Мастерство педагогического управления начальной школой

Обновлено: 05.07.2024

Когда анализируют работу учителя начальной школы, то на первый план выдвигается интегральное (объединенное) качество – учительское мастерство. Определений педагогического мастерства много. В самом общем знании – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения. В основе мастерства – сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя с педагогической техникой и передовым опытом. Чтобы овладеть мастерством нужно многое знать и уметь. Нужно знать теорию, уметь пользоваться эффективными технологиями учебно – воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать и проектировать процесс заданного уровня и качества.

Слагаемых педагогического мастерства немало. Оно прежде всего выражается в умении так организоватьучебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний. Настоящий учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по – особому подойти к ученику. Мастер в совершенстве владеет современными методами преподавания. Этапы овладения следующие: наблюдение за работой мастеров, постоянное самообразование, изучение специальной литературы, внедрение в собственную практику новых методов преподавания, самоанализ.

Искусство педагога проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке, для него домашнее задание – это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха опытного учителя – в умении управлять деятельностью учащихся. Учитель – мастер как бы дирижирует всем процессом образования знания, направляет труд учеников на самые важные и сложные узлы содержания.

Еще один важный показатель мастерства – умение активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке.

Умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьников высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность – еще один элемент педагогического мастерства.

Учитель, не владеющий мастерством, как бы навязывает знания, не требую рассуждения. Задача учителя – найти положительные эмоции в самом процессе учения.

Важный элемент педагогического мастерства – высокий уровень педагогической техники. Владение педагогической техникой требует специальных знаний по педагогике и психологии, и особой практической подготовки. Прежде всего педагог овладевает искусством общения с детьми: умеет выбирать нужный тон и стиль общения с ними.

Педагогическая техника – комплекс знаний, умений, навыков, необходимых учителю для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им методы педагогического сотрудничества. Составной элемент педагогической техники – умение учителя управлять своим вниманием и вниманием детей. Очень важно определять душевное состояние ученика.

Чувство темпа также присуще педагогу. Одна из причин многих ошибок – педагоги плохо соразмеряют темп действий, педагогических решений: они либо спешат, либо опаздывают, что снижает эффективность педагогического воздействия.

Большую группу умений и навыков педагогической техники составляют приемы выразительного показа учителем своего субъективного отношения к тем или иным действиям учеников или проявлению ими моральных качеств. Педагог не остается равнодушным: обращение педагога может быть и просьба, и осуждением, одобрением и приказом.

Педагогическое общение – установление контакта с детьми.

Педагогическое общение –профессиональное взаимодействие педагога с учениками, направленное на установление доверительных отношений между ними.

Здесь играют роль культура речи, правильное дыхание, постановка голоса, умение управлять своим голосом, своим лицом, держать паузу, владеть мимикой, жестами.




- непроизвольно стремятся больше обращаться к тем ученикам, которые сидят за первыми партами;

- оценивают их достижения более высокими баллами;

- предпочитают учеников, у которых красивый почерк;

- выделяют и тех, кто опрятнее одет и т.д.

По мнению А. С. Макаренко педагогическое мастерство - это знание особенностей педагогического процесса, умения его построить и привезти в движение.

3. Структура педагогической деятельности

конструктивная организаторская коммуникативная
1.Аналитические умения: - разделять на составляющие элементы пед.явления ( условия, причины, мотивы); - осмысливать его взаимосвязи со всеми компонентами пед.процесса; - вычленять основную пед.задачу и определять способы оптимального решения; - осуществлять рефлексию. 2.Прогностические умения: - ориентация на четко представленный в сознании конечный результат: прогнозировать развитие личности, ход пед.процесса, развитие коллектива. 3. Проективные умения: - планирование и осуществление пед.деятельности. 1. Мобилизационные умения: - привлечь внимание учащихся; - развитие интереса к учению, труду, к др. видам деятельности; - формирование потребности в знаниях, навыков учебной работы и т.п.; 2. Информационные умения: - излагать учебный материал; - работать с источниками; - дидактически преобразовывать информацию. 3. Ориентационные умения: - формировать ценностные установки учащихся (отношение к труду, людям и др.); - формировать интерес к учебной, исследовательской и др.видам деятельности. 1. Перцептивные умения: - понимать др.людей. их личностные особенности и ценностные ориентации (определять состояние человека, характер его переживания, видеть в нем главное, определить отношение к социальным нормам) 2. Общение - распределить внимание и поддерживать его устойчивость; - выбирать способ обращения и поведения. 3. Педагогическая техника- совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности учащихся: - выбор стиля и тона общения; - управлять вниманием и темпом деятельности школьников; - демонстрировать свое отношение к поступкам учащихся; - речь (правильная дикция, ритмичное дыхание); - разумное использование мимики и жестов; - управлять своим телом, регулировать свое психическое состояние

1. Методические основы, методологические основы и категории педагогики.

2. Закономерности социализации и развития личности.

3. Существенные цели, технологии обучения и воспитания.

4. Законы возрастного анатомо-физическими и психологические развития разного возраста.

5. Специальные педагогические знания по предметам и методикам.

Таким образом, знания педагога должны быть комплексные, эмоционально- окрашенные.

Способности учителя:

4. Динамизм личности

5. Эмоциональная устойчивость

6. Анимистическое прогнозирование

7. Способность внушать и влиять

9. Дидактически подобрать материал

10. Организаторские способности

11. Конструктивные способности

12. Исследовательские способности

13. Научно- познавательные способности

Когда анализируют работу учителя начальной школы, то на первый план выдвигается интегральное (объединенное) качество – учительское мастерство. Определений педагогического мастерства много. В самом общем знании – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения. В основе мастерства – сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя с педагогической техникой и передовым опытом. Чтобы овладеть мастерством нужно многое знать и уметь. Нужно знать теорию, уметь пользоваться эффективными технологиями учебно – воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать и проектировать процесс заданного уровня и качества.

Слагаемых педагогического мастерства немало. Оно прежде всего выражается в умении так организоватьучебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний. Настоящий учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по – особому подойти к ученику. Мастер в совершенстве владеет современными методами преподавания. Этапы овладения следующие: наблюдение за работой мастеров, постоянное самообразование, изучение специальной литературы, внедрение в собственную практику новых методов преподавания, самоанализ.

Искусство педагога проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке, для него домашнее задание – это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха опытного учителя – в умении управлять деятельностью учащихся. Учитель – мастер как бы дирижирует всем процессом образования знания, направляет труд учеников на самые важные и сложные узлы содержания.

Еще один важный показатель мастерства – умение активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке.

Умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьников высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность – еще один элемент педагогического мастерства.

Учитель, не владеющий мастерством, как бы навязывает знания, не требую рассуждения. Задача учителя – найти положительные эмоции в самом процессе учения.

Важный элемент педагогического мастерства – высокий уровень педагогической техники. Владение педагогической техникой требует специальных знаний по педагогике и психологии, и особой практической подготовки. Прежде всего педагог овладевает искусством общения с детьми: умеет выбирать нужный тон и стиль общения с ними.

Педагогическая техника – комплекс знаний, умений, навыков, необходимых учителю для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им методы педагогического сотрудничества. Составной элемент педагогической техники – умение учителя управлять своим вниманием и вниманием детей. Очень важно определять душевное состояние ученика.

Чувство темпа также присуще педагогу. Одна из причин многих ошибок – педагоги плохо соразмеряют темп действий, педагогических решений: они либо спешат, либо опаздывают, что снижает эффективность педагогического воздействия.

Большую группу умений и навыков педагогической техники составляют приемы выразительного показа учителем своего субъективного отношения к тем или иным действиям учеников или проявлению ими моральных качеств. Педагог не остается равнодушным: обращение педагога может быть и просьба, и осуждением, одобрением и приказом.

Педагогическое общение – установление контакта с детьми.

Педагогическое общение –профессиональное взаимодействие педагога с учениками, направленное на установление доверительных отношений между ними.

Здесь играют роль культура речи, правильное дыхание, постановка голоса, умение управлять своим голосом, своим лицом, держать паузу, владеть мимикой, жестами.

- непроизвольно стремятся больше обращаться к тем ученикам, которые сидят за первыми партами;

- оценивают их достижения более высокими баллами;

- предпочитают учеников, у которых красивый почерк;

- выделяют и тех, кто опрятнее одет и т.д.

По мнению А. С. Макаренко педагогическое мастерство - это знание особенностей педагогического процесса, умения его построить и привезти в движение.

3. Структура педагогической деятельности

конструктивная организаторская коммуникативная
1.Аналитические умения: - разделять на составляющие элементы пед.явления ( условия, причины, мотивы); - осмысливать его взаимосвязи со всеми компонентами пед.процесса; - вычленять основную пед.задачу и определять способы оптимального решения; - осуществлять рефлексию. 2.Прогностические умения: - ориентация на четко представленный в сознании конечный результат: прогнозировать развитие личности, ход пед.процесса, развитие коллектива. 3. Проективные умения: - планирование и осуществление пед.деятельности. 1. Мобилизационные умения: - привлечь внимание учащихся; - развитие интереса к учению, труду, к др. видам деятельности; - формирование потребности в знаниях, навыков учебной работы и т.п.; 2. Информационные умения: - излагать учебный материал; - работать с источниками; - дидактически преобразовывать информацию. 3. Ориентационные умения: - формировать ценностные установки учащихся (отношение к труду, людям и др.); - формировать интерес к учебной, исследовательской и др.видам деятельности. 1. Перцептивные умения: - понимать др.людей. их личностные особенности и ценностные ориентации (определять состояние человека, характер его переживания, видеть в нем главное, определить отношение к социальным нормам) 2. Общение - распределить внимание и поддерживать его устойчивость; - выбирать способ обращения и поведения. 3. Педагогическая техника- совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности учащихся: - выбор стиля и тона общения; - управлять вниманием и темпом деятельности школьников; - демонстрировать свое отношение к поступкам учащихся; - речь (правильная дикция, ритмичное дыхание); - разумное использование мимики и жестов; - управлять своим телом, регулировать свое психическое состояние

1. Методические основы, методологические основы и категории педагогики.

2. Закономерности социализации и развития личности.

3. Существенные цели, технологии обучения и воспитания.

4. Законы возрастного анатомо-физическими и психологические развития разного возраста.

5. Специальные педагогические знания по предметам и методикам.

Таким образом, знания педагога должны быть комплексные, эмоционально- окрашенные.

Педагогическое мастерство учителя начальных классов – это залог развития подрастающего поколения для общества, его нравственных основ, ибо учитель несет не только знания и умения получать знания, но в большей степени он несет основы духовности, этики и эстетики, воспитывая ученика как личность, способную нести ответственность за свои действия перед обществом и своими потомками.


1. Малькова З.А. Качество образования в массовой школе [Текст] / З.А. Малькова // Перспективы: вопросы образования. – 2000. – № 1. – С. 25–37.

2. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя [Текст] / Л.М. Митина. – М.: Академия, 2008. – 200 с.

3. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) [Текст] / Л.М. Митина. – М.: Дело, 2004. – 216 с.

4. Оводова А.Г. Имидж современного педагога [Текст] / А.Г. Оводова // Нач. школа. – 2004. – № 5. – С. 80.

Любое общество вне зависимости от его государственного устройства наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития реализует и функцию образования своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования. Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и реализующие одну или несколько образовательных программ [1].

Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями – гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: 1 ступень – начальная школа (3–4 года); II ступень – основная школа (5 лет); III ступень – средняя школа (2–3 года). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность [2, 18].

Рассмотрим более подробно функции школы первой ступени, т.к. именно здесь реализуется педагогическое мастерство учителя начальных классов. Школа первой ступени призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее способностей, формирование у школьника умения и желания учиться. В начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурной речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде. В начальной школе могут вводиться факультативные занятия по физическому, эстетическому и трудовому воспитанию, иностранным языкам и др. [3].

Демократизация и гуманизация общественной жизни ставит перед государством задачу максимального использования возможностей общеобразовательной школы, а через нее и всей системы образования для формирования разносторонне развитой личности как основной составляющей трудовых ресурсов общества. Однако в данной системе требуются существенные изменения, потому что требования к выпускнику возрастает. Эти изменения изложены в важных государственных документах и основу составляет концепция модернизации [4].

Концепция модернизации образования предусматривает конкретные меры по реализации целей развития системы среднего общего образования. Одним из направлений модернизации среднего образования является повышение качества учебно-воспитательного процесса на основе реализации принципов фундаментализации, целостности и ориентации на развитие личности. Добавим, что фундамент личностного развития закладывается уже в школе первой ступени, что повышает требования к педагогическому мастерству учителя начальных классов.

Материалы и методы исследований

В ходе исследования были использованы следующие группы методов: теоретические; эмпирические; статистические.

Результаты исследования и их обсуждение

На данный момент существуют новые социальные требования к системе образования, когда школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

На современном этапе развития Казахстана образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов – человеческих, информационных, материальных, финансовых.

Главная задача казахстанской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

От учителя зависит очень многое в процессе обучения и воспитания. А поскольку согласно Конституции РК каждый человек имеет равные и неотъемлемые права на получение образования, то общество нуждается большом количестве хороших педагогических кадров [1, 20].

Сильная и известная на весь мир советская система образования была создана для решения проблем трансформации аграрного общества в индустриальное, должна была обеспечить массовое унифицированное образование людей как членов индустриального общества. Образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности на протяжении всей жизни. Теперь же в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

В свою очередь, навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни. От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.

От подготовленности, целевых установок миллионов школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.

В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ.

Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Подростки учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности. Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны.

Естественно, такая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы.

Современная школа будет более тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов превратится из обузы в увлекательное и почетное занятие. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного отдыха.

Для решения таких задач остро необходимым становится развитие учительского потенциала. Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей, любящих и умеющих работать с детьми.

Эффективные способы работы лучших учителей находят распространение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Как педагогическая практика будущих учителей – сегодняшних студентов педагогических вузов, так и стажировки уже работающих педагогов проходят на базе образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы и имеющих положительные результаты.

Образовательные программы переподготовки и повышения квалификации учителей строятся по модульному принципу, гибко изменяются в зависимости от интересов педагогов, в свою очередь обусловленных образовательными потребностями учащихся. В ходе реализации таких программ используются современные информационные технологии.

В дальнейшем образовательные программы повышения квалификации смогут реализовываться не только на базе институтов повышения квалификации, но и на базе педагогических и классических университетов, других образовательных организаций, оказывающих качественные услуги непрерывного образования.

Отдельная задача – привлечение в школу учителей, имеющих базовое непедагогическое образование. Прохождение ими психолого-педагогической подготовки, освоение новых образовательных технологий позволит раскрыться перед детьми не только в роли людей, имеющих богатый профессиональный опыт, но и постепенно освоить азы педагогического труда, научиться слышать и понимать детей, адекватно выбирать приемы и методы педагогической работы. Работа таких педагогов должна быть обеспечена также консультационной поддержкой вузов и институтов повышения квалификации [2, 35].

Еще одним стимулом качественного педагогического труда должна стать новая аттестация педагогических и управленческих кадров. Как и в системе профессионального образования, в системе общего образования аттестация предполагает периодическое подтверждение квалификации педагога и её соответствие современным и перспективным задачам, стоящим перед школой. В связи с этим должны быть принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Центральное место в них займут профессиональные педагогические компетентности, являющиеся основой для обновления процедур аттестации педагогических кадров. При этом для учителей, желающих ранее установленных аттестационных сроков подтвердить высокий уровень квалификации, не должно быть никаких бюрократических препятствий. Это также касается творческих молодых начинающих работать учителей, профессиональному развитию которых должно быть уделено особое внимание. Особое значение приобретает и аттестация управленческих кадров, чья деятельность в большей степени должна быть связана с решением сложных задач организации школьного хозяйства, обеспечением всего комплекса качественных условий реализации образовательных программ.

Таким образом, школа, призванная организовывать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность детей, имеет неограниченные возможности для овладения воспитанниками богатствами культуры, накопленной человечеством, для освоения опыта социального поведения, подготовки к активному участию в жизни общества. И самая активная роль в этом принадлежит учителю новой формации.

Выводы

Завершая теоретические исследования по теме данной работы, делаем выводы о том, что исторический процесс развития общества за много веков отшлифовал образ учителя, как человека высоких нравственных принципов, вооруженного знаниями и методиками, особыми приемами передачи этих знаний подрастающим поколениям.

Это обусловлено самим историческим процессом. Любое общество вне зависимости от его государственного устройства наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития реализует и функцию образования своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования.

Демократизация и гуманизация общественной жизни ставит перед государством задачу максимального использования возможностей общеобразовательной школы, а через нее и всей системы образования для формирования разносторонне развитой личности как основной составляющей трудовых ресурсов общества.

На современном этапе развития Казахстана образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает главной задачу казахстанской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

От учителя зависит очень многое в процессе обучения и воспитания. Эффективные способы работы лучших учителей находят распространение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. От характера деятельности педагога, от его личностных особенностей, ценностных ориентаций, жизненных установок и условий, которые он создает, зависит не только качество усвоения школьниками установленных образовательным стандартом знаний, но и характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса, атмосфера, в которой протекает педагогическое взаимодействие.

Таким образом, педагогическое мастерство учителя начальных классов – это залог развития подрастающего поколения для общества, его нравственных основ, ибо учитель несет не только знания и умения получать знания, но в большей степени он несет основы духовности, этики и эстетики, воспитывая ученика как личность, способную нести ответственность за свои действия перед обществом и своими потомками.

Автор: Гомерова Динара Маратовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №101 Центр образования Советского района
Населённый пункт: города Казани
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогическое мастерство учителя начальных классов"
Раздел: начальное образование

Педагогическое мастерство учителя начальных классов.

Гомерова Динара Маратовна-учитель начальных классов.

Педагогическое мастерство – высокий уровень овладения педагогической

деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков,

профессионально важных качеств личности, позволяющий педагогу

эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и

осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и

Авторитет – одна из форм осуществления власти.

Педагогический авторитет – средство воспитательного воздействия на

Функциональный авторитет – ограниченной, специализированной сферы

Личностный авторитет – это власть, основанная на бессознательной,

Каждая профессия требует от человека определенных качеств. Особенностью

учительской профессии является то, что педагогу приходится иметь дело с

воспитанием и обучением подрастающего поколения, с постоянно

меняющимися в процессе развития характерами детей, подростков, юношей

Личностный компонент педагогического авторитета включает в себя

следующие качества учителя.

Во-первых, это любовь к детям и педагогической профессии.

Решающее значение в каждой профессии имеет любовь человека к своему

делу. Если человек не любит свою работу, если она не приносит ему

морального удовлетворения, то о высокой производительности труда не

приходится говорить. Педагог же не только должен любить свою профессию,

но и любить детей.

Следует различать любовь учителя к своей профессии и любовь к детям.

Отношение человека к своей профессии, любовь к ней зависит от

общественно-исторических условий. Зависит это от потребностей общества в

специалистах тех или других профессий и от склонностей и способностей

Любовь к детям является важным условием формирования педагогического

авторитета. Любить детей - это значит предъявлять к ним определенные

требования, без этого никакое воспитание и обучение невозможно. Примером

любовного отношения к детям и к учительской профессии служит

педагогическая деятельность Л.Н Толстого.

О любви учителя к детям Л.Н.Толстой писал: Если учитель имеет только

любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который

прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель

соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

Любовь к педагогической деятельности в значительной степени зависит от

любви к детям, от понимания психологии детского возраста.

Уважение и доверие к школьнику - важнейшее слагаемое личностного

компонента авторитета учителя. Для того чтобы прийти к этому выводу, не

нужно тратить особых усилий на скрупулезный анализ педагогических

систем таких учителей. Этот принцип составляет основу всей их

педагогической деятельности и в то же время лежит, что называется, на

самой поверхности. Может быть, именно поэтому на нем порой и не

задерживается взгляд многочисленных учителей - последователей.

Взаимное уважение - обязательное условие отношений авторитетности не

только в системе педагог - ученик. Авторитетность одного, базирующаяся на

не авторитетности для него остальных, - практически стопроцентная

гарантия обще-группового неуспеха, типичная причина, по которой группа

оказывается не в состоянии решить стоящие перед ней задачи. Особенно ярко

проявляется эта закономерность, когда дело касается взаимоотношений в

Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и

поведении своих учителей. Не только в младших классах, но и в средней

школе учащиеся особенно требовательны к таким качествам своих учителей,

как скромность и аккуратность в костюме.

Лучшие учителя в этом отношении предъявляют к себе строги требования.

Само собой понятно, что внешность и культура поведения только в том

случае является фактором , определяющим авторитет учителя, когда они

свойственны ему, наряду с другими положительными качествами его как

учителя и воспитателя.

Завоевать у учащихся авторитет может только правдивый, трудолюбивый,

преданный своему делу учитель. Педагогическая практика показывает, что

учащиеся небезразлично относятся к жизни учителя. Если учитель допускает

в быту аморальнее поступки, это становится известным учащимся, и тогда

даже при всех положительных качествах авторитет его как учителя рушится.

Единственный выход - перейти в другую школу, изменить своё поведение и

вновь, шаг за шагом, завоёвывать авторитет. Отзывы учащихся о

скомпрометировавших себя в быту учителя бывают, сдержанны и кратки. Вот

пример: Она вела себя не так, как подобает девушке, да к тому же

Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание

правильной и выразительной речью. Если учесть, что школьники, особенно

младших классов, подражают речи учителей, становится понятным, почему

работа педагогов над своей речью приобретает такое большое значение.

Лучшие учителя на уроке немногоречивы, не допускают разговоров, не

относящихся к делу. Сила голоса учителя тоже имеет большое значение. О

значении выразительности речи в педагогической работе Макаренко А.С.

сказал, что педагогом - мастером он сделается только тогда, когда научится

говорить иди сюда с пятнадцатью - двадцатью оттенками.

Педагогический оптимизм - необходимое качество хорошего учителя. Чуткое,

отзывчивое отношение к детям сочетается у такого учителя с

требовательностью, которая не принимает характера придирчивости, а

педагогически оправдана, то есть проводится в интересах самого ребенка. За

теплое, чуткое отношение к ним дети платят такой же теплотой и

Учитель должен быть настойчивым и до конца требовательным. Насорил -

убери, оскорбил - извинись, не выучил урока - останься после уроков и выучи

урок. Не уговаривать, а категорически требовать.

Требовательность учителя проявляется во всем - в выполнении домашних

заданий, в оценке знаний школьников, в соблюдении правил поведения на

уроке и вне урока.

У такого учителя учащиеся не получают глубоких и прочных знаний, и это

приносит им большой вред. Хороший учитель требователен и вместе с тем

Рассмотрим теперь более подробно профессиональный компонент

педагогического авторитета. К нему относятся такие качества, как

профессиональные знания, педагогический такт, стиль взаимодействия

учителя и учащихся и др.

Во-первых, авторитетный учитель знает свой предмет. Он должен хорошо

владеть методикой каждого предмета. Учащиеся любят учителей, которые не

только знают свой предмет, но и умеют его хорошо преподнести, объяснить.

Способность учителя в процессе классной и внеклассной работы все видеть,

все знать, по едва заметным признакам каждого ученика или класса в целом

судить о настроении учащихся, о понимании или не понимании ими

объяснения педагога, о подготовленности их к уроку, о совершенном тем или

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

__________________________________________________________________

улица Мирющенко,1 , г. Свердловск, Луганская Народная Республика,

индекс 94801, телефон: 2-26-94, е – mail : svklyceum . one @ gmail . com

Методическая разработка

заседания кафедры учителей начальных классов по теме:

Подласенко Ирина Петровна,

учитель начальных классов,

Информация об авторе

И.П.Подласенко

Адрес электронной почты: pip 3012@ yandex . ua

ü систематизировать знания педагогов об эффективных педагогических технологиях, формах, методах и приемах работы в начальной школе,

ü способствовать повышению мотивации учителей к саморазвитию и самореализации.

Основная часть

I. Создание позитивного настроя на работу.

(ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО)

III. Вступительное слово руководителя кафедры

Одна из главных задач современной системы образования – повышение качества образования, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка. Одним из наиболее эффективных путей реализации указанной задачи выступают педагогические инновации и педагогическое мастерство педагога. Что же такое педагогическое мастерство?

IV. Работа по теме заседания кафедры.

Участники заседания получают карточку с первой буквой, на которую нужно написать личностное качество учителя.

Читайте также: