
  2. Какая связь существует между духовным, эстетическим, трудовым, физическим, нравственным и уровнем образования? Что можете сказать о духовности своих учеников?
  3. Видите ли пути формирования духовно богатой личности?
  1. Как раскрыть понятия:
    • Нравственность;
    • Нравственная привычка;
    • Нравственный идеал;
    • Нравственный идеал общения?
  2. Как проявляются эти свойства личности в ваших учениках?
  1. Современен ли разговор о чести, свободе, достоинстве? Какова сущность, в чем они проявляются?
  2. Какие народные обычаи надо беречь, с какими бороться? Почему? Что они дают для нравственности людей? Что знают ваши ученики об этом?
  1. Какие изменения в личности ученика произошли в последнее время? Что его отличает от сверстников вашего времени?
  2. С какими трудностями в нравственном воспитании вы сталкиваетесь? Имеете ли опыт преодоления трудностей? Обобщите свой опыт работы.

Семинар “Проблема развития личности в современной науке”

Цель: выявление научных представлений о современных концепциях сущности человека и путей его развития.

  1. Проблема целей воспитания.
  2. Роль социума в развитии личности.
  3. Свобода и ответственность человека, как основные характеристики личности.
  4. Роль урока и внеклассного мероприятия в духовно-нравственном воспитании:
    • ставились ли цели формирования нравственного воспитания;
    • учитывались ли возрастные особенности;
    • соблюдалась ли логика воспитания;
    • обращалось ли внимание на красоту научного открытия, формы, идеи;
    • присутствовали ли задания творческого характера;
    • что на занятии способствовало нравственному и эстетическому воспитанию;
    • и т.д.

Семинар “Духовное воспитание личности”

Цель: разработка, освоение и применение прогрессивных форм развития воспитательной работы.

Семинар проводится по методике “Вертушка”: коллектив разбивается на группы, определяются 4 группы (по цветовой гамме, либо по нумерации, и т.д.)

  • внутреннее содержание личности;
  • воспитание в семье;
  • высшая нравственность.
  • Повышение духовности = внутреннее содержание личности.
  • Углубление духовности в школе.
  • Духовность = нравственность.
  • Воспитание искусством.
  • Нравственный идеал.
  • Стереотип поведения.
  • Совокупность человеческих ценностей.
  • Отношение к лидерству.

Проведение семинаров позволяет классным руководителям расширить пространство собственного профессионального развития, выстроить собственную концепцию нравственного и духовного воспитания на традиционных и инновационных технологиях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты деятельности по выполнению функций классного руководителя.

Я являюсь классным руководителем 5 д класса.

Задачи классного руководителя: организация всех видов деятельности (индивидуальной, групповой и коллективной), вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения. Основными подходами в организации мною воспитательного процесса являются духовно-нравственный, системный и личностно-ориентированный. Личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию, ориентация на возможности обучающегося, его интересы, создание условий для развития и максимальной реализации склонностей и способностей ребенка основная тенденция современной школы.

Занятость детей во внеурочное время. В классе у каждого ребенка есть свои увлечения и хобби. 4 мальчика посещают секцию по вольной борьбе, участвуют в школьных, городских и районных соревнованиях. Доноева Заяна увлекается легкой атлетикой, показывает неплохие результаты, в этом году активно участвует в соревнованиях разных уровней. Есть в моем классе и любители интеллектуального спорта – шахматы и различные настольные игры – это Раднаева Номина, Грудев Алеша и Павлов Арсений. Процент охвата внеурочной занятостью в моем классе составляет 100%. Дети заняты в кружках изобразительного искусства, пения, танца, лепки из теста, бисероплетения, игры на музыкальных инструментах. Секция по волейболу очень популярна в среде учащихся.

Таблица результативности участия класса в воспитательных мероприятиях

Моделирование воспитательной системы класса в связи с переходом на ФГОС ООО

Для воспитания детей нужен не великий ум,

а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства душ взрослого и ребенка. С.Соловейчик

В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе реализации стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. Классный руководитель становится активным участником заключения взаимной договоренности между школой и родителями по удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из сторон, закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.

В условиях реализации новых образовательных стандартов классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей.

Актуальной становится социальная деятельность классного руководителя, направленная на формирование гражданской идентичности с целью консолидации общества, снижение рисков социально-психологической напряженности в детском коллективе.

Классный руководитель – именно это амплуа педагога приобретает новое наполнение. Конечно, не надо забывать о том, что и до внедрения новых образовательных стандартов деятельность классного руководителя была очень значимой для воспитания школьников.

Разница в том, что сейчас делаются акценты не только на направлениях деятельности классного руководителя, но и на качествах его личности: для обеспечения достижения заявленных результатов воспитания личности педагог должен быть психологом, исследователем, обладать обширным диагностическим инструментарием, активно заниматься поисковой, научно-методической деятельностью, искать (или изобретать!) новые, инновационные формы работы с тем коллективом, который ему доверен.

Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС второго поколения - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом

Цель деятельности классного руководителя по ФГОС:

создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя по ФГОС:

• формирование здорового образа жизни;

• формирование и развитие коллектива класса;

• создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

• организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

• защита прав и интересов обучающихся;

• организация системной работы с обучающимися в классе;

• гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

• формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

• организация социально значимой, творческой деятельност и

В школе основными функциями, выполняемыми классным руководителем основной ступени, являются: организация воспитательного процесса в классе, внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО, руководство и контроль за развитием этого процесса; содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся в классе, отвечающие ФГОС ООО. Все сказанное выше эти функции как раз и объединяют.

Принципы воспитательной деятельности классного руководителя:

- ориентация на результат (не только знания, но опыт личностного развития, социального, познавательного, коммуникативного развития);

- системно - деятельностный подход, который подразумевает организацию личностно развивающей деятельности (акцент на организацию системной деятельности, обеспечивающую опыт взаимодействия и отношений).

Личностно развивающая деятельность должна быть наполнена воспитывающим содержанием. Для того, чтобы воспитывающая деятельность была результативной важны следующие факторы:

1) личность педагога,

2) удовлетворенность профессией,

3) создание детско-взрослых общностей.

Классный руководитель сопровождает внеурочную деятельность обучающихся в классе.

В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное).

Виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая деятельность;

8) спортивно-оздоровительную деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

Формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Три типа форм внеурочной деятельности согласно уровням результатов, полученных при их использовании:

1) формы, содействующие приобретению социальных знаний;

2) формы, способствующие формированию ценностного отношения к социальной реальности;

3) формы, содействующие получению опыта самостоятельного общественного действия.

Деятельность классного руководителя в реализации направлений внеурочной деятельности: ведение кружковой работы, проектная деятельность учащихся.

Важное место в организации внеурочной деятельности обучающихся занимает социальное проектирование, цель которого - р еализация детьми своих способностей и потенциала личности, обучение работе на основных этапах учебного проекта.

Как видим, содержание деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС усложняется, наполняется новыми формами работы с учащимися.

Оценка результативности воспитательной деятельности классного руководителя осуществляется согласно критериям мониторинга неперсонифицированного оценивания (культурный уровень учащихся, создание благоприятного психологического климата, взаимодействие с родительской общественностью).

Организация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса, должна координироваться классным руководителем, учитывать индивидуальные интересы и потребности обучаемых и их родителей, предоставлять возможность выбора, охватывать весь контингент воспитанников.

Организация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса, должна координироваться классным руководителем, учитывать индивидуальные интересы и потребности обучаемых и их родителей, предоставлять возможность выбора, охватывать весь контингент воспитанников.

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

Основными документами, регламентирующими организацию внеурочной деятельности являются:

 Приказ Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. N 373 в редакции приказов от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011 года № 2357

 Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России

 Региональные документы, регламентирующие деятельность ОУ на уровне города, области

Основным практическим результатом деятельности классного руководителя является создание и успешная работа воспитательной системы в классе.

Любая воспитательная система проходит 4 этапа развития:

I этап - проектирование воспитательной системы класса (5 класс)

II этап – становление системы (6-7класс)

III этап – стабильное функционирование системы (8 класс)

IY этап - коренное обновление системы (9 класс)

Цель последнего этапа : Формирование адекватных и целостных представлений о реальном состоянии воспитательной системы, объективное оценивание процесса и результатов четырёхлетней воспитательной деятельности

В условиях внедрения Федеральных государственных стандартов,

"Портрет выпускника школы"

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- осознанно выполняющий правила здорового иэкологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;

- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

- владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;

- готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;

- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;

- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.

Конечно, существуют результаты, проверить которые в ходе итоговой аттестации представляется достаточно сложным. Например, оценить ценностные ориентации выпускника, его социальные чувства (гражданственность, патриотизм, толерантность, гуманизм), индивидуальные личностные достижения.

Примерный план описания воспитательной системы класса

Класс - его наименование и тип (общеобразовательный), год его создания, количество учащихся, девочек , мальчиков.

Классный руководитель-фамилия, имя, отчество, образование, пед.стаж, продолжительность работы с данным классом, наличие званий и наград, увлечения, интересы.

Цель воспитательной системы:

• Кто участвовал в ее выдвижении

• Интересы и потребности учащихся и родителей

• Соответствие поставленной цели выдвинуты школой задачам воспитания

• Принципы построения воспитательной системы

4. Коллектив класса и особенности его развития

5. Родители учащихся, их активность и включенность в жизнедеятельность класса

6. Воспитательный процесс, содержание и способы построения деятельности, общения и отношений в классе:

• Приоритетный вид деятельности

• Другие виды деятельности

• Взаимосвязь учебно-познавательной и внеурочной деятельности (в каких формах проявляется)

• Отношения в коллективе, наличие лидеров, наличие органов самоуправления, комфортность и защищенность ребенка в коллективе

Читайте также: