Менеджмент как сотрудничество людей в школе

Обновлено: 03.07.2024

Презентация на тему: " МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ 1. СТАНОВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНОЙ ТЕОРИИ 2. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ НА ОСНОВЕ МЕНЕДЖМЕНТА." — Транскрипт:

1 МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ 1. СТАНОВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНОЙ ТЕОРИИ 2. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ НА ОСНОВЕ МЕНЕДЖМЕНТА

2 МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ Зародившись в рамках экономической науки (Ф.Тейлор, Г.Черч, А.Файоль, Г.Эмерсон, Г.Форд, Х.П.Циммерман), менеджмент быстро эволюционировал в междисциплинарную теорию, имеющую множество аспектов. Это научно-практическое направление активно разрабатывается в ПСИХОЛОГИИ (Э.Мэйо, Д.Рена, Г.С.Никифоров, Ю.Н.Сливкин и др.). и ПЕДАГОГИКЕ (Т.М. Баймолдаев, В.Д.Белиловский, К.П.Вазина, Ю.А.Конаржевский, Н.В.Кухарев, Н.А.Лебедева, Ю.Н.Петров, А.А.Семченко и др.).

3 МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ Эффективность функционирования организации образования обусловлена использованием менеджмента как концептуальной основы внутреннего управления, благодаря которой реализуется человекоцентристский подход в организации учебно-воспитательного процесса, мобилизуются все ресурсы для достижения конечных результатов деятельности организации.

4 1. СТАНОВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНОЙ ТЕОРИИ Менеджмент как процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет свои усилия для достижения общих целей. Менеджмент как манера, способ общения и, вместе с тем, административные навыки общения. Менеджмент как специфический вид управления. Менеджмент – искусство добиваться необходимого, или достижение поставленных целей усилиями других людей, или совокупность принципов, методов, средств и форм управления, т.е. искусство управления.

5 СТАНОВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНОЙ ТЕОРИИ Менеджмент нацелен на разработку и исследование правил эффективного управления с целью достижения высоких результатов за счет внутренних ресурсов. Существует ряд требований к теории менеджмента: Предоставление прочных знаний в данной области, помогающие повысить уровень управления. Подготовка управленческого резерва, повышение их квалификации. Разработка и дальнейшее изучение предмета данной науки.

6 СТАНОВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНОЙ ТЕОРИИ В первой половине XX века получили развитие 4 четко различимые школы управленческой мысли: 1. Школа научного управления. 2. Административная школа. 3. Поведенческая школа. 4. Количественная школа.

7 СТАНОВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНОЙ ТЕОРИИ: школа научного управления Возникновение научного управления или научного менеджмента относится к началу XX века. Основоположником теории менеджмента является Фредерик Тейлор. Ценность трудов Ф.Тейлора заключается в том, что благодаря его теории впервые было достигнуто многократное увлечение производства продукции не за счет расширения самого производства, а через модернизацию системы стимулирования труда работников. Возможность резкого повышения эффективности производства без его расширения стала причиной возникновения целой плеяды работ в этом направлении, оформившейся в конечном счете в школу научного управления, или научный менеджмент.

9 СТАНОВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНОЙ ТЕОРИИ: школа научного управления По мнению Ф. Тейлора, личное мнение работника должно было заменено многочисленными правилами, законами, формулами и пр., которые вырабатываются дирекцией. Теорию, разработанную ученым, дополнили его последователи (Г. Гант, Л. Гильберт, С. Томпсон и др.) Серьезным недостатком теории является то, что в ее основе лежит механическая модель организации. Вместе с тем, благодаря концепции научного управления, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований.

11 СТАНОВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНОЙ ТЕОРИИ: административная школа Принципы, обеспечивающие эффективность управления (А. Файоль) Власть и ответственность; Дисциплина; Единство распорядительства; Единство руководства и распорядительства; Подчинение частных интересов общим; Вознаграждение; Централизация; Иерархия; Порядок; Справедливость; Постоянство состава персонала; Инициатива; Единство персонала.

12 СТАНОВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНОЙ ТЕОРИИ: административная школа Управление перестает рассматриваться А. Файолем и его сторонниками как функция какого-либо руководства, а универсальным процессом, состоящим из нескольких взаимосвязанных функций. Разработанные принципы, по утверждению авторов, затрагивали 2 основных аспекта; 1. рациональная система управления организацией; 2. управление как комплекс функций. Административная (классическая) школа менеджмента (А. Файоль), в отличие от школы научного управления, рассматривает различные уровни руководства.

15 СТАНОВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНОЙ ТЕОРИИ: количественная школа: система подходов В середине 50-х годов на основе достижений в области теории систем, кибернетики, экономико-математических методов анализа и обоснования управленческих решений, постепенной компьютеризации управления формируется и активно используется в управлении системный подход. Именно в рамках системного подхода началась разработка вопросов стратегии деятельности организаций и определения ее стратегических целей. С позиции системного подхода организация – это открытая система, которая взаимодействует с внешней средой, обмениваясь с ней энергией, информацией, материалами.

16 СТАНОВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНОЙ ТЕОРИИ: количественная школа: система подходов При системном подходе к управлению в центре внимания находится процесс принятия решений, осуществляемый на всех уровнях: от рядовых работников до руководства. В настоящее время сложились различные модели и модификации системного подхода в управлении социальными организациями, в том числе образовательными учреждениями. Обязательными же являются следующие компоненты: цели, задачи, стратегии, структуры, ресурсов, технологии, люди.

19 СТАНОВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНОЙ ТЕОРИИ Ситуационный и системный подходы в управлении во многом дополняли друг друга. Значительное место в системе различных подходов к управлению занимает процессный подход или так называемый функциональный подход, который развивает идеи классической теории управления. Управление в этом случае рассматривается как целостный процесс реализации управленческих функций: планирование, организация, мотивация, руководство, координация, коммуникация и др. количественная школа: система подходов

21 СТАНОВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНОЙ ТЕОРИИ Литература. Управление системой просвещения (Панарин Ф.Г., 1977); Управление школьным делом (Кондаков М.И., 1982); Управление школой (Сунцов Н.С., 1982; Шамова Т.И., 1989; Поташник М.М., 1992; Лазарев B.C., 2001; Управление педагогическим процессом (Хмель Н.Д., 1984); Управление педагогическим коллективом (Кричевский В.Ю., 1985; Шакуров Р.Х., 1978); Управление учебным заведением (Батышев С.Я., 1984); Управление дошкольным образованием; управление развитием школы (Поташник М.М., Лазарев B.C., 1995); Управление школой по результатам (Третьяков П.И., 2001).

22 СТАНОВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНОЙ ТЕОРИИ История зарождения и развития управленческой мысли в образовании: Школа: ее функционирование и развитие. (И.П. Деркач, М.Т. Яблочков, К.Н Вентцель, М.С. Григоревский, Н.Н. Иорданский и др.) Система образования и общеобразовательная школа (В.И. Бондарь, Ю.А. Конаржевский, В.Ю. Кричевский, А.А. Орлов, Ф.Г. Паначин, И.П. Раченко, П.В. Худоминский, Т.И. Шамова и др.); Функции руководителя школы (Б.Л. Бараш, А.М. Волковский, В.А. Луначарский, М.П. Малышев, И.К. Новиков и др.); Особенности управления педагогическим процессом (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин); Вопросы научной организации педагогического труда (Р.А. Асадова, И.П. Раченко); Инновационные подходы к практике управления школой в разные периоды (А.А. Захаренко, В.А. Караковский, А.С. Макаренко, Н.В. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, И.Г. Ткаченко, С.Е. Хозе, Е.А. Ямбург).

24 ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ НА ОСНОВЕ МЕНЕДЖМЕНТА 1. Менеджмент как процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет свои усилия для достижения общих целей. 2. Менеджмент как манера, способ общения и вместе с тем, административные навыки управления. 3. Менеджмент как специфический вид управления, вращающийся вокруг человека (Питер, Друккер). Резюме: менеджмент - это и сотрудничество людей, это и способ общения с людьми, это и особые административные навыки, реализующие человекоцентризм.

25 ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ НА ОСНОВЕ МЕНЕДЖМЕНТА При введении менеджмента как метода управления в школе должен быть реализован комплекс соответствующих принципов управления : 1 Уважение к человеку и доверие к нему. 2. Принцип целостного взгляда на человека (в первую очередь, на ученика) как на личность. 3. Принцип сотрудничества, т.е. перевод управления с монологического на диалогическое общение. 4. Принцип социальной справедливости. 5. Принцип индивидуального подхода к учителю. 6. Принцип обогащения работы учителя 7. Принцип личного стимулирования. 8. Принцип перманентного повышения квалификации. 9. Принцип коллективного принятия решения на основе консенсуса. 10. Принцип участия учителей в управлении школой. 11. Принцип целевой гармонизации. 12. Принцип реализации горизонтальных связей. 13. Принцип обновления и развития.

27 ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ НА ОСНОВЕ МЕНЕДЖМЕНТА 2. Принцип целостного взгляда на человека (в первую очередь, на ученика) как на личность. Когда ученик приходит в первый класс, для учителя он должен быть, прежде всего, человеком, личностью, а потом же учеником. Так и учитель для руководителя школы должен быть, прежде всего, человеком, личностью с его характером, со всеми сложившимися индивидуальными качествами, а потом уже учителем. Взгляд не должен быть целостным как на носителя разных качеств (человеческих, физических, профессиональных и др.). 3. Принцип сотрудничества, т.е. перевод управления с монологического на диалогическое общение. Иными словами - переход от коммуникации, передачи информации к общению. 4. Принцип социальной справедливости, т.е. управлять так, чтобы каждый учитель находился в равном положении со своими коллегами, а его взаимодействие с администрацией строилось как цель управления, а не средство.

29 ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ НА ОСНОВЕ МЕНЕДЖМЕНТА 6. Принцип обогащения работы учителя, суть этого принципа заключается в стремлении разнообразить работу учителя, пробудить и поддерживать в нем профессиональный интерес к своему труду, вселить уверенность в действиях. Для этого следует определять перспективу профессионального роста каждого учителя, дать возможность посещать уроки в других школах, участвовать в семинарах, круглых столах, симпозиумах, конференциях. 7. Принцип личного стимулирования. Менеджмент без материального и морального стимулирования неосуществим.

31 ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ НА ОСНОВЕ МЕНЕДЖМЕНТА 10. Принцип участия учителей в управлении школой. Этот принцип вытекает из закономерностей управления школой, и смысл его заключается в том, чтобы учитель чувствовал себя в школе не служащим, а хозяином. И процесс такого преобразования должен быть для самого учителя постепенным, незаметным. Такая психологическая подготовка учителя может осуществляться через коллективную мыследеятельность (например, игру), через создание творческих групп учителей, групп анализа и т.п. Правда, эти меры не должны выливаться в дополнительную нагрузку для учителей. Они должны стать средством развития. 11. Принцип целевой гармонизации. Это целеустремленность, целесообразность работы управления, когда в школе появляется целевое единство, когда личные профессиональные цели учителя соответствуют общей цели школы. Анализ практической деятельности школ показывает, что единство цели чаще просто декларируется, чем реализуется.

32 ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ НА ОСНОВЕ МЕНЕДЖМЕНТА 12. Принцип реализации горизонтальных связей. Они создают гармонию и устойчивость коллектива. 13. Принцип обновления и развития. Это обозначает, что любые крупные изменения в школе необходимо подготавливать заранее, в т.ч. и изменения теоретического порядка. Нужна постепенная подготовка для освоения нового, нужен детальный план и расчет. Следует начинать с формирования потребности в непрерывном саморазвитии.

34 ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ НА ОСНОВЕ МЕНЕДЖМЕНТА Обязательным условием менеджмента является успех. Надежда на успех - самая большая движущая сила развития при применении менеджмента как метода управления. Успех неизбежно приводит к новому успеху. Но не сам по себе. Главное здесь - умение менеджера создать для каждого работника ситуацию успеха. Заметим, что и ребенку нужно создавать ситуации, условия для успеха. Иными словами, сам успех - это результат создания определенной ситуации для успеха. Источниками успеха согласно теории менеджмента могут быть следующие положения: 1)точная постановка цели в каждой ситуации; 2)интеграция усилий к достижению цели; 3)постоянный анализ ситуации и проблем; 4)использование критики как мотива развития, а не как оружия, от которого нужно защищаться. Успеху сопутствует доверие.

35 ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ НА ОСНОВЕ МЕНЕДЖМЕНТА Суть человекоцентристского подхода в управлении школой могут проиллюстрировать следующие правила: 1. Вначале человек, а потом дело, которому он служит, 2. Человек - цель, а не средство. Он сам ценность. 3. Каждый учитель - источник творческого вклада в деятельность школы. 4. Человек должен рассматриваться как двигатель, а не взаимозаменяемая деталь. 5. Человек должен восприниматься руководством (а ученик - учителем) как личность, со свойственной ему мотивацией, целями, творчеством. б.Результаты дает только видимое, зримое внимание к людям, а не их увещевания, обещания и т.п. 7. Действия руководителя могут начинаться со слов, но от них нужно переходить к делу. 8.Производительность, качество и, в конечном счете, результат зависят от человека.

37 ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ НА ОСНОВЕ МЕНЕДЖМЕНТА По мнению Ю.Л. Конаржевского, комплексное управление качеством должно включать шесть направлений: 1. Определение цели и задач качества. 2. Определение способов достижения цели. 3. Обучение и подготовка кадров. 4. Сам процесс выполнения работ. 5. Проверка результатов проведения работ. 6. Определение дальнейших соответствующих управленческих воздействий.

38 ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ НА ОСНОВЕ МЕНЕДЖМЕНТА Демократизация методов управления, доверие к работнику отнюдь не означает отказа от контроля. Управление без контроля не может быть при любой методике и в любом обществе. Вопрос только в том, что и как контролировать. Менеджмент предусматривает, прежде всего, проверку конечного результата, а не процесс деятельности. Однако, если конечный результат оказался ниже требуемого программой качества, то только тогда следует вмешаться в процесс работы с целью изучения и установления причин низкого качества конечного результата. Или, наоборот, процесс деятельности школы или учителя можно проверить и при положительных результатах конечной деятельности, но уже с другой целью - с целью изучения или обобщения опыта проверяемого объекта.


Единственная возможность заставить человека сделать что -либо — это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это.

Стратегия вхождения Казахстана в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран в мире, развитие рыночных отношений ставят перед работниками образования серьезные задачи. Образование — одна из важнейших первооснов жизни общества, отражающее его реальное состояние, особенности и уровни развития. Система образования — один из наиболее крупных социальных институтов, связанный с политической и социально-экономической организацией общества. Она соответствует характерным особенностям системы: целостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости системы и среды. Под системой образования понимается совокупность взаимодействующих программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений и органов управления образований. Образование обладает бóльшим, чем экономика, потенциалом влияния на общественное сознание. Этот потенциал обусловлен возможностью воспитания целого поколения граждан, обладающих социально полезными качествами.

Менеджмент рассматривает успех с позиции удовлетворения у человека потребностей высшего уровня. При этом формирование необходимых знаний, умений и навыков предполагает не только их эффективное применение в профессиональной деятельности, но и возможность их творческой интерпретации в условиях нестабильной рыночной среды. Современный менеджер должен обладать рядом таких основополагающих качеств, как креативность, адаптивность, стрессоустойчивость, коммуникабельность и т. д.

Основное понятие в менеджменте — это организация. Организацией считается группа людей, отвечающая следующим требованиям: наличие как минимум двух людей, наличие как минимум одной цели, наличие членов группы, которые сознательно работают вместе над достижением общей цели. Отсюда, организация — группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Основные функции управления организацией — это планирование, организация, мотивация и контроль. В школе выделяют перспективные, годовые, текущие планы работы. Основные требования к планированию: целенаправленность, перспективность, комплексность, объективность. Определённая целевая установка базируется на опыте работы школы по отношению к обучающимся. Перспективность планирования- это понятные и достигаемые в будущем цели. Комплексность-это применение различных средств, форм, методов, видов деятельности. Объективность- соотношение возможностей учеников и учителей. Соблюдение этих требований необходимо. Школьный инновационный менеджмент сегодня призван решать широкий спектр управленческих задач. Наиболее общие задачи школьного инновационного менеджмента — это задачи познания и преобразования объекта управления. Среди частных задач, способствующих познанию и преобразованию, можно выделить задачи сбора и обработки данных, выработки управленческих решений, формирования и развития управляемого процесса, организации преобразующей деятельности непосредственных исполнителей.

Эффективная деятельность организации или учреждения будет зависеть от того, насколько надежно и добросовестно каждый сотрудник исполняет свои обязанности и зачастую прилагает дополнительные усилия, и проявляет инициативу. Все это возможно при создании здорового психологического климата в организации, когда люди довольны своей работой, понимают важность поставленных целей, когда обеспечивается постоянное повышение профессиональной квалификации работающих.

Таким образом, инновационная модель менеджера– это творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии. Это стратег, видящий перспективу развития своей организации на несколько лет вперед исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов. Это носитель организационных перемен, вырабатывающий новые подходы к решению проблем, пропагандирующий новые ценности среди сотрудников. Это лидер, стремящийся выслушивать коллег, психологически настроенный на одобрение предложений, энтузиаст, поддерживающий энтузиастов. Это фанат, одержимый идеей, мудростью Нестора, справедливостью Агамемнона, хитростью Одиссея, энергичностью Ахиллеса. И хотя сам Гомер придерживался мысли, что идеального руководителя не существует, он подчеркивал, что если различные руководители с различными, присущими только им качествами, будут целенаправленно работать, то могут приблизиться к этому образу.

Основные термины (генерируются автоматически): группа людей, задача, инновационный менеджмент, менеджмент, отношение, развитие, система образования, управление, школа, школьный инновационный менеджмент.

Читайте также: