Метод экологических проектов в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Харламова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Кудеяровский детский сад
Населённый пункт: Нижегородская область Лукояновский район с.Кудеярово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование методов проектов в экологическом воспитании дошкольников
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Кудеяровский детский сад.

«Использование метода проектов в экологическом

Воспитатель

разновозрастной

Харламова Т.Н.

Цель экологического воспитания дошкольников – формирование знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

… Для решения задач по формированию основ общей экологической культуры у детей и созданию базы знаний об окружающем мире, традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях. Одним из таких средств может стать метод проектов.

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт. …Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. С помощью метода проектов достигается основная цель образования – развитие личности ребёнка как непрерывная перестройка его опыта. Образование – это приобретение жизненного опыта. Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка.

Согласно программе, педагог, планируя образовательную деятельность, объединяет серию занятий по нескольким дисциплинам, связанным следующим единым проектом. Особый интерес представляет интеграция искусства, естествознания, развития речи. Таким образом, проект, начатый на занятии, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину.

По продолжительности экологические проекты могут быть :

-краткосрочные (от трех дней до двух недель);

-среднесрочные (1-3 месяца);

-долгосрочные (уч. год)

Проекты могут быть реализованы как внутри одной группы, так и объединять несколько групп, а также охватывать весь детский сад в комплексе. Проектирование ориентировано на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:

- совместная деятельность воспитателя и ребёнка по реализации проекта;

- совместная деятельность детей;

- совместная деятельность детей с родителями.

Результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбомы с творческими заданиями, доклады, концерты, спектакли, праздники и пр.

При моделировании проектной деятельности целесообразно учитывать значение каждого цвета, его внутреннюю силу и энергетические возможности.

Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

- педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания;

- деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой (как показали опросы, они неплохо знают растения и животных других стран – и гораздо хуже те, что обитают рядом с ними, а ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов (а этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям).

Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Однако для успешной проектной деятельности требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение. Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов

Что же такое “экологический проект”? Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

Обычно проект состоит из трех основных этапов (по Н. А. Рыжовой) :

- подготовительный (постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями; выбор оборудования и материалов);

- обобщающий или заключительный (обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций).

Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

- открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

- является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

Таким образом, использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников как одного из методов интегрированного обучения, позволяет значительно повысить самостоятельную деятельность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.


На современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую актуальность. Главная причина этого — тотальная экологическая безответственность.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики, решается оно на основе формирования экологических представлений, усваиваемых на этапах дошкольного детства (Н. Н. Вересова, В. А. Зебзеева, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова, Т. А. Серебрякова и др.). Проблема формирования экологических представлений о взаимодействии человека с природой раскрыта в исследовании Л. И. Пономаревой. И. А. Хайдуровой осуществлено исследование о систематизации у дошкольников представлений о растениях, Е. Ф. Терентьевой — о животных, Н. Н. Кондратьевой — о животных и растениях как живых организмах.

В связи с внедрением Федерального государственного стандарта дошкольного образования, формирование экологических представлений у старших дошкольников и изучение объектов природы целесообразнее осуществляется в процессе проектно-исследовательской деятельности, стимулирующей интерес детей к проблемам природы, овладению определённой системой знаний и применению их на практике.

Анализ состояния экологического образования показал перспективность использования метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.

Различные аспекты зарождения, становления и развития метода проектов в зарубежном и отечественном опыте рассматривались в ряде исследований. Это работы Дж. Дьюи, П. П. Блонского, П. Ф. Каптерева, Л.Левина, Н. Ю. Пахомовой, И. М. Соловьева, С. Фридман, С. Т. Шацкого и др. Организация метода проектов в экологическом образовании дошкольников основывалась на исследованиях Л. С. Киселевой, Т. А. Данилиной, Т. С. Ладоги, М. Б. Зуйковой.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он зародился в конце XIX века в США. Его основы были разработаны и апробированы американским ученым Джоном Дьюи.

Как отмечает Н. Г. Комратова, метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [4].

Спецификой метода проекта является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода — самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта). Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему. В результате дети начинают понимать, что объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое, окружающий мир не является чем- то статичным, он постоянно изменяется.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Метод проектов в обогащении экологических представлений детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт.

Особенности использования метода проектов в экологическом образовании старших дошкольников, заключаются в создании определенных педагогических условий.

Первое условие — повышение познавательного интереса детей к объектам и явлениям природы. Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям экологических представлений.

Второе условие, побуждение детей к активному участию в реализации экологических проектов. Проект, который исполняют дети, должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Тогда будет осознаваться необходимость экологических представлений, и они будут лучше усваиваться.

Поскольку метод проектов — это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его экологических знаний и совершенствование его практических умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др.

В старшем дошкольном возрасте дети уже накапливают определенный социальный опыт: опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности; развивается самостоятельность, произвольность; самоконтроль и самооценка, они способны достаточно адекватно оценивать собственные поступки и поступки сверстников. Дошкольники принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельно находят проблему, которая может стать отправной точкой для проекта [4].

Роль взрослого — развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над экологическим проектом и организовать ее, определить перспективы развития опыта. Педагогу следует помнить, что экологические представления детей могут формироваться и развиваться лишь в их активной деятельности.

Третье условие — это использование интеграции образовательных областей на основе единого экологического проекта [6].

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта), что соответствует ФГОС дошкольного образования. Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему. В результате дети начинают понимать, что объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое, окружающий мир не является чем- то статичным, он постоянно изменяется.

Таким образом, анализ состояния экологического образования показал перспективность реализации метода проектов в обогащении экологических представлений детей старшего дошкольного возраста, построенного на основе их интересов, осуществляемого при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленного на формирование у них социально значимого опыта.

Особенности использования метода проектов в экологическом образовании старших дошкольников, заключаются в создании педагогических условий, таких как повышение познавательного интереса детей к объектам и явлениям природы; побуждение детей к активному участию в реализации экологических проектов; использование интеграции образовательных областей на основе единого экологического проекта.

Специально организованная проектно-исследовательская деятельность позволяет дошкольникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу — сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
  2. Зебзеева В. А. Теория и технология дошкольного образования: экологическое образование детей. — Оренбург: Издательство ОГПУ. — 2008. — С. 90–93.
  3. Комратова Н. Г. Проектная деятельность: культура и экология // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 2.
  4. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду //Учитель. — Волгоград, 2009. — С.56–59.
  5. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — С-Пб.: Детство-пресс, 2013. — 319 с.
  6. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа. /Сост. П. Г. Федосеева. — Волгоград: ИТД Корифей. — 2011. — 96с.

Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, окружающий мир, экологическое образование, ребенок, старший дошкольный возраст, экологическое представление детей, активное участие, дошкольное образование, единый проект, единый экологический проект.

Похожие статьи

Формирование экологических представлений детей старшего.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Экологическое образование детей дошкольного возраста.

экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир, природа, дошкольник, предмет природы, экологическое.

Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной.

проектная деятельность, экологическое воспитание, проект, дошкольный возраст, искусственное происхождение, природа, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, домашнее задание, заключительный этап.

Участники проекта: - Дети старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: Формирование у детей элементов экологической культуры. экологически грамотного поведения в природе, гуманного.

Инновационные подходы в экологическом образовании детей.

Экологическое образование детей дошкольного возраста может осуществляться по разным образовательным областям.

Значение игры нельзя ограничить лишь развлекательными возможностями. Игру, как метод обучения, как способ передачи социального опыта.

Воспитание основ экологической культуры старших.

Экологическое образование детей дошкольного возраста.

дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая культура, экологическое воспитание, окружающий мир, повседневная жизнь, знание, экологическое воспитание детей.

Актуальность экологического воспитания детей старшего.

Экологическое образование детей дошкольного возраста. экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность.

экологическое образование, ребенок, акция, образовательная.

Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые.

природа, детский сад, экологическое воспитание, ребенок, экологическая культура, поход, окружающая среда, дошкольный возраст, экологическое образование, мир природы.

Ключевые слова: экологическое образование дошкольников.

Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода.

дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая культура, экологическое воспитание, окружающий мир, повседневная жизнь, знание, экологическое воспитание детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы одной из распространенных форм работы с дошкольниками стала проектная деятельность (проектная технология). В экологическом образовании дошкольников метод проектов получил признание раньше, чем в других областях дошкольного образования. Это связано, в частности, с тем, что большую роль в экологическом образовании играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды. Развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряженная экологическая обстановка предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды Решение данной задачи, по моему мнению, заключается в активном внедрении метода проекта в практику работы нашего дошкольного учреждения. Использование метода проекта, как одного из методов интегративного обучения дошкольников, позволяет:

- значительно повысить самостоятельную активность детей,

- развить творческое мышление,

- развить умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ более открытой для активного участия родителей. По внедрению проектной деятельности в образовательно-воспитательный процесс мною составлен план, согласно которому я:

- изучила и использовала следующую литературу:

2.Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры. Волгоград, 200 г Данное пособие содержит разработки праздников, викторин, игр, познавательных занятий для дошкольников, направленных на формирование уважительного и бережного отношения к природе.

3.Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. Волгоград, 2008. В пособии представлена авторская программа работы с дошкольниками разных возрастных групп по различным экологическим проектам с привлечением родителей.

4..Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

В книге описывается методика работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Книга предназначена в первую очередь педагогам дошкольных учреждений, а также всем тем, кто интересуется возможностями активизации развития детей.

5. Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игры-эксперименты с дошкольниками. М:2013Преимуществом игрового экспериментирования заключается в том, что ребенок в возрасте от трех до семи лет самостоятельно открывает необходимые для его жизни и здоровья знания и представления, получает бесценный опыт деятельности. Роль взрослого при этом не утрачивает своей дидактической миссии.

- провела диагностику уровня экологических знаний и навыков воспитанников

- разработала ряд мероприятий с детьми по внедрению непосредственно проектно-исследовательской деятельности.

1.Метод проектов возможно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду.

2.Метод проектов, как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Это важно для самого ребенка, потому что еще одним из приоритетных направлений в методе проектов является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательной активности детей посредством проектного метода в разных видах совместной деятельности, является эффективным фактором развития познавательной активности у дошкольников в условиях современного образования.Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной), педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Работая по методу проектов, педагог осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

-развитие познавательных способностей;

-развитие творческого мышления;

-развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

А) вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

Б) активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

В) формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

А) формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Б) развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

В) формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Г) развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.Проектный метод рассматривается как способ достижения поставленной дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.При использовании в учебном процессе технологии проекта решаются важные задачи:

- занятия не ограничиваются приобретением определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия детей, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация;

- дети получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно и с помощью родителей добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом они учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;

- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие всех участников образовательного процесса; педагог вместо контролёра становится равноправным партнёром и консультантом.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Но как показали опросы, они неплохо знают растения и животных, объекты неживой природы. Изучение окружающего мира в данное время происходит преимущественно по картинкам и фотографиям, и на данный момент одним из приоритетных направлений в работе детского сада является формирование экологического сознания у детей, воспитание любви к природе родного края.

Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны - не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Беззащитными чувствуют себя насекомые, птицы, детеныши домашних животных и др. Самый маленький ребенок против муравья или бабочки - почти великан, поэтому может нанести им вред. Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Основы экологической культуры закладываются, прежде всего, в семье, где культура поведения родителей во многом определяет культуру ребенка. Задача педагога и родителей подвести детей к пониманию того, что все мы, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Проект позволяет сформировать у ребёнка гуманное отношение к природе, понять, что человек и природа взаимосвязаны. Работа по экологическому воспитанию в нашей группе ведется систематически. Она отражается в планах воспитательно-образовательной работы на каждый день: планируются занятия, беседы по экологической тематике, прогулки, наблюдения, иногда экскурсии, чтения сказок, рассказов, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры, труд в природе. Чтобы дать ещё больше знаний детям и наполнить их головы интересным содержанием проводятся различные опыты: с песком, воздухом, водой, со светом, с тенью, с магнитом, камнями. Мною используются все методы ознакомления детей с природой: наглядные, словесные, практические Одним из важных условий реализации системы экологического образования является и правильная организация развивающей среды, которая способствует:

- познавательному и эколого-эстетическому развитию ребенка;

-формированию нравственных качеств и экологически грамотного поведения;

- экологизации различных видов детской деятельности.

Таким образом можно отметить, что такая форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ, как метод проектов, актуальна, значима и необходима. Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребёнка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развивались общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагало формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д. Ребёнок при реализации проекта приобрёл навык публичного изложения своих мыслей. В ходе проектной деятельности дошкольники приобрели необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, начали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность повлияла и на содержание игровой деятельности детей – она стала более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники стали интересны друг другу В ходе проектной деятельности изменились и детско-родительские отношения. Ребёнок оказался интересен родителям, поскольку он начал выдвигать различные идеи, открыв новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребёнка и родителей наполнилась богатым содержанием. В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, что позволило родителям реализовать свои способности и таланты, актуализировало в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей, а с другой стороны – обогатило воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания. Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. На первых этапах работы не все родители активно включались в реализацию проектов, ссылались на занятость и нехватку времени. Но позже они поняли, как это важно для самого ребенка, потому что еще одним из приоритетных направлений в методе проектов является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Использование метода проектов в работе с дошкольниками поспособствовало повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребёнок ощутил себя значимым в группе сверстников, увидел свой вклад в общее дело, радовался своим успехам. Метод проектов поспособствовал развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии, как метод проектов, поспособствовало развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Читайте также: