Мастер класс для воспитателей доу по исследовательской деятельности

Обновлено: 04.07.2024

Цель – з аинтересовать коллег в проведени и познавательно-исследовательской деятельности детей посредством демонстрации некоторых видов опытов и экспериментов .

Передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работы по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;

Представление участникам мастер-класса экспериментирования, как одной из форм проведения поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста;

Формирование у участников мастер-класса мотивации к использованию в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ожидаемый результат: Повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию.

Оборудование: Разноцветные льдинки, масло растительное, шипучие витамины, вода, прозрачные емкости, пищевая краска, кисточки, сахар, шприцы, чайные ложечки, 4 прозрачных миски, бокалы, воздушные шарики, пластиковые бутылочки, пищевая сода, уксусная кислота, воронки, столовые ложки, бумажное полотенце, соль, черный молотый перец, шерстяная ткань, цельное молоко, пипетки, жидкое моющее средство, ватные палочки, одноразовые тарелочки, одноразовые стаканы, подносы.

I. Организационный момент.

Думаю, что педагоги , использующие экспериментирование в своей работе , найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.

Мы попробуем не только провести опыты, но и сделать выводы.

«Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да? (Да)

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ:

II Практическая часть.

А сейчас я приглашаю вас в сказку. Сказка называется…, а как она называется, вы мне подскажете, отгадав загадку :

«Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг — только грязь и зола.

В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправлялись на королевский бал, оставляя Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовили для нее задания. Мачеха приказала Золушке украсить дом разноцветным дождиком, сделать волшебную лампу, приготовить радужную воду, развесить по дому воздушные шарики, перебрать смешанную соль с черным перцем, приготовить цветное молоко и еще вулкан из цветной пены!

Ну что, приступим к первому заданию.

Цель опыта: Узнать, смешиваются ли две жидкости: масло и вода.

У вас на столах лежат разноцветные льдинки, масло растительное, шипучие таблетки, вода и прозрачные емкости. Итак, приступаем к выполнению задания.

Наполняем емкости половиной стакана растительным маслом и отправляем туда цветные льдинки. Посмотрите, какая красота у нас получилась. Какой вывод мы можем сделать? (Предположения участников).

Вывод: Масло и вода – это две жидкости, которые не смешиваются. Более того, в начале кубики льда в масле плавают, но когда лед начинает таять, капли воды идут ко дну, так как, вода тяжелее масла. Наблюдайте за процессом. Это невероятно красиво! Разноцветный дождик в стакане и прекрасные капельки на дне выглядят просто волшебно. Когда весь лед растает, можно понаблюдать за жидкостями еще.

Для этого добавляем в эту же емкость немного воды. Обратите внимание, что вся подкрашенная вода смешалась в один цвет, в данном случае в темно-зеленый, а масло осталось своего цвета. Закроем емкость крышкой и наклоним банку. Вода снизу – масло сверху. Потрясем, как следует. Неужели вода с маслом смешались? Поставьте банку и посмотрите, как жидкость снова расслоится на темно-зеленую воду и чистое светло-желтое масло. Что вы наблюдали? Смешалась ли вода и масло? Почему? Какой можно сделать в ывод ? (Выводы и предположения участников эксперимента).

Вывод: Многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта мы определили, отдельные материалы смешиваются хорошо (это вода с красителем), а некоторые не смешиваются совсем (вода и масло).

Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга.

А хотите попробовать оживить лампу при помощи волшебных таблеток?

Возьмем шипучую растворимую таблетку. В нашем случае, мы взяли витамины, бросаем ее в эту же емкость и смотрим, как она красиво растворяется в воде, поднимая ее на поверхность. Что вы видите? А что у в ас получилось? Вам нравится? Интересно? Посмотрите, наша лампа ожила! Какой вывод в данном эксперименте мы можем сделать? (Высказывания участников эксперимента).

Вывод: При добавлении шипучей таблетки происходит насыщение воды капельками масла. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется эмульсия.

Обязательно проделайте эти опыты с детьми. Это им точно понравиться!

С первым заданием мы справились.

А вот следующее задание мачехи. Давайте вспомним, что еще должна сделать Золушка?

Цель опыта: получить радугу при помощи воды, сахара и красок.

Для этого задания нам понадобятся: акварельные краски, кисточка, сахар, вода, шприц, чайная ложечка, 4 стакана, бокал.

Для начала поставим четыре стакана. В первый стакан сахар не сыплем. Начинаем со второго стакана. Во второй стакан насыпаем 0,5 чайной ложки сахара, в третий стакан 1 чайную ложку и в четвертый стакан 1,5 чайной ложки сахара. Затем добавляем в каждый стакан одинаковое количество воды. Хорошо перемешиваем сахар, чтобы растворился. И подкрашиваем воду акварельными красками. Теперь берем шприц и набираем воду из первого стакана без сахара. И помещаем воду из шприца в бокал. Затем набираем воду из второго стакана. Шприц опускаем на дно бокала и медленно вливаем. Теперь набираем воду из третьего стакана. И также вливаем медленно в бокал. Далее набираем воду из четвертого стакана и также вливаем в бокал. Что вы видите? У нас получилась радужная вода.

Вывод: Чем больше добавляем сахар, тем больше плотность воды. Поэтому вода разного цвета не смешивается. Чем больше будет цветной воды, тем красивее будет радужная вода!

Цель опыта: Узнать, почему же шарик надувается и что происходит, когда мы смешиваем соду и уксус.

Для этого задания нам понадобятся: воздушные шарики, пластиковые бутылочки, пищевая сода, уксус, воронки, ложечки.

Насыпаем в шарики по 2 чайной ложечки пищевой соды. В бутылочки аккуратно наливаем уксус (примерно 3-4 столовой ложки, через воронку). Надеваем шарики на горлышко бутылок и высыпаем соду из шарика в уксус. Что мы видим? Шарики начинают постепенно надуваться. Что произошло? (Высказывания участников).

Вывод: При смешивании соды и уксуса возникает химическая реакция, в результате которой выделяется углекислый газ. Этого газа становится еще больше, он уже не может уместиться в бутылке и выходит из нее, попадая в шарик. Именно поэтому шарик надувается.

А вот следующее задание мачехи наиболее сложное.

Цель опыта: Доказать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!

Нам понадобятся: бумажное полотенце, 1 чайная ложка соли, 1 чайная ложка молотого перца, ложка, воздушный шарик, шерстяная ткань.

Приступаем к работе. Расстелите на столе бумажное полотенце. Насыпьте по одной ложки на него соль и перец. Начинаем научное волшебство! Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. А теперь попытайтесь отделить соль от перца. Получается? Нет. Не отчаивайтесь! Я вам помогу. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяную ткань. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы видите? Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Вывод: Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик о шерстяную ткань, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.

Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда — остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Давайте вспомним, что еще должна сделать Золушка? А следующее задание, которое дала злая мачеха – это приготовить цветное молоко.

Цель опыта: Проверить возможность рисунка на молоке.

Итак, для этого задания нам понадобятся: цельное молоко, пищевые красители, пипетки, жидкое моющее средство, ватные палочки, одноразовые тарелочки.

Наливаем молоко в тарелку, добавляем несколько капель красителей. Затем надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Что мы видим? Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваться. Почему это происходит? (предположения участников).

Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

Цель опыта: Узнать, что происходит при смешивании соды и уксуса.

Нам понадобятся: одноразовые стаканы, акварельная или пищевая краска, жидкое моющее средство, пищевая сода, уксусная кислота, столовая ложка.

Приступаем! Набираем пол стакана воды и подкрашиваем акварельной краской. Добавляем немного моющего средства. Затем насыпаем в этот стакан 1 столовую ложку пищевой соды. Теперь стремительно наливаем уксус. И наблюдаем за красотой вулкана. У нас моментально начинается бурное извержение. Почему это происходит? (предположения участников).

Вывод: В результате этого химического опыта в реакцию нейтрализации вступили два вещества – сода и уксусная кислота. В процессе их взаимодействия происходит обильное выделение углекислого газа, который пенясь, выбрасывается из раствора.

Обращаю ваше внимание, что при проведении экспериментов необходимое условие – безопасность детей. Все эти опыты по превращению жидкостей предполагают участие в них взрослых и детей.

В результате организации детского экспериментирования у детей:

— развивается познавательная активность,

— появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;

— расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

— появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

— развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

С помощью таких занимательных экспериментов вы подарите детям массу положительных эмоций, научите наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли. Так давайте же сделаем детство наших воспитанников интересным, счастливым, весёлым, максимально познавательным. Подготовим их к дальнейшему обучению в школе. Сделаем так, чтобы это обучение давалось им легко. Пробудим интерес к учёбе, будем развивать любознательность и усидчивость.

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.

-Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

-Сформировать у участников мастер –класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.

-Развивать творческие способности участников мастер-класса.

-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Автор: Татькова Полина Андреевна – воспитатель

Участники мастер-класса : Педагоги МБДОУ.

1. Определение понятия детское экспериментирование.

2. Совместное проведение экспериментирования.

Ход мастер-класса :

Воспитатель пускает мыльные пузыри.

Я пускаю пузыри, как салют летят они.

Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.

А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.

Сегодня мы с вами познаем тонкости организации исследовательской деятельности.

Слайд 6. (Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности) За правильный ответ вам я даю прекрасный цветок в конце мастер-класс мы посчитаем, у кого же больше оказалось цветков, тот и будет являться самым умелым экспериментатором.

Слайд 8. И так, я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, предполагает формирование у детей представлений :

2. О взаимодействии веществ.

3. Об объектах неживой природы.

Слайд 9. Уважаемы коллеги, хотела спросить у вас, какой структуры вы придерживаетесь в организации проведения экспериментов?

- определение и постановка проблемы;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- непосредственное проведение эксперимента;

- обобщение полученных данных;

Слайд 10. При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит, конечно, на педагоге.

Слайд 11. -Сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.

-А с каким персонажем из мультфильма мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Девочка смешная, шкода

Спокойства мишке не даёт,

А он ей всё прощает,

От досады чуть ли не ревёт.

-Вы узнали героя этой сказки?

-Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытной, всё ей хотелось узнать. Однажды Маше стало интересно посмотреть, что же там за высоким забором. И Маша отправилась в путешествие в поисках приключений. Ей всё было интересно, Маша собирала цветы, напевала весёлые песенки, играла и вдруг она увидела, что неподалеку течет река. Она подошла поближе и увидела, что на другой стороне реки была сказочно красивая поляна с цветами. И ей захотелось рассмотреть реку поближе.

У нас есть две опоры (стаканчики) и лист обычной бумаги, стаканы располагаем на расстоянии друг от друга, сверху кладём лист бумаги, что бы получился мостик. Поставим на мост фигурку из пластилина, бумага не выдержит вес фигурки и прогнётся вниз. Теперь сложим лист бумаги гармошкой, положим эту гармошку на наши опоры и поставим баночку снова - ура гармошка держит вес банки. И какой мы можем сделать вывод? Как вы думаете? (ответы воспитателей)

Вывод: в результате проведённого исследования мы узнали, что бумага обладает интересными свойствами. Меняя форму бумаги, можно повлиять на её свойства. Бумага становиться прочнее. Подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве ещё с древних времён. Они позволяют распределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку.

Маша полюбовалась красивыми цветами, и пошла дальше. Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучи и пошёл дождь. Маша спряталась под дерево, чтобы не промокнуть. И стала думать, как и откуда идет дождь? Ей было очень интересно!

-Давайте поможем Маше понять - как идет дождь?

Опыт- (тучка с дождём) (звучит звук дождя)

Цель: эксперимент, позволит узнать, как устроены облака и как появляется дождь.

Для эксперимента понадобится :

1. Стакан (можно взять банку).

2. Пена для бритья или мусс для укладки волос.

4. Краска гуашевая (синий или голубой).

1. В стакан налить воду, в целях экономии времени, но не доливать до краев, оставив место для облака (для этого можно фломастером пометить границу, чтобы ребенку было понятно).

Покажите ребенку на этом примере, что:

прозрачная вода — это атмосфера (газовая оболочка нашей планеты, посмотрите, у вас в банках тоже есть облака. Облако на самом деле – это большое скопление мелких капель воды. Можно сказать, это пар, собранный в кучу.

а пена — это облако!

3. Краску размешайте с несколькими каплями воды. У нас она уже готовая. Затем, с помощью пипетки капните на слой пены для бритья и ждите чуда!

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю) Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.

Воспитатель: - Дождик закончился. Выглянуло солнышко. Маша решила возвратиться домой. Дома ее ждал Миша. Он подарил Маше мыльные пузыри. Маша с удовольствием играла и надувала пузыри получался то маленький, то большой пузырь. И тут Маша вдруг задумалась. А как же получаются такие красивые мыльные пузыри и почему они пустые внутри. Почему же так происходит?

-Давайте вместе с Машей в этом разберемся.

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

Оборудование: соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.

Ход: зажимаем пальцем у основания соломинки, опускаем соломинки в мыльный раствор и надуваем пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.

Почему это произошло?

Мыльный раствор бывает 2 видов, один готовый, который имеется в продаже, другой домашнего приготовления который состоит из мыльного средства.

Вывод: В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь и рвешь его оболочку.

Мы с вами провели сегодня несколько экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке.

Слайд Удачных экспериментов!

Я думаю, что такое экспериментирование вызывает у детей восторг и море положительных эмоций! А сейчас мы подведём итог, у кого оказалось больше цветочков, тот и является самым смелым экспериментатором.

1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса?

2. Полезна ли была вам информация мастер – класса?

3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри.

В: Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.

Открылся нам сейчас секрет, Как детский организовать эксперимент.

Мастер-класс может быть полезен педагогам ,работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей Педагог , использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что- то новое, а остальные, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие .

Мастер-класс для педагогов ДОУ, для улучшения качества образовательного процесса в рамках использования педагогических технологий.

ВложениеРазмер
Пояснительная записка к мастер-классу 21.57 КБ
Ход мастер-класса для педагогов 24.44 КБ
Презентация для педагогов " Технология исследовательской деятельности" 2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное

Мастер класс для педагогов

Воспитатель 1 квалификационной категории

Воспитатель 1 квалификационной квалификационной категории

с. Ремонтное, 2019 г.

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв)

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладываются основы здорового образа жизни. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Практическая значимость мастер- класса: он может быть полезен педагогам ,работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей Педагог , использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что- то новое, а остальные, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие .

Мастер-класс для педагогов ДОУ, для улучшения качества образовательного процесса в рамках использования педагогических технологий.

Цель: дать участникам мастер-класса практические знания о опытно- экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения их на практике.

- Познакомить с определением понятия исследовательская деятельность.

- Раскрыть особенности детского экспериментирования.

- Знакомить с методами и приемами организации исследовательской деятельности.

- Вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников с разными свойствами воды.

- Развивать способности педагогов по теме экспериментирования.

- Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с водой.

- Развивать у педагогов умение видеть проблему , решать её и делать выводы.

- Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

- Создать условия для плодотворного общения участников мастер – класса в данной области , с целью развития их творческого потенциала;

- Распространить педагогический опыт.

- Воспитывать у педагогов интерес к экспериментально - исследовательской деятельности.

Методы и приемы: Репродуктивный, наглядный , словесный , практический, экспериментирование .

Материалы и оборудование:

ноутбук, проектор, стаканчики, пластиковые карточки, пена для бритья, пищевые красители, шприц, пипетки, салфетки, подсолнечное масло, вода, цветные льдинки.

Подготовка оборудования, обработка специальной литературы по данной теме.

Участники мастер-класса: педагоги ДОУ

Список используемой литературы:

Предварительный просмотр:

Этапы работы мастер- класса

Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли вы с занятия, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на выполнение государственных стандартов дошкольного образования.

Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе.

Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить технологию исследовательской деятельности. Технология исследовательской деятельности дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эта технология предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.

Цель исследовательской деятельности – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

На данном слайде вы можете видеть задачи исследовательской деятельности.

*Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.

*Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

*Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

*Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

*Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

*Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

*Стимулировать желание детей экспериментировать.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

- эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера;

наблюдения и опыты;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе) ;

- классификация (например, в форме коллекционирования: виды растений; виды животных; виды строительных сооружений; виды транспорта; виды профессий и др.);

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- использование художественного слова.

Наблюдение – целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира.

Структура исследовательской деятельности представлена на слайде.

А ученые практики утверждают, что нужно испытать, нужно попробовать ,нужно сделать своими руками и тогда все получится.

Сегодня вашему вниманию мы хотим предложить некоторые эксперименты, но сначала давайте вспомним , что же такое эксперимент?

- Скажите, для чего служит эксперимент?

- Скажите, какие виды детской деятельности способствуют познавательному развитию?

-Скажите, какие средства помогают нам в решении данной проблемы?

Участники сидят за рабочими столами.

- Эксперимент- это метод исследования некоторого явления, который взаимодействует с обьектом.

Эксперимент служит для подтверждения гипотезы, установления различных причинных связей.

-Познавательному развитию способствуют следующие виды деятельности:

-чтение и восприятие художественной литературы

- чтение художественной литературы

2 Основная часть

С помощью фломастеров легко и весело можно создать уникальные и удивительные узоры на ткани.

Для опыты нужно: стакан, шприц с водой, фломастеры, кусочки белой ткани, резиночки.

На стакан положите ткань, закрепите ее резиночками. Нарисуйте узоры из точек разноцветными фломастерами. В центр рисунка капните несколько капель воды из шприца, можно из пипетки. Наблюдаем, как цвета взрываются на наших глазах. Происходят замечательные превращения. Спустя несколько минут можно снять и просушить ткань. Любуемся и наслаждаемся результатом.

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

В чем же секрет этого опыта? Концетрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она тяжелее и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим- синяя внизу.

- При помощи этого опыта мы можем показать и рассказать детям, как м елкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Потому что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю .

- А теперь давайте вернемся к нашим цветным льдинкам, что же у нас там? Цветные льдинки тают и превращаются в цветную воду . Теперь возьмем немного воды добавим в масло и посмотрим, что сейчас получится. Возьмем палочку и размешаем, у нас цветные льдинки таяли и соединились в один цвет и опустились на дно, а масло поднялось наверх. При помощи этого опыта мы можем детям объяснить, что вода и масло- две жидкости, они не смешиваются! И вода опускается на дно, потому что она тяжелее масла.

Добавим на кончике ложки соды в стаканчик с маслом и цветной водой, нальем сюда же немного уксуса и будем наслаждаться гейзером.

Для этого опыта нам понадобится 2 стаканчика. В один наливаем теплую воду, в другой холодную. В стаканчик с теплой водой наливаем красный краситель, а в стакан с холодной водой наливаем синий краситель. Берем пластиковую карточку и кладем на стаканчик с синей водой ( другой стол кладет на стаканчик с красной водой). Переворачиваем стакан вверх дном на карточку и ставим его на стаканчик с красной водой ( синей). Вытаскиваем постепенно карточку , так чтобы ничего не вылилось. При помощи этого опыта мы покажем детям : что теплая и холодная вода не смешиваются, т.к. теплая стремится вверх, а холодная опускается вниз. Там где теплая вода была в верхнем стакане: красный вверху, синий внизу. А там где сверху синяя холодная была-все смешалось, потому что сверху была холодная вода.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад № 83 общеразвивающего вида

г. Магнитогорска

Мастер – класс для педагогов

воспитатель

Кохтаева Мария Сергеевна

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.

Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.

Повысить уровень мастерства педагогов.

Создание положительного эмоционального климата у педагогов.

В соответствии с ФГОС ДО, познавательно- исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Что предполагает Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду? – специально организованная деятельность, позволяет ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о предмете, объекте, физическом или природном явлении.

Организация пространственной предметно ­ развивающей среды имеет первостепенное значение при развитии познавательных способностей, исследовательской деятельности. Грамотно организованная окружающая среда позволяет думать, анализировать, сравнивать, делать выводы, учить дошкольника задавать вопросы и находить ответы, ставить проблему и находить пути её решения.

Какую роль играет экспериментальная деятельность в развитии ребенка?

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментальной деятельности у детей, развивается?

Детское экспериментирование – замечательное средство интеллектуального развития дошкольников (слайд №2). По мнению академика Н.Н. Поддъякова, «В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами экспериментирование.

Процессе игр-экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Они способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, целенаправленность, аккуратность, ответственность, последовательность и т.д.

Вопрос № 3 для группы.

Какие принципы мы учитываем при экспериментировании?

Принципы учитывающие при экспериментирование: научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности.

Содержание игр – экспериментов отбирается в соответствии с образовательной программой каждой возрастной группы и уровнем развития детей.

Структура детского экспериментирования состоит из следующих пунктов :

- постановка проблемы, которую нужно решать;

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось или нет);

Практическая значимость:

Практическая часть:

Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

-Сегодня я хочу пригласить вас в сказку, как она называется, вы сами должны догадаться:

-Вы знаете девушку эту, она в старой сказке воспета.

-Работала, скромна жила, Не видела ясного солнышко, Вокруг только грязь и зола. (Золушка)

- А звали красавицу Золушка из сказки Ш. Перро.

-А очередной раз злая мачеха и её дочери отправились на королевский бал, оставив Золушку дома, но она не сидела без работы дома, приготовила мачеха для неё много заданий. На завтрак мачеха приказала приготовить вкусный омлет, для него Золушке нужно сырые яйца и соль. Золушка берет корзину с яйцами, но что это? Сестры перемешали сырые и варенные яйца вместе. Я думаю, мы поможем Золушке.

Проведение: определить (варенной яйцо крутиться – сырое нет).

Вывод: в варенном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно крутиться. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смешивается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться с трудом.

Золушка справилась с этим заданием

Золушка услышала громкие звуки и поняла, что пускают королевский салют. Ей хотелось увидеть салют, но дворец был далеко, онамогла только слышать выстрелы салюты. И тогда она решила устроить у себя маленький разноцветный салют.

Материал:

Проведение: разведите в стаканчиках немного лимонной кислоты и пищевого красителя теплой водой. Дайте раствориться кислоте, чтобы не было осадка.

На тарелке рассыпьте ровным слоем соду, распределите ее равномерно по всей поверхности.

Капните несколько капель цветной "воды" на соду и наслаждайтесь впечатлением. Капайте лимонной кислотой по чуть-чуть в разных частях тарелки, меняйте цвета, смотрите за фейерверком над тарелкой.

Золушке так понравился салют и она решила нарисовать его, так как бумаги у неё не было, она стала рисовать на молоке.

МАТЕРИАЛЫ:

- Тарелка с молоком

- средство для мытья посуды

насыпать немного пищевого красителя в молоко.

Чуть - чуть подождите, и Вы заметите, как молоко начинает свой прекрасный вальс. В том месте, где упали крупинки красителя молоко сначала незаметно, а потом явно двигается, закручивается. А от красителя на нем появляются затейливые узоры, полосы, снежинки. Насыпаем разные цвета красителя, дуем на молоко, чтобы получились еще более прекрасные узоры.

Берем ватную палочку и обмакиваем ее в средство для мытья посуды. Опустите палочку в центр тарелки с молоком. Красители "сбегаются" и перемешиваются, получаются необычные круги.

Вывод: молоко состоит из молекул жира. При появление моющего средства молекула разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемащиваются красители.

Следовательно опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Усваивается все прочно и на долго тогда, когда ребенок слышит видит и делает сам.

Спасибо за внимание.

Краткое описание документа:

Цель:

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

  • Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.
  • Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.
  • Повысить уровень мастерства педагогов.
  • Создание положительного эмоционального климата у педагогов.

В соответствии с ФГОС ДО, познавательно- исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Что предполагает Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду? – специально организованная деятельность, позволяет ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о предмете, объекте, физическом или природном явлении.

Организация пространственной предметно ­ развивающей среды имеет первостепенное значение при развитии познавательных способностей, исследовательской деятельности.Грамотно организованная окружающая среда позволяет думать, анализировать, сравнивать, делать выводы, учить дошкольника задавать вопросы и находить ответы, ставить проблему и находить пути её решения.

Какую роль играет экспериментальная деятельность в развитии ребенка?

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально-исследовательской деятельности с природным материалом.

Ход мастер-класса

- Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)



Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – и я пойму.
Вот в этом мы с вами и будем убеждаться.

(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)

“В природе нет ничего бесполезного” – писал философ Мишель Монтень. Нельзя не согласиться с утверждением этого новатора своего времени. Воспитание детей, по его мнению, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, а обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Современная педагогическая мысль основывается на тех же принципах отношения к детям, развивая и воплощая в жизнь идею всестороннего развития ребенка с момента его рождения.

Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так, Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К.Д. Ушинский призывал “ввести детей в природу”, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать, поэкспериментировать. Природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, широко используют и большинство современных педагогов и детских психологов.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности, а проведение опытов и экспериментов с природным материалом способствует общему развитию и познанию дошкольников.

Эксперимент 1 “ШИШКА”

Запасаемся обычной шишкой — зрелой, с раскрытыми чешуйками (если такой нет под рукой, возьмите любую шишку, положите на солнце или в тепло — раскроется). Готовим посудину, в которой заливаем шишку горячей водой (в горячей воде реакция быстрее проходит, но помните о безопасности, чтобы без ожогов). Итак, шишка с открытыми чешуйками, теплая вода, заливаем шишку в посудине — и ждем! Через 10-15 минут: чешуйки закрылись. Можно и подольше подержать шишку в воде, она тогда плотно закроется. И еще один секрет: если после опыта закрытую шишку положить на солнышко и подождать подольше (пока высохнет), она опять откроется!

3.jpg (95773 bytes)

Эксперимент 2 “ЧУДЕСНЫЕ СПИЧКИ (ЗУБОЧИСТКИ)”

Материал: 5 спичек, блюдце, вода.

Надломите спички посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна “толстеют”, и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.



Эксперимент 3 “ПОЧЕМУ КАМНИ БЫВАЮТ РАЗНОЦВЕТНЫМИ”

Материал: несколько кусочков цветного пластилина.

Скатайте каждый кусочек пластилина в шарик и поставить шарики друг на друга в виде снеговика. Затем надавить ладошкой на верхний шарик. Движения сопровождаются комментарием: “ Проходило время. Миллионы лет. Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один. ” Далее стекой разрезают пластилин и любуются полосатыми срезами. Далее педагоги на столе находят камни образовавшиеся подобным способом.

Через такой опыт мы подводим детей к выводу, как в природе образовываются разноцветные камни.


7.jpg (86568 bytes)

Материал: несколько кусочков цветного пластилина.

Предложить побывать в роли самой матушки природы, создающей удивительный мир камней - самоцветов. Каждый берёт 2 - 3 кусочка пластилина разного цвета и смешивает их (можно скатывать в колбаску, а затем снова в шарик, сворачивать по спирали, а затем снова комочком). Главное не перестараться, иначе можно сделать пластилин однородным. Далее разрезают комочки стекой и могут полюбоваться удивительными узорами. Узоры получаются разные, но это не значит, что кто - то не справился с заданием. Так, по- разному, бывает и в природе. Где - то подземные процессы идут сильнее, а где - то - слабее.

Материал: 1-2 кусочка пластилина и рисовые зёрна.

В природе есть камни более твёрдые, а есть - более мягкие. Представьте , что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней и . "заварилась" вот такая "каша": смешать кусочки пластилина с крупой. Что получилось? Найдите камни с отчётливо видными вкраплениями.

Эксперимент 4 “ЧТО ТЯЖЕЛЕЕ?”

Материал: Камень, песок, баночка с водой.

Педагоги в банку с водой опускает одновременно камень и песок, и наблюдают за оседанием природных объектов на дно. Вывод: камни осели на дно раньше — они тяжелее. Песок осел на дно позже камня — он легче.

Со зрителями – Игра “Гора и камешки”

Стоит гора - старушка Поднимают руки вверх
До небес макушка Тянутся на цыпочках
Её ветер обдувает Обмахивают себя кистями рук
Её дождик поливает Встряхиваю кистями рук
Стоит гора, страдает Прикладывают ладошки к щекам и качают головой
И камешки теряет Встряхивают в воздухе руками
Раскатились камешки
И с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы
Развести руки в стороны


9.jpg (71122 bytes)

  • Как вы думаете, что есть, на морском дне? Что еще кроме камней? (Ракушки)
  • Как вы думаете, из чего они состоят? Известняк и песок.

Эксперимент 5. СЛУШАЕМ “ШУМ МОРЯ” или “РАКУШКИ”

Материал: Разные ракушки, стакан.

Рассмотреть, тонкие толстые, плотные и т.д.

А вы знаете, что большие раковины называют поющими?

Возьмите любую ракушку (лучше, если их будет несколько разных) и стакан. Предложите послушать их все по очереди и сравнить услышанный шум.

Окажется, что звук в них почти идентичный. Самый красивый звук слышен в закрученной большой раковине. Слабее в более ровной раковине и стакане.

А теперь сложите ладошки "горсточкой" и приложить к ним ухо. Услышит все тот же "шум моря"! А если распрямит ладошки, то звук сразу прекратится.

Вывод: звук, слышимый нами во всех этих случаях, не имеет отношения к "морскому" или "не морскому" происхождению предмета, а относится только к его выпуклой форме.

А откуда тогда берется этот звук в выпуклых полых емкостях? Оказывается, мы слышим в ракушке тихие звуки, которые постоянно окружают нас, даже если мы находимся в помещении одни. Только эти звуки усиленны во много раз. Так, что они уже кажутся заметным шумом. Раньше считали, что основной причиной этих звуков был ток крови самого человека. Но теперь это ставится под сомнение, потому что после физических нагрузок, когда ток крови усиливается, слышимый в ракушке шум остается прежним. Предлагаю вам самим это проверить:



Изменяется ли звук в ракушке от физических нагрузок

Попросите малыша поприседать с приложенной к уху ракушкой или стаканом. Чувствует ли он, как у него участился пульс? Ток крови стал сильнее. А вот как изменился шум? Практически никак.

Вывод: Шум от тока крови не является основным среди шумов, слышимых в ракушке.

Другое распространенное мнение, что мы в ракушке слышим завихрения воздуха, тоже опровергается опытным путем. К сожалению, этот опыт очень трудно повторить в детском саду. Ведь для этого нужна звукоизолированная комната. Если в такой комнате поднести к уху ракушку, то шума в ней не услышишь. Хотя воздух в комнате, естественно, точно такой же, как и в обычной комнате. Значит, все дело именно в окружающих нас звуках. Они такие привычные и незаметные, что мы просто перестаем слышать их, а вот с помощью раковины или стакана мы делаем их громче.

В науке физике это явление называется резонансом. А наши ракушка или стакан в таком случае будут резонаторами. Заключается это явление в том, что частота колебаний самой емкости совпадает с частотой колебаний звука и из-за этого усиливается. Это определение приблизительное, но даже его трудно понять детям. Для этого ребенок должен уже знать, что звук - это волны и должен понимать что такое "частота колебаний". Но совсем не обязательно ребенку все это объяснять. Явление резонанса до того, как было описано и объяснено, давно уже использовалось людьми.

Еще первобытные племена заметили, что полая колода звучит звонче, чем сплошная - и так изобрели барабан. Что ветер гудит в трубках тростника - и изобрели флейту. Заметили, что струна, натянутая над отверстием небольшого ящика звучит громче, чем без него - так изобрели и гитару, и балалайку и множество других инструментов.

Так же из ракушек можно сделать песок путем измельчения ракушек в ступе.

Эксперимент 6 . “МОЖНО ЛИ ИЗ РАКУШЕК СДЕЛАТЬ МОЗАИКУ?”

Материал: плоский камень, тонкие ракушки, основа с пластилином.

Камнем надавливаете на ракушку, и она трескается на несколько кусочков.

На основе вдавливаете кусочки ракушек и составляете орнамент, рисунок, фантазируем.



“Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел” К.Е. Тимирязев.

Рефлексия по результатам совместной деятельности

Читайте также: