Материально техническое обеспечение внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов Лицея предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники Лицея (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь).

Координирующую роль выполняет на уровне класса классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебновспомогательным персоналом школы;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Модель внеурочной деятельности Лицея определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся с учетом их интересов и возможностей Лицея.

Лицей самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности Лицея приведен ниже.

Кроме плана внеурочной деятельности, модель внеурочной деятельности также предусматривает использование следующих документов:

– индивидуальная карта занятости обучающегося во внеурочной деятельности;

– общая карта занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности;

– журнал учета достижений обучающихся во внеурочной деятельности Данные инструменты обеспечивают реализацию модели внеурочной деятельности Лицея, а также создают предпосылки для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, включающих, в том числе, и их внеурочную деятельность.

Основная идея программы: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации Лицеистов во внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основные задачи:

выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и

расширение рамок общения с социумом.

Принципы организации внеурочной деятельности:

соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;

опора на ценности воспитательной системы Лицея;

свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Внеурочная деятельность, реализуемая в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, воспитателей групп по присмотру и уходу за детьми, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников, деятельность которых не регламентирована учебным планом образовательного учреждения, является необязательной для посещения.

2. Описание модели

При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы собственные ресурсы (учителя, педагоги дополнительного образования, учитель физической культуры, библиотекарь, вожатая).

Лицей формирует такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения запросов участников образовательного процесса, в том числе личных потребностей обучающихся. В зависимости от своих интересов и потребностей каждый обучающийся формирует свой индивидуальный образовательный внеурочный вектор.

Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, направлено на реализацию Образовательной программы Лицея. Набор внеурочных модулей формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации; таких как, экскурсии, творческие объединения, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т. д.

Для реализации внеурочной деятельности составляются Рабочие программы внеурочных курсов в соответствии с целями и задачами, изложенными в Образовательной программе Лицея.

3. Материально-техническое обеспечение Для реализации модели внеурочной деятельности в Лицее имеются необходимые условия, предусмотренные ФГОС ОО.

Для организации внеурочной деятельности Лицей располагает оборудованным спортивным залом, актовым залом, библиотекой с местами Лицеиста для выхода в Интернет, кабинетами по предметам.

Лицей располагает двумя кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, все предметные кабинеты подключены к локальной сети Интернет и оснащены интерактивным оборудованием.

4. Организация внеурочной деятельности Форма проведения – групповая.

Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы:

общеинтеллектуальное социальное спортивно-оздоровительное общекультурное

Формы внеурочной деятельности Лицея по направлениям:

1. Предметные недели;

2. Библиотечные уроки;

3. Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

4. Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне Лицея, города, области.

5. Участие в олимпиадах

6. Разработка проектов к урокам.

2. Проведение бесед по охране здоровья.

3. Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.

4. Участие в районных и республиканских спортивных соревнованиях.

3. Социальное:

1. Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.

2. Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.

3. Участие в творческих конкурсах, в акциях.

5. Беседы, экскурсии.

6. Участие и подготовка к мероприятиям.

7. Разработка проектов.

8. Сюжетно-ролевые игры.

1. Беседы, экскурсии.

2. Подготовка и участие в конкурсах.

3. Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия 5.. Духовно-нравственное:

1. Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;

2. Проведение тематических классных часов, встреч, бесед;

3. Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.

5. Реализация направлений деятельности № Название курса Направления внеурочной деятельности

8. Планируемые результаты внеурочной деятельности Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы Лицея. Модель организации внеурочной деятельности описывает инструменты достижения этих результатов.

Результаты первого уровня (приобретение Лицеистами социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

приобретение Лицеистами знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения Лицеиста к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений лиуеиста к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня (приобретение Лицеистами опыта самостоятельного социального действия): Лицеист может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации модели внеурочной деятельности.

Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят Лицеист.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности Лицеиста Личность самого обучающегося Детский коллектив Профессиональная позиция педагога Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности.

9. Мониторинг компетентностей обучающихся

10. Показатели деятельности педагогов по реализации модели внеурочной деятельности

1. Результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (итоги учебного года);

2. Проектная деятельность обучающихся;

3. Участие обучающихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы;

4. Количество обучающихся, задействованных в общешкольных и внешкольных мероприятиях;

5. Посещаемость занятий, курсов;

6. Количество обучающихся, с которыми произошел случай травматизма во время образовательного процесса;

7. Участие родителей в мероприятиях;

8. Наличие благодарностей, грамот;

9. Наличие рабочей программы курса внеурочной деятельности и ее соответствие предъявляемым требованиям

10.Ведение аналитической деятельности своей внеурочной работы с обучающимися (отслеживание результатов, коррекция своей деятельности);

11.Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения;

12.Удовлетворенность обучающихся и их родителей выбранным курсом внурочной деятельности;

13.Презентация опыта на различных уровнях.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Читайте также: